Законы коллектива традиции

Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко

Феномен Макаренко начался с 1920г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное – он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Антона Семеновича. Его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшим из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».

Большое внимание А.С.Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям.

Он отмечал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, воспитать традиции, сохранить их, чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

Воспитание в коллективе Макаренко соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Парадоксально, но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. Макаренко считал, что именно по этому приостановилось внутреннее развитие колонии имени Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи – «завоевание Куряжа». Около 130 колонистов оставили свое старое обустроенное хозяйство и добровольно переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 неуправляемым беспризорникам. Риск оправдался, дружный коллектив горьковчан сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. Педагогика коллектива Макаренко сработала и в другой раз, когда в 1927 г. Он одновременно стал заведующим колонии имени Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников.

«…Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития».

Итак, мы можем сделать вывод, что по своей структуре коллектив А.С.Макаренко делил на 2 вида: общий и первичный. Первичный был частью общего, и как раз с него Антон Семёнович и предлагал начинать воспитательную работу. Он представлял собой такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. В учреждениях Макаренко, первичным коллективом назывался отряд, во главе которого стоял командир, который избирался на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего множества вариантов и принципов, на которых возможно построение первичного коллектива, Антон Семенович выбрал возрастной и производственный. Но после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Уделяя внимание первичному коллективу, он отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого была возможность совместного собрания.

По словам А.С.Макаренко результат всей воспитательной системы – это режим и дисциплина. В коллективах колонии им. М. Горького и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского она была. Под дисциплиной педагог понимал хорошо организованную жизнь детей, логика которой была в доминировании интересов коллектива над интересами личности. Такая логика начинала действовать в случае, когда личность сознательно выступала против коллектива.

Под режимом А.С.Макаренко понимал метод и средство воспитания. Он считал, что должен быть целесообразным, обязательным для всех воспитанников и точен по времени.

Что касается наказания, то А.С.Макаренко говорил, что воспитание, при правильной организации, должно быть без наказания. А если оно всё-таки применяется, то оно должно применяться без нанесения морального вреда и физических страданий. Под сутью наказания А.С.Макаренко понимал, переживание ребёнка за то, что его осудил коллектив.

Таким образом, основными элементами, положенными А.С.Макаренко в основу модели «воспитательного коллектива» являются:

2. Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим.

Информация о ообразовании:

Краткая характеристика детей, принимавших участие в эксперименте
Около 48 – 50 % детей воспитывающихся в данном учреждении имеют легкую степень интеллектуальных нарушений. Об этом свидетельствуют документы личных дел. В детском доме воспитывается 56 человек. С согласия администрации детского дома для экспериментального исследования были взяты ученики 4-х классов .

Решение задач на нахождение части числа и числа по части
Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал: какое действие обозначает дробная черта; что обозначает дробь. Дробная черта обозначает действие деления, а дробь обозначает, что данное разделили на 4 рав .

Рекомендации родителям одаренных детей
одаренность ребенок вундеркинд воспитание 1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 2. Оценивайте уровень развития ребенка. 3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут вы .

www.agepedagog.ru

Традиции коллектива

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы – те, которые их накопили. И дети – удивительные мастера создавать такие традиции. В коммуне им. Дзержинского была удивительная традиция. В кабинете под бархатным балдахином стояло знамя. Если нужно было это знамя перенести из одной комнаты в другую, делали это торжественно, одевались парадно, строили весь коллектив, вызывали оркестр, даже если переносили знамя по случаю ремонта кабинета. В советское время почет знамени в школе был богатейшим воспитательным средством. Подобных традиций в коммуне было множество. А.С. Макаренко считал, что традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать.

В.А Сухомлинский описал множество традиций Павлышской средней школы, многие из которых в той или иной степени живут с нами и по сей день. Остановимся на наиболее важных традициях.

Праздник первого звонка для первоклассников проводится в первый день занятий. Ученики выпускного класса поздравляют детей с вступлением в школьную семью, дают каждому ребенку книгу с дарственной надписью, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими в первый день их прихода в школу, десять лет назад. После этого совершается традиционный обряд – посадка дерева вечной школьной дружбы: выпускники вместе с малышами сажают яблоньку.

Праздник последнего звонка для выпускников. Проводится в последний день занятий выпускников. Выпускники и первоклассники выстраиваются – класс против класса. Каждому выпускнику первоклассники преподносят цветы и книгу с дарственной надписью. На праздник приходят родители, окончившие школу много лет назад, и даже старики. Подарки малышей – книги, на которых крупными детскими буквами написаны трогательные пожелания, как бы символизируют вечность, непреходящий характер школьного коллектива. Один из малышей подходит к столу, накрытому голубой скатертью (такова традиция), берет звонок, перевязанный голубой ленточкой (тоже традиция). В то мгновение, когда раздаются звуки колокольчика, из ряда старшеклассников выходит юноша или девушка и от имени коллектива обращается с кратким словом к учителям. Это слово готовится длительное время, но до праздника держится в тайне.

Другое о образовании:

Понятие дислексии
Дислексия (dyslexia) — нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанны .

Общая характеристика дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В сфере ощущений отме .

Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников
Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его л .

www.edakam.ru

Роль традиций в детском коллективе
(творческий отчёт учителя)

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

ТАК ЗАРОЖДАЮТСЯ ТРАДИЦИИ.

Кажется, совсем недавно мои ученики, доверчиво протянув ладошки выпускникам гимназии, прошли после праздничной линейки через школьный двор и впервые переступили порог своего второго дома, в котором им предстоит провести 10 лет. Это было совсем недавно… и это было давно! Прошёл год. Пролетел сентябрь, за ним – октябрь, промчались каникулы. Мои заметно повзрослевшие и поумневшие дети многому научились, многое постигли.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я познакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе. В течение учебного года мы старались соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами с начала года:

  • человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;
  • человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;
  • человек должен учиться дружить и иметь друзей;
  • человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

Мои родители тоже не остались в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом.

А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Большой круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. (В такой доброй обстановке мы уже по традиции встретились и в этом году.) Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций:

sinncom.ru

Законы и принципы организации детского коллектива

Основу теории коллектива разработал А. С. Макаренко. Им же предложена система законов и принципов.

1. Закон развития коллектива. Заключается в том, что не должно быть остановки в развитии коллектива; «Остановка в развитии означает смерть коллектива», – писал А. С. Макаренко. Им же были выделены три основные стадии развития детского коллектива. Из этого закона есть важное следствие: там, где нет массовой объединяющей деятельности, для членов группы развития коллектива не происходит, например, это может иметь место в школе, если учитель суживает взаимодействие детей только до изучения предметов.

2. Принцип педагогической целесообразности. Дополняет закон развития и заключается в отборе содержания жизни детской группы, видов деятельностей, характере общения, которые должны соответствовать задачам воспитания.

3. Закон параллельного действия («педагогика параллельного действия»). Он основывается на следующем:

• педагогическая позиция воспитателя по возможности скрыта от детей;

• влияние на личность в основном идет через группу, ее авторитет и общественное мнение;

• воспитатель преимущественно работает с группой или ее активом, если последний сформирован.

4. Принцип ответственной зависимости. Каждый член группы ответственен за действия группы в целом. И наоборот, коллектив отвечает за действия и поступки каждого своего члена.

5. Принцип перспективных линий. Это принцип будущих, перспективных, дел, которые принесут удовлетворение и радость всем членам группы, «завтрашняя радость». Он основал на том, что общие эмоции и дела сближают членов группы. Выделяют три группы перспектив: близкие (произойдут в ближайшие часы, дни), средние (произойдут в ближайшие недели и месяцы), далекие (события, ожидаемые через годы). При работе со средними перспективами воспитатель использует следующие приемы: привлечение внимания к перспективе: ее детализация; напоминание; совместное обсуждение и переживания; посильное участие всех членов группы; драматизация; непременное выполнение обещанного.

Для того чтобы этот принцип способствовал развитию коллектива, необходимо использовать перспективы: полезные и нравственные; объединяющие детей; основанные на творчестве и личном участии членов группы.

6. Принцип активной целеустремленности. Заключается в том, что в детской группе должны быть энергичная, активная, «мажорная» атмосфера. Это соответствует возрасту младшего школьника, для которого характерно эмоциональное положительное отношение к происходящему, любопытство и жажда нового.

7. Принцип традиций в коллективе. Традиция – это те повторяющиеся элементы в жизни группы, которые отличают ее от других групп. Смысл использования традиций в воспитании заключаются в том, что они сплачивают детскую группу на основе совместных переживаний и действий, создают ощущение сопричастности и защищенности ее членам, выражают общественное мнение. Выделяют несколько типов традиций: общешкольные; правила и порядки в классе; повседневные ритуалы группы.

Педагогическое руководство группой младших школьников

Методика создания и воспитания коллектива основывается на двух магистральных положениях:

• вовлечение всех членов группы в разнообразную, содержательную совместную деятельность;

• стимулирование и организация такой деятельности со стороны воспитателя так, чтобы она сплачивала и объединяла всех членов группы.

Педагогическое руководство группой младших школьников включает:

• предъявление системы требований к воспитанникам (целесообразных, посильных, конкретных, понятных);

• воспитание актива школьников;

• организация перспективных линий;

• формирование общественного мнения;

• создание и развитие традиций;

• знание индивидуальных и личностных особенностей каждого члена группы.

Особенность коллектива младших школьников состоит в том, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. В этом возрасте не удается достичь высшей стадии развития коллектива – самоуправления, но возможно близко приблизиться к ней. При этом деятельность классного руководителя в начальной школе претерпевает определенные изменения в зависимости от развития группы.

В первый класс школы поступают дети часто незнакомые между собой. Учитель, классный руководитель, воспитатель, объясняет классу правила поведения в школе, предъявляя требования, помогая первоклассникам их выполнять, вовлекая их в совместную деятельность, прежде всего учебную. Чтобы сплачивать одноклассников, учитель сначала поощряет создание небольших детских сообществ (3–6 человек); чаще всего это дети, которые уже были знакомы до школы или живут рядом. Такие первичные объединения детей, являясь временными и неустойчивыми, способствуют развитию общей деятельности, деловых отношений. На этом этапе важно, чтобы каждый ученик класса был связан деловыми или дружескими отношениями с одноклассниками.

По мере укрепления позиции учеников в классе начинают возникать более устойчивые объединения, выделяются дети с организаторскими или лидерскими умениями. Учитель начинает выдвигать более сложные цели совместной деятельности – трудовой, внеклассной, учебной. Важная задача учителя теперь – формирование организаторских умений у всех детей. О начале развития коллектива свидетельствуют качественные изменения: проявляются инициативы, стабильные группы, расширяется сфера общения, общая сплоченность. Благодаря постоянным или временным поручениям возникает официальная структура группы.

Появляется актив класса, который транслирует требования учителя. Он постепенно приобретает авторитет и реальные полномочия. Актив помогает учителю в работе с классом в целом и отдельными учащимися.

Деятельность учителя на этом этапе состоит в том, чтобы регулировать внутренние взаимоотношения группы младших школьников, варьируя условия и организацию деятельности группы. Для этого у него есть несколько приемов:

• варьирование структуры класса, разбиение его на звенья или команды, изменение их состава, создание или ликвидация их;

• введение новых видов поручений, переназначение ответственных;

• связывание (через совместно-распределенные дела) некоторых групп или учеников с другими группами, например с общешкольными объединениями;

• контроль за работой активистов класса при оказании им максимального доверия и самостоятельности;

• выращивание резерва основных должностей класса;

• внимание к каждому члену группы, поддержание его индивидуальности, помощь во вхождение в группы;

• вмешательство в деловые взаимоотношения школьников для помощи какому-либо ребенку, попавшему в трудную ситуацию;

studme.org

Формирование традиций в детском коллективе

Формирование традиций в детском коллективе.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, классный руководитель должен познакомить учащихся с теми тра­дициями, которые живут в школе. Для этого необходимо не только рассказать о них, но и показать их в действии. С этой целью педагог проводит экскурсию по школе, в ходе которой он знакомит уча­щихся не только с учебными кабинетами школы, но и символикой школы, с людьми, которые в ней работают: это педагоги, с которы­ми встречаются ребята по ходу экскурсии, со служащими школы. В ходе такой экскурсии классный руководитель может объяснить учащимся, как ученик может поступить, если у него возникают трудности учебной жизни.

Классный руководитель отвечает на многочисленные если:

если ты не приходишь в школу по каким-то причинам, ты предупреждаешь классного руководителя или сообщаешь в приемную школу;

если ты опоздал, ты должен объяснить это дежурному уче­нику или педагогу, который проводит тебя в класс;

если ты приходишь в школу, ты здороваешься, а если ухо­дишь — прощаешься;

если ты опаздываешь на урок, ты должен извиниться, а по­сле урока — объяснить причину опоздания;

если ты взял в библиотеке книгу, ты должен вернуть ее во­время и т.д.

Для того, чтобы малыши не забывали информацию, которую им довел до сведения педагог, необходимо, чтобы эта информация какое-то время висела в классе на видном месте, пока выполнение этих требований не станет нормой.

Очень важно выработать совместно с учащимися законы жизни i классе.

Какие законы можно культивировать в детском коллективе?

Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление.

Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать дру-грго человека.

Человек должен научиться признавать свою неправоту и от­стаивать свою правоту.

Человек должен учится дружить и иметь друзей.

Человек должен уметь помогать другому человеку и не бо-1 яться просить помощи.

Человек должен учится быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Для того чтобы младшим школьникам легче было адаптиро- I ваться к детскому коллективу, почувствовать свою значимость, можно предложить классному руководителю создать в классе «Волшебное зеркало» — это фотографии всех учащихся класса, к ка­ждой фотографии прикреплен красивый кармашек. Каждый ученик может украсить кармашек так, как ему хочется. В каждый кармашек пожелания ученикам может положить учитель, одноклассники. Сам | ученик может положить в свой кармашек вопрос учителю, который он не может задать вслух.

Опыт работы с такой формой воспитательной работы подтвер­ждает, что ребята учатся смотреть на себя глазами других детей, становятся ответственнее и увереннее.

В классе учитель вместе с родителями может формировать са­
мые различные традиции. К примеру, традиция работы с дневни­
ками учащихся — это еженедельный анализ ведения дневников уча­
щихся. Для того чтобы ребята понимали важность работы со своим
дневником. Учитель просит открывать дневники и посмотреть, ка­
кие пожелания записал классный руководитель в дневник, как от­
метил умение учащихся вести школьный дневник. К примеру, если
в дневнике ученик старается писать красиво, четко, аккуратно — на |
обложке дневника появляется сказочный герой — Мальвина, Чебу­
рашка, а если нет — на дневнике появляется Дракоша со знаком
SOS. Такая традиция системной работы педагога с дневником дает
свои плоды: ребята становятся внимательнее, относятся ответст­
веннее к своим обязанностям.

Хорошей традицией во 2, 3 классах может стать такой классный час, который можно проводить в конце четверти или полугодия. Его можно назвать «Как живешь, дневник?» В 4-м классе можно писать , традиционное сочинение «радости и горести моего дневника». Для младших школьников очень важны традиции, которые способствуют их продвижению вперед, демонстрации собственной значимости. Такой традицией может стать ежегодная презентация книги класс­ных достижений, в которую можно вносить имена учащихся по раз­личным номинациям. Номинации и выбор имен учащихся опреде­ляют сами ребята. Каждая страница торжественно оформляется.

Неплохо организовать обязательную помощь и поддержку классом тех ребят, которые часто и длительно болеют. Ребята помо­гают им в выполнении и разъяснении домашних заданий, устраи­вают праздники таким учащимся дома или в больнице, готовят сюрпризы и подарки. Это традиция, когда в классе проводятся еже­годные летние и зимние Олимпийские игры, в которых участвует каждый ребенок, каждая семья.

Список традиций класса можно продолжить. Самое главное -традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком.

Какие внеклассные мероприятия могут стать в начальной школе традиционными?

«Праздник рождения класса». Этот праздник празднуется ребятами каждый год. Содержание праздника может быть разнообразным, но цель его — осознание своего единства, свой неповторимости и значимости друг для друга,

хорошая традиция — поздравление учащихся класса с днем рождения «Я пришел в этот день в этот мир»,

традиция под названием «Малыш» — это помощь дет­скому саду, в котором ребенок вырос и воспитывался,

праздник, который можно назвать «Ода книге». Его цель — показать значение книги в жизни человека,

очень интересным праздником в начальной школе мо­жет стать праздник юмора. Он способствует снижению тревожности учащихся класса, формированию наблюда­тельности, воспитанию оптимизма, находчивости.

Традиции обратной связи классного руководителя и учащихся.

В конце каждой четверти и в конце учебного года в классе по­является почтальон Печкин (на большом листе ватмана — портрет Печкина из мультфильма, а вместо сумки — огромный конверт). В этот конверт ребята вкладывают письма классному руководителю. В этом письме может быть вопрос, пожелание, замечание, наблю­дение и т.д. Главное, чтобы письма, которые пишут дети, были доб­рожелательными и не превращались в доносы. Можно привести пример такого письма: Пишет ученица 3-го класса: «Я люблю пи­сать Вам письма, я ждала Почтальона Печкина. Я не знаю, что мне делать. У меня не получается писать красиво, а мне хочется. Я ста­раюсь, но не могу. Помогите мне! Алена».

Нужной и значимой традицией в жизни детей может стать тра­диция «теплых» писем. «Теплое» письмо — это письмо — поддержка, письмо — сочувствие, письмо — одобрение. Такие письма может пи­сать учащимся сам педагог. Это может быть связано с событиями в жизни отдельных учащихся или всего класса. Такие письма прият­ное событие в жизни младших школьников в конце учебного года.

Однако еще приятнее получать учащимся такие письма друг от друга. Их можно писать под Новый год, в связи с событием в жизни

ученика. Ребята оформляют красивые конверты, стараются не­обычно их подписать и, главное, подобрать слова, которые бы были приятны другому человеку.

Дети проживают в школе огромный кусок своей жизни. Радо­сти и горести каждого ученика переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных ме­роприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы об­щения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

Принципы формирования традиций в детском коллективе.

Принцип первый — безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй — беспристрастность в оценке поступков уча­щихся.

Принцип третий — терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Принцип четвертый — диалогичность и полилогичность в об­щении с учащимися.

Принцип пятый — отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой — использование чувства юмора как неотъем­лемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой — исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Очень здорово, если классный руководитель младших школь­ников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе. Это способствует тому, что младшие школьники желают подражать своим старшим товарищам, брать с них пример.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

refdb.ru