Законы о досрочном голосовании

«Голос»: Московские комиссии массово не дают избирателям проголосовать досрочно

Эпиграф

В связи с обсуждением досрочки, я вспомнил эпизод из романа о Чонкине.

Когда в колхозе узнали, что началась война, народ стал собираться около правления. И тут председателю звонят из райкома: собери народ на митинг. Он им: «А народ уже собрался». А в ответ: «Как, сам собрался?! Положишь партбилет!». После чего народ сначала силой разогнали, а потом стали тоже силой собирать.

У нас никак не могут смириться, что кто-то что-то делает самостоятельно. Тех, кто не хочет, надо заставить (как в Барнауле), а тем, кто хочет, надо не дать (как в Москве).

Заявление Совета движения «Голос»
О досрочном голосовании в городе Москве

Как известно, досрочное голосование ранее многократно подвергалось обоснованной критике. По этой причине в течение длительного времени оно не использовалось на федеральных и региональных выборах, а с 2010 по 2014 год было запрещено и на муниципальных выборах, но позднее было восстановлено Постановлением Конституционного суда Российской Федерации. Одной из претензий к досрочному голосованию было то, что в некоторых случаях оно использовалось недобросовестными политтехнологами путем организации массового досрочного голосования определенных категорий избирателей, электоральные предпочтения которых смещены в силу их социального положения или по другим причинам. Иногда массовое привлечение к досрочному голосованию имело целью просто повышение показателя явки. Чаще всего к досрочному голосованию привлекались государственные и муниципальные служащие, а также работники бюджетных предприятий, которые в определенной степени зависимы от действующей администрации, имеющей свой политический интерес на выборах.

Досрочное голосование является одним из способов реализации конституционного права граждан России избирать в органы государственной власти и местного самоуправления. Оно необходимо при отсутствии других эффективных способов реализации права голоса тех граждан, которые в день голосования находятся достаточно далеко от своего избирательного участка. Поэтому досрочное голосование законодательно регламентировано, и организующие и проводящие его избирательные комиссии должны строго придерживаться такой регламентации. Искусственное привлечение к досрочному голосованию является нарушением законодательно установленного порядка.

На текущих муниципальных выборах в городе Москве наблюдается иное отклонение от установленных правил проведения досрочного голосования. Некоторые избирательные комиссии отказываются обеспечить возможность досрочного голосования избирателям, не предоставившим документальные подтверждения причины, по которой избиратель желает проголосовать досрочно. Такое поведение избирательных комиссий, проводящих досрочное голосование (в данном случае – территориальных избирательных комиссий) обусловлено указаниями, поступившими из Московской городской избирательной комиссии (МГИК). На сайте МГИК опубликованы рекомендации по проведению досрочного голосования, в которых сказано: «Рекомендуем предложить избирателю представить документ, подтверждающий наличие уважительной причины, предусмотренной частью 1 статьи 69.1 Кодекса. Копия указанного документа приобщается к заявлению избирателя. Если причина, указанная избирателем в заявлении, не соответствует части 1 статьи 69.1 Кодекса, члены комиссии, принявшие заявление, обязаны проинформировать избирателя о том, что его заявление подлежит рассмотрению на заседании комиссии. ИКМО в течение суток с момента поступления заявления избирателя, а в день, предшествующий дню голосования, не позднее времени окончания досрочного голосования, обязана рассмотреть на заседании комиссии поступившее заявление, незамедлительно оформить в письменном виде свое решение и довести его до сведения заявителя». По нашим сведениям, данная рекомендация основана на письме председателя МГИК В.П.Горбунова, разосланном в территориальные комиссии, но тщательно скрываемом от членов комиссий и наблюдателей.

Упомянутые рекомендации были приняты некоторыми комиссиями к действию. Сведения о том, что от избирателей требуют подтверждающие документы, а при их отсутствии не дают возможности избирателю проголосовать сразу после подачи заявления, откладывая рассмотрение вопроса на заседание комиссии, которое собирается на следующий день, поступают из различных районов города Москвы: Бутырского, Левобережного, Коптево, Мещанского, Тимирязевского, Северного Бутово. При этом в голосовании отказывают даже тогда, когда в заявлении напрямую указывается причина, обусловленная законом, например, отпуск или работа в избирательной комиссии. В районе Коптево территориальная комиссия даже приняла решение, устанавливающее обязательное предоставление подтверждающих документов.

Следует отметить, что в помещениях большинства территориальных избирательных комиссий отсутствуют памятки для избирателей с выдержками из правил досрочного голосования. Между тем, п.2 ст.65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает список «уважительных» причин, на основании которых комиссия безусловно обязана предоставить избирателю возможность проголосовать досрочно (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины). Предоставлении подтверждающих документов, а также полномочий комиссии по проверке причины досрочного голосования закон не содержит.

Таким образом, самодеятельность некоторых территориальных избирательных комиссий города Москвы, а также Московской городской избирательной комиссии в части организации досрочного голосования приводит к нарушению избирательных прав граждан.

Очевидно, что организаторы упомянутого нарушения будут ссылаться на претензии к досрочному голосованию, связанные с массовым привлечением к досрочному голосованию, наблюдавшемуся ранее в некоторых районах города Москвы (особенно на дополнительных муниципальных выборах). Однако, мы полагаем, что в таком оправдании имеется большая доля лукавства и провокации. Вместо того, чтобы не допускать административного привлечения к досрочному голосованию, организаторы выборов ударились в другую крайность, которая в не меньшей степени нарушает закон и избирательные права.

Следует отметить, что организация досрочного голосования в Москве, да и во многих других регионах России страдает еще одним системным недостатком — отсутствием гласности. По сведениям, поступающим в движение «Голос» территориальные комиссии, проводящие досрочное голосование, ежедневно собирают и передают информацию о числе досрочно проголосовавших избирателей; эта информация поступает в ГАС «Выборы», но не только не публикуется, но и недоступна для членов комиссий с совещательным голосом и наблюдателей. Вопреки подпункту г) п.23 ст.29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанные лица не могут ознакомиться с этой информацией, что порождает дополнительное недоверие к досрочному голосованию. Заметим, что Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 4 июня 2014 г. № 233/1480-6 «О Порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, и Методических рекомендациях о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме», регламентирующее досрочное голосование, не содержит указаний на этот счет, также как и указаний о предоставлении подтверждающих документов.

Мы полагаем, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в настоящее время должна указать Московской городской избирательной комиссии на незаконное ограничение и нарушение избирательных прав при проведении досрочного голосования в городе Москве.

www.golosinfo.org

Досрочное голосование

Досрочное голосование объединяет три процедуры разного характера:

  • досрочное голосование отдельных избирателей — проводится в помещениях избирательных комиссий;
  • досрочное голосование отдельных групп избирателей — организованное выездное голосование в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • досрочное голосование всех избирателей на избирательном участке — организованное голосование на избирательных участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях.
  • Досрочное голосование (голосование избирателей до общего дня голосования) не следует путать с досрочными выборами (которые проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти или отдельного депутата).

    Содержание

    Досрочное голосование отдельных избирателей [  ]

    На протяжении нескольких лет досрочное голосование отдельных избирателей было практически отменено и предусматривалось лишь при проведении референдумов. Однако постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11−П признало такое ограничение недопустимым, и уже 5 мая 2014 года федеральный законодатель внес соответствующие изменения в статью 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Сроки и место досрочного голосования [  ]

    Место досрочного голосования (участковая комиссия или вышестоящая по отношению к ней), как правило, определяется сроком, остающимся до дня голосования. Как и все сроки, установленные избирательным законодательством, эти сроки могут быть сокращены по решению назначившего выборы органа, при проведении досрочных выборов (п. 7 ст. 10 ФЗГ). Максимальный коэффициент сокращения сроков составляет 1/3; иное сокращение сроков, хотя и допускается законом, но практически не встречается в реальности.

    Досрочное голосование проводится в тех случаях, когда закон не предусматривает голосование по открепительным удостоверениям. В то же время закон учитывает ситуацию, когда при одновременном проведении выборов в несколько органов власти избирателю может потребоваться и получить открепительное удостоверение, и проголосовать досрочно. В этом случае место досрочного голосования привязывается исключительно к месту получения открепительных удостоверений.

    Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что при совмещении выборов у участковых комиссий могут параллельно существовать несколько непосредственно вышестоящих комиссий (территориальная избирательная комиссия для федеральных или региональных выборов и одновременно одна или две избирательных комиссий муниципальных образований для муниципальных выборов). В этом случае досрочное голосование в вышестоящей комиссии будет происходить в разных местах — в ТИК территориальная избирательная комиссия и в ИКМО избирательная комиссия муниципального образования . Такая ситуация, в частности, была в Санкт-Петербурге в единый день голосования 14.09.2014, где досрочное голосование по выборам губернатора происходило в ТИК территориальная избирательная комиссия , а по выборам местных собраний — в ИКМО избирательная комиссия муниципального образования .

    В последующих таблицах указаны периоды до назначенного дня голосования, когда досрочное голосование проводится той или иной комиссией. Если среди назначенных выборов имеются выборы, предусматривающие открепительные удостоверения, то местом досрочного голосования будет только комиссия, выдающая открепительные удостоверения.

    Порядок работы комиссий [  ]

    В соответствии с законом установленный график досрочного голосования должен предусматривать голосование не менее 4 часов по рабочим дням после 16:00 местного времени, а также в выходные дни. Информация о графике должна быть размещена на сайте организующей комиссии, на сайте ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации , опубликована или обнародована иным способом не позднее чем за 10 дней до начала досрочного голосования (п. 3.1 Методических рекомендаций), т. е. в пятницу за 3 недели до выборов.

    Комиссии должны установить график дежурств членов с правом решающего голоса (не менее двух человек единовременно), а также предусмотреть возможность сбора заседания в течение суток (а накануне дня голосования — до окончания времени досрочного голосования).

    В помещении для досрочного голосования должны иметься оборудованные места для тайного голосования, оно должно позволять размещение всех членов комиссии и участников наблюдения. Сохраняются общие требования к порядку голосования, установленные статьей 64 ФЗГ.

    Наблюдение [  ]

    При проведении досрочного голосования и в участковых, и вышестоящих комиссиях вправе присутствовать обычный состав участников наблюдения. Следует обратить внимание на то, что и члены комиссий с правом совещательного голоса, и наблюдатели должны иметь мандат именно той комиссии, которая проводит досрочное голосование. (Формулировка пункта 6 статьи 30 закона допускает и более широкое прочтение, но для снижения риска недопуска пытаться использовать направление наблюдателя УИК участковая избирательная комиссия не рекомендуется.)

    Основания досрочного голосования [  ]

    Возможность досрочного голосования предоставляется избирателю при наличии уважительных причин, по которым он в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования. В качестве уважительных в законе указаны:

    • отпуск,
    • командировка,
    • режим трудовой и учебной деятельности,
    • выполнение государственных и общественных обязанностей,
    • состояние здоровья.
    • Закон оставляет перечень открытым и допускает иные уважительные причины.

      Процедура досрочного голосования [  ]

      Заявление о досрочном голосовании. Досрочно голосующий избиратель подает в комиссию заявление с указанием причины досрочного голосования; заявление должно также содержать имя и адрес места жительства избирателя. Заявление подается в произвольной форме (примерная форма содержится в приложении к Методическим рекомендациям, но она не является обязательной).

      Действовавшая до 05.05.2014 редакция закона предусматривала, что комиссия вправе проверить указанную в заявлении участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня. Сейчас право проверять заявления у комиссий отсутствует.

      В то же время указание любой причины, не предусмотренной явно законом, требует коллегиального рассмотрения и принятия решения избирательной комиссией (п. 4.2 Методических рекомендаций).

      Список досрочно проголосовавших избирателей. В ТИК территориальная избирательная комиссия / ИКМО избирательная комиссия муниципального образования / ОИК окружная избирательная комиссия ведутся списки досрочно проголосовавших избирателей — отдельно по каждому избирательному участку; на каждом листе списка указывается наименование выборов, наименование списка, наименование избирательной комиссии, проводившей досрочное голосование, а также номер и адрес УИК участковая избирательная комиссия (п. 5.1 Методических рекомендаций). Форма списка аналогична форме списка избирателей (п. 5.2 рекомендаций), т. е. должна предусматривать порядковый номер, полное имя избирателя, его год рождения (для 18-летних — точную дату), место жительства, паспортные данные, место для подписи избирателя за каждый выдаваемый бюллетень и подписи выдавшего бюллетень члена комиссии, а также место для особых отметок.

      Если досрочное голосование производится в участковой комиссии, то отметки о досрочном голосовании вносятся непосредственно в список избирателей.

      Организация работы с бюллетенями. Бюллетени для голосования выдаются дежурным членам комиссии председателем комиссии (заместителем, секретарем) перед началом времени досрочного голосования под роспись в ведомости выдачи бюллетеней и возвращаются по окончании времени досрочного голосования.

      Как и в случае обычного голосования, бюллетени заверяются подписями двух членов комиссии с правом решающего голоса и печатью комиссии. И подписи, и печати проставляются комиссией, выдающей бюллетень. В случае, если на участках будут использоваться КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , при досрочном голосовании в вышестоящих комиссиях ( ТИК территориальная избирательная комиссия , ИКМО избирательная комиссия муниципального образования , ОИК окружная избирательная комиссия ) используются прямоугольные печати, изготавливаемые специально для этих вышестоящих комиссий.

      Методические рекомендации предписывают подписывать бюллетени и проставлять печать комиссии непосредственно перед выдачей избирателям (п. 6.2 рекомендаций). Такой порядок создает трудности и в вышестоящих комиссиях (руководители комиссий обычно опасаются отдавать печать рядовым членам комиссии), и, тем более, в УИК участковая избирательная комиссия , где из-за этого придется отложить до вечера субботы процедуру подписания и простановки оттисков печатей на всех бюллетенях.

      Выдача бюллетеня. Перед выдачей бюллетеня принявший заявление член комиссии проверяет по списку, не голосовал ли данный избиратель ранее, и проставляет на заявлении дату и время голосования. (Методические рекомендации предписывают также при голосовании в ТИК территориальная избирательная комиссия проверять наличие избирателя в электронной копии основного списка избирателей, но не указывают никаких дополнительных действий по результатам этой проверки; между тем, для облегчения последующей обработки списка досрочно проголосовавших в участковой комиссии представляется целесообразным делать в таких случаях пометку в графе «Особые отметки» этого списка.)

      Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей (общему списку избирателей при голосовании в УИК участковая избирательная комиссия ). Избиратель (или, с его согласия, член комиссии) вносит в список паспортные данные. Затем избиратель расписывается и получает бюллетень. Для случаев, когда бюллетени в дальнейшем предполагается вводить в КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , методические рекомендации предписывают членам комиссии показывать избирателю и, с его согласия, намечать допустимые линии сгиба бюллетеней.

      Упаковка заполненного бюллетеня. После заполнения бюллетеня избиратель получает у дежурного члена комиссии конверт и вкладывает в него бюллетень. Если предполагается использование КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , то следует обратить внимание избирателя, что линия сгиба бюллетеня не должна проходить через квадраты для отметок. Конверт заклеивается, на заклейке расписываются два члена комиссии с правом решающего голоса, а также желающие члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели; подписи заверяются печатью (п. 8 ст. 65 ФЗГ).

      Конверты для голосования подготавливаются комиссией. Конверт должен быть изготовлен из непрозрачной бумаги светлого тона, на которой обеспечивается возможность нанесения надписи «избирательный участок № __» чернилами черного, синего или фиолетового цветов и печати (штемпельной краской). Возможно проставление надписи на конверте штампом или типографским способом (п. 3.5 Методических рекомендаций).

      Хранение конвертов с бюллетенями осуществляет секретарь соответствующей комиссии.

      Передача материалов досрочного голосования в УИК участковая избирательная комиссия . Передача в УИК участковая избирательная комиссия списка проголосовавших досрочно избирателей осуществляется, согласно новой редакции, не позднее дня, предшествующего дню голосования (субботы накануне дня голосования). Понятно, что на практике такая передача должна осуществляться до начала досрочного голосования в УИК участковая избирательная комиссия (если таковое проводится).

      Согласно п. 5.3 Методических рекомендаций, список досрочно проголосовавших избирателей, составленный ТИК территориальная избирательная комиссия ( ИКМО избирательная комиссия муниципального образования , ОИК окружная избирательная комиссия ), заверяется председателем и секретарем ТИК территориальная избирательная комиссия ( ИКМО избирательная комиссия муниципального образования , ОИК окружная избирательная комиссия ) и передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии. Примерная форма акта приводится в приложении к рекомендациям. При передаче вправе присутствовать все члены и участники наблюдения из обеих комиссий, для чего их обязаны надлежаще уведомить.

      На основании полученного списка и непосредственно после его получения члены комиссии проставляют отметки «Проголосовал досрочно» в списке избирателей (при необходимости дописывая отсутствующих в нем лиц). На заседании комиссии по вопросу готовности участка к дню голосования, определяется процент избирателей, проголосовавших досрочно (для определения необходимости маркировки бюллетеней).

      Переданные в УИК участковая избирательная комиссия конверты хранятся секретарем участковой комиссии.

      Обработка досрочного голосования утром в день голосования [  ]

      Момент обработки конвертов досрочного голосования [  ]

      Закон достаточно подробно описывает последовательность действий по обработке бюллетеней досрочного голосования утром в день голосования, но, к сожалению, не дает вполне однозначного ответа на вопрос, до или после открытия помещения для избирателей эти действия выполняются.

      Согласно ст. 64, ящики опечатываются «непосредственно перед наступлением времени голосования». Слово «непосредственно» означает, что между двумя указанными событиями ничего иного (включая работу с бюллетенями досрочного голосования) не происходит. Согласно ст. 65, действия с конвертами выполняются «перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании)». Отметим, что неудачная формулировка «перед началом голосования» может толковаться и как «перед установленным временем начала голосования», и как «до голосования первого избирателя». Технические средства подсчета голосов (КОИБ) до установленного времени начала голосования не допускают ввода бюллетеней. В связи с этим большинство экспертов склонялись к выводу о том, что бюллетени досрочно проголосовавших избирателей следует опускать в ящики после 8 часов. Такое толкование в наибольшей степени соответствует нормам закона, пусть и недостаточно четко изложенным. Тем не менее вопрос оставался открытым: осенью 2014 года секретарь ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Н. Е. Конкин в выступлении на совещании избиркомов в Сочи указал на существующую правовую неопределенность.

      На практике встречаются оба варианта: при значительном объеме досрочного голосования работа с конвертами может потребовать очень много времени, и приостановка обслуживания избирателей на такой период недопустима.

      В середине августа 2015 года ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выпустил методический документ — Типовой рабочий блокнот — где комиссиям предложено производить действия с конвертами до открытия участка. Рекомендовано даже в субботу устраивать тренировку для хронометрирования времени обработки конверта и определения на этой основе времени начала работы комиссии в день голосования [1] . (Вопрос о том, как это совмещается с КОИБами, там не рассмотрен.)

      Порядок обработки [  ]

      Председатель УИК участковая избирательная комиссия :

    • оглашает общее число избирателей, включенных в список; число досрочно проголосовавших избирателей, а также число проголосовавших досрочно в помещении вышестоящей комиссии; эта информация размещается на информационном стенде УИК участковая избирательная комиссия ;
    • предъявляет присутствующим для визуального ознакомления конверты с бюллетенями.
    • После этого конверты вскрываются. Если число проголосовавших досрочно избирателей более 10 человек и более 1% от числа избирателей в списке для голосования, то на обороте бюллетеней, извлеченных из конвертов, ставится печать избирательной комиссии. При использовании КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени печать ставится так, чтобы она не просвечивала в зонах маркера, прямоугольной печати комиссии, квадратов для отметок избирателей.

      Если в одном конверте содержится более одного бюллетеня одного вида, то бюллетени этого вида, извлеченные из конверта, признаются недействительными. Если конверт не подписан двумя членами комиссии, не опечатан, то недействительными признаются все содержащиеся в нем бюллетени. О признании бюллетеней недействительными составляется акт, а на самих бюллетенях на лицевой стороне поперек всех квадратов для голосования делается надпись (например, такая: «Бюллетень признан недействительным в соответствии с пунктом XX статьи 65 федерального закона»), которая заверяется подписью двух членов УИК участковая избирательная комиссия с правом решающего голоса и печатью комиссии. При использовании КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени надпись о недействительности бюллетеня непременно должна пересекать все квадраты для голосования, но не выходить за пределы маркерной рамки на бюллетене. Подписи членов комиссии и печать выполняются на текстовой части бюллетеня, также в пределах маркерной рамки (см. приложение 3 к Инструкции по КОИБ).

      Все бюллетени, включая признанные недействительными, опускаются в стационарный ящик для голосования (вводятся в КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени в режиме «Стационарный»).

      Вскрытые конверты сохраняются и в дальнейшем упаковываются в отдельный пакет, который после подсчета голосов хранится вместе с избирательными бюллетенями.

      Особенности обработки при подсчете [  ]

      Если число досрочно проголосовавших (как в помещении вышестоящей комиссии, так и в помещении УИК участковая избирательная комиссия ) составляет более 1% от числа включенных в список избирателей (но не менее 10 человек), то по требованию любого члена комиссии или наблюдателя производится отдельный подсчет бюллетеней проголосовавших досрочно избирателей (на этих бюллетенях проставлялась печать на обороте при опускании в ящик для голосования в соответствии с пунктом 8 статьи 65). Результаты такого подсчета оформляются актом.

      Независимо от того, принято ли решение о ручном подсчете, в случае, когда число досрочно проголосовавших (как в помещении вышестоящей комиссии, так и в помещении УИК участковая избирательная комиссия ) составляет более 1% от числа включенных в список избирателей (но не менее 10 человек), по требованию любого члена комиссии или наблюдателя производится отдельный подсчет бюллетеней проголосовавших досрочно избирателей (на этих бюллетенях проставлялась печать на обороте при опускании в ящик для голосования в соответствии с пунктом 8 статьи 65). Для этого бюллетени извлекаются из накопительного отсека КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , и отделяются бюллетени с печатью комиссии на обороте. Затем производится их сортировка и подсчет [2] . Результаты такого подсчета оформляются актом, а бюллетени упаковываются в отдельные пачки.

      www.nablawiki.ru

      Статья 65. Порядок досрочного голосования

      Статья 65. Порядок досрочного голосования

      1. Досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на референдуме Российской Федерации в порядке, установленном в пунктах 2–9 настоящей статьи, не проводится.

      2. При проведении референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участ­нику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15–4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Избиратель, участник референдума, голосующие досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования. Комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя, участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.

      3. Если избиратель, участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Территориальная комиссия, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Участковая комиссия продолжает составление поступившего из вышестоящей комиссии списка избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, по соответствующему участку.

      4. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, участника референдума, проголосовавших досрочно.

      5. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования – до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии – до дня голосования.

      6. В день голосования председатель участковой комиссии после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов при их использовании и официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

      7. Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.

      8. После совершения действий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему округу, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, позиций «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

      9. В списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, делается отметка: «Проголосовал досрочно».

      10. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

      1. В комментируемом пункте содержится норма, в соответствии с которой досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на референдуме Российской Федерации, в местах, установленных в пунктах 2–9 комментируемой статьи (т.е. в помещениях территориальных и участковых комиссий), не проводится. Данное ограничение не касается досрочного голосования, указанного в пункте 10 комментируемой статьи. По сравнению с предыдущей редакцией Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ из пункта 1 комментируемой статьи исключено положение о том, что на референдуме субъекта Российской Федерации не проводится досрочное голосование. Таким образом, положения пунктов 2–9 комментируемой статьи регулируют вопросы проведения досрочного голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления и местных референдумах. На данных выборах и референдумах проведение досрочного голосования в большей степени, нежели институт открепительного удостоверения, может обеспечить реализацию принципа всеобщности избирательного права (статья 4 комментируемого Федерального закона).

      2. Досрочное голосование, предусмотренное пунктами 2–9 комментируемой статьи, проводится в помещениях соответствующих комиссий, где в соответствии со статьей 63 комментируемого Федерального закона находятся бюллетени, а именно: в помещении соответствующей ТИК, ОИК, ИКМО (за 15–4 дня до дня голосования) или УИК (не ранее чем за три дня до дня голосования) 1 .

      _______________
      1 Пример исчисления сроков: например, если днем голосования на выборах главы муниципального образования являлось 11 марта, досрочное голосование осуществляется в помещении избирательной комиссии муниципального образования с 23 февраля (если в феврале 28 дней) по 6 марта. Первым днем, когда досрочное голосование может осуществляться в помещении участковой избирательной комиссии, является 7 марта.

      Проведение такого голосования возможно только в случае, если на данных выборах, референдуме не применяется открепительное удостоверение. Комментируемый Федеральный закон установил исчерпывающий перечень оснований (причин), в связи с которыми избиратель (участник референдума) вправе проголосовать досрочно, а именно: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей 1 , состояние здоровья. Какая-либо из вышеуказанных причин должна быть указана в письменном заявлении избирателя с просьбой предоставить ему возможность проголосовать досрочно. При этом такая причина признается уважительной, если она реально препятствует избирателю, участнику референдума проголосовать по месту жительства в день голосования. Так, например, как правило, режим учебной деятельности не может препятствовать этому, поскольку днем голосования является выходной день, в который студенты не заняты в учебном процессе. Вместе с тем режим учебной деятельности может предусматривать выезд на сессию, включающую в себя и день голосования (при заочной форме обучения). В этом случае режим учебной деятельности является уважительной причиной для досрочного голосования. По сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона, Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ комиссиям, проводящим досрочное голосование, в целях предотвращения возможных нарушений при его проведении, предоставлено право проверить указанную в заявлении избирателя (участника референдума) причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения комиссия обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.

      _______________
      1 Глава 25 Трудового кодекса Российской Федерации.

      3. Поскольку к моменту досрочного голосования в ТИК (ОИК, ИКМО) список избирателей находится в участковой комиссии, вышестоящая комиссия должна вести отдельно по каждому из подведомственных ею избирательных участков, участков референдума специальные списки досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума). Реквизиты такого списка должны соответствовать реквизитам списка избирателей (пункт 11 статьи 17 комментируемого Федерального закона), а заполнение – требованиям пункта 6 статьи 64 комментируемого Федерального закона. Необходимо отметить, что в данном списке избиратель (участник референдума) должен расписываться в получении каждого полученного им бюллетеня (пункт 6 статьи 64 комментируемого Федерального закона). Участковая комиссия продолжает данный список по соответствующему участку, а в список избирателей (участников референдума) только вносит соответствующие отметки (см. комментарий к пункту 9 статьи 65).

      4. Комментируемой статьей предусматривается личное заполнение бюллетеня проголосовавшим досрочно избирателем (участником референдума). Заполненные бюллетени опускаются избирателем (участником референдума) не в ящик для голосования, а в конверт. Вложить бюллетень в конверт и заклеить его обязан сам избиратель (участник референдума). На месте склейки на конверте должны быть проставлены подписи двух членов соответственно ТИК, ОИК, ИКМО или участковой комиссии с правом решающего голоса. Комментируемый Федеральный закон содержит норму, предоставляющую право членам комиссии с правом совещательного голоса, а также наблюдателям (по их желанию) также проставить подпись на месте склейки конверта с бюллетенем, заполненным досрочно проголосовавшим избирателем (участником референдума). Если голосование проводится по нескольким бюллетеням, то все бюллетени, заполненные одним избирателем (участником референдума), вкладываются в один конверт. Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя (участника референдума), проголосовавшего досрочно.

      5. Хранение запечатанных конвертов с бюллетенями обеспечивает секретарь соответствующей комиссии. Запечатанные конверты, оставленные избирателями (участниками референдума) соответствующего участка, вместе с выпиской из списка досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума) по соответствующему участку передаются из вышестоящей комиссии в участковую комиссию вместе с бюллетенями (пункт 13 статьи 63 комментируемого Федерального закона).

      6–8. Комментируемые пункты детально регламентируют действия председателя участковой комиссии по работе с конвертами, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума), в день голосования. Следует отметить, что все перечисленные в комментируемых пунктах действия совершаются до начала времени голосования, но после предъявления пустых ящиков для голосования и их опечатывания (пункт 3 статьи 64 комментируемого Федерального закона).

      Общее количество избирателей (участников референдума), проголосовавших досрочно, объявляется на основании данных списка досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума), который велся в соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи. Число конвертов, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума), не может превышать число избирателей (участников референдума), включенных в список досрочно проголосовавших. Председатель комиссии обязан убедиться в целостности конверта, наличии на нем подписей членов комиссии, заверенных соответствующей печатью, подписью избирателя (участника референдума), вскрыть поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя (участника референдума), опустить извлеченный бюллетень (бюллетени) в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования.

      В комментируемом пункте 8 содержится положение, обеспечивающее дополнительную гарантию соблюдения тайны волеизъявления и учета голоса избирателя (участника референдума). В том случае, если на конверте отсутствуют подписи членов соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса либо подписи членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей (если они были поставлены при проведении досрочного голосования), заверенные печатью соответствующей комиссии и подписью избирателя (участника референдума), либо когда из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу или бюллетеня для голосования на референдуме, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. При этом на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, в зоне квадратов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, что подтверждается подписями двух членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

      В случаях, если число досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума) будет составлять более одного процента от числа внесенных в список избирателей (участников референдума) на момент открытия помещения для голосования в день голосования, но не менее 10 избирателей (участников референдума), комментируемым Федеральным законом устанавливается дополнительное требование: на оборотной стороне (как правило, в центре) бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума), проставляется печать участковой комиссии. Пункт 16 статьи 68 комментируемого Федерального закона определил правовые последствия проставления указанных отметок.

      9. До начала голосования на основании списка досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума), который велся в соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи, в список избирателей (участников референдума) вносятся отметки «Проголосовал досрочно». В связи с тем, что строка 4 протокола участковой комиссии об итогах голосования должна содержать отдельно данные о числе избирателей (участников референдума), проголосовавших досрочно в ТИК (ОИК), ИКМО, необходимо, чтобы в списке избирателей (участников референдума) в отношении таких лиц содержалось дополнительное уточнение (например: «в ТИК»). При проведении совмещенных выборов, референдума, особенно если на каких-либо из них досрочное голосование не проводится либо если досрочное голосование проводится в соответствии с пунктами 2–9, а также пунктом 10 комментируемой статьи, целесообразно, чтобы эта отметка проставлялась только в тех графах списка избирателей (участников референдума), которые касаются получения бюллетеней в связи с проведением соответствующего досрочного голосования.

      Если избиратель (участник референдума) в день голосования окажется на избирательном участке, участке референдума и изъявит желание проголосовать, данная отметка будет служить основанием для отказа. Однако, отказывая в такой возможности при проведении совмещенных выборов, референдума, необходимо удостовериться, что при досрочном голосовании гражданин получил бюллетени по всем видам голосования, в которых он имеет право принимать участие. Это можно установить по подписям, подтверждающим получение им бюллетеней, в списке досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума). В процессе подсчета голосов после окончания времени голосования (статья 68 комментируемого Федерального закона) на основании этих отметок происходит заполнение строк 3 и 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Избирательные комиссии, комиссии референдума не вправе отступать от установленных законами гарантий тайны волеизъявления избирателей (участников референдума) при проведении досрочного голосования.

      10. Комментируемый пункт предусматривает проведение иного, отличного от указанного в пунктах 2–9 комментируемой статьи досрочного голосования: в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума (не ранее чем за 15 дней до дня голосования). Кроме того, по сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона, в комментируемом пункте прямо предусмотрено, что законом соответствующим комиссиям может быть предоставлено право разрешить проведение досрочного голосования в течение нескольких дней групп избирателей (участников референдума), находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. Например, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации ЦИК Рос­сии предоставлено право разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей (участников референдума) на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей (участников референдума), проживающих за пределами территории Российской Федерации. Такая возможность предусмотрена статьей 76 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

      В отличие от процедуры, закрепленной в пунктах 2–9 комментируемой статьи, голосование проводится либо в целом по участку и оканчивается составлением протокола об итогах голосования, либо среди отдельных групп избирателей (участников референдума), однако в последнем случае процедура сходна с процедурой голосования вне помещения для голосования. При таком досрочном голосовании используются не конверты, а переносные ящики для голосования.

      cikrf.ru