Правило стандарт аудиторское заключение 6

Аудиторский вердикт с оговоркой

Вопреки желаниям

Итак, существует несколько видов аудиторских заключений. Естественно, более выгодной является ситуация, когда предприятие получает бумагу, в которой выражено безоговорочно положительное мнение о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такой документ, помимо всего прочего, является дополнительной гарантией того, что у фирмы правильно рассчитаны все налоги. Кроме того, в хозяйственной деятельности подобное аудиторское заключение позволяет получить организации некоторые «преференции» по сравнению с другими. Например, возникает меньше проблем и вопросов при получении кредита в банке, появляется реальная возможность получения отсрочки различного вида платежей. При этом следует учитывать, что безоговорочно положительное удалено заключение фирме стоит ждать только в том случае, если финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия дает достоверное представление о его финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухучета и подготовки отчетности в России.

На практике компании в основном получают от аудиторских организаций модифицированные аудиторские заключения. Это документы, в которых выражено мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, отличное от безоговорочно положительного.

Целью аудита является подтверждение достоверности данных бухгалтерской отчетности организации.

Закон обобщает — практика разделяет

Форма, содержание и порядок формирования информации, приводимой в аудиторском заключении, регламентированы содержанием Правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данное правило утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 22 июля 2008 г. № 557). Далее этот документ будет именоваться Правило (стандарт) № 6.

Исходя из содержания данного Постановления, можно утверждать, что существуют всего два вида аудиторского заключения:

  • документ, в котором выражено безоговорочно положительное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  • документ, в котором выражено мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, отличное от безоговорочно положительного.
  • Понятие «Модифицированное аудиторское заключение» относится ко второму виду. На практике же оно в свою очередь может быть представлено в нескольких вариантах — в зависимости от причины, по которой оно отличается от безоговорочно положительного. Итак, аудиторское заключение может быть признано модифицированным если:

  • в ходе проверки имели место разного рода неопределенности, в том числе способные повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы (пункты 27, 28 и 29 — здесь и далее пункты Правила (стандарт) № 6);
  • объем работы аудитора был ограничен, то есть этот специалист не имел возможности проверить достоверность каких-то данных в финансовой отчетности. Или между ним и руководством возникло разногласие относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения или адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. 34), но повлиять на данную ситуацию у аудитора возможности не было.
  • аудиторы готовы выразить свое мнение, но с оговоркой. Это возможно тогда, когда влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения своей позиции (п. 35);
  • аудиторская организация отказывается от выражения мнения. Речь идет о тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. 36).
  • Следует учитывать, что при выражении любого мнения, кроме безоговорочно положительного, согласно п. 38 Правила (стандарта) № 6, аудитор «. должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если возможно, дать количественную оценку предполагаемого влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность».

    Чаще всего на практике встречаются ситуации, когда аудируемые организации получают модифицированные аудиторские заключения:

  • с наличием разного рода неопределенностей, в том числе способных повлиять на достоверность отчетности и мнение с оговоркой.
  • Необходимые для проверки документы следует подготовить заранее и представлять аудиторам в ходе проведения контрольного мероприятия в копиях.

    Влиятельные факты

    Рассмотрим обстоятельства, по причине которых аудируемым организациям могут быть выданы модифицированные аудиторские заключения.

    1. Предположим, что в финансовой (бухгалтерской) отчетности компании содержались данные о стоимости основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат в незавершенном производстве, денежных средств в кассе и других материальных активов, причем эта информация имела существенное значение для характеристики финансового положения организации. В данном случае фирме было выдано модифицированное аудиторское заключение только по причине того, что аудиторы не участвовали в проведении инвентаризации данных активов.

    2. В соответствии с требованиями нормативных актов Минфина РФ, субъекты малого предпринимательства могут не применять положения таких стандартов бухгалтерского учета, как «Событие после отчетной даты» и «Условные факты хозяйственной деятельности». Однако при этом такие события и факты у организации в проверяемом периоде имели место. В связи с этим модифицированное аудиторское заключение было выдано аудиторской организацией исходя из наличия таких событий и фактов, а также с учетом их существенного влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности.

    3. Наличие существенных искажений в показателях финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые были исправлены в ходе аудиторской проверки.

    4. Наличие отрицательной величины чистых активов организации по итогам финансовой (бухгалтерской) отчетности за проверяемый период.

    5. Представление финансовой (бухгалтерской) отчетности не в полном объеме, например, по причине отсутствия формы № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» при фактическом наличии операций с такими средствами, пояснительной записки и др.

    6. При определенных обстоятельствах, исходя из существенности их влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности организации в проверяемом периоде, причинами модифицированного аудиторского заключения являлось наличие следующих событий и фактов:

    • значительные объемы работ по договорам, которые были заключены в проверяемом отчетном периоде, а основная деятельность по ним приходилась на следующий отчетный период;
    • существенность величины затрат в незавершенном производстве;
    • зависимость или неопределенность в отношениях организации с ее основными поставщиками и подрядчиками, а также покупателями и заказчиками (доля которых составляет 60% и более), в том числе отсутствие актов сверки расчетов с ними, а также с бюджетом и внебюджетными фондами;
    • неопределенность в отношении подтверждения достоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, которые имеют существенное значение для оценки финансового положения организации. Например, непредставление бухгалтерией документов, подтверждающих произведенные расходы (полученные доходы);
    • неурегулированные судебные разбирательства — как с контрагентами, так и с государственными органами;
    • смена собственников организации (в том числе перераспределения долей между ними), руководства (единоличного органа управления), главного бухгалтера и т. п.
    • комментарий специалиста

      – Имейте в виду, что уже выданное аудиторское заключение впоследствии может быть отозвано, — предупреждает Кирилл Дьяконов, эксперт журнала «Консультант». Вспомним нашумевшие разбирательства, фигурантами которых являлись ОАО «НК «ЮКОС» и ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит». Тогда в процессе банкротства компании аудиторы отозвали свои заключения по результатам всех проверок отчетности, проведенных в период с 31 декабря 1995 г. по 31 декабря 2004 г. Один из представителей «большой четверки» посчитал, что на выданные документы не следует полагаться как на достоверные, и что они не имеют отношения к финансовой отчетности компании. Аудиторы обязали фирму немедленно уведомить об этом те лица или регулирующие организации, которые полагаются или могут полагаться на такие заключения.

      В копилку бухгалтеру

      Поговорим о методах, которые могут помочь работнику учета наладить успешное взаимодействие с аудиторами.

      Перед началом проведения проверки аудируемая и аудиторская организации должны согласовать порядок их взаимодействия в период проведения проверки. Он согласовывается на этапе заключения договора на аудиторскую проверку и доводится руководством аудиторской организации (менеджерами) в письменной (или устной) форме до руководителя аудиторской проверки. При этом от бухгалтерии проверяемой организации должны быть назначены лица, через которые будут осуществляться контакты аудиторов с бухгалтерией (подбор и предоставление документов по запросам аудиторов и др.). Как правило, такими лицами являются заместители главного бухгалтера. Они, в свою очередь, будут определять лиц, к которым аудиторы могут обращаться за разъяснениями в ходе проведения аудита.

      Сотрудникам бухгалтерии необходимо осознать, что проводимая аудиторская проверка не является ревизией активов и обязательств аудируемой организации.

      Целью аудита является подтверждение достоверности финансовой отчетности фирмы. На основании сведений и фактов о ее финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в различных документах. В связи с этим необходимые для проверки бумаги, в том числе и по перечню, представленному аудиторской организацией до начала мероприятия, следует подготовить заранее и представлять в ходе проверки в копиях.

      Аудиторская проверка не является консультационным обслуживанием в отношении проверяемой фирмы. Поэтому в период нахождения (работы) аудиторов в офисе организации не стоит требовать от них профессиональных рекомендаций, содействия в разработке безопасных налоговых схем или помощи в корректировке учета.

      Оценка достоверности финансовой отчетности только в аспекте существенности вызвана тем, что аудиторские процедуры неизбежно носят выборочный характер. В связи с этим следует учитывать, что аудиторские замечания о допущенных искажениях в бухгалтерской отчетности имеют отношение в первую очередь к хозяйственным операциям, выбранным ими для проведения проверки. Для распространения выводов о наличии таких искажений во всех или в части хозяйственных операций, не попавших в выборку, у аудиторов должны быть очень серьезные основания, подтвержденные документами и расчетами.

      Выявленные по итогам аудиторской проверки компания может исправить. На это возможно, потребуется дополнительное время — сверх срока, установленного договором на осуществление проверки. В том случае, если исправления искажений будут иметь существенный характер, то вместо отказа от выражения мнения или выражения отрицательного мнения, аудиторская организация, возможно, выразит мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации с оговоркой на произведенные корректировки. В результате этого фирме будет выдано модифицированное аудиторское заключение.

      www.buhgalteria.ru

      Аудит / Статья Аудиторское заключение требования новых стандартов

      «Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2011, N 3

      АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ТРЕБОВАНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

      Министерство финансов РФ пересмотрело национальные правила составления аудиторских заключений. Рассмотрим, к каким это приведет изменениям не только в составе документа, но и в процедуре его оформления.

      Роль аудиторского заключения

      Аудиторское заключение — один из важнейших документов в области аудита, который призван внести упорядоченность и дополнительные гарантии в отношения между объектами инвестирования и потенциальными инвесторами.

      Согласно ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

      Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. В настоящее время эту функцию выполняет Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», разработанный в соответствии с Международными стандартами аудита и утвержденный Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н. Данный Стандарт вступил в силу 17 августа 2010 г., заменив ранее действовавшее Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (далее — ПСАД N 6). Также Приказом Минфина России N 46н утверждены ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» и ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении».

      Таким образом, аудиторские заключения в отношении отчетности за 2010 г. будут составляться по новым правилам. Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 186н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности , при публикации бухгалтерской отчетности организации с 2011 г. аудиторское заключение должно приводиться в полном объеме, а не только в виде итоговой части.

      Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

      Почему возникла необходимость модернизации стандартов в данной области? Прежний ПСАД N 6 был разработан в соответствии с предыдущим Законом об аудите (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), в котором несколько иначе определялось содержание аудиторского заключения. Данный документ должен был содержать мнение аудитора не только о достоверности отчетности, но и о соответствии порядка ведения учета законодательству РФ.

      Отметим, что ПСАД N 6, как и ФСАД 1/2010, был разработан на основании Международных стандартов аудита (МСА), но не «в соответствии» с ними, а «с их учетом«. Таким образом, если исходить из лингвистического толкования, связь национального стандарта с международным упрочилась. Подробнее различия между старым и новым стандартами показаны в табл. 1.

      Таблица 1. Сравнение содержания ПСАД N 6 и ФСАД 1/2010

      studfiles.net

      ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 6. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

      1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется — аудит).

      2. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора (далее именуются — аудитор) о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

      3. Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

      Основные элементы аудиторского заключения

      4. Аудиторское заключение включает в себя:

      в) следующие сведения об аудиторе:

      организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора — фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;

      номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

      номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

      членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

      г) следующие сведения об аудируемом лице:

      организационно-правовая форма и наименование;

      абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532;

      д) вводную часть;

      е) часть, описывающую объем аудита;

      ж) часть, содержащую мнение аудитора;

      з) дату аудиторского заключения;

      и) подпись аудитора.

      Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

      5. Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

      6. Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

      7. Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

      8. Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

      9. Пример изложения информации во вводной части аудиторского заключения:

      «Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «YYY» за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» состоит из:

      отчета о прибылях и убытках;

      приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

      Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации «YYY». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита».

      10. Аудиторское заключение должно описывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.

      11. Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

      12. В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

      изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

      оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

      рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

      оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

      13. Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

      14. Пример изложения информации в части, описывающей объем аудита:

      «Мы провели аудит в соответствии с:

      Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

      федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

      внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

      правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

      нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

      Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».

      (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

      15. Для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях. «.

      16. В аудиторском заключении должны быть четко указаны основные принципы и методы (применяемый порядок) ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

      17. Основные принципы и методы бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности определяются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      18. Помимо мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности может возникнуть необходимость выразить в аудиторском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      19. Пример изложения информации в части, содержащей аудиторское мнение:

      «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(XX) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности)».

      20. Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение события и операции, известные аудитору и возникшие до этой даты.

      (п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

      21. Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица.

      22. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

      23. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

      24. Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.

      25. Пример аудиторского заключения с выражением безоговорочно положительного мнения:

      lib.sale

      Правило стандарт аудиторское заключение 6

      К.К. Арабян,
      доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
      Московского государственного университета экономики, статистики и информатики,
      канд. экон. наук
      АУДИТОР
      №11, 2010
      10-2010

      В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

      Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности формировать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основании этих выводов обоснованные экономические решения.

      Аудиторское заключение является очень важным документом для внешних заинтересованных пользователей финансовой отчетности. И, несмотря на то, что в правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» сказано, что мнение аудитора может способствовать лишь росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, в связи с чем пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица, именно аудиторское заключение является единственным официальным документом, в котором выражено мнение независимых специалистов о достоверности информации, содержащейся в финансовой отчетности. Такое подтверждение необходимо различным группам пользователей для принятия рациональных экономических решений и минимизации своих рисков ввиду отсутствия доступа к данным оперативного (бухгалтерского, управленческого) учета организации.

      В п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» указано, что требования к форме, содержанию, порядку формирования и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

      До 2 августа 2010 г. порядок формирования и представления аудиторского заключения регулировался Федеральным правилом (стандартом) № б «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (далее — стандарт № 6), утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696. Однако постановлением Правительства РФ от 02.08.10 № 586 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 586) утверждены следующие федеральные стандарты аудиторской деятельности, регулирующие порядок формирования и представления аудиторского заключения по результатам проверки аудируемого лица:

      Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (далее — ФСАД 1/2010);

      Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (далее — ФСАД 2/2010);

      Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополнительная информация в аудиторском заключении» (далее — ФСАД 3/2010).

      В связи с вступлением в силу Постановления № 586 правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» признано утратившим силу.

      Анализ положений вновь принятых стандартов позволяет сделать вывод о недоработанности отдельных положений новых стандартов в части несогласованности терминологии, введения новых понятий, толкования которых отсутствуют в нормативных актах, регулирующих порядок проведения аудиторской проверки. Кроме того, возникает много вопросов с практикой представления аудиторского заключения. Прежде чем рассмотреть проблемы, связанные с практической реализацией положений новых стандартов, остановимся на основных принципиальных отличиях между утратившим силу стандартом № б и вновь введенными стандартами, регулирующими порядок составления аудиторского заключения (табл. 1).

      Таблица 1. Основные принципиальные отличия в порядке формирования аудиторского заключения согласно стандарту № 6 и вновь введенным федеральным стандартам

      1fin.ru