Требования к законодательству о налогах и сборах

Энциклопедия судебной практики. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах (Ст. 1 НК)

Энциклопедия судебной практики
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
(Ст. 1 НК)

1. Акты федеральных министерств и ведомств не относятся к актам законодательства о налогах и сборах

Ссылка заявителя на письма Министерства финансов Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку данные письма не относятся к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.

Ссылка Общества на письма Министерства финансов Российской Федерации кассационной инстанцией отклоняется, поскольку указанные письма являются ведомственными актами, носят информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ не являются нормативными правовыми актами о налогах и сборах, обязательными к применению налогоплательщиками (налоговыми агентами).

Ссылка общества на позицию, изложенную в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected], также признана судами несостоятельной, поскольку письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.

Ссылки на разъяснения Минфина России основаниями для отмены решения суда не являются, поскольку в соответствии со ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные документы не являются нормативными правовыми актами и не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.

Ссылки суда на позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2014 года N БС-4-11/[email protected], являются несостоятельными, поскольку письма Минфина РФ не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.

Ссылка налогового органа на позицию, изложенную в совместном Письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 12.11.2014 N БС-4-11/[email protected], опубликованном на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», является несостоятельной, поскольку письма Минфина РФ не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.

Судом обоснованно отклонены ссылки ответчика на позицию, изложенную в совместных Письмах Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 12.08.2014 N 03-04-05/40052, от 12.11.2014 N БС-4-11/[email protected], опубликованных на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», поскольку указанные письма не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.

Позиция налогового органа, основанная на письмах Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы, не может быть принята судом во внимание, поскольку не содержит ссылок на действующее законодательство. Указанные письма не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.

Ссылка апеллянта на письмо Федеральной налоговой службы от 16.11.2005 г. N 04-1-03/877 не может служить основанием к отмене судебного постановления, поскольку данный документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, кроме того, в силу статьи 1 НК Российской Федерации письма Федеральной налоговой службы РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах.

2. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах

Указ Президента Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации не являются законодательными актами, которые могут устанавливать, изменять и отменять федеральные налоги и сборы.

3. Разъяснения ФГУ не могут быть признаны актами законодательства о налогах и сбора

Ссылка представителя общества в заседании суда кассационной инстанции на разъяснения ФГУ не может быть принята во внимание, поскольку данное разъяснение не относится к актам законодательства о налогах и сборах и, согласно требованиям ст. 1 НК РФ, не может применяться для регулирования налоговых правоотношений.

4. Приказы правоохранительных органов не относятся к актам законодательства о налогах и сборах

Ссылка Инспекции на приказы правоохранительных органов не может служить основанием для продления сроков, установленных в НК РФ, для возмещения НДС, поскольку данные приказы в силу статьи 1 НК РФ к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.

5. Нормы БК РФ не могут возлагать на налогоплательщика обязанностей по уплате налога

Нормы Бюджетного кодекса РФ не могут возлагать на налогоплательщиков (налоговых агентов) обязанностей по уплате налога, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ, не являются нормами законодательства РФ о налогах и сборах.

6. Закон о регулировании торговой деятельности может применяться к налоговым отношениям только в том случае, если его применение соответствует нормам налогового закона и не нарушает основные начала законодательства о налогах и сборах

Поскольку Закон о регулировании торговой деятельности принят не в соответствии с Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса), имеет иные цели правового регулирования, он может применяться к налоговым отношениям только в том случае, если его применение соответствует нормам налогового закона и не нарушает основные начала законодательства о налогах и сборах. В данном случае применение судами норм Закона о торговой деятельности привело к нарушению таких основных начал законодательства о налогах и сборах как экономическая обоснованность налога и принципа обязательного наличия всех элементов налогообложения (статья 3 Налогового кодекса), поскольку ввиду применения скидки в отношении соответствующей суммы отсутствовал объект налогообложения и уменьшилась налогооблагаемая база.

7. Местные налоги не подлежат регулированию законами субъектов РФ

В соответствии со ст. ст. 1, 12 Налогового кодекса РФ налоговое законодательство находится в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при этом местными являются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

Таким образом, местные налоги не подлежат регулированию законами субъектов РФ.

8. При изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах налогоплательщику направляются уточненные требования

На основании ст. 1 Налогового кодекса уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах.

Уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах (статья 1 НК РФ).

Уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).

В «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора
1. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
7. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора
1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Налоговики обленились и обнаглели, работать не хотят! Чтобы свои деньги отдать, мы должны ходить за ними, как мы государству платить, так сдерут по полной, как от государства нам, так у него денег нет на людей! У моего ребёнка в школе директор на совете школы жалуется: «Государство денег на ремонт не выделяет, товарищи родители, помогите!» И везде такая фигня! Себе по карманам рассовать они деньги находят!

а нам это всё учи(((

налоговые органы озверели,это уже называется будить зверя в народе,отправляют пени,тем кто и без того платит исправно,кого ободрать надо простой народ

Какие нахер коментарии! Власть бандитов и рабов! ублюдки! Достойным людям валить надо давно отсюда! Все что остались — дерьмо!

www.nalkodeks.ru

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Вопрос о действии актов законодательства о налогах и сбора во времени достаточно актуален.

Понятие действия актов законодательства о налогах и сборах во времени

Постоянных налогов и налоговых систем не существует. Законодательство меняется во времени из-за нехватки средств в бюджете, из-за новых товаров и несовершенства налогового законодательства.

Действие актов во времени – это законодательно закрепленные периоды вступления правовых норм в действие. Данный вопрос требует пристального внимания, поскольку права налогоплательщиков закреплены Налоговым Кодексом РФ с опорой на статью 57 Конституции РФ.

Так, к примеру, краевой закон был опубликован 29 ноября 2015 года. Один месяц со срока опубликования истекает 29 декабря 2015 года. Налоговый период для данного закона установлен сроком в 1 год, а значит новый период начинается с 1 января 2016 года, следовательно, Закон может вступить в силу не ранее, чем с 1 января 2016 года. При несоблюдении данного правила нарушаются конституционные права граждан.

Правила действия налоговой нормы в действии

Налоговая норма действует следующим образом. Согласно Конституции РФ, законно требование законодательства о форме, содержании, процедуре принятия и порядку введения в действие налоговых актов. Статья 57 требует от законодательства установления разумных сроков, после которых у граждан и организаций возникает необходимость платить налоги и сборы.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания должны вступить в силу через 10 дней после того, как были официально опубликованы. Такой порядок действует, если отдельными актами не предусмотрено иное.

Нормативный акт вступает в силу только после публикации его в официальных налоговых источниках.

Такие правила введения в действие актов о налогах и сборах применимы и к нормативно-правовым актам органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Официальная публикация источников права закреплена Конституцией РФ и невыполнение этого требования ограничивает применение конкретного налогового акта.

Модели введения в действие акта законодательства о налогах и сборах

Налоговым законодательством установлено 2 основные модели, по которым акт законодательства о налогах и сборах вводится в действие.

Первая модель предполагает введение в действие:

  • Федеральных законов, устанавливающих поправки в налоговом законодательстве в рамках установления новых налогов;
  • Актов законодательства о налогах и сборах в регионах РФ, вводящих региональные налоги;
  • нормативных актов правительства муниципалитетов, которые вводят новые местные налоги.
  • Вторая модель временного введения в работу актов о налогах и сборах относится ко всем остальным актам, которые вносят дополнения в действующие законы о налогах и сборах. Здесь налоговый период – календарный год или другой отрезок времени (месяц, квартал, полугодие и т.д.), после которого определяют налоговую базу и начисляют налоговые платежи.

    Время вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах

    Время вступления в силу того или иного акта зависит от модели введения актов в действия. Так, в случае первой модели нормативные законодательные акты о налогах и сборах обретают силе после 1 января года, следующего за годом принятия, но не раньше 1 месяца после их публикации.

    Акты второй модели вступают в действие не раньше, чем по прошествии 1 месяца после публикации и не ранее 1 числа соответствующего налогового периода. Другими словами, акты должны вступить в силу с 1 числа месяца, а которого начинается определенный налоговый период в рамках отдельного налога.

    Официальное опубликование актов законодательства о налогах и сборах

    Каждый источник права должен быть официально опубликован. Сегодня, Федеральные законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете», Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления правительства РФ публикуются в «российской газете» и собрании законодательства.

    Подведомственные нормативные акты публикуются в «Российской газете», Бюллетене нормативных актов.

    Помимо вышеперечисленных источников, обязательно опубликование на официальном источнике в Интернете.

    Отдельное средство массовой информации для конкретных законодательных актов устанавливается органами власти субъектов РФ. Источники и порядок опубликования в местном самоуправлении установлены в Уставе муниципалитета.

    Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определяет помимо порядка вступления актов в силу нормами, которые устанавливаются запрет обратной силы законодательных актов.

    Акты налогового законодательства, имеющие обратную силу

    Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за неуплату налогов и сборов, нарушение требований по срокам имеют обратную силу. К таким актам также относятся те, которые устанавливают дополнительную гарантию для налогоплательщиков.

    Также обратную силу имеют акты, в которых предусмотрено снижение станок налогов и сборов, и акты, отменяющие обязанности плательщиков и каким-либо другим способом упрощающие положение налоговых агентов.

    Акты налогового законодательства, не имеющие обратную силу

    Обратную силу не имеют следующие группы законодательных актов:

    • акты об установлении налогов и сборов, повышающих налоговые ставки;
    • акты, способствующие отягощению ответственности за налоговые нарушения;
    • акты, устанавливающие для налоговых агентов новые обязательства и ухудшающие положение плательщиков налогов и сборов каким-либо другим способом.

    Данное правило об обратной силе регулируется статьей 57 Конституции РФ. Для развития данного положения запрет на обратную силу актов налогового законодательства, ухудшающих положение плательщиков. установлен статьей 5 НК РФ. Запрет установлен для актов о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти.

    При возникновении нормы, ухудшающей положение налогоплательщика, она не применяется к правоотношениям, длящимся со дня официального введения такой нормы в действие.

    Так, в письме Минфина России от 12.05.2012 N 03-02-07/1-123 говорится о том, что в актах переходных положений, применение льготы по налогу на имущества может рассматриваться как ухудшающее положение плательщика налогов и сборов.

    Сроки применения положений актов налогового законодательства

    Сроки применения положений устанавливаются статьей 5 НК РФ. Исходя из положений данной статьи установлено, что правовые налоговые акты могут вступить в силу только после 1 месяца со дня их появления в официальном источнике. Но не ранее 1-го числа следующего налогового периода отдельного налога.

    Из этого правила есть исключения. Они предусмотрены для актов, способных улучшить положение налогоплательщиков, агентов и их представителей. Это акты имеют обратную силу.

    Определение КС РФ от 28.06.2012 № 1250-О говорит о том, что действие закона регулирует отношения, которые возникают только после введения его в действие. При этом придать актам обратную силу можно только законодатель, распространив нормы закона на правоотношения, возникшие до вступления в действие актов.

    Постановление «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» гласит, что при решении вопроса о времени вступления в силу того или иного налогового акта, необходимо исходить из того, что пятая статья НК РФ закрепляет правило о том, что любой новый акт вступает в силу с 1 числа нового налогового периода.

    Случается, что для одного и того же налога установлены разные периоды уплаты, то дата вступления отдельного акта в силу должна быть определена для каждого отдельного периода.

    Нормативные акты, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, действуют по временным правилам, установленным статьей 5 НК РФ.

    Таким образом, действие законодательства о налогах и сборах во времени закреплено законодательно. Правительство субъектов Российской Федерации должно опираться на пятую статью НК РФ для правильного применения налоговых норм. Месячный срок от публикации нового акта до его вступления в силу позволяет гражданам ознакомиться с содержанием нового закона и особенностями его применения на практике.

    advokat-malov.ru

    Система законодательства по налогам и сборам

    Источники налогового права. Систему актов, регулирующих на­логовое право, образуют Конституция РФ и законодательство о на­логах и сборах.

    Конституция РФ — Основной закон страны. B нем содержатся налогово-правовые нормы, общие принципы налогообложения, введения налогов и сборов, формирования налоговой политики России.

    Статья 57 Конституции РФ определяет, что каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы. На основании этой нормы в 1996 г. Конституционный Суд РФ в одном из своих поста­новлений отметил, что установить налог или сбор можно только за­коном. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считать­ся законно установленными. К важным нормам Конституции РФ в области налогового права следует отнести прежде всего положе­ния ст. 8, 15, 34, 35, 46, 57, 71 (п. «е»—«з», «к»), 72, 74—76, 90, 104, 106, 114 (ч. 3).

    Законодательство о налогах и сборах включает в себя две группы нормативных актов — федеральное и региональное законодательст­во о налогах и сборах.

    Федеральное законодательство о налогах и сборах, или законо­дательство России о налогах и сборах, состоит из Налогового кодекса РФ (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. К ним относятся: федеральные законы о нало­гах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей ему; и федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соот­ветствии с Кодексом.

    Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. К ним относятся законы, вводящие на территории этих субъектов установ­ленные федеральным законодательством о налогах и сборах регио­нальные налоги или сборы. Они принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

    Общее налоговое законодательство включает в себя иные феде­ральные законы, не входящие в понятие «законодательство о нало­гах и сборах» и содержащие нормы налогового права. Законы, вхо­дящие в эту группу, направлены на регулирование не налоговых, а иных правоотношений. В то же время в их состав входят некото­рые положения, затрагивающие проблему налогообложения (так, ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» запрещает вы­носить на референдум России вопросы введения, изменения и от­мены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты); Таможенный кодекс, ежегодные федеральные законы о бюд­жете, БК, УК, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, включают в себя акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.

    В соответствии с положениями ст. 3 НК правом издавать эти нормативные правовые акты обладают органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, ис­полнительные органы местного самоуправления и органы государ­ственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодатель­ством о налогах и сборах случаях. После принятия Конституции РФ подзаконные акты не включаются в объем понятия «законода­тельство».

    Подзаконные нормативные правовые акты состоят из двух бло­ков — акты органов общей компетенции и акты органов специаль­ной компетенции.

    К актам органов общей компетенции относятся: указы Прези­дента РФ; постановления Правительства РФ, принятые на основа­нии и во исполнение нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изме­нять или дополнять законодательство о налогах и сборах (напри­мер, от 26 февраля 2004 г. № 110, от 6 апреля 1999 г. № 382 «О пе­речнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения»); подзаконные нормативные правовые ак­ты, принятые органами исполнительной власти субъектов Федера­ции (постановление Правительства Москвы от 12 октября 1999 г. № 928 «О совершенствовании практики налогового кредитования и реструктуризации задолженности по платежам в бюджет»; распоря­жение губернатора Санкт-Петербурга от 21 февраля 2000 г. № 175-р «О порядке признания безнадежными к взысканию недоимки и за­долженности по пеням по региональным и местным налогам и сбо­рам в бюджет Санкт-Петербурга и их списания»); подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

    К актам органов специальной компетенции относятся ведомст­венные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сбо­рами органов специальной компетенции, издание которых преду­смотрено НК РФ. В перечень этих органов входят Минфин России, Федеральная налоговая служба (ФНС) России, Федеральная тамо­женная служба (ФТС) России, органы государственных внебюджет­ных фондов и другие органы государственной власти. В соответст­вии с положениями НК РФ ими утверждаются формы налоговой отчетности (п. 5 ст. 69, ст. 52, п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 и др.), приказы ФНС России, инструкции.

    Решения Конституционного Суда РФ также являются источни­ком налогового права и им присуща материально-правовая сила за­кона. Главная функция Конституционного Суда РФ — толкование Основного закона, конституционных норм и формулировка основ­ных принципов налогообложения и сборов. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного Суда РФ. Толкова­ние имеет письменную форму и обладает нормативным значением.

    Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широ­кого круга общественных отношений, является официальным и обя­зательным (согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

    Нормы международного права и международные договоры России также являются источником права для налоговых правоотношений. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные дого­воры России составляют часть ее правовой системы.

    Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что, если международ­ным договором России, содержащим положения, касающиеся нало­гообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, приме­няются правила и нормы международных договоров России (ст. 7).

    Весьма важным является то обстоятельство, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

    Реформа налоговой системы и HK РФ. Принятием части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 г. был завершен начальный этап налоговой реформы страны. Результатом его стало формиро­вание разветвленной сети государственных органов, обеспечиваю­щих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения. B настоящее время в качестве регулятора отно­шений в налоговой сфере кроме части первой НК является часть вторая, вступившая в силу с 1 января 2001 г. Таким образом, было продолжено реформирование налоговой системы. Этот факт явля­ется важным, так как в налоговое законодательство были внесены принципиальные изменения, но при этом действовавшая ранее на­логовая система России кардинально не изменилась.

    Статья 2 НК определяет отношения, регулируемые законода­тельством о налогах и сборах России. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сбо­ров в стране, а также отношения, возникающие в процессе осуще­ствления налогового контроля, обжалования актов налоговых орга­нов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Гражданский кодекс РФ указывает, что гражданское законодатель­ство не подлежит применению к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, законода­тель четко ограничил сферу действия налогового законодательства и те нормативные документы, которые подлежат применению.

    Право устанавливать систему налогов, взимаемых в федераль­ный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в России принадлежит федеральному закону (ст. 75 Конституции РФ). При этом предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, Конституцией РФ вменено в обязанность каждому оплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57).

    Статьей 15 (ч. 2) Конституции РФ закреплена обязанность всех и каждого соблюдать законы страны. Это положение является ос­новой презумпции знания законодательства. Каждый субъект права считается знающим законодательство, пока не будет доказано обратное.

    Налоговые поступления составляют основу расходов государст­венного бюджета. Они не являются формой конфискации части собственности, должны вернуться предпринимателю в форме рас­ширения потребительского спроса, в виде новых технологий, това­ров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятными условиями ведения бизнеса. Они используются на содержание госу­дарственного аппарата, направляются на социальные нужды, науку, культуру, образование, жилищно-коммунальную сферу, на содер­жание и оснащение армии, участие в воспроизводстве капитала и расширении потребительского рынка, на экономическую защиту нашего общества и т.д. За счет государственного бюджета финанси­руются имеющие общенациональное значение программы содержа­ния и развития той социально-экономической среды, в которой функционирует отечественный бизнес.

    Таким образом, уплачиваемые налогоплательщиками налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Это положение применимо только к официально опубликованным законам. Причиной тому служит ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая содержит требование о том, что не могут применяться на практике неопубликованные официально нормативные акты, т.е. закон, не известный субъектам права, не может иметь практической силы и повлечь за собой правовые по­следствия. Главным условием вступления нормативного акта в силу является его опубликование. Тем самым субъектам права дается возможность ознакомиться с содержанием правовых актов.

    Исходя из того, что понятие знания законов включает в себя ос­ведомленность о правовом предписании, которое содержится в нор­ме, многие исследователи делают вывод о том, что презумпция зна­ния законов тесно связана с ясностью и точностью правовых пред­писаний, их определенностью. Не исключены ситуации, когда налогоплательщик знает содержание налогового закона, но в силу нечеткости его формулировок неправильно его понимает и добро­совестно заблуждается относительно своих обязанностей.

    Требование ясности и определенности, которым должно отве­чать налоговое законодательство, сформулировано в постановлении Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П. В частно­сти, отмечено, что законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установ­ленные налоги и сборы должны обеспечивать конкретность и яс­ность законов о налогах. Неопределенность норм может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их от­ношениях с налогоплательщиками, нарушению равенства прав гра­ждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понима­ния и толкования нормы всеми правоприменителями.

    Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П повторно подтвердил важность требования ясности и опре­деленности, а также установил, что общеправовой критерий опре­деленности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и су­дом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченно­го усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к про­изволу, а значит, к нарушению принципов равенства, а также вер­ховенства закона.

    НК законодательно закрепил это утверждение. Статья 3 содер­жит следующее требование к актам законодательства о налогах и сборах: они должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Не должна создаваться ситуация, когда нару­шение закона налогоплательщиком становится для государства бо­лее выгодным, чем его соблюдение.

    В Налоговом кодексе РФ определены:

    • виды налогов и сборов, взимаемых в России;

    • основания возникновения, изменения и прекращения налого­вых правоотношений — порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    • права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;

    • формы и методы налогового контроля;

    • ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    • порядок обжалования действий (бездействия) налоговых орга­нов и их должностных лиц.

    Согласно ст. 83 НК в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых орга­нах, соответственно, по месту нахождения организации, месту на­хождения ее обособленных подразделений, месту жительства физи­ческого лица. Заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган по месту нахождения в течение 10 дней после ее государственной регистрации.

    В соответствии со ст. 19 НК налогоплательщиками и платель­щиками сборов признаются организации и физические лица, на кото­рых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Эти обязанности налогоплательщиков (пла­тельщиков сборов) устанавливаются также в ст. 23 НК. В соответст­вии со ст. 44 НК обязанность по уплате налога или сбора возника­ет, изменяется и прекращается при наличии оснований, установ­ленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Так, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагает­ся на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникно­вения установленных законодательством о налогах и сборах обстоя­тельств, предусматривающих уплату налога или сбора.

    Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

    • с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или пла­тельщиком сбора;

    • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательст­во о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанно­сти по уплате налога и сбора;

    • со смертью налогоплательщика или с признанием его умер­шим в порядке, установленном гражданским законодательст­вом; задолженность по имущественным налогам умершего ли­ца либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

    • с ликвидацией организации-налогоплательщика после прове­дения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК.

    Момент исполнения обязанности по уплате налога определяется согласно п. 2 ст. 45 НК временем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного де­нежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денеж­ной суммы в счет уплаты налога в банк, кассу органа местного са­моуправления, организацию связи Россвязи.

    Таким образом, уплата налогов производится налогоплательщи­ком самостоятельно путем внесения денежных средств в валюте России в наличной или безналичной форме. Оплата налогов и сбо­ров осуществляется путем проведения зачета.

    Главными задачами налоговых органов являются:

    • контроль над соблюдением налогового законодательства — правильностью исчисления налогов и других платежей;

    • контроль над полнотой и своевременностью внесения в соот­ветствующий бюджет государственных налогов и других пла­тежей, установленных законодательством;

    • контроль, осуществляемый в соответствии с законодательст­вом о валютном регулировании и валютном контроле.

    Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кон­ституцией РФ, НК, другими федеральными законами, иными зако­нодательными и нормативными правовыми актами России, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

    lawbook.online