С 1 апреля тарифы осаго

Увеличение тарифов ОСАГО в апреле превысит 30%

С 1 апреля 2015 года увеличивается страховая сумма выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП, а также упрощается порядок получения таких выплат

Москва. 2 марта. INTERFAX.RU – Банк России вряд ли сможет уложиться в первоначально запланированное повышение тарифов ОСАГО на уровне 30% в апреле этого года, сообщил зампред Банка России Владимир Чистюхин на пресс-конференции в понедельник.

По его словам, расчеты на эту тему будут представлены Банком России к 1 апреля, именно в этот день вступают в силу изменения в закон об ОСАГО. С 1 апреля 2015 года увеличивается страховая сумма выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Также упрощается порядок получения таких выплат. «Поскольку при оценке достаточности тарифов в ОСАГО Банк России должен учитывать также фактор влияния обесценивания рубля и выравнивания ситуации в регионах, вряд ли удастся уложиться в ранее озвученные 30% корректировки тарифов в ОСАГО», — сообщил Чистюхин.

Российский союз автостраховщиков представил свои расчеты на эту тему ЦБ, но все пожелания страховщиков учтены быть не могут, отметил зампред ЦБ. Вместе с тем он подчеркнул, что услуга ОСАГО должна быть доступна потребителям как по ценовым параметрам, так и по фактической доступности продукта. «Без повышения тарифов невозможно будет обеспечить фактическую доступность приобретения полиса ОСАГО», — сказал Чистюхин.

Он отметил, что весь 2014 год Банк России работал над стабилизацией ситуации на рынке ОСАГО. Многого удалось достичь после предыдущего повышения базового уровня тарифов примерно на 30%. Таким образом, корректировка тарифов в ОСАГО, по замыслу Банка России, будет учитывать необходимость изменения территориальных коэффициентов, изменения курса национальной валюты по отношению к другим валютам (поскольку этот фактор влияет на стоимость авторемонта) и законодательные изменения в условиях выплат пострадавшим.

Не будут учтены в предстоящих корректировках законодательные изменения, связанные со снижением уровня износа автомобилей с 80% до 50%, а также положения постановления пленума Верховного суда, обязывающие страховщиков ОСАГО производить выплату по утрате товарной стоимости, и по возмещению морального вреда при вынесении судами соответствующих решений.

По предварительным оценкам экспертов, на рынке ОСАГО введение новых страховых сумм выплат за вред жизни и здоровью в размере 500 тыс. рублей потребует корректировки тарифов в ОСАГО на уровне около 24%. Еще около 10% требуется добавить к величине тарифа после введения упрощенного порядка получения подобных выплат. Также около 20% в объеме базового тарифа, считают эксперты, должно приходиться на фактор обесценивания национальной валюты.

Массовое повышение тарифов ОСАГО на 60% не состоится

Из-за конкуренции страховщики будут вынуждены ориентироваться на нижнюю границу тарифного коридора в ОСАГО, поэтому автовладельцам не стоит беспокоиться о резком росте цен

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU – Впервые за 12 лет существования обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в секторе появится реальная возможность ценовой конкуренции: страховщики ОСАГО с 12 апреля получат определенную свободу установления цен при продаже полисов «автогражданки» в рамках тарифного коридора, при котором отклонения допускаются в пределах 20%.

Сам тарифный коридор расширится и будет работать с обновленными базовыми тарифами в ОСАГО, он увеличится в 4 раза — с 5% до 20%.

Однако, как полагают эксперты, ценовые сценарии, избранные страховщиками ОСАГО, на деле будут мало различаться. Законы конкуренции заставят компании с крупными портфелями «прижать» индивидуальные тарифы к нижней границе тарифного коридора в большинстве регионов. Опасения автовладельцев о тотальном повышении цен в ОСАГО в пределах 60%, скорее всего, не оправдаются, считают аналитики.

Завершение ценовой «перенастройки»

Изменение тарифов в ОСАГО связано с введением новых страховых сумм по ущербу жизни и здоровью пострадавших. К 12 апреля все страховщики ОСАГО на своих сайтах обязаны разместить информацию о новых действующих тарифах. Они будут складываться из базовых значений, которые на 40% окажутся выше действующих, а также из тарифного коридора, внутри которого страховщики вправе «двигаться» по цене в пределах 20%.

Кроме того, в ряде регионов Банк Росси пересмотрел территориальные коэффициенты. На 11 территориях РФ региональные коэффициенты в ОСАГО повысятся, в стольких же регионах — понизятся. В Москве и Санкт-Петербурге значения региональных коэффициентов останутся без изменений.

Как показал опрос страховщиков, проведенный «Интерфаксом», крупные компании уже завершают процесс определения цен, по которым они будут продавать полисы ОСАГО с 12 апреля.

Заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Илья Соломатин сообщил, что результаты работы по тарификации в ОСАГО будут опубликованы не ранее 12 апреля — дня, когда начнутся продажи по новым ценам. Он добавил, что «Ингосстрах» «использует свою особую модель ценообразования». «Новые тарифы по ОСАГО будут утверждены приказом по компании, они будут направлены в Банк России для сведения», — сказал Соломатин.

Заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов сообщил, что компании еще «предстоит донастроить информационную систему к началу продаж по новым тарифам». По его словам, ценовые настройки будут достаточно тонкие. Так, например, в Ленинградской области планируется установить тарифы ОСАГО, ориентируясь на верхнюю границу ценового коридора, а в Санкт-Петербурге и Москве — на нижнюю его границу.

Генеральный директор СК «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов сообщил, что не может пока сказать о преимущественном векторе выбора цен внутри тарифного коридора. «В ряде регионов мы намерены придерживаться верхней границы тарифного коридора, в иных регионах — нижнего, серединные значения тарифного коридора будут использованы также», — пояснил он.

Вместе с тем Скворцов считает наличие относительно широкого тарифного коридора важным достижением, поскольку страховщик теперь сможет самостоятельно принять решение о корректировке тарифов в регионе, если, например, сочтет, что выбор нижней границы коридора себя не оправдал.

Еще одна крупная компания — «СОГАЗ» — намерена придерживаться избирательного подхода в вопросах ОСАГО. Этот вид бизнеса не характерен для нее — портфель договоров «автогражданки» у «СОГАЗа» занимает лишь несколько процентов в общем объеме, но он быстро прирастает, в том числе в регионах. «В тех сегментах транспортных средств и на тех территориях, в которых высокие прогнозы убыточности, мы будем работать по верхней границе тарифного коридора. К этим сегментам, в частности, мы относим легковые автомобили физлиц, такси, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи. Если говорить об убыточных регионах, то это, например, Челябинская и Курганская области. Для отдельных сегментов, в частности, для тракторов и спецтехники, граница тарифного коридора будет использоваться нижняя», — сказал «Интерфаксу» заместитель председателя правления «СОГАЗа» Дамир Аксянов.

Позиция лидера – вектор вниз

Принципиально определился со своей позицией лидер рынка ОСАГО — «Росгосстрах», контролирующий треть сегмента «автогражданки». Компания решила ориентироваться на нижнюю границу тарифного коридора при установлении новых цен в ОСАГО с 12 апреля этого года, сообщил агентству информированный источник.

Это решение было озвучено руководством компании на ежегодном весеннем совещании директоров филиалов «Росгосстраха».

В Москве и Санкт-Петербурге «Росгосстрах» планирует установить «серединные» значения тарифного коридора. В некоторых чрезвычайно убыточных регионах, таких как Дагестан, стоимость полисов пройдет по верхней границе тарифного коридора, увеличение стоимости ожидается в пределах 60%, сказал собеседник агентства.

В свою очередь представитель пресс-службы «Росгосстраха» аргументировал позицию компании тем, что решения по тарифам в ОСАГО «будут приняты с учетом статуса «Росгосстраха» как системообразующей компании». «Росгосстрах» работает во всех субъектах Федерации, его полисы в настоящее время имеют более 15 млн человек, то есть каждый третий автовладелец в РФ», — добавил он.

Однако не только социальная ориентированность страховщика предопределяет вектор цен по нижней границе, убеждена главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. «Порядок установления тарифов предусматривает использование единых значений в регионе. Это означает, что высокие тарифы для физлиц, проживающих на территории, окажутся столь же высокими и для корпоративного бизнеса», — пояснила она.

«Прежде, чем взвинтить цены, страховщикам ОСАГО потребуется много раз проанализировать структуру своего портфеля. Ошибки могут сделать компанию неконкурентоспособной при участии в тендерах юрлиц по выбору страховщиков ОСАГО», — отметила Долгополова. Не стоит забывать и о том, что корпоративные портфели ОСАГО до сих пор считались одними из наиболее выгодных для страховщиков с точки зрения уровня их убыточности.

Лекарство от кризиса

Повышение тарифов в ОСАГО, которого как избавления ждали автостраховщики, должно, по их мнению, закрыть вопрос об убыточных и провальных с точки зрения этого бизнеса регионах. Правда, ряд экспертов полагает, что для решения такой задачи потребуется 1-2 года.

В свою очередь регулятор ожидает вполне «джентельменского поведения» страховщиков ОСАГО по отношению к клиентам после корректировки тарифов в сторону повышения.

При этом никто не хотел бы продления агонии слабых страховщиков ОСАГО за счет обновления тарифов, предположила Долгополова. «Следует ожидать ужесточения контроля Банком России и Российским союзом автостраховщиков (РСА) за финансовой устойчивостью игроков ОСАГО и за дисциплиной исполнения СК обязательств перед клиентами. И регулятор, и страховщики ОСАГО в перспективе ориентированы на полную либерализацию тарифов. При этом регулятор видит достижение такой цели после переходного периода в 3-5 лет, а страховщики готовы к революции цен в ОСАГО хоть завтра», — говорит аналитик.

Она напомнила, что предшествующая корректировка тарифов в ОСАГО произошла 12 октября 2014 года в связи с увеличением лимитов выплат за вред имуществу от 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. До этого времени тарифы в ОСАГО сохранялись практически неизменными с 2003 года. Пересмотр тарифов допускается законодательством раз в 6 месяцев в 2015 году, но это не обязательно.

Согласно закону об ОСАГО, с 1 апреля этого года вступило в силу положение об увеличении лимита выплат за вред жизни и здоровью по ОСАГО со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Также упростился порядок обращения с подобными выплатами, расширился круг их потенциальных получателей. По совокупности все эти меры приведут к постепенному росту убыточности страховщиков ОСАГО, полагают эксперты.

www.interfax.ru

С 1 апреля тарифы осаго

С 12 апреля полисы ОСАГО существенно подорожали. Согласно принятым поправкам Центробанка, базовые ставки выросли на 40%. Кроме того, с 1 апреля вступили в силу новые региональные коэффициенты. Также на стоимость страхового полиса оказало влияние расширение так называемого тарифного коридора с 5 до 20% от стоимости ОСАГО. В пределах этой суммы страховые компании могут варьировать размер премии. Что касается самих автомобилистов, то они взамен на существенно подорожавшие полисы (в некоторых регионах стоимость страховки увеличилась в несколько раз) получили увеличенный со 160 тыс. до 500 тыс. рублей предел выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, а также возможность купить ОСАГО в любом регионе. Однако увеличение стоимости страховки и изменение лимита выплат – далеко не все, что нужно знать автомобилистам об изменениях в системе ОСАГО.

Как повысились базовые ставки

С 12 апреля существенно выросли базовые ставки ОСАГО. Теперь минимальный тариф составляет 3 432 рубля, а максимальный – 4 118 рублей. Ранее, напомним, он не превышал 2 574 рубля, а нижняя граница составляла 2440 рублей. Таким образом, ОСАГО подорожало по нижней границе на 40%, а по верхней – на 60%. Расширенный диапазон цен (он вырос с 5 до 20%) позволяет страховым компаниям применять более гибкую тарифную политику. При этом эксперты рынка убеждены, что страховщики предпочтут работать преимущественно по верхним тарифам.

Как изменились региональные коэффициенты

От региональных коэффициентов ОСАГО зависит окончательная стоимость полиса для автомобилистов. Например, в Москве коэффициент равен двум. Таким образом, при расчете стоимости полиса базовый тариф необходимо умножать на 2. Региональные коэффициенты корректировались в зависимости от убыточности ОСАГО для страховщиков. В 11 регионах РФ, где убыточность превышала 100%, коэффициенты выросли. Речь идет о Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Челябинской и Курганской областях. Еще подорожание затронуло Адыгею, Чувашию, Марий Эл, Камчатку и Мордовию. В этих регионах базовые коэффициенты увеличились на 20-25%.
Еще в 11 регионах России региональные коэффициенты, наоборот, были снижены. Это Ленинградская область, Дагестан, Тыва, Забайкалье, Ингушетия, Чечня, Еврейская АО, Магаданская область, Якутия, Чукотка и Байконур.

Почему система ОСАГО была убыточной

В 2014 году страховщики продали полисов ОСАГО на сумму порядка 150,3 млрд рублей. При этом выплачено было не более 88,8 млрд рублей. Однако здесь не учтены судебные издержки и отчисления в резервные фонды. Кроме того, выросли расходы на выплаты из-за увеличения лимитов выплат (до 400 тыс. рублей) и колебания курса валют. Самыми невыгодными для страховщиков оказались Адыгея, Мордовия, Мурманская и Амурская области – убыточность здесь достигала 110-125%, а антирекорд был установлен на Камчатке – 243%.

Кто больше всего недоволен

До апрельских изменений самые высокие региональные коэффициенты (2,0) были в Москве, Казани, Тюмени, Перми, Сургуте и Челябинске. Соотвественно, именно в этих городах страховые полисы обходились дороже всего. Ситуация изменилась – больше всего за ОСАГО теперь будут платить автомобилисты из Мурманска и Челябинска. Здесь региональные коэффициенты выросли до 2,1. Страховщики уже посчитали, что, например, в Мурманске стоимость страховки в среднем вырастет в четыре раза.

Что такое свободные тарифы

С повышением региональных коэффициентов и ростом базовых тарифов страховщики и эксперты рынка заговорили о так называемых свободных тарифах, когда государство не регулирует стоимость полисов. Такая система уже несколько лет работает в европейских странах. «Во многих странах, где происходил переход от государственного регулирования страхового рынка к свободному ценообразованию, в первые годы полисы резко дешевели, поскольку компании стремились создать себе хорошую клиентскую базу. Потом рынок сам устанавливал разумную стоимость полисов. Пример рынка каско показывает, что и у нас страховщики вполне могут работать без госрегулирования», — пояснил корреспонденту Autonews.ru генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Когда ОСАГО подорожает снова

Повышение стоимости ОСАГО проходило в несколько этапов. Окончательное подорожание случилось как раз 12 апреля – в ближайшее время строимость страховки корректироваться не будет. В октябре 2014 года, напомним, полисы прибавили в среднем 20-30%. Согласно расчетам Российского союза страховщиков, до октября ОСАГО в среднем обходилось в 3 300 руб., а в конце прошлого года – уже 4 300 рублей. С 12 апреля россияне будут покупать страховку по цене в 6 000 рублей.

Что будет со штрафами за отсутствие ОСАГО

Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов (фракция ЛДПР) работают над законопроектом, который предусматривает отмену штрафа для атвомобилистов, которые ездят без полиса ОСАГО. По информации газеты «Известия», финансовое взяскание хотят заменить на предупреждение. В настоящее время, напомним, за это нарушение водителей штрафуют на 500 рублей. Еще депутаты готовят поправки в закон «Об ОСАГО». В частности, парламентарии предложат закрепить за владельцем автомобиля право передачи полиса вместе со свидетельством о регистрации другому водителю. Подобная система уже несколько лет работает в Беларуси.

www.autonews.ru

В РФ начали действовать новые тарифы ОСАГО

С 12 апреля минимальный базовый тариф по ОСАГО повышается на 40 процентов с расширением «тарифного коридора» до 20 п.п, то есть до 60 процентов. Решение в марте принял Центробанк России после вступления в силу с 1 апреля положений закона об ОСАГО о повышении размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.

К новому базовом тарифу в 21 регионе России будут применены понижающие и повышающие коэффициенты: в одиннадцати из них коэффициенты с 1 апреля повысились, а в десяти — снизились.

Решение о максимальном подорожании базовых тарифов ОСАГО в 60 процентов вместо ранее предполагавшихся 30 процентов было принято из-за ослабления рубля и скачка инфляции.

Теперь для легковых авто физлиц базовый тариф составит от 3432 до 4118 рублей. Зато снижается нижняя граница на легковые автомобили юрлиц (на 22 процента), тракторы (25 процентов), мотоциклы и мопеды (42 процента).

Снижение территориальных коэффициентов произойдет там, где выплаты по ОСАГО составляют не более 70 процентов стоимости проданных полисов. Больше всего повезло Магаданской области, где местный коэффициент снизится на 41 процент.

Региональные коэффициенты повышаются в Камчатском крае, Адыгее, Мордовии, Чувашии, Республике Марий Эл, а также в Амурской, Воронежской, Мурманской, Курганской и Челябинской областях. Там сейчас страховые компании продают полисы себе в убыток. Максимальное повышение коэффициентов (на 25 процентов) будет на Камчатке и в Мордовии.

Кроме того, с 16 апреля изменится методика расчета стоимости автозапчастей: выплаты по ним увеличатся в среднем на 20-25 процентов.

В ЦБ считают, что расширение тарифного коридора до 20 п.п. должно возродить ценовую конкуренцию по ОСАГО между страховщиками.

Полис пошел в рост

А с 12 апреля вступают в силу новые базовые ставки страховых тарифов, утвержденные ЦБ РФ. Размер минимальных значений базовых ставок по большей части категорий транспортных средств вырос на 40%, при этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20%. Кроме того, в 11 субъектах РФ увеличены региональные коэффициенты, исходя из которых рассчитается стоимость полиса ОСАГО. Максимально — на 25% — вырастут коэффициенты на Камчатке и в Мордовии, где зафиксирована экстремальная убыточность этого вида страхования.

Сами страховщики считают повышение тарифов обоснованным. Такие меры позволят стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО, переживающем кризис, уверен Михаил Порватов, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА): «Сейчас примерно в 40% регионов есть проблемы с покупкой полиса ОСАГО. Страховщики либо не продают полисы, либо навязывают дополнительные услуги. Есть случаи отказа крупных страховщиков от лицензии по ОСАГО вообще. То, что сейчас происходит, — следствие того, что ОСАГО уже давно является убыточным видом страхования. Мы ожидаем банкротств страховщиков и огромной нагрузки на компенсационный фонд РСА».

Новые уровни тарифов позволят улучшить качество услуг страховщиков ОСАГО, полагают в РСА. Автовладельцы, хоть и не рады росту тарифов, с пониманием относятся к изменениям (см. диаграмму). Ежегодная индексация тарифа, по мнению 47% опрошенных «РОМИР» респондентов, должна зависеть от экономической ситуации, еще 26% согласны с ежегодным индексированием тарифа, 11% полагают, что «только так можно обеспечить стабильность выплат пострадавшим», а вот 19% считают, что тариф следует заморозить.

В том, что тарифы стоит заморозить хотя бы на пару лет, уверены и депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов. Они внесли в Госдуму законопроект с предложением «ввести мораторий» на повышение тарифов и коэффициентов ОСАГО, оставив их неизменными до 1 января 2017 года. Также они предлагают установить требования о неизменности в течение года страховых тарифов и коэффициентов, а ЦБ РФ обязать выносить проект акта с базовыми ставками на общественное обсуждение и экспертизу.

«Думаю, что и сами депутаты не рассчитывают на серьезное обсуждение и уж тем более доведение до статуса закона этого законопроекта, — говорит Игорь Иванов, заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия. — Увеличение тарифов совершенно неизбежно, поскольку с 1 апреля вступает в действие поправка в закон об ОСАГО, которая увеличивает до 500 тыс. руб. лимит выплат за вред жизни и здоровью и меняет сам принцип получения страхового возмещения. В первую очередь, именно по этой причине ЦБ РФ утвердил изменения в тарификации ОСАГО. Предлагая «заморозить» тарифы на ОСАГО, авторы должны были бы предложить одновременно «заморозить» и увеличение лимита выплат «по жизни», что трудно себе представить, учитывая социальный характер закона об ОСАГО. Попытка волевым способом «заморозить» тарифы может просто обрушить рынок ОСАГО, а вместе с ним и весь страховой рынок. Под угрозой — надежность страховых компаний, а значит, и защищенность клиентов. Несколько крупных страховщиков в прошлом году уже были вынуждены уйти с рынка или по крайней мере из розничного сегмента, поскольку сочли для себя неприемлемым нести убытки в ОСАГО».

Эта инициатива — еще одно доказательство того, что в ближайшее время по всем обязательным видам страхования (а не только по ОСАГО) необходимо полностью отказаться от тарифного регулирования и переходить на рыночное ценообразование, убежден первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин: «В таком случае подобных инициатив вообще не будет. Сам рынок определит, по какой цене бороться за конкретного клиента в том или ином регионе. И история его страхования по информационной системе РСА будет базой для тарификации договора. Хорошая история — снижение тарифа в борьбе за клиента; плохая история — либо плати дороже за полис ОСАГО, либо у тебя его не будет».

По мнению Галушина, если инициатива депутатов будет поддержана, проблем на рынке ОСАГО в России станет на порядок больше — и в плане ограничений продаж в проблемных регионах, и в плане навязывания дополнительных услуг, и с точки зрения присутствия страховщиков в этих регионах.

Однако Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР), уверен, что страховщики манипулируют сознанием всех, кто не задумывается о существе страховых явлений: «Факт увеличения страховой ответственности до 400 тыс. руб. «по железу» и до 500 тыс. «по здоровью» совсем не означает, что в три с лишним раза возрастут все страховые выплаты. Существуют выведенные практикой пропорции между количеством заключенных страховых договоров и количеством страховых возмещений, эти пропорции консервативны и практически не изменяются. В том числе не изменяются пропорции обращений за страховыми выплатами «по здоровью» — таких обращений примерно 1% от всех. Сумма выплат в 2015 г. может несколько подняться за счет введенной «тарификации» травм и прочих последствий ДТП. Можно предполагать, выплаты, связанные с этим, поднимутся максимум на 20%».

Канаев уверен, что оснований для повышения тарифов ОСАГО просто нет: «Разгулу нарушений страховщиков можно положить конец одним решением. Следует принять новый порядок операций с денежными средствами по ОСАГО. Страховые компании занимаются тем же, но им придается статус операторов. Принимают страховые премии, 23% от них по-прежнему оставляют на своих счетах, а 77% зачисляют на единый ОСАГО-счет в ЦБ РФ. При необходимости вести расчеты с клиентами оформляют документы на получение страховых сумм и передачу их клиентам. Благодаря такой системе у страховщиков исчезнет мотив обсчитывать клиентов при начислении страховых выплат, а также посягать на разницу между полученными и выплаченными суммами. Движение страховых финансов будет прозрачно и контролируемо». Таким образом государство в случае необходимости получит дополнительный источник свободных денег, считают в ФАР. Федерация будет инициировать образование общественного совета по ОСАГО при Банке России.

rg.ru