Налоговые преступления 199

Статья 199 УК РФ человеческим языком. Уклонение от уплаты налогов.

В последнее время правоохранительные органы всё чаще привлекают собственников, директоров, главных бухгалтеров и других ответственных и причастных лиц к уголовному преследованию по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации).
С одной стороны, радикально изменились возможности налоговой инспекции и правоохранительных органов, по выявлению подобных преступлений.
С другой стороны, дефицит бюджет заставляет государство обратить самый пристальный взор на собираемость налогов и дела по статье 199 УК РФ стали знаковым инструментом, позволяющим наиболее жёстко донести до предпринимателей позицию государства по использованию обналички и прочих чёрных и серых схем снижения налоговой нагрузки. Ситуация осложняется низкой информированностью бизнеса о происходящих изменениях и рисках, а также нехваткой времени, средств и специалистов, для правильной работы по снижению налогов.

Статья 199 УК РФ

Чтобы пояснить кому и чем грозит статья 199 УК РФ, какова ответственность за обналичку, ознакомимся с понятием уголовных пределов.
В уголовном законодательстве тяжесть наказания зависит от тяжести преступления. В случае уклонения от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) наказание напрямую зависит от той суммы налоговой экономики, которая будет признана незаконной в течении 3 лет. Существуют две пороговые суммы — 2 000 000 рублей и 10 000 000 рублей.

Разберёмся, что это значит.
Если сумма уклонений за 3 года составит менее 2 000 000 рублей, то уголовная ответственность не наступает. Это не исключает налоговой ответственности в виде штрафа, однако, в данном случае нет наказания в виде лишения свободы. По этой причине налоговый проверки с подобными начислениями практически не проводятся.
Если соответствующая сумма составляет от 2 000 000 до 10 000 000 рублей, то данные действия являются преступлением небольшой тяжести, за которое предусмотренная ответственность до 2 лет лишения свободы. Небольшая тяжесть преступления предусматривает и довольно короткий срок давности — тоже 2 года. Учитывая большую сложность налоговых дел и срок их рассмотрения, довольно сложно привлечь виновного к ответственности. К моменту вынесения приговора срок давности почти наверняка истечёт. Однако, здесь уже обязательно требуется сопровождение специалистов по налоговому и уголовному праву.

В случае выхода за рубеж 10 000 000 рублей, преступление является тяжким и уголовная ответственность за него может достигать 6 лет лишения свободы. В этом случае срок давности составляет — 10 лет. «Заволокитить» такое дело в суде практически невозможно. В этом случае защита должна быть направлена на снижение предъявленной налогоплательщику суммы, чтобы выйти за уголовные пределы.
Важно понимать, что для того, чтобы преступление стало тяжким необязательна сумма доначислений более 10 млн. руб — если оно было совершено группой лиц по предварительному сговору, тогда и 2 000 000 рублей будет достаточно.

Распространённое заблуждение при этом гласит, что ответственности подлежит только руководитель компании, однако, это не так. Верховный суд разъяснил, что к ответственности может привлекаться любое лицо, которое суд сочтёт так или иначе причастным к уклонению от уплаты налогов. Это называется организованной группой.
Таким образом, следователи постоянно пытаются объединить в организованную группу руководителя, собственника, главного бухгалтера и третьих лиц, как соучастников предварительного сговора.

Также, оценивая риски, учтите, что ваша оценка о том, уклонились ли вы на 1, 2 или 10 млн рублей может разительно не совпадать с оценкой налоговиков и суда, а период в три года, за которые считаются нарушения, достаточно велик. Можно сказать, что все предприятия, которые за 3 года имеют оборот более 10 млн рублей, наверняка попадают в группу риска, при использовании обнала и других рискованных схем. Это всего 280 тысяч оборота в месяц.

Большинство не понимает, что пользуясь обналом и не заботясь о безопасности методов оптимизации налогообложения — копают себе яму. Предприниматели думают, что сегодня их «пронесло» и «никто не заметил», «займусь этим завтра». В реальности же, как правило, налоговики и следователи просто ждут, когда сумма нарушений перевалит за 2 миллиона.

Распространено также мнение, что учредители не несут ответственности, если не являются руководителями, однако, практика говорит об ином. Так, лицо, организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ. На практике, наёмные же директора и бухгалтера на допросах начинают указывать на учредителя, как на организатора и т.п., движимые сомнительными обещаниями следователей «пойти как свидетель».

Как избежать преследования по статье 199 УК РФ?

Лучше всего подумать об этом вчера или, хотя бы, сегодня. Обратиться к специалистам, которые разработают и профессионально внедрят оптимальную и законную схему оптимизации налогообложения. Сомнительные моменты в прошлом компании также требуют внимание профильных юристов.
Помните, что заплатить по требованию налоговиков — не выход, ведь вы автоматически признаёте себя виновными по статье 199 УК РФ.
К сожалению, нам очень часто приходится работать с теми, кто дотянул до последнего, когда уже упущены все возможности не только предотвратить преследования, но даже исправить ситуацию.
Если вы в зоне риска или налоговики уже пришли с проверкой — лучше обратитесь к нам сегодня. ЮК «Туров и Побойкина — Сибирь» — ведущая компания на рынке, которая профильно решает вопросы оптимизации налогообложения, налоговых споров, сопровождения налоговых проверок и преследований ответственных лиц.

Своевременно повышайте квалификацию — вся актуальная информация о налогах и безопасности активов видеозаписи семинара-практикума В. Турова: «Оптимизация налогов, страховых взносов и защита активов». Также приглашаем посетить наш семинар о выездных налоговых проверках.

legalsib.ru

Об уголовной ответственности за налоговые преступления

С.В.Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Самым суровым видом ответственности для физического лица является уголовная ответственность. Практика показывает, что в вопросах выявления схем уклонения от уплаты налогов, возмещения причиненного бюджетной системе ущерба налоговые органы активно взаимодействуют со следственными органами, органами дознания.

Некоторым вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и другие преступления, связанные с налогообложением, посвящено интервью с экспертом.

— В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?

Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации состоит в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, внесении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Примерами уклонения являются:

  • использование фиктивных документов о расчетах с фирмами-однодневками для применения налоговых вычетов по НДС;
  • представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с заведомо ложными сведениями о расходах по мнимым сделкам;
  • занижение объема реализованной продукции в декларации по акцизам.
  • — Кто привлекается к ответственности?

    Некоторые вопросы применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

    К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

    К числу субъектов преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

    — Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?

    Не секрет, что руководство юридическим лицом может де-факто осуществляться бенефициаром (в частности, лицом, у которого преобладающее участие в уставном капитале, в том числе через цепочку зависимых лиц).

    В этом случае вопросы об ответственности могут рассматриваться с учетом роли каждого лица в совершении преступления. При наличии соответствующих фактических обстоятельств директор может быть привлечен к уголовной ответственности как исполнитель преступления, а фактический руководитель как организатор, подстрекатель или пособник (статьи 33, 34 УК РФ).

    Следует обратить внимание, что в ситуации c фактическим руководителем взаимодействие, основанное на власти — подчинении строится на неформальных отношениях при отсутствии приказа, распоряжения — документов, адресованных исполнителю.

    — Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?

    В силу пункта 2 статьи 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

    К обстоятельствам, смягчающим ответственность, согласно статье 61 УК РФ относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

    Такая зависимость может иметь место в ситуации понуждения со стороны бенефициара организации к совершению незаконных действий ее руководителем.

    Но подтвердить документально такие факты достаточно сложно.

    — Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?

    В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, нет.

    По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета (пункт 2 статьи 151 УПК РФ).

    Не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем Следственного комитета должно быть принято процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела.

    По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (статья 162 УПК РФ).

    Согласно статье 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

    Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (пункт 2 статьи 175 УПК РФ).

    Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (статья 215 УПК РФ).

    По ранее действовавшей редакции статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, служили только материалы, которые были направлены налоговыми органами. Данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ.

    С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела может стать, в том числе заявление гражданина или сообщение любой организации. На практике основной повод – это материалы проведенных мероприятий оперативно-розыскной деятельности. Причем, налоговые органы могут направлять в органы внутренних дел необходимые сведения для сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков преступления.

    — Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?

    Такая ситуация возможна. Налоговый орган участвует в процедуре рассмотрения сообщения о преступлениях. Причем, он является вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.

    В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию в отношении налогоплательщика: налоговая проверка была, проверка идет, проверки не было. Участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли следователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в налоговый орган копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ.

    Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа, иными словами, может сразу возбудить уголовное дело.

    Непроведение налоговой проверки, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.

    Обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа также не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела (приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/[email protected], МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

    Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

    Если по результатам проверки суд устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необоснованным. В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

    — Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

    Да, положения пункта 3 статьи 32 НК РФ сохранились без изменений. Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев не исполняет требование об уплате налога (сбора), и размер неуплаченных сумм указывает на наличие признаков преступления.

    В данном случае имеется в виду неисполнение требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме налоговый орган должен отразить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (письмо ФНС от 06.06.2012 № АС-4-2/[email protected]).

    Взаимодействие налоговых органов и органов Следственного комитета регулируется также соответствующим Соглашением от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3.

    При этом в статье 32 НК РФ говорится не только об уклонении от уплаты налогов с физического лица и организаций, но и о неисполнении обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ), сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).

    В отношении двух последних преступлений ФНС направила налоговым органам рекомендации. В частности, в письме от 29.03.2016 № ЕД-4-2/5354 приведена типовая форма справки «Информация по обстоятельствам неисполнения обязательств налоговых агентов путем неудержания и (или) неперечисления НДФЛ, удержанного из заработной платы (иных доходов) физических лиц». В справке предписано указывать причины неперечисления НДФЛ, с точки зрения налогового органа, на основании анализа выписок по счетам, кассовых операций, регистров налогового агента. Под этими причинами понимается расходование средств на иные цели, чем перечисление налога в бюджет, например на погашение займов, оплату задолженности, выдачу займов, снятие средств на хозяйственные нужды и т.п.

    — Что может указывать на сокрытие имущества от взыскания?

    В отношении статьи 199.2 УК РФ в письме ФНС от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 приведены признаки, свидетельствующие о сокрытии денежных средств и имущества:

  • оплата, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика путем перечисления руководителем организации денежных средств кредиторам по финансовым поручениям дебиторам;
  • использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применяется статья 76 НК РФ, например через кассу предприятия;
  • использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
  • открытие новых расчетных счетов;
  • несдача денежной выручки в кассу;
  • утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих, в том числе бухгалтерских и иных учетных документов;
  • несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
  • отчуждение имущества;
  • совершение с имуществом мнимых сделок.

— Будет ли иметь значение наличие решения арбитражного суда в пользу налогоплательщика по спору с налоговым органом?

Будет. Но в тех пределах, которые входили в предмет доказывания по арбитражному делу в порядке так называемой преюдиции (статья 90 Уголовно-процессуального кодекса).

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Следователь не вправе обращаться к вопросу, составлявшему предмет доказывания по арбитражному делу. Он может оценивать наличие признаков фальсификации доказательств, включая доказательства, не рассматривавшиеся судом по арбитражному делу. Фальсификация доказательств в случае ее установления может быть основанием для пересмотра решения по арбитражному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

— Как сформулированы критерии по суммам неуплаченных налогов для целей привлечения к ответственности?

С 15 июля 2016 года проиндексированы размеры неуплаченных сумм, превышение которых является условием привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов по статьям 198 и 199 УК РФ.

Изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ.

Причем, для организаций увеличен как абсолютный размер неуплаченной суммы налогов, так и процентное соотношение доли неуплаченных налогов и подлежащей уплате суммы налогов.

Крупным размером признана сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 5 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Либо неуплаченная сумма должна превысить 15 миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда от 28.12.2006 № 64 при исчислении доли неуплаченных налогов и (или) сборов необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд. Согласно пункту 17 того же Постановления размер неисполнения обязанности налогового агента необходимо определять исходя из сумм тех налогов и (или) сборов, которые подлежат перечислению в бюджет лицом как налоговым агентом.

В качестве наказания могут быть применены штрафы, принудительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, лишение свободы.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не установлена.

— При каких условиях уголовное преследование может быть прекращено?

Лицо, впервые совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности.

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198-199.1 Уголовного кодекса, в случае, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (статья 28.1 УПК РФ).

— Что означает возмещение ущерба?

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 76.1, пункта 2 примечаний к статье 198, пункта 2 примечаний к статье 199 УК РФ и части 2 статьи 28.1 УПК РФ можно дать следующий ответ.

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, предусмотренного статьями 198-199.1 УК РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов. Уплата должна быть осуществлена до назначения судом первой инстанции судебного заседания.

Полное возмещение ущерба, произведенное после назначения судом первой инстанции судебного заседания в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 61 УК РФ признается судом обстоятельством, смягчающим наказание. На основании части 2 той же статьи в качестве такового может быть признано и частичное возмещение причиненного преступлением ущерба.

Для целей применения части 1 статьи 76.1 УК РФ полное возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе, может быть подтверждено документами, удостоверяющими факт перечисления в бюджетную систему начисленных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика, например, платежным поручением или квитанцией с отметкой банка.

— Освобождается ли лицо от ответственности, если ущерб возмещен другим лицом?

Возмещение ущерба может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. В случае совершения преступлений, предусмотренных статьями 199 и 199.1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется лицу (пункт 2 примечаний к статье 199 УК РФ).

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем, не являются основанием для освобождения этого лица от уголовной ответственности (постановление Пленума Верховного Суда от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»).

taxcom.ru

6. Каков состав уголовного преступления квалифицируемого по статьям неуплаты налогов?

Как установлено статьей 8 Уголовного кодекса — Основанием привлечения к уголовной ответственности является обязательное наличие ВСЕХ признаков состава уголовного (в нашем случае налогового) преступления.

Если в составе преступления отсутствует любой из признаков – уголовной ответственности быть не может, исходя из чего, очень важно понимать, что же именно входит в состав налогового преступления в каждой из статей Уголовного кодекса предусматривающих уголовную ответственность за неуплату налогов и сборов.

Состав любого уголовного преступления, в том числе и по неуплате налогов и сборов, является единственным основанием уголовной ответственности.

Состава уголовного преступления формируют 4 обязательных элемента:

  • Объект преступления
    Это, то на что направлено общественно опасное деяние.
  • Объективная сторона преступления
    Это описанные в той или иной статье Уголовного кодекса признаки конкретного преступления. Они характеризуют сам процесс совершения данного общественно опасного деяния, то есть описывают преступление.
  • Субъект преступления
    То физическое лицо, которое и совершило преступление.
  • Субъективная сторона преступления
    Отношение преступника к содеянному и его последствиям, его внутренние переживания. Субъективная сторона выражается в различных формах вины, а именно:

  • в прямом умысле (часть 2 статьи 25 УК)
  • в косвенном умысле (часть 3 статьи 25 УК)
  • в легкомыслии (часть 2 статьи 26 УК)
  • в небрежности (часть 3 статьи 26 УК)
  • Наряду с виной, в отдельных преступлениях, субъективная сторона характеризуется также:

  • мотивом совершения преступления
  • целью совершения преступления
  • Интересующие нас налоговые преступления имеют следующий состав:

    Состав налогового уголовного преступления по статье 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»:

      Объект налогового преступления по статье 198 УК РФ.

    Общественные экономические отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности, и конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции РФ).
    Предмет преступления – налоги, сборы

    Объективная сторона налогового преступления по статье 198 УК РФ.

    Включает два способа совершения данного налогового преступления физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем):


      Все иные способы уклонения физического лица от уплаты налогов и сборов не влекут за собой уголовной ответственности, то есть декриминализированы.
      Просто неуплата налога без использования названных в статье 198 УК способов считается налоговым правонарушением (статья 122 Налогового кодекса)
    • Субъект налогового преступления по статье 198 УК РФ.

      Вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, как и имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации.
      В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от налогов (сборов), его действия квалифицируются по статье 198 как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу части 4 статьи 34 УК РФ — как его пособника при условии, если он осознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов), и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (пункт 6 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64)

      Субъективная сторона налогового преступления по статье 198 УК РФ.

      Налоговое преступление совершается с прямым умыслом, при котором физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от уплаты налогов и сборов способами, указанными в статье 198 Уголовного кодекса

      Состав налогового уголовного преступления по статье 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»:

      Объект налогового преступления по статье 199 УК РФ.

      Аналогичен объекту преступления в статье 198, то есть:

    • Общественные экономические отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности, и конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции РФ)
    • Предмет преступления – налоги, сборы

      Объективная сторона налогового преступления по статье 199 УК РФ.

      Уклонение от уплаты налогов и сборов способами, аналогичными способам, изложенным в статье 198 УК, то есть:

    • непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно
    • включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений
    • Субъект налогового преступления по статье 199 УК РФ.

      К субъектам налогового преступления могут быть отнесены :

    • руководитель организации-налогоплательщика
    • главный бухгалтер
    • бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера в обязанности, которых входит подписание отчетных документов, представляемых в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов
    • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления
      организации на совершение таких действий
    • К числу субъектов могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера)

    • Субъективная сторона налогового преступления по статье 199 УК РФ.

      Налоговое преступление, по статье 199 Уголовного кодекса, совершается с прямым умыслом, при котором субъект преступления, сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от уплаты налогов и сборов способами, указанными в статье 199 Уголовного кодекса

      Состав налогового уголовного преступления по статье 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»:

      Объект налогового преступления по статье 199.1 УК РФ.

      Объектом данного преступления являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами

      Объективная сторона налогового преступления по статье 199.1 УК РФ.

      Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов (сборов) в бюджет (государственный внебюджетный фонд), совершенном в крупном размере.
      То есть объективная сторона неисполнения налоговым агентом своих обязанностей в частности состоит в том, что он игнорирует возложенные на него нормами Налогового кодекса обязанности по :

    • исчислению
    • удержанию
    • перечислению
    • сумм налогов и сборов, которые подлежат уплате другим налогоплательщиком (например, работником виновного, иностранным контрагентом виновного, который не состоит на налоговом учете в России и тому подобное).
      Объективная сторона данного налогового преступления характеризуется чаще всего бездействием. Преступление налицо в той мере, в какой указанные деяния виновный совершает в личных интересах, например, вместо того чтобы перечислить сумму налога в бюджет, виновный использует соответствующие средства на собственные нужды, для расчетов со своими поставщиками и тому подобное

    • Субъект налогового преступления по статье 199.1 УК РФ.

      Вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным бухгалтером (старшим бухгалтером) организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов, а также иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера (пункт 17 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64)

      Субъективная сторона налогового преступления по статье 199.1 УК РФ.

      Аналогично предыдущим статьям 198 и 199 Уголовного кодекса – это прямой умысел.
      В данном случае прямой умысел, при котором субъект преступления, сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов в качестве налогового агента, способами, указанными в статье 199.1 Уголовного кодекса

      Состав налогового уголовного преступления по статье 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»:

      Объект налогового преступления по статье 199.2 УК РФ.

      Финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков.
      Под недоимкой, согласно части 2 статьи 11 Налогового кодекса, понимается сумма налога или сбора, неуплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
      Предмет преступления — денежные средства, как наличные, так и безналичные, а также иное имущество

      Объективная сторона налогового преступления по статье 199.2 УК РФ.

      Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам (сборам).
      Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя понимается деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере.
      Например, фиктивная передача имущества, раздел имущества собственниками, различные способы перевода денежных средств на разнообразные услуги, имитация преступления или несчастного случая (пожара), внесение в бухгалтерские и иные учетные документы заведомо ложных сведений и тому подобное.
      Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи состава преступления не образует (пункт 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64)

      Субъект налогового преступления по статье 199.2 УК РФ.

      Индивидуальные предприниматели, руководители и лица, выполняющие управленческие функции в организации, в том числе выступающие в роли налоговых агентов, а также собственники организации

      Субъективная сторона налогового преступления по статье 199.2 УК РФ.

      www.nalog2000.ru