Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности (НФЭ, 2010)
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т. д. Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца 18 в. Первые упоминания о «золотом правиле нравственности» относятся к т. н. «осевому времени» — середине 1 тысячелетия до н. э. Оно встречается в «Махабхарате» (Мокшадхарма, кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Дхаммапада, гл. X, 129; гл.
Золотое правило нравственности (Кириленко, Шевцов, 2010)
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» НРАВСТВЕННОСТИ — основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времен. История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении «3. П.» начинает использоваться с XVIII в. Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб»), талион, содержание которого сводится к идее равного воз-даяния: «возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий с современной точки зрения обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых взаимодействий.
Золотое правило нравственности (Лопухов, 2013)
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ» — одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, устных сказаниях, поговорках многих народов. Высказывалась мудрецами Древнего Востока и Древней Греции. В Евангелие вошла как назидание первосвященника Гиллеля, которое спустя сто лет повторил Иисус из Назарета: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6-31).
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 113.
Золотое правило нравственности (Кузнецов, 2007)
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Название «золотое правило» за ним закрепилось с конца XVIII в. Первые упоминания о З.п.н. относится к так называемому «осевому времени» — середине 1-го тысячелетия до н.э. Его мы находим в «Махабхарате» (Мокшадхарма. Кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Дхаммапада. Гл. X 129, гл. XII 159). Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Лунь Юй, 15, 23). Из древнегреческих источников следует указать на Гомера (Одиссея, V 188—189) и Геродота (Истории. Кн. III, 142; VII, 136). В Библии З.п.н. упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов., 4,15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лук., 3, 31; Матф., 7, 12). Евангельская формулировка З.п.н. считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф., 7,12). В Коране З.п.н. не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Раз возникнув, З.п.н. прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости.
ponjatija.ru
1.Золотое правило нравственности и его роль в нравственной жизни человека.
Существует так называемое «золотое правило нравственности». Оно гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Оно помогает человеку дать оценку своему поступку, своему действию и выработать единственно правильную жизненную позицию, линию поведения.
Сила морали огромна, ибо она основана не только на силе общественного мнения, но и на силе внутренних убеждений, помогающих человеку осознать свой долг перед людьми и перед самим собой, без повседневного внешнего контроля.
2.Этика, нравственность, мораль: соотношение понятий.
1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.
2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.
Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.
3.Виды этики. Этика авторитарная и гуманистическая.
Формально авторитарная этика отрицает у человека способность знать, что хорошо, а что плохо; здесь норму всегда устанавливает авторитет, стоящий над индивидом. Гуманистическая этика – это ситуативная этика, поскольку всякое реальное моральное суждение связано с выбором в ситуации.
4.Структура этики.
Структуру этики как науки выражают исторически закрепившиеся за ней функции:
— определение границ нравственности в системе человеческой деятельности;
— теоретическое обоснование нравственности (ее становления, сущности, социальной роли);
— критически ценностная анализ нравов (нормативная этика).
Эта структура очерчивает круг основных проблем, исследуемых этикой:
— этические взгляды, идеал (то есть этическое знание);
— разработка и раскрытие нравственных категорий этики;
— выявление взаимосвязи, отношений этического сознания к объективной реальности, воздействия их друг на друга.
studfiles.net
1 правило нравственности
Человечество не единообразно, и это, одно из его безусловных преимуществ. Однако сосуществование обществ с разными культурами, традициями, образом жизни, ценностными установками и конфессиональной приверженностью чревато серьезными сложностями, особенно в ситуации, когда «мир становится более тесным» [6, С.35]. Несовпадение взглядов по многим вопросам современной жизни более всего наблюдается во взаимоотношениях Запада и Востока, что нередко приводит к тяжелым последствиям. Поэтому под диалогом культур, т.е. совместным общежитием, сотрудничеством людей, принадлежащих к разным культурам, чаще всего понимают диалог между Западом и Востоком. Многочисленные примеры сотрудничества представителей различных западных и восточных стран, разных культур, традиций и вероисповеданий во время природных или техногенных катастроф свидетельствуют о возможности такого диалога, о том, что существует в человеческом обществе нечто, что позволяет в моменты наивысшего напряжения сил преодолевать все различия и преграды. Таким объединяющим фактором межкультурной коммуникации могут выступать основные или близкие нравственно-этические нормы, выработанные на протяжении веков человечеством [4, С.63]. В этой связи исключительно важное значение имеет золотое правило нравственности, издревле известное в религиозных и философских учениях Востока и Запада, — «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [1; 2, С.171-172].
Золотое правило нравственности мы находим в «Махабхарате» (Мокшадхарма. Кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Джаммапада. Гл. X 129, гл. XII 159) [1; 2, С.171]. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Лунь Юй, 15, 23) [1; 2, С.171-172]. Из древнегреческих источников следует указать на Гомера (Одиссея, V, 188-189) и Геродота (Истории. Кн. III, 142; VII, 136) [2, С.172]. В Библии золотое правило нравственности упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов., 4, 15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лук., 3, 31; Матф., 7, 12) [1; 2, С.172]. При этом евангельская формулировка золотого правила считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф., 7, 12). В Коране золотое правило нравственности не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда [1; 2, С.172]. В текстах античной философии золотое правило встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип. Оно приписывается двум из семи мудрецов — Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других» [5, С.103]. Таким образом, золотое правило нравственности принадлежит многим мировым религиям (авраамическим, дхармическим), конфуцианству и античной философии.
Возникшее на заре цивилизации, золотое правило нравственности характеризуется широким общечеловеческим кругозором и гуманистической завершенность, к которой нечего прибавить даже в современную эпоху глобализации. Гуманистическая зрелость золотого правила заключается в том, что оно в свернутом виде содержит этическую стратегию поведения, сформулированную в противовес моральным устоям первобытного (доцивилизованного) строя жизни, который держался на двух принципах: 1) изначальном и безусловном разделении людей на «своих» и «чужих»; 2) коллективной ответственности индивидов в пределах родовой общности [1]. По контрасту с ними золотое правило нравственности постулирует качественно иные принципы: 1) равенства людей независимо от какой бы то ни было их групповой принадлежности; 2) индивидуальной ответственности поведения [1].
Одновременное появление золотого правила в разных культурах объясняется типологическим сходством эпох, которые проживали эти культуры. Первые упоминания о золотом правиле нравственности относятся к так называемому «осевому времени» — середине I тысячелетия до н.э., когда по ойкумене прошла волна духовных реформ, в ходе которых появилось представление о человеке как личности, непосредственно ответственной за добро и истину перед божественным началом мира [3, С.306]. Открытие человека как личности, состоявшееся в «осевое время», заключается в установлении того, что наряду с первой, физической природой человека, существует еще вторая — социо-культурная природа. Вторая природа человека — мир обычаев, законов, нравов, — зависит от того, как люди строят отношения между собой в той части, в какой эти отношения зависят от них самих, от их сознательной воли. Открытие человеком своей второй неприродной природы, которая закрепляется в культуре и определяется характером его отношений с другими людьми, актуализировало вопрос о нравственном качестве межчеловеческих отношений [1]. Найденный ответ заключался в том, что отношения людей друг к другу, определяющие основу мира культуры, должны характеризоваться взаимностью [1]. Краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало золотое правило нравственности.
Однажды возникнув, оно прочно вошло в культуру, осело в массовом сознании в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости, стало основополагающим мировым этическим принципом. Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Эта схема является действенной, работающей, поскольку ее каждодневно и весьма успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал о золотом правиле. Следует отметить, что исторически данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, предписание, заповедь, основной принцип, поговорка, и т.д. Название «золотое правило» за ним закрепилось только с конца XVIII в. [2, С.171].
Золотое правило нравственности укоренено во всех представленных в современном мире культурах, что позволяет рассматривать его в качестве гарантии взаимопонимания между различными культурными традициями. Важно подчеркнуть, что золотое правило отвлекается от всех характеристик индивида за исключением одной — способности быть причиной своих собственных действий [1]. Оно имеет дело не с группой людей, а с человеком в качестве субъекта, ответственного за то, что он делает. Реализация золотого правила нравственности предлагает один из исторически апробированных и действенных путей преодоления разрушительно-конфликтного потенциала межкультурных отношений, который заключается в том, чтобы переводить эти отношения из межгрупповой формы в межличностную, когда индивиды представляют не кого-то, а самих себя в своем индивидуально-ответственном мышлении и поведении.
www.rae.ru
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable
Групповое занятие «Правила нравственности»
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем очередное групповое занятие. Давайте вспомним правила работы в группе.
1. Обращаться к друг другу по имени.
2. Говорить искренне.
3. Уважать чужое мнение.
4. Выражать свое мнение используя местоимении «я», «я думаю», «я считаю».
5. Говорить по одному, не перебивать.
6. Внимательно слушать, когда говорят другие.
7. Улыбаться и шутить.
Чтобы вы могли активнее включиться в разговор, предлагаю вам поиграть в игру «Доброе слово». Игра простая. Сейчас по кругу мы будем говорить друг другу добрые хорошие слова.
Ребята? Какие чувства вы испытывали во время игры?
Вы знаете, как бывает приятно, когда окружающие люди оказывают тебе внимание. Когда ты уверен, что тебя не подведут, сдержат свое слово, прислушаются к тебе, выполнят твою просьбу. И ты тоже готов отблагодарить их, завязать дружбу, сделать им приятное, сказать самые добрые слова, самые хорошие. И чем больше у каждого человека таких слов, тем легче и приятнее тебе с ним общаться, говорить, о чем-то просить, помогать друг другу.
Каково отношения к себе нам хотелось бы ждать от других. Какими словами мы можем это выразить?
Все эти слова отражают понятие нравственность. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.
Все вы очень разные. Любой человек имеет свои индивидуальные черты, но получает воспитание и развивается в обществе. Любое общество — развиваются только тогда, когда люди соблюдают установленные в нем правила поведения и общения.
Какие правила поведения в обществе вы знаете?
1. законы- правила, которые устанавливает государство, обязательны для всех граждан.
2. правила поведения в школе
3. правила проведения спортивных соревнований.
Но есть и так называемые — «неписаные правила», но которые соблюдают все люди в обществе — это НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА.
Какие «неписанные правила» мы с вами соблюдаем?
1. уступать места пожилым в общественном транспорте.
2. уважительно относиться к старшим.
3. помочь попавшему в беду человеку.
Такие правила никто не заставляет соблюдать, они являются добровольным выбором человека, но они показывают какой есть человек на самом деле.
Также существуют определенные правила в любой семье и даже семейные традиции — например в определенный день собираться за одним столом, вместе выбираться на какое-либо мероприятие и т.п.
Человек живет в обществе: и весь его положительный опыт на многовековом пути развития, который передается из поколение в поколение называется — традиция, в ее основе лежит НРАВСТВЕННОСТЬ.
Нравственность можно рассматривать как весь наколенный духовный опыт народа сберегаемый и передаваемый потомкам.
Как вы думаете, что будет, если исчезнет нравственность?
Исчезнет нравственность и рассыплется общество.
Есть ли такие правила нравственности, которые были бы общими для всех людей земного шара?
«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?
И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:
— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».
Так согласно той легенде, в V веке до нашей эры, в далеком Китае мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали — ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.
Золотым это правило назвали потому, что оно уже существовало у всех народов мира, во всех странах, на всем земном шаре. Им руководствовались люди испокон веков, это правило дошло в своем неизменном виде до сегодняшнего дня.
Какие пословицы есть в русском и татарском языках, выражающие золотое правило нравственности?
«Что посеешь — то и пожнешь».
«Каков привет, таков и ответ».
«Каково аукнется, таково и откликнется».
“Кешегә чокыр казысаң, үзең ш уңа төшәрсең!”
“Үзеңә теләмәгәнне, кешегә эшләмә!”
“Ниятең кәкре булса, юлның турылыгы файда итмәс!”
“Кешегә изгелек итсәң үзеңә дә булышасың!”
“Изгелек итә алмасаң, яманлык кылма!”
Задание . Составьте правило нравственности по типу «Золотого правила» по одному из направлений: 1)доброта, 2) ве жливость, 3) дружба, 4) сочувствие, 5) откровенность,6) забота,7) уважение.
Вы сформулировали замечательные правила . И я очен ь надеюсь, что вы этим нравственным паравилам будете следовать. Почему надо следовать правилам нравственности?
У меня тоже есть свое правило, которое мы сейчас с вами выполним: “ Просто улыбнись себе, миру и окружающим — и все в ответ тебе улыбнуться».
www.openclass.ru
Золотое правило нравственности — Этика, эстетика, мораль, воспитание, нормы поведения, общество
Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности – это нравственное правило, разработанное известными учителями и мыслителями древности, но не потерявшее своей актуальности и по настоящее время. Правило фиксирует универсальный нравственный принцип отношения к другому в любых практических ситуациях.
Одним из первых «Золотое правило» высказал Конфуций: «… Не делай другим того, чего не желаешь себе». Эта же мысль звучит в Нагорной проповеди Христа: «Во всем, как вы бы хотели, чтобы люди поступали с вами, и Вы с ними так поступайте» (Нагорная проповедь, Матф. 7:12). Глубокую разработку и теоретическое обоснование этого принципа дает И. Кант в работе «Критика практического разума»3. Золотое правило, по Канту, обязывает каждого человека поступать по отношению к другим так, как он бы хотел, чтобы они поступали по отношению к нему. Кант понимает этот принцип как нравственный закон, обязательный для каждого человека, который носит императивный характер (то есть выступает как принуждение, мотивом которого является внутреннее чувство долга).
Золотое правило распространяется на все сферы человеческих отношений, в том числе и на профессиональную жизнь. Золотое правило определяет такие профессиональные нравственные качества, как тактичность, снисходительность, взаимная помощь в коллективе, коллегиальность в работе.
Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни.
Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни.
Действия людей в конкретных жизненных ситуациях не всегда соответствуют моральным принципам, что может быть связано с непростыми ситуациями морального выбора как в повседневной жизнедеятельности, так и в сфере профессиональных отношений. Переживание несоответствия своего поведения моральным нормам, невыполнение морального долга вызывает чувство вины. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он является причиной чужих страданий и нарушения долга. Источником вины является либо совершение безнравственного поступка, либо неисполнение должного. Избавлением от чувства вины является прощение. В нравственной жизни прощение имеет важное значение и понимается как:
- Освобождение от обиды и ненависти;
- Уважение другого;
- Признание права другого на ошибку.
В профессиональной этике (особенно в этике бизнеса и деловых отношений) прощение есть восстановление доверия, без которого невозможна продуктивная совместная деятельность.
Толерантность как основа межличностных отношений.
Толерантность как основа межличностных отношений. Слово «толерантность имеет различные значения. Первоначально этот термин употреблялся в медицине и обозначал способность организма без осложнений реагировать на действие определенного препарата. В этике толерантность (терпимость) есть стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства людей или не придерживаются общепринятых мнений. Эти отличия могут быть связаны с расовой принадлежностью, физическим обликом, индивидуальными особенностями, культурой, стилем мышления, поведением и др. факторами. Толерантность проявляется в принятии другого таким, каков он есть, в уважении его точки зрения, традиций, обычаев, веры, и др. Быть толерантным – это значит признавать права других на отличие и принимать их такими, как они есть, не испытывая раздражения, обиды, неприязни, или унижения собственного достоинства.
В профессиональной этике толерантность также является основой межличностных отношений в профессиональных сообществах. Прежде всего это связано с уважением достоинства каждого человека (коллеги, сотрудника) как члена коллектива и признанием его права на собственное мнение, собственную позицию. Это способность поставить себя на место другого и понять, что каждый имеет право на ошибку
etika-estetika-moral.jimdo.com