Защита авторских прав суд

Защита авторских прав в суде

Содержание статьи

В зависимости от заявителя (физ. лица, юр. лица и ИП) дело рассматривает суд общей юрисдикции либо арбитражный суд. Как правило, иск о защите авторских прав предъявляют в судебный орган по месту расположения ответчика.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с защитой авторских прав в суде, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Защита авторского права в суде

    Защита авторских прав в суде обозначает, что лицо, права которого нарушены, может предъявить:

    1. требования к лицу о признании прав;
    2. требования о прекращении нарушения прав;
    3. признания сделки, которая заключена в отношении авторских соглашений, недействительной;
    4. возмещение дохода, который получен лицом из-за нарушения смежных и авторских прав, вместо возмещения расходов;
    5. требование о взыскании убытков, также компенсации, если неправомерно используется объект интеллектуальной собственности;
    6. требование об изъятии предмета нарушения смежного и авторского права;
    7. требование иных мер, предусмотренных законом и связанных с обеспечением правовой защиты лица.

    Процедура защиты авторских прав в суде

  • Оцените ситуацию. Вам нужно понять, какова вероятность выигрыша дела, каков окончательный результат и какие затраты от вас потребуются для достижения вашей цели. Авторские споры имеют много нюансов и каждый случай особенный. Не всегда есть возможность доказать нарушителя путем правовых механизмов, даже если правонарушение имеется и наоборот.
  • Таким образом, не нужно тратить время на подачу искового заявления и судебное разбирательство, если у вашего дела нет изначально никаких перспектив.

  • Определитесь, в какой судебный орган требуется подавать иск (в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд). Как правило, последний, связанный с защитой авторских прав, направляют в судебную инстанцию по месту нахождения ответчика.
  • Важно! Если дело подсудно суду общей юрисдикции, а иск направлен в арбитражный суд либо наоборот, следует подать ходатайство о прекращении разбирательства. Если истец неправильно определил территориальную подсудность, нужно подать ходатайство о передаче дела по подсудности. Если заявитель обращается по поводу антипиратского закона, то дело будет рассматривать Мосгорсуд.

  • Определите надлежащего ответчика. Не указав нарушителя, вы не вправе подать иск. В ряде случаев определиться с тем, кто же ответчик несложно. Если нарушены авторские права в СМИ, можно разузнать ответчика из выходных данных. Если авторские права нарушил ваш контрагент по договору, его информацию вы также знаете.
  • Важно! Если потребуется защита авторского права в интернете, здесь могут возникнуть затруднения, поскольку не всегда на веб-сайте вы имеете возможность узнать данные о владельце веб-ресурса.

  • Зафиксируйте факт нарушения. По авторскому спору именно истец обязан доказать, что нарушили его права. Если это случилось в интернете, рекомендуется решить этот вопрос до подачи искового заявления, поскольку во всемирной паутине «замести следы» не составит труда.
  • Подготовьте подачу иска о защите авторских прав.

Уделите основное внимание качеству подготовленного искового заявления и представлению собственной позиции в суде 1-ой инстанции.

  • Завершающий этап: защита авторских прав в судебной инстанции.
  • Как составить иск

    В иске требуется указать:

  • ситуацию (когда и как совершили нарушение, в чем оно выразилось);
  • ссылки на статьи законодательства;
  • если было несколько правонарушений, проанализируйте каждое из них отдельно;
  • формулировку своих требований.
  • Важно! В иске можно потребовать, как определенную сумму денежной компенсации, так и разные неимущественные требования.

    Исковое заявление о нарушении авторских прав — образец

    Преимущества обращения в суд

  • В порядке судебного процесса можно добиться прекращения нарушения интеллектуальных прав;
  • В иске о нарушении прав и законных интересов вы можете потребовать о взыскании ущерба и возмещения убытков, которые возникли из-за нарушения патентного законодательства;
  • Эффективный механизм защиты и восстановления деловой репутации путем опубликования судебного решения официально;
  • Судья может не только наказать нарушителя (назначить возмещение причиненного вреда), но и обезопасить истца от дальнейших действий с его стороны за счет принятия предупредительных мер (например, административное ограничение деятельности).
  • ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    madrih.ru

    Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

    Защита авторских прав (Защита прав авторов)

    В главе «Защита авторских прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава «Защита авторских прав» будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

    1. Что такое нарушение авторских прав

    В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

    Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

    Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

    2. Ответственность за нарушение авторских прав

    Юридическая ответственность в авторском праве — объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье .

    3. Способы защиты авторских прав

    Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

    • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
    • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
    • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
    • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
    • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
    • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.
    • 4. Компенсация за нарушение авторских прав

      Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков. Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

      Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

    • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
    • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
    • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.
    • В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ .

      5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

      Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

      Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

      Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

      Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

      Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

      1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

      2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

      Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

      Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

      1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

      2. Реферат по рассматриваемой теме

      3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

      Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву.

      sumip.ru

      Защита авторских прав: идем в суд!

      В своей ежедневной деятельности в определенной степени большинство из нас считаются авторами. Причем автором называют не только создателя литературного произведения, но и того, кто трудился над какой-то научной работой, сделал нужную фотографию, создал программу ЭВМ и т. п. Современная практика предполагает сохранение произведения в виде файлов, в электронном виде, а также демонстрацию произведения в сети Интернет. Но мало кто задумывается о том, насколько важна защита своего авторского права.

      В российском законодательстве для защиты нарушенных авторских прав можно подать иск в суд.

      Мы уже писали о том, что есть возможность защитить авторские права в досудебном порядке: для урегулирования конфликта можно направить нарушителю претензию в суд. Но бывает и так, что нарушитель игнорирует претензию или считает себя правым и не собирается выполнять ваши требования. Когда вы не верите в эффективность претензионного порядка и не желаете проверять это на практике, тогда остается только единственный вариант защиты авторских прав – обращение в суд.

      Процедура защиты авторских прав может быть следующей

      На первый взгляд очевидным первым шагом должна быть непосредственная подготовка и подача искового заявления в суд о защите своих авторских прав. Но это не совсем так.

      Существует ряд задач и вопросов, которые нужно решить еще до подготовки иска. И мы советуем вам не пренебрегать этим подготовительным этапом.

      1. Оцените перспективы вашего дела. Иными словами, вам необходимо понять: каковы шансы на выигрыш дела и каким будет результат, какие ресурсы от вас потребуются, чтобы цель ваша была достигнута? Авторские споры имеют множество нюансов и каждый случай индивидуален. Не всегда можно доказать действия нарушителя с помощью правовых механизмов, даже если нарушение есть и наоборот.

      Для начала мы предлагаем воспользоваться услугой по бесплатной оценке перспективы дела. Не стоит тратить время на подачу иска и судебную тяжбу, если у дела изначально нет никаких перспектив.

      Если вы еще не подали иск, то у вас есть возможность обратиться за оценкой перспективы дела к юристам «Право в сети».

      В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» нажимая кнопку «оставить заявку», полностью и безоговорочно принимаю политику конфиденциальности, даю ИП Ледовских М. А. согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку путем сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения и удаления, а также путем передачи (предоставления) третьим лицам, привлеченным ИП Ледовских М. А. для достижения указанных ниже целей, моих персональных данных, указанных мной на сайте http://lawinweb.ru: имя, адрес электронной почты, телефон — с целью получения информации, документов и материалов, в том числе рекламного характера, от ИП Ледовских М. А.

      2. Определите, в какой именно суд необходимо подавать иск. Исковые дела рассматриваются либо судами общей юрисдикции, либо арбитражными. Как правило, иски, связанные с защитой авторских прав, направляются в суд по месту нахождения ответчика.

      Если иск подсуден суду общей юрисдикции, а подан в арбитражный или наоборот, то необходимо подать ходатайство о прекращении дела.

      Если истцом неправильно определена территориальная подсудность, то необходимо подать ходатайство о передаче дела по подсудности.

      Если иск предъявляется по антипиратскому закону, то его будет рассматривать Мосгорсуд.

      3. Правильно определите того, кому подаете иск. Если говорить юридическим языком, то необходимо определить, кто является надлежащим ответчиком. Не определив ответчика, вы не можете подать иск. Важно пройти и этот шаг. В ряде случаев понять, кто является ответчиком несложно. Если нарушение авторских прав произошло в СМИ, то вы можете узнать ответчика из выходных данных. Если авторские права нарушены вашим контрагентом по авторскому договору, то его данные вы тоже знаете. Но если требуется защита авторского права в интернете, то здесь может возникнуть сложность, так как далеко не всегда на сайте можно найти данные о владельце сайта. Если это юридическое лицо, то их можно узнать, воспользовавшись сервисом whois.com, а если физическое, то, к сожалению, из открытых источников получить эти сведения не получится.

      4. Зафиксируйте сам факт нарушения. По авторским спорам именно истец должен доказать, что было осуществлено нарушение его прав. Если нарушение произошло в сети Интернет, то настоятельно рекомендуем озаботиться этим вопросом до подачи иска, ведь во всемирной паутине легко «замести следы».

      5. Следующий этап, непосредственно сама подготовка и подача иска о защите авторских прав.

      Действуйте активно с самого начала. Уделите самое большое внимание качеству подготовленного иска и представлению своей позиции в суде первой инстанции.

      В иске необходимо будет:

    • описать ситуацию (кто, когда и каким образом совершил нарушение, в чем оно выразилось);
    • дать ссылки на нормы законодательства;
    • если имело место несколько нарушений, то проанализировать каждое из них отдельно;
    • четко сформулировать свои требования.
    • Какие требования можно отразить в иске о нарушении авторских прав?

      В исковых документах можно отразить как требование определенной суммы денежной компенсации, так и различные неимущественные требования.

      При нарушении исключительных прав можно выдвинуть следующие финансовые требования (одно из представленных):

      Необходимо отметить, что исковые требования о взыскании убытков или упущенной выгоды трудно доказуемы в суде, и мы не рекомендуем вам выдвигать их. Также стоит учитывать, что хотя размер денежной компенсации истец и не должен доказывать, однако не стоит надеяться, что суд удовлетворит ваши требования полностью. Дело в том, что уже сложилась определенная судебная практика назначения размера компенсации за определенные нарушения авторских прав. Например, за одно использование одной фотографии реально требовать не более 20-30 тысяч рублей.

      Кроме денежных требований, можно также заявить о нарушении неимущественных прав и требовать компенсации морального вреда. Хотя чаще всего правообладателя все же в большей мере интересует получение финансовой сатисфакции. К неимущественным требованиям относятся следующие:


      Неимущественные требования можно заявить как совместно с денежными требованиями, так и как самостоятельные.

      Если вы хотите одновременно обжаловать сразу несколько нарушений, то выделите в иске каждое из них, опишите их по отдельности и укажите, каковы ваши требования относительно каждого.

      Такой четкий подход изначально будет в ваших интересах для защиты авторских прав, поскольку если исковые требования четко не определены, то потом без этого будет очень трудно выстроить позицию в суде.

      6. И, наконец, завершающая стадия: защита авторских прав в суде.

      Вот несколько наших советов, которые помогут вам в суде:

    • Излагайте свою позицию по делу письменно.Ходатайства лучше готовить письменно. Выступления в прениях также лучше подготовить письменно, тогда вы будете уверены, что ваша позиция и ваш анализ доказательств по делу будут полностью отражены в материалах искового дела.
    • Анализируйте каждое нарушение отдельно. Если вы не сделали это в иске, то проанализируйте уже в суде каждое нарушение. По каждому нарушению авторских прав надо четко показать, почему вы считаете каждое указанное действие нарушением, какие нарушены правовые нормы, какие есть доказательства. Такой юридический анализ сразу показывает обоснованность вашего иска.
    • Тщательно подготовьте аргументацию, которую будете озвучивать в суде.Аргументация будет зависеть от того, какие ваши требования и на основании чего вы их подали. Не надейтесь, что можно будет исправить ситуацию на стадии апелляции.
    • Помните, что самые высокие шансы у вас выиграть дело имеются в суде первой инстанции, на каждой последующей стадии они уменьшаются в геометрической прогрессии, поэтому основательно готовьтесь к каждому судебному заседанию.

      Данный этап, как правило, является наиболее продолжительным и требует квалифицированного представления интересов в суде.

      Если вы хотите, чтобы специалисты написали для вас иск и представили ваши интересы в суде с учетом всех особенностей дела, то мы будем рады вам помочь.

      lawinweb.ru

      Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд высказались об авторских правах

      В результате непростых обсуждений в течение нескольких месяцев Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд (далее также – высшие суды) приняли совместное Постановление №5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление), содержащее толкование в том числе норм об авторском праве.

      Ниже я обращу Ваше внимание на те пояснения и толкования высшими судами спорных и неоднозначных моментов авторского законодательства, которые, на мой взгляд, чаще всего возникают на практике.

      Также в юридическом комментарии «Авторские права в Постановлении Пленумов ВС и ВАС №5/29 от 26.03.2009 — критический взгляд» рекомендую Вам ознакомиться с далеко не однозначными толкованиями авторского законодательства, содержащимися в Постановлении.

      При заключении лицензионного договора автор сохраняет право использовать свой объект авторского права

      В этой части высшие суды, как представляется, дали верное толкование закону, хотя необходимость в толковании норм авторского законодательства в этой части вызвана не столько их противоречивостью или неясностью, сколько тем, что не все специалисты по авторским правам и иные заинтересованные лица соглашались с тем, что выдача автором исключительной лицензии (в том числе в силу формулировки «исключительной») позволяет автору самому использовать свой объект авторского права, если в лицензионном договоре прямо не предусмотрен запрет на использование автором соответствующего объекта авторского права.

      14. При применении пункта 1 статьи 1236 ГК РФ судам следует учитывать, что по общему правилу лицензионный договор (независимо от вида такого договора) предполагает сохранение за лицензиаром права самому использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Вместе с тем договором об исключительной лицензии может быть специально предусмотрено, что такое право за лицензиаром не сохраняется.

      Следует, однако, обратить внимание, что автор при выдаче исключительной лицензии сохраняет право самостоятельно использовать объект авторского права, но не вправе данное право кому-либо предоставлять.

      Объект авторского права – это не столько творческий результат, сколько результат творческого труда

      Высшие суды также высказали свою позицию в отношении того, от чего следует отталкиваться при оценке, является ли тот или иной объект объектом авторского права:

      28. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

      При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

      Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

      Копирование объектов авторского права в личных целях

      Статья 1273 Гражданского кодекса позволяет копировать объекты авторского права в личных целях:

      Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

      1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

      2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

      3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

      4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

      5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

      6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

      Высшие суды дали пояснения, что следует понимать под личными целями:

      34. … Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу статьи 1273 Кодекса понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

      При этом, суды отметили, что создание копии объекта авторского права только тогда является законным, когда осуществляется с правомерно введенного в оборот экземпляра или при правомерном размещении объекта авторского права в Интернете.

      Служебные объекты авторских прав и вознаграждение за них

      39.2. В отличие от действовавшего до 01.01.2008 законодательства пункт 2 статьи 1295 ГК РФ предусматривает, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это исключительное право переходит к работнику (автору), если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства).

      В отношении служебных произведений, созданных до 01.01.2008, по которым работодатель не совершил до этой даты ни одно из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 01.01.2008.

      Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом. При этом судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

      Среди юристов по авторским правам дискутировался вопрос, возможно ли вопрос о вознаграждении, которое полагается автору служебного произведения, разрешить не в отдельном гражданско-правовом договоре, заключаемом автором и работодателем в отношении конкретного объекта авторского права, а в трудовом (например, при приеме на работу). Высшие суды с практической точки зрения поставили точку в данном вопросе и сделали это, как представляется, верно.

      Презумпция авторства в судебных спорах о защите авторских прав

      Согласно ст. 1257 Гражданского кодекса «лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Несмотря на эту норму, судьи периодически требуют от истов доказательств, что они являются авторами, даже тогда, когда ответчик прямо не оспаривает авторство истца. Поэтому полезным видится указание высших судов, что требовать иные доказательства суд вправе только тогда, когда авторство на произведение оспаривается:

      42. При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается.

      Определение размера компенсации при нарушении авторских прав

      В случаях нарушения исключительного права на произведение автор (правообладатель) вправе требовать от нарушителя авторских прав выплаты компенсации в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей, определяемом по усмотрению суда в каждом конкретном случае (ст. 1301 Гражданского кодекса).

      При этом, автор вправе требовать от нарушителя авторских прав выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования объекта авторского права либо за допущенное правонарушение в целом (п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса).

      Это означает, что если в результате действий нарушителя нарушены авторские права на несколько объектов авторского права, то автор вправе взыскать компенсацию за каждый случай нарушения, т.е. за каждый объект авторского права, права на который были нарушены.

      Несмотря на четкие формулировки закона, в некоторых случаях суды считали возможным взыскание компенсации в размере меньшем, чем минимальный размер компенсации, установленный ст. 1301 Гражданского кодекса.

      Думается, теперь благодаря Постановлению взыскание компенсации за нарушение авторских прав в законном размере будет проходить стабильнее, а не с переменным успехом:

      43.3. Рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ.

      Окончательный размер компенсации определяется судом в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (п 3 ст. 1252 Гражданского кодекса). Высшие суды прокомментировали норму закона, указав, что именно следует учитывать судам при определении размера компенсации за нарушение авторских прав:

      43.3. …При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

      При этом высшие суды обратили внимание, что в решении суд должен обосновать размер подлежащей взысканию компенсации.

      kolosov.info