Закон о гражданстве рф статья 12

Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О положение пункта «а» части первой статьи 12 настоящего Федерального закона не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ пункт «г» части первой статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца после дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

Комментарий к статье 12 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  1. Приобретение гражданства по рождению или филиация (от лат. filiatio – родство, отцовство) является основной и наиболее распространенной формой приобретения гражданства. Филиация в каждом государстве осуществляться на основе двух традиционных принципов: “право крови” (jus sanguinis) и “право почвы” (jus soli).
  2. Настоящая статья регламентирует решение вопроса о гражданстве ребенка при его рождении. Иные вопросы гражданства детей регламентируются ч. 6 ст. 14, ст. ст. 24 – 27 комментируемого Закона.

    Принцип “права крови” характеризуется приобретением лицом гражданства родителей независимо от места его рождения, принцип “право почвы” – приобретением гражданства государства, являющегося территорией (местом) рождения и не зависит от гражданства родителей. Вследствие того что в реальной жизни возможны различные вариации (наличие у родителей разного гражданства, рождение на территории третьего государства и т.д.), большинство стран устанавливают смешанную систему, представляющую собой сочетание данных принципов. При этом один принцип имеет преобладающее значение, а второй выступает в качестве дополнительного.

    Комментируемый Закон для приобретения гражданства по рождению использует оба отмеченных принципа, устанавливая среди них приоритет “права крови”. При этом Закон исходит из равенства мужчины и женщины, т.е. из несвязности гражданства ребенка с гражданством только его отца или матери. Факт установления происхождения детей устанавливается в соответствии с Семейным кодексом РФ.

  3. Приобретение российского гражданства ребенком исключительно по “праву крови”, т.е. независимо от места своего рождения, возможно по п. п. “а” и “б” комментируемой статьи в случае, если:

– оба родителя ребенка или единственный его родитель имеют гражданство РФ;

– один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

Применение на практике настоящих положений во взаимосвязи с предыдущим законодательством и в силу их неопределенности привело к ряду вопросов, решение которых было осуществлено Конституционным Судом РФ.

В ряде решений Конституционного Суда РФ применительно к п. “а” ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона было установлено следующее:

1) по буквальному смыслу п. “а” ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, во взаимосвязи с его ст. 3, положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста 18 лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица российского гражданства, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в сохраняющих свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П по делу о проверке конституционности пункта “г” статьи 18 Закона РФ “О гражданстве Российской Федерации” (подробнее см.: Определения Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О “По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “а” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”; от 24 мая 2005 г. N 235-О “По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” и частью первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”);

2) согласно ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории РФ. Из названного положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции РФ не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению (подробнее см.: Определения Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О “По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “а” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”; от 24 мая 2005 г. N 235-О “По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” и частью первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”);

3) выражение “считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации” означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, – и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают российское гражданство в силу одного только факта проживания за пределами РФ на момент вступления в силу названного Закона, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает российского гражданства (подробнее см.: Определения Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О “По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “а” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”; от 24 мая 2005 г. N 235-О “По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” и частью первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”);

4) признание гражданства РФ по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 года N 12-П является в силу принципа “права крови” (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка – независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению (подробнее см.: Определения Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О “По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “а” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”, от 18 декабря 2007 г. N 909-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Осолихина Валерия Павловича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”);

5) ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 и ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данных Законов и с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ в указанных решениях, по своему содержанию не направлены на лишение граждан возможности признания их гражданами РФ по рождению, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 235-О “По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” и частью первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”);

6) положение п. “а” ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона о приобретении ребенком гражданства РФ по рождению – в его конституционно-правовом смысле на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О “По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “а” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”):

– распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы РФ;

– не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства РФ по рождению, если только это лицо не утратило гражданство РФ по собственному свободному волеизъявлению;

7) выяснение, являлось ли лицо гражданином бывшего СССР, не изъявило ли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, прибыло ли на постоянное жительство в Российской Федерации, приобрело ли гражданство другого государства в период проживания за пределами РФ, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и на суды общей юрисдикции, для которых правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу об утрате гражданином России российского гражданства является обязательной (подробнее см.: Определения Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О “По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “а” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”, от 18 декабря 2007 г. N 909-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Осолихина Валерия Павловича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”);

8) выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл положения п. “а” ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

  • Вопросы применения положения п. “б” ч. 1 ст. 12 также стали предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. N 156-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чехиринадзе Олеси Вадимовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “б” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”). Исследуя настоящее положение комментируемого Закона, согласно которому ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка), во взаимосвязи с другими положениями Конституционный Суд РФ установил следующее: действовавшее на момент рождения заявительницы законодательство о гражданстве, включая соответствующие положения Конституции СССР 1977 г. и конкретизировавшие их нормы Закона СССР от 1 декабря 1978 г. “О гражданстве СССР”, не дает оснований полагать, что отец заявительницы мог быть лицом без гражданства, поскольку на тот момент и впоследствии он проходил военную службу в Вооруженных Силах именно как гражданин СССР. Приобретение же им в 1993 г. гражданства РФ свидетельствует о возникновении у данного лица с указанного времени устойчивой публично-правовой связи с Российской Федерацией и само по себе не может быть свидетельством отсутствия (или наличия) такой связи с СССР, в том числе на момент рождения дочери, заявительницы по делу.
  • Самостоятельно действие “право почвы” комментируемый Закон устанавливает в п. “г” ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи. Такими случаями являются:
  • – рождение ребенка, если оба его родителя или единственный его родитель проживают на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, а государство, гражданами которого они являются, не предоставляет ребенку свое гражданство;

    – нахождение ребенка на территории РФ, родители которого неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

    Установленные формы приобретения гражданства РФ детьми при их рождении по “праву почвы” соответствуют рекомендациям ст. 2 Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.), согласно которой найденыш, находящийся на территории государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства. Кроме того Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Гаага, 12 апреля 1930 г.) также рекомендует в ст. 14 использовать презумпцию рождения ребенка на территории государства, если родители его неизвестны и предоставлять ему гражданство страны рождения. В ст. 15 настоящей Конвенции предлагается в случаях, когда гражданство государства не приобретается автоматически в связи с рождением на его территории, ребенок, родившийся на территории этого государства от родителей, которые не имеют гражданства какой-либо страны или гражданство которых неизвестно, может получить гражданство данного государства.

  • “Право почвы” может выступать дополнением “права крови” в случае, когда оснований последнего недостаточно для решения вопроса о гражданстве ребенка. Эта ситуация может возникнуть при наличии у родителей ребенка или его единственного родителя гражданства другого государства. Комментируемый Закон предусматривает один такой случай п. “в” ч. 1 настоящей статьи: при рождении ребенка, один из родителей которого является российским, а другой иностранным гражданином. В этом случае, если ребенок родился на территории РФ, либо есть основания полагать, что ребенок может стать лицом без гражданства, он приобретает гражданство РФ.
  • Вместе с тем взаимодействие принципов “права крови” и “права почвы” как форм приобретения ребенком гражданства по рождению, родители которого состоят в гражданстве различных государств, на практике чаще всего создает определенные сложности при решении вопроса о его гражданстве.
  • Традиционным средством разрешения этого вопроса является соглашение родителей ребенка. Первое упоминание о соглашении родителей по вопросу определения гражданства их ребенка встречается в Декрете СНК от 22 августа 1921 г. “О принятии иностранцев в Российское гражданство” . В Декрете устанавливалось, что при разногражданстве супругов дети моложе 14 лет остаются в прежнем гражданстве, если между родителями не состоится по этому предмету иного соглашения. Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г., Закон от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX “О гражданстве СССР” также устанавливали, что вопрос о гражданстве детей решается соглашением родителей. Однако, как видно из настоящих актов форма соглашения родителей о гражданстве детей не устанавливалось. Лишь в Законе СССР от 23 мая 1990 г. “О гражданстве СССР” было заключено, что форма соглашения должна носить письменный характер. Что касается Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, то в ч. 2 ст. 15 предусматривалось решение вопроса о гражданстве ребенка при различном гражданстве родителей их письменным соглашением. При отсутствии соглашения ребенок приобретал российское гражданство только в случае его рождения на территории РФ либо опасности стать лицом без гражданства.

    В настоящее время комментируемый Закон письменное соглашение для решения вопроса о гражданстве ребенка не предусматривает.

  • Применение положений п. п. “в”, “г” ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи требует точного определения места его рождения, в частности территории РФ. Под государственной территорией понимается земное и внеземное пространство, отграниченное от иных пространств границами, в пределах которых государство осуществляет свою власть. Вопросы определения территории РФ решаются в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” и международными договорами РФ с сопредельными государствами.
  • В отличие от законодательства ряда зарубежных стран порядок определения гражданства детей на судне или воздушном корабле комментируемым Законом не регламентируется и вопрос о территории рождения ребенка определяется в зависимости от конкретных обстоятельств. Конвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.) рекомендует в ст. 3 считать рождение на судне или на воздушном корабле имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств.

    zakoniros.ru

    Закон о гражданстве рф статья 12

    Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
    [Закон «О гражданстве РФ»] [Глава II] [Статья 12]

    в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

    г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

    2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

    1 комментарий к записи “Статья 12 Закон о Гражданстве. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению”

    Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
    Комментарий к статье 12

    1. В соответствии с п. 46 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» наличие у ребенка гражданства РФ по рождению и при усыновлении (удочерении) на основании ст. 12, ч. ч. 2 и 4 ст. 26 Федерального закона N 62-ФЗ может быть оформлено полномочным органом по заявлению лиц, указанных в п. п. 47 — 50 настоящего Положения.
    Оформление наличия у ребенка гражданства РФ по рождению и при усыновлении (удочерении) осуществляется согласно резолюции руководителя полномочного органа о выдаче ребенку паспорта гражданина РФ либо вкладыша в свидетельство о его рождении, а также о внесении сведений о ребенке в паспорт родителя, имеющего гражданство РФ (паспорта родителей, имеющих гражданство Российской Федерации).
    2. Инструкция по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации утверждена Приказом МВД России от 19 февраля 2004 г. N 104.

    rukak.ru

    Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

    1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

    2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

    Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой и шестой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

    4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    4.1. Рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй.1 и седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    4.2. Рассмотрение заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации и принятие решения по нему осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

    а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

    б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

    в) утратил силу. — Федеральный «закон» от 23.06.2014 N 157-ФЗ.

    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

    а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

    б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

    в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

    г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

    д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

    е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации;

    ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и в этот период их ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности составляет не менее 10 миллионов рублей;

    з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 миллионов рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций;

    и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

    2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) обязуются соблюдать «Конституцию» Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

    б) имеют законный источник средств к существованию;

    в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

    3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

    4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

    5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

    6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

    а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

    б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

    в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;

    г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;

    д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.

    7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а»», «»в»» и «»д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

    www.jurinspection.ru