Права и обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

    Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

    Законно ли повышение голоса на учеников?

    Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

    Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

      Права и обязанности педагога-психолога по новому закону об образовании

      Автор: И.В. Падчин, юрист-эксперт электронной системы «Образование» С 1 сентября 2013 г. утратил силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Вместо него регулировать отношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности, стал Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ). Какие положения Закона № 273-ФЗ определяют права и обязанности педагога-психолога в школе, работающего в общеобразовательной организации? Остановимся на некоторых нормах, касающихся, в частности: прав и обязанностей педагогического работника, его участия в управлении образовательной организацией, продолжительности рабочего времени, права на длительный отпуск, кодекса профессиональной этики, конфликта интересов педагогического работника.

      В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Во исполнение ч. 2 указанной статьи постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 была утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Согласно данному нормативному правовому акту должностной инструкции педагога-психолога эта должность относится к должностям иных педагогических работников, и, следовательно, на педагога-психолога распространяются положения законодательства РФ об аттестации педагогических работников, в частности, нормы ст. 49 Закона № 273-ФЗ, а также правовые акты органов, выполняющих функции учредителя образовательной организации, об аттестации педагогических работников, о формах экспертные заключений для аттестации педагогических работников и пр.

      Участие в управлении образовательной организацией

      Статья 47 Закона № 273-ФЗ определяет правовой статус педагогических работников, их права и свободы, гарантии их реализации, в том числе порядок работы педагога-психолога в школе. В частности, согласно п. 9 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации. В соответствии со ст. 26 Закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет и другие органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

      Кроме того, в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по их инициативе создаются профессиональные союзы работников образовательной организации, или, другими словами — представительные органы работников. В частности, мнение представительных органов работников организации учитывается при принятии локального нормативного акта, устанавливающего порядок создания и организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также порядок принятия комиссией решений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Закона № 273-ФЗ). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона № 273-ФЗ).Продолжительность рабочего времени
      Часть 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ устанавливает трудовые права и социальные гарантии педагогических работников, в частности, право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Продолжительность рабочего времени для педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
      В соответствии с п. 1 приложения к указанному приказу педагогам-психологам устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы — 36 часов в неделю.

      Эту статью полностью а также отдельные, наиболее актуальные для педагога-психолога изменения законодательства изложены в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа»

      www.menobr.ru

    Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

  • оказывать физическое воздействие;
  • выгонять из классного кабинета;
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.
  • Ответственность за оскорбление ученика

    Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

  • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
  • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
  • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
  • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
  • Права и обязанности учителей в школе по закону

    Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

    В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

    • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
    • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
    • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.
    • Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

      Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

      В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

      Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

      Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

      Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

    • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
    • ставить в угол;
    • Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

      В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

    • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.
    • classomsk.com

      Что можно и что запрещено учителям России — о правах учителей

      Права и обязанности учителя

      Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей «заносит». Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

      Учитель, классный руководитель имеет право на:

      4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

      (Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

      4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

      (Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

      4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

      4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

      (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

      4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

      (Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

      4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

      (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

      4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

      4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

      4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

      (Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

      4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

      4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.39, 46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 3)

      4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

      4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

      (Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

      4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

      4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

      (Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

      4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 67)

      4.17.Требовать:

      — от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

      (Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

      — от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

      4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

      (Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

      Учитель обязан:

      5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

      5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п. 1, 6)

      5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

      (Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

      5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

      (Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

      5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

      (Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

      5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

      (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

      5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

      5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

      5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

      5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

      5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

      (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

      5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

      5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

      5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

      (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

      5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

      (Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

      Обязанности классного руководителя:

      Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

      7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

      7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

      7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

      7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

      7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

      7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

      7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

      7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

      7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

      7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

      7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

      7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

      7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

      7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

      7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

      7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

      7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

      Учителю запрещено:

      8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

      (Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

      8.2. Опаздывать на урок.

      (Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

      8.3. Выгонять ученика с урока.

      (Конституция РФ, ст. 43)

      8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

      8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

      (Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

      shkolabuduschego.ru