Рекламная акция закон

Реклама акций, скидок, распродаж и других стимулирующих мероприятий. Требования Закона «О рекламе»

Скоро Новый год. Подобные праздники всегда сопровождаются большим количеством распродаж. А, следовательно, значительно увеличится и объем рекламы акций, скидок и конкурсов, с помощью которой нам сообщается обо всех мероприятиях рекламодателя.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ, вступившим в силу с 30.01.2014, из нормы, регулирующей проведение стимулирующих мероприятий и их рекламы, исключено понятие «стимулирующая лотерея».

Это связано с тем, что с 01.07.2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи.

Надеемся, что наша публикация о требованиях закона к рекламе стимулирующих мероприятий позволит вам избежать ошибок.

Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность получить какое-нибудь материальное благо, поощрение при приобретении определенного товара. Объединяет эти мероприятия признак стимулирования.

К стимулирующим мероприятиям в смысле Закона «О рекламе» можно отнести:

  • игры;
  • пари;
  • получение дисконтных карт;
  • Необходимо учитывать, что нормы Закона «О рекламе» распространяются только на те ситуации, когда мероприятие связано с приобретением какого-либо товара или услуги.

    Пример. Общество распространяло рекламу следующего содержания: «ЮгНоутбук — это ЛУЧШЕЕ! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль «ЮгНоутбук — это лучшее» предоставляется суперскидка на все ноутбуки».

    Антимонопольный орган посчитал такую рекламу ненадлежащей, так как в рекламе о проведении стимулирующего мероприятия не указаны сроки проведения данной акции.

    Однако суд не согласился с доводами антимонопольной службы: установление скидок на товары при выполнении иного условия (не связанного с приобретением определенного товара) не подпадает под понятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона N 38-ФЗ.

    В приведенном выше случае приобретение товара со скидкой в результате сообщения потребителем (потенциальным покупателем) определенного пароля являлось благоприятным для него последствием участия в акции, а не условием участия в ней.

    (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2011 г. по делу N А63-7452/2010).

    Что должно быть указано в рекламе акций, скидок, распродаж или другого стимулирующего мероприятия

    В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны (статья 9 Закона «О рекламе»):

    1. сроки проведения такого мероприятия;
    2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

    Несмотря на кажущуюся простоту требований, необходимо более подробно остановиться на втором пункте статьи 9.

    Данная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации, то есть сведения о том, где можно получить указанные данные (например, название соответствующего средства массовой информации, адрес офиса рекламодателя, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

    1. Источник получения информации

    Судебная практика неоднозначно отвечает на вопрос, что считается источником получения информации.

    В одном случае суды считают, что указание контактных данных без указания на то, что это они являются источником для получения информации о правилах проведения, а также о сроках, месте и порядке получения выигрышей и подарков в результате стимулирующего мероприятия, является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе» (Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7118/14, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5735/11, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9121/14).

    В других же случаях суды считают указание в рекламе фразы «подробности на сайте», «подробности по телефону» надлежащим способом указания источника информации, предусмотренной пунктом статьи 9 Закона «О рекламе» (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2014 г. N Ф07-5938/14 по делу N А21-6610/2013, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-735/14).

    Совет:при указании источника информации не стесняйтесь расширенных формулировок. Тем более, что это не повлияет негативным образом на восприятие потребителем рекламы, а лишь наоборот – повысит уровень доверия к ней.

    Помните, что рекламодатель обязан сообщить полный перечень сведений, с которыми потребитель может ознакомиться при помощи соответствующего источника информации.

    2. Информация об организаторе стимулирующего мероприятия

    Поскольку Закон прямо не регламентирует, какую именно информацию об организаторе следует указать, то будет достаточно той информации, которая позволит его идентифицировать. То есть не обязательно указывать ИНН или ОГРН, а также организационно-правовую форму рекламодателя. Достаточным будет указать — «организатор акции — сеть магазинов «Скидочка«.

    3. Информация о правилах проведения стимулирующего мероприятия

    Поскольку требуется информация о правилах, то потребуются и сами правила. Стоит отнестись к этому внимательно, поскольку если в источнике информации, например, на сайте, потребитель не найдет самих правил, то он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу РФ на нарушение Закона «О рекламе».

    Часто в рекламе указывают фразу «подробности по телефону». Если вы так пишете, то будьте готовы озвучить все правила проведения мероприятий по телефону — проинструктируйте менеджеров, отвечающих на звонки.

    4. Информация о количестве призов или выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия

    Часто пишут — количество призов ограничено. Такая формулировка соответствует требованиям закона, поскольку речь идет исключительно об информации о количестве.

    5. Информация о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей

    Будет правильным указать эту информацию в правилах проведения акции. Сроком может являться как конкретная дата, так и количество дней с момента окончания акции. Местом получения является конкретный адрес, если же речь идет о сетевых магазинах, то достаточно будет указания на пункты выдачи призов . Например, «все магазины нашей сети».

    Кто несет ответственность за рекламу стимулирующих мероприятий

    Рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность во всех случаях нарушений Закона «О рекламе», связанных со стимулирующими мероприятиями — от 100 000 до 500 000 руб.

    Рекламопроизводитель — в случае, если нарушение законодательства произошло по его вине, и вина будет доказана.

    Соблюдение простых правил, указанных в нашей публикации, позволит вам избежать ответственности за нарушение Закона «О рекламе» и получить довольного покупателя.

    Если вы сомневаетесь, нет ли нарушений Закона «О рекламе» в ваших рекламных модулях — отправьте их нам на юридическую экспертизу.

    ensocompany.ru

    РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ ИЛИ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЛОТЕРЕЯ?

    В последнее время большой популярностью пользуются рекламные акции, в ходе которых потенциальным покупателям предлагается не только приобрести товар, но и принять участие в розыгрыше призов. Такие средства воздействия, стимулирующие спрос и продвижение товаров и услуг, чаще именуются как конкурсы, розыгрыши, игры, викторины для потребителей, реже — лотерея.

    Подобные мероприятия не всегда являются обычными рекламными акциями. При соблюдении определенных условий законодатель классифицирует их в качестве стимулирующих лотерей, что влечет за собой ряд серьезных ограничений и обязательств как для организатора такой лотереи, так и для ее победителя.

      Что такое стимулирующая лотерея. Признаки стимулирующей лотереи

    Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе и стимулирующих, определяет Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. №138-ФЗ «О лотереях» (Закон 138-ФЗ).

    Согласно пп. 2 п. 3 статьи 3 Закона 138-ФЗ стимулирующая лотерея — лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

    Лотерея же – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (п. 1 статьи 2 Закона 138-ФЗ).

    При этом в соответствии с п. 1 статьи 1063 Гражданского кодекса (ГК) лотерея — это не просто игра, это игра, основанная на риске. Отношения между организатором лотереи и ее участником основаны на договоре (п. 1 статьи 1063 ГК). В соответствии с законом договор между организатором и участником игр заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Таким образом, обязательная письменная форма договора не установлена, порядок его заключения устанавливается организатором.

    Таким образом, стимулирующая лотерея – это игра, в которой организатор устанавливает правила и предоставляет призы, а участник выполняет правила и без внесения платы получает негарантированную возможность получения приза, причем эта возможность зависит от воли случая.

    Исходя из всего вышесказанного, обязательными признаками стимулирующей лотереи являются следующие.

    1. Участник не вносит платы за участие (сопутствующее приобретение товара не является платой за участие, так как цель продажи товара — получение прибыли в рамках обычной деятельности).
    2. Призовой фонд формируется за счет средств организатора.
    3. Между организатором и участником в порядке, определяемом организатором, заключается договор, в соответствии с которым организатор производит розыгрыш призов, а участник приобретает право на приз, если он будет признан победителем в соответствии с условиями лотереи.
    4. Участник розыгрыша рискует, подвергается случайности, результат проведения розыгрыша невозможно предопределить (фактор риска).

        Если рекламная акция становится стимулирующей лотереей

      Если проводимая рекламная акция наделена всеми признаками стимулирующей лотереи, то необходимо от этих признаков избавиться.

      У организатора рекламной акции существует возможность лавирования единственным признаком стимулирующей лотереи — фактором риска. Требование от участника рекламной акции оплаты за участие превращает ее в распродажу товаров, причем получение средств от участников, не ставших обладателями призов, приводит к незаконному обогащению организатора. Формирование призового фонда за счет участников возможно только в рамках обычной лотереи, порядок проведения которой также регламентирован.

      Один из таких способов — это проведение рекламной акции, связанной с выдачей призов, на основе договора дарения. Когда абсолютно все участники, подавшие заявку на участие в акции, получают приз. В данном случае участник ничем не рискует, получение приза зависит не от «воли судьбы», а только от его физических усилий.

      Весьма часто организаторы, желая привлечь более широкий круг участников, предлагают несколько вариантов призов. Хорошо, если участник имеет возможность свободного выбора приза. Уводя участника от случайности при получении приза, организатор вовлекает его в другой вид риска — теперь от воли случая зависит вид получаемого приза. Так как результат розыгрыша снова не зависит от воли участника, рекламная акция вновь приобретает признаки стимулирующей лотереи.

      Вторым способом является превращение рекламной акции в творческий конкурс – рекламодатель предоставляет призы тем, кто лучше всего справился с творческим заданием. В данной ситуации участник по-прежнему рискует в вопросе получения приза, но конечный результат зависит уже не от случайности, а от его творческих способностей и предопределяется компетентным жюри.

      Проведение стимулирующей лотереи с нарушением действующего законодательства (без государственной регистрации)

      В соответствии с Федеральным законом 138-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства о лотерее, несут уголовную, административную и иную ответственность.

      1. Уголовная ответственность. Нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за проведение стимулирующей лотереи без представления уведомления или с иными нарушениями, в настоящее время отсутствуют.
      2. Административная ответственность. Статья 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает штраф за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления в следующем размере: на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц — от сорока до двухсот МРОТ, на юридических лиц – от 500 до 5000 МРОТ.

        www.rdelo.ru

        Реклама стимулирующих мероприятий: акций, скидок, конкурсов

        Рекламные акции, скидки и конкурсы – наверное, самый популярный маркетинговый инструмент, который не использует только ленивый. Казалось бы, в том, чтобы сочинить рекламную акцию, нет ничего сложного, однако, увлекшись красотой слоганов, предприниматели нередко забывают о требованиях закона. Что говорится в Федеральном законе «О рекламе» об акциях и скидках – в статье нашего эксперта Михаила Хохолкова, руководителя практики «IT/IP &Media» юридической компании «ЭНСО» (Екатеринбург).

        Понятие стимулирующего мероприятия

        Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара или услуги. Иначе говоря, в правилах и условиях проведения этих мероприятий присутствует причина, побуждающая человека поучаствовать. Чаще всего это возможность получить материальное благо при приобретении определенного товара.

        КСТАТИ!
        Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику — сервис по управлению салоном красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

        В том понимании, в каком о стимулирующих мероприятиях говорится в законе «О рекламе», к ним относятся:

      3. конкурсы;
      4. вручение подарков или призов;
      5. вручение дисконтных карт;
      6. акции — снижение цен на товары, распродажи, скидки.

        Как рекламировать стимулирующее мероприятие

        Информацию о том, что необходимо указать, рекламируя стимулирующее мероприятие, содержит статья 9 Федерального Закона «О рекламе»:

        1. сроки проведения мероприятия;

        2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

        ВАЖНО!
        Рекламодатель (в нашем случае – владелец салона или косметологического центра) должен сообщать не информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации. Формулировка может быть следующей: «Информацию об организаторе мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения можно получить по телефону…, а также на сайте…. либо в нашем салоне».

        О том, что является источником получения информации, однозначного ответа нет. Известна судебная практика, когда суд счел указание контактных данных без указания на то, что это они являются источником для получения информации о правилах, сроках и месте проведения и порядка получения выигрышей в результате стимулирующего мероприятия, нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе». Однако наряду с этим случаем, известны и другие, когда суд считает указание фразы «подробности на сайте» (по телефону) в рекламе надлежащим способом указания источника информации, соответствующим пунктам статьи 9 Закона «О рекламе».

        ВАЖНО!
        Указывая на источник информации, не стесняйтесь расширенных формулировок, ведь на восприятии потребителей это никак не скажется.

        В силу того, что рекламодатель обязан сообщить полный перечень сведений, с которыми потребитель может ознакомиться при помощи соответствующего источника информации, (какую именно информацию об организаторе следует указать, Федеральный Закон «О рекламе» не уточняет), то достаточно будет идентифицирующей информации, например, названия салона.

        Закон о рекламе проведения акций

        Что касается правил проведения мероприятия, то если потребитель не найдет их в источнике информации, то он имеет право пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу РФ на нарушение Закона «О рекламе». В правилах проведения акции нужно указать информацию о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей. Причем сроком может являться как конкретная дата, так и количество дней с момента окончания акции. Местом получения – конкретный адрес пункта выдачи призов.

        ФАКТ!
        Если в рекламе стимулирующего мероприятия вы указываете фразу «подробности по телефону», то будьте готовы ознакомить с правилами проведения мероприятий всех позвонивших.

        Информация о количестве призов или выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия не обязательно должна быть конкретной. Формулировка «количество призов ограничено» соответствует требованиям закона, так как именно информация о количестве должна присутствовать в рекламе стимулирующего мероприятия.

        Какое наказание грозит нарушителям

        В случае нарушения Закона «О рекламе», касающегося стимулирующих мероприятий, рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность, в частности, им грозят штрафы от 100 000 до 500 000 руб. А вот если нарушение законодательства произошло по вине рекламопроизводителя (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму), то штраф в таком же размере грозит уже ему.

        Пример ненадлежащей рекламы:

        Выиграйте подарочный сертификат на СПА-косметику от бьюти-партнера наших салонов – «XXX». При обслуживании на сумму более 3500 руб. в период с 15.04.2014г. по 30.04.2014г., вы становитесь участником лотереи! Акция проходит во всех салонах сети «YYY«, в каждом мы выберем одного победителя.

        Встречайте весну во всеоружии!

        Нарушения Федерального Закона «О рекламе»:

      7. Использование слова «лотерея» применительно к стимулирующему мероприятию.
      8. Отсутствует источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения

        Штраф за подобную рекламу от 100 000 руб. до 500 000 руб.

        Данный материал написан с помощью нашего эксперта Михаила Хохолкова.
        Интервью взяла Елена Возмищева

        www.dirsalona.ru

        Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

        В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

        2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

        Комментарий к ст. 9 Закона о Рекламе

        В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

        1) сроки проведения такого мероприятия;

        Комментируемая норма регламентирует рекламу стимулирующих мероприятий, под которыми понимаются мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара. К таким стимулирующим мероприятиям в том числе относятся организация и проведение игры, конкурса и стимулирующей лотереи.

        Под стимулирующей лотереей понимается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (статья 3 Федерального закона «О лотереях»). Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи и указанный орган после получения такого уведомления не запретил проведение стимулирующей лотереи по законодательно установленным основаниям (статья 7 Федерального закона «О лотереях»). Реклама стимулирующей лотереи, которая проводится без уведомления уполномоченного органа власти или в случае запрета на ее проведение, не допускается согласно требованиям статьи 7 комментируемого Закона.

        Реклама стимулирующих лотерей регулируется также нормами статьи 27 Федерального закона «О рекламе».

        В рекламе стимулирующих мероприятий должны быть указаны:

        1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. При этом в рекламе стимулирующих мероприятий следует указывать не только источник информации, но и сообщать о том, какого рода сведения может получить потребитель рекламы, обратившись к данному источнику информации, а именно информацию об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

        Ответственность за нарушение требований данной статьи несут рекламодатель и рекламораспространитель.

        www.zakonrf.info

        Стимулирующие мероприятия и их правовое регулирование в рекламе

        Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.

        Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.

        Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.

        Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

        Конкурс, игра — это соревновательные процессы, целью которых является определение победителя, в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса, т.е. не каждый участник такого мероприятия становится его победителем и получает приз.

        Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

        Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

        Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

        Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:

      9. подарок получает не каждый принявший участие в мероприятии;
      10. наличие соревновательного процесса;
      11. для участия в мероприятии необходимо приобрести определенный товар.

        Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».

        Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.

        Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

        Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:

        • договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом на которых обязательно должна присутствовать лотерейная комбинация;
        • организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.
        • призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.
        • Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.

          Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.

          В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.

          В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок может определяться календарной датой, периодом времени, либо событием, которое неизбежно наступит. Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в своём Постановлении от 6 марта 2014 г. по делу N А36-4974/2013 установил, что определение срока акции путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить, является правомерным и допустимым действием в рекламном материале следующего содержания: «Внимание! Внимание! Отправляющимся на море за 500 рублей обращаться в торгово-развлекательный центр «Москва». Купил в ТЦ «Москва» на 500 рублей — участвуй в акции до 3 августа и выиграй путевку на море на двоих. Торгово-развлекательный центр «Москва», Титова, 10. Подробности акции на сайте moskvacenter.ru. Едем на море за 500 рублей? Организатор акции ООО «Караван»».

          Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.

          Так в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2013 N А63-512/2012 суд отметил , что отсутствие в рекламе указания на сроки проведения акции (не назван год) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе мероприятия, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге, данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемой услуги.

          В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.

          Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.

          На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».

          zakon.ru