Кто имеет право на безбилетный проезд

Штраф за безбилетный проезд в 2018 году

Размеры санкций, применяемых к безбилетникам в пригородном и междугороднем транспорте, регулируются Административным Кодексом РФ , где подробно указываются виды транспортных средств и соответствующие суммы штрафов.

  • Безбилетный проезд:
  • 1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 06.04.2015 N 81-ФЗ;

    3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения —

    влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;

  • Безбилетный полет на судне воздушного транспорта —
  • влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.

  • Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, — влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.
  • Сумма штрафа также зависит от тарифа перевозчика и в среднем приравнивается к стоимости нескольких десятков поездок по неоплаченному маршруту. При расчете суммы взыскания перевозчик обязательно учитывает класс перевозки, категорию салона или вагона, в котором был обнаружен безбилетник.

    Какое наказание ожидает неплательщика штрафов

    Граждане, которым знакомы процедуры и суммы взысканий, предпочитают не отказываться от покупки билета.

    Но случается, что пассажир не только пытается проехать бесплатно, но и уклоняется от уплаты штрафа после разоблачения.

    1. Арест на срок до 15 суток.
    2. Арест материального имущества или счетов с ограничением выезда за границу.
    3. Назначение штрафа в 2-кратном размере.

      При несогласии с назначенными мерами любой гражданин имеет право на обжалование ситуации в мировом суде. Но шансы повернуть ситуацию в другую сторону стремятся к нулю, так как суд, скорее всего, займет сторону перевозчика.

      В регионах России размер штрафа устанавливается органами власти на местах. Учитывается также населенный пункт (город-пригород).

      Неоднозначная ситуация с санкциями, применяемыми к безбилетникам в автобусе, наблюдаются в регионах России. После того как статья КоАП РФ о безбилетном проезде претерпела изменения в части городского транспорта, в 22 субъектах России перестали выписывать штрафы.

      В законодательном акте не указана информация о лицах, уполномоченных составлять протоколы.

      Ведь коммерческие перевозчики не имеют право выписывать протокол об административном нарушении или требовать паспорт для установления личности нарушителя. Но именно коммерческие фирмы организуют автобусные перевозки по общественным маршрутам в большинстве регионов РФ .

      Так, в Сахалинской области, где «экономных» пассажиров не штрафуют, жалобы на безбилетников полностью отсутствуют. В это же время, в Москве и в Санкт-Петербурге, несмотря на автоматические системы защиты и работу контролирующего подразделения «Организатор перевозок», количество нарушителей только растет.

      Взыскание за безбилетный проезд в этих городах установлен в размере 1000 рублей, что является максимальной суммой по России.

      В условиях российской экономики сумма до 1000 рублей за безбилетный проезд считается разумной.

      В квитанции обычно указывают:

    4. Номер постановления.

      Для того чтобы выписать штраф, ответственному сотруднику потребуется паспорт безбилетника или другой документ, подтверждающий его личность.

      Не стоит препятствовать контролеру, отказываясь передавать паспорт для выписывания квитанции. В таких случаях приходится прибегать к помощи полиции, что значительно усиливает моральный дискомфорт от сложившейся ситуации.

      Кто вправе наказать безбилетника

      Но не стоит забывать о том, что региональные власти могут создавать поправки в местном законодательстве, самостоятельно назначая ответственных за нарушителей лиц.

      Так, в Москве и Санкт-Петербурге действует казенное учреждение «Организатор перевозок». Создавать контролирующую структуру вправе каждый субъект РФ . В некоторых регионах функции контролера и кондуктора выполняет один и тот же сотрудник.

      Как оплатить штраф

      Еще совсем недавно с квитанциями на оплату взыскания принимали только в банке. Сегодня за безбилетный проезд можно рассчитаться несколькими способами:

    5. Осуществив платеж через любой сервис электронной коммерции (Qiwi, Webmoney).

      Потеря квитанции вовсе не избавляет от ответственности. Если непредвиденное случилось, следует скачать форму квитанции на сайте перевозчика и заполнить ее заново.

      Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

      Изменения в 2018 году

      В 2018 году изменений в размерах штрафов не планируется.

      lgoty-vsem.ru

      Безбилетный проезд как вид административного правонарушения и нарушения гражданских прав

      Ответ на ранее опубликованную статью Б. Авдеева и Д. Костальгина «Контроллерам в спортивных штанах посвящается…». / Андрей Васильев, Дмитрий Веселов, Банкир.Ру /

      Статья Б. Авдеева и Д. Костальгина «Контроллерам [1] в спортивных штанах посвящается…» (далее по тексту статья), на наш взгляд, является замечательной иллюстрацией того факта, что в настоящее время в отдельных областях российского законодательства, а также в части его применения и толкования имеет место определенная путаница. Признавая бесспорную актуальность темы статьи, все же хотелось бы отметить отдельные вопросы, освещенные в статье, которые представляются нам спорными, неоднозначными и даже фактически ошибочными. Несмотря на то, что мы не признаем безбилетный проезд исключительно нарушением гражданских прав перевозчика на получение платы за оказанную услугу по перевозке, рассмотрим вначале гражданско-правовую сторону и начнем здесь с вопроса о том, в какие правоотношения мы вступаем, садясь в общественный транспорт. После этого перейдем к анализу административного аспекта ситуации, связанной со штрафом за безбилетный проезд в наземном общественном транспорте г. Москвы.

      На наш взгляд, данная поездка есть не что иное, как перевозка пассажиров транспортом общего пользования. Соответствующий договор представлен ст. 789 ГК РФ, где также указано, что данный договор является публичным. Особенности этого вида договоров определены ст. 426 ГК РФ. Поэтому сомнительным представляется правомерность отнесения авторами статьи поездки в трамвае (автобусе, троллейбусе) к заключению договора перевозки, регламентируемой ст. 786 ГК РФ.

      Далее перейдем к вопросу о форме заключения договора. Согласно ст. 161 п.1 ГК РФ, сделки, совершаемые между юридическими и физическими лицами, должны совершаться в простой письменной форме. Но ст. 158, п.2, и ст. 159, пп. 1 и 2 ГК РФ, устанавливают, что сделки могут совершаться в устной форме, в случае если они исполняются непосредственно при совершении или же во исполнение договора. К вопросу о юридической природе штрафа за безбилетный проезд обратимся далее.

      Можно, в принципе, сделать вывод, что открытие трамваем дверей есть публичная оферта. Под существенными условиями, предлагаемыми перевозчиком, теоретически можно рассматривать правила проезда. Поскольку вы вступаете в гражданские правоотношения с перевозчиком — государственной компанией «Мосгортранс» — данный договор должен иметь его реквизиты. «Правила пользования городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваем, троллейбусом, автобусом)» утверждены Постановлением Правительства г. Москвы от 26.08.2003 № 714-ПП в связи с принятием Закона г. Москвы от 30 октября 2002 г. № 53 «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в г. Москве». В этой связи, по меньшей мере, странным кажется то, что данные «Правила… «, при условии, что мы рассматриваем их как существенные условия публичного договора в рамках гражданского права, предложены пассажирам Правительством г. Москвы, которое не является участником гражданских правоотношений.

      В случае отказа пассажира от оплаты проезда, помимо штрафа у перевозчика есть иные законные методы обеспечения исполнения ваших обязательств, хотя он действительно не в праве заставить уплатить проездную плату властным предписанием, — самозащита гражданских прав, ст. 14 ГК РФ. Например, в соответствии со ст. 359-360 ГК РФ перевозчик в лице своих уполномоченных сотрудников вправе удержать багаж или иное имущество не оплатившего проезд пассажира и получить удовлетворение из его стоимости в порядке, предусмотренном законодательством.

      Перейдем к сугубо умозрительным рассуждениям о юридической природе штрафа за безбилетный проезд в рамках гражданского законодательства. Сделаем теоретическое допущение, что штраф за безбилетный проезд есть законная неустойка, установленная гипотетическим публичным договором. В этом случае кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, а «заяц» — лицо, нарушившее обязательство, — как раз должен доказать отсутствие вины (ст.330, ст. 401, п.2 — ГК РФ). В связи с этим, представляется совершенно некорректным следующее утверждение авторов статьи: «Причем в суде трамвай должен будет доказать, что Вы не внесли провозную плату». В данном утверждении речь идет о гражданском процессе, где истцом выступает перевозчик, а пассажир является ответчиком. Следует отметить, что презумпция невиновности предусмотрена в административном, но не в гражданском праве. Безусловно, дискуссионным остается вопрос о лишении права перевозчика ссылаться на показания свидетелей в случае устной формы сделки, так как есть еще обычаи делового оборота, и представляется весьма вероятным, что суд оставит себе полную свободу решения этого казуса. Еще более вероятным представляется то, что суд решит вопрос в пользу перевозчика-кредитора. Отметим в заключение, что вышеприведенные рассуждения есть не более чем предложенная нами теоретическая модель, основанная на предпосылке, что безбилетный проезд есть исключительно нарушение гражданских прав перевозчика.

      Теперь рассмотрим действующую систему взимания административного штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте г. Москвы, а также остановимся на том, как данный вопрос освещен в статье. Достаточно сложно согласиться с утверждением авторов статьи о незаконности данной процедуры. Утверждение «Поскольку ни Вы, ни трамвай не относитесь ни к исполнительной власти, ни к ее органам, то и Ваши с ним (с трамваем) отношения по Вашей перевозке не могут регулироваться нормами административного права, а только нормами гражданского законодательства» фактически неверно (мы не принимаем как аргумент эмоциональное утверждение авторов статьи, что «исполнительная власть давно уже на трамваях не ездит»). Во-первых, потому, что установление органами исполнительной власти субъекта РФ административной ответственности за безбилетный проезд в общественном транспорте незаконным не является, поскольку КоАП РФ в принципе оставляет широкие права субъектам РФ на определение административных правонарушений (ст. 2.1 КоАП РФ), а главное, прямо предусматривает административную ответственность за безбилетный проезд и нарушение правил провоза багажа, совершенно независимо от организационно-правовой формы перевозчика, квалифицируя данные правонарушения как правонарушения на транспорте — ст. 11.18 и 11.19 КоАП РФ. Субъекты РФ не имеют права на установление не предусмотренных КОАП видов административных наказаний, поскольку этот вопрос отнесен к компетенции Российской Федерации, как и правил их применения. В ст. 11.18 и 11.19 КоАП РФ речь идет о перевозках, не включающих себя внутригородские перевозки, но ничто не мешает органу исполнительной власти совершенно законно принять аналогичный нормативно-правовой акт в рамках своей компетенции. Во-вторых, КоАП РФ предусматривает рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными сотрудниками общественного транспорта, как-то: контролерами-ревизорами, билетными контролерами и иными уполномоченными на то работниками общественного транспорта — ст. 23.37 КоАП РФ.

      Апелляция к ст. 55 Конституции РФ по поводу нарушения прав и свобод представляется не вполне корректной, поскольку указанная статья не содержит запрета на предусмотренную федеральным законом передачу ограничений прав и свобод человека и гражданина закону субъекта РФ. При этом ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ устанавливают совместное ведение в области административного законодательства, а также разграничения по предметам совместного ведения, что не накладывает запрета на взыскание штрафов за установленные субъектами административные правонарушения. Поэтому утверждение авторов статьи, что «… наложение за эти [признанные законом субъекта РФ как административные правонарушения — прим. А.В., Д.В.] действия взыскания в виде штрафов будет нарушать п.3 ст. 55, п.п. к), п.1 ст.72 и п.5 ст. 76 Конституции» не представляется достаточно обоснованным.

      Заканчивая освещение административной стороны вопроса, хотелось бы отметить отдельную, на наш взгляд, несообразность в части наложения административного наказания за безбилетный проезд. Так, к административной ответственности лицо может быть привлечено лишь по достижении 16 лет — ст. 2.3 КоАП РФ. Иначе говоря, безбилетный проезд лица, не достигшего 16 лет, не влечет за собой наложение штрафа на данное лицо как административного наказания. Что не исключает возможность привлечения указанного лица к гражданско-правовой ответственности — ст. 26-28 ГК РФ. Помимо этого, в настоящее время права субъектов по определению административных правонарушений, на наш взгляд, излишне широки. В этом утверждении мы согласны с авторами статьи «Контролерам в спортивных штанах посвящается…»; поскольку примеров незаконных деяний, фактически санкционированных субъектами РФ, предостаточно, и самый классический пример — платные парковки в Москве.

      Другим заслуживающим внимания моментом является тот факт, что в КоАП РФ также предусматривает исчисление административного штрафа исходя из стоимости предмета правонарушения. При этом не определено, что является предметом правонарушения, но указано, что размер штрафа не может превышать трехкратный размер соответствующего предмета — ст. 3.5, п.1, п.5 КоАП РФ. В принципе, отсюда не следует, что незаконно взимать за безбилетный проезд штраф, превышающий трехкратную стоимость проезда, поскольку данный штраф исчисляется из минимального размера оплаты труда, что также предусмотрено ст. 3.5 п.1 КоАП РФ. Тем не менее, на наш взгляд, в КоАП РФ должно быть четкое определение предмета административного правонарушения. Также, в этой связи не вполне обоснованным представляется требование оплатить стоимость проезда наряду с уплатой штрафа.

      На правах заключения хотелось бы отметить следующее. Бесспорно, отечественному законодательству очень далеко до совершенства, и часто мы встречаем примеры противоречия нормативных актов друг другу и определенной путаницы в их применении. Однако это не означает, что допустимо лишь поверхностное прочтение законодательства и что не следует учитывать в этой связи принцип превосходства содержания над формой. Кроме того, dura lex sed lex — закон суров, но он закон. На наш взгляд, это утверждение, как ни странно, относится в первую очередь к нашему государству, к «власть имущим», но нам, рядовым гражданам России, также следует об этом принципе помнить. Например, когда инспектор ГАИ предлагает решить вопрос об административном правонарушении в неустановленном КоАП РФ порядке, или когда контролер требует заплатить совершенно законный штраф за безбилетный проезд, или когда парковщик просит деньги за совершенно незаконную платную парковку, — многие из нас могут привести свои примеры в области «бытового» правоприменения. Именно из этих, казалось бы, мелочей формируется то, что принято называть правовой культурой. Ex lege — по закону, а не по понятиям, исходя из эмоций или соображений сиюминутной выгоды. Научиться правильно и адекватно оценивать ситуацию, а также сообразно действовать, не так уж сложно.

      [1] Вероятно, это опечатка, так как слово «контрόллер» означает прибор для регулирования работы электродвигателя (трамвая, троллейбуса и т.д.) или компьютерная подсистема, управляющая работой подключенных к ней периферийных устройств и каналов связи.Должностное лицо, которое производит контроль, проверку кого-, чего-л., — это «контролéр» (Большой толковый словарь русского языка, Изд-во «Норинг», 1998, стр. 452).

      bankir.ru

      За проезд в любом общественном транспорте, будь то автобус, монорельс или самолет, приходится платить определенную таксу. Отказ от оплаты является правонарушением, за которое приходится отдавать еще большую сумму.

      В каком размере установлен штраф за безбилетный проезд и можно ли уклониться от его уплаты — тема настоящей статьи.

      Основания для наложения взыскания

      Обязанность приобретать билет предусмотрена законами РФ , которые также позволяют привлекать пассажиров к ответственности за бесплатный проезд.

        (см. текст в предыдущей редакции)

        (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

        4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий —

        влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

      1. Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения —

        Услуги перевозок по городу оказывают муниципальные службы и коммерческие организации, поэтому необходимость взыскания и его размеры определяются на местном уровне.

        Самые жестокие меры наказания предусмотрены за проезд без билета на пригородном поезде или в электричке. За безбилетную поездку на расстояние до 10 км придется заплатить сумму, которая в 50 раз превышает тариф. Расстояние в 100 км, преодоленное зайцем, обойдется дешевле и составит 5-кратную стоимость билета.

        Потерянное время и нервы не стоят подобной экономии, если «зайца» все же обнаруживают.

        Если через 30 дней квитанция остается неоплаченной, перевозчик получает право на обращение в суд.

        С участием судебных приставов ситуация усугубляется, так как к штрафнику применяют одну из следующих санкций:

        Наказание за проезд в автобусе без билета

        Приведем таблицу стоимости наказания за бесплатный проезд в автобусе в некоторых субъектах РФ:

        Власти регионов объясняют это пробелом в федеральном законодательстве.

        Причиной отмена санкций в 22 из 85 субъектов страны является не только пробел в законодательстве. В некоторых регионах устанавливать штраф за безбилетный проезд в автобусе считают бессмысленной мерой, так как нарушители практически отсутствуют.

        За рубежом провинившиеся пассажиры расстаются с гораздо более крупными суммами. В Европе штраф колеблется в пределах 50 Евро, в США составляет около 100 долларов.

        Как налагается взыскание

        Перевозчик имеет право проверить наличие билета у пассажира при входе в транспорт, при выходе из него, а также при прохождении пунктов контроля. Экономного гражданина, обнаруженного контролером, попросят сойти с транспорта для составления акта о правонарушении.

        После того как факт безбилетного проезда будет зафиксирован, пассажиру выдадут квитанцию на уплату штрафа.

      2. Сумму взыскания.
      3. Дату происшествия.

        Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

        Ранее выписывать протокол об административном нарушении могли ревизоры-контролеры.

        Но после внесения поправок в федеральные законы стало неясно, какие органы или субъекты уполномочены выписывать протоколы о нарушениях и наказывать пассажиров материально.

        Таким образом, право потребовать у безбилетника паспорт и наложить на него взыскание имеют только сотрудники полиции.

        Итак, квитанция выписана, и теперь ее необходимо оплатить. Как это сделать?

      4. Оплатив квитанцию через сайт «Госуслуги».
      5. Воспользовавшись личным кабинетом «Сбербанк онлайн» или мобильным клиентом любого банка.
      6. Тем, кто не ладит с современными технологиями, подойдет давно проверенный способ — оплата квитанции через кассу банка. Сделать это необходимо не позднее чем в течение 30 дней.

        Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

        Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

        Подписывайтесь на наши обновления!