151 приказ ржд

Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава

Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава

I Общие положения 5

II Термины и определения 5

III Техническое обслуживание тормозного оборудования подвижного

состава (общие положения) 12

IV Порядок смены кабин управления на локомотивах и переключение

тормозного оборудования 16

V Прицепка и отцепка локомотива 18

VI Порядок размещения и включения тормозов 23

VII Обеспечение поездов тормозами 25

VIII Опробование тормозов в поездах с локомотивной тягой 26

IX Управление тормозами 33

X Техническое обслуживание тормозного оборудования моторвагонного подвижного состава 41

XI Порядок смены кабин управления мотор-вагонного поезда 42

XII Опробование тормозов в мотор-вагонных поездах 43

XIII Управление тормозами мотор-вагонного

подвижного состава 45

XIV Контрольная проверка тормозов 49

XV Поездные испытания тормозов и контроль за управлением

тормозами в поездах 50

Правила технического обслуживания подвижного состава (локомотивов и вагонов локомотивной тяги)

I Требования к выполнению технического обслуживания тормозного

оборудования локомотивов 52

II Требования к выполнению технического обслуживания тормозного

оборудования грузовых вагонов 62

III Требования к выполнению технического обслуживания тормозного

оборудования пассажирских вагонов локомотивной тяги и вагонов пассажирского типа 67

Правила подготовки грузовых и пассажирских поездов

I Режимы включения воздухораспределителей на локомотивах 72

II Порядок включения и размещения тормозов 74

Правила управления тормозами

I Управление тормозами грузового поезда 105

II Управление тормозами пассажирского поезда 116

III Управление электрическим (рекуперативным и реостатным) тормозом

на локомотиве при ведении поезда 125

IV Действия локомотивной бригады и особенности управления тормозами поезда при переходе на резервное управление электронным краном машиниста

IV Действия машиниста при нештатных ситуациях 128

Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управление тормозами мотор-вагонного подвижного состава

I Требования к выполнению технического обслуживания тормозного оборудования мотор-вагонного подвижного состава 132

II Управление автоматическими тормозами мотор-вагонного

подвижного состава 136

III Управление электропневматическими тормозами мотор-вагонного

подвижного состава 139

IV Управление вспомогательными тормозами мотор-вагонного подвижного состава 141

V Особенности обслуживания и управления тормозами в зимних

VI Особенности управления тормозами в зимних условиях 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Правила проведения контрольной проверки тормозов, опытных

поездок_и контроля управления тормозами

I Порядок проведения контрольной проверки тормозов на станции. 146

II Порядок проведения контрольной проверки тормозов в пути следования

Акт контрольной проверки тормозов 151

Таблицы для определения тормозного пути в зависимости от расчетного тормозного коэффициента (в пересчетена чугунные тормозные колодки),скорости начала торможенияи крутизны спуска 153

scbist.com

Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог

Настоящей Инструкцией устанавливаются основные правила и нормы эксплуатации Тормозов подвижного состава железных дорог. Порядок, установленный настоящей Инструкцией, является обязательным для всех работников железных дорог, связанных с движением поездов. Инструкция может быть изменена или дополнена приказом (указанием) Министерства путей сообщения Российской Федерации. На основании настоящей Инструкции управлениями и отделениями железных дорог и депо издаются местные инструкции и указания.

Последние новости

Популярное

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящей Инструкцией устанавливаются основные правила и нормы эксплуатации Тормозов подвижного состава железных дорог.

Порядок, установленный настоящей Инструкцией, является обязательным для всех работников железных дорог, связанных с движением поездов.1

Инструкция может быть изменена или дополнена приказом (указанием) Министерства путей сообщения Российской Федерации.

На основании настоящей Инструкции управлениями и отделениями железных дорог и депо издаются местные инструкции и указания.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННЫХ ПОЕЗДОВ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Техническое состояние тормозного оборудования проверяют локомотивные бригады при приемке локомотивов и моторвагонных поездов перед выездом из депо, после отстоя их без бригады, при смене локомотивных бригад и при выполнении технического обслуживания ТО-1. При других видах технического обслуживания и всех видах текущего ремонта эту проверку производят слесари депо и пунктов технического обслуживания. Выполнение работ (кроме ТО-1) проверяют мастер (или бригадир) и приемщик (проверка при техническом обслуживании ТО-2 выполняется приемщиками по утвержденному графику) с записью в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 об исправном состоянии тормозного оборудования. Запись заверяется подписью мастера и приемщика.1

3.1. Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при приемке локомотива

3.1.1. Локомотивная бригада перед выездом из депо и после отстоя локомотива без бригады обязана проверить на локомотиве:

— уровень масла в картерах компрессоров и масленках паровоздушных насосов, при необходимости – добавить;

— правильность положения ручек разобщительных кранов тормозов;

— наличие пломб: на предохранительных клапанах, на фиксаторе разобщительного крана тормозной магистрали к электропневматическим клапанам (ЭПК), на разобщительных кранах на питательном воздухопроводе и на воздухопроводе от воздухораспределителя к крану № 254, на разобщительных кранах питательного воздухопровода к реле давления тормозных цилиндров, на разобщительном кране на воздухопроводе от тормозной магистрали к скоростемеру, на манометрах, визуальный осмотр которых возможен без дополнительной работы, при этом убедиться, что даты поверки манометров не просрочены:

3.2 Правила проверки и регулировки тормозного оборудования

3.2.1. Уровень масла в картерах компрессоров Э-500 должен быть не ниже 15 мм от верхней кромки заливочного отверстия, а в компрессорах КТ6, КТ7, КТ8, 1КТ, ПК-35, ПК-5,25, ВУ-3,5/9, ВП(3-4)/9, K-1, К-2, К-3 — между верхней и нижней рисками маслоуказателя.

Уровень масла в картерах компрессоров, выходящий за пределы контрольных рисок маслоуказателя, не допускается.

Для компрессоров электровозов применять компрессорное масло К-12 в зимний период и К-19 или КС-19 — в летний; для компрессоров тепловозов — компрессорное масло марки К-19 или КС-19 круглогодично.

Масло марки К3-10н применять для смазывания компрессоров электровозов серий ЧС круглогодично до температуры атмосферного воздуха минус 30°С, а для компрессоров электровозов остальных серий в зимний период до температуры атмосферного воздуха минус 30°С.

4. ПОРЯДОК СМЕНЫ КАБИН УПРАВЛЕНИЯ НА ЛОКОМОТИВАХ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

4.1. На локомотивах, не оборудованных блокировочным устройством № 367, в нерабочих кабинах комбинированный кран и разобщительный кран на воздухопроводе от крана вспомогательного тормоза № 254 к тормозным цилиндрам должны быть перекрыты. Разобщительные краны на питательном воздухопроводе, воздухопроводе от воздухораспределителя к крану № 254 и разобщительный кран на воздухопроводе от тормозной магистрали к скоростемеру на всех локомотивах должны быть открыты и их ручки опломбированы. На электровозах серии ЧС разобщительный кран на воздухопроводе от крана № 254 к тормозным цилиндрам должен быть открыт. Ручка крана машиниста должна находиться в положении экстренного торможения или служебного торможения при наличии устройства экстренной остановки.

5. ПРИЦЕПКА ЛОКОМОТИВА К СОСТАВУ

5.1. Подъезжая к составу, машинист должен вспомогательным тормозом остановить локомотив на расстоянии 5 —10 м от первого вагона, помощник машиниста совместно с осмотрщиком вагонов обязан проверить работу автосцепного устройства первого вагона. По команде осмотрщика машинист должен привести в движение локомотив и подъезжать к составу со скоростью не более 3 км/ч, обеспечив плавность сцепления автосцепок.

5.2. После сцепления локомотива с грузовым составом, машинист кратковременным движением от состава должен проверить надежность сцепления. Сцепление локомотива с пассажирским или грузо-пассажирским составом проверяют только по сигнальным отросткам замков автосцепок.

6.1. Общие положения

6.1.1. Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания (ПТО). Выполнение работ контролируют старший по смене или старший осмотрщик вагонов, которые должны обеспечить техническую готовность тормозного оборудования и включение всех тормозов в составе, соединение рукавов, открытие концевых кранов, установленную норму тормозного нажатия в поезде, а также надежную работу тормозов при опробовании их на станции и в пути следования.

6.1.2. Запрещается подавать под погрузку, посадку пассажиров и ставить в поезд вагоны с неисправным тормозным оборудованием, а также без предъявления их к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании вагонов годными к безопасному следованию в поездах.

6.2. Технические требования на выполнение технического обслуживания тормозного оборудования вагонов

6.2.1. При техническом обслуживании вагонов проверить:

— износ и состояние узлов и деталей, соответствие их установленным размерам. Детали, у которых размеры вышли за пределы допусков или не обеспечивают нормальную работу тормоза, — заменить;

— правильность соединения рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов между вагонами и разобщительных кранов на подводящих воздухопроводах от магистрали к воздухораспределителям, а также их состояние и надежность крепления, состояние поверхностей электрических контактов головок рукавов № 369 А (при необходимости зачистить контактные поверхности наждачным полотном);

7.1. В поездах с локомотивной тягой

7.1.1. Запрещается ставить в поезда вагоны, не прошедшие техническое обслуживание и без наличия записи в специальном журнале формы ВУ-14.

7.1.2. Перед отправлением поезда со станции, где имеется пункт технического обслуживания вагонов, а также со станции формирования поездов или пункта массовой погрузки грузов тормоза всех вагонов должны быть включены и исправно действовать.

Автотормоза локомотивов и тендеров (кроме тендеров, не имеющих порожнего режима торможения и следующих в нерабочем состоянии) включать в тормозную сеть.

7.2. На локомотивах при следовании двойной или многократной тягой

7.2.1. При прицепке двух и более действующих локомотивов к составу автоматические тормоза всех локомотивов должны быть включены в общую тормозную сеть. Режимы включения воздухораспределителей устанавливаются в соответствии с п. 3.2.7 настоящей Инструкции.

7.2.2. При прицепке к составу двух и более действующих локомотивов машинисты локомотивов (кроме первого ведущего) обязаны перевести ручку комбинированного крана независимо от наличия блокировочного устройства № 367 в положение двойной тяги (закрытое), а ручку кранов машиниста № 222, 328, 394 и 395 поставить в VI положение. На локомотивах, оборудованных устройством экстренной остановки, ручка крана машиниста в нерабочей кабине и рабочей кабине локомотивов (кроме первого ведущего) должна быть установлена в V положение.

Кроме того, при управлении электропневматическими тормозами необходимо дополнительно выключить источник питания этих тормозов в обеих кабинах и отключить блок управления от линейного провода выключателем двойной тяги на прицепленных локомотивах.

instruccion.ru

151 приказ ржд

В связи с усовершенствованием технических средств и технологий на стыковых пунктах железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2007 г. прилагаемую Инструкцию по учету перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров по стыковым пунктам железных дорог — филиалов ОАО «РЖД».
2. Начальникам железных дорог и начальникам отделений железных дорог организовать изучение Инструкции по учету перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров по стыковым пунктам железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» причастными работниками и обеспечить выполнение ее требований.

Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
Б.М. Лапидус

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 1 февраля 2007 г. N 151р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ ПЕРЕХОДА ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ, ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ ПО СТЫКОВЫМ ПУНКТАМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ — ФИЛИАЛОВ ОАО «РЖД»

(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 21.04.2011 N 872р)

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок учета перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров по стыковым пунктам железных дорог и отделений железных дорог — филиалов ОАО «РЖД».
2. Методическое руководство и контроль за соблюдением установленного Инструкцией порядка и достоверности учета перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров возлагается на Департамент корпоративной информатизации и Департамент управления перевозками.
3. Стыковым пунктом является раздельный пункт, принадлежащий одной из соседних железных дорог ОАО «РЖД» или других государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики (далее государства — участники Содружества) или отделению железной дороги, по которому учитывается время приема (сдачи) грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров, определяемое по моменту фактического прибытия, проследования или отправления грузовых поездов по этому пункту независимо от порядка обслуживания поездов локомотивами.
Стыковым пунктом с железной дорогой инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования других владельцев (далее — стыковой пункт с железной дорогой инфраструктуры других владельцев) является раздельный пункт, принадлежащий одной из железных дорог ОАО «РЖД».
Стыковые пункты устанавливаются на близлежащих железнодорожных станциях к границам железных дорог и отделений железных дорог.
4. Пунктом учета перехода с отделения железной дороги на отделение железной дороги, с железной дороги на железную дорогу ОАО «РЖД» или на железную дорогу государств-участников Содружества, на железные дороги третьих стран, на вновь строящиеся железнодорожные линии (далее — новостройки), а также с железной дороги — филиала ОАО оборудование и персонал, обеспечивающие учет перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров, а также представление единой для сдающей и принимающей сторон отчетной информации.
В тех случаях, когда на стыковых пунктах вследствие пропуска грузовых поездов без остановки или других обстоятельств невозможно обеспечить учет и оформление перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров, пункт учета перехода устанавливается не на стыковом пункте, а на ближайшей к нему железнодорожной станции, имеющей стоянку грузовых поездов для технических операций. При этом время приема и сдачи поездов засчитывается по моменту проследования их по стыковому пункту.
5. Междорожные пункты учета перехода устанавливаются Департаментом корпоративной информатизации ОАО «РЖД» по представленным согласованным предложениям руководителей соседних железных дорог. Перечень междорожных стыковых пунктов и пунктов учета перехода приведен в приложении к настоящей Инструкции.
Межотделенческие пункты учета перехода устанавливаются руководителями железных дорог с учетом технической оснащенности железнодорожных станций.
Межгосударственные стыковые пункты и пункты учета перехода с государствами — участниками Содружества утверждаются Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества по согласованию с руководителями железнодорожных администраций, а с третьими странами — на основе двусторонних соглашений.
6. Учет перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров позволяет обеспечить:
а) на основе данных телеграммы — натурного листа грузового поезда:
ведение номерного наличия грузовых вагонов и контейнеров на отделении железной дороги, железной дороге;
определение уровня выполнения норм передачи грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров отдельно по стыковым пунктам, в целом по отделениям железных дорог и железным дорогам, выполнение отдельных заданий ОАО «РЖД»;
возможность розыска грузов в не прибывших по назначению грузовых вагонах;
составление отчета «О переходе грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров по стыковым пунктам железных дорог и отделений железных дорог и обмене с морским и речным транспортом» формы ДО — 1 и отдельных разделов отчетов: «О приеме, погрузке и наличии груженых вагонов по направлениям» формы ДО — 15 — раздел «Прием груженых по внешним стыковым пунктам»; «О груженых вагонопотоках по назначению» формы ДО-16 — раздел «Транзит и вывоз на другие железные дороги»; «О приеме, сдаче, выгрузке и наличии вагонов с экспортными грузами» формы ДО-3 — разделы «Принято вагонов других железных дорог» и «Сдано вагонов на другие железные дороги или выгружено»;
б) на основе данных согласованной поездной передаточной ведомости:
определение пономерным способом дислокации грузовых вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» и других государств — участников Содружества для взаиморасчетов за их использование;
определение пономерным способом дислокации приватных грузовых вагонов с восьмизначной нумерацией, номера которых начинаются на цифру «5» для обеспечения контроля за их наличием и состоянием.
7. Учет перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров и формирование отчетных данных ведется в реальном времени информационно — вычислительным центром на основе информации, передаваемой в автоматизированную систему оперативного управления перевозками и сформированной в автоматическом режиме, пунктами учета перехода. В случае отказа технических средства или отсутствия таковых в пункте учета формирование отчетных данных ведется на основе типовых сообщений автоматизированной системы оперативного управления перевозками.
Передача сообщений осуществляется:
станционными технологическими центрами обработки поездной информации и перевозочных документов при переходе грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров между железными дорогами государств — участников Содружества, железными дорогами — филиалами ОАО «РЖД», отделениями железных дорог, железными дорогами инфраструктуры других владельцев, новостройками и паромными переправами, а контейнеров — дополнительно при передаче на речной и морской транспорт;
конторами передачи грузовых вагонов на пограничных железнодорожных станциях между железными дорогами — филиалами ОАО «РЖД» и железными дорогами третьих стран.
По факту приема сообщений и корректировки базы данных средствами автоматизированной системы оперативного управления перевозками осуществляется формирование и передача сообщений установленной структуры в Главный вычислительный центр.
На железных дорогах — филиалах ОАО «РЖД» установлены единые отчетные сутки по московскому времени с 18 час. 00 мин. предыдущих календарных суток (исключительно) до 18 час. 00 мин. отчетных суток (включительно).
8. Сдача (прием) вагонов на железнодорожные подъездные пути в учет перехода не включается. При строительстве новых железнодорожных подъездных путей, независимо от их дальнейшей принадлежности, пункт учета перехода не устанавливается.
9. Учет перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров производится по времени, зафиксированному на стыковом пункте в автоматическом режиме:
по прибытию на него с соседней железной дороги (отделения железной дороги) или отправлению на соседнюю железную дорогу (отделение железной дороги), когда передаваемые грузовые поезда следуют с остановкой;
по проследованию, когда грузовые поезда следуют без остановки.
Для стыковых пунктов, оборудованных устройствами: электрической централизации (далее — ЭЦ), диспетчерской централизации (далее — ДЦ) и диспетчерского контроля (далее — ДК), временем фактического прибытия, отправления и проследования грузовых поездов через железнодорожную станцию является:
время прибытия — момент освобождения изолированного участка, предшествующего пути приема. Для длинносоставных поездов (без протягивания) длина пути приема условно увеличивается до длины поезда за счет примыкающих изолированных участков по маршруту прибытия. В этом случае, прибытие фиксируется по освобождению изолированного участка, предшествующего условно увеличенному пути приема. В отдельных случаях (по согласованию с ОАО «РЖД») момент прибытия поезда на крупную техническую станцию, являющуюся стыковым пунктом, может фиксироваться по перекрытию входного светофора со стороны соседней железной дороги (отделения железной дороги);
время отправления — момент перекрытия разрешающего показания выходного, маршрутного светофора или по занятию изолированного участка, следующего за отправочным путем, если поезд после этого не имел остановок в пределах железнодорожной станции. При наличии остановок, отправление фиксируется по перекрытию разрешающего показания выходного, маршрутного светофора с последнего станционного пути, где была остановка;
время проследования — момент перекрытия разрешающего показания выходного, маршрутного светофора станции или по освобождению изолированного участка, предшествующего приемо — отправочному пути, через который проходит расчетная ось станции. Если стыковым пунктом является путевой пост, момент проследования фиксируется по перекрытию входного светофора.
Для стыковых пунктов, не оснащенных устройствами ЭЦ, ДЦ и ДК, временем фактического прибытия, отправления и проследования грузовых поездов через железнодорожную станцию считается:
время прибытия — момент остановки прибывающего грузового поезда в пределах полезной длины пути;
время отправления — момент трогания с места грузового поезда по сигналу отправления при условии, что грузовой поезд после этого не имел остановок в границах стыкового пункта;
время проследования — момент проследования грузовым поездом оси железнодорожной станции при безостановочном его пропуске.
Время произведенных операций передается в автоматизированную систему оперативного управления перевозками и должно соответствовать времени, указанному в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2 или ДУ-3.
10. Учет перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров на железные дороги третьих стран производится по времени, указанному в вагонной и поездной передаточной ведомостях (с передачей сообщений 200, 201, 202).
11. Учет перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров на новостройки осуществляется на основе машинноориентированных сообщений, передаваемых в информационно — вычислительный центр пунктом учета перехода. Эти сообщения формируются по данным натурного листа грузового поезда формы ДУ-1, а также сдаточного списка на грузы и грузовые документы формы ГУ40, составляемым на грузовые вагоны и контейнеры, сдаваемые и принимаемые на/с новостройки.
Моментом передачи грузовых вагонов и контейнеров с железной дороги на новостройку или обратно считаются дата и время подписания памятки приемосдатчика, заверенные календарными штемпелями.
12. Учет перехода по приему и сдаче грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров между железными дорогами ОАО «РЖД» и инфраструктуры другого владельца осуществляется аналогично учету перехода, установленному на железных дорогах ОАО «РЖД» с выделением стыковых пунктов и пунктов учета перехода.
13. Учет времени нахождения грузовых вагонов и контейнеров на железной дороге инфраструктуры другого владельца исчисляется с момента подписания инфраструктурами передаточной ведомости, которая должна быть подписана не позднее времени определенного технологическим процессом работы стыковой железнодорожной станции.
14. Грузовые вагоны и контейнеры, перевозимые на морских паромах, учитываются сданными и принятыми по времени окончания сдачи или приема грузовых вагонов железнодорожной станцией примыкания к порту назначения парома, указанному в передаточной ведомости.
15. Учет перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров производится в соответствии с системой нумерации, принятой на железных дорогах государств — участников Содружества.
К передаче по стыковым пунктам не допускаются грузовые вагоны и контейнеры, имеющие:
нумерацию с неправильным контрольным знаком;
повторяющуюся нумерацию (вагон, контейнер — «двойники»);
номера, разные на бортах, кузове, котле и раме вагона или контейнера;
номер вагона или контейнера, отсутствующий в автоматизированных банках данных парков: вагонов (АБД ПВ) и универсальных контейнеров (АБД ПК);
номер вагона или контейнера, отсутствующий в автоматизированной базе данных наличия вагонов сдающей стороне.
Подвижной состав, имеющий неустановленную нумерацию (менее восьми знаков), допускается к передаче по стыковым пунктам, если на него оформлены перевозочные документы, предусмотренные при пересылке подвижного состава как «груз на своих осях».
Контроль за правильностью номеров грузовых вагонов обеспечивается автоматизированными системами, применяющимися на железнодорожном транспорте.

2. Учет перехода грузовых поездов и грузовых вагонов

16. При переходе грузовых поездов и грузовых вагонов между железными дорогами (отделениями железных дорог) учету подлежат грузовые поезда и грузовые вагоны, принятые и сданные по стыковым пунктам с железной дороги на железную дорогу и с отделения железной дороги на отделение железной дороги с обязательной передачей в информационно — вычислительные центры соответствующих сообщений: 200,201,202.
Единицей учета перехода грузовых поездов является физический грузовой поезд с соответствующей нумерацией.
Классификация грузовых поездов по условиям формирования, проследования до железнодорожной станции назначения, дальности следования и скорости движения, состояния включаемых в них грузовых вагонов и числа групп вагонов в составе приводится в планах формирования грузовых поездов железных дорог.
17. При учете перехода в число принятых и сданных грузовых поездов включаются:
а) специализированные (ускоренные) грузовые поезда с нумерацией:
рефрижераторные 1001-1098
для перевозки молока 1101-1128
контейнерные 1201-1298
и
1401-1488
для перевозки грузов в универсальном
подвижном составе 1491-1498
для перевозки грузов в контейнерах 1301-1398
для перевозки живности 1501-1518
для поездов операторских компаний 1519-1598
для перевозки угля и
рудно-металлургического сырья и
удобрений в кольцевых маршрутах 1601-1698
для перевозки наливных грузов в
кольцевых и технологических маршрутах 1701-1798

б) грузовые поезда с нумерацией:
для составов из порожних вагонов в количестве
350-520 осей с одним локомотивом в голове 1131-1198
и
1801-1898
соединенные поезда, следующие на один и
более диспетчерских участков:
первому (головному) 1901-1918
второму 1921-1938
третьему 1941-1958
сквозные 2001-2998
участковые 3001-3398
сборные 3401-3448
сборно-участковые 3451-3488
сборные со сборно-раздаточными вагонами 3491-3498
вывозные — для уборки и подачи вагонов на
отдельные промежуточные станции участка 3501-3598
передаточные — для передачи
вагонов с одной станции узла
на другую 3601-3798

в) хозяйственные поезда с нумерацией:
из порожних вагонов, негодных под погрузку,
следующих на заводы и в депо для ремонта и
модернизации по специально оформленным документам 9001-9098

Поезда остальных назначений и категорий в учет не включаются.
18. Учету подлежат все грузовые вагоны, зафиксированные информационно — вычислительными центрами, в составах грузовых поездов по натурным листам формы ДУ-1 (телеграмма — натурный лист) и по корректировке телеграмм — натурных листов об изменении состава грузового поезда, принятые и сданные с железной дороги на железную дорогу, с отделения железной дороги на отделение железной дороги, на железные дороги третьих стран, на новостройку и обратно в составах грузовых, ускоренных грузовых, хозяйственных поездов и с одиночно следующими локомотивами, а также грузовые вагоны, сданные на паромы и принятые с паромов.
Единицей учета перехода грузовых вагонов являются:
физический грузовой вагон независимо от количества осей;
транспортер сцепного типа независимо от количества включенных в него промежуточных платформ.
19. Не подлежат учету в числе грузовых вагонов:
вагоны пассажирского парка (пассажирские, почтовые, почтово — багажные, багажные);
локомотивы, вагоны — механизмы, локомотивы в недействующем состоянии, машины и механизмы на рельсовом ходу, имеющие нумерацию, начинающуюся на цифру 1;
грузовые вагоны, имеющие неустановленную нумерацию (менее восьми знаков), если на них оформлены перевозочные документы, предусмотренные при пересылке подвижного состава как «груз на своих осях».
Данные о переходе подвижного состава, не подлежащего учету в числе грузовых вагонов, отражаются в натурном листе поезда как «груз на своих осях», но в отчетные формы, в т.ч. отчет формы ДО-1, не включаются.
20. Номерной учет переданных грузовых вагонов по стыковому пункту позволяет обеспечить выделение из общего количества грузовые вагоны с подразделением:
а) по принадлежности:
на инвентарный парк ОАО «РЖД» (включая арендованные вагоны);
на инвентарный парк железных дорог государств — участников Содружества;
на вагоны, принадлежащие физическим и юридическим лицам (приватные);
на арендованные вагоны отдельно;
б) по родам:
крытые, платформы, полувагоны, цистерны, рефрижераторные, прочие, с выделением в том числе: цементовозов, зерновозов, фитинговых платформ, минераловозов.
Окатышевозы учитывать в общем числе прочих без их выделения.
(пп. б) дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 21.04.2011 N 872р)
в) по состоянию:
на рабочий парк с выделением в том числе:
груженых и порожних;
на нерабочий парк.
В числе груженых вагонов рабочего парка, кроме того, учитываются: сборно-раздаточные вагоны; грузовые вагоны, занятые людьми и оформленные грузовыми перевозочными документами; грузовые вагоны, занятые для проезда проводников, сопровождающих грузы и для проезда бригад машинистов, сопровождающих вертушки из хоппер — дозаторов, думпкаров и иных специализированных вагонов.
В числе вагонов нерабочего парка учитываются:
неисправные грузовые вагоны (независимо от их вида собственности и принадлежности);
грузовые вагоны, используемые для перевозки багажа в составе пассажирских поездов;
грузовые вагоны, выделенные для специальных и технических нужд железных дорог, в том числе используемые на перевозках строительных грузов для нужд железных дорог;
грузовые вагоны, используемые для остальных надобностей.
Переданные по стыковому пункту грузовые вагоны нерабочего парка не учитываются при выполнении плана регулировки грузовых вагонов и технических норм передачи грузовых вагонов.
21. Грузовые вагоны, отобранные для отстановки в запас ОАО «РЖД» и направляемые к месту постоянной дислокации, при перемещении учитываются:
неисправными — в числе неисправных грузовых вагонов;
исправными — в числе порожних вагонов рабочего парка.
22. При подаче грузовых вагонов под выгрузку или погрузку со стыкового пункта на примыкающий к нему перегон соседней железной дороги или отделения железной дороги и дальнейшем следовании этих вагонов по соседней железной дороге или отделению железной дороги они учитываются по переходу по фактическому состоянию в числе груженых — при следовании под выгрузку; или порожних — при следовании под погрузку при условии, что раскредитование перевозочных документов на груженые грузовые вагоны или составление перевозочных документов на погруженные грузовые вагоны производится железнодорожной станцией соседней железной дороги или отделения железной дороги. Если же раскредитование перевозочных документов и учет выгрузки производит стыковой пункт, подающий грузовые вагоны на перегон, то передаваемые груженые грузовые вагоны учитываются как порожние.
23. Переход грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров по межгосударственным стыковым пунктам учитывается пунктами учета перехода по времени фактического прибытия, проследования или отправления грузовых поездов с межгосударственного стыкового пункта независимо от порядка обслуживания грузовых поездов локомотивами.
О переходе грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров по межгосударственным стыковым пунктам в информационно — вычислительные центры соседних железных дорог и Главный вычислительный центр передаются соответствующие сообщения (200, 201,202).
24. Время фактического прибытия, отправления и проследования грузового поезда по межгосударственному стыковому пункту определяется в порядке, установленном пунктом 9 настоящей Инструкции.
25. По обоюдному согласию смежных сторон работа по приему и сдаче грузовых вагонов может быть организована совместно бригадами сдающей и принимающей железных дорог на одной из стыковых железнодорожных станций или раздельно на двух, специально выделенных каждой стороной станциях.
26. Подготовка и обработка передаточных документов, первичный учет и передача необходимых сообщений в информационно — вычислительные центры обеспечиваются с использованием автоматизированных рабочих мест железнодорожной станции передачи грузовых вагонов (далее — АРМ СПВ), работа которых регламентируется типовой технологией использования АРМ СПВ.
Программное обеспечение АРМ СПВ по приему и сдаче грузовых поездов и грузовых вагонов по межгосударственным стыковым пунктам железных дорог предусматривает их взаимодействие с автоматизированной системой оперативного управления перевозками.
27. Учет перехода грузовых поездов и грузовых вагонов по межгосударственным стыковым пунктам производится аналогично учету перехода между железными дорогами — филиалами ОАО «РЖД».

3. Учет перехода контейнеров

28. Учету подлежат все универсальные и специализированные контейнеры независимо от принадлежности массой брутто 3 и более тонн, в том числе приватные.
29. Учет контейнеров ведется в физических единицах. В соответствии с «Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах», утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N30, к среднетоннажным контейнерам относятся контейнеры массой брутто 3 или 5 тонн, к крупнотоннажным — с максимальной массой брутто 10 и более тонн.
30. Учет перехода контейнеров осуществляется пономерным способом по массе брутто с распределением на груженые, порожние и по принадлежности владельцам контейнеров по:
стыковым пунктам между железными дорогами, отделениями железных дорог, с новостройками — на основании данных натурного листа поезда;
стыковым пунктам между железными дорогами государств — участников Содружества по согласованным передаточным ведомостям, При этом в учете перехода отражаются контейнеры, переданные в составах грузовых поездов, независимо от того приняты или не приняты контейнеры принимающей стороной;
пунктам учета с железными дорогами третьих стран — на основании данных передаточной ведомости по приему и сдаче грузов в прямом международном железнодорожном сообщении формы ИНУ-3;
приему и сдаче с/на предприятия автомобильного транспорта — по нарядам на доставку контейнеров автомобильным транспортом формы КЭУ-16;
приему и сдаче транспортно — экспедиционным организациям (ТЭО) — на основании ведомости учета движения приватных универсальных контейнеров формы КЭУ-2;
приему и сдаче с/на речной и морской транспорт — по передаточным ведомостям формы ГУ-41.
31. Зачет времени приема и сдачи контейнеров определяется в порядке, изложенном в пунктах 9 настоящей Инструкции.
32. Возвращаемые сдающей железной дороге государств — участников Содружества непринятые по каким-либо причинам контейнеры оформляются передаточной ведомостью и учитываются как сданные с соответствующим отражением в учетных и отчетных формах.

4. Ведение учета и составление отчетности о переходе грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров

33. Работники станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов, а также работники станции передачи вагонов, связанные с учетом перехода, обязаны при отправлении и прибытии проверять каждый грузовой поезд с натуры, используя предварительную информацию о составе грузового поезда, которая поступает из автоматизированной системы оперативного управления перевозками в виде телеграммы — натурного листа.
После того, как перевозочные документы поступают в станционный технологический центр, при необходимости осуществляется корректировка данных натурного листа и телеграммы — натурного листа на основании результатов натурной проверки состава. Результаты корректировки передаются в автоматизированную систему оперативного управления перевозками (аналогично изменяются и данные передаточной ведомости).
34. При передаче груженых грузовых вагонов и контейнеров, а также порожних приватных и арендованных грузовых вагонов и контейнеров с железной дороги на железную дорогу применяется электронное штемпелевание документов.
35. При международных перевозках экспортных и транзитных грузов календарный штемпель проставляется при передаче с железной дороги на железную дорогу в дополнительном экземпляре дорожной ведомости (далее — ДЭДВ), предназначенной для выходной железнодорожной станции пограничной железной дороги России. На этом экземпляре дорожной ведомости или ДЭДВ железнодорожная станция отправления или входная пограничная обязаны сделать отметку «Для РЖД».
36. Пункты учета перехода выполняют функции, связанные с ведением первичного учета, заключающиеся в передаче в информационно — вычислительные центры данных в объеме натурного листа с информацией по каждому номеру грузового вагона и контейнера (или корректировок предварительных телеграмм — натурных листов, имеющихся в информационно — вычислительных центрах), а также о зачетном времени приема или сдачи грузовых поездов.
Регистрация и передача в информационно — вычислительные центры информации о передаче грузовых вагонов и контейнеров с использованием паромной переправы, а также сведений для учета перехода контейнеров на речной и морской транспорт и обратно, производится с использованием типовых сообщений автоматизированной системы оперативного управления перевозками.
37. По окончании отчетных суток информационно — вычислительные центры на основании накопленной и обработанной информации о приеме и сдаче грузовых поездов по стыковым пунктам осуществляют разработку и составление отчетности:
форма ДО-1 «Отчет о переходе грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров по стыковым пунктам железных дорог и отделений железных дорог и обмене с морским и речным транспортом»;
форма ДО-3 (1 раздел) «Отчет о приеме, сдаче, выгрузке и наличии вагонов с экспортными грузами».
Данные об общем наличии грузовых вагонов с экспортными грузами распределяются по родам грузов (уголь, нефтяные грузы, руда всякая, черные металлы, кокс, цемент, автомобили, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, зерно, остальные грузы) и, кроме того, по пограничным и припортовым железнодорожным станциям назначения грузов согласно перечню, утверждаемому ОАО «РЖД»;
форма ДО-15 (1 раздел) «Отчет о приеме, погрузке и наличии груженых вагонов по направлениям». Количество принятых груженых грузовых вагонов по внешним стыковым пунктам распределяется на местный груз, т.е. на груженые вагоны, следующие назначением под выгрузку на отделения своей железной дороги, и на транзитные грузовые вагоны, следующие для сдачи на соседние железные дороги, на железные дороги государств — участников Содружества и на железные дороги третьих стран через каждый внешний стыковой пункт;
справка о груженых вагонопотоках по форме отчета ДО-16 (прием груженых вагонов по назначению) за II декаду каждого месяца для своей и соседней железных дорог;
справка о направлении грузовых вагонов кружностью по форме отчета ДО-21 железнодорожными станциями, являющимися пунктами учета перехода грузовых поездов и грузовых вагонов между железными дорогами, предусмотренными перечнем ОАО «РЖД»;
акт о передаче грузового подвижного состава по межгосударственному стыковому пункту, который составляется на основе согласованных поездных передаточных ведомостей;
оперативные справки о разложении поездов по программам отчетов формы ДО-1 и ДО-15 (1 раздел).
Указанные документы выдаются информационно — вычислительным центром железной дороги, которой принадлежит стыковой пункт после автоматической проверки совпадения данных отчета ДО-1 с данными информационно — вычислительного центра соседней железной дороги.
Для оперативной работы информационно — вычислительные центры осуществляют аналогичные сверки по 3-х часовым периодам.
38. Железная дорога сдачи грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров обязана обеспечить передачу в информационно — вычислительный центр дороги приема телеграмм — натурных листов на все отправленные грузовые поезда за отчетный период. По грузовым поездам, на которые не была передана предварительная информация с железной дороги сдачи, передачу телеграмм — натурных листов в информационно — вычислительный центр железной дороги приема осуществляет пункт учета перехода.
В учет перехода включаются только те грузовые поезда, информация по которым в установленные сроки поступила в информационно — вычислительный центр за отчетный период.
39. Полноту и правильность автоматизированного учета и отчетности о переходе грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров обеспечивают:
на железнодорожных станциях — начальники железнодорожных станций;
на отделениях железных дорог — начальники отделов статистического учета и отчетности и перевозок отделений железных дорог;
на железных дорогах — начальники служб корпоративной информатизации и управления перевозками железных дорог.
Бесперебойную работу программных средств автоматизированных систем обеспечивают начальники информационно — вычислительных центров.

Приложение к Инструкции
по учету перехода грузовых поездов, грузовых
вагонов и контейнеров по стыковым пунктам
железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»

ПЕРЕЧЕНЬ
междорожных стыковых пунктов и пунктов учета перехода грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»

jd-doc.ru