Правила корня раст рос

Корни -раст-, -ращ-, -рос-: правило употребления

Орфограмма в корне слова — тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с чередующимися гласными. В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения — слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост — это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: — ст и — щ. Правильный выбор гласной в данном случае — основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности — корень. На него опирается слово — первый строительный элемент языка.

Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

Исторические особенности

Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского — языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму — с -а (растение, отращивать, произрастать).

В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый — кто уже вырос, поросль — уже поросла).

Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

Исключения

Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.

fb.ru

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Правописание корней.

12. Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.

Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптать — втаптывать, носить — нашивать, и т. п.

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

14. Корни с чередованием о — а. Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

а) В корне кос — кас (коснуться — касаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.

б) В корне лож — лаг (предложить — предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.

в) В корне клон — клан (поклон — кланяться) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: наклоня́ть, наклоня́ться, склоне́ние, поклоне́ние.

г) В корне твор — твар (творчество — тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: творе́ц, сотвори́ть, творе́ние.

д) В корне гор — гар (гореть — загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о: горе́ние, загора́ть, загоре́ться, загоре́лый.

е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

ж) В корне зарзор (зарязоризорька) без ударнния пишется только а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

з) В корне растрост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.

и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.

dictionary.liferus.ru

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

В корне р а ст- и р о с- выбор напи­са­ния бук­вы «а» или «о» зави­сит от нали­чия в корне соглас­ных «ст» и «щ».

В корне раст-/ращ-/рост-/рос глас­ные чаще все­го явля­ют­ся без­удар­ны­ми, напри­мер:

р а сте́ние — вы́р а щен­ный — вы́р о сток — по́р о сль.

Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся.

Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

корень рос- явля­ет­ся искон­но рус­ским, а корень раст-/ращ- — ста­ро­сла­вян­ским.

В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Написание слов с корнем раст-/ращ-

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ», напри­мер:

  • вы́р а ст у — вы́р а щ енный;
  • р о сли́ — вы́р о сли.
  • Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

  • позар а ст али тро­пин­ки;
  • прор а ст ить вовре­мя;
  • подр а ст ить дочь;
  • цве­ты разр а ст ались;
  • возр а ст ной актер;
  • нар а ст ающий гул;
  • прор а щ енное семя;
  • выр а щ енный уро­жай;
  • нар а щ ение.
  • Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

    Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в сереб­ре.

    Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают — под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

    Написание слов с корнем рос-/рост-

    В сло­вах с кор­нем рос-, за кото­рым не сле­ду­ют букв «ст» и «щ», выбе­рем бук­ву «о»:

    У лес­ной рябин­ки вырос­ли вол­нуш­ки пря­мо на тро­пин­ке.

    Мы сто­им две-три минут­ки, точ­но к месту при­рос­ли: голу­бые неза­буд­ки, неза­буд­ки рас­цве­ли (Е. Трутнева).

    Исключения:

    Все про­из­вод­ные сло­ва сохра­ня­ют ука­зан­ные напи­са­ния, напри­мер:

  • росток — рост­ки, росто­чек, рост­ко­вый, росто­вой;
  • ростов­щик — ростов­щи­чий, ростов­щи­ца, ростов­щи­че­ский, ростов­щи­че­ство.
  • Ранней вес­ной упа­дет семеч­ко с ели во влаж­ную зем­лю, про­рас­тёт. Покажется малень­кий росток. Он даст жизнь ново­му дерев­цу (Г. Скребицкий).

    Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»


    russkiiyazyk.ru

    Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-

    Цели и задачи:

    • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
    • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
    • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
    • Оборудование:

      • Ноутбук.
      • Мультимедийный проектор.
      • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1)
      • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
      • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
      • Ход урока

        1. Организационный момент.

        — Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

        2. Проверка домашнего задания.

        — Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

        Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

        • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
        • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
        • Затем осуществляется совместная проверка.

          Устный опрос:

          — Над какими орфограммами работали?

          — От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

          — Как проверить безударную гласную в корне слова?

          — Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

          3. Закрепление.

          1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

          — Какие корни встречаются в этом слове?

          — Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

          — Составьте и запишите предложение с этим словом.

          (В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

          — Что растет по берегам реки? (слайд 3)

          — Обратите внимание, как пишется слово рогоз. Объясните орфограмму в слове камыш.

          (У берега растет высокий камыш.)

          — Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

          2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

          — Что растет на берегу? (слайд 4)

          Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

          Учащийся читает стихотворение.

          Р_сти, р_сти яблонька
          Подр_стай!
          Цв_ти, цв_ти яблонька
          Расцв_тай!
          З_лотое солнышко,
          Жарче грей!
          Выр_стайте яблоки
          Поскорей!
          Р_сла, р_сла яблонька
          Подр_сла.
          Цв_ла, цв_ла яблонька
          Отцв_ла.
          Отр_хнула яблонька
          Свой наряд,
          И поспели яблоки
          Для ребят.

          — Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

          — Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

          3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

          — А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

          — Это письмо от ребят. Прочитаем его.

          У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

          Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

          — Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

          — Где находился садик? Кто его вырастил?

          — Как двор выглядел сначала?

          — Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

          — Как разрастался сад?

          — Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

          (вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

          — Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

          Далее выполняется письмо по памяти. Затем один учащийся зачитывает рассказ.

          4) — Поплывем дальше. Но что это? Реку завалило камнями. (слайд 8)

          — Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

          — Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

          (бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

          — Проверим, правильно ли мы распределили слова.

          5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

          4. Итог урока.

          — С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

          Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс

          Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

          Формирование УУД:

          Познавательные метапредметные умения

        • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
        • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
        • Уметь работать с толковым словарем.
        • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
        • Коммуникативные метапредметные умения

        • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
        • Регулятивные метапредметные умения

        • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
        • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
        • Исправлять речевые недостатки.

        Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

        Учащимся предлагается решить два ребуса.

        В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

        – По каким правилам пишем эти слова?

        Развитие «Я – концепции»
        Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

        2 этап ( слайды 6, 7, 8)

        Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

        – Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
        – Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

        Затруднение. Проблемная ситуация.

        Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

        Оч…ровать красотой
        Заг…дать желание
        Небо в з…рницах
        Подг…ревший пирог
        Прил…гать усилия
        Дети подр…стают

        Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

        Формируемые УУД

        Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

        Поиск разнообразных способов решения задач

        3 этап ( слайды 9, 10, 11)

        Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

        Поразмышляем!

        – Вот вам карточки с группами слов.
        Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о, а когда а .

        Сделайте вывод.
        (Работа в парах)

        Карточка 1

        Буквы о-а в корне -лаг- — -лож-

      • Предлагать – предложить
      • Слагаемое – сложение
      • Прилагать – приложение
      • Карточка 2

        Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — -рос-

      • раст— растение
      • -ращ— выращенный
      • -рос— заросли
      • Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый, на вырост.

        На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

      • Отрасль– отдельная область науки, производства.
      • Ростовщик– тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
      • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
      • Структурирование знаний
      • Использование речи для регуляции своего действия
      • 4 этап (слайды 12, 13)

        Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

        Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

        Вставьтепропущенныебуквы:

        1) изл_гать,
        2) пол_гать,

        3) сл_гаемое,
        4) предл_гать,

        5) возл_гать,
        6) изл_жение,

        7) возл_жить,
        8) пол_г,

        9) перел_жить,
        10) распол_гать,
        11) сл_гать,
        12) предпол_гать

        13) прил_гательное,
        14) р_стение,
        15) прор_сти,

        16) отр_сль,
        17) р_стовщик,

        18) р_сток,
        19) подр_сли,

        20) прор_сти,
        21) выр_щенный,

        22) дор_сти,
        23) р_стительность,

        24) возр_ст,
        25) прир_сти.

      • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
      • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
      • 5 этап (слайд 14)
        Этап включения в систему знаний и повторения

        Определите «третийлишний»

        • прилагать, ловить, помирить;
        • усложнить, положить, изложение;
        • произрастать, потрясти, излагать.
        • Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

          Формируемые УУД

        • Развитие «Я концепции»
        • Владение диалогической формой речи.
        • Писк разнообразных способов решения задач
        • Структурирование знания
        • 6 этап (слайд 15)

          Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

          На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai