Закон о приватизации квартир 2013

Новые правила приватизации жилья: как избежать «подводных камней»

По оценкам экспертов каждый четвертый россиянин сейчас живет в неприватизированной квартире. В то же время многие не в курсе важных законодательных новшеств. В целом эти изменения облегчают приватизацию жилья, но для некоторых квартировладельцев могут оказаться «троянским конем» — стать причиной неблагоприятных последствий. Как избежать подвохов и выгодно воспользоваться обновленными правилами приватизации — в очередном выпуске нашей рубрики.

Даешь отсрочку!

Об этой поправке наверняка слышали все: в конце нынешней зимы власти перенесли сроки окончания бесплатной приватизации жилья. Напомним, до сих пор подобное случалось дважды: сначала «завершающую» дату передвинули с 1997-го года на 2010-й, потом отложили до 1 марта 2013 года. Недавнее, третье продление дает нам еще одну — двухгодичную отсрочку. Большинство экспертов сходятся во мнении, что 1 марта 2015 года станет последним часом «икс», навсегда закрывающим для россиян бесплатное приобретение в собственность муниципального жилья. Поэтому особенно остро встает вопрос: всем ли сейчас нужно поторопиться с оформлением приватизации, не откладывая в долгий ящик?

Авторитетный эксперт по жилищному законодательству, председатель комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская дает совет: первым делом оцените свои финансовые возможности. Важно понять: потянете ли вы в принципе содержание квартиры, перешедшей в собственность? Вопрос нешуточный с учетом двух обременительных нововведений, которые ждут нас в ближайшем будущем.

Какой налог придет на порог

Не за горами время, когда нынешний малозаметный для кошелька собственников налог на имущество будет заменен куда более внушительным налогом на недвижимость. Новый «побор» станут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости жилых помещений. Увы, она далека от привычной нам скромной оценки БТИ и очень близка к разорительной рыночной цене жилья. Предполагается, что размер налога сможет составлять до 0,1% от кадастровой стоимости квартиры и будет платиться собственником ежегодно (точную ставку в указанных пределах определят местные власти). В то же время, как обещают разработчики закона, скорее всего, в нем предусмотрят «бонус»: не облагаемую налогом жилплощадь размером до 20 кв.м. на одного собственника.

По последним данным Минфина налог на недвижимость начнут вводить в пилотных регионах с 2014 года и распространят по всей стране к 2018-му.

Так что имеет смысл прикинуть рыночную стоимость своей квартиры (это можно сделать бесплатно, в том числе, на сайтах крупных риэлторских агентств в Интернете, введя параметры конкретного жилья) и посчитать примерный размер ежегодного налогового взноса. Если платеж выглядит слишком уж неподъемным, не пугайтесь: отказавшись от решения приватизировать квартиру, по нынешнему законодательству вы в любом случае не рискуете лишиться ее. При соцнайме муниципальное жилье бессрочно сохраняется за гражданами, зарегистрированными по месту жительства («прописанными») в квартире.

На капремонт тратим, на счетчике экономим

Еще одно малоприятное событие — введение взноса на капитальный ремонт многоэтажек. Его обяжут платить собственников квартир с июня 2014 года, когда вступят в силу соответствующие поправки в Жилищный кодекс. По подсчетам экспертов при площади квартиры 50 кв. м. размер ежемесячного обязательного взноса на капремонт в столичном регионе составит порядка 500 рублей. Оцените примерный масштаб «напасти» для своей квартиры и добавьте в обременительную копилку еще и этот платеж.

А теперь — о весомых расходах, которых можно избежать. немного отложив обращение за приватизацией. Речь идет об оплате установки водного счетчика.

Напомним: по закону все мы обязаны иметь индивидуальные приборы учета воды (строго говоря, их нужно было установить еще до лета прошлого года). При этом обязанность обеспечить счетчиком жилое помещение возлагается на собственника (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»). Соответственно, если квартира не приватизирована, оплатить приобретение и установку водосчетчика обязан муниципалитет.

Юристы отмечают, что можно сэкономить от 7 — 8 до 15 – 16 тысяч рублей (в зависимости от стоимости приборов и монтажа в разных регионах), повременив с оформлением квартиры в собственность до установки индивидуального счетчика воды. Чтобы ускорить процесс, передайте заявление со ссылкой на упомянутую статью закона в подразделение местной администрации, ведающее жилым фондом в вашем населенном пункте.

По общему правилу обращения граждан рассматриваются в срок до одного месяца. Если чиновники будут тянуть резину, можно смело обращаться с жалобой в прокуратуру, ссылаясь на саботаж того же закона N 261-ФЗ.

«Через не хочу»

Для тех, кто принял решение о приватизации, нередко камнем преткновения оказывается несогласие кого-либо из домочадцев. По закону «добро» на оформление жилья в собственность должны дать все совершеннолетние граждане, постоянно зарегистрированные («прописанные») в квартире. При этом можно отказаться от непосредственного участия в приватизации в пользу других жильцов, что в любом случае будет свидетельствовать о принципиальном согласии на саму приватизационную сделку. А вот что делать, если кто-то из членов семьи встал на позицию «ни себе ни людям», вообще отказываясь оформлять муниципальную квартиру в собственность?

К сожалению, всеобщего спасительного выхода закон на сегодня не предусматривает. Специалисты поясняют: строгую норму о согласовании со всеми домочадцами нельзя полностью отменять из-за серьезного риска массовых злоупотреблений. Ведь жилищный вопрос не шутка! В то же время осенью прошлого года появилась полезная поправка, которая позволяет решить проблему в ряде случаев, не ущемляя интересов кого бы то ни было из жильцов. А именно: из круга лиц, которые должны давать согласие на приватизацию, исключены зарегистрированные в квартире граждане, которые ранее уже приватизировали другое жилое помещение. Согласитесь, это вполне справедливо, и даже странно, что законодатели раньше не додумались до такой нормы, освобождающей жильцов от необоснованной преграды.

Для справки: ценная поправка утверждена Федеральным законом от 16.10.2012 N 170-ФЗ.

rapsinews.ru

Если у вас на руках есть договор социального найма либо ордер на муниципальную или государственную квартиру, в которой вы живете, это не значит, что квартира ваша в полном смысле слова – вы имеете право проживать в этой квартире, но не можете распоряжаться ею по своему усмотрению.

Чтобы иметь возможность не только жить в квартире, но и продать, подарить, заключить договор аренды, ренты, мены, оставить ее в наследство своим детям — вам необходимо эту квартиру приватизировать.

Приватизацией жилья называется процедура, при которой гражданин становится собственником муниципальной или государственной жилой недвижимости.

Бесплатная приватизация жилых помещений стала доступной для россиян с 1992 года и первоначально была введена без ограничения срока (Постановление Верховного суда Российской Федерации от 11 июня 1992 года № 2980-I). Однако в 2004 году Жилищный кодекс Российской Федерации (был введен Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ) предусмотрел ограничение срока действия программы до 1 января 2007 года. Но ее сроки трижды продлевались, не считая продления, о котором идет речь выше: первый раз – до 1 марта 2010 года, второй – до 1 марта 2013 года, третий – до 1 марта 2015 года (Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 1 февраля 2010 года № 4, Федеральный закон Российской Федерации от 25 февраля 2013 года № 16).

28 февраля 2015 года, президент России Владимир Путин подписал закон, который продлил срок бесплатной приватизации жилых помещений до 1 марта 2016 года (Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 19-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 29.02.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» бесплатная приватизация жилых помещений с 1 марта 2017 года прекращается.

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений (статья 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[1] (далее – Закон о приватизации)).

Способ приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда — их безвозмездная передача нанимателям.

Порядок передачи регулируется Законом о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.

Закон о приватизации устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона о приватизации является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных законодательством РФ в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными, если для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

В первоначальной редакции Закон о приватизации содержал норму, позволяющую установить договором передачи как долевую собственность, так и совместную собственность лиц, участвующих в приватизации жилья. Федеральным законом Российской Федерации от 15 мая 2001 года N 54-ФЗ[2] возможность выбора совместной или долевой собственности при приватизации жилья была исключена. Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации договором приватизации может быть установлена только долевая собственность, образование совместной собственности на приватизированное жилье с 31 мая 2001 года не допускается.

Не подлежат приватизации жилые помещения,

— находящиеся в аварийном состоянии,

— в домах закрытых военных городков,

— служебные жилые помещения,

Закон разрешает приватизировать служебные помещения жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Иные служебные помещения могут быть приватизированы в порядке исключения и лишь в том случае, если позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Процесс обратный приватизации часто называют «расприватизацией» или «деприватизацией».

[1] Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[2] Федеральный закон от 15.05.2001 N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

buro.mosreg.ru

Приватизация жилья
1-я часть. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации

Под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, которая позволила не только стать собственником жилья, но и предоставила право совершать впоследствии различные сделки со своей недвижимостью, будь то продажа или передача квартиры по договору дарения и т.д.

Приватизация проводится только на добровольной основе и осуществляется, как известно, безвозмездно.

Рассмотрим подробнее вопросы, касающиеся приватизации жилья в РФ.

Продление приватизации жилья до 2015 года

Для начала необходимо отметить, что Федеральным законом от 25.02.2013 года № 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений в очередной раз был продлен.

Теперь приватизация жилья в РФ разрешена до 01.03.2015 года.

В пояснительной записке к законопроекту о продлении приватизации было указано, что необходимость принятия такого закона прежде всего вызвана тем, что значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2013 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.

Кроме того, указывалось, что граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2013 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, эти граждане будут поставлены в неравное положение с теми, кто получил и приватизировал жилье до указанной даты.

В связи с этим вопросы приватизации жилых помещений в настоящее время особенно актуальны.

Субъекты (участники) приватизации

В приватизации жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) могут принять участие все лица, зарегистрированные в нем по месту жительства, в том числе несовершеннолетние.

Однако приватизировать квартиру или комнату могут только граждане РФ, при этом необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Иностранные граждане ни при каких условиях в приватизации жилья не участвуют.

Жилые помещения в порядке приватизации передаются в общую долевую собственность заявителей либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, а жилые помещения, в которых зарегистрированы исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилье, в котором зарегистрированы только дети в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В этих случаях органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение 3 месяцев должны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Объекты, не подлежащие приватизации

Так, согласно ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о приватизации), не подлежат приватизации квартиры и комнаты:

в домах, находящихся в аварийном состоянии;

в закрытых военных городках;

служебные жилые помещения, за исключением некоторых находящихся в сельской местности.

В Постановлении от 03.11.1998 года № 25-П Конституционный Суд РФ, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что «ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность».

Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на то, что запрет на приватизацию жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов, а не простым желанием законодателя, и вышеуказанный перечень жилья, не подлежащего приватизации, это доказывает.

Так, согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях (как, впрочем, и служебное жилье) являются строго специализированными и имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц: работников, служащих, учащихся.

Однако здесь существуют некоторые особенности.

Приватизация жилья в «бывших общежитиях»

При принятии нового Жилищного кодекса РФ законодатель пошел на некоторые уступки в отношении приватизации жилья, в так называемых «бывших общежитиях».

Так, в ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» было установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Следовательно, такие «бывшие общежития» возможно приватизировать в общем порядке.

Однако на практике возникало и возникает в настоящее время очень много вопросов о передаче таких общежитий после вступления в силу ЖК РФ.

Не счесть судебных процессов, где граждане пытались отстоять свои права на приватизацию жилья в «бывших общежитиях».

Например, в четвертом Бюллетене Верховного Суда РФ 2009 года было изложено очередное решение по данному вопросу (Определение ВС РФ от 02.09.2008 года № 5-В08-69), в котором четко и ясно было сказано, что жилищный фонд, ранее закрепленный за государственными или муниципальными предприятиями, с 23.12.92 года не подлежал включению в состав приватизируемого имущества в случае приватизации таких предприятий и в любом случае должен был быть передан в ведение местной администрации.

В то время многие муниципалитеты, учитывая требования ЖК РФ, «шли на уступки» гражданам и просто переводили «бывшие общежития» в многоквартирные дома путем принятия соответствующих правовых актов.

Так, в соответствии с распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 20.07.2011 года № 953 к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение города Москвы, согласно статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Однако часто встречались и случаи, когда органы местного самоуправления, имеющие в собственности (на балансе) такие жилые помещения считали, что режим общежития такого жилья утрачивается, и появляется возможность их приватизации только тогда, когда жилой дом передан муниципалитету до 1 марта 2005 года.

И только в апреле 2011 года неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» была признана не соответствующей Конституции РФ статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в той мере, в какой она не допускает возможности применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к «бывшим общежитиям», если они были предоставлены после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

После выхода этого Постановления КС РФ дело, наконец, сдвинулось с «мертвой точки».

m.ppt.ru

Консультация юриста 009

Ответ. Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 1 указанного Закона РФ установлено, что приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Приватизация жилых помещений ограничивается сроком, который установлен абзацем 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Сроки приватизации неоднократно продлялись законодателями:

  • до 1 марта 2010 года (Федеральный закон от 30.06.2006 года № 93-ФЗ);
  • до 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 01.02.2010 года № 4-ФЗ);
  • до 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 25.02.2013 года № 16-ФЗ);
  • до 1 марта 2016 года (Федеральный закон от 28.02.2015 года № 19-ФЗ).

В редакции Федерального закона от 29.02.2016 года № 33-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» срок приватизации жилья установлен до 1 марта 2017 года.

www.protvet.ru

Приватизация жилья в России

Каждый гражданин Российской Федерации может принять участие в приватизации квартиры, комнаты или загородного дома только один раз

Фото ИТАР-ТАСС

Приватизация жилья – это первоначальная сделка на рынке недвижимости, в результате которой квартира переходит в собственность частного лица. Возможность приватизировать жилье появилась у граждан России в 1991 году, когда был принят Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Сегодня жилищный фонд России составляет около 30 проц. всего недвижимого имущества в стране и насчитывает 3,3 млрд кв. метров общей площади. В частной собственности находится около 86,3 проц. жилищного фонда, из которого 82,9 проц. перешло в частную собственность граждан в результате приватизации. В 2012 году в России было зарегистрировано 933 тысячи прав по договорам передачи жилья в собственность граждан.

29 декабря 2004 года был принят закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» /вступил в силу 1 марта 2005 года/, согласно которому с 1 января 2007 года должна была прекратиться бесплатная приватизация квартир — неприватизированные квартиры останутся в госсобственности, и люди будут проживать в них по договору найма /либо могут их выкупить по рыночной стоимости/. Право приватизации жилых помещений сохранялось до 1 января 2007 года за гражданами, которым они были предоставлены по договору социального найма до 1 марта 2005 года.

В связи с тем, что органы исполнительной власти, которые выдавали необходимые для приватизации жилья документы, не справлялись с большим количеством обращений граждан, Госдума в июне 2006 года приняла закон о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Кроме того, в апреле 2006 года Конституционный суд РФ начал проверку запроса граждан России о конституционности положений Жилищного кодекса, запрещающих бесплатную приватизацию жилья, полученного после 1 марта 2005 года. 15 июня 2006 года КС разрешил приватизацию жилья этой категории граждан /Госдума приняла соответствующий закон в апреле 2008 года/.

В конце 2009 года ряд депутатов Госдумы выступил с инициативой о продлении срока бесплатной приватизации жилья, мотивируя свое предложение тем, что количество желающих приватизировать свое жилье увеличилось в 2009 году на 45 проц по сравнению с 2008 годом, а 25 проц россиян все еще не приватизировали свои квартиры. Также было обращено внимание, что необходимо предоставить возможность ветеранам ВОВ стать собственниками квартир, которые они получат от государства в год 65-летия Победы. Внесение инициативы вызвано было и финансовым кризисом: строительство в 2008 году было остановлено почти 80-90 проц., многие очередники просто не успели получить свое жилье по социальному найму, а следовательно и приватизировать его.

15 января 2010 года Госдума РФ продлила бесплатную приватизацию жилья до 1 марта 2013 года.

5 февраля 2013 года депутаты от «Справедливой России» Галина Хованская и Сергей Миронов внесли в Госдуму законопроект о продлении срока бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2016 года, т.е. на три года. Авторы законопроекта считают, что граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде, а также граждане, не успевшие по тем или иным причинам реализовать свое право на приватизацию, этим правом воспользуются.

Приватизированное жилье можно продать, подарить или завещать. Каждый гражданин Российской Федерации может принять участие в приватизации квартиры, комнаты или загородного дома только один раз. По мнению экспертов, у приватизации есть два минуса. Первый заключается в том, что государство планирует ввести новый налог на недвижимость, и для приватизированных квартир он будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости жилья. Второй – в том, что владельцам придется из своих средств оплачивать капитальный ремонт дома.

Для граждан, которые не готовы нести подобные расходы, была предусмотрена возможность деприватизировать жилье – то есть передать приватизированную квартиру в собственность города и проживать в ней на условиях социального найма. Возможность продажи либо наследования квартиры в этом случае утрачивается. Деприватизировать жилье можно до 1 марта 2013 года. /ТАСС-ДОСЬЕ/

tass.ru