Программа вечернее правило

Утренняя молитва от Вознесения до Троицы

Поделиться:

Предыдущие выпуски

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Мы в контакте

  • 18 июня 2018 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)
  • Актуальный комментарий. Патриарх Сербский Ириней зачислен во враги Украины

    18 июня 2018 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

    Как научить ребенка использовать современную технику во благо?

    Как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы?

    tv-soyuz.ru

  • Архиепископ Петергофский Амвросий
  • Помощь телеканалу

    «Православная газета»

Этот день в истории. 18 июня

18 июня 2018 г. «Актуальный комментарий»

18 июня. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

— – Наверное, отдельная тема, такой бич современности – увлеченность техникой, которую иногда называют техноманией. С одной стороны, возможность использовать Интернет, смартфоны дает некую пользу в .

— – Батюшка, как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы? Имеет ли место физическое воспитание? Много советчиков по этому поводу. – Невольник не богомольник. .

Утреннее правило

  • Игумен Флавиан (Матвеев)
  • 23 мая 2018 г. Утреннее правило. От Вознесения Господня до Троицы
  • 23 мая 2018 г. Вечернее правило. От Вознесения Господня до Троицы
  • 30 апреля 2018 г. Утреннее правило. От Фоминой недели до Вознесения Господня
  • Последние телепередачи

    18 июня. Благоверный князь Феодор Ярославич (брат святого Александра Невского), Новгородский

    Читаем Апостол. 18 июня. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

    18 июня 2018 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

    Вопросы и ответы

    Как вести себя верующему в светской школе?

    Вечернее правило

  • 30 апреля 2018 г. Вечернее правило. От Фоминой недели до Вознесения Господня
  • 18 июня 2018 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

    Как быть, если в школе учат противоположному вере?

    — – Чуть ранее Вы говорили о том, что каждый предмет можно преподавать по-разному и рассказывать о Боге не только по предмету «Закон Божий», но и .

    — – Поскольку православных школ, гимназий у нас в России не так уж и много, так или иначе многим православным детям приходится учиться и в обычной .

    Программа «12 шагов» и Православная Церковь: перспективы взаимодействия

    Е.А.Савина, психолог, руководитель РЦ «Зебра»

    На состоявшихся в конце января в Москве ХХV Рождественских образовательных чтениях в вопросах социального служения Церкви в дискуссии был рассмотрен вопрос о том, как видит Православная Церковь сегодня Программу «12 шагов» и Анонимные Сообщества, в первую очередь, Анонимные Наркоманы и Анонимные Алкоголики. Мнения были весьма различны, и мне хотелось бы высказать свою точку зрения по главным, как я думаю, вопросам этого отношения. Разумеется, я не могу говорить от имени Церкви, но я православный человек более четверти века, осознанно пришедший в Церковь и получивший в ней церковное образование (катехизаторский факультет СТПБУ, 1997), и мое мнение обосновано моим опытом жизни в Церкви. Я, конечно, не могу говорить и от имени Анонимных Сообществ, которые по своему уставу могут только сами говорить о себе, но работая по Программе «12 шагов» в этих сообществах, а также в реабилитационном центре, наблюдая не только собственные изменения, но и влияние Программы на сотни людей, я могу и должна высказать этот опыт.

    Программа «12 шагов» — мощный, признанный в мире и в России, давно зарекомендовавший себя метод избавления от власти алкогольной зависимости, а также от наркотической и иных зависимостей. Он не требует никаких условий для того, чтобы начать выздоравливать: ни денег, ни особого времени, ни веры в Бога, ни социального статуса – ничего, кроме желания научиться жить трезво. Все остальные известные мне методы (думаю, практически все), имеют какие-то пороги. Например, доверие лидеру в методе Шичко, хотя бы согласие с православной верой и укладом, отрыв от семьи надолго в церковных центрах. Эти пороги можно преодолевать, но они есть – а в Программе их нет. Программа «12 шагов» чётко и просто сформулирована. Она работает, приводя людей к продолжительной, осознанной трезвости. Научно доказано, что от зависимости нельзя избавиться совсем любыми способами, и тот, кто это отрицает – это протестанты, верующие в «исцеление верой», как «спасение верой». Поэтому выздоровление надо поддерживать. Программа предлагает поддержку на всю жизнь, и если человека сорвался, он может вернуться хотя бы тысячу раз. Его поддержат, примут и не осудят. Это редко случается в нашей жизни, правда?

    Какой результат Программы? Уважаемый, трезвый, добрый человек, живущий в обществе, в семье, работающий, не замкнутый на узкий круг трезвенников. Как правило, верующий в Бога и доверяющий Ему свою жизнь. В жизни человека появляется духовная вертикаль, он уже не главный в своей жизни, главный – Бог. Труднее тем, кто так и не смог поверить в Бога – но и они живут, сообразуясь с Правдой Божьей, которая светит им через других людей. И мы никогда не знаем, какими мы встанем перед Господом, и когда. Человек может поверить потом – но Программа заложит фундамент веры и доверия.

    Это идеальный вариант. А реальность разнообразна. Вот проходящий лечение от наркозависимости и выздоравливающий наркоман, он трезв, но матерится и живет в блуде. Может быть, пока. Он же трезв только год, он сражается с зависимостью, он не может переделать сразу всю жизнь. Как ремонт в квартире, он делается постепенно. И известка под ногами еще скрипит полгода. Важно то, что он понимает уже, что это – нехорошо, не по Богу. Это не-норма. А он думал, так все живут, и так нормально. Поэтому, если вы придете на открытые собрания АН – а Сообщество готово себя показывать, никакого тайного знания! – вы увидите наркоманов, достаточно еще грязных, но как бы снаружи. Внутри там бывает изумительная чистота. Потому что Программа силой Божьей начинает вычищать человека изнутри.
    Программа «12 шагов» — это метод, инструмент. Он нейтрален. Поэтому его, кстати, невозможно воцерковить. Нам же не приходит в голову воцерковлять законы Ньютона, да еще открытые англиканином! Мы просто убеждены в их подлинности, мы не пытаемся, слава Богу, создавать свою русскую православную физику! Более того, Программу написали христиане, они верили в Евангелие, и потому нам, православным, логика ее более чем понятна. Она проста:

    Я бессилен перед зависимостью →

    Другие смогли

    Их вел Бог, и я с ними

    Не получается, грешен!

    Вот мои грехи, помоги, Боже!

    Теперь каждый день и во всей своей жизни буду так жить.

    С правдой не поспоришь. Неудивительно поэтому, что церковные программы выздоровления используют тот же самый путь. Но в Церкви. И слава Богу, но это, к сожалению, не для всех.
    Почему не для всех? Потому что грех, страсть выталкивает человека из храма. Как Мария Египетская не могла войти в храм, пока не взмолилась Богородице. Нам невозможно понять, как Господь её призвал так, но ведь мимо нее шли толпы людей с верой в очах – в храм. Это было течение, увлекающее её, но она не могла. Там был призыв, но были и эти многие люди, идущие в одном направлении. Как в группе, правда? Преодолеть сопротивление болезни, греха может не всякий, даже и верующий человек. А наркоман, с 13 лет употребляющий, прошедший через всё и вся, — каково ему? Нужен низкий порог Программы.

    По Программе выздоравливают люди, много людей, осознанно старающихся сделать свою жизнь лучше, чище, вернее по Богу. Программа не говорит, как это сделать. Она отсылает к опыту людей, выздоравливающих рядом, и к голосу совести самого человека. Человек ИЩЕТ – понимаете, как это важно? И в этом месте его может встретить Церковь. Обратите внимание, не войти в сами Сообщества – потому что по уставу они не связаны ни с какой церковью, иначе это будет место для упражнений самозванных «пророков». Нет, Церковь может встретить человека, ищущего Бога, и сказать ему: «Я знаю, Кого ты ищешь. Он ждёт тебя тоже. Он прощает и любит. И ничего не требует взамен, только спрашивает: любишь ли ты Меня?». И тут важно не схватить человека и не потащить его на соборование, или на катехизаторские курсы. Мы не должны захватить его, «сосчитать», втиснуть ему в голову Символ веры и победно научить говорить «Спаси Господи» вместо «Спасибо». Мы должны быть радушными – нет, не хозяевами! – слугами, и только слугами в доме, где живёт Бог. И дальше Он уже будет вести этого человека, с нашей и не нашей помощью, а он будет отходить, ошибаться, возмущаться… но его же ведёт Сам Бог! Поэтому мы не боимся. Воцерковление – это не утреннее-вечернее правило, исповедь и причастие. Все мы знаем, как это ужасно может проходить МИМО нашего сердца, так бывало и со мной. Это любовь к Богу, это память о том, что Церковь – Отчий дом, где нас ждут всегда, даже если мы давно не приходили. Это сердечное «Прости», обращённое к Богу. И надежда на счастье. Разве нет?

    Я это поняла очень не сразу. Сколько было горящих глаз, готовых сейчас и немедленно причащаться! Сколько было долгих исповедей, усталый батюшка снова и снова часами слушает истории наших ребят, состоящие из боли, греха и отчаяния! Сколько радости, когда я, как утка утят, вела ребят по воскресеньям в храм! Это тоже было правдой. Но это ещё не воцерковление. Может быть, воцерковление – это похороны нашего Леши, псалтирь над его гробом ночью, чтомая его друзьями впервые в жизни. Или икона Рождества у пациента на окне: «Мне так можно?». Или общая тишина молитвы молчания. Или после срыва «разбор полетов», — «Но я все равно молился, надеялся, «Отче наш» читал…».

    Поэтому я убеждена, что Церковь и Программа не просто союзники, не просто соратники в труде за душу наркомана или алкоголика – они идут навстречу друг другу. Они отдельно. Человек, конечно, в своем выздоровлении по Программе может промахнуться мимо Церкви – но кто сказал, что это навсегда? Наступят времена, может быть, и перед самой смертью, когда он поймёт, что Церковь ему нужна очень. Что, как без группы, в одиночку, ты не выстоишь в трезвости, так и в вере не устоишь один, без других едино-верующих людей, а где они, там с ними – Бог.
    Союзники и соратники должны помогать друг другу, делиться своими планами борьбы и не отвергать друг друга. Вот тут лукавенький торжествует: разделяй и властвуй! Не над Церковью, конечно, а над Сообществом, отвергнутом Церковью. Это и звучит в словах священноначалия, положительно откликавшегося на Программу, там высокие имена. Но не цитатами забить всех хочется, о душе сказать, ищущей путь.

    Теперь о страхах:

    А это не секта? – нет, не секта. Есть признаки секты: вероучение, нередко тайное; харизматический лидер с требованием безусловного послушания, деньги, власть над человеком. Всего этого категорически нет в Анонимных Сообществах, их устав («традиции») строго следят за этим.

    Это же протестанты! — нет, за 20 лет работы Сообществ в России большинство их составляют именно православные, хотя бы крещеные люди. От книжек веет американской жизнью, но когда-то будут и свои. Главное на группе – не книги, а люди, а они вполне наши.

    Это безликая программа, лидер всё выстроит под себя! – там нет лидеров. Есть наставник, которого сам себе выбираешь как хочешь. Ведущий сменяется обязательно раз в три месяца. Нет ни одного гуру.

    Они там своё богословие придумывают! Как они Бога понимают! – нет, рассуждения о Боге не приветствуются, и проповедь запрещена уставом. Это для того, чтобы не было религиозного насилия, ведь если православный сейчас «споёт», то завтра это сделает кришнаит или свидетель Иеговы. Богословие – в Церкви, это каждый человек хорошо понимает. Прекрасное выражение Марины Журинской «ящетаю» — это знамение времени, а не Анонимных Наркоманов.

    Они там молятся все вместе! Запрещено молиться вместе с инославными! – во первых, речь идет только об одной молитве, прислушайтесь: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого». Другие можно встретить в американских книжках просто как опыт авторов. Но и к этой одной молитве ведущий в конце группы приглашает только «тех, кто хочет». Можно рассмотреть её как молитву «своими словами», прещения на которых нет. Отцы даже благословляют, если во время правила пришло желание сказать что-то от себя, прервать правило и помолиться от себя, а потом вернуться к правилу. Что касается совместной молитвы, тут не всё так просто. Действительно, правило соборное на эту тему есть. Но есть и два обстоятельства. Правило по духу касается литургического действия, которое, конечно, невозможно здесь. Любая молитва литургична, но в этой молитве это не явно выражено. И второе. Пришлось мне как-то вести семинар по практической психологии для сестер католического ордена милосердия во имя матери Терезы, они спасают наших бездомных. Перед семинаром надо помолиться. Что же было правильным: отказаться от молитвы? Вместо этого я прочла «Царю небесный», сестры сказали: «Аминь». Ведь «вся исполняяй»…

    Они твердят: я больной, я больной… заболеешь! Надо уходить от негатива! – а вот если у вас аппендицит, и вы твердите: «Болит живот-то!», а доктор вам: «Что это вы про негатив все. отвлекитесь и займитесь чем-то интересным!»… впереди перитонит и смерть. Очень важно успеть назвать болезнь своим именем и встать на борьбу с ней – довольно грубую и грязную временами. Все это вполне верно по отношению к наркомании и алкоголизму. Выздоравливать надо всю жизнь, болезнь-то неизлечима! Давно доказано, кстати.

    Много чего еще можно было бы написать из страхов и придирок. Но Программа работает, люди выздоравливают, многие находят Церковь и Бога в ней – и Богу слава!

    Поделитесь ссылками с друзьями в соцсетях!

    zebra-center.ru