Закон по свалке

Росприроднадзор объяснил порядок действий при обнаружении незаконной свалки

Росприроднадзор выпустил инструкцию по обнаружению незаконных свалок, согласно которой после обнаружения свалки, надо ее сфотографировать и обратиться в компетентные органы.

Незаконная свалка — «это территории, не предназначенные для размещения отходов». Если расшифровать, то рядом с городами и селами, лесопарками и курортами оставлять мусор нельзя, так же как и на берегу рек и водоемов. Отдельное внимание в документе уделено радиоактивным отходам, которые не должны поступать в недра и почву.

Инструкция Росприроднадзора предназначена для проведения рейдовых мероприятий. Однако ведомство неоднократно заявляло, что работает и по обращениям граждан и в недалеком будущем создаст интерактивную карту свалок у себя на сайте.

В стране, по данным Росприроднадзора, 94 миллиарда тонн «старых» твердых бытовых отходов (ТБО) и ежегодно образуется 35-40 миллионов тонн «новых». Однако, точных данные о количестве мусора нет, так как нет информации по всем свалкам. Инструкция Росприроднадзора вышла в свете августовского поручения главы Минприроды Юрия Трутнева о начале компании по поиску и ликвидации незаконных свалок. С августа в России выявлено 8,65 тысяч свалок и Минприроды не говорит о сроках, когда эта работа завершится.

Итак, чтобы понимать, как действовать при обнаружении свалки, снова обратимся к инструкции.

Необходимо составить схему расположения «преступной» свалки с примерной оценкой ее объемов и привязкой к какому-либо опознавательному объекту. Кстати, привязка, как отмечают специалисты Росприроднадзора, чаще всего и становится камнем преткновения. Мусор может быть в нескольких местах у одного населенного пункта и даже, поэтому сообщая о свалке не пренебрегайте ее точными координатами.

После составления схему, лучше всего сделать фотографию, что в век цифровых технологий совсем не сложно. К тому же фотография поможет задокументировать дальнейшую судьбу свалки. Так, по статистике того же Росприроднадзора, примерно 30% свалок ликвидируется после обнаружения. Над этой же задачей работает и множество волонтеров, которые убирают мусор. Однако, уборка мусора и ликвидация свалки — это разные вещи. Последняя связана с довольно большими затратами на рекультивацию земель. Можно предположить, что во многих случаях такие работы не проводятся и фотография послужит тому подтверждением.

Отвечают за мусора те, на чьей территории он находится. Это может быть муниципальное образование, Рослесхоз, Россельхоз. В случае, если выявлены нарушения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, выполнение требований которого возложено на органы местного самоуправления, необходимо обратиться в прокуратуру.

Конечно, установить, в чьем ведомстве находится тот или иной участок обязанность представителя Росприроднадзора, но обычный гражданин может хотя бы поинтересоваться, кто отвечает за устранение свалки.

Согласно полномочиям Росприроднадзора, это ведомство должно только обнаруживать незаконную свалку, собирать материал и выписывать предписание о ее устранении. Также в компетенцию Росприроднадзора входит выставление штрафа за незаконные действия и подготовка обращения в природоохранную прокуратуру, но не более того.

Пока инструкция не вступила в действие, а вывешена на сайте ведомства в разделе методические документы. Свои замечания и предложения можно направить в Росприроднадзор до 1 декабря.

Если все-таки компетентные органы не помогают ликвидировать свалку, то можно попробовать самим организовать уборку мусора. За инструкциями стоит обратиться в волонтерское движение «Мусора. Больше. Нет» — это самое крупное подобное объединение в России, никак не связанное с политическими партиями и основанное добровольцами Санкт-Петербурга. Активисты движения есть почти во всех регионах России, а на вопросы вам могут ответить на сайте движения.

Дать рекомендации по борьбе со свалками могут и в Гринпис России. На сайте «зеленых» также размещена карта раздельного сбора мусора, благодаря которой количество отходов можно сократить.

ecoreporter.ru

Эксперт: закон о переработке отходов решит проблему свалок

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Проблему разрастающихся свалок, прилегающих к городам, можно решить внедрением системы переработки мусора в 2019 году, заявил РИА Новости директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.

Накануне Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что попросит правительство и главу Московской области заняться проблемой существующей уже более полувека мусорной свалки в подмосковной Балашихе.

По словам Пукалова, на таких свалках нет системы защиты мусора от грунтовых вод, радиационного контроля, происходят постоянные возгорания, из-за отсутствия заборов замусоривается прилегающая территория.

«Также остро, как и в Балашихе, стоит вопрос с городской свалкой Переславля-Залесского, которая находится на границе охранной зоны национального парка «Плещеево озеро». Ручьи фильтрата с этой свалки текут непосредственно в парк и в само уникальное озеро, которое находится под угрозой», — сказал Пукалов.

Как уточнил эколог, в настоящее время срок вступления в силу закона о переработке отходов назначен на 1 января 2019 года.

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    1 августа стало для российских свалок переломным моментом – те, что находятся в населенных пунктах автоматически оказались вне закона, а всем остальным, чтобы продолжать функционировать, нужно доказать соответствие действующему законодательству. Такие объекты войдут в специальный госреестр и только тогда смогут продолжить свою работу. Так на бумаге, а что в действительности?

    Надо сказать, что вступление в силу новых правил анонсировалось загодя. Еще в 2011 г. Президент поручил руководству субъектов РФ подготовить и утвердить целевые программы, в том числе, в области обращения с отходами. Эти программы должны быть основаны на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов. При этом максимально возможное их количество должно использоваться повторно.

    В прошлом августе Генеральная прокуратура напомнила о скором ужесточении правил обращения с отходами. В специальном представлении она обратила внимание на то, что существование свалок на землях населенных пунктов противоречит закону «Об отходах производства и потребления».

    К сожалению, далеко не все регионы смогли должным образом подготовиться. В принципе закрыть свалки в жилых зонах несложно. Гораздо сложнее понять, куда после этого девать отходы. Ответить на этот вопрос могут, к примеру, программы по обращению с отходами, о которых в 2011 году говорил президент. Если они есть, и если они реальные.

    В некоторых субъектах такие программы приняты, в других – нет. Среди последних, как сообщили в Минприроды, Чукотский АО, Амурская, Рязанская, Волгоградская, Пензенская, Ульяновская, Тверская области, Республики Калмыкия, Кабардино-Балкария. Если же говорить отдельно о программах по вторичному использованию отходов, то по данным Росприроднадзора «лишь в 34 субъектах Российской Федерации программами запланировано создание объектов по переработке отходов». Ведомство отмечает и формализм в таком важном деле: «в Республике Алтай, Приморской крае, Кировской, Иркутской, Псковской областях программы имеются, однако, информация о создании каких-либо объектов в области обращения с отходами отсутствует».

    Ну и конечно, как показывает многолетний опыт, наличие утвержденных программ по чему-бы то ни было не дает никаких гарантий, что поставленные в оной программе задачи будут выполнены.

    Характерный пример в этом плане дает эпопея с раздельным сбором мусора в Санкт-Петербурге. 12 лет назад «Северная Пальмира» могла стать первым городом в России, где началось внедрение цивилизованного отношения к отходам – вторичному сырью. В 2002 году Гринпис и ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» начал программу по внедрению раздельного сбора бытовых отходов. В 2004 году было принято постановление городского правительства по этому вопросу. В 2005 году должна была появиться соответствующая комплексная городская программа. В этом же году губернатор Валентина Матвиенко поручила председателю жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга в 2006 году завершить переход на раздельный сбор бытовых отходов. Ничего из этого толком не сделано, а с приходом нового губернатора – Георгия Полтавченко – идея раздельного сбора отходов вообще оказалась нежелательной. Городским властям больше по нраву проект сооружения «диоксиновой топки» – мусоросжигательного завода. В том числе потому, что найти место под новую свалку для мегаполиса весьма сложно.

    Не менее печален и опыт Москвы, с которой когда надо и не надо берут пример многие региональные власти. Согласно закону от 30 ноября 2005 года № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» в столице должна работать система раздельного сбора, транспортировки и переработки отходов. Однако, ничего подобного нет до сих пор. В 2013 году Москве образовалось более 4 миллионов тонн отходов жилого сектора. По неофициальным данным (официальные найти крайне сложно) переработке подвергается лишь 10% из них.

    Итак, если взглянуть на ситуацию в целом, то приходится признать, что «война с мусором» пришла, «а мы не готовы».

    Ситуация очевидно сложная и, рассчитывая, что многие чиновники до последнего надеются на «ай, пронесет!», Минприроды РФ посчитала нужным дать некоторые разъяснения:

    – Росприроднадзор уже приступил к ведению государственного кадастра отходов, выпустив приказ № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов». Более чем в 20 регионах РФ уже выявлены объекты размещения отходов, не соответствующие требованиям и потому исключенные из реестра. Как отметил замминистра Ринат Гизатулин: «для включения полигонов в реестр, их «хозяевам» придется привести их порядок, гарантировать соблюдение природоохранного законодательства. Свалки или полигоны, которые не внесены в реестр, автоматически прекращают функционирование».

    – Помимо крупных свалок, не вошедших в реестр, по данным на 28 июля 2014 г. в России выявлено более 95 тыс. мест несанкционированного размещения отходов, на суммарной площади около 29 тыс. га. По имеющимся данным, наибольшее количество несанкционированных свалок было выявлено в Волгоградской области – 5 440 шт. Среди рекордсменов также Пермский край, Рязанская, Псковская, Свердловская, Кемеровская области.

    – «Виновные лица будут привлекаться к административной, имущественной или уголовной ответственности. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента», – отметил Гизатулин.

    Минприроды и Росприроднадзор демонстрируют жесткость, но не так все просто. Практически все свалки в РФ не соответствуют современным нормам (поэтому и не совсем верно называть их полигонами) и, значит, они должны быть закрыты. Это сделать невозможно, так как вызовет настоящую катастрофу. Получается, что выполнение вступивших 1 августа норм будет формальным и выборочным, что, кстати, создаст широкие коррупционные возможности.

    Все же – в любом случае часть свалок закроют. При этом снизится возможность легального размещения отходов и, как прямое следствие, будут расти нелегальные свалки. Бороться с ними будет крайне сложно, учитывая малую дееспособность контролирующих органов, мизерные штрафы и прочее.

    И без того сложную ситуацию усугубляет искусственное и многолетнее затягивание принятия закона «Об отходах производства и потребления», который содержит немало норм и правил, могущих достаточно быстро снять накал проблемы. В частности, очень много надежд возлагается на внедрение «расширенной ответственности производителя» за разного рода упаковку, тару. По большому счету, из-за проволочек с принятием этого закона сегодня в России проблемы обращения с отходами не то, что не решаются, но усугубляются с каждым днем. В крупных городах, в Москве и Санкт-Петербурге ситуация близка к кризисной. Иными словами, вступление в силу новых правил функционирования свалок – это лишь небольшой шаг вперед, который при отсутствии других шагов ни к чему не приведет.

    Как ни крути, но решать мусорную проблему можно только одним способом: снижать его производство (в виде упаковки и пр.) и налаживать его раздельный сбор и переработку. В мире существует немало примеров успешной реализации этих принципов. Нет никаких объективных причин, по которым аналогичным путем не может пойти и Россия.

    Пора наконец понять: отходы-мусор-ТБО – это ресурс, который можно и нужно возвращать в цикл производства. Это не только позволит сохранить природу, но и снизит затраты производителей, всего общества.

    Несколько говорящих фактов из жизни Петербурга:

    «После майских праздников в Петербурге было выявлено 8 новых несанкционированных свалок мусора. Администрации районов, где ранее были выявлены стихийные свалки, не предприняли достаточных мер для их ликвидации. В частности, речь идет о Василеостровском, Выборгском, Красногвардейском, Курортном и Красносельском районах.

    «Нет должного контроля над строительными компаниями. Так, свалки, которые были ликвидированы в Красногвардейском районе вдоль Анисимовской дороги, появились вновь. Несанкционированные свалки были обнаружены в 10 районах города: Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Красносельском, Московском, Невском, Приморском, Фрунзенском и Центральном».

    bellona.ru

    Россия, свалка по закону

    Российские экологи вновь выступили с резкой критикой закона о радиоактивных отходах, который еще в январе приняли в первом чтении депутаты Государственной думы. Помимо пресс-конференции, на которой о законе с журналистами говорили политики и правозащитники, активисты «Гринпис» провели в Москве уличную акцию, протестуя против ввоза из Франции радиоактивных отходов на российскую территорию.

    Государственная дума должна была сегодня рассмотреть закон о радиоактивных отходах уже во втором чтении. После первого чтения документ доработал профильный комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Однако к сегодняшнему дню, по словам сопредседателя группы «Экозащита» Владимира Сливяка, окончательно доработать закон не успели сами депутаты Госдумы:

    — Буквально вчера профильный комитет сообщил нам, что второго чтения пока не будет. Более того, на данный момент профильный комитет не направил никаких документов для второго чтения в совет Госдумы. Второе чтение состоится не ранее 25 марта. Мы не знаем, с чем связана эта задержка, но это хорошо, что отложили. Есть время хоть что-то попытаться еще сделать, чтобы привлечь внимание к этой проблеме.

    Закон жизненно необходим, считает Владимир Сливяк. Более того, его уже давно ждали. Однако в нынешней редакции имеются как минимум три пункта, которые вызывают серьезные разногласия. Первый — закачка радиоактивных отходов под землю.

    — До сих пор закачка радиоактивных отходов была запрещена. Наиболее ярко этот запрет отражен в законе об охране окружающей среды, где написано, что сбросы, захоронения радиоактивных отходов запрещены в любые компоненты окружающей среды.

    По словам биолога, члена-корреспондента Российской академии наук Алексея Яблокова, пункт о закачке отходов под землю противоречит и Водному кодексу:

    — Не только закон об охране природы запрещает закачку. Водный кодекс, который был принят в прошлом году, также однозначно запрещает закачку.

    Для строительства могильников, согласно новому законопроекту о радиоактивных отходах, теперь не потребуется учитывать мнение жителей регионов, где будут строить могильники. Это неприемлемо, считает Владимир Сливяк:

    — У людей даже не собираются спрашивать, хотят они жить около такого объекта или нет. Все отдано на откуп «Росатому», который чисто формально должен получить одобрение от местной власти (причем даже не понятно, в какой форме) в лице губернатора. Понятно, что губернаторы, назначаемые из Москвы, вряд ли откажут федеральной структуре в таком согласовании.

    После принятия закона радиоактивные отходы формально будут разделены на две категории. Плата за хранение первых полностью ложится на федеральный бюджет. Хранение остальных оплатит производитель. Это и есть третий важный момент, который необходимо менять в законе, говорит Владимир Сливяк:

    — С нашей точки зрения, нельзя позволять «Росатому» скинуть всю финансовую ответственность на бюджет по всем накопленным отходам. Потому что это бремя на налогоплательщиков в размере нескольких дополнительных миллиардов долларов. За это должен платить сам «Росатом». Он на этом деньги зарабатывал.

    Вывод делает сопредседатель движения «Солидарность», бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов:

    — Существующая редакция закона отражает экологическую безответственность. Или, если перефразировать слегка президента Медведева, экологический нигилизм действующих властей. Будем закачивать — и хоть трава не расти. Хотя есть реальные доказательства того, что жидкие радиоактивные отходы, закачиваемые в грунты, проникают в водоносные горизонты. К огромному сожалению, сегодня, кроме независимых неправительственных общественных экологических организаций, мало кто вообще поднимает разговор на эту тему.

    Активисты «Гринпис» провели пикет протеста у представительства французской компании «Арева» с требованием прекратить экспорт обедненного гексафторида урана в Россию. Утром около десяти человек растянули напротив главного входа в здание фирмы большой желтый баннер, на котором на русском и французском языках было написано «Россия не свалка». Такие же лозунги украшали майки пикетчиков. Пикет стал продолжением серии акций «Гринпис», которые начались во Франции осенью прошлого года. Несколько раз французские активисты «Гринпис» блокировали железные дороги на пути следования составов с радиоактивными отходами. В конце концов, три судна защитников экологии блокировали корабль «Капитан Куроптев» перед очередной погрузкой гексафторида урана. Однако задержать сухогруз в порту надолго не получилось. По графику уже в эту пятницу корабль будет в Санкт-Петербурге. Руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров рассказывает:

    — Эти контракты не соответствовали российскому законодательству на момент их принятия. Российский закон четко говорил, что ввоз на хранение из других государств ядерных материалов запрещается. Условия, в которых хранится и транспортируется гексафторид урана, не соответствуют нормам безопасности. Это то, что говорит Ростехнадзор, федеральный орган по контролю за ядерной безопасностью. То, что нагнетается общественное противостояние, общеизвестно. 92 процента населения России выступает против ввоза любых материалов под каким-либо предлогом из других стран.

    У французской фирмы контракт с «Росатомом» по доставке отходов на дообогащение. Однако обратно поставщику возвращается не более 10 процентов ввозимого сырья. Владимир Чупров продолжает:

    — Это обедненный уран, который десятками тысяч тонн ввозится в нашу страну. То, что это фактически торговля радиоактивными отходами, становится ясно, когда выясняется, что цена, по которой французская сторона продает это якобы энергетическое сырье, чисто символическая. Равная цене туалетной бумаги или хлебобулочных изделий. Природный уран на нормальном естественном рынке стоит примерно 100 долларов за килограмм. Здесь речь идет примерно о 60 центах.

    Активисты российского «Гринпис» в ходе своей сегодняшней акции передали сотрудникам французской фирмы письмо, в котором требуют отказаться от сотрудничества с «Росатомом» и прекратить экспорт гексафторида урана.

    www.svoboda.org

    Обзор законодательства об экологическом контроле, обращении с отходами, свалках и полигонах ТБО

    Нормативные правовые акты на основании которых осуществляется общественный экологический контроль:

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  • Статья 42 Конституции РФ регламентирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное право является первоосновой для осуществления гражданами общественного экологического контроля.

    Право на проведение такого контроля прямо закреплено в ст.68 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ об охране окружающей среды) и ст. 27 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ об отходах). Последний закрепляет право на осуществление общественного контроля в области обращения с отходами.

    Кроме этого, право граждан и организаций на проведение и участие в проведении общественной экологической экспертизе закреплено положениями статей 11 и 12 ФЗ об охране окружающей среды.

    Ни один нормативный акт не устанавливает формы, методы и порядок проведения общественного экологического контроля, что значит субъекты контроля могут осуществлять его в любой, незапрещенной законом, форме.

    Субъектами, осуществляющими общественный контроль, могут являться общественные объединения и граждане.

    Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане на добровольной основе создают общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей либо вступают в уже существующие. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.

    Стоит учитывать, что общественное объединение может осуществлять экологический контроль только при условии указания на это в уставных документах организации.

    Ч.3 ст.68 ФЗ об охране окружающей среды устанавливает, что результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

    Анализ практики правоприменения показывает, что существует четыре основных формы осуществления общественного экологического контроля:

    — общественные слушания. Данная форма общественного контроля применяется в основном для обсуждения с гражданами плана застройки или размещения объектов благоустройства.

    — общественные проверки. Как правило проводятся совместно с представителями уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления. Граждане могут выступать как свидетели, очевидцы, понятые и т.д.

    — общественный запрос информации. Как уже отмечено выше, Конституция закрепляет право граждан на полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и о ее загрязнении, в том числе. Данное право принадлежит как физическим, так и юридическим лицам.

    Граждане и общественные объединения могут обращаться в организации и к должностным лицам за получением своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

    ВАЖНО!

    За непредставление запрошенной информации или за предоставление заведомо недостоверной, искаженной информации виновные юридические и должностные лица несут административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ – административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    — Информирование государственных органов власти или органов местного самоуправления о фактах нарушения экологического законодательства. Данная форма экологического контроля является на сегодняшний день самой эффективной. Гражданин или организация сообщает в письменном или устном виде в уполномоченный орган о факте нарушения норм экологического права, а уполномоченный орган в свою очередь принимает соответствующие меры пресечения и ответственности виновных лиц.

    Механизм информирования построен на работе Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления отвечать на поступившие в их адрес обращения граждан в течение 30 дней.

    В случае, если орган власти не реагирует на обращение граждан или нарушает сроки, КоАП РФ устанавливает ответственность за такие действия в ст.5.59. Форма ответственности – административный штраф, налагаемый на должностных лиц, в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

    Стоит сказать, что региональные власти в последние годы пошли по направлению развития инструментов электронной демократии и обращения граждан, в том числе и сообщающих об экологических нарушениях, принимаются на специализированные порталы, многие из которых являются официальными порталами органов власти. Самыми яркими и удачными примерами являются порталы г. Москвы: https://gorod.mos.ru/ и Тульской области: https://or71.ru/solve_problem/ (последний имеет специальную категорию для жалоб – экология и ветеринария). Существуют и общественны порталы, например Сердитый гражданин: http://www.angrycitizen.ru/

    Стоит упомянуть, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ с конца 2013 года запустило в работу специализированный портал, посвещенный сбору сообщений граждан об экологических правонарушениях (в большей степени, о нарушениях порядка обращений с отходами) – Наша природа: https://priroda-ok.ru/#home: К сожалению, сайт работает неэффективно и обращений на нем на порядок меньше

    Стоит отметить, что именно последний инструмент общественного экологического контроля работает эффективней всего, так как солидная часть административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере экологии выявляются гражданами.

    Установить связь общественного экологического контроля и судебной практики достаточно сложно, так как полномочия по принятию решений в сфере экологических правонарушений чаще всего принадлежат административным органам, а не суду.

    ЗАМЕЧАНИЕ

    Если анализировать практику рассмотрения обращений граждан, подаваемых, в том числе и через порталы электронной демократии, то следует отметить, что решения по данным сообщениям принимаются достаточно часто с превышение 30-дневного срока. Данный факт можно объяснить, что органы власти проводят дополнительную экологическую экспертизу, а при наличии правонарушения, в связи с большим объемом работы, сроки на устранение проблемы затягиваются (достаточно сложно быстро убрать несанкционированную свалку, если она занимает по объему целый полигон).

    Основные нормативные правовые акты, регулирующие режим обращение с отходами в России:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления»
  • Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»
  • Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 (ред. от 05.02.2013) «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности»
  • Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»
  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»
  • Все отходы в соответствии с Федеральным законом 89-ФЗ делятся на 5 классов опасности в зависимости от потенциальной угрозы для человека и окружающей среды, которую они несут. Критерии отнесения того или иного отхода к конкретному классу опасности закреплены в Приказе Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 N 511.

    Классы опасности определяются следующим образом:

    Класс опасности определяется в зависимости от наличия в отходе конкретного вредного вещества или его соединения с учетом концентрации в отходе данного вещества/соединения.

    В случае работы с отходами 1, 2, 3 и 4 классов опасности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан получить лицензию для для осуществления следующей деятельности:

  • Обезвреживание отходов I класса опасности
  • Обезвреживание отходов II класса опасности
  • Обезвреживание отходов III класса опасности
  • Обезвреживание отходов IV класса опасности
  • Размещение отходов I класса опасности
  • Размещение отходов II класса опасности
  • Размещение отходов III класса опасности
  • Размещение отходов IV класса опасности
  • Для получения лицензии юрлица и ИП обязаны соответствовать ряду критериев (наличие объектов обезвреживания и размещения отходов, проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, наличие работников, обладающих необходимой квалификацией и т.д.), а также предоставить в лицензирующий орган необходимые документы. Осуществление предпринимательской деятельности без получения лицензии или с нарушением требований, установленных лицензией, влечет административную ответственность в соответствии с ч.2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

    В новой редакции 89-ФЗ закрепил запрет на захоронение отходов, которые могут быть переработаны. В первую очередь это касается цветных, черных, драгоценных и редкоземельных металлов.

    Однако сфера оборота данных категорий отходов регулируется Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» и Федеральным закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

    Основы тарифной политики на утилизацию и вывоз установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Так, на сегодняшний день каждый тариф ЖКХ, в том числе и на вывоз и утилизации отходов проходит согласование с уполномоченным органом. В случае, если тариф рассчитан с превышением производственной необходимости, не соответствует объему производства или тариф исключает возможность пользования услугой по причине дороговизны, то указанный орган может направить предложение организации, разработавший тариф и оказывающий услуги предложения по пересмотру тарифа, в противном случае орган власти вправе самостоятельно рассчитать и установить тариф.

    Непосредственно в регионах органам, ответственным за установление тарифов является комитет по тарифам, департамент по тарифам и т.д. Например в Санкт-Петербурге тарифы установлены Информационным письмом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.08.2012 N 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012». Кроме этого, большой интерес вызывает эксперимент Санкт-Петербурга по увеличению отходов, проходящих переработку. Участие в эксперименте юрлиц добровольное. Заявленный объем переработки – 21 % от общего объема отходов. Порядок проведения эксперимента утвержден Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2013 N 208-р «О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами, образующимися в результате жизнедеятельности населения, проживающего в многоквартирных домах, расположенных на территориях Красногвардейского, Колпинского, Московского районов Санкт-Петербурга»

    В муниципалитетах тарифы на вывоз устанавливаются в зависимости от разграничения полномочий исполнительно-распорядительный орган (администрация) своим постановлением или представительный орган (совет депутатов) своим решением. Например:

    — Постановление администрации Можайского муниципального района МО от 15.03.2013 N 418-П (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении тарифов на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые муниципальным унитарным предприятием Можайского муниципального района Московской области «Полигон»

    — Решение Совета депутатов городского округа Коломна МО от 31.10.2013 N 52-РС «Об утверждении норм накопления отходов потребления в жилом секторе в городском округе Коломна»

    — Постановление администрации Воскресенского муниципального района МО от 28.06.2013 N 1416 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов (с учетом утилизации), оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Специализированное коммунальное хозяйство»

    Правительство России, в свою очередь, утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Основы ценообразования и правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.

    Что касается порядка взаимодействия с организациями, осуществляющими вывоз и утилизацию отходов, то в Москве до сих пор действует Постановление Правительства Москвы от 27.01.1998 N 62 «Об улучшении организации санитарной очистки городских территорий от бытовых отходов» (вместе с «Порядком взаимодействия жилищных организаций с предприятиями, осуществляющими вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов»).

    Анализ сравнения редакций

    Анализ Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производился на основе метода сравнения текстов редакций. Глубина анализа – 5 лет, под анализ попали следующие редакции закона:

    от 18.07.2011 N 242-ФЗ

    от 19.07.2011 N 248-ФЗ

    от 07.11.2011 N 303-ФЗ

    от 21.11.2011 N 331-ФЗ

    от 25.06.2012 N 93-ФЗ

    от 29.06.2012 N 96-ФЗ

    от 28.07.2012 N 128-ФЗ

    от 23.07.2013 N 226-ФЗ

    от 21.10.2013 N 278-ФЗ

    от 25.11.2013 N 317-ФЗ

    от 21.07.2014 N 219-ФЗ

    от 21.07.2014 N 261-ФЗ

    от 29.12.2014 N 458-ФЗ

    от 29.12.2014 N 485-ФЗ

    Анализ затронул и редакцию закона от 29.12.2014 г., в том числе и изменения, не вступившие в силу.

    Законодатель вводит ряд новых понятий (ст. 1 закона), сильно изменяющих общее понимание закона, что достаточно сильно может сказаться на практике правоприменения.

  • расширен перечень отходов производства и потребления. Теперь к ним относится и отходы, образовавшиеся в ходе оказания услуг и выполнения работ.
  • Максимальный срок хранения отходов теперь ограничен 11 месяцами
  • Введено понятие утилизации отходов. Сделан достаточно большой упор именно на утилизации и подготовки к ней (в том числе и раздельный сбор, сортировка и отчистка). Представляется, что такая тенденция приведен к изменению правоприменительной практики и направлена на более активное внедрение механизмов переработки отходов, применения вторсырья и т.д. В пользу этого говорит еще и тот факт, что закон закрепляет работу операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, закрепляет понятие групп однородных отходов
  • Введено новое понятие – твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицам
  • Даны раскрытие понятия объектам хранения, захоронения и обезвреживания отходов
  • Ряд положений введен для регулирования правоотношений, связанных с экологическим сбором: отходы от использования товаров, норматив утилизации отходов от использования товаров
  • Из-под действия закона выведены медицинские отходы (ранее – отходы лечебно-профилактических учреждений), вещества, разрушающие озоновый слой, отходы разведки и добычи углеводородного сырья.

    Закон закрепляет ряд приоритетных направления государственной политики в области обращения с отходами:

    — максимальное использование исходных сырья и материалов;

    — предотвращение образования отходов;

    — сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

    — обезвреживание отходов. Ч.2 ст.3

    Отношения, связанные с правом собственности на отходы полностью теперь регулируются положениями ГК РФ. Ст.4

    Значительно расширены полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами. Обобщая, можно вывести несколько групп полномочий, направленных на решение конкретных вопросов:

    а) полномочия по регулированию политики в сфере экологического сбора: установление нормативов утилизации, ставок сбора, порядка самостоятельной утилизации, осуществление контроля за уплатой экологического сбора, создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров и т.д.

    б) регулирование обороте отходов I-VI классов опасности: установление требований к объектам хранения, захоронения, размещения отходов, порядок отнесения к классам опасности отходов, паспортизация отходов и т.д.;

    в) правоотношения, связанные с ценообразованием и тарифной политикой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), а также гражданско-правовые отношения в сфере оказания услуг по обращению с ТКО. Ст.5

    Перераспределение полномочий между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется на основании положений ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст.8.1

    Несколько уточнены требования в области лицензирования. Установлен запрет на одновременную работу по утилизации, обезвреживанию, обработке отходов 1-4 класса опасности двух ИП или юрлиц, имеющих лицензию на это на одном объекте. Ст.9

    Уточнен порядок ликвидации горных выработок. Ст.10

    В общих требованиях к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов сделан акцент на внедрение наилучших доступных технологий, а не новейших, а также установлена обязанности по проведению мониторинга не только состояния, но и загрязнения окружающей среды. Ст. 11

    Исключено из закона требование наличия разрешения, выданного уполномоченным органом гос. Власти, для создания объектов размещения отходов. – ст.12

    Законодатель сделал акцент, что при определении данных о свойствах и составе отходов, включаемых в паспорт отходов, необходимо придерживаться законодательства в сфере единства измерений – ч.3 ст. 14

    Ст. 15 дополнена указанием, что порядок профподготовки лиц, работающих с отходами 1-4 класса опасности устанавливает уполномоченный орган.

    Ст. 16 требования к транспортировки отходов 1-4 класса опасности теперь не регулируются ГОСТами.

    В ряде статей (например, 17, 19, 20) понятие «использование» заменено на «утилизацию»

    ВАЖНО.

    Введена в действие статья 24.1, регулирующая утилизационный сбор за колесные транспортные средства, которые платят производители транспорта, ввозящие транспорт на территорию РФ или же приобретатели ТС.

    Установлен порядок определения размера сбора и его уплаты, случаи, при которых утилизационный сбор не уплачивается, порядок компенсации затрат юрлицам и ИП, деятельность которых связана с утилизацией отходов и которые утратили ТС, за который был уплачен утилизационный сбор

    Ст.24.4 устанавливает нормы, регулирующие правоотношения в сфере обращения с отходами от использования товаров.

    Данная статья налагает на производителей, импортеров товаров и упаковок, перечень которых утвержден Правительством РФ, осуществлять самостоятельную утилизацию отходов, образовавшихся в результате использования товара или упаковки. В противном случае производитель или импортёр обязан уплатить экологический сбор, который определяется в зависимости от объема производимого товара и степени вреда, который данный товар приносит окружающей среде, при этом учитываются и затраты. Необходимые на транспортировки и утилизацию данного товара или упаковки.

    Производитель/импортер обязаны предоставлять отчет о выполненной обязанности по утилизации отходов от использования товаров. При этом государство устанавливает нормативы утилизации для разных категорий отходов от использования товаров. При этом, если производитель/импортер не выполнил норматив по утилизации, то он уплачивает экологический взнос только в объеме невыполненных нормативов.

    Установлены сроки уплаты экологического сбора и подачи отчетности об утилизации отходов от использования товаров.

    Для учета оборота отходов от использования товаров создается специальная единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации – ст.24.3

    Закон определяет объем информации, который будет содержать система, порядок ее создания и эксплуатации, ответственность за ее ведение. Установлен круг субъектов и пользователей системы.

    Ст. 24.4 устанавливает порядок и режим предоставления информации для включения в ЕГИС учета отходов от использования товаров.

    Статья 24.5 определяет правовой режим экологического сбора, порядок его уплаты, определение ставки сбора и способа его исчисления.

    Средства, полученные от уплаты экологического сбора предоставляются бюджетам регионов форме субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

    Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями, импортерами таких товаров, путем уплаты экологического сбора, а также для:

    строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;

    разработки и внедрения промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;

    софинансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров.

    Ст. 26. Устанавливает, что порядок осуществления производственного контроля теперь не нужно согласовывать с органами власти, и что производственный контроль является частью производственного экологического контроля.

    Особая оговорка сделана в ст.29.1 для муниципальных образований, включенных в состав территории Москвы. Для таковых до 1 января 2025 года допускаются нахождение и эксплуатация ранее созданных объектов размещения отходов.

    89-ФЗ указывает, что за нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность..

    Дисциплинарная ответственность устанавливается работодателем по отношению к работникам за нарушение внутренней трудовой дисциплины согласно положениям ТК РФ

    КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами:

    Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

    Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Ч.2 ст. 8.6. Порча земель

    Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —

    Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Ч.5 ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

    Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах —

    Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Ст. 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

    Ответственность: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

  • Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса
  • Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Уголовная ответственность предусмотрена статьей 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»

    1. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
    2. наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —
    4. наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

      Гражданско-правовая ответственность регулируется обязательствами, вытекающими из деликтных правоотношений и устанавливается судом на основании поданного иска.

      Наиболее показательным с точки зрения уголовного наказания можно назвать приговор Тушинского районного суда города Москвы от 13 января 2010 года, а также кассационное определение и постановление Московского городского суда от 4 августа 2010 г. N 4у/11-5902 об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

      В рамках данного дела руководителю юридического лица, совершившего преступление по ч.2 ст. 247 УК РФ было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года УСЛОВНО. Практика складывается таким образом, что суд крайне редко назначает реальное отбывание наказания по уголовным преступлениям.

      Что касается административной ответственности, то наиболее часто применимой статьей является ст.8.2 КоАП РФ. Примечательна практика Девятого арбитражного апелляционного суда. Большая часть практики по ст. 8.2 касается привлечению к ответственности юрлиц, так как их «поймать за руку» намного легче, нежели граждан. Девятый арбитражный апелляционный суд крайне редко отменяет решение административных органов, так как последние стараются четко соблюдать рекомендации, изложенные в Письме Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32

      «О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора», а также в Письме Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»). Основная мера ответственности – административный штраф, но случается и административное приостановление деятельности.

      ПРИМЕЧАНИЕ!

      Если оценивать тенденции, то можно смело говорить, что не только отдельные регионы, но и все федеральное законодательство в области обращения с отходами начинает переходить на рельсы переработки и эффективного использования отходов, нежели из захоронения и хранения. Это ясно из формулировок и наметок будущих механизмов.

      К сожалению, стоит отметить, что часть норм законов пока не сопровождается необходимыми подзаконными, актами, а это значит, что фактическое их действие пока отсутствует.

      Основные нормативные правовые акты, регулирующие режим свалок и полигонов ТБО в России:

      Федеральные законы:

      Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления»

      — Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности»

      — Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды»

      Подзаконные акты:
      — Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 (ред. от 05.02.2013) «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности»

      — «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996)

      — Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. от 30.07.2003) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

      — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16
      «О введении в действие санитарных правил»(вместе с «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила»)
      — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80
      «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003)
      — «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст)

      — Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»

      Подзаконные акты, регулирующие работу отдельных объектов:

      — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.03.2011 N 20
      «Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса полигона ТБО «Воловичи» на территории Коломенского района Московской области»

      — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.11.2010 N 146
      «Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ООО «Полигон ТБО» на территории Всеволожского района Ленинградской области»

      Региональное законодательство в области регулирования работы полигонов отходов производство и потребления (на примере Москвы):

      — Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 68 (ред. от 03.04.2013) «Об отходах производства и потребления в городе Москве»

      — Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках»

      Как и водится, основы регулирования работ полигонов ТБО заложены в федеральном законодательстве.

      Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ об ООС) устанавливает общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В частности, установлены основополагающие запреты, которые в последствии расширены в подзаконных актах. Запрещен:

    5. сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
    6. размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
    7. захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
    8. ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
    9. ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    10. захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
    11. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ об отходах) в ст. 12 устанавливает основные требования уже к объектам размещения отходов, коими являются и полигоны. Статья, в большинстве своем является бланкетной и отсылает нас к ряду подзаконных актов.

      Создание и владение объектом размещения отходов осуществляется только на основании специально выданного разрешения, а строительство таких объектов осуществляется только после специально проведенного исследования.

      Также на собственников объектов размещения отходов наложена обязанность осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, а также осуществить процессы рекультивации земель.

      Стоит учитывать, что все объекты размещения отходов должны быть внесены в специальный реестр — http://rpn.gov.ru/node/853 Законодатель устанавливает запрет на размещение отходов на объектах, не включенных в реестр.

      Кроме этого, статья 12 устанавливает общие запреты для объектов размещения отходов. В частности, запрещается захоронение отходов:

      — в границах населенных пунктов;

      — в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон;

      — в водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

      — запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

      В действительности реальные требования относительно регулирования работы объектов размещения отходов установлены в подзаконных актах, в частности:

      — Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 (ред. от 05.02.2013) «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности»

      — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил»(вместе с «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила»)

      Выше указанные акты содержат в себе требования, предъявляемые при создании, использовании и рекультивации полигонов ТБО. Основные требования – это площадь полигона, требования к размещению отходов относительно ветра, грунтовых вод, учет характера почвы и т.д.

      Можно выделить три основания признания полигона нелегальным:

    12. Полигон, как объект размещения отходов отсутствует в соответствующем реестре;
    13. Собственник объекта размещения отходов не имеет специального разрешения (лицензии);
    14. Полигон не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических стандартов и норм.
    15. Наиболее частое основание, для признания полигона незаконным – это последнее – несоответствие санитарным правилам и нормам.

      Ответственность

      Административная ответственность, предусмотренная в КоАП РФ:

      Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

      Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Ч.2 ст. 8.6. Порча земель

      Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Ч.5 ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

      Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

      Ст. 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

      Ответственность: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

      Ч.2.3 ст. 8.31

      Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    16. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов,
    17. Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Стоит отметить, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований часто относят к административным правонарушениям, предусмотренным ч.3 и ч.4 ст.14.1 КоАП Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

      Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    18. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
    19. влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Особо стоит учесть, что существует административная ответственность не только, установленная в КоАП РФ, но и нормативными актами субъекта РФ.

      Так, например Кодексом об административных правонарушениях г. Москвы предусмотрен ряд статей, регулирующих ответственность в сфере оборота отходов и работы объектов хранения отходов:

      Статья 4.6. Нарушение порядка проведения работ по рекультивации несанкционированных свалок в городе Москве

      Нарушение порядка проведения работ по рекультивации несанкционированных свалок в городе Москве — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот пятидесяти тысяч рублей.

      Статья 4.33. Неосуществление раздельного сбора отходов

      Неосуществление раздельного сбора отходов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот пятидесяти тысяч рублей.

      Статья 4.34. Нарушение требований по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье

    20. Нарушение требований по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, —
    21. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

    22. Неосуществление раздельного сбора вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, —
    23. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот пятидесяти тысяч рублей.

      Статья 4.42. Нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов

      Несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста пятидесяти тысяч рублей.

      Кроме этого, в Москве существуют утвержденные правила благоустройства территорий, в которых содержаться нормы и недопущения стихийных свалок. Ответственность за незаконные свалки предусмотрена.

      Статья 8.10. Нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве

      Нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.7, 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

      В Московской же области существует Закон Московской области от 30.11.2004 № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области», ст.11 которого предусматривает ответственность за различные нарушения в области выброса, хранения и складирования отходов:

    24. Нарушение чистоты и порядка в местах общественного пользования, массового посещения и отдыха на территории поселений влечет наложение административного штрафа:
    25. на граждан — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

      на должностных лиц — в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

      на юридических лиц — в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

    26. Нарушение чистоты и порядка в местах общественного пользования, массового посещения и отдыха, расположенных вне территории поселений, в том числе на участках лесного фонда, прибрежных участках водных объектов и иных местах на территории Московской области, влечет наложение административного штрафа:
    27. на должностных лиц — в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

      на юридических лиц — в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    28. Сброс мусора вне отведенных и не оборудованных для этой цели мест на территории Московской области, в том числе из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения, а также сжигание мусора, отходов производства и потребления вне отведенных для этих целей в установленном порядке мест влечет наложение административного штрафа:
    29. на граждан — в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

      на юридических лиц — в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    30. Создание (размещение) несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора на территории Московской области, в том числе в реках, озерах, прудах и в других водных объектах и на территории водоохранных зон влечет наложение административного штрафа:
    31. на граждан — в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

      на должностных лиц — в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

      на юридических лиц — в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    32. Сжигание листвы, травы, тополиного пуха, частей деревьев и кустарников, других остатков растительности в местах общественного пользования и на территории хозяйствующих субъектов, за исключением специально отведенных мест, влечет наложение административного штрафа:
    33. Уголовная ответственность предусмотрена статьей 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»

    34. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —
    35. наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Судебная практика

    К сожалению, при образовании стихийной свалки на участках, не имеющих собственника крайне сложно установить виновное лицо и привлечь его к ответственности, однако в случае знания собственника земельного участка или организации, обязанной организовать сбор и утилизацию отходов, привлечь к ответственности не так и трудно.

    Показательна практика Девятого и Десятого апелляционных арбитражных судов. В частности, очень интересны дела против ОАО «РЖД» 2010 (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 N 09АП-306/2010-АК по делу N А40-145933/09-152-1088) и 2012 (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 N 09АП-5465/2012 по делу N А40-5288/12-139-47) годов, в которых ОАО «РЖД» признается виновной в административном правонарушении, предусмотренном ст. 11 Закона Московской области от 30.11.2004 № 161/2004-ОЗ и налагается штрафы в общем размере 400 000 руб.

    Интересны и показательны дела против ПК «Корпорация Электрогорскмебель» в 2013 году. Два дела, в которых данную компанию признали виновной в совершении административного правонарушения, аналогичного ОАО «РЖД». В результате рассмотрения, на организацию был наложены штрафы общим размером в 220 000 рублей.

    Кроме штрафных санкций, компании получили предписание на устранение выявленных нарушений.

    Примечателен и тот факт, что нарушения положений законодательства в области работы объектов хранения отходов были выявлены в результате проведения проверок и ежедневных мониторингов, организуемых и проводимых Главным управлением Государственного административно-технического надзора Московской области (Госадмтехнадзор Московской области)

    Вопросы рекультивации

    Данные вопросы в РФ регулируются в большей степени подзаконными актами. Федеральные законы по факту в данный области являются рамочными или отсылочными.

    Основные нормативные акты, регулирующие сферу рекультивации:

    — Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»

    — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16

    «О введении в действие санитарных правил» «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила»

    — Региональное законодательство, например: Постановление Правительства Москвы от 03.05.2005 N 313-ПП «Об утверждении Московских городских строительных норм «Положение о порядке проведения работ по рекультивации несанкционированных свалок в городе Москве»

    Перечисленные акты содержат в себе нормативы и способы рекультивации полигонов ТБО, методические рекомендации и конкретный инструментарий.

    Достаточно непростая ситуация с нормативным регулированием вопроса рекультивации полигонов в Московской области. Постановлением Правительства МО от 15.12.2006 N 1164/49 утверждена Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, которая включает в себя и планы по рекультивации и закрытию ряда полигонов ТБО в Подмосковье. Проблема нормативного регулирования заключается в том, что вопросы рекультивации зачастую установлены и урегулированы на уровне муниципалитетов, что приводит к разнообразной практике и весьма неоднозначным выводам.

    Однако, можно сказать, что в Московской области взят курс на рекультивацию и консервирование полигонов отходов и перепрофилирование региона на переработку отходов для вторичного использования или для выработки энергии.

    molurist.ru