Суды по го и чс

Суды по го и чс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

16 сентября 2013 года город Вологда Дело № А13-5165/2013

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П. при ведении протокола помощником судьи Поляковой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного сельскохозяйственного предприятия Вологодской области «Осаново» к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области о признании недействительным предписания от 28.03.2013 № 179,
при участии от предприятия — Агафонова А.А. по доверенности от 01.11.2010, от ГУ МЧС — Халуева Н.А. по доверенности от 01.04.2013,

у с т а н о в и л:

Государственное сельскохозяйственное предприятие Вологодской области «Осаново» (далее — предприятие, ГСП ВО «Осаново») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области (далее — ГУ МЧС, Управление) о признании недействительным предписания от 28.03.2013 № 179.
В обоснование заявления представитель предприятия ссылается на отсутствие обязанности по исполнению предъявленных Управлением в оспариваемом предписании требований, поскольку ГСП ВО «Осаново» не относится к объектам надзора в области гражданской обороны, не имеет категории гражданской обороны и мобилизационного задания. По мнению представителя заявителя, предписание незаконно возлагает на предприятие обязанность по выполнению мероприятий гражданской обороны, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ГУ МЧС в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании заявленные требования отклонили, считая предписание законным и обоснованным. Представителя Управления в судебном заседании пояснил, что требования в гражданской обороны распространяются на все юридические лица независимо от форм собственности. Предприятие не выполнило установленные требования, для устранения выявленных нарушений ему было выдано предписание.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, 27 марта 2013 года отделом надзорной деятельности по Вологодскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Вологодской области на основании распоряжения от 11.03.2013 № 179 проведена плановая выездная проверка по выполнению требований по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществления в установленном порядке надзорных функций в области гражданской обороны; предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям.
В ходе проверки выявлены нарушения ГСП ВО «Осаново» требований в области гражданской обороны, которые зафиксированы в акте проверки от 27.03.2013 № 179 (л.д 35 — 37).
По результатам проверки ГУ МЧС установило, что предприятием не соблюдены требования пунктов 2, 4, 6 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 (далее — Положение № 782), пункта 6 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее — Положение № 804), пунктов 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (далее — постановление № 379), пунктов 6, 12, 16.1, 16.3, 16.5, 16.7, 16.9, 16.10, 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 № 687 (далее — Положение № 687), пункта 5 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 31.07.2006 № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решения задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (далее — приказ МЧС РФ № 440), постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области ГО» (далее — Положение № 841), Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее — Закон № 28-ФЗ).
Старший инспектор отдела надзорной деятельности по Вологодскому району УНД ГУ МЧС России по Вологодской области Макаров Н.В. вынес предписание от 28.03.2013 № 179, которым предприятию предписано в срок до марта 2014 года устранить нарушения установленных требований в области гражданской обороны, а именно:
— создать (назначить структурное подразделение (должностное лицо), уполномоченное на организацию работы по ГО (пункт 1 предписания);
— разработать и утвердить функциональные обязанности и их штатное расписание (пункт 1.1 предписания);
— разработать и утвердить руководителем организации «Порядок об организации и ведении гражданской обороны (пункт 2 предписания);
— разработать план гражданской обороны (планы приведения в готовность и действий спасательных служб ГО; формализованные документы по управлению мероприятиями ГО (распоряжения, донесения, проекты приказов руководителя)) (пункт 3 предписания);
— создать объектовый запас материальных ресурсов в целях ГО (пункт 4);
— определить Номенклатуру и объемы запасов организации (пункт 4.1 предписания);
— разработать и согласовать с органом местного самоуправления план основных мероприятий организации на год (пункт 5 предписания);
— производить обучение (подготовку) руководящего состава к действиям в области ГО (пункт 6 предписания);
— разработать с учетом особенностей деятельности организации на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организации в области гражданской обороны (пункт 7.1 предписания);
— осуществлять обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны: лекции для проведения занятий, планы подготовки указанных категорий обучаемых; перечень учебных групп; перечень тем учений и тренировок на новый учебный год, расписание занятий с учебными группами, тренировок на новый учебный год, журнал учета подготовки и посещаемости занятий (пункт 7.2 предписания);
— издать приказ руководителя организации (службы) об итогах подготовки за минувший и задачах на новый учебный год (пункт 7.3 предписания);
— создать и оснастить силы охраны общественного порядка, не организована подготовка их в области гражданской обороны (пункт 8 предписания);
— создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организации (пункт 9 предписания);
— создать противопожарные формирования, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны не осуществляется (пункт 10 предписания);
— спланировать мероприятия по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) организации в военное время: создать комиссию по повышению устойчивого функционирования, разработать и реализовать в мирное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства, представить документацию по защите производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения (пункт 11 предписания);
— спланировать мероприятия по световой и другим видам маскировки, не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке (пункт 12 предписания).
На основании статьи 13 Закона № 28-ФЗ, Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области в области гражданской обороны. ГУ МЧС по Вологодской области включено в перечень территориальных органов Министерства (пункт 38 Приложения № 2 к приказу).
Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (далее — приказ МЧС России № 372), а также приказом МЧС России от 25.01.2011 № 14 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 (далее — Положение № 305), определены должностные лица, осуществляющие государственный надзор.

В перечисленных нормативных актах предусмотрено, что должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны организациями; запрашивать необходимые документы для проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны; выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено ГУ МЧС в пределах предоставленных полномочий.
Закон № 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В статье 1 Закона № 28-ФЗ определено понятие гражданской обороны — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 4 Закона № 28-ФЗ установлено, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением Губернатора Вологодской области от 16.09.2008 № 365 утверждено «Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вологодской области». В соответствии с пунктом 1.3 Положения организации независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В статье 9 Закона № 28-ФЗ определены полномочия организаций в области гражданской обороны.
Таким образом, приведенные нормы Закона № 28-ФЗ указывают на наличие у заявителя обязанности по выполнению мероприятий по гражданской обороне. Положения вышеперечисленных нормативных актов не предусматривают условий, освобождающих какие-либо организации от исполнения этих обязанностей. Указанные в оспариваемом предписании Постановления Правительства Российской Федерации и Приказы МЧС России конкретизируют требования Закона № 28-ФЗ.
При этом наделение надзорных органов правом проводить проверку соблюдения требований действующего законодательства направлено на реализацию целей и задач гражданской обороны, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований. В соответствии с нормами статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление обязано доказать соответствие выданного предписания закону и иным нормативным правовым актам, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта.
Пунктами 1, 1.1 предписания от 28.03.2013 № 179 предприятию вменено в обязанность на основании пунктов 2, 4 Положения № 782 в срок до марта 2013 года создать (назначить структурное подразделение (должностное лицо), уполномоченное на организацию работы по гражданской обороне (далее — ГО); разработать и утвердить функциональные обязанности и их штатное расписание.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение № 782 определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
В пункте 2 Положения № 782 определено, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Пункт 4 устанавливает примерные нормы определения количества работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации.
В частности, в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек — работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации (подпункт «в» пункта 4 Положения № 782).
На основании пункта 6 названного Положения организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 12 приказа МЧС № 687.
Таким образом, указанные положения обязывают организации, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек назначать работника (по совместительству) для выполнения работы по гражданской обороне, разрабатывать и утверждать функциональные обязанности работника и штатное расписание.
Согласно представленной в материалы дела справке ГСП ВО «Осаново» по состоянию на 01.08.2013 число работников предприятия составляет 39 человек (л.д. 88). Следовательно, работа по гражданской обороне в предприятии может выполняться по совместительству одним из работников организации.
Представитель предприятия в судебном заседании пояснил, что в организации отсутствует работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, не разработаны и не утверждены функциональные обязанности и штатное расписание данного работника.
Следовательно, пунктами 1, 1.1 оспариваемого предписания на предприятие обоснованно возложены вышеуказанные обязанности.
Пунктами 2, 3, 5 оспариваемого предписания на предприятие возложена обязанность на основании пунктов 4, 6 Положения № 804, абзаца 2 пункта 4 приказа МЧС России № 687 в срок до марта 2014 года руководителю организации разработать и утвердить «Порядок организации и ведении гражданской обороны в организации» (пункт 2 предписания), разработать план гражданской обороны: планы приведения в готовность и действий спасательных служб ГО, формализованные документы по управлению мероприятиями ГО (распоряжения, донесения, проекты приказов руководителя) (пункт 3 предписания); разработать и согласовать с органом местного самоуправления (далее — ОМС) план основных мероприятий организации на год (пункт 5 предписания).
Пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством (пункт 4 Положения № 804).
Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждено приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 № 687. Пунктом 3 данного Приказа определено, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны организации.
Ведение гражданской обороны в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите работников, материальных и культурных ценностей на территории организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны организаций (пункт 5 Приказа МЧС России № 687).
В соответствии с пунктом 5 Положения № 804 ведение гражданской обороны осуществляется в организациях на основании соответствующих планов гражданской обороны.
Пунктом 4 Приказа МЧС России № 687 предусмотрено, что план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления. Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, перечисленные нормы действующего законодательства предусматривают обязанность организации разрабатывать и согласовывать с органом местного самоуправления план основных мероприятий гражданской обороны на год. На предприятие обоснованно возложена обязанность по разработке и утверждению руководителем предприятия порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в ГСП ВО «Осаново».
Вместе с тем, обязанность разработать план гражданской обороны: планы приведения в готовность и действий спасательных служб ГО, формализованные документы по управлению мероприятиями ГО (распоряжения, донесения, проекты приказов руководителя), установленная пунктом 3 предписания действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с нормами статей 5, 7, 8 Закона № 28-ФЗ обязанность по разработке и утверждению планов гражданской обороны возложена на Президента Российской Федерации в части утверждения Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; на федеральные органы исполнительной власти в части разработки и реализации плана гражданской обороны; на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части разработки и реализации плана гражданской обороны и защиты населения; на органы местного самоуправления самостоятельно в части разработки и реализации плана гражданской обороны и защиты населения в пределах границ муниципальных образований.
Таким образом, нормы действующего законодательства не предусматривают обязанность организации разрабатывать план гражданской обороны предприятия как единого документа.
В пункте 6 Приказа МЧС России № 687 указано, что планы гражданской обороны и защиты населения определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пункт 3 предписания содержит указание на конкретные действия — разработку планов приведения в готовность и действий спасательных служб, а также формализованных документов.
Однако, порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения до настоящего времени Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не определен.
В ГСП ВО «Осаново» отсутствует спасательная служба гражданской обороны, в предписании не приведен перечень формализованных документов необходимых к разработке и правовые основания для их издания, что исключает возможность исполнения предприятием пункта 3 предписания.
Ссылка Управления в дополнении к отзыву на заявление и его представителя в судебном заседании на положения приказа от 16.02.2012 № 70-дсп «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения» (л.д. 77-82) судом отклоняется.
Данный приказ не опубликован в средствах массовой информации (не обнародован), разработан МЧС России для внутреннего (служебного) пользования, что, по мнению суда, исключает информированность организаций, в том числе заявителя, о необходимости разработки и принятия плана гражданской обороны предприятия, а также о его структуре и содержании.
Кроме того, в соответствии с пунктом 116 приказа от 16.02.2012 № 70-дсп организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и прекращающие работу в военное время, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
На основании изложенного суд считает, что требование заявителя в части признания недействительным пункта 3 оспариваемого предписания подлежит удовлетворению, требования в части признания недействительными пунктов 2, 5 оспариваемого предписания удовлетворению не подлежат.
Пунктами 4, 4.1 предписания от 28.03.2013 № 179 предприятию предписано на основании пунктов 4, 5 постановления № 379 в срок до марта 2014 года создать объектовый запас материальных ресурсов в целях ГО, определить номенклатуру и объемы запасов организации.
Согласно пояснениям представителя Управления понятие объектовые запасы законодательством не определено. Под указанной формулировкой следовало понимать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 3 Положения № 379 запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В силу пункта 4 Положения № 379 номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Положения № 379 определение номенклатуры и объемов запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
При этом с учетом подпункта «а» пункта 7 Положения № 379 под организациями понимаются организации, находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В данном случае доказательства того, что предприятие относится к таким организациям, ГУ МЧС не представлено.
При этом Положение № 379 предусматривает следующее предназначение запасов: для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС, аварийно-спасательных формирований и служб в случае возникновения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом содержания названной нормы на предприятие не может быть возложена обязанность по созданию запасов в указанных целях.
Кроме того, номенклатура и объемы запасов определяются с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России (пункт 4 Положения № 379).
Согласно Методическим рекомендациям по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденным Минэкономразвития России 17.03.2011 и МЧС России 31.01.2011, организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
Однако предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны применительно к предприятию. При этом довод Управления о том, что указанные запасы создаются в номенклатуре и объеме, которые организация посчитает нужным создать, отклоняется арбитражным судом. Произвольное толкование указанных норм влечет невозможность исполнения данного предписания.
Кроме того предписание содержит требование о создании объектовых запасов материальных ресурсов, понятие которого в законодательстве не определено.
В связи с этим пункты 4, 4.1 оспариваемого предписания необоснованно возлагают на предприятие вышеуказанные обязанности.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2012 года по делу № А05-3401/2012.
Пунктами 6, 7.1, 7.2 оспариваемого предписания на основании Положения № 841, пункта 16.1 Приказа МЧС России № 687 предприятию вменено обязанность производить обучение (подготовку) руководящего состава к действиям в области ГО (пункт 6 предписания), разработать с учетом особенностей деятельности организации на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организации в области гражданской обороны (пункт 7.1 предписания); осуществлять обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны: лекции для проведения занятий, планы подготовки указанных категорий обучаемых; перечень учебных групп; перечень тем учений и тренировок на новый учебный год, расписание занятий с учебными группами, тренировок на новый учебный год, журнал учета подготовки и посещаемости занятий (пункт 7.2 предписания).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.
В силу пункта 3 Положения № 841 руководители организаций подлежат обучению в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктами 16, 16.1 приказа МЧС России № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие мероприятия по обучению населения в области гражданской обороны:
— разработку с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны.
— осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
Таким образом, вышеуказанными нормами предусмотрена обязанность организаций по обучению руководителя и работников общества в области гражданской обороны, разработка программ обучения.
С учетом изложенного пунктом 6 оспариваемого предписания на предприятие обоснованно возложена обязанность производить обучение (подготовку) руководящего состава к действиям в области ГО.
В силу пункта 16.1 приказа МЧС России № 687 рабочие программы обучения в области гражданской обороны должны разрабатываться на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно.
ГУ МЧС представлены указанные примерные программы обучения, что подтверждает исполнимость и законность пункта 7.1 оспариваемого предписания.
В то же время требований о необходимости разработки лекций для проведения занятий, планов подготовки указанных категорий обучаемых; перечня учебных групп, перечня тем учений и тренировок на новый учебный год, расписания занятий с учебными группами, тренировок на новый учебный год, журнала учета подготовки и посещаемости занятий в вышеперечисленных нормах не содержится.
Следовательно, предприятию необоснованно вменено в обязанность выполнение пункта 7.2 оспариваемого предписания.
Пунктом 7.3 оспариваемого предписания на основании пункта 16.10 приказа МЧС России № 687 предприятию вменена обязанность издать приказ руководителя организации (службы) об итогах подготовки за минувший и задачах на новый учебный год.
В то же время в приказе МЧС России № 687 не закреплена такая обязанность, а пункт 16.10 указанного приказа содержит требование иного характера.
С учетом изложенного пункт 7.3 оспариваемого предписания следует признать недействительным.
В соответствии с пунктами 8, 9, 10, 12 оспариваемого предписания предприятию на основании пунктов 16.5, 16.7, 16.9, 16.10 Приказа МЧС России № 687 вменено в обязанность создать и оснастить силы охраны общественного порядка (пункт 8 предписания); создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организации (пункт 9 предписания); создать организацией противопожарные формирования, планирование их действий и организации взаимодействия с другими видами пожарной охраны не осуществляется (пункт 10 предписания); спланировать мероприятия по световой и другим видам маскировки (пункт 12 предписания).
В соответствии с пунктами 16.5, 16.7, 16.9, 16.10 Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций организации осуществляют следующие мероприятия:
— создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовку их в области гражданской обороны.
По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организации осуществляют следующие мероприятия:
— создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны.
По световой и другим видам маскировки организации обязаны выполнить следующие мероприятия:
— определить перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
— разработать планы осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
— создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
— обеспечить проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, организации обязаны выполнить следующие мероприятия:
— обеспечить создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону производственную деятельность в военное время в составе сил гражданской обороны, противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

Вместе с тем, как следует из вышеперечисленных норм указанные требования распространяются лишь на организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону производственную деятельность в военное время в составе сил гражданской обороны, противопожарных формирований.
Управлением в дополнительном отзыве на заявление (л.д. 72 — 75) и его представителем в судебном заседании подтверждено, что ГСП ВО «Осаново» является организацией, не отнесенной к категории по гражданской обороне. Доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие является организацией, продолжающей производственную деятельность или переносящими данную деятельность в загородную зону в военное время в составе сил гражданской обороны, Управлением не представлено.
Кроме того, поименованные в предписании пункты 16.5, 16.7, 16.9, 16.10 Приказа МЧС России № 687 содержат общие требования в области гражданской обороны. Пункты 8, 9, 10, 12 предписания от 28.03.2013 № 179 не позволяют определить перечень организационных мероприятий по гражданской обороне, что делает невозможным как его выполнение, так и осуществление ГУ МЧС контроля за его выполнением.
Следовательно, пунктами 8, 9, 10, 12 оспариваемого предписания на предприятие неправомерно возложены перечисленные выше обязанности.
Пунктом 11 оспариваемого предписания предприятию на основании пункта 16.13 приказа МЧС России № 687 вменено в обязанность спланировать мероприятия по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) организации в военное время: создать комиссию по повышению устойчивого функционирования, разработать и реализовать в мирное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства, представить документацию по защите производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
Пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В Законе № 28-ФЗ определено понятие устойчивости функционирования объекта экономики в мирное время — это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения; устойчивость функционирования объекта экономики в военное время — это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.
В соответствии с пунктом 16.13 Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
— создание и организацию работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время (первый абзац пункта 11 предписания);
— разработку и реализацию в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства (второй абзац пункта 11 предписания);
— повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения (третий абзац пункта 11 предписания).
Учитывая статус предприятия, его сферу деятельности ГСП ВО «Осаново» не относится к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения в военное время, предприятие не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время. Из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать вывод, что предприятие является обязанным исполнять требования, содержащиеся в указанном пункте предписания.
Также перечисленные в пункт 11 предписания требования воспроизводят содержание пункта 16.13 Приказа МЧС России № 687 и представляют собой общие предписания в области гражданской обороны. Пункт 11 предписания от 28.03.2013 № 179 не дает возможности определить конкретные мероприятия по повышению устойчивого функционирования предприятия.
На основании изложенного пункты 3, 4, 4.1, 7.1, 7.2, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12 предписания отдела МЧС России по Вологодской области от 28.03.2013 № 179 следует признать недействительным, требования ГСП ВО «Осаново» в указанной части подлежат удовлетворению. В удовлетворении остальной части предъявленных требований следует отказать.
При этом судом отклоняется ссылка предприятия о том, что оно является некатегорированным объектом, не имеет мобилизационного задания, поскольку исходя из указанных выше норм, требования в области гражданской обороны должны выполнять все организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также некатегорированные организации.
В соответствии статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При удовлетворении предъявленных требований уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с инспекции ФНС в пользу предпринимателя.
При этом суд учитывает правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 13 ноября 2008 года № 7959/08, где указано, что исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения абзаца второго части первой статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении требований. В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Руководствуясь статьями 110, 167 — 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

признать не соответствующими Федеральному закону от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и недействительными пункты 3, 4, 4.1, 7.2, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12 предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области от 28.03.2013 № 179, выданного Государственному сельскохозяйственному предприятию Вологодской области «Осаново».
В удовлетворении остальной части предъявленных требований Государственному сельскохозяйственному предприятию Вологодской области «Осаново» отказать.
Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного сельскохозяйственного предприятия Вологодской области «Осаново».
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, расположенного по адресу: город Вологда, улица Мальцева, дом 41, зарегистрированного 16.11.2004 за основным государственным регистрационным номером 1043500086112, в пользу Государственного сельскохозяйственного предприятия Вологодской области «Осаново» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
В части признания частично недействительным предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

m.vologda.arbitr.ru