Приказ для водителей по охране труда

Охрана труда на автомобильном транспорте

Обновление: 5 июня 2017 г.

Работа на транспорте связана с большими рисками. Автомобиль сам по себе является источником повышенной опасности, поэтому законодательство предъявляет жесткие требования к охране труда на автомобильном транспорте.

Работники автомобильного транспорта

Нормативные требования по охране труда на указанном транспорте содержатся в соответствующих Межотраслевых правилах ПОТ РМ-027-2003 , которые утверждены Минтрудом России 12.05.2003 в Постановлении N 28.

Данные Правила действуют в отношении работников организаций и предпринимателей, оказывающих услуги по:

  • техобслуживанию, ремонту и проверке автотранспортных средств;
  • перевозке пассажиров и грузов.
  • В Правилах перечислены негативные факторы производства, которые влияют на работников автомобильного транспорта:

    1) физические: движущиеся механизмы, повышенный уровень шума и вибрации, недостаточное освещение и т.д.;

    2) химические: загазованность и запыленность воздуха.

    Особенности, связанные с рабочим временем и отдыхом водителей, установлены соответствующим Положением, которое утверждено Минтрансом России 20.08.2004 (Приказ N 15).

    Согласно этому Положению рабочая смена водителя может составлять:

  • восемь часов (нормальная продолжительность);
  • не более десяти часов в случае суммированного учета времени работы;
  • не более двенадцати часов при сверхурочных работах и если водитель должен доехать до места отдыха. В случае необходимости пребывания водителя в автомобиле более 12 часов привлекается второй водитель. Автомобиль при этом должен быть оснащен спальным местом.
  • При междугородных перевозках после трехчасового непрерывного управления транспортным средством делается перерыв не менее 15 минут, а затем — не реже чем каждые два часа.

    Работники автомобильного транспорта в обязательном порядке проходят:

  • инструктаж по охране труда (в том числе вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой). В связи с отнесением автотранспорта к источникам повышенной опасности не реже чем раз в три месяца осуществляется повторный инструктаж;
  • обучение по безопасности труда со сдачей экзаменов;
  • предварительный и периодический медосмотры.
  • С 26.03.2016 действует новый порядок проведения медосвидетельствования водителей (Приказ Минздрава России N 344н от 15.06.2015).

    Работники должны быть бесплатно и своевременно обеспечены средствами индивидуальной защиты, имеющими сертификаты соответствия, специальными одеждой и обувью, моющими и обеззараживающими средствами, при работе во вредных условиях труда выдается молоко или другое специальное питание,

    Требования охраны труда

    Межотраслевые правила предусматривают следующие требования:

  • при проведении работ;
  • к помещениям, используемым в работе;
  • к хранению материалов, продукции и отходов;
  • к автотранспортным средствам;
  • к производственному оборудованию;
  • по электробезопасности;
  • к режиму рабочего времени и отдыха;
  • к отбору, инструктажу и обучению работников;
  • к применению средств защиты.
  • Ответственность за нарушение требований охраны труда

    В случае непроведения в установленный срок необходимых инструктажей, а также непредставления документов, подтверждающих их проведение, притом что работник, не прошедший обучение, будет допущен к работе, должностному лицу, ответственному за обучение, и индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а юридическому лицу – от ста тридцати тысяч рублей до ста пятидесяти (см. ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ).

    Если трудовая инспекция выявит отсутствие инструкции по охране труда, провинившейся организации грозит штраф от 50 до 80 тыс. руб., а индивидуальному предпринимателю – от 10 до 30 (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ ). Повторное нарушение повлечет ответственность в виде приостановления деятельности на 90 суток либо штрафа в размере от 100 тыс. руб. до 200 для юридических лиц и от 30 до 40 – для ИП.

    За нарушение, связанное с проведением медосмотров водителей (предварительного, периодического, предрейсового или послерейсового), ст. 11.32 КоАП РФ предусматривает штраф в размере:

  • от одной до полутора тысяч рублей – для граждан;
  • от двух до трех тысяч рублей – для должностных лиц;
  • от тридцати до пятидесяти тысяч рублей – для юридических лиц.
  • В зависимости от нарушения к ответственному лицу могут быть применены и другие виды ответственности.

    glavkniga.ru

    Успенский район

    Краснодарского края

    Версия для слабовидящих

    1. Вы здесь:
    2. Главная
    3. ГКУ КК ЦЗН Успенского района. Новости
    4. Охрана труда водителей

    Поздравления
    Главы Успенского района

    Охрана труда водителей

    По данным проводимого министерством труда и социального развития Краснодарского края мониторинга состояния условий и охраны труда в последние годы в крае отмечается высокий уровень производственного травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Анализ травматизма по видам происшествий, приведших к несчастным случаям со смертельным исходом показывает, что на протяжении последних трех лет, транспортные происшествия составляют более 35% от общего числа погибших, т.е. практически погибает каждый третий работник.

    Исходя из выше перечисленного, работодателям необходимо усилить контроль по мероприятиям направленным на охрану труда водителей. Отделом трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями напоминает, что управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.

    К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.

    К выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.

    Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.

    Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).

    Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

    Требования к обучению водителей по охране труда

    Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.

    ПРИМЕР
    Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.

    Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.

    Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.

    Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте.

    А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.

    Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе он не допускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.

    Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат. Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.

    Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.

    При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.

    Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.

    Если у водителя транспортного средства, помимо школьного аттестата и водительского удостоверения, нет другого профессионального образования, такой водитель должен быть направлен в учебный центр на 72-часовую подготовку по охране труда. Только после этой подготовки в этом учебном центре ему будет присвоена группа по электробезопасности. Внутри организации таким «школьникам» выдавать вторую группу запрещено Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.

    Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

    Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

    Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
    Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

    ПРИМЕР
    Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.

    Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
  • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
  • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).
  • Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.

    Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.

    Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

    Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

    Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

    Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

    Действия водителя в нештатных ситуациях

    В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

    Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

    Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.

    Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

    В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

    Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации

    При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:

    1. Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
    2. Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
    3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
    4. Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
    5. Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
    6. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
    7. При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
    8. admuspenskoe.ru

      Приказ об утверждении инструкций по охране труда для работников

      Подготовленные с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации проекты инструкций по охране труда передаются на утверждение руководителю организации.

      Руководитель организации может утвердить каждую инструкцию в отдельности путем проставления грифа «УТВЕРЖДАЮ» в каждой или несколько инструкций путем издания приказа об утверждении инструкций.

      Обязательная форма приказа об утверждении инструкций по охране труда Минтрудом не утверждена. Рекомендованного этим ведомством бланка тоже не существует. Поэтому необходимо руководствоваться общими правилами оформления подобных приказов, распоряжений, принятых в организации.

      Правила оформления приказов, распоряжений

      Приказ оформляется на бланке и содержит следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дату, регистрационный номер, место составления, заголовок к тексту, текст, подпись.

      Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части отражаются причины издания приказа, даётся ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа. Распорядительная часть содержит предписываемые действия, фамилии должностных лиц, ответственных за их выполнение и сроки исполнения. Распорядительная часть отделяется от констатирующей словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами и ставится двоеточие. Распорядительная часть текста приказа, как правило, делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точками.

      Каждый пункт распорядительной части начинается с указания конкретного действия, выраженного глаголом в неопределённой форме – «подготовить», «организовать», «обеспечить», «разработать» и другие.

      Примерный образец приказа

      Общество с ограниченной ответственностью «Весна»
      (ООО «Весна»)

      Об утверждении инструкций по охране труда для работников

      В связи с созданием ремонтно-эксплуатационного цеха и в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ; п.5.1 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17.02.2002 № 80; п 4 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России от 13.05.2004 и Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160

      1.Утвердить разработанные начальником ремонтно-эксплуатационного цеха, инструкции по охране труда для работников с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета ООО «Весна» согласно перечню. Приложение на 1л. в 1экз.

      2.Ввести в действие инструкции по охране труда с 11.11.2017.

      3.Ознакомить (кому) с инструкциями по охране труда всех работников до «___» __________ 20___г.

      4.Начальнику отдела охраны труда ( Ф.И.О.):

      4.1. обеспечить сохранность оригиналов инструкций по охране труда;

      4.2. обеспечить учет инструкций по охране труда в журнале установленной формы;
      4.3. организовать передачу утвержденных инструкций в подразделения организации;
      5.Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на _______________ .

      olgasofronova.ru

      Инструкция по охране труда для водителя

      Водитель, занятый перевозками, грузов или персонала, несет ответственность за сохранность грузов или здоровье пассажиров. Его трудовая деятельность проходит в условиях повышенной опасности. Расскажем, как составить инструкцию по охране труда, что в ней учесть и где скачать образец.

      Читайте в нашей статье:

      Кто готовит и кто утверждает инструкцию по охране труда водителя автомобиля

      Инструкция по охране труда (ИОТ) составляется непосредственным руководителем работника или транспортного подразделения. Эта обязанность зафиксирована в его должностной инструкции. Также составление ИОТ может быть поручено главному инженеру, это зависит от структуры предприятия. Важно, чтобы ответственный за подготовку был компетентен в организации труда водителей, знал все вредные/опасные факторы их работы и т.д.

      Скачайте документы из статьи:

      ИОТ создается не одним должностным лицом единолично, специалисту по охране труда следует оказывать ему методическую помощь. Кроме того, если в организации имеется профсоюз, необходимо учесть мнение этой инстанции.

      Работодатель, столкнувшись с потребностью разработать ИОТ, должен назначить ответственного сотрудника. Для этого выпускается приказ, в котором перечисляются все лица, которые будут задействованы в процессе создания ИОТ, обозначаются конкретные сроки выполнения. После всех необходимых согласований данный документ подлежит утверждению. Здесь возможны два варианта. Руководитель предприятия может утвердить инструкцию отдельным распоряжением либо заполнить предусмотренный гриф утверждения на проекте документа.

      Охрана труда для водителей

      Работа водителя связана с рисками не только для жизни и здоровья его собственными. Он перевозит ценные грузы или людей. Поэтому охрана труда предъявляет серьезные требования к самому водителю, а также к условиям его работы. За нарушение этих требований неизбежно наказание. Как минимум, это будет дисциплинарное взыскание, а в некоторых случаях наступает материальная или даже уголовная ответственность.

      Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

      Во время работы водитель подвергается риску воздействия целого ряда вредных и опасных факторов. Перечислим их:

      • Само транспортное средство, другие участники дорожного движения.
      • Все используемые для обслуживания автомобиля инструменты и приспособления.
      • Высокая температура двигателя. Пар, горячие жидкости, возникающие в процессе эксплуатации и ремонта машины. Связанная с транспортным средством пожароопасность.
      • Специфика рабочего места – статичная поза, неблагоприятный микроклимат, плохое освещение, вредные вещества (бензин или другое топливо, охлаждающая жидкость, масло и т.д.), опасность поражения электротоком.
      • Специфика места обслуживания автомобиля – скользкий пол, острые углы, опасность падения груза ( при погрузочных работах или если машина вывешена на домкрате), возможные физические перегрузки.
      • Все эти факторы не могут не влиять на здоровье. Поэтому плановый медосмотр водители проходят регулярно, 1 раз в два года (п. 27 приложение 2 к Приказу № 302н). Помимо оценки физического здоровья, эти работники должны регулярно проходить психиатрическое освидетельствование (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденному Минздравом Приказом № 302н).

        Все медосмотры работников проводятся за счет работодателя!
        Читайте об организации медицинских осмотров водителей:
        Предрейсовых>>>
        Послерейсовых>>>

        Большое влияние должно уделяться правилам использования защитных средств, их соответствию выявленным вредным факторам. Также немаловажен график работы, строгое соблюдение нормативов труда и отдыха, здоровый образ жизни в целом.

        Помимо базовых требований ОТ, в зависимости от специфики деятельности предприятия, могут применяться дополнительные. Работодатель обязан организовать целевые инструктажи по охране труда каждый раз, когда шоферу необходимо работать в нетипичных условиях.

        Требования ОТ

        Водитель должен соответствовать целому перечню условий:

        1. Достижение совершеннолетия.

        2. Отсутствие противопоказаний по здоровью, подтвержденное медосмотром.

        3. Наличие аттестата о среднем образовании, водительского удостоверения требуемой категории, профессионального образования. Если последнего нет – работник направляется в специализированный центр на 72-часовое обучение по охране труда.

        4. Знание требований охраны труда в части устройства и эксплуатации машины, ее техобслуживания. В это понятие включены безопасные методы разборки транспортного средства, работа с техническими жидкостями, правила безопасности при работе с инструментом.

        5. Прохождение всех необходимых инструктажей и проверок знания требований ОТ: целевых, вводных, первичных и т.д. Допускать выход на линию работника, не подтвердившего свою квалифицированность и компетентность в охране труда, нельзя. График инструктажей разрабатывается работодателем. Напомним, что все без исключения водители должны 1 раз в 3 месяца проходить повторные инструктажи. Если произошло ЧП или был допущен перерыв в работе – обязателен внеплановый инструктаж по ОТ

        6. Прохождение стажировки. Ее срок определяется квалификацией водителя и условиями работы. Если они совпадают с условиями на прежнем рабочем месте – то можно ограничиться несколькими сменами под руководством наставника. А если речь идет о переходе в принципиально иные условия труда – стажировка продолжится 2-3 недели. При этом стажировка должна быть оформлена по всем правилам и оплачена в полном объеме. Только после стажировки работодатель выпускает приказ о допуске к самостоятельной работе, раньше он этого не имеет права сделать.

        Пожарный инспектор проверит у Вас эти документы!

        Действия в нештатных ситуациях

        Причиной нештатных ситуаций, которые могут возникнуть в работе водителя, становятся самые разные обстоятельства. Соответственно, последующие действия тоже будут различными. Рассмотрим основные алгоритмы. Их объединяет то, что в любой нештатной ситуации водитель должен сообщить о ЧП вышестоящему сотруднику, обезопасить себя, а также других пострадавших, принять меры к нераспространению нештатной ситуации, сохранению всех доказательств для расследования.

        При плохом самочувствии, остром заболевании водитель обязан:

      • сообщить непосредственному руководителю;
      • обратиться за врачебной помощью.
      • При несчастном случае с кем-то из коллег водитель обязан:

      • Сообщить руководителю.
      • Эвакуировать пострадавшего или максимально предотвратить дальнейшее воздействие опасного фактора.
      • Вызвать скорую медицинскую помощь.
      • Оказать первую помощь пострадавшему, по возможности запросив его разрешения. В компетенцию водителя входит умение пользоваться аптечкой первой помощи. Сейчас она практически полностью состоит из перевязочных средств, а лекарственные препараты изъяты из состава (после введения в действие Приказа Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009). Приложения к этому приказу регламентируют состав аптечки и правила ее использования.
      • При необходимости обеспечить перевозку пострадавшего в медицинское учреждение.
      • «Законсервировать» место происшествия для дальнейшего расследования и дать объективные показания, ничего не умалчивая.
      • При выявлении нарушений норм охраны труда, которые явно могут повлиять на жизнь и здоровье, водитель обязан:

      • сообщить руководителю;
      • покинуть опасное место, прекратив работу.

      Как подготовить ИОТ водителя

      Для разработки ИОТ важно понимать, что она должна быть логичной и не содержать двусмысленных формулировок. Собранный в инструкции объем информации должен давать четкие алгоритмы действий.

      Основой для ИОТ служат типовые отраслевые инструкции, согласно п. 5.3. Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России № 80 от 17.12.2002 г. Это, например, ТОИ Р-200-01-95 Т – типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей. На ее основе с учетом конкретики предприятия разрабатываются локальные инструкции.

      Образец инструкции по охране труда водителя-экспедитора

      Наши специалисты подготовили для вас образец ИОТ для водителя-экспедитора. Он занят не только перевозкой грузов, но несет ответственность за его сохранность и доставку. Следовательно, к этому сотруднику предъявляются повышенные требования, которые отражаются и в инструкции по охране труда.

      Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

      www.trudohrana.ru