Экологические законы в рк

Граждане и экология

Экологический кодекс РК. 10 лет противоречий и неэффективности

10 лет назад 9 января 2007 года был принят Экологический кодекс Республики Казахстан. О том, как разрабатывался данный документ, какие изменения претерпел за время своего существования, и как, в конечном итоге, повляил на решение вопросов окружающей среды в нашей стране, рассказали эксперты экологического общества «Зеленое спасение».

На его разработке настаивали чиновники от природы. «Экологический кодекс – «это свод законов, в котором будут отражены все моменты, связанные с вопросами охраны окружающей среды», – пояснял господин Ж.Бекжанов, занимавший в то время пост вице-министра охраны окружающей среды. Планировалось реформировать экологическое законодательство, сблизить с экологическими нормами Европейского сообщества и международно-правовыми стандартами.

При таких серьезных намерениях, следовало очень тщательно проработать все аспекты экологического права, в том числе международного. И подобная работа должна была занять весьма длительный срок. Следовало принять во внимании и то, что в 1997 году экологическое законодательство уже подвергалось реформированию и были приняты неплохие законы, практическое внедрение которых, фактически, только началось.

Но, увы! Получилось как всегда. Проект Экологического кодекса был внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента в соответствии с постановлением Правительства от 21 июня 2006 года №567. Уже 23 июня проект поступил в Мажилис. И через полгода его приняли! Приняли наспех, главное – отрапортовать вовремя. В результате Экологический кодекс оказался очередным недоработанным нормативным правовым актом, который лишь создал дымовую завесу, прикрывающую правовой хаос, царящий в стране.

Разумеется, кодекс не смог отразить «все моменты, связанные с вопросами охраны окружающей среды». Именно поэтому за 10 лет существования он 51 раз повергался изменениям и дополнениям, то есть в среднем более 5 раз в год. И первое изменение было внесено уже через шесть месяцев 27 июля 2007 года. А дальше – больше. Наиболее важные статьи, касающиеся полномочий правительства, функций органов исполнительной власти, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, доступа к информации подверглись серьезным изменениям. Некоторые из них парализовали деятельность центральных уполномоченных органов по охране природы.

Уже через четыре года после принятия кодекса очередными поправками был ликвидирован пункт 13 статьи 17, в котором говорилось, что уполномоченный орган в области охраны окружающей среды «осуществляет контроль за деятельностью местных исполнительных органов по проведению государственной экологической экспертизы с правом отзыва и аннулирования» ее в случае нарушения экологического законодательства.

Возникает правомерный вопрос: как может уполномоченный орган проводить единую государственную политику в области охраны окружающей среды, что является его обязанностью, если у него отбирают контролирующие функции? Очевидно, что главная цель поправки устранить препятствие, которое сковывает «инициативы» местных исполнительных органов, развязать им руки.

Аналогичные «улучшения» были сделаны и в статье 47, регламентирующей разделение полномочий при проведении государственной экологической экспертизы. Теперь местные исполнительные органы располагают весьма обширными полномочиями. Они одновременно выступают в качестве заказчиков проектов, исполнителей экологической экспертизы и сами же утверждают проекты. Одним словом «сам себе боцман, сам себе лоцман, сам себе капитан». Дело дошло до того, что подразделения акиматов проводят экологические экспертизы на территории национальных парков, имеющих республиканское подчинение! А о том кто и как проводит экологическую экспертизу для объектов, попадающих под действие международных конвенций, в кодексе не говорится ни слова.

Коротко говоря, названные поправки способствовали чрезмерному ослаблению центрального уполномоченного органа, распылению его функций и передаче их в руки местных исполнительных органов. Логическим концом стала ликвидация Министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов в 2014 году.

На сегодняшний день его функции распределены между десятками ведомств во главе с Министерством энергетики, которому по наследству перешли основные полномочии природоохранного министерства. Ну, а как известно, у семи нянек дитя без глаза. И десять лет спустя после принятия Экологического кодекса мы вновь и вновь говорим о застарелых нерешенных проблемах: загрязнении воздуха, вырубке деревьев, точечной застройке, загрязнении рек, несанкционированных свалках, несоблюдении режима санитарно-защитных зон промышленных предприятий, игнорировании мнения общественности, сокрытии экологической информации и предоставлении ложных сведений государственными органами и так далее.

Среди немногих статей Экологического кодекса, которые остались нетронутыми или почти нетронутыми ураганом поправок и изменений, существенно нарушившим его первоначальный облик, имеются две статьи о правах и обязанностях физических лиц (статья 13) и общественных объединений (статья 14). В статью 13 за десять лет добавили одно слово «запросы» (очень существенная поправка)! А чтобы включить в пункт 1 статьи 14 новый подпункт 1-1), основанный на положении Орхусской конвенции, потребовалось почти десять лет! Эта поправка закрепила в Экологическом кодексе право общественных объединений обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе неопределенного круга лиц.

Но признав, что общественность имеет достаточно широкие права, наши законодатели не обеспечили ее механизмами реализации. В частности, в названных статьях признано право общественности «участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан». Вот только неясно, где находится этот порядок? Правила проведения общественных слушаний регламентируют только организационную сторону участия общественности, в лучшем случае выявляют ее мнение. Но они не дают ответ на главный вопрос, а как учитывается мнение общественности в процессе принятия решений?

Печальный опыт последних лет показывает, что мнение общественности практически не учитывается. Кстати, статью 167 Экологического кодекса, в 4 пункте которой говорилось, что отказ в предоставлении информации, предоставление неполной или недостоверной информации могут быть обжалованы, в том числе и в суде, убрали без всяких объяснений одновременно с принятием закона «О доступе к информации». Правда, в последнем появилась аналогичная статья 18. Но зачем же надо было в очередной раз редактировать Экологический кодекс?

Наконец, очень показательным является тот факт, что в Экологическом кодексе нет статей, которые определяют полномочия президента и парламентариев в сфере охраны природы. Хотя в парламенте есть специальные комитеты, занимающиеся вопросами охраны природы и природопользования.

Как видно из вышеприведенных фактов скорость манипуляций с Экологическим кодексом – просто космическая. Ей может позавидовать любой спринтер. А как быть проектировщикам, бизнесменам и рядовым казахстанцам, на которых проводится этот правовой эксперимент?

В чем же причина подобных метаморфоз Экологического кодекса? Ответ очевиден. В стране как не было, так и нет экологической политики. Поэтому экологическое законодательство меняется в зависимости от аппетитов природопользователей и, иногда, под давлением международных институтов, авторитет которых не позволяет полностью игнорировать их требования.

Можно еще много говорить о недостатках Экологического кодекса, но боимся, что это займет не один десяток страниц. А для описания произвольных трактовок и нарушений его норм потребуются тысячи листов. Поэтому подведем краткий итог.

Экологический кодекс не оправдал возложенных на него надежд. Средняя «продолжительность жизни» таких законов в нашей стране 7-10 лет. И если тенденция подготовки законов «на коленке» на потребу заказчиков-природопользователей сохранится, то Экологический кодекс уже дышит на ладан. Только вот не придет ли ему на смену еще более противоречивый и менее эффективный правовой акт?

ecocitizens.kz

В Экологический кодекс Казахстана внесены изменения

5 апреля 2017 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан» (далее — Закон).

В целях совершенствования системы торговли квот на выбросы парниковых газов необходимо применение метода квотирования на основе удельных коэффициентов выбросов парниковых газов. В этой связи, статья 1 Экологического кодекса РК (далее — Кодекс) дополнена подпунктом 65-4), который предусматривает определение термина «удельный коэффициент выбросов парниковых газов».

Для исключения законодательного пробела по утверждению перечня удельных коэффициентов выбросов парниковых газов Законом предусматривается компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на разработку и утверждение перечня удельных коэффициентов выбросов парниковых газов.

Для исключения пробела по компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, в части определения периода действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, внесена поправка, предусматривающая замену слов «и утверждается на соответствующий период» словами «на соответствующий период, определяемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды».

В целях создания благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса, внесены изменения в Экологический Кодекс, а именно исключение предпроектной и проектной документации намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, из перечня проектов, по которым обязательно проведение общественных слушаний. Данная поправка соответствует международным обязательствам, предусмотренным Конвенцией о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной Законом Республики Казахстан 23 октября 2000 года.

Также внесена поправка в Кодекс, которая предусматривает возможность сброса попутно добываемых шахтных вод в пруды-накопители и (или) пруды-испарители без очистки до нормативных показателей, для которых не требуется установление нормативов качества веществ.

На законодательном уровне предусмотрена возможность сброса шахтных вод без предварительной очистки в пруды-накопители и (или) пруды-испарители.

Предусмотрено исключение некоторых понятий видов отходов, например, «крупногабаритные отходы, включая бытовую технику, мебель и прочее» в связи с отсутствием понятия такого вида отходов.

Исключается наименование отходов «отработанные автомобильные масла и жидкости», так как данная норма уже охватывает понятие в действующей норме в пункте 1 статьи 301 Кодекса как «жидкие отходы».

Проектом Закона предусмотрено переименование и объединение некоторых видов отходов (оргтехника, бытовая техника заменяется на электронное и электрическое оборудование).

В связи с отсутствием в регионах республики соответствующей инфраструктуры принимается отлагательная норма до 31 декабря 2018 года на запрет захоронения на полигонах отходов пластмассы, пластика, полиэтилена и ПЭТ-упаковки, макулатуры, картона и отходов бумаги, стеклобоя, а также строительных и пищевых отходов.

Пункт 11 статьи 324 Кодекса излагается в новой редакции в целях устранения коллизии между абзацем 4 подпункта 29) пункта 1 статьи 1 и статьей 2 Закона Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» в части предоставления операторами установок отчетов об инвентаризации выбросов парниковых газов.

Поправки позволят исключить дополнительные административные барьеры и предотвратить загрязнение окружающей среды.

eenergy.media

Экологические законы в рк

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды
и его совершенствование

Муканова Диана Кенжебековна

Ведущий специалист отдела разработки нормативных документов

департамента международного сотрудничества и экологических нормативов

Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан

Второй Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2004 г.)

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из более 10 законодательных и 200 подзаконных нормативных правовых актов.

Это законы Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный, Лесной и Водный кодексы, «О радиационной безопасности», указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, «О недрах и недропользовании», «О нефти».

Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка.

В законодательстве об охране окружающей среды отражены такие конституционные принципы, как охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, обязанность граждан Республики Казахстан по сохранению природы и бережному отношению к природным богатствам, право граждан на охрану здоровья.

Основополагающим законом в области охраны окружающей среды является Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», принятый 15 июля 1997 года. Данный нормативный правовой акт определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

В данном законе определены права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды, компетенция государственных органов и органов местного управления. Отражены вопросы осуществления природопользования, лицензирования в области охраны окружающей среды, организации и ведения мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, экологическое нормирование, стандартизация и сертификация в области охраны окружающей среды, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, экологическая экспертиза, информация и государственная статистика в области охраны окружающей среды, экологический аудит, экологическое воспитание и просвещение, контроль в области охраны окружающей среды, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Статьей 2 данного закона определено, что в случае противоречия, возникающего между данным законом и иным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в настоящий закон соответствующих изменений.

Таким образом, в данном законодательном акте закреплена приоритетность экологических норм.

Закон Республики Казахстан «Об экологической экспертизе», принятый 18 марта 1997 года, регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы с целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха», принятый в 11 марта 2002 года, определяет правовые, экономические и социальные основы охраны атмосферного воздуха и направлен на обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан и реализацию прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В целях предупреждения вреда, который может быть причинен здоровью и генетическому фонду человека, окружающей среде стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, данным законом устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям законодательством Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха.

Законом также установлено запрещение осуществления выбросов в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», принятый 15 июля 1997 года, регулирует общественные отношения с целью охраны и восстановления государственного природно-заповедного фонда, организации и рационального использования особо охраняемых природных территорий, укрепления в этой сфере законности.

Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», принятый 21 октября 2003 года, регулирует общественные отношений в области охраны, воспроизводства и использовании диких животных в целях обеспечения условий их существования в состоянии естественной свободы, сохранения видового многообразия и целостности естественных сообществ, а также укрепление законности в этой области.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О недрах и недропользовании» призван урегулировать отношения в сфере проведения операций по недропользованию в целях обеспечения защиты интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов, рационального использования и охраны недр Республики Казахстан, защиты интересов недропользователей, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, укрепления законности области отношений по недропользованию.

В 2003 году приняты Земельный, Лесной и Водный кодексы.

Земельное законодательство базируется на принципах охраны и рационального использования земель и обеспечения экологической безопасности. Осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вред земле как природному ресурсу и иным объектам окружающей среды, а также правам и законным интересам других лиц.

Лесной кодекс регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования. При этом регулирование лесных правоотношений должно осуществляться исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.

В лесном кодексе заложены экологические требования к осуществлению прав и обязанностей лесопользователей по ведению лесного хозяйства, как ведение работ экологически приемлемыми способами и методами, обеспечивающими сохранение средообразующих и средозащитных функций леса и др.

Целями водного законодательства Республики Казахстан являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда для сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды. При этом отношения, возникающие при обеспечении экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности водных объектов и предотвращении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные водные экологические системы, также регулируются законодательством Республики Казахстан об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Принципами государственного управления в области использования и охраны водного фонда являются устойчивое водопользование — сочетания бережного, рационального и комплексного использования и охраны вод, создания оптимальных условий водопользования, сохранения экологической устойчивости окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности населения, планирование и соблюдение экологических требований и ограничений.

При этом работы по строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации, ликвидации предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются при наличии положительного заключения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

В целях реализации указанных кодексов государственными органами разработаны соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.

Изменение экономической ситуации, принятие стратегических документов социально-экономического развития, активное участие Казахстана в международном сотрудничестве и необходимость сближения с международными стандартами ставят перед нами задачу глубокого анализа существующей системы охраны окружающей среды, концептуального пересмотра приоритетов экологической политики и задач обеспечения экологической безопасности в современной экономической и политической ситуации, т.е. переработки Концепции экологической безопасности.

В связи с чем Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241 одобрена Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы (далее — Концепция экологической безопасности). Согласно Концепции экологической безопасности в области совершенствования экологического законодательства Республики Казахстан приоритетным является курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов.

Это вторая Концепция экологической безопасности, первая была принята в 1996 году, но она имела краткосрочный характер.

Так, Концепцией экологической безопасности предусмотрена законотворческая деятельность Министерства по разработке следующих законопроектов:

проект Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об экологической экспертизе» по вопросам проведения общественной экологической экспертизы;

проект закона Республики Казахстан «Об экологическом аудите»;

проект закона Республики Казахстан «Об обязательном экологическом страховании»;

проект закона Республики Казахстан «Об отходах производства и потребления»;

Кодекс об охране окружающей среды.

Концепцией также рассмотрен вопрос систематизации законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Выявлено, что развитость и разветвленность законодательства Республики Казахстан порождают и определенные трудности в его использовании. Большинство экологических законов связано между собой, и изменение одного требует изменения других, что наряду со значительными трудозатратами нередко нарушает общую систему экологического законодательства Республики Казахстан, порождает противоречия между законами и подзаконными актами. Кроме того, для реализации указанных законов требуется большое количество подзаконных нормативных документов.

В этой связи дальнейшее реформирование законодательства Республики Казахстан необходимо направить не на увеличение экологических законодательных норм, а на их систематизацию и повышение действенности.

Во исполнение положений Концепции экологической безопасности принят План мероприятий на 2004-2006 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года № 131.

Концепция предлагает три основных стратегических направления действий по обеспечению экологической безопасности страны. Это экологизация экономики, экологизация общества И экологизация национального законодательства.

Экологизация экономики подразумевает внедрение экономических инструментов для интеграции экологического фактора во все отрасли экономики.

Это означает, что при разработке любых программ развития промышленности и сельского хозяйства, схем размещения производительных сил, градостроительных и других масштабных проектов в обязательном порядке должны рассматриваться вопросы оценки их воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Выполнение всех мероприятий по экологизации экономики будет способствовать сокращению в ее структуре доли предприятий, эксплуатирующих только природные ресурсы, и в то же время увеличению доли перерабатывающих предприятий, развитию наукоемких, ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств.

Ни одно правительство, ни одно министерство в одиночку не способно в полной мере обеспечить экологическую безопасность государства. Только экологизация всего общества может поднять решение экологических проблем на должный уровень. Охрана окружающей среды должна стать обязанностью каждого гражданина республики.

Таким образом, суть экологизации общества или социальной экологии заключается с одной стороны в таком принципе как — «Экология для человека» и с другой стороны — «Повышение ответственности человека за чистоту природы».

Третий приоритет рассматриваемой Концепции — экологизация законодательства призван привести в действие нормативно-правовые механизмы реализации первых двух направлений действий для достижения экологической безопасности страны — экологизации экономики и экологизации общества.

Экологизация законодательства — это внедрение экологических норм во все другие законодательные отрасли.

Она должна решить следующие задачи:

сближение национального законодательства по охране окружающей среды с законодательством Европейского Союза и другими международными нормами;

устранение противоречий и объединение в одну систему природно-ресурсного и природоохранного законодательства.

совершенствование механизмов охраны окружающей среды, разрешительной системы, экологической экспертизы, мониторинга, контроля и аудита;

реформирование экологического нормирования с законодательным утверждением экологических нормативов;

Кроме того, Концепция предусматривает значительное расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Предполагается, что оно будет осуществляться в следующих направлениях:

— продолжение присоединения Республики Казахстан к соответствующим международным конвенциям и принятие практических мер по их реализации;

— разработка согласованной политики, общих подходов, единых методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды и антропогенных воздействий на нее с обеспечением сопоставимости данных в межгосударственном и международном масштабе:

— проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований, создание и функционирование межгосударственной (международной) экологической информационной системы;

— привлечение зарубежных и международных организаций,

фирм, отдельных специалистов к разработке и внедрению передовых экологически чистых технологий, как в сфере производства, так и непосредственно в природоохранной деятельности;

— широкое использование международного опыта в решении проблем экологической безопасности;

— максимальное привлечение финансовых средств стран-доноров и международных организаций (ГЭФ, МФСА, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ) на решение конкретных программ и проектов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития государства;

создание Национальной комиссии по устойчивому развитию при Президенте Республики Казахстан.

Кроме того, законодательством Республика Казахстан в области охраны окружающей среды являются международные договоры в области охраны окружающей среды , ратифицированные Республикой Казахстан (19)

1. Конвенция всемирной метеорологической организации (Постановление Верховного Совета Республики Казахстан о присоединении к Конвенции от 18 декабря 1992 года);

2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Закон Республики Казахстан о ратификации от 29 июля 1994 года)

3. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, 1961 г.;

4. Конвенция по безопасности живых организмов в море;

5. Конвенция по биоразнообразию (Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 г. № 918);

6. Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (Указ Президента Республики Казахстан от 4 мая 1995 г. № 2260);

7. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (Закон Республики Казахстан о ратификации от 7 июля 1997 года);

8. Венская конвенция об охране озонового слоя (Закон Республики Казахстан от 30 октября 1997 г. № 177-I);

9. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Закон Республики Казахстан о присоединении от 7 мая 2001 года);

10. Договор к Энергетической хартии и Протокол к Энергетической хартиии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологически аспектам (Указ Президента Республики Казахстан от 18 октября 1995 г. № 2537);

11. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под грозой исчезновения (Закон Республики Казахстан о присоединении от 6 апреля 1999 года);

12. Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного воздействия использования средств воздействия на природную среду (Постановление Верховного Совета Республики Казахстан о ратификации от 20 февраля 1995 года);

13. Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 92-II ЗРК);

14. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Закон Республики Казахстан от 21 октября 2000 года № 86-II ЗРК);

15. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 89-II);

16. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Закон Республики Казахстан о присоединении от 23 октября 2000 года);

17. Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 94-II);

18. Стокгольмская конвенция об органически стойких загрязнителях (Постановление Правительства Республики Казахстан о подписании от 18 мая 2001 года);

19. Базельская конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 389).

Подзаконными нормативными правовыми актами регулируются вопросы:

— выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды;

— осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

— специальных экологических требований в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря;

— организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; и др.

Министерством постоянно проводится работа по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды.

В реализацию законодательства по охране водных, земельных, лесных ресурсов, растительного и животного мира необходима разработка новых законодательных норм, направленные не только на развитие хозяйственного использования, но и на охрану и воспроизводство природных ресурсов. В законодательстве о недрах и недропользовании должны быть предусмотрены меры по ликвидации негативных последствий деятельности предприятий по добыче полезных ископаемых.

Внедрение и системное развитие всех методов управления, регулирования и стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования, естественно, требуют значительной научной, правовой, экономической проработки.

После рассмотрения в Правительстве проекта закона «Об обязательном экологическом страховании», решено доработать его в части обоснования минимальных размеров страховых взносов и, согласно плану законопроектных работ, он должен быть внесен в Парламент в 2004 году.

Однако, осуществление обязательного экологического страхования предприятий, организаций, производств и веществ, представляющих потенциальную опасность для окружающей среды (учитывая практику, в том числе и международную) не представляется возможным без экологического аудита. В этих целях предусматривается разработка законопроекта «Об экологическом аудите». Данный законопроект устанавливает порядок и условия экологической аудиторской деятельности, аттестации аудиторов, проведения экологического аудита, права и обязанности, ответственность экологических аудиторов и аудиторских организаций.

Для правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления согласно Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2003 год проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» по вопросам отходов производства и потребления» внесен в Парламент Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 2003 года № 1152.

Настоящий законопроект призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, здоровье и жизнь человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

В целях четкого разграничения компетенции центральных исполнительных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в связи с принятием Указа Президента от 28 августа 2002 г. № 931 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны окружающей среды».

Как видно, предстоит огромная работа по созданию практически новой системы экологического законодательства, но думается, что совместными усилиями государственных органов и общественности она будет успешно реализовываться.

online.zakon.kz