Выбирает гражданство

Гражданство (Citizenship) — это

юридический термин, которым обозначают принадлежность человека какому-либо государству, сопровождающуюся обязательствами как человека перед государством, так и государства перед человеком. Гражданство является отдельным институтом права и закреплено в Основном законе каждого государства

Информация о понятии гражданства, гражданство как институт конституционного права, виды гражданства, в том числе иностранное гражданство, двойное гражданство, лица без гражданства, принципы гражданства в государствах, получение и регистрация гражданства, в том числе гражданство по праву крови, гражданство по праву земли, натурализация и оптация как гражданство, гражданство разных государств, российское гражданство, гражданство США, гражданство в Евросоюзе и гражданство Великобритании

Содержание

Гражданство — это, определение

Гражданство — это, прежде всего, принадлежность человека тому или другому государству, заключающаяся во взаимном соблюдении обязательств — как человека перед государством, так и государства перед человеком. Человек со своей стороны обязуется соблюдать законы и обязанности государства, гражданином которого он является, а государство со своей стороны гарантирует человеку права и свободы, оговоренные в Основном законе, правовым институтом которого и является гражданство.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство — это принадлежность человека определенному государству. В странах с монархической формой правления используется понятие «подданство».

Гражданство — это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу.

Гражданство — это устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается.

Гражданство — это термин, означающий юридическую принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами этого общества.

Гражданство — это взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности.

Гражданство — это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Гражданство — это основной институт конституционного права, который находит свое закрепление в основном законе государства (конституции), а также в других государственных нормативно-правовых актах.

Гражданство — это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве этого государства.

Гражданство — это правовое положение лица, как в своем государстве, так и за его территорией, в международном общении.

Гражданство — это структурный элемент правового статуса личности, который раскрывает главный смысл связи человека и государства, взаимоотношений гражданина с государством и обществом.

Понятие гражданства

На протяжении тысячелетий люди обсуждают идею гражданства, но и по сей день не существует полного единодушия в том, что же оно в точности означает. Понятие юридического гражданства представляется относительно простым: оно обычно связано с национальным государством и определяется положениями законов данной страны.

Возможно, поэтому для многих людей понятие гражданства непосредственно связано с идеей патриотизма: «хороший гражданин» часто сочетается с «хорошим патриотом».

Однако понятие гражданства является намного более сложным, чем просто «патриотизм». Это можно увидеть из истории происхождения самой идеи, изложенной в следующей части. Полезно помнить о различии между гражданином, с одной стороны, и подданным — с другой.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно олицетворяла связь с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

Гражданство или подданство удостоверяется установленным в государстве способом. Однако среди различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странах Европейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта в некоторых странах, входивших ранее в Советский Союз.

Термин «гражданство»

Термин «гражданство» произошел от слов «город», «горожанин». В английском языке — city — citizenship. В немецком языке Burger — это не только гражданин, но и городской житель. Объяснение видится в том, что первые республики заимствовали опыт самоуправляющихся городов.

В настоящее время в документах для обозначения гражданства используется иной термин — nationality (англ.), nationalite (фр.), nazionalita (итал.). Он понимается как принадлежность к государству. Дело в том, что термин «nation» в иностранных языках (английском, французском и др.) означает не «национальность» в этническом смысле, как это имеет место в русском языке, а «нация», «народ», «государство» в общественно-политическом смысле. В немецком языке это понимание выражено буквально — Staatsangehorigkeit — государственная принадлежность.

Кроме гражданства употребляется термин «подданство». Ранее он использовался для обозначения принадлежности к монархии. При этом в ряде монархий (например, в Бельгии, Испании, Нидерландах) данный термин в конституциях и законодательстве вообще не применяется и заменен термином «гражданство».

В мировой литературе, законодательстве государств и в международной практике принят термин «гражданство юридического лица». В соответствии с Кодексом о гражданстве Турции термин «гражданин» означает также «все юридические лица или ассоциации, статус которых в качестве таковых основан на находящемся в силе законе Турции».

В отечественной литературе используется термин «национальность юридического лица». «Под национальностью юридического лица, — пишет М.М. Богуславский, — понимается его принадлежность к определенному гражданству». Иными словами, речь идет о той же правовой связи, которая в случае с индивидом именуется гражданством. Сознавая это, М.М. Богуславский отмечает, что термин применяется условно, «в ином смысле, чем он применяется к гражданам».

История понятия гражданства

Полезно взглянуть на некоторые важные этапы развития идеи гражданства, так как это поможет «распутать»» различные смысловые нити понятия, которое в настоящее время обсуждается.

Гражданство в античных городах

Гражданство древности зародилось раньше, чем появилось государство. Оно было известно предшествовавшим государству древнегреческим полисам и римским гражданским общинам. Ф. Энгельс в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства» был прав, полагая, что одним из признаков, отличающих государство от родовой организации, является территориальное деление подданных. Греческий полис и римская гражданская община этим признаком не обладали. Публично-правовое положение индивида было обусловлено его принадлежностью к гражданской общине (полису) и не определялось его местожительством. Индивид признавался гражданином только в своем полисе; находясь вне его, он уже не считался гражданином. Этим и объясняется тесная привязанность гражданина к своей организации, так как только она могла гарантировать ему «существование в качестве гражданина – единственное тогда достойное человека существование».

Одна из первых попыток теоретически осмыслить понятия «гражданин», «гражданство» была предпринята еще Аристотелем, который отмечал сложность этого явления. Изучая природу гражданства, он, в частности, указывал на тот факт, что совместное проживание с гражданами не означало признания за лицом права гражданства. Правами гражданства не обладали и не достигшие совершеннолетия юноши, хотя и рожденные от граждан полиса (общины), а также женщины и старцы. Качество гражданина Аристотель признавал только за теми, кто участвовал в суде и народном собрании. «В этом участии, — писал Г. Еллинек, — и усматривали существо гражданина, отличие его от простого жителя».

Кроме того, гражданство древности, как отмечал видный ученый-историк С. Л. Утченко, имело и внутреннюю градацию. И в римских гражданских общинах, и в греческих полисах все граждане делились по способу возникновения у них гражданства на две основные группы. В первую группу входили лица, «родившиеся гражданами» (cives nati), вторую составляли лица, «сделанные гражданами» (cives facti). Причем последняя группа имела довольно неоднородный состав. В нее входили «как отдельные лица, так и целые общины, получившие права гражданства», включая и лиц, ставших гражданами в силу отпуска их на волю.

Неоднороден был состав граждан и по объему правоспособности. Истории гражданства известны на этот счет две группы граждан: — граждан полного права (cives Optimo iura), обладавших и политической, и семейно-имущественной правоспособностью;- граждан так называемого урезанного права (minuto iura), имевших ограниченную правоспособность.

Так что же такое гражданство древности? Это явление, на наш взгляд, необходимо рассматривать в теоретическом плане и практическом. Теоретически древнее гражданство характеризовалось как фундамент, важнейшее условие существования самого полиса (гражданской общины). Еще Аристотель определил полис как совокупность граждан. Гражданство полисов (общин) представляло собой не правовой институт, а идейно-политическую, «духовную» основу этих образований.

Практическая сторона гражданства заключалась в неоднотипности и неоднородности состава граждан. Ими являлись лишь мужчины — землевладельцы. Гражданство представляло собой высшую социальную ценность для члена полиса (общины). В зависимости от принадлежности человека к этой категории определялось его место и качество на социальной лестнице. Следовательно, при изучении гражданства древности речь должна идти о гражданстве как морально-политической категории, социальном качестве человека, его определенном правовом состоянии. Античный полис (община) дали нам не правовой институт, а идею гражданства, которая сыграла далеко не последнюю роль в развитии теоретической мысли о положении личности в обществе.

Таким образом, гражданство древности можно определить как социально-правовую форму объединения людей, обладающих имущественными правами, управленческой властью и, соответственно, отличавшихся особым социальным качеством.

В дальнейшем историческом развитии полис (община) претерпевает значительные изменения. Усиливается расслоение общества по имущественному признаку, и вследствие этого растут противоречия между различными социальными группами. Управленческая власть полноправных граждан постепенно принимает формы государственной власти. Происходит разделение граждан по территориальным организациям. Постепенно идет процесс образования античных государств.

Результатом многочисленных войн этого периода явилось образование крупных государств, к примеру, Римского. Его развитие характеризовалось ломкой прежних представлений о гражданстве. С расширением территориальных владений республики увеличивается и круг лиц, наделявшихся правом римского гражданства. Роль основных признаков гражданства полиса (общины) — замкнутость и исключительность — значительно ослабла. Право римского гражданства распространялось постепенно на все население Италии.Вместе с тем появились и новые виды внутренней градации среди граждан. Прежняя ценность и содержание гражданства изменились.

Римская республика все более приобретала черты империи, чем и стала в последующем времени. Первоначальный смысл гражданства терялся, и граждане постепенно превращались все в большей степени в единообразных подданных единой империи. Как видим, даже краткий анализ развития общества и государства рассматриваемого периода не дает достаточных оснований говорить о гражданстве того времени как правовом институте.

В данный исторический период граждане образуют только привилегированный класс. Поэтому существование понятий «гражданин», «гражданство» само по себе не является доказательством наличия в древних республиках государственно-правового института гражданства. В этих государствах вопросы гражданства не подвергались правовой регламентации, не существовало в это время и правоотношений по поводу гражданства, следовательно, отсутствовал и сам правовой институт античного гражданства. Таким образом, можно утверждать, что возникновение гражданства как государственно-правового явления не связано с возникновением и существованием государств древности.

Гражданство в эпоху буржуазных революций, XVIII-XIX вв.

Появление института гражданства было обусловлено другой эпохой. Этот институт, как отмечалось в литературе, «сравнительно новый, его не знали ни рабовладельческие государства, ни феодальные государства. Он возник в эпоху первых буржуазных революций и становления первых буржуазных государств», В основу теории гражданства изначально были положены идеи о национальном единстве и равноправии граждан. Они не были известны ни античному гражданству, ни феодальному подданству. Зарождение и формирование наций связано с развитием буржуазного общества. Что же касается равноправия, то гражданству древности оно также было незнакомо.Новое время с характерной для него тенденцией к прогрессивному развитию и переустройству общества не удовлетворяется существовавшим правовым положением человека, базировавшимся на идее вассальной зависимости подданного от своего господина.

Французская буржуазная революция в «Декларации прав человека и гражданина» торжественно провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», «все граждане обладают правом участвовать в законодательной деятельности, как лично, так и через своих представителей. Закон должен быть равным для всех». Эта декларация затем была полностью воспроизведена в Конституции Франции 1791 года.

Понятия «гражданин», «гражданство» прочно утвердились в революционной Франции. Это обстоятельство обусловлено рядом причин. Во-первых, идеи равенства, национального единства и ряд других демократических воззрений активно разрабатывались научной мыслью того времени. Работы французских ученых Ж. Ж. Руссо Ш. Л. Монтескье, А. Эсмена и других составляли основную теоретическую базу для института гражданства. Несмотря на некоторые различия в учениях этих мыслителей их теории, представлявшие естественно-правовую доктрину, оказали огромное влияние на содержание этого института.

В этой связи достаточно вспомнить Ж.Ж. Руссо, провозгласившего идею о естественных и неотъемлемых правах человека и гражданина, их участии в осуществлении государственной власти. В документах французской революции явно прослеживается ее влияние. Идея равенства граждан была воплощена и в ряде положений французской Конституции 1791 года. Так, в одной из ее статей говорилось, что «всем гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способностей». Таким образом, индивид, являвшийся правовым субъектом в феодальном обществе, приобретал новое качество — качество гражданина республики, а вместе с этим становился субъектом права, т.е. лицом, наделенным правами и обязанностями, закрепленными в конституции государства.

Во-вторых, появление понятий «гражданин», «гражданство» имело огромное морально-политическое значение. Высокий накал революционной борьбы, патриотический настрой большинства населения Франции формировали идеал гражданственности. Крупная буржуазия, добиваясь полного господства, стремилась привести государство и общество не только к политическому, но и национальному единству. Одним из основных лозунгов французской буржуазной революции был лозунг равенства и национального единства всех французов. Национальность лица не имела значения, главное, чтобы гражданин был «французом по духу».

И, в-третьих, буржуазия стремилась к обязательному законодательному закреплению идей о гражданстве. Та­кое закрепление должно было служить гарантией от возврата к феодальному абсолютизму, ущемлению прав и достоинства личности. О появлении гражданства как государственно-правового института свидетельствует факт его детальной правовой регламентации. Законодательно были урегулированы вопросы приобретения и утраты французского гражданства. Это имело место в революционных декретах от 3 ноября и 22 декабря 1789 года.

Вопросам состояния французского гражданства был посвящен и второй раздел Конституции 1791 года, где, в частности, говорилось, что французскими гражданами считаются иностранцы:

— непрерывно в течение 5 лет пробывшие во Франции;

— состоявшие в браке с француженкой;

— приобретшие во Франции недвижимость.

Кроме то­го, они должны принять гражданскую присягу на верность нации, закону и королю. В этом же разделе Конституции были закреплены и основания утраты французского гражданства. К ним относились натурализация в иностранном государстве и присуждение к наказанию, которое влекло за собой утрату французского гражданства.

Оформление взаимоотношений между индивидом и буржуазным государством посредством института гражданства, несомненно, носило прогрессивный характер, в сравнении с аналогичными отношениями в феодальном обществе. Но демократизм нового государственно-правового института заключался лишь в его форме, но далеко не в содержании. Двойственность правового положения граждан, ограниченность формулировок о свободе и равенстве, формальность провозглашенных политических прав — такова была сущность зарождавшегося гражданства.

Творцы законодательных актов Французской республики исходили из договорной теории Руссо, согласно которой человек как гражданин участвует в осуществлении государственной власти, а как подчиняющийся законам и требованиям государства он является подданным. Отсюда и конституционное разделение правового статуса французских граждан на активных и пассивных. Основным же критерием такого деления граждан был имущественный принцип.

Ученые позднего периода как-то пытались объяснить это положение. В частности, французский государствовед А. Эсмен так развил мысль Сийеса о невозможности уравнения всех граждан в политических правах: «огромное большинство граждан, будучи вполне способно выбирать представителей. неспособно производить оценку законов или законопроектов, которые были бы подвергаемы его рассмотрению». Эта неспособность обосновывалась двумя причинами — отсутствием у некоторых граждан образования и времени для занятий нормотворческой деятельностью.

Правовая регламентация гражданства, конец XIX — начало XX вв.

Последующие теоретические разработки вопросов гражданства связаны с трудами ученых-юристов Г. Еллинека, Г. Шульца, Н. М. Коркунова, В. М. Гессена и других исследователей. В этот период (конец XIX — начало XX вв.) научную мысль интересовали вопросы правовой регламентации гражданства, объем правового статуса иностранца и гражданина, проблема первоначального установления гражданства (подданства). Но основная проблема в теории гражданства того времени — это проблема содержания понятий «подданный» и «гражданин» и их соотношение.

Огромное влияние на научные мнения по данному вопросу оказывали естественно-правовая теория и широко разрабатываемая в то время доктрина публичных прав. Опираясь на эти учения, В. М. Гессен, к примеру, писал, что индивид признается «гражданином лишь поскольку он имеет права — только права — по отношен к государству; как субъект публично-правовых обязанностей он является подданным, а не гражданином». И далее «Как гражданин он участвует в парламентских выборах или вчиняет судебный иск, как подданный он отбывает повинности и платит налоги». Е этому нет серьезных оснований для непременного разграничения этих понятий, так как «подданный» и «гражданин», — считал немецкий ученый Зоупф, — отлично уживаются рядом друг с другом: второй термин обозначает только то, что наряду с обязанностью гражданского послушания подданный имеет политические права».

«Разумеется, — справедливо считает С. А. Авакьян, — речь идет не только о формально-правовом различии. Понятие «гражданство» и «подданство» могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане — это как бы свободные люди в свободном государстве — республике, сами решающие свои дела и управляющие собой. Подданный — существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека — монарха. «.

Признаками гражданина объявлялись свобода и равенство, но в действительности их распространение на граждан имело существенные ограничения. Понимание свободы заключалось в свободе частной собственности и индивидуализации положения личности в обществе. Равенство определялось как формально-юридическое равенство всех перед законом. Суть же общего равноправия заключалась лишь в обладании пассивным гражданством.

Последующий этап развития института гражданства имеет также свои особенности. В основном это связано с несогласованностью и противоречивостью выводов ученых по теоретическим вопросам гражданства. Этот период глубоко и критически исследован в работах многих российских и зарубежных ученых-юристов. В частности, С. В. Черниченко, автор работы «Международно-правовые вопросы гражданства», указывает на три основные причины, которые не позволяли прийти к единому мнению по ряду теоретических проблем гражданства.

Первая причина заключалась в отсутствии единого, общепринятого термина, означающего гражданство. Результат этого — деление понятия гражданства на международно-правовое и внутригосударственное. Такое понимание гражданства явилось наследием первых правовых теорий и законодательных актов о гражданстве. Согласно им лица как участники верховной власти, т.е. носители политических прав, назывались гражданами, а как подчиненные этой власти именовались подданными.

В последующем в теории гражданства постепенно отказываются от применения термина «подданный», так как это понятие было одним из атрибутов феодального права и указывало на бесправное положение индивида. Многие зарубежные авторы работ по гражданству все чаще отдают предпочтение термину «гражданин» при определении принадлежности лица к государству. Для международно-правового же обозначения гражданства в арсенале этих авторов находится несколько терминов, это: национальная принадлежность, прирожденный гражданин, государственная принадлежность и другие.

Вторая причина, на которую указывает С. В. Черниченко, обусловлена расхождением мнений западных юристов по вопросу содержания понятия гражданства. Автор выделяет при этом четыре основные позиции на этот счет. И третья причина существовавших разногласий в западной теории гражданства состоит в различии оценок юридической природы гражданства.

В основном они сводятся к спору о том, «является ли гражданство правовым статусом лица или же правоотношением между лицом и государством».

Характерной чертой для периода становления и развития правового регулирования гражданства, к примеру, в США и ряде стран Западной Европы, являлось наличие всевозможных цензов:

— имущественное положение лица;

— уровень его образования;

— длительность проживания ин­дивида в стране и др.

В основном перечисленные цензы распространялись на изъявивших желание приобрести гражданство того или иного государства.Но особо на фоне существовавших в то время всевозможных цензов выделяются ограничения в приеме в гражданство по политическим и расовым мотивам. Расистская идеология постоянно оказывала сильнейшее влияние на законодательство о гражданстве США. Вплоть до 1870 года правом американского гражданства обладали только «свободные белые», а затем, вплоть до середины XX века, этого права были лишены иммигранты многих национальностей.

Откровенно националистический, расовый принцип нашел свое отражение в законе о гражданстве Германии от 15 сентября 1935 года. Фашистский режим, исходя из идеи «кровной общности» всех немцев, объявил о признании каждого немца, независимо от его места жительства, гражданином Германии. Согласно этому же закону, истинными гражданами признавались только немцы, живущие непосредственно в Германии, но и они в свою очередь подразделялись на «имперских граждан» (в их число включались лишь арийцы) и остальных подданных государства. Закон от 15 сентября 1935 года содержал также положения, согласно которым человека могли лишить немецкого гражданства по политическим и религиозным мотивам.

Более позднему законодательству о гражданстве также известен расовый принцип. Например, в свое время, депутат израильского кнессета Чарльз Битоу открыто признал существование в Израиле двух категорий граждан. Первую составляли ашкенази — выходцы из европейских стран. Вторую — менее привилегированную — образовывали выходцы из арабских стран — сефарды. Принятый в ноябре 1981 года закон о британском гражданстве предусматривал разделение всех подданных Великобритании на три категории. В основу такого деления положена расовая принадлежность индивида.

Политические ограничения в приобретении гражданства — также характерная черта для буржуазного законодательства начала двадцатого столетия. Одним из первых государств, закрепивших в своих правовых нормах по гражданству такой вид ограничений, были США. Так, еще в 1906 году американским законодательством установлено, что лицо, желавшее приобрести гражданство США, обязано было под присягой заверить государственные органы в своей лояльности к правительству США.

Более отчетливо условности политического характера были отражены в законе Смита, принятом американским конгрессом накануне второй мировой войны. Этим актом правительственным органам право предоставлялось отказывать в приобретении гражданства США по политическим мотивам, а также лишать американского гражданства «радикально настроенных» иностранцев.

Следующий этап развития гражданства как государственно-правового института связан с революцией в России в октябре 1917 года и социалистическими преобразованиями Российского, а затем Советского союзного государства.

Становление и развитие нового исторического типа гражданства — социалистического — тесно связано с преобразованием всего российского общества и государства на принципах марксистско-ленинской, классовой теории пролетарской революции и социалистического переустройства общества.

Одним из результатов такого преобразования и яви­лось возникновение социалистического гражданства. Юридически этот факт был оформлен декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В нем провозглашалось общее и единое «для всего населения России наименование -гражданин Российской Республики».

Первым нормативным документом, непосредственно посвященным вопросам гражданства Российской республики, стал декрет ВЦИК от 5 апреля 1918 года. «О приобретении прав российского гражданства». В содержании декрета выделяются два основных момента:

— во-первых, им регламентировался процесс приобретения иностранцами российского гражданства;

— во-вторых, нормы этого декрета закрепляли полномочия Советов как органов государственной власти в решении вопросов принятия в гражданство.

Само обсуждение проекта декрета на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 года было бурным, а предлагаемые поправки к проекту, вносимые от разных партийных фракций, наложили отпечаток на его окончательную редакцию. В ходе дискуссии предлагалось даже закрепить в декрете принцип, согласно которому «всякий признавший Российскую Социалистическую Республику, тем самым становится российским гражданином». Однако этот принцип не нашел поддержки, так как одного признания было недостаточно, требовалось закрепление данного факта, то есть его юридическое оформление. Такая позиция и нашла свое правовое отражение в статье 1 декрета, где сказано об обязательном письменном заявлении иностранца, желавшего приобрести российское гражданство.

В содержании рассматриваемого декрета нельзя не увидеть романтизма первых революционных преобразований, а также стремления до предела упростить процедуру приема в гражданство нового государства. Одновременно этот институт был идеологизирован и всецело основывался на так называемом принципе пролетарского интернационализма, который с некоторыми модификациями, диктуемыми объективными процессами, просуществовал в отечественном праве вплоть до конца 80-х — начала 90-х годов.

Таким образом, становление государственно-правового института гражданства, принципы его правового регулирования находились под прямым влиянием процессов, происходящих в конкретном государстве. Институт гражданства не мог не впитывать в свое содержание особенности и противоречия соответствующего этапа развития общества и государства.

Существующая уже довольно давно концепция «множественного гражданства» позволяет человеку быть гражданином более чем одной страны или государственного образования. Например, с развитием Европейского Союза граждане стран-членов получают все больше прав и обязанностей в отношении Союза в целом, а не только в отношении своего государства.

Последняя составная часть понятия гражданства, приобретающая все большую важность, связана с идеей воспитания. Если в традиционном смысле гражданство связано с пользованием правами, а также с выполнением обязанностей, то можно сказать, что в определенном смысле граждане не рождаются, а создаются . Например, преданность и ответственность — это качества, которые надо воспитывать и культивировать. Таким образом, если эти качества существенно необходимы для того, чтобы быть гражданином в полном значении этого понятия, то «настоящих» граждан надо воспитывать — в самом широком смысле этого слова.

Сегодня представление большинства людей о гражданстве включает элементы, взятые из каждой из шести выше описанных концепций, хотя у каждого они сочетаются в разных пропорциях. Одни подчеркивают важность «обязанностей», другие придают больше значения «правам» или «патриотизму», третьи — тем качествам, которыми должен обладать «настоящий» гражданин.

Принципы гражданства

Принципы гражданства — это начальные основы, ведущие идеи, которые получили закрепление в законодательстве во взаимоотношениях государства и лица.

В международном праве существует ряд общих принципов по принятию гражданства.

Принцип единого гражданства

Принцип единого гражданства — означает то, что граждане, которые постоянно проживают на территории всех субъектов федерации, являются гражданами данного государства.

Принцип недопустимости лишения гражданства

Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить в одностороннем порядке (решением государства). Гражданин же имеет право изменить свое гражданство и государство не вправе лишить его этого права.

Принцип равного гражданства

Принцип равного гражданства — показывает, что гражданство равное, независимо от оснований по его приобретению, что все лица, которые имеют гражданство данного государства, имеют одинаковый конституционно-правовой статус.

Принцип существования постоянного гражданства

Принцип существования постоянного гражданства означает сохранение гражданства лицами, которые проживают за пределами государства, при заключении или расторжении брака, изменении гражданства другим супругом.

Принцип покровительства и защиты граждан

Принцип покровительства и защиты граждан со стороны государства.

Принципы гражданства — это начальные основы, ведущие идеи, которые получили закрепление в законодательстве во взаимоотношениях государства и лица. У каждой страны есть свои дополнительные принципы оформления гражданства. Помимо этих основных принципов гражданства практически у каждой страны есть свои дополнительные принципы оформления гражданства.

Некоторые государства разрешают своим гражданам иметь гражданство еще одного иностранного государства в соответствии с законами и международными договорами. Это называется двойным гражданством. Наличие у гражданина двойного гражданства ровным счетом ничего не меняет – он по-прежнему обязан придерживаться прав, свобод, и не освобождает его от обязанностей перед собственным государством.

Также в некоторых странах существует принцип гражданства по рождению, когда хотя бы один из родителей к моменту рождения ребенка является гражданином данной страны. Такие принципы получения гражданства существуют во многих странах, например в Эстонии, Германии и др. Принципы получения гражданства по крови и родству наделяет правом получения гражданства лиц, которые имеют расовые, языковые, исторические и культурные признаки национальности. В соответствии с этим принципом, лицо приобретает гражданство своих прародителей по рождению, причем место рождения, язык и даже наличие гражданства другой страны не существенны.

Приобретение гражданства

Приобрести гражданство возможно несколькими способами.

Филиация как приобретение гражданства

Филиация (по рождению) — это приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации.

Гражданство по праву крови

По праву крови (Jus sanguinis) или получение гражданства через брак родителей — ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.

Jus sanguinis — это юридический термин, закрепляющий право получения гражданства того или иного государства (практикующего юс сангвинис) только лицам, имеющим расовые, языковые и этнокультурные черты титульной национальности. Исторически юс сангвинис получило распространение в мононациональных государствах Европы без значительных процессов смешения (метисации) различных групп населения. Особую популярность юс сангвинис приобрело в Германии XIX века, когда в стране распространились националистические идеи превосходства арийской расы и стремления очистить страну от различных меньшинств. Влияние закона на процедуру получения немецкого гражданства сохраняется до наших дней.

Гражданство по праву земли

По праву почвы (земли) (Jus soli) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот, гражданство может быть легко восстановлено (США и др.).

Jus soli — это юридический термин, закрепляющий право получения гражданства того или иного государства, практикующего юс соли, лицам, родившимся на территории этого государства, независимо от их расовой, национальной или языковой принадлежности. Исторически юс соли получил распространение в государствах со значительными процессами смешения (метисации) различных групп населения, заселявшего ту или иную территорию (например, Франция с её романо-кельтско-германским населением) и иммигрантских странах (США, Канада и т. д.), где это право зачастую закрепляет конституция.

Гражданство по наследству

По наследству — редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы. Так, лица, бывшие гражданами Латвийской Республики до 17 июня 1940 года, передают свои права на гражданство потомкам. Отличие от «права крови» можно проследить в ситуации, если родители ребенка, граждане Латвийской Республики, юридически умерли до его рождения. Гражданский статус новорожденного при этом зависит от статуса его предков в день 17 июня 1940 года. Подобная практика наблюдается также и в Румынии.

Натурализация как приобретение гражданства

Натурализация (укоренение) — это вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных).

Натурализация обычно предусматривает ряд условий. Одним из них является так называемый квалификационный период — время нахождения в стране. В большинстве случаев он составляет пять лет, как в Швеции или Нидерландах. В Швейцарии квалификационный период составляет 12 лет. В ряде стран квалификационный период уменьшается для лиц титульной национальности. Например в Японии вместо 5 лет используется 3 года для детей японской национальности, рождённых за рубежом. В арабских странах данный период может длится от 15 до 25 лет. В Израиле квалификационный период для евреев отсутствует вообще — согласно Закону о возвращении они становятся гражданами с момента прибытия в страну. Тот же самый порядок действует и в Армении, относительно этнических армян, рождённых за рубежом.

В рамках натурализации иногда выделяют следующее.

Регистрация гражданства

Регистрация — это приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).

Дарование гражданства

Дарование гражданства — это обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).

Оптация как вид получения гражданства

Оптация — это в международном и конституционном праве выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность. В широком смысле оптация означает право выбора гражданства по любой причине и является исключением из общего порядка приобретения гражданства.

При территориальных изменениях право оптации возникает в следующих случаях:

— возникновение нового государства путём отделения его от другого государства;

— распад одного государства на несколько новых государств;

— переход части территории одного государства в соответствии с международным договором под суверенитет другого государства.

Лица, которым предоставлено право оптации, должны в течение заранее определённого срока сделать выбор:

— либо сохранить гражданство государства, где они ранее проживали (путём переселения в другую местность);

— либо получить гражданство того государства, которому фактически отходит территория.

Дети, как правило, при оптации следуют гражданству родителей. Также при оптации за лицами сохраняются их имущественные права.

Оптация при аншлюсе Австрии, 1938 г

Аншлюс — это включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12-13 марта 1938 года.

Шесть австрийских дивизий вошли в состав вермахта с сохранением воинских званий и выслуги лет. Австрийцы стали полноценными и полноправными гражданами рейха (немцы, разумеется; остальные, как и в Германии, стали «подданными»). Нигде и ни в чем права австрийского немца ни на йоту не были меньше прав немца из Саксонии или Ганновера.

Оптация при мирном договоре с Италией, 1947 г.

Примером оптации, связанной с территориальными изменениями после Второй мировой войны, является Мирный договор с Италией 1947 года, согласно которому гражданам, постоянно проживавшим до 1946 года на территориях, переходящих к другим государствам, было предоставлено право оптации гражданства в течение 1 года.

Оптация в Закарпатской Украине, 1945 г.

Ряд соглашений об оптации в послевоенный период заключил и СССР. Например, Протокол об оптации к Договору между СССР и Чехословакией 1945 года о Закарпатской Украине предусматривал, что лица украинской и русской национальностей, проживавшие на территории Чехословакии (в регионах Словакии), и лица словацкой и чешской национальностей, проживавшие на территории Закарпатской Украины, могут выбирать гражданство СССР или Чехословакии. Был также заключен договор об обмене населением между Польшей и СССР — лица польской и еврейской национальностей, проживающие в СССР получили право на выезд в Польшу, а лица русской, украинской, белорусской, русинской и литовской национальностей, проживающие на территории Польши, имели право выйти из польского гражданства и переселиться на территорию СССР.

В международном праве сложилась практика, согласно которой при переходе суверенитета над определённой частью территории от одного государства к другому, населению, проживающему на этой территории, должно быть автоматически предоставлено гражданство того государства, кому досталась указанная территория с целью недопущения ситуации безгражданства затрагиваемых из-за таких территориальных изменений лиц. Стоит заметить, что, например, при выходе из состава СССР Прибалтийских государств право оптации русскоязычного населения в этих странах было нарушено, и в результате этого появилось население с так называемым статусом «неграждан», то есть лиц, фактически лишённых основных гражданских прав.

Оптация при аннексии Голанских высот Израилем, 1981 г.

Законы об аннексии Израилем востока Иерусалима и Голанских высот были провозглашены кнессетом Израиля 30.07.1980 г. и 14.12.1981 г. Израиль заявил о предоставлении израильского гражданства жителям этих территорий, а также о полном распространение израильского законодательства на эти территории. Однако Совет безопасности ООН осудил эту аннексию, и она была признана недействительной.

Оптация при присоединении Крыма к России, 2014 г.

В 2014 году в связи с присоединением Крыма к России население, проживающее на территориях Крыма и Севастополя, получило право оптации — вступить в российское гражданство либо остаться гражданами Украины.

Трансферт граждан

Трансферт — это переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

Трансферт граждан Турции и Греции, 1922-23гг.

Например, взаимный обмен греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции (за некоторыми исключениями) по одному из итоговых документов, подписанных в ходе Лозаннской конференции 1922-1923 гг.

Трансферт населения ФРГ и ГДР, 1990 г.

При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. Население просто передают другому государству вместе с территорией. Например, в 1990 году при объединении ФРГ и ГДР фактически был осуществлен трансферт населения ГДР, поскольку это государство перестало существовать какреальность.

Восстановление гражданства

Право на возвращение гражданства — это законодательный принцип международного права, встречающийся в Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, предоставляющий право вернуться в родную страну. Право на возвращение может быть оговорено в конституции государства, в иммиграционном законодательстве, или оформлено как отдельный закон о репатриации из диаспоры.

Вероятно, первое в истории признание Права на возвращение было отражено в законе о гугенотах, принятом 15 декабря 1790 года во Франции, после Французской революции 1789 года. Одновременно с предоставлением гугенотам всех гражданских прав, закон объявил французскими подданными всех людей, родившихся за рубежом и ведущих своё происхождение от французов, изгнанных или бежавших из-за религиозного преследования. Возвращенцам, принявшим присягу, полагались все гражданские права. При этом, основная масса гугенотов была изгнана более века до того, и многие из них успели смешаться с местным населением Британии, Германии и Южной Африки. Закон продолжал действовать вплоть до 19 октября 1945 года, когда его действие отменили в связи с нежеланием допустить иммиграции ассимилированных в Германии потомков гугенотов, среди которых могли быть сторонники нацизма.

Статья 13 Всеобщей декларации прав человека утверждает, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.» О значении этой статьи нет единого мнения, поскольку предыдущий абзац употребляет термин «государство» («Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства»), позволяя интерпретировать термин «страна» иначе. Наибольшие разногласия, однако, связаны со словами «свою собственную». В связи с тем, что многие страны являются национальными государствами, реализующими национальное Право на самоопределение, в их законодательстве нередко присутствует связь между государством и людьми соответствующей национальности или народа. Интерпретация права на возвращение во многих из этих стран распространяется и на представителей титульной нации из-за рубежа, которые в своём национальном государстве не родились и ранее не проживали. Их предпочтение другим людям, желающим иммигрировать в соответствующую страну, может служить основанием для международных конфликтов.

Реинтеграция как восстановление гражданства

Реинтеграция — это восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.

Репатриация как восстановление гражданства

Репатриация (лат. repatriate) — это возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.

Прекращение гражданства

В законодательстве государств о гражданстве существует несколько мер пресечения гражданства., К ним относятся:

— выход из гражданства;

— утрата гражданства и лишения гражданства;

— прекращения гражданства на основании международного договора.

Отказ от гражданства

Отказ от гражданства — это прекращение гражданства по инициативе гражданина. Установление оснований и условий выхода из гражданства (отказа от гражданства) относятся к исключительной компетенции конкретного государства.

В России, с введением в действие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства, подтверждающие приобретение им другого гражданства.

Лишение гражданства

Лишение гражданства — это прекращение гражданства по инициативе государства. Международное право уделяет особое внимание субинституту потери и лишения гражданства. Это объясняется тем, что в «запуска» такого механизма прекращения гражданства инициатива принадлежит исключительно государству, т.е. индивид лишается гражданства не только по воле государства, но и с его инициативы. А это, конечно, в случаях произвола приводит к нарушению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому в международном праве существует ряд международно-правовых актов, касающихся таких способов прекращения гражданства. Прежде всего следует отметить Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, в п. 2 статьи 15 закрепила положения, согласно которым никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Проблема лишения гражданства регулируется Конвенцией о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 года, в соответствии с положениями которой существенно ограничиваются условия, при которых гражданин может быть лишен гражданства. В частности, статья 9 Конвенции устанавливает прямой запрет на индивидуальное или групповое лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим мотивов.

В современном международном праве институт лишения гражданства считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом еще в ответ на противоправные действия фашистских государств, лишали гражданства отдельных лиц или группы лиц по национальным или расовым мотивам. Время не стоит забывать, что уже в послевоенные годы в некоторых тоталитарных государствах, в том числе в СССР, очень часто практиковалось лишение гражданства по политическим мотивами. Так, в семидесятые годы XX века за критику политического режима в своей стране гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели культуры и искусства (А. Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие других). И хотя в СССР такая практика была впоследствии осуждена, она по сей день напоминает нам о грубейших нарушения прав человека со стороны государства. России, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишён своего гражданства.

Утрата гражданства

Особенностью механизма утраты гражданства является то, что такая потеря не инициируется государством в отношении конкретного гражданина. Здесь законодатель пошел по пути формального закрепления в нормативно-правовом акте перечня деяний, при совершении которых наступает утрата гражданства.

Утрата гражданства на основании международного договора имеет место в случаях изменения статуса территории, были рассмотрены применительно оптации и переселения.

Смена гражданства

Смена гражданства — это переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды, а также лица, которые могут оказаться на территории, передаваемой другому государству в связи с изменением государственной границы).

Экспатриация как отказ от гражданства

Экспатриация (от лат. ex — из и patria — родина, отечество) — это временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.

На протяжении XIX и в первой половине XX века экспатриация широко практиковалась в тоталитарных государствах (Германия, Советский Союз и ряд других). В течение этого времени десятки миллионов людей уезжали в США в поисках лучших условий проживания, работы и свободы из-за притеснений и политического беспорядка на своей родине. Их ожидания часто были излишне завышенными, основанными на слухах о неправдоподобных богатствах. Такие экспатрианты обычно оставались на новом месте на оставшуюся жизнь и, из-за либеральных законов об иммиграции в то время, позднее получили гражданство в новом месте. Практика предоставления имущественных прав европейским иммигрантам на новых территориях вызывала желание у многих европейских экспатриантов того времени оставаться и создавать свои семьи.

И наоборот, в определённый период времени, многие небольшие группы американцев, численностью в несколько тысяч человек, уезжали в Европу, главным образом в Мюнхен и Париж, для обучения искусству живописи. Генри Джеймс был знаменитым американским писателем для которого в 1870-х годах домом стала Англия.

Иногда на экспатриантов, вернувшихся в Британию, особенно на их детей, акцент которых кажется странным одноклассникам, их же сограждане смотрят как на иностранцев. Детей экспатриантов часто рассматривают как «детей третьей культуры» или как «взрослых детей третьей культуры». У этих детей зачастую есть паспорта многих государств, они говорят на нескольких языках и затрудняются в определении того, где их «дом».

В то время как европейцы или жители Северной Америки, живущие на Ближнем Востоке и в Азии могут жениться на местных жителях и иметь детей, большинство не видят никакого преимущества в принятии гражданства стран, где они находятся, обычно потому, что считают своё пребывание там лишь временным, или из-за ограничений в получении двойного гражданства. Однако они могут получить статус постоянно проживающего (вид на жительство).

В странах наподобие Саудовской Аравии многие экспатрианты обязаны жить отдельным сообществом, не смешиваясь с местными населением. В результате этого у проживающих сообществ развились социальные связи с другими отдельными сообществами. В Дубае преимущественное население составляют экспатрианты из стран, наподобие Индии, Пакистана, Бангладеш и Филиппин, и только 3 % составляют экспатрианты из западных стран.

Ряд американских литературных светил Соединённых Штатов жили в Париже с конца Первой мировой войны до начала Великой депрессии, включая Эрнеста Хемингуэя, Скотта Фицджеральда, Т. С. Элиота, Эзру Паунда и Гертруду Стайн. Афроамериканская экспатриация в Париж также быстро росла после Первой мировой войны, начиная с чернокожих американских ветеранов, которые предпочли более тонкий расизм Парижа репрессивному расизму и изоляции Соединённых Штатов.

В 1920-х гг. афроамериканские писатели, артисты и музыканты прибыли в Париж и сделали популярным джаз в парижских ночных клубах, это было время, когда Монмартр был известен как «парижский Гарлем». Некоторые выдающиеся афроамериканские экспатрианты начиная с 1920-х гг. включали Жозефину Бейкер, Хью Ленгстона, Ричарда Райта, Джеймса Болдуина, Майлза Дэвиса, Чарльза Паркера.

Другой известной группой экспатриантов было так называемое поколение битников, — американских артистов, живущих в других странах в 1950-х и 1960-х годах. Эта группа включала в себя Аллена Гинзберга, Уильяма С. Берроуза, Гарольд Норс, Грегори Корсо и Гари Снайдер. Более позднее поколение экспатриантов также включало в себя джаз-музыкантов 1950-х гг., например, Стив Лейси, рок-музыканта 1960-х гг. Джима Моррисона и барда 1970-х Эллиотта Мёрфи.

Многие американские модельеры стали экспатриантами, уехав во Францию и Италию для разработки существующих европейских моделей или с целью расширения собственных коллекций. Такими модельерами стали Делуна Мэрисон, Том Форд, Патрик Келли и Марк Джейкобс.

Основные гражданские статусы

Граждане государства могут различаться по своему статусу. Так, зачастую, различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленными правилами. В США, к примеру, натурализованные граждане не могут быть избраны президентом (но это не мешает им занимать иные высокие посты — губернатор Калифорнии урожденный австриец Арнольд Шварценеггер тому пример). Во многих странах, использующих понятие натурализации, урожденного гражданина нельзя выслать из страны, лишив гражданства, а натурализованного — можно.

В Европе свои особенности: с 1992 г., после заключения Маастрихтского договора граждане стран, его подписавших являются одновременно и гражданами Евросоюза.

Однако их правовое положение в разных государствах в основном регулируется внутренним законодательством.

Подданство

Подданство — это политико-правовая односторонняя связь физического лица и монарха.

Для науки российского права характерно разделение (сложившееся в результате особенностей языка) понятий «гражданство» и «подданство». Подданство ранее было характерно для большинства государств с монархической формой правления. Если под подданством понимается связь физического лица с монархом (и, соответственно институтами короны), то под гражданством понимается более широкая связь непосредственно с государством, а не его главой.

В прочих языках указанные термины могут обозначаться одним словом. Так, под английским «citizenship» в зависимости от контекста может пониматься как гражданство, так и подданство, в то время, как термины «citizen» — «гражданин» и «subject» — «подданный» четко различаются. Вместе с тем иностранные языки могут обладать специфическим разделением видов гражданства, отсутствующим в русском языке: например, английское «citizenship» (в большинстве случаев более узкое понятие) и «nationality» (как правило, более широкое понятие). При этом разделение понятий на широкое и узкое не универсально и может объясняться историко-политическими особенностями развития той или иной страны (например, гражданин Великобритании (то есть непосредственно Соединённого Королевства, коронных владений и заморских территорий) — «British citizen», под категорию «British nationals» попадают лица, входящие в категорию «British citizen», граждане государств Содружества и британские подданные; в то же время для широкого термина «гражданство Европейского союза» применяется термин «citizenship»).

Иностранное гражданство

Иностранные граждане — это те иностранцы, которые имеют доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранцев, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Такие нормы предусматривают:

— права любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства;

— обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этой страны;

— недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону);

— право иностранных граждан на защиту государства своего гражданства (для того, чтобы иностранный гражданин мог пользоваться своими правами, ему должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические представительства и консульские учреждения государства его гражданства).

Законно находящийся в стране иностранец имеет право свободного передвижения по территории страны, за исключением посещения режимных территорий, предприятий и (или) объектов и закрытых административно-территориальных образований, для въезда в которые в соответствии с законодательством требуется разрешение.

Как правило, при задержке в стране пребывания на срок более трёх дней (за исключением праздничных и выходных) иностранцам требуется регистрация (оформление временного пребывания). Если срок нахождения составляет более девяносто суток — иностранцу оформляется в установленном порядке разрешение на временное проживание. При наличии установленных законодательством страны обстоятельств иностранец может быть оставлен на постоянное проживание с оформлением вида на жительство.

Лицо без гражданства

Конституционное право знает ситуации, когда человек может не иметь гражданства вовсе.

Апатрид — это лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона.

Человек может стать апатридом в следующих случаях:

— при рождении от родителей-апатридов, если законы государства рождения не подразумевают автоматического приобретения лицом гражданства этого государства (невозможность филиации по праву почвы);

— при лишении гражданства государством. Лишение гражданства со стороны государства может происходить по политическим, этическим мотивам или из соображения безопасности;

— при потере полученных ранее привилегий гражданства (например, в случае гражданства, полученного в браке);

— при добровольном отказе от гражданства;

— в случае прекращения существования государства.

Согласно статье 1 «Конвенции о статусе апатридов» такой статус не распространяется на беженцев.

Право отказаться от гражданства, а также свободу от гражданства впервые в теоретико-правовом аспекте и в практике правоприменения были проблематизированы россиянином, юристом (правоведом) Райнхардом Хайдрихом, желающим избавиться от гражданства России.

По мнению Райнхарда-Тристана-Ойгена Хайдриха, в рамках российской юридической действительности избавиться от гражданства России можно: у человека есть все юридические права на то, чтобы добровольно стать апатридом (лицом без гражданства).

Все органы государственной власти, уполномоченные решать вопрос выхода из гражданства России, отказали Р. Хайдриху, в основном, ссылаясь на п. «в» ст. 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», который юрист решил оспорить, подав соответствующую жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации. А тот, в свою очередь, отказал ему в принятии такой жалобы, не став рассматривать её по существу. Суд сослался на ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве, указав, что не находит факта нарушения прав заявителя по той причине, что международные договоры гарантируют только замену гражданства другим гражданством, а не отказ от него.

Райнхард Хайдрих отнёсся крайне критично к такой трактовке судом права изменения гражданства и права на гражданство. Правовед Хайдрих разместил в своём блоге открытое обращение к Президенту РФ с требованием освободить его от гражданства России. И там же изложил свою правовую позицию, согласно которой, обязывать людей быть гражданами, запрещая им отказываться от гражданства, не только не соответствует доктринальным и декларативным основам прав и свобод человека, но и является конституционно недопустимом в рамках российской юридической действительности.

Помимо Всеобщей декларации прав человека, правовая позиция Райнхарда Хайдриха основана на следующих нормативно-правовых актах национальной правовой системы:

— статье 5 Декларации прав человека и основных свобод (принятой Постановлением ВС РСФСР № 1920-1 22.11.1991 г.);- Конституции Российской Федерации;

— статье 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно данным нормативно-правовым актам, во-первых, человеку гарантируется не обязанность, а именно право на гражданство; а во-вторых, изменение гражданства — это не замена гражданства, а факт приобретения либо прекращения гражданства.

Неправильность и необоснованность Определения Конституционного Суда РФ, которым судьи неправомерно отказали принять к рассмотрению жалобу юриста, заключается во-первых, что отказ в принятии жалобы был основан на той её части, которая могла быть справедливо и полно изучена только после её принятия при разрешении таковой по существу. А во-вторых, суд сослался на международный договор, который не действует в Российской Федерации: Европейская конвенция о гражданстве Россией не ратифицирована, а тем самым, не являясь частью её правовой системы, не подлежит применению Российскими судами. Согласно Венской конвенции «О праве международных договоров» и Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» — не ратифицированные конвенции имеют для России только политический, рекомендательный характер. И не могут по своей юридической силе противопоставляться действующему законодательству Российской Федерации, а тем более, её Основному закону.

Множественное гражданство

Конституционное право знает ситуации, когда человек может иметь гражданство нескольких государств.

Бипатрид — это лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более одного гражданства.

Двойное гражданство — это правовое положение лиц при наличии у них двух или более гражданств. Государства исходят из базового принципа спящего гражданства, то есть рассматривают собственных граждан, обладающих также иным гражданством, исключительно как собственных граждан. Так, например, статья 62 Конституции РФ устанавливает, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Заключаемыми государствами международными договорами о двойном гражданстве обычно предусматривается возможность приобретения и сохранения второго гражданства, а также разрешаются конфликтные ситуации, когда двумя государствами на лицо, рассматриваемое каждым исключительно в качестве собственного гражданина, возлагаются несовместимые обязанности. В качестве общей формулы, используемой для разрешения конфликта, может использоваться признание обоими договаривающимися государствами за их гражданином прав и обязанностей, связанных только с одним из его гражданств.

Так, например, Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. устанавливается, что если лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из них, переезжает для постоянного проживания на территорию другой Стороны, то такое лицо осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства этой другой Стороны, с момента приобретения им статуса постоянно проживающего на ее территории. Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, постоянно проживающее на территории одной из Сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Без ущерба для положений настоящего Договора лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон.

В России, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», граждане России, постоянно проживающие за рубежом, освобождены от воинского учёта.

Два гражданства можно получить по праву рождения от родителей — граждан разных государств, по праву почвы (Jus soli), по факту рождения (действует в небольшом количестве стран — Аргентина, Барбадос, Бразилия, Канада, Казахстан, Колумбия, Молдова, Ямайка, Мексика, Пакистан, Перу, США, Уругвай). Кроме того, можно приобрести гражданство в ходе натурализации, на основе заявления.Законопроект двойного гражданства между Украиной и Россией так и остался проектом.

В Латвии сохранение прежнего гражданства при восстановлении гражданства Латвийской Республики (то есть обладание двумя гражданствами) допускается у лиц, эмигрировавших в период 1940-1990 гг. и их потомков.

При возвращении гражданства Литвы не обязаны отказываться от другого гражданства лица, лишившиеся литовского гражданства в возрасте до 18 лет. Вместо этого они должны написать заявление, в котором указывают, что выбирают гражданство Литовской Республики, и это заявление Департамент Миграции отправляет «в соответствующий орган иностранного государства» (например, посольство).

Многие государства, в частности, например, Германия требуют от гражданина другого государства, желающего принять их гражданство путём натурализации в общем порядке, отказаться от прежнего гражданства(имеются исключения). В США при принятии американского гражданства при принесении клятвы гражданина требуется отречься от верности и преданности другому государству, что рассматривается некоторыми как отказ от прежнего гражданства, но при этом не проводится проверка действительности отказа, например не требуется сдавать старый паспорт. Вместе с тем следует учитывать что, в соответствие с нормами международного права такая клятва сама по себе не создает новых прав и не отменяет старых обязательств гражданина в его отношениях со второй страной гражданства , что признается правоприменительными органами США.

Многие государства (Турция, Италия, Израиль (в случае получения гражданства в рамках «Закона о возвращении») и др.) не требуют отказа от прежнего гражданства.

Европейская конвенция о гражданстве

Европейская конвенция о гражданстве — это конвенция Совета Европы, принятая в 1997 году и вступившая в силу в 2000 году. Регулирует условия и процедуры приобретения, утраты и восстановления гражданства, принципы действий в случае преемственности государств или множественного гражданства. На 2012 год, 19 государств являются участниками конвенции, в том числе Украина; еще 9 её подписали, в том числе Россия. Латвия подписала конвенцию, однако в 2012 году Сейм отклонил ратификацию

Международно-правовые вопросы гражданства

Под гражданством в правовой науке принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, порождающую их взаимные права и обязанности. По своему характеру институт гражданства регламентируется нормами национального законодательства и отнесен к суверенным вопросам национальной правовой системы. Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом.

К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:

— коллизионные вопросы гражданства;

— вопросы безгражданства (апатризма);

— вопросы многогражданства (бипатризма).

Коллизионные вопросы гражданства

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам.

Например, принятая 12 апреля 1930 г. Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве. Конвенция, в частности, предусматривает, что:

— в случае утраты гражданства женщиной в связи с замужеством это обусловливает приобретение ею гражданства мужа;

— натурализация мужа во время брака не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, если ею было дано согласие;

— если в силу национального законодательства жена утрачивает гражданство в связи с утратой гражданства мужем, то это возможно только если ею приобретается новое гражданство мужа;

— если женщина утрачивает свое гражданство в следствии вступления в брак, то государство должно обеспечить восстановление в гражданстве после расторжения брака в случае подачи ею ходатайства и в соответствии с законами данной страны (подобным образом вопросы решаются и в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.).

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

— если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство;

— найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства его нахождения;

— ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства;

— утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Вопросы многогражданства

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства. Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства», под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает или имеет недвижимую личную собственность. Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает.

Значение гражданства

При том, что фундаментальные права и свободы человека являются незыблемыми по отношению ко всем людям, страна предоставляет обычно только своим гражданам такие дополнительные права, как:

— избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право);

— участвовать в референдуме;

— занимать государственные должности т.д.

Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.

Права лиц, имеющих гражданство более чем одного государства, обычно несколько отличны от прав других граждан. Этот вопрос регулируется международными договорами и соглашениями.

Связь гражданства с правами человека

Мы видим, что с древнейших времен и права, и обязанности были важной составной частью понятия гражданства: предполагается, что граждане должны обладать основными правами и в то же время выполнять определенные обязанности. Именно эти «обязанности» или обязательства имеются в виду, когда говорят о том, какими должны быть граждане или как они должны себя вести.

Однако если вам покажется, что от такого понятия слишком веет приказным духом или что оно излишне ограничивает изначально присущую каждому отдельному гражданину свободу и его достоинство, нужно вспомнить, что эти ограничения появились как непосредственная производная теории прав человека. Ведь именно желание создать общество, в котором уважаются человеческие права каждого, и возлагает обязанности на каждого из нас как гражданина.

Есть два связующих звена, напрямую соединяющих обязанности гражданина с теорией прав человека:

— тот факт, что каждый индивид обладает основными правами человека, не дает ему права вести себя так, как ему вздумается. Он вправе вести себя по своему усмотрению лишь постольку, поскольку его поведение не посягает на права других людей. Так что о хорошем гражданстве можно с уверенностью сказать одно: оно требует от граждан уважать права других людей;

— второе связующее звено с вопросами прав человека проявляется в том, как концепция гражданства по существу увязана с членством в обществе. Мы не говорим, например, о гражданах необитаемых островов, потому что, «гражданин» означает значительно большее, чем просто житель определенной страны или региона. Гражданин, по существу, является членом общества, которое населяет данный регион; таким образом, если мы хотим создать общество, где уважаются права человека, это налагает еще одно ограничение на поведение людей, которые живут в данном обществе.

Таким образом, о хорошем гражданстве мы можем сказать еще и то, что оно требует такой формы поведения, которая ведет общество к большему уважению прав человека.

Проблемы, связанные с гражданством

В настоящее время большинство споров о гражданстве сосредоточено на проблеме возрастающего участия граждан в процессах, происходящих в демократическом обществе. Все больше и больше осознается тот факт, что одного лишь регулярного голосования граждан недостаточно как для обеспечения полной подотчетности тех, кто осуществляет управление в промежутке между выборами, так и для осознания простыми гражданами собственных прав. Более того, сам характер поведения избирателей на выборах указывают на такую степень политического безразличия населения, что эффективное функционирование демократии оказывается под угрозой.

Обеспокоенность именно такими проблемами привела к появлению таких программ как программа «Воспитание демократической гражданственности» Совета Европы.

Второй круг проблем, которым, возможно, до сих пор уделялось меньше внимания, но которые становятся все более актуальными, касается тех лиц, которые, по тем или иным причинам, не пользуются всеми преимуществами гражданства. Один из аспектов этой ситуации вытекает из сохраняющихся моделей дискриминации внутри общества: очень часто какие-то группы меньшинств, формально имея гражданство той страны, где они проживают, могут, тем не менее, быть лишены возможности полноценного участия в жизни общества.

Второй аспект проблемы является следствием возрастающей глобализации, включая новые модели занятости и миграции, которые приводят к тому, что по всему миру появляются массы людей, живущие за пределами своих стран, но не имеющие возможности ходатайствовать о получении официального гражданства в стране проживания. К этим людям можно отнести рабочих-иммигрантов, беженцев, временно проживающих лиц и даже тех, кто решил остаться на постоянное жительство в другой стране.

Понятие «гражданин мира»

«Всемирное гражданство» — это новая концепция, возникшая из идеи о том, что каждый является гражданином мира. В юридическом смысле, однако, отсутствует такое понятие как гражданин мира. «Всемирное гражданство связано с пониманием необходимости бороться с несправедливостью и неравенством, а также с желанием и возможностью активно работать в этом направлении. Оно связано с оценкой Земли как ценной и уникальной и с обеспечением будущего для тех, кто придет после нас. Всемирное гражданство прекрасно сочетается с любым другим пониманием гражданства; это способ мышления и обязательство изменить мир к лучшему».

Гражданин Мира — это многозначный термин: космополит, человек космоса, вселенского единения, целостности и разума — не являющийся собственностью какого-либо государственного формирования.

Человек не имеющий никакого гражданства и проживающий в различных государствах мира — свободный, независимый от местечковых амбиций и влияния, уважающий любые традиции народов; с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивиду, а не территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и/или иным признакам; не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожу (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям; отметая явно-устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным; интересуется своим родовым происхождением в связи с историческим развитием всего человечества, а не отдельных территориальных пристрастий; привержен к лучшим многонациональным ценностям мировой культуры.

Зачастую, гражданином мира становятся деятели науки и искусства, политики и общественные активисты, а также лица потерявшие гражданство при ликвидации государства (Родины) или обнаружившие родовую многонациональность предков и гордясь своим происхождением, а также вкладом в мировое развитие человечества, впоследствии.

Гражданами мира были такие люди как А.Сахаров, М.Горбачёв, В.Набоков, мать Тереза, М.Растроповичи многие другие всемирно-известные личности.

Гражданство в Российской Федерации

В своей совокупности граждане РФ составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане РФ в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Они устанавливают принципы гражданства. Рассмотрим самые важные из них.

Принципы гражданства РФ

В связи с федеративным устройством России большое значение имеет конституционный принцип единого гражданства, положение закона о том, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики.

Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является равным независимо от оснований его приобретения (ч. 2 ст. 6 Конституции). В соответствии с этим равный правовой статус имеют все граждане Российской Федерации, ставшие ими как по рождению, так и по другим основаниям, например в результате приема в гражданство по решению Президента РФ.

Важное демократическое значение имеет конституционное закрепление недопустимости лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). В настоящее время, таким образом, государство не может в одностороннем порядке расторгнуть правовую связь с гражданином. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не должно лишать его этого права.

Допускается двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором, т.е. гражданин РФ может иметь и гражданство иностранного государства (ч. 1 ст. 62 Конституции). Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства (двойное гражданство) не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции).

Следует отметить еще ряд принципов гражданства РФ:

— сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российской Федерации;

— защита и покровительство граждан РФ со стороны Российской Федерации;

— сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом;

— недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки его за пределы РФ.

Преимущества российского гражданства

Человек, имеющий статус гражданина РФ, автоматически получает не только защиту государства как внутри страны, так и за ее пределами, но приобретает и определенные преимущества перед иностранными гражданами, беженцами, лицами без гражданства (ЛБГ) и переселенцами.

Гражданин РФ имеет право:

— на участие в выборах в федеральные и региональные органы власти;

— занимать должности в госучреждениях, правоохранительных органах и других госструктурах;

— свободно въезжать и выезжать на/из территорию страны;

economic-definition.com