Организации имеющие право проводить аттестацию рабочих мест

Кто может проводить специальную оценку условий труда

Законодательство по специальной оценке условий труда (СОУТ) предполагает, что она проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми на основании гражданско-правового договора. Такие организации должны соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение СОУТ;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Однако на сегодняшний день в полной мере перечисленные требования не могут быть применены к организациям, проводящим СОУТ, поскольку действуют переходные положения. В соответствии с ними организации, аккредитованные на оказание услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу законодательства по СОУТ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Обязанности экспертов таких организаций, вправе выполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях.

Порядок допуска организаций к деятельности по СОУТ, их регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановления и прекращения их деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих СОУТ, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. С учетом переходных положений на сегодняшний день существует два реестра. Это реестр организаций, проводящих СОУТ: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 24 организации) и реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда: http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations?Filter.PageNo=1&Filter.OrganizationStatusId=2&Filter.OrganizationServiceId=2 (на 09.04.2015г. в нем значится 805 организаций).

Процесс перехода из одного реестра в другой будет идти постепенно по мере того, как испытательные лаборатории организаций будут проходить аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации, а специалисты, выполняющие обязанности экспертов, получать сертификат эксперта на право выполнения СОУТ.

В настоящее время к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющие соответствующий сертификат эксперта.

Порядок проведения аттестации определен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования».

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 ч.;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта, предусматривает рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным выше, и проверку знаний заявителя по проведению СОУТ (аттестационное испытание).

Аттестационное испытание проводится в форме дистанционного тестирования по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Минтруда России: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/19/ .

При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Минтруд России принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания и оформляет сертификат эксперта.

Ведение реестра экспертов организаций, проводящих СОУТ, также осуществляет Минтруд России: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 1217 экспертов).

Проведение аттестационного испытания для экспертов, безусловно, является положительным нововведением, поскольку довольно широко распространено мнение о том, что охраной труда может заниматься кто угодно и без соответствующего образования. Это позволит фактически отстранить от участия в проведении СОУТ случайных людей. Однако, присутствие эксперта в реестре еще не означает, что результат работы будет качественным и профессиональным. Эксперт должен обладать глубокими знаниями в области охраны труда, безопасности жизнедеятельности, иметь опыт именно практической, а не «оформительской» работы по оценке условий труда.

Титаренко И.Ж.,
эксперт по специальной оценке условий труда, канд.техн.наук,
доцент кафедры БЖД ФГБОУ ВПО «КГТУ»

eactt.ru

Аттестация рабочих мест в офисе

Официально освобождены от аттестации рабочие места с компьютерами, копировально-множительной техникой, а также бытовой техникой, не используемой в технологическом процессе. Вроде как малый бизнес в большинстве освободился от необходимости аттестовать рабочие места.

Но, как водится, все оказалось не так уж просто.

Во-первых, послабление сделали только в феврале 2013. А в отчетности в ФСС нужно указывать данные по аттестации на начало года. Это значит, что все организации все равно должны были провести аттестацию ранее, и к февралю 2013 уже быть с цифрами. Прочерки в отчетах приниматься не будут. Внезапно.

Во-вторых,сотрудники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени обязаны проходить медосмотр раз в 2 года. В Порядке проведения аттестации сказано, если сотрудники должны проходить медосмотры, то и рабочее место подлежит обязательной аттестации. Это разъяснение дал Минтруд в своем письме от 08.04.13 № 15-1-859.

Есть ложка меда. Если по результатам аттестации рабочее место признано безопасным, то повторно ее проводить не нужно (так говорится в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 № 590н).

Но, давайте поподробнее поговори о том, какие рабочие места и как аттестовать.

Зачем это надо

Кроме того, что это требование законодательства и, выполняя его, вы избегаете штрафов, хочется понять, будет ли польза для самой организации.

После проведения аттестации рабочих мест вы сможете получить скидку по взносам на травматизм до 40%. Ставка зависит от категории, к которой будет отнесена ваша компания по степени профессионального риска. Более того, вы можете провести аттестацию за счет средств ФСС. Как возместить затраты на аттестацию рабочих мест, вы узнаете в конце статьи.

Аттестация рабочих мест поможет сократить налоговую нагрузку, т.к. по результатам аттестации рассчитываются льготы и компенсации сотрудникам, а они не облагаются налогами и взносами. У вас появится возможность законно включать в себестоимость продукции затраты на улучшение условия труда сотрудников: приобретение средств защиты, спецодежды, и т п. Вы сможете снизить коммунальные расходы, регулируя энергопотребление освещения, отопления и т д. Аттестация рабочих мест поможет значительно снизить ответственность руководителя при возникновении несчастного случая на работе. Вы сможете доказать, что обеспечили достаточно безопасные условия труда.

Рабочие места, подлежащие аттестации

Аттестации подлежат рабочие места которых относятся к пункту 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест, т.е. как уже говорилось выше, это те рабочие места, которые связаны с источниками воздействия на здоровье человека. Вновь созданные рабочие места должны пройти аттестацию в течение года со дня ввода в эксплуатацию. Затем, аттестацию необходимо проводить каждые 5 лет со дня последней аттестации, в случае если рабочее место не будет признано безопасным.

Количество рабочих мест, подлежащих аттестации, не всегда соответствует количеству сотрудников. У вас может быть 5 бухгалтеров, а аттестацию будет проходить 2 рабочих места. Рабочие места могут быть признаны аналогичными, тогда количество рабочих мест, требующих аттестацию легально сокращается. Аналогичными признаются рабочие места, которые соответствуют следующим требованиям:

  • должности имеют одно наименование;
  • сотрудники выполняют одинаковые профессиональные обязанности в одинаковом режиме;
  • используют однотипное оборудование, материалы, сырье;
  • работают в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • имеют одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаково обеспечены средствами индивидуальной защиты.
  • Как проходит аттестация рабочих мест

    Компании не могут сами проводить аттестацию, в состав аттестационной комиссии должна входить специальная организация, которая получила аккредитацию и внесена в реестр, имеющих право проведения аттестации рабочих мест. Поэтому первое, что вам нужно будет сделать — это выбрать аттестующую организацию. Аттестующие организации можно посмотреть на сайте dogma.su. Перед заключением договора, проверьте наличие фирмы в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

    Руководитель издает приказ о проведении аттестации рабочих мест, он составляется в произвольной форме. В приказе обязательно указывается:

  • состав аттестационной комиссии: кроме аттестующей организации, туда еще входят представители вашей фирмы, специалист по охране труда и представители профсоюза, у кого он есть;
  • ФИО председателя комиссии (это представитель вашей фирмы);
  • срок проведения аттестации.
  • В ходе проведения аттестации, организация будет проводить замеры и оценки ваших рабочих мест, чтобы признать их соответствующими либо не соответствующими нормам охраны труда.

    Результаты проведения аттестации оформляются в отчет с приложением всех необходимых документов. Состав пакета документов определен в п.44 Порядка проведения аттестации, а их формы приведены в приложениях к Порядку.

    После утверждения отчета об аттестации вам нужно предоставить в инспекцию труда:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест;
  • сведения об аттестующей организации;
  • сопроводительное письмо на бланке работодателя.
  • Срок предоставления документов — 10 дней со дня издания приказа о завершении аттестации рабочих мест.

    Цена вопрос

    Аттестующие организации бесплатно не работают, стоимость проведения аттестации рабочих мест колеблется от тысячи рублей до 3 тысяч за одно рабочее место. Здесь надо быть внимательным, и вместе с подрядчиков прикинуть, сколько мест придется аттестовать. При наличии 4 работников (например 2 программиста, верстальщик и веб-дизайнер) у вас может возникнуть от 1 до 3 рабочих мест (если все будут инженеры-программисты — это 1 рабочее место, а если оформить карточки рабочих места на программиста, верстальщик и дизайнера — это уже 3 места). Все зависит от подрядчика.

    Радует, что расход является обоснованным и фирмы на УСН «Доходы минус расходы» смогут его спокойно учесть на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

    Аттестация за счет ФСС

    Добросовестные компании, которые исправно платят страховые взносы могут получить компенсацию за счет средств ФСС на аттестацию рабочих мест.

    Сумма компенсации на проведение аттестации может быть не более 20% от уплаченных взносов на травматизм за вычетом страховых выплат сотрудникам по травматизму в 2012 году.

    Для получения компенсации в ФСС нужно предоставить:

    • заявление, составленное в свободной форме;
    • план финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма по форме, утвержденной Приказом N 580н;
    • копию приказа организации о проведении аттестации;
    • копию приказа организации о создании аттестационной комиссии;
    • копию договора с аттестующей организацией;
    • копию уведомления Минтруда о включении аттестующей организации в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
    • Срок подачи документов не позднее 1 августа текущего года.

      В течение 13 дней ФСС уведомит вас о принятом решении.

      Не провели аттестацию в срок, что нам грозит

      Вообще, за нарушение порядка проведения аттестации предусмотрены штрафные санкции:

    • от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
    • от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток;
    • от 1000 до 5000 руб. на директора. Если не проводили аттестацию рабочих мест, то лучше провести её сейчас.
    • Пока сами ФСС относятся к этому несколько лояльно, да и трудовые инспекции строго проверяют в основном производственные фирмы, к офисам требований меньше. В любом случае, следует перед сдачей отчетности в ФСС пообщаться с сотрудником Фонда по поводу заполнения таблицы 10 отчета 4-ФСС.

      e-kontur.ru

      Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

      В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

      Требования к аттестации рабочих мест

      Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

      Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

    • подготовка к проведению оценки условий труда;
    • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
    • исследование выявленных нарушений;
    • оценка полученного результата.
    • По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

      Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

    • со сложным технологическим оборудованием;
    • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
    • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

    Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

    К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

    Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

    Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
    • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
    • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
      • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
      • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
      • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
      • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
    • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
      • информация о компании, проводившей СОУТ;
      • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
      • протоколы измерений;
      • заключение экспертов.
      • Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

    • Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

      Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

      Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

      Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

      Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

      www.kp.ru

      Комиссия по аттестации рабочих мест

      Опубликовано: 30.11.2012 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

      С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом также должна формироваться комиссия, которая изменила свой состав. Подробнее здесь.

      Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, — ред.) регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н, вступившим в силу с 1 сентября 2011 года. Заменивший предшествующий документ — Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569, новый порядок стал гораздо требовательнее и строже относиться к проведению аттестации на рабочих местах.

      АРМ по своей сути довольно сложный процесс, требующий предельной внимательности. Результаты, полученные в ходе нее, свидетельствуют о сложившейся ситуации не просто на рабочем месте, но и на предприятии в целом. Проще говоря, отражают климат производственного процесса. А он бывает не так уж и хорош!

      Проблема охраны труда уже на протяжении всей хозяйственной и трудовой деятельности человечества является одним из наиболее важных вопросов. Создано огромное количество нормативных документов в защиту интересов работников, но известная фраза – закон создан для того, чтобы его нарушать, часто проявляет себя при организации производственного процесса в действительности. Прежде всего, следует уточнить отношение самого работодателя, который допускает небрежность в отношении работников, в организации трудового процесса.

      Новые правила сделали более структурированным процесс проведения, разграничили права и обязанности участников аттестации, от компетентности и степени образованности которых, зависит качество проведения. Аттестационная комиссия, не без участия руководителя, конечно, осуществляет организационные функции процесса, осуществляет методический контроль над проведением. Но основная ответственность за представленные результаты все же возлагается на работодателя, поэтому ему следует серьезно отнестись к выбору участников, которые представят объективную картину, а не фикцию.

      Состав аттестационной комиссии в новых правилах не претерпел кардинальных изменений. Ранее основную часть составляли представители структурных подразделений организации. В нее могли входить: юристы, бухгалтера, специалисты по охране труда, специалисты по кадровым вопросам, медицинские работники, представитель профсоюзной организации, представители аттестующей организации. Участие последней организации носило больше рекомендательный характер. Подчеркивалось, что аттестующая организация привлекалась на паритетной основе. Паритетная основа понималась как равенство в отношении прав и обязанностей при проведении аттестации.

      Руководители структурных подразделений включались из тех соображений, что они являются ответственными за процесс, за эксплуатацию оборудований, отлично знают технологический процесс, размещение рабочих мест, организационные и социальные вопросы, способны адекватно оценить ситуацию. Практиковалось включение в комиссию главных инженеров, механиков. Они довольно точно разбирались в конструкции, функционировании эксплуатируемого оборудования.

      На специалистов по кадрам ложилась организаторская функция: составление перечня рабочих мест, правильное наименование специальностей и профессий в соответствии с Всероссийским классификатором профессий, определение персонального состава работников.

      Бухгалтера приглашались для расчета компенсаций, льгот, предоставляемых за работу в неблагоприятных условиях труда, нормирования режимов труда, если условия на рабочих местах были признаны вредными.

      Медицинские работники решали вопросы оценки гигиенических факторов влияния, проведения обязательных медицинских осмотров.

      Органы профсоюзов выражают интересы работников. Если окунуться в исторический экскурс, долгое время эти органы вели надзор за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда. В их ведении находилась государственная инспекция по труду. Профсоюзы имели право проводить самостоятельно оценку охраны труда, расследовать несчастные случаи. Рыночные преобразования привели к тому, что эта роль в 1993 году была отведена Министерству труда и социального развития. Профсоюзы же выполняли лишь общественный контроль условий труда. При АРМ они представляют интересы работников в части установления льгот и компенсаций.

      Специалист по охране труда – еще одна значительная фигура. В их обязанности входит формирование необходимой нормативной базы документов (график по проведению аттестации, штатное расписание, инструкции по охране труда и т.д.).

      Радикальных изменений в составе аттестационной комиссии не произошло. В соответствии с принятым порядком, в состав комиссии входят: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. Обязанности специалистов остались также прежними. Единственное изменение – обязательное участие аттестующей организации, для которой также, в свою очередь, предусмотрены следующие перемены в предоставлении услуг. Организация должна выступать в качестве юридического лица, которое привлекается к участию в аттестации на независимых началах. Беспристрастность интересов между подобной организацией и хозяйственной деятельностью работодателя очень важна в процессе аттестации. Работа всех аттестующих организаций стала одной из центральных тем в области охраны труда. Как результат – новый порядок ведения их деятельности, правила по аккредитации испытательных лабораторий, регистрации инструментальной базы. Заниматься вопросами АРМ имеют право только те организации, которые получили аккредитацию в соответствии с Приказом № 205н (ред. от 22.11.2011 г.) и внесены в реестр аттестующих организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда. Чтобы получить аккредитацию, для начала им необходимо будет аттестовать испытательную лабораторию (ее наличие в каждой организации обязательно), для которой в свою очередь необходима укомплектованная приборная база и наличие высококвалифицированных специалистов. Не каждая организация может пройти столь сложную цепочку действий. Но те, кто действительно нацелен на результат, на объективный результат, хотелось бы подчеркнуть это слово, проходят все испытания и на них действительно можно положиться. При проведении замеров, при оценке существующих условий, организация обязана обосновывать выводы. Работодатель не должен препятствовать ее действиям, обязан предоставлять всю необходимую запрашиваемую информацию.

      У микропредприятий малого бизнеса не всегда имеется в наличии столь обширный состав специалистов разных областей. В таком случае, к примеру, тот же самый специалист по охране труда может привлекаться со стороны по гражданско-правовому договору.

      Комиссия по аттестации рабочих мест утверждается работодателем на основе приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, который также считается отправной точкой начала работ по оценке влияния факторов производственной среды на рабочее место. В нем определяются обязанности аттестационной комиссии на основе существующего порядка, которые заключаются в следующем:

    • осуществление руководства и организации контроля над проведением АРМ;
    • формирование всех необходимых документов;
    • составление перечня рабочих мест с выделением аналогичных и нестационарных рабочих мест;
    • приведение наименований профессий и должностей работников в соответствии с требованиями ЕТКС и ЕКС;
    • присвоение порядкового номера каждому рабочему месту;
    • заполнение и подписание карт аттестации;
    • право внести изменения в трудовой договор работника об изменении трудового режима, установлении льгот и компенсаций, если рабочее место признано не соответствующим;
    • разработка плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие законодательству об охране труда.
    • Работу аттестационной комиссии нельзя назвать легкой. Внимание и всестороннее знание вопросов охраны труда, компетентность каждого специалиста играют немаловажную роль при проведении АРМ. Поэтому, прежде чем, формировать комиссию, работодателю важно будет самому ознакомиться с общими вопросами аттестации, с требованиями и порядком ее проведения.

      1cert.ru