Закон как источник права введение

3. Законы как источник права. Виды законов

Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера — о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. — могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства.

Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

1. Основной закон страны — Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и субъекты Федерации — республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными законами.

4. Кодекс — самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости материала, определенной системы вместо множественности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для отраслевого регулирования актами подзаконного характера.

5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы — форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор. подписанный. «. По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера. Формулировка же закона — «утвердить» есть и в других законах об утверждении положения или регламента.

7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов — обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств — членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

8. Делегированное законодательство — новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем делегирование полномочий предусмотрено не только внутри данного субъекта, но и между органами республики и федеральными органами.

В принципе, делегированные законы не присущи нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.

udik.com.ua

Закон как источник права (2)

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: Закон как источник права
(работу прислала: Галина Глызина [email protected])

1. Понятие, признаки и виды законов

2. Законодательный процесс

3. Соотношение закона и системы законодательства

Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особен­ности структуры содержания, они представляют собой способы орга­низации права вовне.

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.

Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.

В данной работе будет предпринята попытка осветить существующие в юриспруденции подходы к пониманию закона как источника права, понятию, признакам, видам закона, системы законодательства и др.

1. Понятие, признаки и виды законов.

Для обозначения этого явления в юридической литературе исполь­зуются как тождественные понятия «форма права» и «источники права». Кроме того, существует еще категория «правовая форма». Это создает известные терминологические трудности, возникает проблема разграничения указанных понятий, уточнения их смыслового содер­жания.

Правовая форма отражает всю правовую реальность. Это понятие используется для обозначения связи права с иными социальными про­цессами. В данном случае внимание акцентируется на юридических свойствах правовых явлений, опосредующих экономические, полити­ческие, бытовые и иные отношения.

Категория же «форма права», как наиболее широкая, отражает всю юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элемен­ты, опосредующие экономические, политические, хозяйственные, культурные и иные фактические отношения, т.е. данный способ произ­водства и обмена, данный тип экономического базиса.

Под формой права подразумеваются, как уже говорилось, опреде­ленные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоя­тельного явления. Назначение этой формы — упорядочить содержа­ние, придать ему свойства государственно-властного характера.

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (норма­тивные предписания, институты, отрасли). Под внешней — объективи­рованный комплекс юридических источников, формально закрепляю­щих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установле­ний ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содер­жание и формы выражения.

Источник права определяется в юридической литературе не­однозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения..

Содержание и форма права не являются результатом произвольно­го конструирования законодателя. Их первопричины заложены в сис­теме общественных отношений, исключающих монизм источника и предопределяющих многообразие форм внешнего выражения права

Своеобразие источников сказывается на формах внешнего выраже­ния права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь, а также известность научных школ, обосновывающих специфику этого вмешательства.

Взгляды ученых на форму права исторически изменялись и зависе­ли от того, какое содержание они вкладывали в понятие права в разные периоды времени. У сторонников естественно-правовой концепции складывалось одно представление о содержании и форме существова­ния права, у сторонников психологической школы — другое, а у нормативистов — третье.

Однако все это многообразие взглядов, школ и правовых систем объединяется представлением о праве как о системе общеобязательных правил поведения, объективированных в разного рода актах и иных доступных для восприятия источниках, имеющих различные техничес­кие характеристики (от берестяных грамот, закрепляющих обычаи и религиозные верования, до современных электронных носителей пра­вовой информации).

Таким образом, можно сказать, что об источниках права говорят прежде всего в смысле факто­ров, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствую­щего класса (всего народа), и в конечном счете материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответственно: историчес­кие памятники права, данные археологии, действующие право­вые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руковод­ствуется в решении юридических дел. В континентальных госу­дарствах это в основном нормативные акты. Договор как источ­ник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-пер­вых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в ко­нечном счете должна быть обусловлена существующим соци­ально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обес­печить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демокра­тических форм, какими являются законы.

Закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдель­ных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суж­дения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смыс­ле, как синоним понятия права, а точнее — законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исхо­дящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под законом понимается норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установлен­ном заранее порядке. Прежде всего, закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду.

Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

В обыденной жизни, в обиходе использование термина «закон» для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо под­черкивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не толь­ко собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некоррек­тно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эф­фективность их применения [1] .

В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридичес­кой литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле.

Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие.

Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой» [2] .

Закон — это нор­мативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общест­венные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны» [3] .

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сформулировать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмот­реть хотя бы его основные, специфические черты.

Чем выделяется закон среди других нормативных правовых актов? Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты? Обоб­щая весь накопленный нашими предшественниками материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше и им подобных дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.

Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием — в России, Конгрессом — в США, Парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.) представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим наро­дом, с помощью референдума.

Данный признак закона является широко признанным исследова­телями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам.

Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции).

works.doklad.ru

Закон как источник конституционного права

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика закона как источника конституционного права РФ

1.1. Источники конституционного права РФ

1.2. Понятие закона и его роль в системе источников конституционного права РФ

2. Характеристика видов закона в Российской Федерации

2.1. Конституция РФ как основной закон

2.2. Федеральные конституционные законы

2.3. Понятие и специфика федеральных законов

Список использованной литературы

Введение

Конституционное законодательство РФ выражено в системе правовых источников, которые содержат нормы, регулирующие основы конституционного строя РФ, правовое положение человека и гражданина, федеративное устройство, организацию и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. Одним из источников конституционного права является закон. Изучение законов в системе источников конституционного права РФ является актуальным, потому что позволит определить их роль и функции, уточнить объекты регулирования, а также выявить основные направления их развития в общей системе конституционного законодательства РФ.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе применения источников конституционного права Российской Федерации.

Предмет исследования — закон как источник российского конституционного права.

Цель — исследовать закон как один из источников конституционного права РФ.

Цель исследования определяет следующие задачи:

— перечислить источники конституционного права РФ;

— определить роль закона в системе источников конституционного права РФ;

— охарактеризовать Конституцию РФ как основной закон РФ;

— выявить особенности федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов субъектов РФ.

Методологическую основу данной курсовой работы составили следующие методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительно-правовой.

Система источников конституционного права и специфика отдельных из них являлись предметом исследования в работах следующих авторов: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, О.Е. Кутафина, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Ю.А. Тихомирова, В.Н. Хропанюк и других.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы исследования, показана ее актуальность, определены объект, предмет, цели и задачи исследования.

Первая глава состоит из двух подпунктов. В ней перечисляются источники конституционного права и определяются понятие и роль закона в системе источников конституционного права РФ.

Вторая глава включает в себя три подпункта. Во второй главе характеризуются Конституция РФ, Конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ как источники конституционного права. В заключение работы содержатся обобщенные выводы по главам.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА КАК ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

1.1. Источники конституционного права РФ

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды. Прежде всего, следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования[1].

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Выделяют федеральные конституционные и федеральные законы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. К ним относятся указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры. Например, Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенности каждого данного субъекта[2].

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, Конституции республик и Уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, уставы (Положения)[3].

Необходимо отметить и такую особенность источников конституционного права, как включение в их число некоторых законов бывшего Союза ССР, действующих в той части, в которой они не противоречат Конституции РФ и другим ее законам.

1.2. Понятие закона и его роль в системе источников конституционного права РФ

Закон — это установленное государственной властью общеобязательное правило, регулирующее какую-нибудь область общественно-правовых отношений.

Закон должен быть наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Поэтому законы выступают вторым видом источников конституционного права по юридической силе после Конституции РФ и регулируют важнейшие общественные отношения.

В правовых нормах, в том числе конституционных, предмет закона (т.е. сфера отношений, которые могут регулироваться только законом) не определен в обобщающей форме. Однако во многих статьях Конституции РФ указывается, по каким вопросам должна применяться только форма закона (например, ст. 20, 25, 29,36, 70,81,84 и многие другие).

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

В России существует три категории федеральных законов как источников конституционного права: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ, иные федеральные конституционные законы и федеральные законы.

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие; федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О выборах Президента Российской Федерации» и другие[4].

Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ вносится в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации Конституционным Судом. Его особенность по сравнению с другими источниками — временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию РФ.

Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными нормативными актами — указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления. Но не любой закон является источником конституционного права, а только те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы.

Законы принимаются Федеральным Собранием РФ на основе особой процессуальной формы их деятельности — посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ. Федеральное Собрание — единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов. Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь законы, принятые парламентским путем и нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона — Конституции РФ 12 декабря 1993 г[5].

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции РФ о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу[6].

Таким образом, в системе источников конституционного права России закон занимает основное место. Так как он выражен на федеральном уровне в форме Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ; на региональном уровне — в форме Конституций, Уставов и законов субъектов РФ.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Конституция РФ как основной закон

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого граждане РФ учредили основные принципы устройства общества и государства, определили субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепили охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, Конституция РФ служит правовой базой для текущего российского законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения Конституции РФ. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Конституция РФ возглавляет систему источников российского права, в том числе систему источников конституционного права. Такой статус Конституции РФ в системе источников российского права обеспечивается, прежде всего, ее учредительными свойствами: Конституция РФ устанавливает виды правовых актов, издаваемых высшими органами и должностными лицами публичной власти; исчерпывающе называет все федеральные конституционные законы и важнейшие из федеральных законов, подлежащих принятию; регулирует основные стадии законодательной процедуры; устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов (нормативных и ненормативных). Все иные источники конституционного права в России производны от Конституции РФ. В то же время приоритет Конституции действует не только на стадии конструирования системы источников права, но и в последующем — в частности, на стадиях их практической реализации[7].

Конституция РФ имеет более высокую юридическую силу не только в отношении нормативных актов, но и в сравнении с иными разновидностями источников конституционного права, в частности — в сопоставлении с многосторонними федеративными и другими внутригосударственными договорами, законами, постановлениями и т.д. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений договора, закона, постановления и других нормативно-правовых актов — действуют положения Конституции РФ.

Конституция РФ имеет приоритет не только в системе законодательства, т.е. источников российского права, но и в системе государственных и общественных институтов. Она стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, которые обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Также, приоритет Конституции РФ в системе источников российского права проявляется и в том, что законы, иные нормативные акты могут подвергаться экспертизе в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Конституции РФ. При этом, если акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции РФ, то они утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

На региональном уровне источником конституционного права помимо Конституции РФ действуют Конституции субъектов РФ. Конституция субъекта РФ — основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ статус республики устанавливается Конституцией РФ и Конституциями республик, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом субъекта РФ. На территории субъекта РФ Конституция субъекта РФ обладает высшей юридической силой после Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов. В Конституции РФ нет норм, устанавливающих содержание Конституции субъекта РФ. Как правило, Конституция субъекта РФ регулируют целый комплекс проблем: основные принципы построения и функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ; отношения, связанные с порядком образования и функционирования государственных органов, их виды, структуру, правовой статус, формы деятельности органов государственной власти, издаваемые ими акты; законотворческий процесс, основы административно-территориального устройства и т. п[8]. Данный перечень не исчерпывающий, но он отражает особенности предмета регулирования Конституции субъекта РФ. Предметы регулирования Конституции субъекта РФ во многом зависят от таких факторов, как экономическое состояние субъекта РФ, сложившиеся в нем традиции, а нередко и опыт соседей, на которые ориентируются субъекты РФ и т.п. Структура подавляющего большинства Конституций субъектов РФ имеют много общего со структурой Конституции РФ. Они обычно состоят из преамбулы, основной части и заключительных или переходных положений. В преамбуле излагаются цели создания и назначения Конституций субъектов РФ, принципы, на которых они строятся, исторические условия их появления. Основная часть Конституций субъектов РФ делится на главы (разделы)[9].

К специфическим чертам Конституций субъектов РФ можно отнести и то, что хотя многие их нормы и устанавливаются самими субъектами Федерации, однако их исполнение обеспечивается властью не только субъекта РФ, но и властью Федерации в целом.

2.2. Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы — это новая разновидность законов в РФ. Они были официально признаны с принятием Конституции РФ 1993 г.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствующем порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. В России существуют две основные категории федеральных конституционных законов — федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы.

Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции имеют ряд особенностей в сравнении с иными источниками конституционного права. Прежде всего, особенности заключаются во временном характере автономного регулирующего воздействия, «которое поглощается внесением поправки в Конституцию».

Федеральные конституционные законы о поправках в Конституцию, в свою очередь, представлены в трех разновидностях: федеральные конституционные законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ; федеральные конституционные законы о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ[10].

Указанные три разновидности федеральных конституционных законов о поправках Конституции различаются по их содержанию и порядку принятия, но имеют одинаковый предмет регулирования — отношения, характеризующие Конституцию РФ и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции РФ. Что касается особенностей порядка принятия, то они заключаются в следующем: Федеральные конституционные законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены Палатами Парламента Федерального Собрания России большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и вступают в юридическую силу после их одобрения на протяжении, не превышающем один год после принятия Советом Федерации, органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономного округа, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга).

Соответствующая процедура закреплена в ст. 136 Конституции РФ 1993 г. и ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Федеральные конституционные законы о принятии в РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, а также федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ принимаются на основе процедуры, аналогичной федеральных конституционных законов о поправках к главам 3-8 Конституции РФ — но без стадии одобрения органами законодательной власти субъектов РФ. Тем не менее, эти законы по своей юридической силе также равны Конституции РФ. Процедура принятия указанных федеральных законов зафиксирована в п. 1 ст. 137 Конституции РФ 1993 г. и в ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г.

Иные федеральные конституционные законы не связанные с поправками Конституции РФ отличаются и от федеральных законов и от федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ. Хотя процедура принятия федеральных конституционных законов полностью совпадает с процедурой принятия одной из разновидностей ФКЗ — о поправках в п. 1 ст. 65 Конституции, тем не менее, по их юридической силе он не равны Конституции РФ и законам о поправках Конституции РФ, стоят на порядок ниже последних в иерархии конституционного законодательства[11].

В то же время по критерию юридической силы федеральные конституционные законы, как и федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ, превосходят обычные федеральные законы.

Конкретные наименования федеральных конституционных законов указаны в тексте Конституции РФ. Большая часть федеральных конституционных законов из закрепленных в Конституции РФ 1993 г. уже приняты: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (от 21 юля 1994 г); ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (от 28 апреля 1995 г.); ФКЗ «О референдуме РФ» (от 10 октября 1995 г.); ФКЗ «О судебной системе РФ» (от 31 декабря 1996 г.); ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (от 26 февраля 1997 г.); ФКЗ «О Правительстве РФ» (от 17 декабря 1997 г.); ФКЗ «О военных судах РФ» (от 23 июня 1999 г.); ФКЗ «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 г.); ФКЗ «О государственном флаге РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гербе РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (от 17 декабря 2001 г.)[12].

Федеральные конституционные законы отличаются и более высокие требования кворума при голосовании в палатах Федерального Собрания — парламента России — не простое большинство голосов депутатов в каждой из Палат, а 2/3 — в Государственной Думе и 3/4 — в Совете Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции РФ). На стадии подписания федерального конституционного закона Президентом, последний не имеет права применить к ним вето, т.е. не может их отклонить и выразить свое несогласие, он обязан их беспрекословно, автоматически подписать и обнародовать. Хотя такое право у Президента есть в отношении обычных законов (п. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

Особенность федеральных конституционных законов состоит в том, что, дополняя Конституцию РФ, они не сливаются с ней, и тем более не интегрируются в ее текст, а сохраняют формальную автономность, самостоятельность по отношению к Основному Закону и имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция РФ и законы о поправках Конституции, но большую юридическую силу в сравнении с обычными законами.

2.3. Понятие и специфика федеральных законов

Федеральные законы РФ — это нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Федеральные законы (обычные, или текущие) кроме традиционной формы могут быть приняты в виде основных принципов регулирования, основ законодательства или кодекса.

Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием РФ на основе раздельного голосования в Государственной Думе и Совете Федерации большинством голосов от конституционно установленной численности депутатов в каждой из палат (ст. 105 Конституции РФ).

Сферы общественных отношений, регулируемых федеральным законом в РФ, предметно определены в Конституции РФ в связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения — Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно п.п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ, перечень которых изложен в ст. 71 Конституции РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, перечень которых представлен в ст. 72 Конституции РФ.

Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» (от 17 сентября 1997 г.); «О выборах Президента РФ» (от 31 декабря 1999 г.); «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» (от 24 июня 1999 г.); «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (от 5 августа 2000 г.); «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г.); «О политических партиях» (от 11 июня 2001 г.); «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (от 6 октября 1999 г.); «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 28 августа 1995 г.) и другие[13].

Федеральные законы по своей юридической силе стоят ниже Конституции РФ и федеральных конституционных законов, однако, они имеют приоритет в сравнении со всеми иными видами нормативных правовых актов.

Федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, превосходят по своей юридической силе не только все подзаконные федеральные правовые акты, но и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 5 ст. 76 Конституции РФ). Приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и Конституции и Уставы субъектов РФ — основные законы субъектов РФ.

Законы субъектов РФ, которые содержат конституционные нормы, являются источниками конституционного права России. К законам субъектов РФ относят нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. Помимо Конституций республик, Уставов краев, областей и городов федерального значения к источникам конституционного права на региональном уровне относятся и текущие законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.Законом субъекта Российской Федерации: а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении; б) устанавливаются основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе его долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума; к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти РФ, а также выборов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; л) устанавливается административно-территориальное устройство; м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким образом, Конституция РФ является основным законом в РФ и стоит на первом месте в иерархии источников конституционного права. Далее стоят федеральные конституционные законы РФ, которые делятся на: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы. Отличительными особенностями федеральных законов РФ являются их подчиненное положение федеральным конституционным законам и различными формами принятия (традиционная — федеральный закон, основы законодательства или кодекс).

Конституции, Уставы и законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам и действуют только в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

Заключение

В данной курсовой работе был исследован закон как источник конституционного права РФ. В результате исследования сделаны следующие выводы.

Закон как нормативно-правовой акт составляет основу системы источников конституционного права и элемента системы российского законодательства. Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения и имеет особый статус; отражает высшую форму выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета, демократических ценностей; является инструментом государственного управления и обладает высшей юридической силой. Закон принимается в особом порядке уполномоченными на то государственными органами.

По юридической силе, особенностям принятия различают следующие законы: 1) Конституцию РФ; 2) законы РФ о поправках к Конституции РФ; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы (Конституции, Уставы), принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Все законы РФ следует разделить на два вида: действующие на всей территории Российской Федерации, и законы, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации. К законам, содержащим конституционные нормы и действующим на всей территории РФ относятся: 1) Конституцию РФ; 2) законы РФ о поправках к Конституции РФ; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы. К источникам конституционного права, действующим на территории того или иного субъекта РФ относятся Конституции, Уставы и законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Особое место в системе источников конституционного права России занимает Конституция РФ. Она является основным законом РФ. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования. Конституция РФ имеет верховенство на всей территории Федерации. Конституции республик и Уставы регионов не могут противо­речить Конституции РФ.

Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Федеральные конституционные законы бывают двух видов: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы. Особенность федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ заключается во временном характере их действия.

Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения; принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов; утверждение описания и порядка использования государственных символов России; назначение и проведение референдумов; определение режима военного положения; введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях и т.д.

По юридической силе после Конституции РФ и федеральных конституционных законов стоят федеральные законы. Федеральные законы являются самым многочисленным источником конституционного права РФ. Они принимаются по предметам ведения Федерации и ее субъектов в более простом порядке, чем федеральные конституционные законы РФ. Отличительной особенность федеральных законов является то, что они могут приниматься в виде основ законодательства или кодекса.

Конституция РФ закрепляет не только порядок принятия федеральных конституционных законов и принятия федеральных законов, но и устанавливает верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов РФ.К основным разновидностям законов субъектов РФ, относящихся к источникам конституционного права РФ относятся: Конституции республик, Уставы краев, областей, городов федерального значения, а также текущие законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ. Последние относятся к источникам конституционного права, если содержат конституционные нормы.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. — — № 237. — 25 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 10. — Ст. 1146.

Литература

3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010. — 256 с.

  • Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. — М.: Юристъ, 2010. — 720 с.
  • Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 — е издание, изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 781 с.
  • Борисов А. Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). — М.: Юрисиъ, — 272 с.
  • Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. — М.: Эксмо, 2010. — 560 с.
  • Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие. — М.: РИОР, 2008. — 161 с.
  • Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Велби, 2008. — 608 с.
  • Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — 608 с.
  • Кокотов А.Н. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — 296 с.
  • Колпаков Р.В. Конституционное право России. Базовый курс. — М.: Приор-издат, 2010. — 128 с.
  • Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
  • Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 167 с.
  • Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. — М.: Проспект, 2009. — 504 с.
  • Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- 446 с.
  • Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2009. — 217 с.
  • Шумский И.Н. Конституционное право России. — М.: Юстицинформ, 2006. — 379 с.
  • Периодическая печать

    19. Щеголев И.Б. Особенности и место конституционных законов в системе законодательства// Юристъ — Правоведъ. 2007. — № 3. — С. 32-46

    [1] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 37.

    [2] Кокотов А.Н. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 9.

    [3] Колпаков Р.В. Конституционное право России. Базовый курс. — М.: Приор-издат, 2010. — С. 7.

    [4] Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. — М.: Эксмо, 2010. — С. 31.

    [5] Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — С. 29.

    [6] Шумский И.Н. Конституционное право России. — М.: Юстицинформ, 2006. — С. 48.

    [7] Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. — М.: Эксмо, 2010. — С. 44.

    [8] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 407.

    [9] Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. — М.: Юристъ, 2010. — С. 298.

    [10] Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- С. 112.

    [11] Кокотов А.Н. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 173.

    [12] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — С. 136.

    [13] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 — е издание, изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — С. 311.

    help-stud.ru