СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации составлены
Закрытым акционерным обществом «Роскоммунэнерго» и Российской ассоциацией «Коммунальная энергетика» им. Э.Хижа при участии Департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго России
Методические рекомендации по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала составлены в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики, Особенностями работы с персоналом энергетических организаций системы жилищно-коммунального хозяйства, Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также с учетом Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Минпромэнерго России 25 августа 2004 г.
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов электроэнергетических и теплоэнергетических организаций, осуществляющих подготовку и проведение противоаварийных тренировок.
Рекомендации содержат классификацию тренировок, их периодичность, мероприятия по подготовке и методики проведения тренировок.
СОГЛАСОВАНЫ
Управлением технического надзора и управлением по надзору в электроэнергетике Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромэнерго России от 14.12.2004 № 167
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала теплоэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйства
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала теплоэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйства разработаны с целью оказания методической помощи организациям системы жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим производство и(или) передачу и распределение тепловой энергии и эксплуатирующим источники тепла, тепловые сети и сооружения на них в составе систем централизованного энергоснабжения.
2. Настоящие Рекомендации разработаны с учетом требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России 24.03.2003 № 115 (зарегистрированы Минюстом России 02.04.2003 per № 4358), Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минтопэнерго России 19.02.2000 № 49 (зарегистрированы Минюстом России 16.03.2000 per № 2150), Особенностей работы с персоналом энергетических организаций системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России 21.06.2000 № 141 и Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министром промышленности и энергетики Российской Федерации 25.08.2004.
3. Настоящие Рекомендации относятся к порядку подготовки, проведения и разбора результатов противоаварийных тренировок с использованием современных технических средств обучения.
4. Противоаварийные тренировки проводятся с целью приобретения практических навыков и способности персонала самостоятельно, быстро и технически грамотно действовать при возникновении технологических нарушений, применяя правила технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационные инструкции и инструкции по охране труда.
5. В противоаварийных тренировках должны принимать участие оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный персонал.
По решению руководителя организации и структурного подразделения к проведению и участию в противоаварийных тренировках могут привлекаться другие работники.
К противоаварийным тренировкам привлекается ремонтный персонал; в ходе тренировки проверяется его готовность к выезду на место условной аварии и способность быстрой ее ликвидации.
6. С противоаварийными тренировками могут совмещаться противопожарные тренировки. В противопожарных тренировках принимают участие оперативные руководители, оперативный, оперативно-ремонтный персонал, ремонтный персонал, персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающий тепловые энергоустановки.
7. Противоаварийные тренировки являются одной из обязательных форм работы с персоналом.
Проведение тренировок предусматривает решение следующих задач:
проверка способности персонала правильно воспринимать и анализировать информацию о технологическом нарушении, на основе этой информации принимать оптимальное решение по его ликвидации посредством определенного действия или отдачи конкретных распоряжений;
обеспечение формирования четких навыков принятия оперативных решений в любой обстановке и в наиболее короткое время;
разработка организационных и технических мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки персонала и надежности работы энергоустановок.
8. Тренировки проводятся с воспроизведением условных нарушений в работе энергоустановок, имитацией на рабочем месте оперативных действий по ликвидации аварий и инцидентов, выполнением операций по управлению оборудованием на тренажерах, оценкой деятельности участников и оформлением нарядов-допусков и бланков переключений.
9. Основными действующими лицами при проведении тренировок являются руководитель тренировки, участники тренировки и посредники, исполняющие контролирующие функции.
10. Эффективность тренировки зависит от актуальности темы, качества разработки программ, подготовки участников и необходимых средств для проведения тренировки, степени приближенности условной аварии к реальной, правильной и объективной оценки действий участников и разбора тренировки.
11. С целью снижения условности тренировочной деятельности и повышения объективности в оценке результатов следует использовать в тренировках новые технические средства обучения (автоматизированные обучающие системы, полигоны, тренажеры).
Для освоения основного и вспомогательного оборудования энергообъектов и отработки приемов ведения стационарных и нестационарных режимов рекомендуется использовать автоматизированные обучающие системы (далее АОС) и, так называемые, полномасштабные тренажеры.
АОС — это программные средства профессиональной подготовки персонала, состоящие из автоматизированных учебных курсов и специализированных локальных тренажеров, позволяющих осуществлять формирование профессиональных навыков и умений принятия и выполнения решений по управлению энергоустановками. В частности АОС для оперативного персонала подстанций и распределительных сетей позволяет применить их для обучения в следующих режимах:
обучения и тренировок по сложным оперативным переключениям, проводимым при выходе энергоустановок в ремонт и при включении их в работу;
проведения противоаварийных тренировок, повышающих уровень готовности персонала к выполнению операций в аварийной ситуации на подстанции и в распределительной сети.
Наиболее успешная подготовка оперативного персонала может быть обеспечена за счет проведения тренировок на полномасштабных тренажерах, точно имитирующих рабочее место оператора, по которым доводятся до автоматизма приемы восприятия информации и безошибочной работы с органами управления энергоустановками.
Использование компьютерных тренажеров для проведения противоаварийных тренировок может носить дополнительный характер и не должно подменять тренировку на рабочем месте, поскольку, управляя работой компьютера, участник тренировки не приобретает навыков управления реальной энергоустановкой в необходимом объеме. Применение компьютерных тренажеров целесообразно на энергообъектах, оборудованных такими АСУ, когда все управление объектом осуществляется с помощью компьютерной сети.
Многолетний опыт коммунальных энергетических предприятий показал эффективность проведения общесетевых 6противоаварийных тренировок на учебно-тренировочных полигонах. Схема учебно-тренировочного полигона для проведения занятий с имитацией аварийных ситуаций в тепловых сетях приведена в приложении 1 .
II . КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕНИРОВОК
12. В энергетических предприятиях системы жилищно-коммунального хозяйства проводятся следующие противоаварийные тренировки:
в предприятиях тепловых сетей — общесетевые, диспетчерские, районные (участковые), индивидуальные (по данному рабочему месту);
в котельных — общекотельные и индивидуальные (по данному рабочему месту).
Общесетевой считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование участка магистральной тепловой сети с насосными станциями и другими объектами, и в которой вместе с диспетчером сетей участвуют оперативный персонал тепловых энергоустановок нескольких районов.
Диспетчерской считается тренировка, которая предусматривает участие в ликвидации технологических нарушений диспетчеров с подчиненным сменным персоналом.
Районной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает энергоустановки одного района и в которой участвует оперативный и оперативно-ремонтный персонал района.
Общекотельной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает энергоустановки, связанные единым технологическим процессом производства тепловой энергии и в которой участвует весь оперативный и оперативно-ремонтный персонал смены котельной.
Индивидуальной считается тренировка, в которой участвует один оперативный работник, обслуживающий энергоустановки.
Индивидуальные тренировки могут проводиться с отдельными работниками, которые по какой-либо причине не участвовали в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).
13. Противоаварийные тренировки подразделяются на плановые и внеочередные.
Плановой считается тренировка, которая проводится по утвержденному годовому плану работы с персоналом.
Внеочередной считается тренировка, которая проводится по распоряжению руководства предприятия сверх годового плана в следующих случаях:
если произошла авария или инцидент по вине персонала;
при получении неудовлетворительных оценок по итогам плановой тренировки.
Внеочередная тренировка проводится также для работников, которые во время проведения плановых тренировок отсутствовали по разным причинам (болезнь, отпуск, командировка и т.п.). Внеочередная тренировка проводится индивидуально в течение 3 недель после выхода на работу.
14. В зависимости от количества участников тренировки делятся на групповые и индивидуальные.
Групповой считается тренировка, проводимая с несколькими участниками.
Индивидуальные тренировки проводятся в следующих случаях:
с персоналом, впервые допускаемым к самостоятельной работе после дублирования на рабочем месте;
при ошибках, допущенных оперативным персоналом при производстве переключений, включения и отключения энергоустановок, механизмов и т.п.;
после аварий, происшедших в процессе пуска, останова или при отказах работы оборудования;
при неудовлетворительных оценках, полученных в результате индивидуального контроля в групповых тренировках.
15. По методу проведения тренировки делятся на: тренировки по схемам;
тренировки с условными действиями персонала;
тренировки с воздействиями на арматуру, коммутационную аппаратуру и элементы релейной защиты и автоматики, аппаратуру управления и выключатели электродвигателей на неработающем оборудовании (находящемся в ремонте или выведенном в резерв);
тренировки с использованием технических средств обучения персонала;
16. Тренировки по схемам проводятся с использованием технологических схем без обозначения действий на рабочих местах и оборудовании, без ограничения времени на выполнение упражнений. В таких тренировках персоналом отрабатываются навыки быстрого принятия правильных решений и отдачи необходимых распоряжений. По такому методу следует проводить тренировки с руководящим оперативным персоналом для усвоения им особенностей схемы, ее гибкости и возможностей использования при ликвидации аварий.
Тренировки по схемам позволяют выявить уровень знания схемы, ее особенностей и возможностей, а также определить сработанность персонала смены при получении информации и отдачи распоряжений.
17. Тренировки с условными действиями персонала проводятся в реальном масштабе времени и с обязательным выходом участников к местам проведения операций. По этому методу проводятся тренировки с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом, непосредственно обслуживающим тепловые энергоустановки.
18. Тренировки с управляющими воздействиями на коммутационные аппараты, арматуру и выключатели электродвигателей на неработающем оборудовании (находящемся в ремонте или выведенном в резерв) проводятся с целью отработки и закрепления у персонала профессиональных навыков. Например, открытие и закрытие запорной арматуры, дренажных, спускных и продувочных вентилей, кратковременный пуск электродвигателей.
19. Тренировки с использованием технических средств обучения персонала проводятся с применением автоматизированных обучающих систем, тренажеров, полигонов. В таких тренировках персоналом отрабатываются навыки выявления причин отклонения режимов и технологических нарушений, выработки мероприятий по устранению отклонений и нарушений и по формированию профессиональных приемов работы. Преимущества этого метода заключаются в приближении действий персонала к реальной обстановке, отработке реакции на изменение режимов работы оборудования в реальном времени, формирование оценок качества выполнения тренировочных задач.
20. Комбинированные тренировки позволяют использовать преимущества каждого из перечисленных методов. Например, возможно совмещение тренировки на тренажере и условные действия персонала на рабочем месте, тренировки по схемам — с действиями персонала на полигоне и т.д. Эффективность такого совмещения разных видов тренировок зависит от технических возможностей для проведения тренировок.
21. По характеру взаимосвязи с противопожарными тренировками противоаварийные тренировки разделяются на совмещенные и раздельные.
III . ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК
22. В соответствии с требованиями Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного и оперативных руководителей участвуют в противоаварийных тренировках один раз в три месяца.
Работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, оперативных руководителей организации, персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающих энергоустановки, участвуют один раз в полугодие в одной противопожарной тренировке.
23. На вновь введенных в эксплуатацию энергоустановках, а также на действующих энергоустановках по решению руководителя организации число тренировок может быть увеличено в зависимости от уровня профессиональной подготовки и навыков персонала по предупреждению и ликвидации аварий.
24. Для персонала смены, в которой произошла авария или инцидент по вине оперативного или оперативно-ремонтного персонала, распоряжением главного инженера предприятия может быть назначена дополнительная тренировка с учетом допущенных ошибок.
25. Каждый диспетчер предприятия (района) в течение года должен принять участие в подготовке и проведении не менее одной тренировки с подчиненным персоналом.
IV . МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ТРЕНИРОВОК
26. Подготовка противоаварийных тренировок осуществляется в соответствии с годовым графиком проведения тренировок с учетом перечня рекомендуемых тем и программ проведения тренировок.
27. В каждом теплоэнергетическом предприятии составляется годовой график проведения противоаварийных тренировок по форме согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям. График должен быть включен в план работы с персоналом и утвержден руководством предприятия. На основе этого графика составляется график тренировок структурного подразделения. Учет прохождения персоналом противоаварийных тренировок осуществляется в журнале. Рекомендуемая форма журнала приведена в приложении 3 к настоящим Рекомендациям.
28. Месячные графики проведения тренировок в структурном подразделении утверждаются руководителем структурного подразделения. В месячном графике указываются:
дата ее проведения;
29. Руководитель тренировки является ответственным за ее подготовку и ее проведение.
Противоаварийными тренировками руководят:
общесетевыми — главный инженер (его заместитель) или начальник аварийно-диспетчерской службы (далее АДС);
диспетчерскими — начальник АДС (старший диспетчер);
общекотельными — начальник котельной или лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов;
районными (участковыми) — начальник (заместитель начальника) района;
индивидуальными — специалисты, назначенные главным инженером (руководителем структурного подразделения).
Противоаварийные тренировки, связанные с полным остановом энергоисточников и массовым нарушением энергоснабжения, должны проводиться под руководством первых руководителей энергоснабжающих организаций.
При проведении противоаварийной тренировки, совмещенной с противопожарной, руководителем тренировки назначается руководитель тушения пожара из числа инженерно-технического персонала — начальник смены котельной, диспетчер смены предприятия, диспетчер района сетей.
Виды противоаварийных тренировок и условия их проведения приведены в таблице 1.
aquagroup.ru
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)
Транскрипт
1 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)
2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее Положение разработано на основании «Правил охраны труда в газовом хозяйстве предприятий черной металлургии» НПАОП , «Правил безопасности систем газоснабжения Украины» НПАОП , и устанавливает единый порядок к подготовке, проведению и разбора учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по «Планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий» (далее ПЛАС) в цехах завода. 1.2 Действие данного Положения распространяется на все подразделения завода и является обязательным для исполнения всеми работниками завода. 1.3 Учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги по ПЛАС проводятся в соответствии с данным Положением и являются формой обучения и тренинга работников цехов действиям по спасению людей и ликвидации аварийных ситуаций и аварий. 1.4 Проведение учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по ПЛАС предусматривает оценку: Качества разработки плана ликвидации возможных аварий, в том числе: а) все ли возможные аварии, свойственные данному производству и месту их возникновения, предусмотрены планом; б) правильность и безопасность первоначальных мероприятий (действий) по локализации аварий, предусмотренных планом; в) практическая возможность выполнения мероприятий плана по спасению людей; г) соответствие очередности мероприятий и последовательности действий, обеспечивающих спасение людей, ликвидацию аварий и безопасность переключения или сброса нагрузок и т.д.; д) практическая возможность ликвидации аварии, в начальной стадии ее возникновения, указанными в плане способами и средствами Подготовленность производства, цеха, участка, оборудования к ликвидации возможных аварий, в том числе: а) наличие и исправность средств и способов оповещения об аварии; б) возможность обеспечения быстрейшего выхода людей из загазованного помещения и опасной зоны (наличие и состояние запасных выходов, газозащитных средств в аварийных шкафах); в) доступность мест нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий (аварийных шкафов); 2
3 г) наличие аварийного запаса технических средств, аппаратов, приборов, средств защиты, своевременность проверки их готовности к немедленному использованию по назначению; д) знание РСС и работниками устройства и назначения средств спасения и ликвидации аварии, а также умение ими пользоваться; е) организация изучения плана ликвидации аварий и знание рабочими, руководящими работниками и специалистами обязанностей, касающихся их в случае возникновения аварии на участке их работы; ж) подготовленность начальников цехов, смен, мастеров к руководству ликвидацией аварии; з) организованность и слаженность в работе газоспасателей, цехового персонала, пожарной части, административно-хозяйственного персонала и других служб. 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, которое ведет к внезапной или последующей угрозе для жизни и здоровья людей. Авария в зависимости от масштаба может быть трех уровней: А, Б, и В: — на уровне «А» авария характеризуется своим развитием в пределах одного цеха (отделения, участка); — на уровне «Б» авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах завода; — на уровне «В» авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории завода, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия. Аварийная ситуация — состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов или условий безопасной эксплуатации, но не перешедшее в аварию. При аварийной ситуации все неблагоприятные воздействия источников опасности на персонал удерживаются в приемлемых пределах. Критические значения параметров — предельные значения одного или нескольких взаимосвязанных параметров, при которых возможно возникновение взрыва в технологической системе или разгерметизации технологической аппаратуры и выбросы горючих или токсичных сред в атмосферу. Ликвидация последствий аварии — режим функционирования, при котором объект после аварии переводится в режим нормальной эксплуатации. 3
4 Локальная учебная тревога тревога, проводимая с персоналом отдельных рабочих мест. Общая учебная тревога тревога, проводимая с персоналом всей смены цеха. Опасные режимы работы оборудования — режимы, характеризующиеся такими отклонениями технологических параметров от регламентных значений, при которых может возникнуть аварийная ситуация или произойти разрушение оборудования. Перекрестный аудит аудит, проводимый руководителем на производственном участке/структурном подразделении, персонал которого не находится в его непосредственном подчинении. Пожар (возгорание) — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью работникам. Поражающие факторы аварии — факторы, которые возникают во время аварии, способные в случае достижения определенных значений причинить ущерб здоровью людей, окружающей среде, материальным ценностям. Происшествие — любое незапланированное событие, произошедшее в производственной среде завода, которое привело или могло привести к несчастному случаю на производстве, аварии, пожару, дорожно-транспортному происшествию, негативному воздействию на окружающую среду или любому иному событию, влияющему на безопасность людей, активов компании, непрерывность производственных процессов, наносящему ущерб репутации и имиджу компании. К происшествиям также относятся чрезвычайные ситуации техногенного, военного и природного характера. Процесс технологический — совокупность физико-химических превращений веществ и изменений значений параметров материальных сред, целенаправленно проводимых в агрегатах. Специализированные подразделения — газоспасательные и пожарные части, медицинская служба, подразделения формирований органов Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Учебная тревога — организованная подготовка персонала цеха с практической отработкой действий в ходе учебной аварии. Чрезвычайная ситуация — нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другими факторами, что привело (могло привести) к гибели людей и/или значительным материальным потерям. 4
5 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ 3.1 Ответственность за внедрение данного Положения возлагается на руководителей структурных подразделений завода. 4. ПРОТИВОАВАРИЙНЫЕ УЧЕБНЫЕ ТРЕВОГИ ПО ПЛАС 4.1 Общие положения Целью противоаварийных учебных тревог по ПЛАС является отработка, закрепление и проверка навыков выполнения персоналом самостоятельных действий по оперативной ликвидации аварийных ситуаций, режимов и аварий, обучение персонала наиболее оптимальным действиям по их предупреждению и ликвидации, а также проверка умения персонала оказывать первую помощь, пользования индивидуальными средствами защиты и тому подобное Во время тревог выявляют недостатки и разрабатываются рекомендации, направленные на повышение надежности работы оборудования, безопасности труда, улучшение организации обслуживания и обучения персонала Учебные тревоги по ПЛАС проводятся в форме игры с воспроизведением нарушений в работе оборудования, имитацией деятельности по ликвидации аварийной ситуации, оценками этой деятельности Основными действующими лицами при проведении тревоги являются руководитель тревоги (начальник цеха, начальник смены) и участники тревоги Эффективность тревоги зависит от качества ее подготовки, степени приближенности воспроизводимой обстановки аварии к рабочей, достоверности оценок деятельности участников тревоги и от качества разбора тревоги Противоаварийные учебные тревоги по ПЛАС проводятся во всех цехах завода (участках, отделениях) начальником цеха или начальником смены Учебные тревоги могут быть плановыми — на основании утвержденного Генеральным директором графика, и внеплановыми — по личному указанию Генерального директора Тревоги в цехе могут проводиться одновременно с персоналом всей смены цеха (общая) или с персоналом отдельных рабочих мест (локальная) К тревогам могут привлекаться оперативный персонал другого цеха, оборудование которого связано с оборудованием данного цеха Противоаварийные учебные тревоги по ПЛАС должны включать в себя противопожарные тренировки. 5
6 4.2. Подготовка к проведению учебных тревог по ПЛАС Учебные тревоги готовятся на основании графика проведения тревог, ПЛАСа, плана проведения тревог При подготовке тревоги выбор темы должен производиться ее руководителем с последующим составлением плана тревоги Тема тревоги должна быть реальной по своему содержанию и не должна основываться на множестве условностей и наложений случайностей По выбранной теме тревоги должен быть составлен план ее организации и проведения. Форма и пример плана представлен в приложении 1. В плане должны быть указаны следующие основные показатели тревоги: — время, дата и место проведения тревоги; — позиция оперативной части ПЛАС; — фамилия, имя, отчество, должность руководителя тревоги; — цель и задача конкретной учебной тревоги; — описание аварии (должно соответствовать содержанию ПЛАС); — причины аварии, ее развитие и последствия; — дополнительные вводные (взрыв, пожар, наличие пострадавших и необходимость оказания им помощи и т.п.); — фамилия, имя, отчество, должность руководителя тушения пожара; — перечень необходимых тренировочных плакатов и бирок К плану в обязательном порядке прилагаются карты действий каждого участника тревоги. Форма карты деятельности участника тревоги приведена в Приложении К плану прилагается описание наиболее вероятных ошибочных действий участников тревоги, которые могут привести к усугублению последствий аварии Разработанный план должен быть подписан начальником цеха. С планом должны быть ознакомлены все РСС и работники, участвующие в тревоге В учебную тревогу должны быть включены вопросы противопожарных тренировок Каждому работнику, принимающему участие в тревоги, должна выдаваться карта деятельности участника тревоги (Приложении 2) Перед началом тревоги должна быть проверена готовность технических средств Все задвижки, коммутационные аппараты, кнопки, электрорубильники оборудования, участвующего в тревоги, должны быть окрашены, подписаны и пронумерованы в соответствии с коммуникационными цеховыми схемами и согласно требованиям ГОСТ 6
7 «Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки»; ГОСТ «Цвета сигнальные и знаки безопасности»; ГОСТ «Органы управления производственным оборудованием. Обозначения» При подготовке тревоги с условными действиями персонала на оборудовании следует проверить и, при необходимости, пополнить заготовленный ранее набор тренировочных плакатов и бирок с соответствующими надписями, посредством которых имитируется включение и отключение коммутационной аппаратуры, запорной арматуры, показания приборов, устройств защиты, сигнализации и др. По цвету плакаты должны отличаться от применяемых в эксплуатации, иметь надпись «тренировочный», а также иметь приспособления для закрепления на местах (ушки, веревочные петли, миниатюрные магниты и т.д.) Во время проведения тревоги персонал должен иметь следующие отличительные знаки: — члены комиссии — синюю отличительную повязку на правом рукаве; — руководитель тревоги — зеленую отличительную повязку на правом рукаве; — руководитель тушения пожара — красную отличительную повязку на правом рукаве; — персонал, принимающий участие в тревоге — белую повязку на правом рукаве Для эвакуации из опасной зоны персонала, не задействованного в локализации аварии, необходимо утвердить план эвакуации, в котором обозначены места (точки) сбора работников для начала эвакуации, места эвакуации, маршруты движения к местам эвакуации, при необходимости определяются группы и старшие групп эвакуации, предусматриваются иные действия, направленные на обеспечение быстрой и безопасной эвакуации работников. С планом эвакуации все работники должны быть ознакомлены, места эвакуации и маршруты движения к ним известны В какую точку эвакуации необходимо прибыть каждому работнику оговаривается в карте деятельности участника тревоги Места для эвакуации должны быть подготовленными, в них регулярно необходимо проводить санитарную уборку, обеспечить наличие аптечек медицинской помощи, запас питьевой воды, средств связи Для оценки действий персонала цеха назначается комиссия с участием представителя ООТПБиЭ Методика проведения противоаварийных учебных тревог по ПЛАС При проведении тревог участниками должны строго соблюдаться требования правил и инструкций по охране труда. 7
8 4.3.2 Перед началом тревоги необходимо проверить: — готовность персонала к тревоге; — наличие плакатов, бирок, карточек, средств распознавания участников Перед началом тревоги необходимо осуществить имитацию аварийной ситуации путем развешивания на оборудовании, устройствах управления, приборах, устройствах защиты и сигнализации тренировочных плакатов и бирок, с помощью которых отражаются изменения, произошедших в результате аварии. Плакаты и бирки не должны мешать работникам выполнять их обязанности Все виды тревог начинаются с вводной части и завершаются разбором и подведением итогов Вводная часть сообщается руководителем тревоги работнику или группе работников, работающих на «аварийном» оборудовании или рядом с ним. В водной части указываются: — учебный характер тревоги; — участок и оборудование, на котором будет имитироваться «авария»; — режим работы, предшествующий возникновению «аварии»; — время возникновения «аварии»; — характер «аварии» и ее развитие; — наличие «пострадавших» и виды травм; — при необходимости сообщаются сведения о метеорологических условиях и сезонных явлениях (паводок, гололед, гроза и т.д.) Тревога начинается с подачи руководителем тревоги сообщением «Внимание! Учебная тревога началось!» Работник цеха, получивший вводную, действует, как первый заметивший «аварию» — сообщает о случившемся руководству цеха (участка), предупреждает о случившемся остальной персонал, находящийся в зоне распространения «аварии» С получением сигнала об «аварии» участвующие в ней лица должны приступить к ее ликвидации Порядок действия каждого работника, принимающего участие в тревоге, должен быть описан в карте деятельности. С картой работник должен быть ознакомлен и обязан четко знать и строго выполнять установленную картой последовательность своих действий при возникновении аварии Участники тревоги должны поддерживать постоянную связь с руководителем тревоги для доклада о своих ключевых действиях, совершаемых в ходе тревоги. 8
9 Действия персонала должны имитировать включение-отключение необходимого оборудования Изменение состояния коммутационной аппаратуры и запорной арматуры, фиксирование световых сигналов табло и лампочек, выключение ключей-бирок должны производиться с помощью условных действий путем вывешивания плакатов с устным пояснением своих действий. Производить какие-либо реальные операции с оборудованием, прикасаться к механизмам и органам управления коммутационной аппаратуры и запорной арматуры при этом запрещается Ответственный руководитель по ликвидации «аварии» после получения о ее возникновении обязан обеспечить вызов необходимых специализированных подразделений и при их прибытии принять на себя координацию их действий Председатель комиссии по оценке действий персонала, при необходимости, может дополнительно давать вводные по дальнейшему развитию и характеру «аварии» Во время тренировок необходимо обращать внимание на время отдачи команд и распоряжений РСС подчиненному персоналу, на их информативность и содержательность, а также на объем информации Окончание действий по ликвидации «аварии» производится только по команде руководителя Ответственный руководитель, получив команду «отбой учебной тревоги» оповещает о прекращении действий всем участникам учебной тревоги. После окончания тревоги все плакаты и бирки необходимо снять с рабочих мест и оборудования Разбор тревог Разбор тревог производится с целью определения правильности действий при ликвидации аварии, предусмотренной темой тревоги, каждого из участвующих в ней и выявления мероприятий, способствующих повышению надежности работы оборудования и безопасности обслуживающего персонала Разбор тревоги должен производиться, сразу же после ее окончания При разборе должны быть выяснены: — правильность действия по ликвидации аварии; — допущенные ошибки и их причины По окончании учебной тревоги, на основании анализа ее проведения, члены комиссии составляют акт по форме, приведенной в Приложении 3 настоящего Положения Если в процессе подготовки или проведения тревоги выявится необходимость в проведении мероприятий, способствующих безаварийной работе, то их следует занести в акт 9
10 разбора тревоги. При этом руководитель тревоги должен ознакомить руководителей соответствующих подразделений с мероприятиями, занесенными в акт. 5. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАС 5.1 В течение года в цехах, на участках, в отделениях в каждой смене по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным оперативной частью ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия, по графикам, утвержденным начальником цеха (не реже 1 раза в месяц). Форма графика приведена в Приложении 4. Каждая бригада в течение года должна пройти учебно-тренировочные занятия по каждой позиции ПЛАСа не менее одного раза. 5.2 Учебно-тренировочные занятия по отработке действий по ПЛАС проводятся ответственными лицами из числа РСС (мастер, начальник участка и т.д.), назначенными распоряжением начальника цеха. 5.3 Ответственность за своевременным и качественным проведением учебнотренировочных занятий, оформление необходимой документации возлагается на начальника цеха. 5.4 У ответственного за проведение занятий по ПЛАС должен быть журнал проведения занятий (Приложение 5) и списки рабочих, обязанных проходить учебно-тренировочные занятия. 5.5 Порядок подготовки к проведению учебно-тренировочных занятий: — определить тему занятия; — составить план проведения занятия; — написать конспект проведения занятия; — определить состав группы (бригады), место проведения занятия; 5.6 Порядок проведения учебно-тренировочных занятий: В соответствии с планом проведения занятия объявляется дата, время и место проведения занятия группе (бригаде), в соответствии с утвержденным графиком В начале занятия описывается аварийная ситуация, предусмотренная оперативной частью ПЛАС В подробностях разъясняются действия рабочих. Для разъяснений необходимо использовать карты действия участника тревоги По схеме коммуникаций работникам показываются задействованные в ликвидации задвижки, краны, вентили, продувочные свечи и т.п., указываются пути выхода людей, расположение средств связи, пожарного оборудования, аварийного инструмента и газозащитных средств, рассказывается их назначение. 10
11 5.6.5 Непосредственно в цехе показываются эвакуационные пути выхода людей, застигнутых аварией, подходы к арматуре, порядок отключения агрегатов, назначение и порядок использования средств сигнализации и связи Практически прорабатывается порядок использования пожарного оборудования огнетушителей, гидрантов, листового асбеста, бандажей, шнурового асбеста, других материалов Устно опрашиваются участники занятия об их действиях в данной ситуации Опрос участников занятий производить перекрестно, останавливая одних и предоставляя слово другим (неоднократно) При неуверенных ответах участников занятий произвести повтор изначальной аварийной ситуации, обращая внимание на наиболее ошибочные и неправильные действия, неуверенность в ответах В конце занятия поблагодарить всех участников группы (бригады) за участие в данном мероприятии и понимании его необходимости. 5.7 Анализ проведения учебно-тренировочных занятий: После проведения учебно-тренировочных занятий определяются наиболее распространенные ошибки персонала по знанию ПЛАС Определяется оценка действий каждого из участников группы (бригады) Обращается внимание на наиболее активных и пассивных участников занятия, для дальнейшей их перегруппировки на следующем занятии Для заострения внимания на наиболее распространенные ошибки внести изменения в план проведения следующих занятий. 5.8 По окончанию занятий необходимо сделать отметку в специальном журнале (Приложение 5), где указывается дата проведения занятий, список рабочих и номер позиции возможной аварии согласно ПЛАСа, отработанной на проведенном занятии. 5.9 Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен штампом структурного подразделения. 6. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕНИРОВКИ 6.1 Проведение противопожарных тренировок является одной из основных форм производственного обучения и повышения квалификации персонала. 6.2 Противопожарные тренировки, как правило, должны проводиться в рамках противоаварийной тревоги по ПЛАС. Возможно проведение отдельной противопожарной тренировки для практической отработки действий персонала по локализации и ликвидации учебных возгораний. 11
12 6.3 В ходе противоаварийной тревоги по ПЛАС планом должна быть предусмотрена вводная возникновения пожара или очага возгорания. 6.4 Планом противоаварийной тревоги по ПЛАС должен быть назначен руководитель тушения пожара. 6.5 В ходе противоаварийной тревоги по ПЛАС очаг возгорания имитируется красными флажками, зона задымления — синими флажками, зона токсичных газов, радиоактивности, выделение вредных паров — желтыми флажками. В качестве средств имитации пожара допускается использовать дымовые шашки, фонари. 6.6 На противопожарных тренировках в цехе работники, задействованные в ликвидации очага возгорания, должны использовать имитационные действия тушения первичными средствами пожаротушении огнетушителями, пожарные краны, рукава и т.д. 6.7 На территории цеха не допустимо разведение настоящего очага возгорания с целью его практического тушения. 6.8 Проводить практическую часть отработки тушения возгорания необходимо на открытом воздухе, за территорией производственных площадей. 6.9 Тренировочный очаг возгорания необходимо создавать в специальных огнестойких противнях или других негорючих поддонах с бортами площадью от 1 до 2 м 2. Установка этих устройств должно производиться на расстоянии не ближе 10 м от горючих конструкций, оборудования, газопроводов и зданий После создания тренировочного очага работники отрабатывают практические навыки тушения огнетушителем, пожарными рукавами и т.д Для подстраховки в месте тренировочного очага должны присутствовать как минимум два огнетушителя, которые не будут участвовать в гашении В тушении очага должны принимать участие все работники, которые были задействованные в тушении имитационного очага в цехе. 7. ПЕРЕКРЕСТНЫЕ АУДИТЫ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОАВАРИЙНЫХ ТРЕВОГ 7.1 Руководители производственных структурных подразделений проводят перекрестные аудиты по качеству проведения противоаварийных тревог в структурных подразделениях, не находящихся в их подчинении. 7.2 График проведения перекрестных аудитов по качеству проведения противоаварийных тревог утверждается ежегодно приказом Генерального директора. 7.3 Перекрестные аудиты должны проводиться согласно методике Положения «Аудиты безопасности. 12
13 7.4 При проведении перекрестного аудита заполняется проверочный список Качество проведения противоаварийных тревог по ПЛАС (Приложение 6). 7.5 После проведения аудита составляются мероприятия по устранению выявленных несоответствий, которые отражаются в картах аудитов и ведомостях регистрации мероприятий по ОТ. 8. ПРИЛОЖЕНИЯ 8.1 План проведения учебной тревоги по ПЛАС. 8.2 Карта действий участника учебной тревоги. 8.3 Акт разбора проведения учебной тревоги по ПЛАС. 8.4 График проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС. 8.5 Журнал проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС в цехе. 8.6 Проверочный список Качество проведения противоаварийных тревог по ПЛАС. 13
14 Приложение 1 к «Положению о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)» ПЛАН проведения учебной тревоги по ПЛАС (структурное подразделение) УТВЕРЖДАЮ: 201 г. 1. Цель и задачи проведения учебной тревоги: 2. Учебная тревога назначена на 201 г. 3. Вводная соответствует позиции оперативной части ПЛАСа цеха. 4. Начало тревоги в часов 5. Место проведения тревоги 6. Руководитель тревоги (фамилия, инициалы, должность) 7. Состав комиссии по оценке действий персонала в ходе учебной тревоги: председатель комиссии: (фамилия, инициалы, должность) члены комиссии: (фамилия, инициалы, должность) (фамилия, инициалы, должность) 8. Вводная: 9. Описание аварии 14
15 10. Причины аварии, ее развитие и последствия 11. Дополнительные вводные (взрыв, пожар, наличие пострадавших и необходимость оказания им помощи и т.п.) 12. Руководитель тушения пожара (фамилия, инициалы, должность) 13. Место проведения практической части противопожарной тренировки 14. Работники, участвующие в противопожарной тренировке 15. Перечень необходимых тренировочных плакатов и бирок: 16. Действия сменного персонала отражены в картах деятельности участника тревоги 17. Службы, привлекаемые к ликвидации аварии (пожарная охрана, скорая, газоспасатели) 16. Требования охраны труда при проведении учебной тревоги Начальник цеха С планом ознакомлены: Ф.И.О. Должность Дата Подпись 15
16 Приложение 2 к «Положению о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)» КАРТА действий участника учебной тревоги (полное название темы тревоги, позиция оперативной части ПЛАСа цеха) Должность участника (-ов) тревоги, Ф.И.О. Место работы участника (-ов) тревоги Место нахождения участника (-ов) тревоги на момент возникновения аварии Событие, после которого участник (-и) тревоги должны приступать к ликвидации аварии/эвакуации (указывается полная должность участника (-ов) тревоги, работающего на одном оборудовании, полное имя, фамилия и отчество) (указывается полное наименование места работы участника (-ов) оборудование, агрегат и т.д.) (указывается место нахождения участника (-ов) на момент вводной) (указывается кто сообщил участнику (-ам) об аварии) Первоочередные мероприятия по ликвидации аварии: Необходимость использования СИЗ, их виды, место расположения Остановить работу оборудования Последовательность остановки оборудования Перекрыть/открыть задвижки, краны, продуть, электрорубильники Порядок тушения возгорания (при необходимости) Поставить в известность Покинуть рабочее место и направиться к точке эвакуации (указывается наименование необходимых для использования СИЗ, указывается места их расположения) (указывается полный перечень оборудования, работу которого необходимо остановить участнику (-ам) на своем рабочем месте) (дается описание всех действий по аварийной остановке работающего оборудования) (указывается номера задвижек, электрорубильников в соответствии с цеховыми коммуникационными схемами) (указывается чем необходимо тушить возникший очаг возгорания, места нахождения средств тушения, описываются действия по тушению) (указывается что и кому должен сообщать участник во время своих действий по ликвидации аварии, в том числе указывается круг лиц, которых необходимо предупредить об аварии) (указывается куда необходимо отбыть участнику (-ам) после окончания всех необходимых действий). С картой ознакомлен: Ф.И.О. Должность Дата Подпись 1. 16
17 Приложение 3 к «Положению о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)» А К Т разбора проведения учебной тревоги по ПЛАС 20 г. (время проведения учебной тревоги) проведена учебная тревога с целью определения знаний плана ликвидации аварий работниками цеха, оперативности газоспасательной службы, медслужбы и пожарной части, а также правильности принимаемых решений по ликвидации аварий, выводу и спасению людей, застигнутых аварией и оказанию первой доврачебной помощи. Вводная соответствовала позиции оперативной части ПЛАСа цеха. Место проведения тревоги Руководитель тревоги (фамилия, инициалы, должность) Состав комиссии по оценке действий персонала в ходе учебной тревоги: председатель комиссии: члены комиссии: (фамилия, инициалы, должность) (фамилия, инициалы, должность) (фамилия, инициалы, должность) При проведении учебной тревоги было проведено и установлено: 1. Качество плана ликвидации возможных аварий, в т.ч.: 1.1. Все ли возможные аварии, свойственные данному производству и места их возникновения, предусмотрены планом: 1.2. Правильность и безопасность первоначальных мероприятий по локализации аварии 1.3. Практическая возможность выполнения мероприятий плана по спасению людей 1.4. Соответствие очередности записи мероприятий, их значимости и последовательности действий, обеспечивающих спасение людей, ликвидацию аварий 17
18 1.5. Практическая возможность ликвидации аварии, в начальной стадии ее возникновения, указанными в плане способами и средствами. 2. Подготовленность цеха, участка к ликвидации возможных аварий, в том числе: 2.1. Наличие и исправность средств и способов оповещения об аварии 2.2. Наличие подготовленных карт действий участника учебной тревоги у работников цеха 2.3. Возможность обеспечения быстрейшего выхода людей из загазованного помещения и опасной зоны (наличие и состояние запасных выходов, газозащитных средств) 2.4. Доступность мест нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий 2.5. Наличие аварийного запаса технических средств, аппаратов, приборов, средств защиты, своевременность проверки их готовности к немедленному использованию по назначению 2.6. Знание РСС и работниками устройства и назначения этих средств, а также умение ими пользоваться 2.7. Знание РСС и рабочими плана ликвидации аварии по мероприятиям, касающихся их обязанностей 2.8. Организованность и слаженность в работе газоспасателей, цехового персонала, пожарной части, медслужбы и др. служб: 3. Боеспособность газоспасательной службы, пожарной части и других служб, а также координация их работы, в т.ч.: 3.1. Время прибытия аварийно-дежурной бригады газоспасателей, пожарной части, медслужбы 3.2. Правильность, своевременность выставления постов безопасности 18
19 3.3. Состояние аварийного оснащения ГСС, пожарной части. Правильность действия газоспасателей Дополнительные замечания: Выводы и предложения комиссии, направленные на устранение выявленных недостатков: Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный за выполнение Подписи членов комиссии: Руководитель учебной тревоги 19
20 Приложение 4 к «Положению о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)» УТВЕРЖДАЮ: Начальник цеха ГРАФИК проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС в цехе Дата и время проведения занятия Место проведения занятия (участок) Ф.И.О., должность лица, проводящего занятие бригады, с которой проводится занятие Тема занятия, позиция по ПЛАС 20
21 Приложение 5 к «Положению о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)» ЖУРНАЛ проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС в цехе бриг ады Ф.И.О. слушателя должность Ф.И.О. проводившего занятия и должность Дата Наименование позиции ПЛАС и позиции Роспись проводившего занятия 21
22 Приложение 6 к «Положению о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)» ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК Качество проведения противоаварийных тревог по ПЛАС Краткое описание темы проведения тревоги/занятия: п/п Список проверяемых вопросов 1. Организация проведения противоаварийной тренировки (тревоги) 1.1 ПЛАС утвержден и в наличии. 1.2 Все работники знают, что такое ПЛАС и понимают его назначение. 1.3 План проведения учебной тревоги по ПЛАС разработан 1.4 План проведения учебной тревоги по ПЛАС согласован с газоспасательной службой 1.5 План проведения учебной тревоги по ПЛАС согласован с ООТПБиЭ 1.6 Произведена четкая разбивка обязанностей членов комиссии. 1.7 В наличии Акты разбора проведения учебной тренировки (тревоги) за предыдущий период времени. 1.8 На участках имеются выписки из оперативной части ПЛАС. 1.9 В наличии набор табличек «закрыто», «учебная тревога» и других, имитирующих действие персонала при отключении, снижении давления газа и т.п Средства и способы оповещения персонала об аварии в наличии и исправны. 2. Организация эвакуации: 2.1 Распоряжением по цеху утвержден план эвакуации. 2.2 В плане эвакуации предусмотрены: — места (точки) сбора работников для начала эвакуации, — места эвакуации, маршруты движения к местам эвакуации, — при необходимости определены группы и старших групп эвакуации. 2.3 Все работники ознакомлены с планом эвакуации. 2.4 График практических занятий с работниками для отработки навыков действий при введении плана эвакуации разработан. 2.5 В условиях высокой вероятности возникновения ЧС занятия проводится с работниками структурного подразделения не реже 2-х раз в месяц. 2.6 Проведение занятий подтверждено Актами разбора проведения учебной тревоги 2.7 Памятки по конкретным действиям работников при аварийной оста- Отметка о соответствии да нет н/т 22
23 новке цеха разработаны. 3. Организация работы по проведению учебно-тренировочных занятий 3.1 Распоряжением начальника цеха назначены ответственные лица из числа РСС за проведение учебно-тренировочных занятий с персоналом цеха. 3.2 По бригадный график проведения учебно-тренировочных занятий разработан. 3.3 По бригадный график учебно-тренировочных занятий составлен с учетом того, что каждая бригада в течение года должна пройти учебнотренировочные занятия по каждой позиции ПЛАСа не менее одного раза. 3.4 У каждого ответственного за проведение учебно-тренировочных занятий по ПЛАС в наличии Журнал проведения занятий учебнотренировочных занятий. 3.5 С каждой бригадой учебно-тренировочные занятия проводятся не реже одного раза в месяц по одной из позиций ПЛАСа. Проведение подтверждены регистрационными записями в Журнале проведения учебно-тренировочных занятий. 4. Проведение противоаварийной тренировки (тревоги) 4.1 Первоначальные мероприятия по локализации аварии правильны и безопасны. 4.2 Запасные выходы свободны, доступны. 4.3 Персонал оперативно покинул рабочие места 4.4 Средства по спасению людей и ликвидации аварий в наличии, исправны, доступ к ним свободен: — огнетушители; — пожарные краны; — песок; — пожарные щиты; — листовой асбест, шнуровой асбест, другие материалы, хранящиеся в ящике с аварийным инструментом. 4.5 Аварийный запас технических средств, аппаратов, приборов, средств защиты в наличии. 4.6 РСС, работники знают устройство и назначения средств, аппаратов, приборов, средств защиты, а также умеют ими пользоваться. 4.7 РСС и работники знают свои обязанности согласно ПЛАС. 4.8 Газоспасательная служба прибыла оперативно. 4.9 Пожарный отряд прибыл оперативно Другие службы прибыли оперативно Место авариного участка оцеплено, обозначено сигнальными лентами Посторонние люди и транспорт на месте аварийного участка отсутствует Посты безопасности выставлены Персонал выполнил положенные действия согласно ПЛАС Руководитель структурного подразделения контролирует правильность действий персонала по спасению людей, локализации и ликвидации аварии Обеспечено: — отключение электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты); 23
24 — остановка транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрытия сырьевых линий; — остановка газовых, паровых коммуникаций; — остановка систем вентиляции в аварийном помещении (за исключением устройств противодымной защиты; — принятие другие меры, способствующие ликвидации (локализации) аварии. 5. Другие специфические требования 24
docplayer.ru