Закон о защите прав предпринимателя 2018

Закон о защите прав предпринимателя 2018

Президентом РФ 15 мая 2008 года издан Указ № 797, которым в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь малого и среднего предпринимательства, предусмотрены неотложные меры по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.

С 01 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.04.2009 №60-ФЗ) (далее – Федеральный закон), которым все виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля разделены на 3 условные группы:

перваяте, на которые положения Федерального закона не распространяются:

  • контроль (надзор), при осуществлении которого при проведении контрольных мероприятий не требуется взаимодействия контролирующих органов с проверяемыми, на последних не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора);
  • контроль (надзор), осуществляемый органами государственной власти при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении предварительного следствия и административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, контроля на финансовых рынках и др., указанных в ч.3 ст.1 Федерального закона.
  • втораяте, на которые положения Федерального закона распространяются лишь частично, а отдельные особенности осуществления контрольно-надзорных полномочий (в части вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения) до 01.07.2011 г. не распространяются, но могут быть урегулированы другими федеральными законами (таможенный, антимонопольный контроль, контроль и надзор в сфере миграции, лицензионный контроль, государственный строительный надзор, контроль за оборотом оружия, контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроль и надзор в сфере труда, государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью, надзор за безопасностью гидротехнических сооружений и т.п.) (ч. 4 ст.1 Федерального закона).

    третьяостальные виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не относящиеся к первым двум группам, на которые Федеральный закон распространяется в полном объеме.

    Одним из основополагающих принципов защиты прав является недопустимость проведения в отношении одного субъекта хозяйственной деятельности несколькими органами контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, а также недопустимость взимания указанными органами платы за проведение мероприятий по контролю.

    Федеральным законом установлены основания и порядок проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут быть документарными либо выездными.

    Основанием для проведения плановых проверок является ежегодный план проверок, составляемый каждым органом контроля (надзора) и опубликованный на его официальном сайте в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Поводом к включению субъекта предпринимательской деятельности в план проверок является истечение 3-летнего срока с момента его государственной регистрации, с окончания проведения последней плановой проверки, с начала осуществления деятельности, начатой в уведомительном порядке.

    Генеральной прокуратурой РФ составляется единый сводный план проверок, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет». Часть ежегодного сводного плана на 2011 год в части проверок предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на объектах транспорта, размещена на сайте Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.

    Законом установлена единая периодичность плановых проверок – не чаще чем 1 раз в три года. Вместе с тем, учитывая социальную значимость социальной сферы правоотношений, частью 9 статьи 9 Федерального закона предусмотрено, что для деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере такие проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года. Перечень таких видов деятельности и их периодичность устанавливается Правительством РФ.

    Основаниями проведения внеплановой проверки являются, во-первых, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; во-вторых, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

    Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства контролирующими органами при наличии оснований полагать о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинении такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, будут проводиться только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

    Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к числу субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

    Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым согласование проведения внеплановых проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, их межрегиональными и региональными территориальными органами, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов России производятся по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя прокурором или заместителем прокурора субъекта РФ; согласование проверок, проводимых городскими, районными или иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами контроля (надзора) субъектов России, а также органами муниципального контроля, производят прокуроры и заместители прокуроров территориального звена.

    Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141. Данным приказом утверждены также типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя; типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

    По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

    Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

    1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

    2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

    3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

    4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

    5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

    Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

    Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

    После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

    В качестве дополнительных гарантий соблюдения прав предпринимателей законодателем предусмотрена обязанность контрольно-надзорных органов их уведомления о предстоящей проверке (путем направления копии распоряжения (приказа) о проведении плановой проверки не позднее чем в течение 3 рабочих дней до ее начала либо уведомления любым доступным способом при проведении внеплановой проверки за 24 часа до ее начала), в случае, когда основанием проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

    Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой либо выездной проверки вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

    Сокращены сроки проведения проверок. Так, срок проведения документарной либо выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

    Помимо надзора за законностью осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, согласования внеплановых выездных проверок и формирования ежегодных сводных планов проведения плановых проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля хозяйствующих субъектов на органы прокуратуры возложены также полномочия по учету проводимых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства; ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок; проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам работы за каждое полугодие; обеспечение системного сбора, накопления и обработки информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.

    Надзорная деятельность органов прокуратуры в указанной сфере урегулирована Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Приказами Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 №53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 27.03.2009 №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    www.mmtproc.ru

    Защита прав предпринимателей в 2018 году

    Предпринимательство зарождалось в России на заре 90-х годов, когда о какой-либо защите, не выходящей за рамки правового поля, и речи быть не могло. В основном она обеспечивалась незаконными методами. Говоря тем, забытым уже языком компании и частные бизнесмены «крышевались» криминальными структурами, а любые спорные вопросы в подавляющем большинстве случаев решались с применением автоматического оружия.

    Этот период накопления первоначального капитала сегодня остался далеко позади. Несмотря на то что действующее законодательство пока все еще нельзя назвать совершенным, в нем все же предусматривается защита прав предпринимателей без участия каких-либо криминальных структур и методов. Основными правовыми актами, регулирующими ее, можно назвать Гражданский и Налоговый кодекс, а также ряд федеральных законов. К последним относятся, к примеру, ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», «О коммерческой тайне», правовые акты, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан и о способах обеспечения безопасности бизнеса.

    Права предпринимателей: читаем Конституцию РФ

    Согласно Конституции Российской Федерации (статья 34), каждый гражданин страны, которому исполнилось 18 и более лет, имеет полное право заниматься предпринимательской деятельностью, регистрировать ИП либо открывать какие-либо компании. Главное условие заключается в том, что эта самая деятельность не должна противоречить действующему законодательству.

    Кроме того, каждый гражданин, согласно статьям 45 и 46 Основного закона, имеет право на защиту своих интересов как административными, так и судебными методами. Если такой возможности нет (совершенно неважно, по каким причинам), можно обратиться в наднациональные органы, которые вынесут вердикт, обязательный к исполнению на территории РФ. Все положения, которые прописаны в данных статьях, распространяются абсолютно на все сферы, в том числе и на экономику.

    Защита прав предпринимателей, которая гарантируется не только Конституцией, но и федеральными законами, может осуществляться либо в административном, либо в судебном порядке. При этом не имеет значения, является ли бизнесмен физическим (ИП) или юридическим лицом. Он в любом случае имеет полное право воспользоваться помощью государства.

    Внесудебные методы защиты прав предпринимателей

    Если права предпринимателя каким-либо образом нарушены, он может обратиться в органы местной или государственной власти для восстановления справедливости. Такой метод решения проблем называется внесудебной защитой и применяется для решения следующих конфликтов между представителями бизнеса, а также между бизнесменами и властью:

  • неправомерные действия налоговой службы;
  • отказ государственных органов в регистрации или закрытии филиала компании, какой-либо коммерческой недвижимости;
  • неправомерные взыскания предпринимателю со стороны каких-либо органов власти.
  • Во всех этих и других случаях предприниматель имеет право совершенно бесплатно подать жалобу любому должностному лицу, которое обладает достаточными полномочиями для решения конфликта административными методами. Документ может подаваться как лично, так и через представителей, составляться либо в письменном, либо в электронном виде.

    Как составить жалобу

    Жалоба на какие-либо противоправные действия составляется в свободной форме, однако в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:

  • название компании (или Ф. И. О. физлица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя);
  • физический адрес или e-mail, на который необходимо отправлять ответ;
  • текстовая часть, в которой кратко и емко излагается суть претензий;
  • наименование органа местной или государственной власти, к которому обращается предприниматель;
  • дата написания жалобы и личная подпись ИП либо владельца компании;
  • перечень документов, прилагаемых к жалобе в качестве доказательства.
  • На рассмотрение такого обращения государственным и местным властям выделяется 30 дней, после чего предпринимателю должен быть отправлен ответ. На первый взгляд, административные методы защиты являются весьма эффективными, так как уклоняться от разъяснения ситуации чиновники не имеют права. Однако не деле заявитель обычно получает лишь стандартные отписки, вынуждающие его идти в суд.

    Судебная защита предпринимателя в 2017-2018 году

    На судебную защиту своих прав и интересов в нашей стране имеет право каждый гражданин. Не являются исключением и предприниматели. В зависимости от характера конфликта, они могут обращаться либо в гражданский (споры между ИП, а также между юридическими и физическими лицами), либо в арбитражный (лишь конфликтные ситуации, в которых замешаны компании) суд.

    Судебная защита несколько отличается от административной. В данной ситуации предпринимателю необходимо подавать не жалобу, а исковое заявление. Оно составляется по соответствующей форме, включает в себя реквизиты истца и ответчика, а также предъявляемые к последнему претензии и их обоснование. Очень желательно к заявлению прилагать документы, подтверждающие нарушение прав предпринимателя. Кроме того, в процессе подачи иска необходимо уплатить государственную пошлину и присовокупить квитанцию к пакету бумаг, подаваемых в судебные органы.

    Согласно последним изменения в законодательстве, предприниматель имеет право на рассмотрение дела следующими инстанциями:

  • уже упомянутые арбитражные суды и государственные судебные органы общей юрисдикции;
  • международный арбитраж;
  • судебные органы других государств;
  • межрегиональные и наднациональные (к примеру, Европейский суд) органы.
  • Альтернативный вариант защиты прав предпринимателя

    Кроме того, для улаживания конфликта можно обратиться в третейский суд. Данный орган для нашей страны является относительно новым и неизвестным многим гражданам. В других же государствах он представляет собой достаточно эффективную инстанцию для решения любых споров между субъектами предпринимательства.

    Что такое третейский суд? Это незаинтересованная в деле сторона, которая выслушивает все его обстоятельства, излагаемые истцом и ответчиком. Именно благодаря тому, что судья абсолютно независим, данный орган чаще всего выносит объективные и совершенно справедливые решения, устраивающие всех.

    rusposobie.ru

    Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»

    Документ является поправкой к

    Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 31, ст. 4160, 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1092, 1098; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 18, ст. 2614; N 29, ст. 4372; 2016, N 27, ст. 4187, 4210; N 50, ст. 6975; 2017, N 45, ст. 6582) следующие изменения:

    1) в пункте 8 статьи 2 слова «Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти» заменить словами «в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора)»;

    а) часть 2 дополнить пунктом 41 следующего содержания:

    «41) монтаж, демонтаж, эксплуатация, в том числе обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.»;

    б) в абзаце первом части 6 слова «федеральный орган исполнительной власти» заменить словами «орган государственного контроля (надзора)»;

    3) в пункте 3 части 8 статьи 9 слова «Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти» заменить словами «в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора)»;

    4) в части 4 статьи 27 слова «Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере» заменить словами «в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора)».

    Лица, осуществляющие монтаж, демонтаж, эксплуатацию, в том числе обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, обязаны в течение шести месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» об осуществлении указанной деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона).

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года.

    rg.ru

    Защита прав предпринимателей

    Предприниматели являются участниками множества правоотношений, что всегда ставит их перед опасностью, что в какой-то ситуации их права могут быть нарушены. Поэтому защита прав предпринимателей является необходимой сферой знаний, которые стоит постигать с самых первых шагов в бизнесе.

    Правовая сфера предпринимательства

    Что это такое – права предпринимателя? Сразу отметим, что это весьма сложная юридическая конструкция, состоящая из следующих элементов:

    • Имущественные права – совокупность всех прав на материальные активы, а также результаты по заключенным в процессе предпринимательской деятельности сделкам.
    • Неимущественные права – представляют собой права на нематериальные активы, например, деловая репутация, авторские права.
    • Организационные права – включают все права, которые связаны с организацией собственного дела, к примеру, право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
    • Дополнительно к данным правам, предприниматель имеет право на защиту своих интересов как гражданин РФ, однако, защита их лежит за пределами предпринимательской деятельности.

      От кого защищать предпринимателя

      Сама защита предпринимателей в каждом конкретном случае строится в зависимости от потенциальных угроз. Условно её можно разделить на следующие группы:

    • От противоправных действий со стороны государственных или муниципальных структур. В данном случае существует законодательная основа защиты в виде различных инструкций, регламентов, положений и т.д. К примеру, на данный момент в России действует обязательная процедура предварительного уведомления предпринимателей о предстоящей проверке надзорными и контролирующими органами, также существует законодательный запрет на проведение плановых проверок субъектов предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации.
    • От противоправных действий персонала – здесь меры правовой защиты, предусмотренные трудовым законодательством сочетаются с дополнительными мерами, например, проверка кандидатов, установка технических средств слежения за персоналом. Например, предприниматель вправе включить в трудовой договор с работником пункт о его материальной ответственности, а также предварительно провести проверку подлинности представленного кандидатом на вакансию диплома.
    • От противоправных действий контрагентов – тоже в большей степени обеспечиваются существующими нормами гражданского законодательства, но могут дополняться и иными мерами информационно-правового характера. К примеру, предприниматель составляет договор с учетом положений ГК РФ, где указываются все формы ответственности сторон в случае неисполнения своих обязательств, в то же время он может из открытых источников проверить благонадежность контрагента, установив подлинность представленных документов, получив отзывы от других партнеров.
    • От противоправных действий конкурентов – защита как на уровне законодательства, например, закон о защите конкуренции, существование Федеральной антимонопольной службы, так и на локальном уровне, к примеру, введение режима коммерческой тайны.
    • От противоправных действий клиентов – сочетает в себе элементы законодательного регулирования отношений между сторонами сделки, а также введение дополнительных мер обеспечение безопасности, к примеру, установку системы видеонаблюдения в торговом зале.
    • От противоправных действий злоумышленников – чаще всего это защита имущественных интересов, которые могут пострадать в результате совершения в отношении ТМЦ преступных деяний. Здесь также осуществляется защита, как на уровне законодательства, так и на уровне самого предпринимателя, формирующего определенный уровень безопасности.
    • К содержанию

      Как защищать права предпринимателя

      Действующее законодательство предусматривает две большие группы вариантов защиты прав предпринимателей, которые они могут применять в своей деятельности без каких-либо ограничений.

      Во-первых, предупредительная защита – это меры досудебного урегулирования конфликтов, а также принятия охранительных мер.

      К ним относятся: процедуры переговоров, подписания протоколов разногласий, подача заявлений и жалоб в государственные надзорные органы, нотариальное свидетельствование документов и т.д.

      С недавних пор перечень вариантов досудебной защиты интересов предпринимателей пополнился возможностью проведения процедуры медиации, когда для разрешения конфликта приглашается третья сторона – медиатор, который должен помочь сторонам выявить точки взаимодействия и тем самым разрешить конфликт.

      К данной группе защиты прав предпринимателей также относятся мероприятия, направленные на исключение ситуаций нарушения прав: составление договоров, законодательное регулирование различных процедур в отношении предпринимателей, например, проведения проверок.

      В некоторой степени сюда можно отнести и локальные нормативные акты, издаваемые предпринимателем, такие, как положение о коммерческой тайне, соглашение о полной материальной ответственности, подписываемое сотрудниками и т.д.

      Также некоторые источники относят к данной группе детективные и охранные услуги, которыми может воспользоваться предприниматель, например, для обеспечения сохранности своего имущества или пресечения попытки проникновения в коллектив недобросовестных сотрудников.

      Таким образом, способы предупредительной защиты прав предпринимателей чрезвычайно широки и позволяют выработать каждому необходимый комплекс мероприятий по отстаиванию своих интересов.

      Во-вторых, судебная защита, гарантированная Конституцией РФ. Судебная защита прав предпринимателей может осуществляться в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также третейских судах, созданных при различных объединениях предпринимателей.

      При нарушении любого права предприниматель вправе обратиться с иском в суд соответствующей инстанции, в ходе судебного заседания он может пользоваться всеми правами, предусмотренными Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ, истца или ответчика, в зависимости от того, в качестве кого он участвует в процессе. При этом предприниматель может защищать свои права как самостоятельно, так и с помощью квалифицированных юристов, в том числе адвокатов.

      Перспективы развития системы защиты прав предпринимателей

      Несмотря на то, что вариантов защиты прав предпринимателей на сегодняшний день достаточное количество, многие аналитики отмечают, что существующая система недостаточно эффективна.

      Причин здесь множество:

    • не всегда совершенное законодательство;
    • малопродуктивная деятельность судебной системы в этом вопросе;
    • слабая правовая грамотность в предпринимательской среде, особенно среди представителей малого бизнеса.

    Все это приводит к тому, что предприниматели не всегда осознают, что их права нарушены, а тем более часто не имеют представления, как их можно защитить. Значительное число юристов и предпринимателей сходятся во мнении, что необходимо разработать специальный «Закон о защите прав предпринимателей», который объединит в себе разрозненные нормы права по данному вопросу.

    Также в него стоит включить многочисленные решения и разъяснения Верховного Суда РФ по делам, связанным с предпринимательством. Это позволит самим предпринимателям более четко осознавать свои права и возможности по их отстаиванию, а правоприменительным и судебным органом даст инструмент более оперативного рассмотрения вопросов нарушения прав представителей бизнес-сообщества.

    Принятие такого закона вполне возможно, так как руководство страны в последнее время все более пристально следит за деятельностью бизнеса, в том числе и формирует для него комфортные условия. Так, весьма заметным шагом стало создание в администрации президента РФ поста уполномоченного по защите прав предпринимателей, что свидетельствует о взятом правительством курсе на поддержку бизнеса, в том числе и на формирование более совершенной системы защиты его интересов.

    О защите прав предпринимателей: Видео

    ipinform.ru