Квалификационные уровни юриста

К какой профессиональной квалификационной группе относится должность «специалист по охране труда»?

Добрый день! Ответьте пожалуйста, к какой профессиональной квалификационной группе относится должность «специалист по охране труда». На основании какого документа?

Ответы юристов (4)

Добрый день, Надежда!

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» утверждены квалификационные характеристики по должностям руководитель службы охраны труда и специалист по охране труда.

Таким образом, возможно отнесение должностей руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда к тем же профессиональным группа, что и отнесение должностей начальника отдела охраны труда, инженера по охране труда.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (с изменениями и дополнениями) должность инженера по охране труда относится к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что должность специалиста по охране труда наряду с должностью инженера по охране труда относится к квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Есть вопрос к юристу?

Дополнительно прикрепляю Вам ссылку на Постановление правительства.

В этом документе нет должности «Специалист по охране труда»

29 Июля 2016, 15:43

В первых двух абзацах своего ответа я дал обоснование тому, что возможно отнесение должностей руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда к тем же профессиональным группа, что и отнесение должностей начальника отдела охраны труда, инженера по охране труда.

Уточнение клиента

А разве можно в трудовую книжку записать должность, которой нет в документе, указанном Вами выше?

29 Июля 2016, 16:47

В своем ответе я озвучил позицию Минтруда РФ, выраженную в письме от 5 февраля 2014 года 14-3/10/В-538 в ответ на на письмо Минитруда Удмуртской Республики от 20 сентября 2013 года 07-11/1690.

С самим ответом можете ознакомиться. Ссылку прикрепляю.

Спасибо за консультацию!

01 Августа 2016, 10:40

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Профстандарт юрисконсульта на 2018 год

Отправить на почту

Профстандарт юрисконсульта 2018 года устанавливает необходимый набор знаний/умений/навыков, опыта работы и уровня образования сотрудника для осуществления данной профдеятельности. Подробнее — в статье.

Утвержден ли профессиональный стандарт юриста в 2018 году?

По состоянию на конец мая 2018 года профессиональный стандарт юрисконсульта еще не утвержден Министерством труда РФ, а по данным Рособрнадзора, изменений не следует ожидать еще как минимум год. Из принятых на данный момент так называемых обновленных квалификационных требований для юридических специализаций можно отметить лишь профстандарт следователя-криминалиста. Этот стандарт утвержден приказом Минтруда РФ от 23.03.2015 № 183н.

Кроме того, на этапе разработки находится концепция для профстандарта корпоративного юриста. Подготовкой данного проекта занимается юридический факультет Московского госуниверситета им. М. В. Ломоносова. Данной разработкой юрфак занялся в порядке пп. 3, 7 правительственного постановления от 22.01.2013 № 23.

Что общего у этих двух профстандартов (утвержденного и разрабатываемого)? То, что у обоих указан 7-й уровень квалификации. Используемые при разработке профстандартов квалификационные уровни утверждены приказом Министерства труда РФ от 12.04.2013 № 148н. Соответствие 7-му уровню означает, что работник имеет образование (степень специалиста или магистра), что он прошел дополнительное профессиональное обучение и имеет практический опыт.

Узнать подробнее об уровнях квалификации вы сможете, изучив нашу статью «Уровни квалификации в профессиональных стандартах».

Что делать, пока не утвержден профстандарт для юриста?

Пока надлежащим образом не будет утвержден профстандарт юрисконсульта, работодатели при определении квалификационных норм для данной должности и установлении должностных обязанностей могут использовать сведения, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике (постановление Министерства труда РФ от 21.08.1998 № 37).

В указанном справочнике установлены следующие требования к квалификации юрисконсульта:

  • Для специалиста без категории обязательно наличие высшего профильного образования, но требований по стажу работы нет. Если образование среднее профессиональное, то необходим как минимум 5-летний стаж работы.
  • Для специалиста 2-й категории необходимо наличие высшего юридического образования и 3-летний стаж работы юрисконсультом.
  • Для специалиста 1-й категории обязательно наличие высшего юробразования и стаж работы на протяжении как минимум 3 лет на должности специалиста 2-й категории.
  • Какой должна быть структура профстандарта юрисконсульта

    Профессиональные стандарты разрабатываются по единому образцу, утвержденному приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 147н. В соответствии с предлагаемой формой структура документа должна выглядеть следующим образом:

    1. Общая информация — в этом разделе указываются вид профдеятельности и ее основная цель, код по ОКВЭД, а также группа занятий (код ОКЗ) и отнесение к видам экономической сферы.
    2. Описание обобщенной трудовой функции — например, в стандарте для следователя-криминалиста к обобщенной функции относится проведение криминалистической (следственные и другие процессуальные действия) деятельности с целью предварительного расследования преступлений.
    3. Характеристика определенных трудовых функций — здесь детализируются указанные в графе выше характеристики обобщенной функции. Кроме того, в этом разделе перечисляются те знания и умения, которыми должны обладать юристы. В стандарте для следователя-криминалиста указывается, что специалист должен соответствовать 7-му уровню квалификации, что означает наличие степени магистра или специалиста. При этом в стандарте, разработанном для следователя-криминалиста, не содержится требований к опыту практической работы, зато среди условий допуска к работе — соответствие требованиям, предъявляемым к следователям. В стандарте корпоративного юриста предлагается установить требование по получению высшего юридического образования (степень магистра в сфере корпоративного права).
    4. Информация о том, кто разработал профстандарт и какой орган ответственен за его разработку.

    Трудовые функции юрисконсульта по ЕКС

    В связи с тем, что сегодня профстандарт юрисконсульта еще не утвержден, при заключении трудовых договоров и составлении должностных инструкций может использоваться информация из действующего ЕКС (Единого квалификационного справочника).

    В соответствии с п. 2 раздела I ЕКС, утвержденного постановлением № 37, в должностные обязанности юрисконсульта входит:

  • разработка документации правового характера;
  • методическое управление правовой работой в компании, помощь правового характера внутренним подразделениям; подготовка различных правовых документов, участие в подготовке ответов на запросы контролирующих органов и отклонение претензий;
  • подготовка документов о недостачах, браке, нарушении экологических норм и проч. для передачи документов в суд и следственные органы; хранение и учет дел, рассмотренных в суде и оконченных исполнением судебного решения;
  • участие в мероприятиях, направленных на укрепление трудовой/финансовой/договорной дисциплины и сохранение активов компании;
  • оформление документации по привлечению сотрудников к материальной/дисциплинарной ответственности;
  • непосредственное участие в работе по заключению договоров, соглашений, рассмотрении вопросов по дебиторской/кредиторской задолженности;
  • контроль за своевременной выдачей справок, предоставлением объяснений в рамках претензионной работы;
  • участие в работе по составлению правовых заключений по ряду вопросов, которые возникают в ходе хоздеятельности компании;
  • информирование трудового коллектива и руководящего состава обо всех законодательных нормах (и их изменениях), которые оказывают влияние на деятельность компании;
  • консультирование работников по правовым вопросам, содействие в составлении документов имущественного характера;
  • и другие функции.
  • Юрисконсульт на предприятии должен обладать определенными профессиональными знаниями, полученными в результате изучения:

    • нормативно-правовых актов, которые оказывают влияние на хозяйственную и финансовую деятельность компании;
    • методических рекомендаций по обеспечению правовой деятельности компании;
    • трудового, гражданского, административного, финансового права;
    • налогового, экологического, земельного законодательства;
    • порядка составления отчетности и ведения бухгалтерского/налогового учета;
    • порядка оформления договоров и соглашений, в т. ч. коллективных и тарифных;
    • порядка ведения, учета и систематизации юридически значимых документов с применением ИТ-средств;
    • основ экономики, управления, производства и организации трудового процесса;
    • правил и норм охраны труда.
    • Юрисконсульт должен уметь обращаться с современной вычислительной техникой, средствами связи и телекоммуникации.

      Условия применения профстандарта юриста

      На сегодняшний день согласно ст. 57 ТК РФ четкое соответствие исполняемой специалистом трудовой функции профстандарту обязательно лишь при условии, если:

    • предусмотрены какие-либо ограничения для того, чтобы занять данную должность (например, судимость);
    • государством предоставляются определенные льготы или компенсации (к примеру, льготная пенсия);
    • обязательность применения профстандарта прямо предусмотрена законом.

    Для юрисконсульта такие ограничительные меры, скорее всего, не будут предусмотрены, поэтому применение профстандарта (после его утверждения) не будет являться обязательным (по крайней мере, в сформированном сегодня правовом поле). Исключением являются служащие госкомпаний, для которых профстандарты обязательны (постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

    Тем не менее при поиске претендентов на должность юрисконсульта работодатели, скорее всего, будут обращать внимание на соответствие уровня знаний и навыков соискателя тем, которые предусмотрены профстандартом. А также при составлении должностной инструкции юрисконсульта будет оправданным использовать описанные в стандарте трудовые функции в качестве перечня обязанностей для специалиста.

    С примерным содержанием профильной должностной инструкции можно ознакомиться в нашей статье «Должностная инструкция юрисконсульта — образец за 2016 год».

    Профстандарт юрисконсульта еще не разработан и не принят в установленном порядке. И пока он не утвержден и не включен в реестр профессиональных стандартов, продолжают действовать квалификационные требования, содержащиеся в справочнике ЕКС. На них следует ориентироваться при заключении трудового договора с юристом и утверждении должностной инструкции.

    После принятия профстандарта юриста работающих на этой должности сотрудников нельзя будет уволить лишь на том основании, что их навыки (знания, умения и образование) не соответствуют стандартизированным.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Квалификационные уровни юриста

    Предваряя структурирование профессиональных компетенций будущего юриста, определимся с самим понятием профессиональной компетенции и компетентности.

    Анализ данных понятий показывает, что в настоящий момент однозначного определения понятий компетенция и компетентность нет. Различные научные школы рассматривают данную проблему несколько по-разному.

    В отечественной науке разработкой понятий компетенция и компетентность многопланово занимаются И.А. Зимняя, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур и другие ученые. Не претендуя на полноту исследования, приведем некоторые из точек зрения, которые близки к нашему пониманию данных понятий.

    Следующий подход к данной проблеме находим в работах А.В. Хуторского: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов… Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности» [5, с. 168]. Из этих определений делаем первый вывод о том, что компетентность – понятие более широкое, нежели компетенция.

    По мнению Г.К. Селевко, «Понятие компетенция чаще применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» ученика, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами. Компетентностью же следует называть интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе социализации…» [4]. Таким образом, говоря об отдельных качествах личности, которые формируются в учебном процессе, правильно будет употреблять понятие компетенция. Компетенций может быть несколько, они образуют взаимосвязанную совокупность. Компетентность специалиста рассматривается всегда как единое целое. Нельзя утверждать, что компетентность неделима, более того, на наш взгляд, компетентность образуется при интеграции совокупности компетенций. При этом, однако, компетентность обладает свойством эмерджентности – ее нельзя рассматривать как простую сумму компетенций, она образуется более сложным образом и обладает системным качеством, которое мы не находим у отдельных компетенций.

    Так, например, А.Ю. Петров указывает, что компетентность проявляется в практической деятельности и не сводится ни к знаниям, ни к умениям по каким-либо предметам: «компетентность представляет собой интегративное качество личности, сформированное на основе предметных знаний, индивидуально-психических качеств, а также практического опыта и проявляющееся в способности и готовности человека к практическому действию и решению практических проблем» [3].

    В ФГОС ВПО третьего поколения компетентность специалиста также интерпретируется как единая форма описания профессиональных и общекультурных компетенций – универсальных, академических и профессиональных профилей, уровней и характеристик «персонального результата» образования.

    В контексте нашего исследования именно прикладной, практико-ориентированный аспект компетенции имеет для нас существенное значение. Можно говорить, что компетенция – это то, что на основе знаний порождает определенное умение, действие.

    Таким образом, проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы выявил, что компетентность – это всегда интегральное свойство, характеристика личности, реализующей свой потенциал в успешную деятельность (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур). Если деятельность неудачна, нет смысла говорить о компетентности.

    До сих пор мы говорили об общем понятии компетентность. Профессиональной компетентностью называют «индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую готовность» (Л.Ю. Кривцов, Э.Ф. Зеер) к профессиональной деятельности.

    В формирующейся в настоящее время новой модели ВПО компетенции будут занимать доминирующее положение. Специфика каждой профессии обусловит также содержание социально-личностного компонента профессиональной подготовки.

    Проведенный анализ понятия профессиональных компетенций будущего юриста позволяет выделить в их структуре три блока: оценочно-мотивационный, операционный и рефлексивный.

    Первый блок (оценочно-мотивационный) предполагает осознание студентом содержания своего будущего профессионального труда с точки зрения его ценности и значимости. В данном аспекте с понятием профессиональной компетенции справедливо связывают мотивационно-практические результаты усвоения суммарного содержания знаний и практических навыков, адекватных профессиональным требованиям, предъявляемым к будущему специалисту как субъекту труда.

    Второй блок позволяет оценить возможность будущего юриста самореализовать себя в профессиональном труде, он также связан с первичным опытом трудовых операций.

    Третий блок связан с самооценкой студента как будущего профессионала.

    Сформированность той или иной профессиональной компетенции целесообразно оценивать только в совокупности всех названных блоков. Системность в данном случае – обязательное свойство компетенций, призванных обеспечить будущему специалисту эффективное решение реальных профессиональных задач и ситуаций.

    Европейская система квалификаций рассматривает компетенцию в единстве когнитивной, функциональной, личностной и этической составляющих. Все они в равной степени должны быть представлены в структуре профессиональных компетенций. Соответственно, отличительное свойство структуры профессиональных компетенций – наличие в ней всех уровней развития будущего специалиста.

    Учитывая заявленную структурную логику, в обосновании сущности профессиональных компетенций будущих юристов необходимо исходить из специфики юридической профессии. Остановимся на ней подробнее.

    Деятельность современного юриста исследователи определяют как «многоуровневое иерархическое явление». Понимая профессию как «группу родственных специальностей», мы учитываем три возможные области профессиональной деятельности юриста: правотворчество, правоприменение и правоисполнение.

    Также юридическую деятельность часто рассматривают как «относительно обособленные направления гомогенного влияния на объективную и субъективную социальную реальность, в которых проявляется и конкретизируется природа юридической деятельности, ее творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение» [4, с. 124].

    В.Н. Карташев различает общесоциальные и специально-юридические функции юридической деятельности.

    К общесоциальным функциям В.Н. Карташев относит экономическую, политическую, экологическую, воспитательную. К специально-юридическим – регистрационно-удостоверительную, правоконкретизирующую, правоохранительную, правообразующую, правоизменяющую, контрольную, праворазъяснительную. Отсюда констатация «нормативно-одобренных, позитивно-социально-преобразующих» аспектов юридической деятельности.

    «Независимо от того, кто является конкретным носителем юридической деятельности, – заключает В.Н. Карташев, – по своему содержанию и форме она всегда бывает общественной» [4]. Направленная на удовлетворение личных и общественных интересов, юридическая деятельность служит важнейшим средством разрешения социальных противоречий, решения задач и функций, стоящих перед обществом и государством в целом. После отказа от командно-административной системы управления обществом и экономикой на первый план в качестве основы обеспечения нормальной деятельности предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности выступило законодательство, а соответственно, разрабатывающие и обеспечивающие его исполнение юристы.

    В том числе юридические службы призваны сегодня обеспечивать надежную защиту собственности. Грамотные действия юриста являются своего рода предохранительным механизмом, защищающим субъекты государственности от финансовых и экономических проблем.

    Социальная детерминация юридической деятельности распространяется на все ее специализации: адвоката, судьи, прокурора, следователя, нотариуса, юрисконсульта и т.д. На юристах лежит обязанность обеспечивать управление в обществе.

    «Юридическая работа, – пишет Ю.В. Чуфаровский, – особая управленческая деятельность: не собственно управление, а деятельность по его обеспечению» [6, с. 79]. Юристу в своей работе приходится учитывать все стороны жизни общества. По своей многогранности профессия юриста не имеет аналогов.

    Однако существующее положение в системе высшего юридического образования пока еще не отвечает рассмотренному социальному статусу деятельности юриста.

    Регламентирующая документация образовательных учреждений учитывает, прежде всего, требования федеральных образовательных стандартов, где достаточно конкретно определены знаниевый и деятельностно-практический компоненты профессиональной готовности будущих юристов. Однако нормативная документация не подтверждает явно приоритетность компетентностной модели профессионального образования будущих юристов.

    Квалификационные требования к выпускнику юридического факультета содержат перечни того, что должен знать и уметь выпускник. При этом даже в качестве преамбулы к квалификационным характеристикам нет указаний на те особенные качества, которые позволили бы обеспечить будущему юристу системный потенциал в профессиональной сфере.

    Семестровые, годовые и итоговые результаты подготовки будущих юристов подводятся, как и для других специальностей, в основном путем проверки на экзаменах и зачетах. Контролируются знания студентов и никак фактически не отслеживается динамика их интеллектуально-психического и деятельностного потенциала, стимулирующего формирование профессиональных компетенций, позволяющего применить полученные знания на практике.

    Готовность студента к профессиональной деятельности подтверждается дипломом, в приложении к которому есть оценки уровня его академической подготовки по дисциплинам, но нет никаких указаний на уровень сформированности профессионально значимых индивидуально-специфических качеств будущего юриста.

    На наш взгляд, профессиональная компетентность юриста представляет собой сложную системную характеристику его многогранной деятельности, правосознания, деловой репутации и является основным фактором, интегрирующим профессионально значимые личностные качества, знания, умения и практико-ориентированные навыки. Понятие деловой репутации мы связываем с такой компетенцией юриста, которая проявляется в умении выбирать наиболее рациональные формы профессиональной работы, умении прогнозировать конечный результат своей деятельности.

    Уточним понятие и представим профессиональную компетенцию юриста как функцию деятельности, основным фактором которой являются интегрируемые профессионально значимые деловые и личностные качества, знания, умения, отношение юриста к профессиональной деятельности и ее эффективности.

    Мы придерживаемся определения компетентности юриста как синтеза

    1) внутренней составляющей – его мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, интеллектуальной активности и ответственности за ее результаты;

    2) внешней составляющей – наличия навыков стратегического мышления, адекватности и оптимизации в профессиональных действиях, организационно-управленческих, информационных и предпринимательских умений, которые формируются на основе развития аналитических, прогностических и проективных умений, сформированных потребностями в непрерывном профессиональном самосовершенствовании и самореализации Мы сознательно не выделяем отдельно деятельностную компетенцию, так как считаем, что все перечисленные компетенции проявляются в деятельности и таким образом все они являются деятельностными.

    Лидирующее положение мы не случайно отводим морально-этической компетенции. Именно в профессии юриста чувство повышенной ответственности за последствия своих социальных действий – неотъемлемый атрибут готовности к профессиональной деятельности. Вся профессионально-ориентированная деятельность юриста должна подчиняться существующим в обществе моральным нормам. Приоритетами в деятельности юристов должны быть долг, совесть, сознание.

    «Система потребностей и мотивов, – утверждает А.А. Вербицкий, – во многом определяет не только направление и уровень активности человека, но и своеобразие его личности. Потребности и мотивы составляют иерархию, которая характеризует целостную личность во всех областях его деятельности, побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении» [1].

    Методологическая компетенция связывается нами с системным рассмотрением юридических явлений под определенным углом зрения, а именно с семиотической полярностью категории «право»: право как догма и право как выражение свободы человека.

    Социальная действительность реализует оба концепта права и обязывает будущего юриста не просто владеть правовым знанием, но и создавать ситуации, способствующие осмыслению прав, бытия, ситуации, невозможные без глубоких системных знаний и способностей будущих юристов к методологически грамотному анализу и синтезу. Информационно-когнитивная компетенция отражает современное состояние социума, в котором предстоит трудиться будущему юристу, и знания о нем. Юристы должны стремиться к обеспечению оптимальных условий для «полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий» [6, с. 79].

    Коммуникативная компетенция, несмотря на устойчивый интерес исследователей, в предлагаемом нами контексте имеет достаточно специфический смысл. Коммуникация рассматривается нами как «общая судьба всего человечества», «осевое время», «корень общеисторического бытия», то есть как такая форма профессиональной деятельности юристов, которая максимально способствует становлению правового государства, в особенности так называемого «гражданского общества».

    Каждый из блоков профессиональных компетенций можно развернуть до элементарных компонентов в формате специализированных (профильных) знаний и техник, приемлемых для реального использования в процессе подготовки юристов в вузе.

    Основным ресурсом такой диверсификации может выступать предлагаемая стандартом квалификационная характеристика будущего юриста, а особенно уровень требований, который предъявляет к выпускникам каждый конкретный вуз.

    Определяя структуру и содержание практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста, важно учитывать динамику профессионально-личностного становления юриста.

    Профессиональные компетенции юриста были определены нами путем анализа компетентностно-ориентированных научных работ, научно-педагогических разработок, нормативных документов и рекомендаций к разработке Федеральных образовательных стандартов нового поколения, а затем уточнены и ранжированы путем анкетирования с участием выпускников, работодателей и представителей профессорско-преподавательского состава.

    Таким образом, на основании анализа профессиональной деятельности юриста были выявлены ее особенности и структура профессиональных компетенций.

    В составе профессиональных компетенций, формируемых в процессе подготовки будущего юриста в вузе, должны быть морально-этическая, методологическая, информационно-когнитивная и коммуникативная компетенции, каждая из которых структурируется на три блока: оценочно-мотивационный, операционный и рефлексивный.

    Рецензенты:

    Мусханова И.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

    Курбанова Л.У., д.соц.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

    www.fundamental-research.ru

    Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

    Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос среди комментариев, а если у вас совсем особый случай, напишите нам по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , мы постараемся ответить в течение недели.

    Материалы по теме:

    1. Сроки введения профстандартов

    С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

    Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ №745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

    Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

    2. К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

    Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

    Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

    3. Ответственность за неприменение профстандарта

    Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 – 70 000 руб.

    4. Особенность используемой терминологии

    Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

    Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

    Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра – трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

    5. Основные последствия введения профстандартов

    С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т.д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки.

    Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

    Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

    Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

    6. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

    Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

    Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

    Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

    Положение о структурных подразделениях;

    Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

    Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

    Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

    7. Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

    Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

    Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо №08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

    Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

    Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

    Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

    Юрий Варламов, юрист МПРО «Учитель»

    pedagog-prof.org