Приложения к жалобе в фас

Приложения к жалобе в фас

В жалобе необходимо указать:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;

5. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;

6. перечень прилагаемых документов.

Сроки подачи жалобы:

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

7. Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

fas.gov.ru

Инструкция поставщику по подготовке жалобы в органы ФАС России в рамках Закона № 44-ФЗ

Инструкция по подготовке жалобы в органы ФАС России в рамках Закона № 44-ФЗ

  1. Этапы подготовки жалобы, структура жалобы в ФАС России.
  2. Подведомственность рассмотрения жалоб органами ФАС России
  3. Срок и некоторые особенности правового регулирования подачи жалоб на положения документации, на действия комиссий, на уклонение заказчика от заключения контракта
  4. Рекомендации для всех случаев обжалования действий заказчика и закупочных комиссий
  5. Досудебный порядок обжалования решений органов ФАС России
  6. Приложение — Форма (шаблон) жалобы

1. Этапы подготовки жалобы, структура жалобы в ФАС России.

1.1. Анализ документации и протоколов по закупке

На первоначальном этапе необходимо изучить размещенную заказчиком закупочную документацию полностью, выделяя ее сомнительные положения. Далее определяем, содержатся ли в выделенных вами сомнительных положениях нарушения действующего законодательства о контрактной системе.

В случае, если жалоба подается на действия комиссии заказчика, необходимо определить, позволяют ли указанные ею сведения в протоколе об отклонении заявки сделать выводы об обоснованности принятого решения. Бывают случаи, когда протокол рассмотрения заявок не позволяет определить положения заявки, не соответствующие требованиям документации о закупке или положения документации о закупке, которым противоречит заявка. Подобное обстоятельство образует самостоятельное правонарушение, состав которого предусмотрен ч. 2.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – «КоАП РФ»), о чем также желательно отдельно указать в жалобе.

Необходимо, однако, иметь в виду, что не следует злоупотреблять правом на обращение в Федеральную антимонопольную службу России (далее по тексту также – «ФАС России») с заведомо необоснованной жалобой.

1.2. Указание обязательных сведений в жалобе

Начинать составление жалобы целесообразно с указания сведений, которые в соответствии с ч.8 ст. 105 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Закон № 44») обязана содержать любая жалоба, а именно:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 9 и 10 той же статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, обязательно должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Помните, что несоблюдение указанных требований к содержанию и оформлению жалобы является достаточным основанием для возвращения жалобы без ее рассмотрения по существу.

Срок подачи жалобы

До окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Любое лицо (в том числе физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем), общественное объединение, объединение юридических лиц

После окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Только то лицо, которое направило заявку на участие в такой закупке.

С точки зрения экономии времени, а также страховки от ошибок, полезно иметь шаблон жалобы, который уже содержит указание на сведения, которые должна содержать жалоба. В качестве образца для подготовки шаблона для жалобы может быть использован пример, содержащийся в приложении к настоящей инструкции.

1.3. Структура текста жалобы

Структура жалобы должна содержать следующие части: вводную, описательную, мотивировочную, просительную. Данное требование не является законодательно установленным, однако, как показывает практика, без деления на указанные части текст жалобы становится тяжелым для восприятия читающего ее человека.

Вводная

состоит из указанных в пункте 1.2. Инструкции сведений, которые обязана содержать любая жалоба в силу требований Закона № 44-ФЗ, а также иные пояснения (порядковый номер отклоненной заявки, дата и время рассмотрения заявок комиссией, а также иные сведения, которые, по мнению заявителя, будут полезны для полного и всестороннего рассмотрения жалобы).

Описательная

необходимо указать на события, имеющие принципиальное значение для рассмотрения жалобы (например, формулировку отказа в допуске к аукциону, отсутствие получения участником разъяснений от заказчика, несмотря на поданный в срок запрос, а также любые иные обстоятельства, которые обжалует участник).

Мотивировочная

Должна по возможности содержать указание на норму или нормы права, нарушенные должностными лицами заказчика. Наличие такого указания помогает работникам ФАС в квалификации действий лиц заказчика, а также позволяет яснее представить предмет обжалования. Иными словами, мотивировочная часть жалобы должна содержать ответ на вопрос, почему указанные в описательной части деяния заказчика или членов закупочной комиссии противоречат действующему законодательству. Жалоба может также содержать указание на статью КоАП РФ, содержащую, по мнению заявителя, состав административного правонарушения, имеющегося в действиях заказчика или закупочной комиссии.

Просительная

Обычно начинается со слов «просим» или «прошу» и содержит перечень действий, которые заявитель жалобы считает необходимым совершить (например, приостановить процедуру определения поставщика, признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку процедуры определения поставщика, выдать предписание и т.д.).

Указанные части структуры жалобы должны следовать друг за другом. Логичность построения структуры содержания жалобы позволяет работникам ФАС России оперативно определить предмет обжалования, а также проверить жалобу на соответствие требованиям ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

Жалобу может подать (Заявитель)

Ø любой участник закупки (физическое или юридическое лицо),

Ø общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль

2. Подведомственность рассмотрения жалоб органами ФАС России

Для скорейшего рассмотрения жалобы целесообразно подавать ее в орган, который будет рассматривать ее по существу. Для этого необходимо знать, какие категории жалоб рассматривает Центральный аппарат ФАС России самостоятельно, а какие из жалоб подлежат рассмотрению территориальными органами ФАС России.

ЦА ФАС России рассматривает жалобы:

— в отношении закупок для федеральных нужд государственным органом (в том числе органом государственной власти), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органом управления государственным внебюджетным фондом;

— при применении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

— в отношении закупок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;

— в иных случаях, предусмотренных настоящим Регламентом.

Территориальные органы ФАС России рассматривают жалобы на действия (бездействие) лиц, расположенных на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, за исключением случаев[о2] , в отношении закупок:

— для обеспечения федеральных нужд территориальными органами государственного органа Российской Федерации (в том числе органом государственной власти), органа управления государственными внебюджетными фондами либо государственным казенным учреждением;

— для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

— для обеспечения муниципальных нужд;

— осуществляемых бюджетным учреждением;

— осуществляемых автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых применяются положения Закона №44, регулирующие контроль в сфере закупок.

Следует также учитывать тот факт, что согласно Приказу ФАС РФ от 24.02.2009 N 112 рассмотрение жалоб на действия арбитражных судов и органов системы судебных департаментов осуществляется в порядке подведомственности, определенном приказом ФАС России от 12.08.2008 N 304.

Так, согласно приказу ФАС России от 12.08.2008 N 304:

Московское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Центральном федеральном округе, за исключением г. Москвы;

Санкт-Петербургское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Северо-Западном федеральном округе, за исключением г. Санкт-Петербурга;

Ростовское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Южном федеральном округе, за исключением Ростовской области;

Нижегородское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Приволжском федеральном округе, за исключением Нижегородской области;

Свердловское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Уральском федеральном округе, за исключением Свердловской области;

Новосибирское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Сибирском федеральном округе, за исключением Новосибирской области;

Хабаровское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Дальневосточном федеральном округе, за исключением Хабаровского края;

Ставропольское УФАС России осуществляет проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента — в Северо-Кавказском федеральном округе, за исключением Ставропольского края.

За ЦА ФАС России закреплена функция по осуществлению проверки деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента, расположенных в центрах федеральных округов.

К сожалению, на момент подготовки настоящей инструкции Приказ ФАС России от 12.08.2008 N 304 не содержал сведения о подведомственности рассмотрения жалоб на действия органов системы Судебного департамента, расположенных в Крымском федеральном округе.

В случае подачи участником закупки в ЦА ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ЦА ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ЦА ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

3. Срок и некоторые особенности правового регулирования подачи жалоб на положения документации, на действия комиссий, на уклонение заказчика от заключения контракта

Объект контроля: действия (бездействие), нарушающие права и законные интересы участника закупки, которые совершили следующие лица (субъекты контроля):

  • Заказчик
  • Контрактная служба
  • Контрактный управляющий
  • Комиссия по осуществлению закупок
  • Уполномоченный орган
  • Уполномоченное учреждение
  • Специализированная организация
  • Операторы электронной площадки
  • 3.1. Срок и некоторые особенности правового регулирования подачи жалоб на положения документации

    Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование осуществляется только в судебном порядке.

    Часто участники пытаются обжаловать положения документации в случае отказа в допуске к участию в аукционе или отклонении заявок на участие в иных видах закупок. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с положениям регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, по рассмотрению жалоб (п. 3.38) в случае, если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с ч. 3, 4 ст.105 Закона № 44-ФЗ.

    3.2. Срок и некоторые особенности правового регулирования подачи жалоб на положения документации на действия комиссий

    Жалоба на действия закупочной комиссии должна быть подана не позднее 10 дней с момента опубликования протокола, которым оформлено обжалуемое событие. Исключением составляет случай, если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Обжалование данных действий осуществляется до заключения контракта.

    Жалоба на действие комиссии по общему правилу должна содержать указание на фамилии, имена, отчества членов такой комиссии. Вместе с тем, иногда у заявителя отсутствует возможность определить указанную информацию (например, при обжаловании действий аукционной комиссии оператор электронной площадки не предоставляет возможность ознакомиться с протоколом рассмотрения первых частей заявок). В таком случае целесообразно указывать на то, что у участника на момент подачи жалобы отсутствуют сведения о членах комиссии, принявших обжалуемое решение.

    Важно понимать, что в случае необоснованного, по мнению заявителя, отклонения заявки (отказа в допуске к аукциону), комиссия ФАС России не вправе выдать предписание о признании такой заявки соответствующей требованиям (о допуске такого участника к аукциону), а вправе лишь предписать комиссии заново осуществить процедуру рассмотрения заявок.

    Кроме того, в соответствии с уже упомянутым п. 3.38 регламента ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, в случае, если доводом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки, указанным в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ, резолютивная часть решения комиссии ФАС России должна содержать выводы о том, что рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона №44, и обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке.

    Пунктами 3 и 4 ч.1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ предусмотрены, в частности, следующие критерии оценки:

    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

    — квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

    Таким образом, обжалование результатов оценки заявок по указанным выше критериям в органы ФАС невозможно и осуществляется путем обращения в суд.

    3.3. Срок подачи жалобы в органы ФАС России на уклонение заказчика от заключения контракта

    Под уклонением заказчика от заключения контракта следует понимать бездействие заказчика, несмотря на обязанность совершения действий, направленных на заключение с участником контракта.

    Обжалование данных действий возможно до заключения контракта.

    Основания для возвращения жалобы

    ü жалоба не соответствует требованиям, установленным Законом о контрактной системе;

    ü жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

    ü жалоба подана по истечении предусмотренного Законом о контрактной системе срока;

    ü по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

    Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы.

    4. Рекомендации для всех случаев обжалования действий заказчика и закупочных комиссий

    Исходя из собственного опыта подачи жалоб в органы ФАС России, автор настоящей инструкции считает уместным дать следующие рекомендации, которые стоит учитывать при подготовке и подаче жалобы в рамках Закона № 44-ФЗ:

    — Будьте по возможности лаконичны, стремитесь к ясному изложению мысли, поскольку служащие органов ФАС России ограничены во времени при изучении жалобы и ее доводов (иногда содержание жалобы оценивается работниками ФАС России только во время ее рассмотрения по существу);

    — Прикладывайте к жалобе документы, подтверждающие полномочия лица на подписание жалобы, так как отсутствие таких документов часто является основанием для возвращения жалобы заявителю (хотя точка зрения ЦА ФАС России и сводится к тому, что, если жалобу подписал единоличный исполнительный орган, то прикладывание к жалобе подтверждающих его полномочия документов не требуется);

    — Подавать жалобу следует по возможности нарочным, по почте или в форме электронного документа (с недавнего времени участились случаи, когда поданные по факсу жалобы не рассматриваются, кроме того, доказать факт получения жалобы органом ФАС по факсу затруднительно);

    — Если Вы находитесь в г. Москва или недалеко от него, то затраты на нарочного или почтовое отправление могут быть Вами сэкономлены путем подачи жалобы не в территориальный орган ФАС России, а в Центральный аппарат ФАС России (ЦА ФАС России принимает жалобы в том же порядке, что и территориальные органы ФАС России, затем обычно пересылает жалобу по подведомственности, однако днем поступления жалобы будет считаться день поступления жалобы именно в ЦА ФАС России, а не в подведомственный орган);

    — По возможности обеспечивайте присутствие представителя подавшего жалобу лица на рассмотрении жалобы по существу, это позволит приобрести опыт в рассмотрении подобной категории дел;

    — Прикладывайте к жалобе документы, подтверждающие обоснованность жалобы, поскольку отсутствие таких документов иногда является основанием для оставления жалобы без рассмотрения;

    — Изучайте практику ФАС России по рассмотрению жалоб (для чего удобно пользоваться официальным сайтом www.solutions.fas.gov.ru, который помимо прочего позволяет осуществлять поиск по текстам решений).

    5. Досудебный порядок обжалования решений органов ФАС России

    Достаточно часто среди участников возникает вопрос о том, допустимо ли внесудебное обжалование решений территориальных органов ФАС России в ЦА ФАС России.

    В порядке досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в следующих случаях:

    — нарушение срока регистрации жалобы;

    — нарушение сроков рассмотрения жалобы;

    — нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о поступлении жалобы и тексте жалобы, о месте и времени рассмотрения такой жалобы, сведений о вынесенном решении и выданном предписании;

    — отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

    Рассмотрение письменного заявления об обжаловании действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    Заявитель в заявлении указывает:

    — наименование контрольного органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

    — фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

    — сведения об обжалуемом решении и действиях (бездействии) контрольного органа, должностного лица;

    — доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) контрольного органа, должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    По результатам рассмотрения заявления на решение, действие (бездействие) контрольного органа, его должностного лица руководитель контрольного органа принимает одно из следующих решений:

    — признать решение, действия (бездействие) контрольного органа, его должностного лица соответствующими регламенту и отказать в удовлетворении заявления;

    — признать решение, действия (бездействие) контрольного органа, его должностного лица не соответствующими регламенту полностью или в части. В этом случае ответственным исполнителем по заявлению в целях установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах ответственности, представляется руководителю контрольного органа служебная записка с изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

    Надеемся, что настоящая инструкция поможет участникам определения поставщика в защите их прав и законных интересов.

    Приложение

    Автор статьи – Удалихин Александр Владимирович, директор Общества с ограниченной ответственностью «Независимая специализированная организация» (ООО «НСО»), член экспертного совета журнала «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

    Примечание: инструкция в сокращенном варианте была опубликована в еженедельнике «Аукционный вестник» (№ 263 (10.213) пятница, 16 октября 2015 г.), а также в полном виде на сайте прогосзаказ.рф

    ooo-nso.ru

    Содержание статьи

    Общий объем закупок по 223-ФЗ не настолько велик, как объем закупок по 44-ФЗ. Специфика 223-ФЗ состоит в том, что он распространяется не на все государственные и бюджетные учреждения. Кроме того, 223-ФЗ устанавливает общие принципы регулирования отношений по закупке товаров по данному закону. Детально порядок взаимоотношений сторон закупки устанавливает положение о закупке конкретного заказчика.

    Важно! Обжалование действий заказчика по 223-ФЗ возможно как в судебном порядке, так и в административном порядке (подача жалобы в контролирующий орган).

    В данной статье речь пойдет о порядке и сроках подачи жалобы в ФАС по 223-ФЗ.

    Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с процедурой подачи жалобы в ФАС по 223-ФЗ, то вам следует помнить, что:

    • Все случаи уникальны и индивидуальны.
    • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
    • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

    Подача жалобы в ФАС по 223-ФЗ

    223-ФЗ устанавливает перечень случаев, когда возможна подача жалобы в контролирующий орган:

  • неразмещение на официальном сайте госзакупок положения о закупке, изменений, информации о конкретной закупке, нарушения сроков размещения такой информации;
  • предъявление к потенциальным поставщикам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о госзакупке;
  • осуществление госзаказчиком закупки без утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке;
  • неразмещение или размещения на официальном сайте недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан произвести у субъектов малого (среднего) предпринимательства.
  • То есть, исключительно в данных случаях участник закупки вправе подать жалобу на действия заказчика в рамках 223-ФЗ.

    Если вы обнаружили, что положение о закупке (его изменения) не размещены на официальном сайте госзакупок, либо такое положение вообще отсутствует, то вы вправе подать жалобу на действия заказчика в антимонопольный орган.

    Однако жалоба также может быть подана по ФЗ о защите конкуренции, если выявлены нарушения данного закона при проведении закупок по 223-ФЗ, такие как:

    • координация организаторами торгов или заказчиками действий их участников, заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками торгов — таковые приводят к ограничению конкуренции;
    • создание участнику (ам) торгов преимущественных условий при участии в торгах;
    • нарушение процедуры определения победителя торгов;
    • участие организатора торгов или работника организатора (заказчика) в торгах.
    • Таким образом, жалоба по 223-ФЗ может быть подана как в рамках положений 223-ФЗ, так и в рамках закона о защите конкуренции.

      Порядок подачи жалобы по 223-ФЗ

      Жалоба по 223-ФЗ подается согласно общим требованиям ФЗ о защите конкуренции по обжалованию торгов.

      Жалоба на действия заказчика в рамках 223-ФЗ подается в антимонопольный орган в течение 10 дней с момента размещения протокола о подведении итогов закупки.

      В жалобе указываются:

    • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, контактные данные);
    • номер извещения закупки;
    • обжалуемые действия заказчика (организатора);
    • список приложений.
    • К жалобе прилагаются документы, которые подтверждают ее обоснованность. На практике к жалобе прилагаются положение о закупке, скриншоты с официального сайта госзакупок, иные необходимые документы в зависимости от основания обжалования.

      Чтобы жалоба выглядела грамотно и достойно и повышала шансы на признание ее обоснованной, необходимо, чтобы она:

    • была составлена специалистом;
    • была краткой;
    • была четкой;
    • не содержала излишнего цитирования закона;
    • была обоснована нормативно.
    • Порядок направления и рассмотрения жалобы в ФАС по 223-ФЗ

      Жалоба направляется в УФАС по почте, факсу или электронной почте (подписанная цифровой подписью), либо вручается нарочно в канцелярию УФАС.

      Решение о принятии жалобы или о возвращении принимается в течение 3 рабочих дней с момента поступления. В этот же срок ФАС направляет информацию о дате и месте рассмотрения жалобы заявителю, заказчику (организатору), оператору электронной площадки, а также предложить заказчику представить письменное возражение на жалобу. Такие возражения представляются в контролирующий орган и заявителю за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

      Важно! Заявитель вправе отозвать жалобу в любое время до момента принятия решения.

      Жалоба рассматривается в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления, если нет необходимости требовать предоставление дополнительных документов или информации.

      Поступившая жалоба рассматривается по существу на заседании комиссии УФАС.

      Важно! Неявка сторон не будет препятствием для разрешения жалобы по существу. Комиссия изучает жалобу (с приложениями) и рассматривает документы, поступившие от заказчика.

      Если в ходе рассмотрения жалобы, будут установлены иные нарушения заказчиком требований 223-ФЗ, 135-ФЗ, ФАС принимает решение о привлечении заказчика к административной ответственности или выдаче предписания об устранении нарушений требований законодательства.

      По итогам рассмотрения жалобы комиссия ФАС принимает решение о признании ее обоснованной или необоснованной, привлечении к административной ответственности (выдаче предписания об устранении нарушения).

      ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

      madrih.ru