Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 июля 2017 г. № 475 “Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве”
В целях эффективного исполнения органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, реализации полномочий, направленных на защиту и реальное восстановление прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные процессуальным законодательством.
2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:
участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее — заявления) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указанных в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
обеспечение качественной подготовки и направления в суд заявлений о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в результате преступлений, если такие заявления не рассмотрены в порядке уголовного судопроизводства (статьи 44, 306 и 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ);
вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ и федеральными законами;
апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским и административным делам (далее — дела), в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;
рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных актов, вынесенных в порядке гражданского и административного судопроизводства по делам, в которых предусмотрено участие прокурора, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом.
3. Участвующим в гражданском и административном судопроизводстве прокурорам работу по поддержанию в судах заявлений строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, подготовившими соответствующие заявления.
Считать обязательным предварительное согласование заявлений, в том числе предъявляемых в порядке части 3 статьи 44 УПК РФ, подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, с соответствующими структурными подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.
4. В рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций гражданских и административных дел участвовать, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело.
4.1. Участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или военной форме одежды.
4.2. Прокурорам городов (районов) и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам одновременно с предъявлением заявления в суд, расположенный в другом субъекте Российской Федерации, обращаться к вышестоящему прокурору для решения вопроса об обеспечении участия прокурора в рассмотрении судом данного заявления. Прокурору субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры незамедлительно направлять, в том числе по сети ИСОП, соответствующее письмо с копиями представленных в суд материалов прокурору субъекта Российской Федерации и приравненному к нему военному прокурору по месту нахождения суда. Прокурору, получившему указанные материалы, направлять представителя органов прокуратуры в судебное заседание для поддержания заявления.
4.3. Принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета заявленных требований, изменение размера требований, на полный или частичный отказ от таких требований обладает прокурор, предъявивший заявление. При возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, участвующему в деле прокурору не позднее следующего дня после судебного заседания информировать об этом прокурора, инициировавшего заявление.
Прокурору, предъявившему заявление, совершать вышеуказанные процессуальные действия самостоятельно, в том числе при наличии технической возможности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.
4.4. Прокурору, участвовавшему в рассмотрении судом дела, не позднее следующего дня после судебного заседания сообщать о его результатах прокурору, инициировавшему заявление.
4.5. На всех стадиях рассмотрения судом дел, возбужденных по заявлениям, правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать участие прокуроров соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной и иной специализированной прокуратуры, подготовивших и направивших заявление в суд.
4.6. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям систематически принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских и административных дел, имеющих особое значение для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
5. Прокурору, предъявившему заявление в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд, принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права указанного лица на судопроизводство в разумный срок посредством обращения при наличии к тому оснований к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, а также в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
6. Обеспечивать во всех судебных инстанциях обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения в делах, по которым такое участие предусмотрено нормами ГПК РФ, КАС РФ и федеральными законами.
При рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, направлять в суд заключение в письменной форме, утвержденное руководителем органа прокуратуры или его заместителем.
Исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика или заинтересованного лица.
7. Прокурорам, участвующим в рассмотрении судами гражданских и административных дел, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.
С учетом положений статьи 56 ГПК РФ и статьи 62 КАС РФ о том, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при поддержании в суде заявления прокурора обеспечивать его аргументированность представлением всех необходимых доказательств.
Исходить из того, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 ГПК РФ, частью 1.1 статьи 70 КАС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно требованиям, предусмотренным частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ, частями 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, прокурорам в обязательном порядке отслеживать информацию о движении дела, размещенную на официальном сайте суда.
8. При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустившего такие нарушения.
9. При заявлении ходатайства о принятии мер по обеспечению иска, применении мер предварительной защиты по административному иску взвешенно подходить к выбору таких мер, оценивать их соразмерность и необходимость реального исполнения судебных постановлений.
10. Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.
10.1. Руководствуясь требованиями статей 320, 376 и 377 ГПК РФ, статей 295 и 318 КАС РФ, иметь в виду, что если в рассмотрении дела участвовал прокурор, право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением обладают только Генеральный прокурор Российской Федерации (его заместители), прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры.
Учесть, что в соответствии со статьей 391.1 ГПК РФ, статьей 332 КАС РФ в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора обращаются Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
10.2. В случае обжалования судебных постановлений, вынесенных по заявлениям прокурора, другими лицами, участвующими в деле, и при отсутствии оснований для принесения апелляционного представления направлять в суд соответствующей инстанции письменные возражения относительно поступившей жалобы.
В каждом случае отказа прокурору в удовлетворении требований решать вопрос об обжаловании судебного постановления; при отсутствии оснований для принесения апелляционного представления составлять мотивированное заключение, которое утверждается прокурором, инициировавшим заявление в суд.
10.3. При обжалования судебного постановления в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации лицами, участвующими в деле, прокурору, принимавшему участие в рассмотрении спора в порядке части 3 статьи 45 ГПК РФ и части 7 статьи 39 КАС РФ в суде первой инстанции, при отсутствии оснований для внесения апелляционного представления направлять в Верховный Суд Российской Федерации письменные возражения относительно поступившей жалобы.
10.4. При подготовке кассационного представления учитывать положения части 1 статьи 381 и части 1 статьи 391.5 ГПК РФ, части 2 статьи 323, части 2 статьи 337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.
11. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: заявления, возражения на него, документов, подтверждающих обоснование заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений, жалоб и возражений на них, а также материалов, имеющих существенное значение для установления юридически значимых обстоятельств для дела, и мотивированное заключение прокурора.
12. Вести строгий учет дел, рассмотренных с участием прокурора, в том числе по заявлениям прокурора, а также по апелляционным, кассационным представлениям с отражением результатов их рассмотрения.
13. Копии вступивших в законную силу судебных постановлений по удовлетворенным заявлениям прокурора для контроля за их исполнением, незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.
14. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, в которых предусмотрено участие прокурора, руководствоваться требованиями ГПК РФ, КАС РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации.
При отсутствии оснований для внесения представления составлять мотивированное заключение, которое утверждается руководителем органа прокуратуры или его заместителем. О принятом решении сообщать заявителям.
15. При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке в президиуме суда субъекта Российской Федерации городским (районным) и приравненным к ним прокурорам обращаться с соответствующим проектом представления к прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур; для оспаривания судебного акта в кассационном порядке в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации прокурору субъекта Российской Федерации обращаться к Генеральному прокурору Российской Федерации, его заместителю.
В подтверждение доводов, изложенных в проекте представления, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство и заверенные соответствующим судом копии состоявшихся по делу судебных постановлений.
В целях соблюдения процессуального срока на обжалование судебного акта, вступившего в законную силу, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам принимать решение о принесении кассационного представления в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, при дальнейшем обжаловании проект кассационного представления направлять Генеральному прокурору Российской Федерации, его заместителям в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
16. Прокурору при поступлении определения о передаче надзорной жалобы лица, участвующего в деле, в котором принимал либо вправе был принимать участие прокурор, для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.
17. Участие в судебном заседании в суде кассационной и надзорной инстанций принимают должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в статьях 386 и 391.10 ГПК РФ, статьях 327 и 340 КАС РФ.
18. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в целях формирования единой правоприменительной практики каждое полугодие обобщать и анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении гражданских и административных дел, информацию направлять в соответствующие структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок не позднее 20 января и 20 июля.
19. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, структурным подразделениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в гражданском и административном судопроизводстве регулярно анализировать практику участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность принесенных представлений.
Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры ежегодно, до 25 февраля, докладывать о результатах работы нижестоящих прокуратур заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим соответствующее направление деятельности.
Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в гражданском и административном судопроизводстве. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.
20. Оценивать деятельность прокуроров по обеспечению участия в гражданском и административном судопроизводстве, исходя из реального восстановления нарушенных прав, качества поддержания в суде предъявленных прокурором заявлений; полноты и мотивированности заключений прокуроров; эффективности апелляционного, кассационного обжалования судебных постановлений; качества и обоснованности внесения апелляционных и кассационных представлений.
21. Освещать результаты деятельности прокуроров, участвующих в гражданском и административном судопроизводстве, в средствах массовой информации.
22. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».
23. Приказ опубликовать в журнале «Законность».
24. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Обзор документа
Определены мероприятия по участию прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел.
Так, определены основные обязанности прокуроров. Например, обеспечивать качественную подготовку и направление в суд заявлений о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в результате преступлений, если такие заявления не рассмотрены в порядке уголовного судопроизводства.
Предусмотрено апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским и административным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор.
Необходимо исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика или заинтересованного лица.
Ранее изданный приказ по данным вопросам признан утратившим силу.
www.garant.ru
О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском судопроизводстве, при вступлении им в процесс для дачи заключения и обжалования решений, определений и постановлений суда
Секция: Юриспруденция
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском судопроизводстве, при вступлении им в процесс для дачи заключения и обжалования решений, определений и постановлений суда
В статье рассмотрены проблемные вопросы реализации прокурором полномочий при вступлении его в процесс для дачи заключения, и обжаловании незаконно и необоснованно вынесенного решения, постановления или определения суда по гражданскому делу, а также предлагаются пути их решения.
Прокуратура, как важный государственный орган, играет существенную роль в защите прав, свобод и интересов, как граждан, так и всей нашей страны.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 45 отражает права прокурора, современные способы защиты прав и свобод граждан[3]. В ст. 27, 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» говориться, что прокурор имеет обязанность предупреждать нарушения прав граждан и, при необходимости применять соответствующие меры для защиты их в судебном порядке[7]. При этом ст. 45 ГПК РФ предполагает, и возможность гражданина самостоятельно распоряжаться своими правами, и конституционную обязанность государства обеспечить эти права[3].
Одна из форм участия прокурора в суде отражена в ГПК РФ, и предполагает вступление его в начатый процесс, для дачи заключения по данному делу[3].
Законодательством установлен определенный перечень категорий дел, в которых возможно участие прокурора: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью. При этом прокурор в праве сам решать вступать ему в процесс или нет, и даже по законодательно закрепленному перечню категорий дел, по которым прокурор имеет возможность вступить в процесс, его фактическое отсутствие не является для суда препятствием в рассмотрении и разрешении дела[3].
Необходимо так же понимать, что при вступлении в начатый процесс, прокурор не является стороной разбирательства, его участие имеет цель, которая следует из его полномочий – соблюдение законности и обеспечение прав. Это можно объяснить тем, что прокурор по факту не защищает права, а лишь создает условия для обеспечения полного исследования представленных доказательств и правильному применению материальных и процессуальных норм. Заключение прокурора следует рассматривать как некую рекомендацию для суда [5, с.127]. В связи с чем Генеральный прокурор своим приказом от 26.04.2012 г. № 181 обязал подчинённых ему прокуроров тщательно готовиться к судебному заседанию быть беспристрастными к лицам, участвующим в деле, выражать мотивированную позицию и основывать ее на нормах материального и процессуального права [6].
Законодатель в своих нормах никак не раскрывает, ни само понятие, ни содержание заключения прокурора. Однако в научной литературе сложилось так, что под ним понимается собственное мнение прокурора, правовая оценка, которая выражается в анализе всего судебного разбирательства. Можно согласиться с Р.В. Габеевым, который отмечает, что заключение должно содержать положения, которые законодатель в ст. 198 ГПК РФ предъявляет к содержанию решения суда [1, с. 57]. Было бы более целесообразным закрепить и понятие, и содержание на законодательном уровне.
Необходимость вступления прокурора в рассмотрение определённых категорий дел имеет особое значение, учитывая, что «в условиях усиления действия принципа состязательности сторон вступление прокурора в процесс для дачи заключения по социально значимым делам способствует обеспечению полного, всестороннего и объективного исследования судом обстоятельств дела, правильному разрешению спора». При этом хотелось бы отметить, что было бы более правильным вступление прокурора и дача им заключения не только в случаях, установленных ГПК РФ и иными федеральными законами, но и в случаях, когда суд сочтет это необходимым.
Следует отметить, что в настоящее время ГПК РФ устанавливает, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела[3]. Данное положение является не совсем приемлемым т.к. его участие имеет немаловажную значимость, а так же встречаются случаи, когда в ходе судебного разбирательства исследуются факты, влияющие на суть заключения и влекущие изменение его содержания. Поэтому более правильным было бы вернуть положения ГПК РСФСР, которые предусматривали возможность отложение разбирательства дела, если прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился в суд по уважительной причине [2].
Прокурор имеет право вступать в гражданский процесс на любой его стадии, с целью защиты прав и законных интересов граждан, общества или государства, что нашло свое отражение в Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» [7]. Подобное закреплено в Приказе Генпрокурора России «Об обеспечении участия прокурора в гражданском процессе» [6]. При этом процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор оглашает свое заключение по делу после исследования всех доказательств. Если он вступает в гражданский процесс после рассмотрения дела по существу, он не вправе знакомиться с материалами дела и поэтому в своем заключении не сможет учесть всех обстоятельств. При вступлении на стадии подготовки дела не учтенным останется те доказательства, которые будут представлены на стадии судебного разбирательства. Следовательно, целесообразней будет вступить до рассмотрения дела по существу [4, с.154].
Сама форма заключения, которое даёт прокурор, положениями настоящего ГПК РФ не урегулирована и на практике применяется в форме устного выступления прокурора с соответствующей отметкой в протоколе судебного заседания [3]. Однако, заключение прокурора должно иметь письменную форму, и приобщаться судом к делу как письменный документ, что позволит устранить к примеру сомнения участников, в том, что протокол может выразить не все нюансы заключения. Но это не должно освобождать прокурора от устного изложения положений своего заключения.
Действующий Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ч.2 ст. 320 закрепляет, что прокурор, не являющийся лицом, участвующим в деле, не имеет возможности обжаловать вынесенное постановление по делу, в том числе в случаях, когда установит, что оно вынесено незаконно и необоснованно [3]. Думается, что прокурор должен приносить протест на незаконное или необоснованное решение суда, независимо от того участвовал ли он в данном деле или оно было рассмотрено в отсутствии прокурора. Прокуроры обязаны проверять все гражданские дела, рассмотренные судом, как с их участием, так и без такового, исходя из того, что прокурорский надзор реализуется в связи с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях; выносились по каждому делу законные и обоснованные решения, определения и постановления; и приводились в исполнение согласно требованиям закона.
Таким образом, гражданское процессуальное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании его норм, регулирующих вопрос процессуального статуса прокурора, вступающего в процесс для дачи заключения с целью регламентации вышеуказанных проблем.
nauchforum.ru
Неурегулированные вопросы относительно участия прокурора в гражданском судопроизводстве
Рубрика: Государство и право
Дата публикации: 09.04.2014 2014-04-09
Статья просмотрена: 548 раз
Библиографическое описание:
Мазурык Д. В. Неурегулированные вопросы относительно участия прокурора в гражданском судопроизводстве // Молодой ученый. 2014. №5. С. 363-365. URL https://moluch.ru/archive/64/9056/ (дата обращения: 18.06.2018).
В настоящее время наблюдается обширное внимание к прокуратуре как надзорному органу и его деятельности не только со стороны граждан, но и государства. От прокуроров требуют профессионализма, знаний, оперативности и большей эффективности в выявлении и пресечении правонарушений в ходе реализации поставленных перед ними задач. Но, хочется отметить, что даже прокуроры, а не только граждане, в защиту интересов которых предъявляется исковое заявление, не могут быть уверены в том, что суд, возбуждая гражданское судопроизводство по делу, вынесет действительно законное и обоснованное решение по существу. Не будем даже говорить об исполнении данного решения.
Обращение прокурора в суд в защиту прав и законных интересов других лиц обусловлено невозможностью подачи искового заявления гражданином по состоянию здоровья, в силу возраста, недееспособности, других уважительных причин. Данное толкование, отвечающее принципу диспозитивности и препятствующее вмешательству прокурора в частноправовые отношения граждан, было воспринято учеными-правоведами положительно.
Однако, А. В. Гришин считает целесообразным наделить прокурора правом на обращение в суд с заявлением во всех случаях, требующих защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, независимо от наличия таких прав у самих несовершеннолетних или их законных представителей [5]. Не оценивая критично подобного рода высказывания, оговоримся, что роль прокурора должна отвечать критерию сбалансированности частных и публичных начал при рассмотрении цивилистических дел [6].
Исследуя инициативную форму участия прокурора в гражданском судопроизводстве, следует отметить, что теоретики и практики не пришли к общему выводу относительно его процессуального статуса. В этом направлении по-прежнему существуют две основные позиции. Согласно первой позиции прокурор выступает истцом в процессуальном смысле [12], исходя из второй точки зрения, прокурора нельзя отождествлять с другими лицами, участвующими в деле, в силу выполняемых им функций [3]. Получается, что обращение прокурора в суд связано с некоторыми правоприменительными неурегулированными вопросами.
В первую очередь целесообразно обсудить вопрос правоспособности прокурора в гражданском судопроизводстве, которую иногда именуют специальной правоспособностью [4]. В аспекте ст. 134 ГПК РФ имеет значение выявление в рамках специальной правоспособности наличия права на обращение в суд у представителя государственного органа, органа местного самоуправления, организации или гражданина в защиту прав и интересов другого лица. Правоспособность прокурора возникает с момента назначения его на должность и утрачивается с прекращением полномочий в этой должности [8]. При этом, назначение прокурора на должность оформляется приказом о приеме на работу в качестве такового и не определяется моментом аттестации, когда прокурорскому работнику присваивается классный чин.
Хочется обратить внимание на то, что понятие «прокурор», часто используемое как в законодательстве, так и в научных трудах, представляет собой обобщенную правовую категорию. Данное понятие раскрыто в ст. 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурор — это Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции [2].
Заявление в суд может подать не именно прокурор района, города или области, а иной работник органов прокуратуры — заместитель прокурора, помощник (старший помощник) прокурора, прокурор (старший прокурор) отдела и управлений по поручению руководителей органов прокуратуры [8]. Это правило нашло отражение в Приказе Генеральной прокуратуры от 26 апреля 2012 г., который предписывает в судебных заседаниях участвовать представителям прокуратур соответствующего уровня, военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, рассматривающего дело [10]. Одновременно в судебной практике есть суждение о том, что исковое заявление как акт прокурорского надзора должно исходить непосредственно от прокурора соответствующего уровня. Право на возбуждение гражданского судопроизводства связано с управленческим составом прокуратуры, в который помощники прокурора не входят. Следуя этой логике, помощник прокурора не может подписывать исковые заявления.
Следующий вопрос касается установления уважительности причин невозможности подачи искового заявления гражданином в суд: ни один нормативный и даже медицинский акт не содержит понятий «состояние здоровья», «тяжелая болезнь», «стойкое расстройство здоровья» [11]. Федеральный законот 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дает определение понятия «инвалид»: это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [1]. Однако ГПК не ограничивает круг лиц, по состоянию здоровья не могущих обратиться в суд, инвалидами, поэтому в правоведении высказано предложение о применении в практике классификации основных видов нарушений функций организма. К ним относятся нарушения: психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления); языковых и речевых функций (устной и письменной); сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания); статодинамической функции (двигательных функций); функций кровообращения, дыхания, пищеварения; а также нарушения, обусловленные физическим уродством [11].
О. Фирсова придерживается такого мнения, что обращение прокурора в интересах гражданина целесообразно и в случаях, когда состояние здоровья последнего хотя и стабильно в настоящий момент, но связанные с самостоятельным обращением в суд психоэмоциональные и физические нагрузки спровоцируют ухудшение самочувствия. Так, воздействие вредных для здоровья факторов противопоказано при беременности, сердечно-сосудистых заболеваниях и др. [11]. Позиция автора, безусловно, интересна. Но она свидетельствует о том, что достаточно большой контингент граждан нуждается в оказании помощи со стороны прокурора по реализации права на обращение за судебной защитой. Каким же образом определить, обусловливает ли состояние здоровья конкретного лица невозможность предъявить заявление в своих интересах?
Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК в заявлении прокурора должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. При этом прокурор обязан представить соответствующие доказательства и приложить копии документов [9]. Таковыми в данной ситуации будут справки медицинских учреждений, информирующие суд о диагнозе лица, в чьих интересах возбуждается производство по делу. Тем не менее за отсутствием установленного перечня заболеваний, служащих основанием невозможности личного обращения в судебные органы, решение вопроса о правомочности действий прокурора по подаче заявления представляется для судьи затруднительным, ведь он не обладает специальными познаниями в области медицины.
Далее, предположим, что законодатель включает в категорию граждан, не имеющих возможности подать заявления в силу возраста, пожилых людей. Этот вывод вытекает из соотношения понятий «возраст» и «недееспособность». Если исходить из положения п. 1 ст. 21 ГК РФ, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Применение в отношении несовершеннолетних возрастного критерия означало бы дублирование оснований для обращения в суд прокурора, поскольку лицо, не достигшее 18 лет, по общему правилу недееспособно. В то же время отметим, что в ст. 70 ГПК прямо употребляется понятие «старость», не конкретизирующее, но по крайней мере уточняющее возрастные ограничения.
А. А. Сергиенко, анализируя изучаемые пробелы в законодательстве, предлагает дополнить перечень оснований для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав граждан, включив следующие: инвалидность, несовершеннолетие, пенсионный возраст, тяжелое материальное положение и др. [7].
Что касается иных уважительных причин, по которым лицо само не может обратиться в суд, то под ними понимают случаи, когда родители, усыновители, опекуны, попечители, органы исполнительной власти уклоняются от защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных, безвестно отсутствующих лиц [8]. Подобная интерпретация сужает круг уважительных причин невозможности подачи заявления лично и перекликается с критерием недееспособности.
Эффективность функционирования государственного механизма защиты социально незащищенных слоев населения, а также конституционных прав граждан во многом зависит от совершенства правового регулирования полномочий органов, формирующих данный механизм. Прокуратура — не исключение. Были рассмотрены лишь отдельные вопросы, связанные с реализацией прокурора права на обращение в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. В целом, ряд вопросов, касающихся объема прав и обязанностей прокурора при рассмотрении гражданских дел, участия прокурора в процессе для дачи заключения, а также обжалования судебных актов остаются открытыми.
1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный законот 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
3. Гуреева О. А. Проблемы определения правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 8. С. 17.
4. Гусев В. Г. Гражданская процессуальная правоспособность: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1996. С. 10.
5. Гришин А. В. Защита прокурором в гражданском судопроизводстве прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 15.
6. Курочкин С. А. Частные и публичные начала в цивилистическом процессе. М., 2012. С. 251–252.
7. Сергиенко А. А. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6.
8. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве: Курс лекций / О. А. Бахарева, Т. П. Ерохина; Под ред. О. В. Исаенковой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. С. 28–29.
9. О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8–15–2003 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2003. N 15.
10. Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 апреля 2012 г. N 181 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Фирсова О. Состояние здоровья как обоснование предъявления иска прокурором // Законность. 2007. N 2. С. 10.
12. Шамшурин Л. Об участии прокурора в разбирательстве гражданских дел: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 3. С. 11.
moluch.ru