Причины преступления раскольникова таблица

Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности

Разделы: Литература

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН на уроке.

Оборудование: мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к произведению и эпизодов из художественного фильма “Преступление и наказание” (Презентация № 1).

Цель урока: проанализировав и сопоставив эпизоды романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показать, что отчужденность от людей и одиночество приводят человека к трагедии.

1) Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

2) Развивать умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия на основании личностно-ориентированного подхода.

3) Воспитывать гуманистическое отношение к людям.

Предварительно была проведена проверка уровня развития учеников по литературе. Класс разделен на три группы: 1-я – низкий уровень; 2-я – средний; 3-я – высокий уровень развития. Домашние задания к уроку давались по группам.

…да как вы, вы, такой… могли на это решиться. Да что же это!
Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, ч. 5.

I. Объявление темы, анализ эпиграфа и сообщение цели урока. (Слайды 1, 2)

II. Постановка проблемы: “Как состояние одиночества, отчужденности приводит Родиона Раскольникова к преступлению?” (Слайд 3)

III. Проверка домашнего задания. (По группам)

1. К какому жанру относится роман. Докажите свою точку зрения. (1 группа) (Слайд 4)

2. Как раскрывается тема “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”? (1 группа) (Слайды 5, 6)

Вывод. Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

3.Как раскрывается тема “маленького человека” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”? (2 группа) (Слайд 7)

4. Как раскрывается тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Бедные люди”? (Слайд 8)

5. Раскройте понятие нигилизма по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. (2 группа) Какой новый тип был создан в произведении “Отцы и дети” Иваном Сергеевичем Тургеневым (лишний человек). Расскажите о взглядах Евгения Базарова. В чем сущность его нигилизма?

6. Какова суть теории Раскольникова? (2 группа)

7. Был ли Раскольников безбожником? Сравните нигилизм Базарова и Раскольникова. (3 группа) (Слайд 9, 10 (цитаты из романа И. С. Тургенева)

Вывод. Нигилизм всегда ведет к одиночеству, отчуждению.

Решение проблемы.

  1. Кого хотел облагодетельствовать Родион Раскольников, ради кого он создал свою теорию? (1 группа) (Ради “маленьких людей)
  2. Почему именно в середине XIX века появляется новый тип в литературе “лишний человек”? Какие исторические события отразились в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? (2 группа)
  3. Раскройте философию романа. (3 группа).

Вывод: Роман “Преступление и наказание” построен так, что страдания человеческие показаны через восприятие Раскольникова, сочувствие им сливаются с состраданием Достоевского.

Работа по таблице: “Что подтолкнуло Родиона Раскольникова к преступлению”.(Приложение №1. Таблица.Приложение №2 Таблица с цитатами) “Не убийца, а убил. Не мог не убить”.

  • 1-я группа: зачитывает цитаты из таблицы, выбирает ключевые слова;
  • 2-я группа: делает обобщение по каждому положению таблицы;
  • 3-я группа: делает общий вывод.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Школьное сочинение

Итак, три момента важны в теории Раскольникова: альтруистический — помощь униженным людям и месть за них, эгоистический — когда «все позволено» и решил испытать себя, не «тварь ли я дрожащая», и, наконец, самоказнь—когда оказалось, что «не выдержал».

«Преступление и наказание» — наиболее значительный и совершенный роман Ф. М. Достоевского. В нем с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества писателя, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного всем строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

Основная проблема романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — проблема права на кровь. С этой проблемой тесно связана другая важная проблема — проблема униженных и оскорбленных. Вторая проблема раскрывается прежде всего в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий.

Раскольников принадлежит к ищущей, мыслящей студенческой молодежи конца 50-х — начала 60-х годов, но герой разуверился во всех предлагаемых формах изменения жизни (он, например, скептически отзывается о социалистах). И поэтому действие, о котором он возмечтал, должно было опираться на лично выношенную им идею.

Герой романа восприимчив к непомерным страданиям бедняков и тружеников Петербурга. Скитаясь по городу, он видит страшные сцены отчаяния, унижения, муки обреченных существующей действительностью на пьянство, нищету и гибель. Раскольников становится мстителем за обездоленных людей. В символическом сне герой вбирает в себя страдания людей и проявляет огромное, гуманное сострадание к ним — это первый мотив Раскольникова.

Героя волнуют бедствия близких и родных ему людей. Он не хочет принимать жертву сестры, ради спасения его и матери от нищеты идущей на унижения и муки: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша!» Дуня «для спасения себя даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст!». Раскольников нежно любит мать, готовую на самоотверженные поступки ради своих детей. Спасение этих дорогих Раскольникову людей становится вторым мотивом преступления.

Третий мотив преступления — болезненное ощущение безвыходности собственного положения. Раскольников «задавлен бедностью» и нищетой, которые намерен преодолеть. «Я и сам жить хочу», — говорит герой.

Раскольников, по словам Д. И. Писарева, видит, как люди искусно и старательно «высасывают последние соки из бедняка», чувствует это на себе и бунтует. Но он меньше всего стремится заполучить богатство для себя — взятыми ценностями и деньгами старухи он не воспользовался.

Четвертый мотив — столкновение героя с миром зла, побуждающее его протестовать и действовать. Одно из проявлений этого царящего зла — старуха-процентщица, чью ростовщическую практику и собственность охраняет закон, не принимающий во внимание, что она получает прибыль из людских страданий. Старуха — символ бездушной власти денег, «паук в человеческом образе» (Писарев). Лужин — еще одно проявление зла. Власть денег в обществе дает права, богатство и господство таким преуспевающим дельцам, как он, жадным, циничным и наглым, воплощающим деловую пошлость и эгоизм. Раскольников убеждается, что этот делец и кляузник «очень зол», бессердечен и жесток, Лужин — выразитель злого мира. Свидригайлов — тоже зло, по мнению Раскольникова. Свидригайлов — преступник и развратник, безнаказанно преследующий беззащитных жертв, для него нет различия между добром и злом, прекрасным и безобразным, разумным и ненормальным.

Пятый мотив преступления Раскольникова — желание героя решить этическую проблему: можно ли, преступив законы, быть счастливым? Ответ на этот острый нравственный вопрос— негативный. О всеобщем счастье в момент убийства герой не задумывался: «Нет, мне жизнь однажды дается и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Не достигает Раскольников и личного счастья — после совершения убийства он терзается, страдает и мучается.

Самый главный и важный мотив преступления — разработанная им теория, оправдывающая нарушение закона. Герой романа — убийца-мыслитель, идеолог, проверяющий на практике свои теоретические выкладки, свою философию жизни, свои идеи. Основой для возникновения теории Раскольникова была сама буржуазная действительность, сталкивающая своеволие и бесправие, власть и подчинение ей, богатство и бедность, труд и капитал. Способствовали возникновению теории также тщеславие и гордость героя, сознание своего превосходства, высокомерие. Он разделяет людей на низших (обыкновенных) и высших (людей, имеющих дар «сказать в среде своей новое слово»). Есть люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством (это Наполеоны, не пренебрегающие жертвами и насилием), и люди, безропотно принимающие любой порядок (это «твари дрожащие»).

Кроме главной теории, Раскольников выстроил еще одну, смягчающую первую теорию: он решил, что на похищенные деньги будет помогать людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата.

Главное в романе Достоевского — та жестокая правда, которую писатель отважился сказать своим современникам и потомкам, та тревожная и прозорливая дума о будущем России, о судьбах человечества, которая никогда не оставляла Достоевского.

Равнодушно читать Достоевского невозможно. И как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы будем всегда ощущать его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни.

www.ukrlib.com.ua

Мотивы преступления Родиона Раскольникова. Сочинение по роману «Преступление и наказание»

Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского на тему:

Мотивы преступления Родиона Раскольникова.

Роман «Преступление и наказание» — это произведение об убийстве, о муках главного героя, о грехе и раскаянии. Это своего рода детектив, где мы изначально уже знаем убийцу.

Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу Алену Ивановну, был бедным студентом, жил в крошечной каморке, денег у него было очень мало. Его комната выражает его состояние на тот момент: «Это была крошечная клетушка, шагов с шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…». Обои в комнате желтого цвета, этот цвет в романе символизирует болезнь и уныние, часто его можно встретить в описании других людей, что создает напрягающую атмосферу в романе.

Раскольников страдает. Он получает письмо от матери, которое «добивает» его. К преступлению, во-первых, его толкает нищета, во-вторых, желание снять с себя ответственность за мать и сестру Дуню, которые тоже жили очень бедно. Третья и самая главная причина — проверка Раскольниковым своей собственной теории, которая заключается в разделении людей на два типа — «твари дрожащие» и «право имеющие». Он затрудняется отнести себя к тем или иным, но постоянно желает это выяснить. Раскольников становится одержимым этой идеей, остальные причины убийства меркнут на фоне главной — понять, кто же он такой. Для этого он и совершает преступление — осознать, имеет ли он право распоряжаться судьбой незначительного, по его мнению, и мелкого человека, исчезновение которого никак не отразится на жизни общества. Он говорит Соне: «я захотел осмыслиться и убил… я только осмыслиться захотел, Соня, вот и вся причина!».

Раскольников часто задается такими вопросами, как: «вошь ли человек?», «пошел бы Наполеон или нет?». Наполеон является кучером для Раскольникова и он часто думает, что тот сделал бы, оказавшись на его месте. В душе Родиона Раскольникова идет борьба между злой его стороной и доброй. Отсюда и происхождение фамилии: она символизирует раскол его души на две половины — невинную и бескорыстную и эгоистичную и холодную.

После совершения преступления Раскольников поначалу не чувствует своей вины и не раскаивается, считает, что не причинил вреда никому, кроме себя самого. «Для себя убил, для себя одного…» — говорит он.

Он признается Соне, что «тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства». В конце романа Родион смог раскаяться в содеянном, в этом ему помогла Соня, которая приняла его таким, какой он есть, и помогла ему встать на путь истинный. Следовательно, хорошая и чистая сторона личности Родиона Раскольникова победила плохую и ему удалось оставить в прошлом свои навязчивые идеи и бредовые теории и начать новую жизнь.

otvetto.ru

Открытый урок-исследование по теме «Мотивы и причины преступления Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (794,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В презентации применяются фото и иллюстрированные материалы для фона. Это необходимо для того, чтобы дети могли зрительно увидеть главного героя (хотя и из фильма), чтобы легче было определить, что же могла двигать героем, когда он готовился и совершал преступление. Зрительная память у детей всегда развита лучше, да и легче рассуждать, если этот герой перед тобой.

Цвет тоже играет определенную роль, ведь и сам писатель использует цветовые детали (кольцо с красным камушком, лампасы на брюках Мармеладова и т. д). Красный цвет – цвет крови, которая пролилась.

Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.

Задачи:

  1. Определить основной мотив, толкнувший Родиона Раскольникова к убийству старухи-процентщицы.
  2. Помочь учащимся выявить основные причины убийства и определить, чего добивался Родион Раскольников, решившись на убийство?
  3. Исследовать, как психологически тонко и глубоко проанализировал автор все оттенки чувств Раскольникова до совершения им преступления.
  4. Совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
  5. Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.

    Ход урока

    Введение

    Для чего человек рождается на свет? Где и как он вырастет? Что ожидает его в будущем?

    Главная задача – понять философское восприятие жизни Достоевским. Оно заложено уже в названии романа.

    Что же такое преступление? Наказание?

    Что их связывает? Разъединяет?

    Два понятия. Два явления. Именно они составляют основу сюжета, выстраивают композицию, развивают характеры. Через эти два явления мы воспринимаем характер мировоззрения писателя.

    Безусловно, одно: Достоевского очень интересует эти две нравственные категории. И он исследует их

    Что исследует в преступлении?

    Содержание предпосылок и само преступление, их взаимосвязь. Его также интересуют мотивы преступления, которые он тщательно исследует. Мы с вами пойдем вслед за Достоевским и попытаемся разобраться в мотивах преступления Раскольникова

    4 слайд

    У нас с вами сегодня необычный урок: урок-исследование. Нам необходимо исследовать мотивы и причины преступления главного героя. Работа наша будет строиться следующим образом: класс делится на группы. Каждая группа будет выдвигать свои представления о мотивах и причинах убийства Раскольникова, а потом мы сопоставим их с мнением самого писателя, главного героя и критиков.

    Итак, на вашем листе написано слово «Преступление». Ваша задача состоит в том, что вы должны сначала дать понятие, что такое преступление, затем, какие мотивы могут быть у людей, которые идут на преступление, и наконец, вы должны расписать мотивы, которыми руководствовался Раскольников, когда убивал.

    Учащиеся работают в группах. Затем каждая группа подводит итог проделанной работы.

    5 слайд

    В мотивах убийства мы с вами разобрались, теперь нам необходимо исследовать причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление.

    На обратной стороне листа вы должны попытаться представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.

    При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.

    6 слайд

    7-8 слайды

    Итак, к преступлению Раскольникова привела страшная сила, имеющая два истока: философский и социальный.

    9-10 слайды

    Философия – одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

    Следовательно, философские и социальные истоки пересекутся. И если мы разберемся в социальных истоках, то проще будет понять и философские.

    Поэтому автор так подробно показывает все мельчайшие, порой незначительные, на первый взгляд, детали, которые при глубоком осмыслении превращаются символы.

    Пойдем за автором. Он показывает нам среду, в которой живет герой, — Петербург. Проходим улицами, сталкиваемся с людьми на них, заглядываем в заведения, заходим во дворы, поднимаемся по лестницам, оказываемся в комнатах. И везде наблюдаем ужас человеческого существования. Может ли нормальный человек выдержать все это? А ведь не только выдерживает, но и не знает другой жизни, хотя и догадывается о ней. Иначе не было бы столько трагедий. Но есть ли она – другая жизнь? Есть. Это совсем другой Петербург: красивый город, наполненный зеленью и свежестью.

    Случайно ли, попав сюда, герой засыпает?

    Значит, первая причина – среда. Отсюда надо вырваться. Любой ценою. Любой?

    Вторая причина – письмо матери. Оно наполняет Раскольникова новой волной нежности, любви, протеста и озлобления, заставляет опять бежать на улицу.

    И здесь происходят встречи, которые еще больше бередят кровоточащее: беззащитность, беспомощность «маленького человека», безвыходность его положения. Мармеладов и его семья, женщина – самоубийца, пьяная опозоренная девочка. Дети, погибающие вокруг дети!

    Было бы преступление, если б не было трагедии «униженных и оскорбленных»?

    Не отражена ли судьба всех действующих лиц в этом преступлении?

    Преступление Раскольникова, его причины и смысл

    Преступление Раскольникова, его причины и смысл

    Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

    Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

    Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был. то я бы теперь. счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

    Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

    Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

    Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

    www.yaklass.ru