Презентация к уроку шемякин суд

Конспект и презентация к уроку литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. “Повесть о Шемякином суде”.

Рабочий урок литературы в 8 классе знакомит с закономерностями развития в литературе XVII в. нового жанра; в процессе урока рассмотриваются признаки новой демократической прозы; повесть «Шемякин суд» анализируется сквозь призму художественных завоеваний демократической литературы

Целевая аудитория: для 8 класса

Автор: Савичева Татьяна Викторовна
Место работы: МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
Добавил: Savichevat

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и благодарность каждому участнику!

© 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: [email protected]

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

www.uchportal.ru

Презентация к уроку по литературе по теме:
Презентация «Повесть о Шемякином суде»

Для более легкого ознакомления учеников с произведением «Повесть о Шемякином суде» создавалась данная мультимедийная презентация в помощь учителям. Презентация «Повесть о Шемякином суде» позволяет ученикам более тесно познакомиться с этим произведением, раскрывает его идейное содержание и тематику. Начинается ознакомление с этапа пробуждения, после которого его чтение по стратегии чтения с остановками. После каждой остановки ученики дают ответы на предоставленные вопросы. На завершающем этапе урока группы учеников дают ответы на вопросы, записанные на доске, после чего проводиться рефлексия.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» Шемякин суд. Гравюра на меди. Первая половина XVIII в. Из собрания Д.А. Ровинского

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции;

развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с остановками» и написание эссе, работу в парах, группах; способствовать воспитанию высоконравственной личности.

ЭТАП ПОБУЖДЕНИЯ. ПОВЕСТЬ КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТ ТЕМА ИДЕЯ СМОЖЕТЕ ПО ДАННЫМ СЛОВАМ ОПРЕДЕЛИТЬ, О ЧЁМ МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ ГОВОРИТЬ?

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО СТРАТЕГИИ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ». ЧТЕНИЕ ДО ПЕРВОЙ ОСТАНОВКИ. Почему богатый не дал бедному хомут? Каковы ваши впечатления о бедном? О чем заставили вас задуматься его поступки ? Какая, по-вашему, будет реакция богатого?

2) ЧТЕНИЕ ДО ВТОРОЙ ОСТАНОВКИ. Какая же будет реакция попа? Что он предпримет? Какие возникли вопросы? Что взволновало? Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный? ( запись вопросов, затем обсуждение в группах и запись главных на доске по одному от группы).

3) ЧТЕНИЕ ДО ТРЕТЬЕЙ ОСТАНОВКИ. Какие чувства вызывает у вас бедный? (И смех, и сочувствие ). Какие вопросы возникли? (запись и обсуждение в группе). Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления? Для чего достал бедный завернутый камень? Что мог подумать судья?

4) ЧТЕНИЕ ДО ЧЕТВЕРТОЙ ОСТАНОВКИ. Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки ? Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный. (Спикер озвучивает вопрос. Если достойный вопрос, то учитель записывает его на доске).

5) ЧТЕНИЕ ДО КОНЦА. Что можно сказать о судье Шемяке ? Почему из всех действующих лиц только у судьи есть имя? Чем являются приговоры, с точки зрения композиции, для трех эпизодов первой части?

Каждая группа отвечает на один вопрос, записанный на доске (обсуждение в группах и ответ спикера). -Так какова тема и идея произведения? (обсуждение в группе) -Каковы особенности сюжета и композиции?

РЕФЛЕКСИЯ Понравилось ли вам это произведение? О чем оно заставило вас задуматься? Могут ли впечатления от сегодняшней беседы повлиять на вас, ваши поступки в дальнейшем?

Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка , печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Выражение «шемякин суд» употребляется в значении: неправый, несправедливый суд

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ ПО РАФТУ ИЛИ ТРАДИЦИОННОГО НА ТЕМУ «КАК Я ПОСТУПИЛ БЫ НА МЕСТЕ СУДЬИ». Р – РОЛЬ Я , Шемяка , бедный, поп, богатый А – АУДИТОРИЯ Шемяка , бедный, поп, богатый Ф – ФОРМА письмо Т – ТЕМА размышления после прочитанного

ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Дмитрий_Юрьевич_Шемяка

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА КШДС №33 ГОРОДА КАРАГАНДЫ САДВАКАСОВА ДАНА АМАНГЕЛЬДИНОВНА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол.

Урок предназначен для учащихся 8 класса.

Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина.

8 классШемякин судФорма работа в группах, работа экспертовПравосудие должно быть честным?! (записать на доске)1. Скажите, как гимназисты юридической гимназии, что в государстве призвано за.

Урок литературы в 8 классе по теме: «Повесть о Шемякином суде» конспект и презентация.

План-конспект урака, презентация и текст повести с остановками для обсуждения по ходу чтения.

Открытый урок музыки по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках музыки». Жанр авторской песни раскрывается на примере самодеятельной песни, рождённой в Афганистане. Песня «Лети, вер.

nsportal.ru

«Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века. ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАнгелина Лесина

Презентация на тему: » «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века. ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую.» — Транскрипт:

1 «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века. ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи.

2 Литература 17 века До XVII в. власть теологии (учение о религиозных догматах) была еще очень сильна, и в литературе подчеркивалась зависимость человека от провидения. Под влиянием социально-исторических условий эти взгляды изменились. Авторы XVII в. выдвигают теперь на первый план не судьбу, а личный успех, удачу, счастливый случай.

3 Какому жанру близка повесть «Шемякин суд»? Назовите основные черты. Повесть близка сказке. Об этом свидетельствуют: 1. комическая завязка; 2. расстановка действующих лиц — бедный и богатый; 3. счастливая развязка в пользу бедняка; 4. троекратные повторы.

4 Чем отличается повесть от сказки? 1. Повесть отличается светским характером. 2. Религиозный оттенок имеет только концовка: и судья Шемяка, и бедняк воздают хвалу Богу.

5 Повесть «Шемякин суд» состоит из 2-х частей Какова композиция повести? Из скольких частей она состоит?

6 О чём рассказывается в 1-ой части повести? В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления: 1. Отрывает хвост у лошади. принадлежавшей его богатому брату. 2. Упав с полатей, зашибает насмерть сына попа. 3. Бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню.

7 Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за мешок с деньгами, за что и приговаривает 1. Богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост. 2. Попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не добудет ребенка. 3. Сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. О чём рассказывается во 2-ой части повести?

8 Что предпринимают истцы? Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи.

9 Что предпринимает Шемяка, узнав об обмане? Шемяка же, узнав, что бедняк ему показывал камень, а не деньги, возблагодарил Бога за спасение жизни.

10 Чем достигается сатирическое звучание повести? Сатирическое звучание повести достигается использованием комических неправдоподобных ситуаций, в особенности решений судьи.

11 Каков финал повести? Все действующие лица повести остаются так или иначе довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря простоте бедняка.

12 Вывод «Повесть о Шемякином суде» — оригинальная сатира, изображающая реальную вековую тяжбу бедных и богатых, неправый феодальный суд, горькую долю бедняка, который пытался в сложных условиях жизни противостоять судьбе с помощью находчивости.

13 Домашнее задание Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь». Познакомиться с биографией писателя. Записать 2 вопроса по повести.

14 Презентацию приготовила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы 2011 г.

www.myshared.ru

Шемякин суд — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛиана Дорохова

Повесть о Шемякином суде ΧVІІ век

Похожие презентации

Презентация на тему: » Шемякин суд» — Транскрипт:

1 Повесть о Шемякином суде ΧVІІ век 1

2 С. 29 «Повесть о Шемякином суде» (статья) Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? Кто был героем демократической л – ры? 2

3 Дмитрий Шемяка Сын князя Юрия Дмитриевича и княжны Смоленской Анастасии Юрьевны, внук Дмитрия Донского. Князь Галицкий в Князь Углицкий в , великий князь Московский в

4 План повести 1-я часть: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 4

5 2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога 5

6 Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не добудет ребенка, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. 6

7 Гравюра на меди, первая половина XVIII в. Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского. « Взыди ты на мост, говорит истцу Шемяка, а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. 7

8 Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный. НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный.’ НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за)Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость 8

9 Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую сказку Найдите черты притчи А что напоминают иллюстрации на стр. 33? 9

10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение « шемякин суд » как поговорку. 3. Прочитать « Недоросль ». 10

11 Ресурсы emyaka_7.jpg emyaka_7.jpg %bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0% b4.jpg/240px- %d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_ %d1%81%d1%83%d0%b4.jpg %bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0% b4.jpg/240px- %d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_ %d1%81%d1%83%d0%b4.jpg

шемякин суд.pptx

 ПОВЕСТЬ,
 КОМПОЗИЦИЯ
,
 СЮЖЕТ,
 ТЕМА,
 ИДЕЯ.

богатый, другой убог. Богатый ссужал много лет
убогого, но не мог наполнить скудости его. Пришел
однажды убогий к богатому просить лошади дров
привезти. Брат же не хотел дать ему лошади и
сказал ему:
— «Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог».
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него
хомут просить. И рассердился на него брат, начал
поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошел убогий от богатого, взял свои дровни,
В некоем месте жили два брата земледельца: один
привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко
двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл
выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи
рванула с возом через подворотню и оторвала себе
хвост.
Убогий привел к брату лошадь без хвоста.

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет,
начал брата своего поносить, что, выпросив у него
лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади,
пошел на него бить челом в город, к Шемяке —
судье.
А убогий брат, видя, что брат его пошел бить на
него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут
всё равно за ним из города посылать, а не пойти,
так придётся еще и приставам проездные платить.
И пришли они к некоему селу, не доходя до
города. Богатый пошел ночевать к попу того села,
затем что был тот ему знакомый. И убогий пришел
к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал
богатый рассказывать попу про погибель своей
лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с
богатым ужинать, бедного же не зовут с собою
есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп
с братом его, сорвался с полатей на зыбку и
задавил попова сына насмерть.

некто вёз по рву в баню отца своего мыть. Бедный же,
зная, что будет ему погибель от брата и от попа,
задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на
старика и задавил отца на смерть. Схватили его,
привели к судье.
Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что
бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так:
взял камень, завернул в платок, положил в шапку и
стал перед судьею.
И вот принес брат его челобитную, иск на него за
И тот также поехал с богатым братом в город бить
челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они
к городу, где жил судья; а бедный за ними следом
идет.
Шли они через мост у города. А из жителей города
лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же,
выслушав челобитную, говорит бедному:
«Ответствуй!». Бедный, не зная, что говорить, вынул из
шапки завёрнутый камень, показал судье и
поклонился.

А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал
брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не
бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади
не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и
возьми у него свою лошадь».
И потом начался другой суд. Поп стал искать за
смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил.
Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и
показал судье. Судья увидел и думает, что по другому
делу другой узел золота сулит, говорит попу: «Коли он
у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до
тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он
ребенка тебе; в то время возьми себе попадью с
ребенком».
И после начался третий суд за то, что, бросаясь с
моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный же,
вынув из шапки камень, в платке завёрнутый, показал
в третий раз судье. Судья, чая, что за третий суд он
третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец:
«Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет
под мостом. А ты сверзись сам на него и убей его так
же, как он отца твоего».

После суда вышли истцы с ответчиком из приказа.
Стал богатый у бедного спрашивать свою лошадь, а
тот ему отвечает: «По судейскому указу, как — де у
ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь».
Богатый же брат дал ему за свою лошадь пять
рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста, её отдал. А
он взял у брата пять рублей и отдал ему лошадь. И
стал бедный у попа спрашивать попадью по
судейскому указу, чтоб ему от неё ребенка добыть, а
добыв, попадью назад ему отдать с ребенком. Поп же
стал ему бить челом, чтоб он попадьи у него не брал.
И взял тот с него десять рублей. Тогда стал бедный
говорить и третьему истцу: «По судейскому указу я
стану под мостом, ты же взойди на мост и бросайся на
меня так же, как и я на отца твоего». А тот думает:
«Броситься мне, так его, поди, не зашибёшь; а сам
расшибёшься». Стал и он с бедным мириться, дал ему
мзду за то, чтоб бросаться на него не велел. И так
взял себе бедный от всех троих.

Судья же прислал слугу к ответчику и велел у него
те показанные три узла взять. Стал слуга у него
спрашивать: дай то, что ты из шапки судье казал в
узлах; он велел у тебя то взять». А то, вынувши из
шапки завязанный камень, показал. Тогда слуга
говорит ему: «Что же ты кажешь камень?» А ответчик
сказал: « Это судье. Я – де,- говорит, когда бы он не
по мне стал судить, убил его тем камнем».
Вернулся слуга и рассказал все судье. Судья же,
выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю бога,
что по нему судил. Когда бы не по нем судил, то он
бы меня зашиб».
Потом бедный пошел домой, радуясь и хваля бога.

 Гипербола – средство
художественного изображения,
основанное на преувеличении.
 Гротеск – в литературе и
искусстве одна из
разновидностей комического,
сочетающая в фантастической
форме ужасное и смешное,
безобразное и возвышенное.

 Р – РОЛЬ Я, Шемяка, бедный,
поп, богатый
 А – АУДИТОРИЯ Шемяка,
бедный, поп, богатый
 Ф – ФОРМА письмо
 Т – ТЕМА размышления после
прочитанного.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
 На выбор:
 1) Подготовить развернутый
ответ на вопрос «Какое
впечатление произвела на вас
повесть?», включив в него
выражение «Шемякин суд» как
поговорку.
 2) Подготовить обоснованный
комментарий к чтению по ролям.

znanio.ru