Корни -раст-, -ращ-, -рос-: правило употребления
Орфограмма в корне слова — тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с чередующимися гласными. В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения — слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост — это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.
Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: — ст и — щ. Правильный выбор гласной в данном случае — основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности — корень. На него опирается слово — первый строительный элемент языка.
Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.
Исторические особенности
Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского — языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму — с -а (растение, отращивать, произрастать).
В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.
Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый — кто уже вырос, поросль — уже поросла).
Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.
Исключения
Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.
Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).
Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.
fb.ru
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
На главную
Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>
Важнейшие правила правописания.
Правописание корней.
12. Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть вре́д, преподава́ть препода́ть, притяну́ть притя́нешь.
Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:
а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).
б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптать втаптывать, носить нашивать, и т. п.
13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
14. Корни с чередованием о а. Для правописания некоторых корней с чередованием а о надо заметить следующие правила:
а) В корне кос кас (коснуться касаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.
б) В корне лож лаг (предложить предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.
в) В корне клон клан (поклон кланяться) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: наклоня́ть, наклоня́ться, склоне́ние, поклоне́ние.
г) В корне твор твар (творчество тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: творе́ц, сотвори́ть, творе́ние.
д) В корне гор гар (гореть загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о: горе́ние, загора́ть, загоре́ться, загоре́лый.
е) Корень плав плов пишется с буквой о только в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны слои подпочвы, насыщенные водой).
ж) В корне зар — зор (заря — зори — зорька) без ударнния пишется только а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.
з) В корне раст — рост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.
и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.
dictionary.liferus.ru
Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова
В корне р а ст- и р о с- выбор написания буквы «а» или «о» зависит от наличия в корне согласных «ст» и «щ».
В корне раст-/ращ-/рост-/рос гласные чаще всего являются безударными, например:
р а сте́ние — вы́р а щенный — вы́р о сток — по́р о сль.
Но проверять их ударением, как чаще всего и поступают с безударными гласными в корне, не следует, так как гласные а//о являются чередующимися.
Эти чередующиеся корни возникли исторически в результате влияния старославянского языка:
корень рос- является исконно русским, а корень раст-/ращ- — старославянским.
В написании слов с этими корнями воспользуемся орфографическим правилом:
Написание слов с корнем раст-/ращ-
Значит, для выбора буквы «а» или «о» в рассматриваемых корнях нужно только внимательно посмотреть на слово и заметить наличие в нем указанного сочетания согласных «ст» и «щ», например:
- вы́р а ст у — вы́р а щ енный;
- р о сли́ — вы́р о сли.
- позар а ст али тропинки;
- прор а ст ить вовремя;
- подр а ст ить дочь;
- цветы разр а ст ались;
- возр а ст ной актер;
- нар а ст ающий гул;
- прор а щ енное семя;
- выр а щ енный урожай;
- нар а щ ение.
- росток — ростки, росточек, ростковый, ростовой;
- ростовщик — ростовщичий, ростовщица, ростовщический, ростовщичество.
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1)
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
- Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
- Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
- Уметь работать с толковым словарем.
- Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
- Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
- Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
- Исправлять речевые недостатки.
- Предлагать – предложить
- Слагаемое – сложение
- Прилагать – приложение
- раст— растение
- -ращ— выращенный
- -рос— заросли
- Отрасль– отдельная область науки, производства.
- Ростовщик– тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
- Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
- Структурирование знаний
- Использование речи для регуляции своего действия
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
- прилагать, ловить, помирить;
- усложнить, положить, изложение;
- произрастать, потрясти, излагать.
- Развитие «Я концепции»
- Владение диалогической формой речи.
- Писк разнообразных способов решения задач
- Структурирование знания
Точно также сделаем выбор буквы «а» в написании слов:
Без дождя и трава не растёт (пословица).
Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё иголки зимой в серебре.
Целый день сосульки тают, хоть и тают — подрастают, стали чуть ли не до земли. Вот как сильно подросли! (Елена Трутнева).
Написание слов с корнем рос-/рост-
В словах с корнем рос-, за которым не следуют букв «ст» и «щ», выберем букву «о»:
У лесной рябинки выросли волнушки прямо на тропинке.
Мы стоим две-три минутки, точно к месту приросли: голубые незабудки, незабудки расцвели (Е. Трутнева).
Исключения:
Все производные слова сохраняют указанные написания, например:
Ранней весной упадет семечко с ели во влажную землю, прорастёт. Покажется маленький росток. Он даст жизнь новому деревцу (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»
russkiiyazyk.ru
Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-
Цели и задачи:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
— Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
— Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
— Над какими орфограммами работали?
— От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
— Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
— Какие корни встречаются в этом слове?
— Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
— Что растет по берегам реки? (слайд 3)
— Обратите внимание, как пишется слово рогоз. Объясните орфограмму в слове камыш.
(У берега растет высокий камыш.)
— Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
— Что растет на берегу? (слайд 4)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
— Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
— Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
— А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
— Это письмо от ребят. Прочитаем его.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
— Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
— Где находился садик? Кто его вырастил?
— Как двор выглядел сначала?
— Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
— Как разрастался сад?
— Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
— Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
Далее выполняется письмо по памяти. Затем один учащийся зачитывает рассказ.
4) — Поплывем дальше. Но что это? Реку завалило камнями. (слайд 8)
— Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
— Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
— Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
— С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс
Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Формирование УУД:
Познавательные метапредметные умения
Коммуникативные метапредметные умения
Регулятивные метапредметные умения
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учащимся предлагается решить два ребуса.
В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:
– По каким правилам пишем эти слова?
Развитие «Я – концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
2 этап ( слайды 6, 7, 8)
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.
Затруднение. Проблемная ситуация.
Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.
Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают
Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.
Формируемые УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач
3 этап ( слайды 9, 10, 11)
Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.
Поразмышляем!
– Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о, а когда а .
Сделайте вывод.
(Работа в парах)
Карточка 1
Буквы о-а в корне -лаг- — -лож-
Карточка 2
Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — -рос-
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый, на вырост.
На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».
4 этап (слайды 12, 13)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)
Вставьтепропущенныебуквы:
1) изл_гать,
2) пол_гать,
3) сл_гаемое,
4) предл_гать,
5) возл_гать,
6) изл_жение,
7) возл_жить,
8) пол_г,
9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать
13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,
16) отр_сль,
17) р_стовщик,
18) р_сток,
19) подр_сли,
20) прор_сти,
21) выр_щенный,
22) дор_сти,
23) р_стительность,
24) возр_ст,
25) прир_сти.
5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения
Определите «третийлишний»
Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.
Формируемые УУД
6 этап (слайд 15)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai