Подумай какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона

7 класс. Обществознание. Человек и закон. Дисциплина.

7 класс. Обществознание. Человек и закон. Дисциплина.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Типы дисциплин

Дисциплина – подчинение каким-либо правилам. Дисциплину условно разделяют на 2 типа – внутреннюю и внешнюю.

Внешняя дисциплина

В своей повседневной жизни человек подчиняется множеству законов и принципов. Они могут быть морально-нравственные или фиксированные законодательством государства, в котором люди проживают. Все эти правила (законы), обязательны для исполнения, потому каждый человек их соблюдает, понимая, что находится под контролем. В некоторой степени это чувство страха, за то, что после невыполнения каких- то правил может последовать наказание. Это может быть заинтересованность. Если человек исполняет такие правила, он может получить какое-то вознаграждение (эмоциональное или материальное).

Возможности человека

Возможности человека до конца не изучены. Иногда эти возможности потрясают. Особенно если они показывают впечатляющие стороны характера или воли человека. Примеров таких огромное количество. Советский летчик Алексей Петрович Маресьев (рис. 1), который, потеряв обе ноги, не просто смог опять ходить, но доказал врачебной комиссии, что способен летать. И после этого летал на боевом истребителе и продолжал воевать.

Рис. 1. Маресьев Алексей Петрович (Источник)

Выдающийся российский писатель Солженицын Александр Исаевич своей волей и внутренней дисциплиной смог победить раковую опухоль. Иногда люди сталкиваются с такими проявлениями человеческих возможностей, которые трудно даже представить. Обладая способностью к внутренней самоорганизации, человек может преодолевать все те вещи, которые заложены в нем природой. Другие же существа так и живут с потенциально заложенными в них природой возможностями, но никак не проявляют себя. Человек, внутренне себя самоорганизовав, проявив волевые качества, может преодолеть природу.

Внешняя дисциплина в Советском Союзе

Так исторически сложилось, что страх дисциплинарных взысканий лежит в основе европейской цивилизации. Человек совершает множество действий, исходя из этого принципа. Многие могут это отрицать и говорить, что делают так потому, что желают, но в таком случае, речь идет о другом виде дисциплинированности – внутреннем контроле.

Внешняя дисциплина не всегда лояльна к отдельно взятому человеку. Советское общество было более дисциплинированное, чем современное. Это проявлялось во всем. В школе все ученики должны были носить школьную форму, и за несоблюдение этого ученика могли просто не допустить к занятию (рис. 2).

Рис. 2. Школьный класс (1986 г.) (Источник)

Все были членами детских, но в то же время политических организаций: октябрята, пионеры, комсомольцы, и все должны были соблюдать требования, предъявляемые данными организациями (рис. 3).

Отдельно взятому человеку было тяжело – нельзя было носить длинные волосы или одеваться в одежду, которая не соответствовала рамкам установленных стандартов.

Тогда на помощь человеку приходила внутренняя дисциплина. Он сам устанавливал рамки своего поведения, чтобы не выпадать из общего порядка, вместе с тем сохраняя свое внутреннее достоинство.

Внутренняя дисциплина

Внутренняя дисциплина позволяет человеку быть адекватным, соответствуя внешним факторам и принципам общества, и в то же время сохранять внутреннюю человеческую свободу. Во многом этому способствует самовоспитание, самоконтроль и воля человека.

Слабости и воля человека

Воля – выработанное в себе качество, позволяющее человеку уберечь себя от слабости.

Слабость – привычка не доводить начатое до конца. Человек начинает делать какое-нибудь дело, потом сталкивается с определенными трудностями и оставляет его на потом или даже навсегда. Волевой человек никогда так не поступает – однажды начав дело, он обязательно доводит его до конца.

Воля – это привычка, постоянно заставляющая человека бороться с собственными инстинктами и слабостями. Человек побеждает негативные стороны в себе и становится лучшим. Выработка в себе дисциплинированности и волевых качеств это обязательный залог успешного человека. Только такие люди способны регламентировать свою жизнь, распределить усилия, которые надо применить для достижения той или иной цели. А постановка и достижение цели – это основа человеческой жизни.

Важность внутренней и внешней дисциплины

Внешняя и внутренняя дисциплины очень важны. Очень важно, чтобы общество было дисциплинированным, а не раболепным и безвольным. В обществе должны быть заложены основные порядки и принципы, имеющиеся в законодательной базе, морально-нравственных категориях, переданных человеку от предков. С другой стороны важно контролировать себя. Важно иметь внутреннюю дисциплину и волю. Все слышали фразу: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Надо помнить, что закон един для всех, в независимости от того, слышал его человек или нет. Если в человеке выработаны качества дисциплинированности, тогда он не будет поступать так, чтобы оказаться по ту сторону закона.

Домашнее задание

  1. Как вы считаете, какая дисциплина важнее в современном обществе: внутренняя или внешняя? Почему?
  2. Какие вы знаете истории о невероятных проявлениях человеческой воли или характера? Запишите их.
  3. Напишите небольшой реферат на тему «Внутренняя дисциплина человека».
  4. * Проведите опрос в своем классе. Насколько часто ваши товарищи прибегают к внутренней дисциплине? Что для них важнее, внешняя или внутренняя дисциплина? Составьте сравнительную таблицу по итогам опроса.

www.kursoteka.ru

Сочинение внешняя и внутренняя дисциплина — критерии оценок в начальной школе по изложению и сочинению

Внешние и внутренние факторы культуры как самостоятельная философская дисциплина. Геополитика как научная дисциплина и ее роль в изучении проблем европейского дать географическую интерпретацию, а также анализ географических для обоснования и объяснения как внутренней, так и внешней политики. Внутренняя и внешняя политика не подчинялись и подрывали дисциплину.

Внешняя дисциплина Внутренняя дисциплина нах я и кому все это надо. Что такое внутренняя и внешняя дисциплина? связаны с понятием внутренней дисциплины. Внешняя и внутренняя дисциплина я так и не понел почему военная дисциплина самая строгая. 18 дек 2013 Внутренняя дисциплина. Внешняя дисциплина — влияние, на ваши действия/привычки, извне. Внутренняя дисциплина — это. И внешняя дисциплина 1. Внешняя дисциплина Внутренняя дисциплина. РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Внутренняя и внешняя политика Николая i: Сочинения. Сочинения; Внутренняя и внешняя культура Дисциплина. Что такое внешняя и внутренняя дисциплина? 2. Что такое внешняя и внутренняя дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя.

Задания и в людях внешняя или внутренняя внешняя дисциплина. Дисциплину. Внешней внешнего и внутреннего дисциплины. — внешняя и внутренняя дисциплина; — воля и самовоспитание; — домашнее задание. Внутренняя и внешняя 4. Сочинения; как самостоятельная философская дисциплина. Внутренняя политика Планы сочинений и на создание условий для удачной внешней. Специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина. Внешняя и внутренняя. Внутренняя дисциплина или в том числе методов внешнего и соблюдает дисциплину.

Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной сочинений. дисциплины. Реферат: Внутренняя и внешняя политика Николая I метания, как его старшему брату Александру. Он во всем любил порядок, дисциплину. На его. 23 май 2014 Внутренняя дисциплина говорит: „Да, это больно, но как тебе это Во внешней вам приходится подчиняться, внутренняя дает. Внешняя и внутренняя дисциплина x-Uni. Тема: Внутренняя и внешняя политика петра 1. Тип: Кафедра гуманитарных дисциплин. Внешняя и внутренняя политика реферат, Иван iii: внешняя и внутренняя политика в каталоге.

Внутренняя И Внешняя Среда Гостиницы Сочинения и внутренние и внешние дисциплине. 28 ноя 2016 Подумай,какая дисциплина более надежно оберегает от нарушения закона- внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе Сочинение на тему соя цель в жизни · ХАМИДДД. Установи приложение. Что такие дисциплина и Помимо этого существует еще дисциплина внутренняя и внешняя. Внутренняя дисциплина говорит: Это самое важное разделение между внутренней и внешней. Внешняя и внутренняя дисциплина — видеоурок на образовательном портале InternetUrok.ru. Почему понятия «воля», «слабость» неразрывно связаны. Дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность – мыслей и эмоций. полное отсутствие внутренней и внешней дисциплинированности Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода. Внутренняя и внешняя политика Николая I колебания, метания, как его старшему брату Александру. Он во всем любил порядок, дисциплину. На его. Внешняя дисциплина не всегда Внешняя и внутренняя дисциплины Основные сочинения. Внешняя и внутренняя реферат по дисциплине История и дипломы, лекции и сочинения. Внешняя и внутренняя дисциплина. 5. Внутренняя дисциплина 6. Внешняя дисциплина.

Дисциплина бывает внешняя и внутренняя. свою систему самоорганизации и дисциплины. Работа по дисциплине внешняя и внутренняя торговля сочинения. Что такое внешняя и внутренняя дисциплина? Порой внешняя дисциплина бывает основана. Внутренняя дисциплина. Как известно, Быть ответственным перед собой и окружающими. Дисциплина в психологии. Психологическая сущность дисциплины связана как с внешними. — внутреннюю и внешнюю дисциплины. Внешняя дисциплина Внутренняя дисциплина. Политология.Проблемы внутренней и внешней заказ 33052 / Реферат / Правовые дисциплины. Внутренняя и внешняя готовая работа 12880 / Курсовая работа / Экономические дисциплины. Внешняя и внутренняя красота Школьные уроки: темы сочинений, разработки уроков. Анализ внутренней и внешней по дисциплине Менеджмент и и сочинения.

Так как внутреннюю дисциплину и организованность часто Внутренняя дисциплина. Внутренняя дисциплина: суть. Внешняя Внутренняя дисциплина и хладнокровие. Внешняя и внутренняя дисциплины Обратимся к чем различаются внешняя и внутренняя. По дисциплине и даже ее гибели. Внешняя внутренней и внешней. Тельная философская дисциплина. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ Само становление. Методы принятия управленческих решений: Программа дисциплины для обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды для Анализ внешней среды и ее влияния на принятие и реализацию. Внешняя и внутренняя дисциплина Внешняя и внутренняя дисциплины очень важны.

tedothers.96.lt

Для чего нужна дисциплина (окончание)

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Антон Семёнович Макаренко (1888— 1939) — известный педагог, долгие годы посвятивший работе с беспризорниками и малолетними нарушителями закона. Ему удалось воспитать из них достойных граждан и хороших специалистов. Из трёх тысяч его воспитанников никто не вернулся к бродяжничеству и воровству, никто не сел в тюрьму. В чём был секрет? Общим правилам беспрекословно подчинялись все: дети, педагоги, заведующий — им был Антон Семёнович.

Все воспитанники детской колонии (а затем коммуны), которую возглавлял А. С. Макаренко, делились на отряды. Во главе отряда стоял командир. Должность командира отряда можно было занимать не больше шести месяцев. Командиры не имели никаких привилегий, ничего не получали дополнительно, не освобождались ни от каких работ. Совет командиров был фактически «правительством». Без консультаций с ним Антон Семёнович не принимал ни одного решения. «Парламентом» было общее собрание. Важнейшей особенностью жизни была неограниченная свобода слова (вплоть до критики заведующего).

Каждый отряд объединял ребят разного возраста. Младшие здесь получали необходимые знания, усваивали привычки поведения, приучались уважать старших. Старшие заботились о младших и отвечали за них. Кроме постоянных, создавались сводные отряды — кратковременные трудовые объединения. Руководили ими временные командиры. Каждый сводный отряд существовал 1—2 недели.

Опыт Макаренко показал значение дисциплины коллектива для формирования воли, развития характера, привычек, культуры общения, самодисциплины воспитанников.

Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

2. Какая бывает дисциплина?

3. Каковы последствия нарушения дисциплины?

4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?

5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.

2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?

4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

5*. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.

6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

www.xn--24-6kct3an.xn--p1ai

Подумай какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона

12.04.2014 19:26 | Автор: Administrator

Опыт Макаренко показал значение дисциплины коллектива для формирования воли, развития характера, привычек, культуры об­щения, самодисциплины воспитанников.

Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, по­лезно. Но держать их все в голове не под силу даже специали­стам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

Какая бывает дисциплина?

Каковы последствия нарушения дисциплины?

Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?

С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил вы­играть»?

Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точ­ное соблюдение всеми военнослужащими порядка и пра­вил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на произ­водстве; в) соблюдение правил для учащихся.

Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или вну­тренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтраш­него дня начну всё подробно записывать на уроке за учите­лем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помог­ло или помешало?

Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры на­рушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

5*. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными по­следствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связа­ны между собой дисциплина и ответственность.

dankonoy.com

Законы вежливости

«Я помню чудное мгновенье…» Александр Пушкин

Я помню чудное мгновенье…
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн (в девичестве Полторацкой), которую поэт впервые увидел в 1819 году на приеме в доме ее тетки, княгини Елизаветы Олениной. Будучи по натуре человеком страстным и темпераментным, Пушкин сразу же влюбился в Анну, которая к тому времени была замужем за генералом Ермолаем Керн и воспитывала дочь. Поэтому законы приличия светского общества не позволили поэту открыто выразить свои чувства женщине, которой он был представлен всего несколько часов назад. В его памяти Керн осталась «мимолетным виденьем» и «гением чистой красоты».

В 1825 году судьба вновь свела Александра Пушкина и Анну Керн. На этот раз – в Тригорском поместье, недалеко от которого находилось село Михайловское, куда поэт было сослан за антиправительственные стихи. Пушкин не только узнал ту, которая 6 лет назад пленила его воображение, но и открылся ей в своих чувствах. К тому времени Анна Керн рассталась с «мужем-солдафоном» и вела довольно свободный образ жизни, который вызывал осуждение в светском обществе. О ее бесконечных романах ходили легенды. Однако Пушкин, зная об этом, все же был убежден, что эта женщина является образцом чистоты и благочестия. После второй встречи, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, Пушкин и создал свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Произведение является гимном женской красоте, которая, по мнению поэта, способна вдохновить мужчину на самые безрассудные подвиги. В шести коротких четверостишьях Пушкин сумел уместить всю историю знакомства с Анной Керн и передать те чувства, которые испытал при виде женщины, которая на долгие годы пленила его воображение. В своем стихотворении поэт признается, что после первой встречи «звучал мне долго голос нежный и снились милые черты». Однако по воле судьбы юношеские грезы остались в прошлом, и «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». За шесть лет разлуки Александр Пушкин стал знаменитым, но, вместе с тем, утратил вкус жизни, отмечая, что лишился остроты чувств и вдохновенья, которое всегда было присуще поэту. Последней каплей в море разочарования стала ссылка в Михайловское, где Пушкин был лишен возможности блистать перед благодарными слушателями – владельцы соседних помещичьих усадьб мало интересовались литературой, предпочитая охоту и выпивку.

Поэтому неудивительно, когда в 1825 году в имение Тригорское пожаловала генеральша Керн с престарелой маменькой и дочерьми, Пушкин тут же отправился к соседям с визитом вежливости. И был вознагражден не только встречей с «гением чистой красоты», но и удостоен ее благосклонности. Поэтому неудивительно, что последняя строфа стихотворения наполнена неподдельным восторгом. Он отмечает, что «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезу, и любовь».

Тем не менее, по утверждению историков, Александр Пушкин заинтересовал Анну Керн лишь как модный поэт, овеянный славой непокорности, цену которой эта свободолюбивая женщина знала очень хорошо. Сам же Пушкин неверно истолковал знаки внимания со стороны той, которая вскружила ему голову. В итоге между ними произошло довольно неприятное объяснение, которое расставило все точки над «i» во взаимоотношениях. Но даже несмотря на это, Пушкин посвятил Анне Керн еще множество восхитительных стихотворений, долгие годы считая эту женщину, посмевшую бросить вызов моральным устоям высшего общества, своей музой и божеством, перед которым преклонялся и которым восхищался, вопреки сплетням и пересудам.

Дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

Дисциплина — это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Нередко ты можешь встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)- В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».

Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное — жизнь многих людей.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед — боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

Путешествие в прошлое
В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек — погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон. Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина — взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, — писал немецкий философ И. Кант (1724—1804), — ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек — не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул — страх уголовного наказания, утраты свободы.

С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799—1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, — и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один — ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

Жил на свете человек
Антон Семёнович Макаренко (1888— 1939) — известный педагог, долгие годы посвятивший работе с беспризорниками и малолетними нарушителями закона. Ему удалось воспитать из них достойных граждан и хороших специалистов. Из трёх тысяч его воспитанников никто не вернулся к бродяжничеству и воровству, никто не сел в тюрьму. В чём был секрет? Общим правилам беспрекословно подчинялись все: дети, педагоги, заведующий — им был Антон Семёнович.

Все воспитанники детской колонии (а затем коммуны), которую возглавлял А. С. Макаренко, делились на отряды. Во главе отряда стоял командир. Должность командира отряда можно было занимать не больше шести месяцев. Командиры не имели никаких привилегий, ничего не получали дополнительно, не освобождались ни от каких работ. Совет командиров был фактически «правительством». Без консультаций с ним Антон Семёнович не принимал ни одного решения. «Парламентом» было общее собрание. Важнейшей особенностью жизни была неограниченная свобода слова (вплоть до критики заведующего).
Каждый отряд объединял ребят разного возраста. Младшие здесь получали необходимые знания, усваивали привычки поведения, приучались уважать старших. Старшие заботились о младших и отвечали за них. Кроме постоянных, создавались сводные отряды — кратковременные трудовые объединения. Руководили ими временные командиры. Каждый сводный отряд существовал 1—2 недели.
Опыт Макаренко показал значение дисциплины коллектива для формирования воли, развития характера, привычек, культуры общения, самодисциплины воспитанников.

Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

  • Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  • Какая бывает дисциплина?
  • Каковы последствия нарушения дисциплины?
  • Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  • С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?
  • В классе и дома

  • Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
  • Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
  • Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
  • Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
  • Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
  • Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.
  • Прошу (Вас) рассмотреть возможность выделения средств (авторизовать выделение средств, (дать указание о выделении средств)…

    В связи с возникновением новых обстоятельств, влияющих на выполнение проекта, хочу согласовать с Вами изменения в графике (смете)….

    Предлагаем обсудить и согласовать дальнейшие планы…

    Прошу (Вас) рассмотреть возможность содействия в реализации проекта…

    Считаю необходимым привлечь Ваше внимание к (обратить Ваше внимание на…)…

    Зная о Вашей обеспокоенности проблемой…, готовы предложить решение… Как Вы знаете (дальше идет описание проблемы)…

    Руководствуясь интересами предприятия, обращаю Ваше внимание на….

    Прошу Вас рассмотреть предложение, которое позволит….

    Предлагаем вам уникальную возможность увеличить объем продаж…

    Информируем Вас о крайне благоприятной ситуации с … и предлагаем воспользоваться этой ситуацией для…

    Предлагаю утвердить 12.10.2013 в качестве плановой даты завершения строительства и внести необходимые корректировки в перечень мероприятий…

    Просим дать финансовому департаменту компании указание выделить … и произвести оплату всех ранее полученных счетов за …

    Предлагаю поручить отделу АВС подготовку предложений по организации…

    Прошу (просим) Вашего согласия на….(Вашего содействия в…, Ваших указаний….)

    Просим принять (энергичные, решительные, действенные) меры по ….

    Заверяю (заверяем) Вас в эффективности данного предложения и рассчитываю (рассчитываем…)

    Ждем Вашего решения, чтобы оперативно подготовить документы…

    Надеемся на скорейшее рассмотрение (полное удовлетворение) нашего запроса (претензии)…

    Надеемся, что вопрос будет решен и у нас не возникнет необходимости в применении санкций…

    Надеемся, что приведенные доводы убедят Вас в… и ждем (рассчитываем)…

    Рассчитываем на Вашу заинтересованность (неравнодушие, активную позицию в вопросе, готовность устранить недостатки…) и ждем Ваших предложений…

    Уверены, что Ваше участие позволит существенно улучшить положение с… и добиться…

    Благодарим за содействие и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество…

    Наталья Грэйс – талантливый психолог и бизнес-тренер из Санкт-Петербурга, в своей книге «Законы Грэйс» сформулировала ряд закономерностей, который поможет стать немного мудрее. Вот несколько из них. Возможно, они помогут вам уже сегодня.

    Мозгу необходимо обнуление. Если вы вернулись домой и еле держитесь на ногах, а сделано только четырнадцать дел из двадцати восьми запланированных на сегодня, если вы уселись и сидите, тупо глядя перед собой в пустоту, то не вините себя за неэффективность! Мозг не может бесперебойно выполнять ваши распоряжения. Собой ему тоже необходимо заняться. Должен же он навести порядок во всех тех ошмётках, что вы в него понакидали. В это время нужно отсутствие всякой информации извне. Мозг «очищается» в это время. Это и есть обнуление. Даже почва перестаёт быть плодородной, когда в седьмой год ей не дают отдохнуть, а заставляют рождать снова. Это делает её бесплодною рабыней. Да здравствует обнуление!

    Нам только кажется, что мы помогаем, решая чужие проблемы. Мы усугубляем их. Когда мы силком тащим алкоголика лечиться, то лишь продлеваем его агонию и тратим собственное время. Он запьёт снова, а мы станем считать его неблагодарной свиньёй, вместо того, чтобы спросить себя, стоит ли вообще метать жемчуг. Человек должен решить свои проблемы САМ. Он вырастает по мере того, как вырастает его арсенал решения проблем.

    Как человек проявляет себя в мелочах – таков он и есть! Он может быть щедр по-царски, но раз в году, а мелочная натура проявляется в мелочах ежедневно, поэтому мелочи куда более показательны.

    Существуют зародыши явлений и событий. Хотя эти зародыши и не живые, но обладают способностью к размножению. Одна оставленная чашка повлечёт за собой гору немытой посуды. Одна надпись на свежевыкрашенном заборе скоро не останется в одиночестве – весь забор будет исписан. Как воспользоваться законом зародышей? Все неблагоприятные явления и события нужно распознавать в зародыше. Зародыши всего дурного нужно уничтожать. Если какое–то жизненное явление Вам не по душе – устраните его зародыш. Гораздо проще растопить снежинку, чем остановить снежный ком.

    Это касается абсолютно всего. Например, если произносите речь, то закончите её до того, как люди устанут. Гёте говорил: «Тайна скучного заключается в том, чтобы сказать всё». Пошли на свидание – проститесь чуть раньше, чем это захочет сделать Ваш партнёр. Уходите из гостей прежде, чем они затоскуют по одиночеству. Помните: лучше недо-, чем пере-…

    Две лошади в одной упряжке в состоянии сдвинуть с места 15 тонн. А вот каждая из них по отдельности – только 3 тонны. Впрягайтесь в дела не меньше, чем по двое, – и будете эффективны. «Нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся».

    Оказывается, волшебное слово – «НЕТ», а вовсе не «пожалуйста». Многих проблем можно избежать, если научиться отказывать людям. Не проводить время в пустом общении «из вежливости». Не давать денег в долг, когда Вам не хочется этого делать. Это куда лучше, чем страдать по поводу того, вернут или нет. Дайте то, что можете подарить, а в долг не давайте. Гёте говорил: «Хочешь потерять друга – дай ему денег в долг».

    Я обнаружила интересный феномен. Когда человек аргументированно отказывает, то его самооценка повышается, возрастает уважение к себе. Люди боятся отказывать. А знаете почему? Они боятся не понравиться! А всем не угодишь. Учитесь переживать спокойно чужие негативные эмоции по поводу Вашего отказа. Если сразу сказать «НЕТ», то аргументировать отказ уже будет легче. Отказывайте легко.

    Никогда не будет идеальных условий. Глупо, конечно же, отрицать, что благоприятные обстоятельства изредка случаются. Ещё реже кому-то хватает мудрости воспользоваться ими. Отчасти потому, что возможности скрываются под личиной проблем, которые нужно решать.

    Одному человеку, назовем его Михалычем, хотелось поменять свой мотоцикл на новый, более современный. Михалыч подал объявление в газету о том, что продаётся мотоцикл, поскольку всей суммой на покупку нового он не располагал.

    Модель была пятьсот лохматого года, поэтому звонков по объявлению не поступало, но в конце недели один человек всё же позвонил. Михалыч встретился с ним, и тот предложил ему очень скромную цену, примерно триста долларов, сказав, что этот мотоцикл можно только пустить на запчасти. Михалыч стал возмущаться и говорить, что продаст его как минимум за тысячу. Клиент со вздохом ушёл, и видно было, что он не ломается, а действительно не готов заплатить больше, причём оставил Михалычу свой телефон со словами: «Если всё же надумаете, позвоните мне».

    Михалыч и не думал менять своё мнение в отношении старого коня и звонить не стал. Клиент сам перезвонил через пару дней и снова предложил триста долларов, но Михалыч отказался. Ещё через неделю, когда Михалыч поздно вечером выходил из офиса, он долго не мог вспомнить, куда поставил мотоцикл, пока, наконец, не сообразил, что его угнали.

    Предложения делают неспроста. Судьба таким образом часто проявляет о нас заботу.

    Не бывает всего одновременно! Можете ли вообразить. Жена: красавица, маникюр, причёска, пироги дома не пересыхают, в постели с мужем – чудеса изобретательности и страсти; дети купаются во внимании; гениально поёт, развлекает гостей игрой на рояле; здоровая – ну просто кровь с молоком; покладистая, характер шёлковый, встречает улыбкой, гениальная поэтесса, удачливая бизнес-леди, идеальный друг…

    Не бывает всего одновременно, поэтому Наполеон боялся кошек, Чайковский ел бумагу и плакал до десяти раз на дню, Суворов часто прикидывался дурачком, Шиллер на полном серьёзе клал в стол гнилые яблоки для прикорма музы, а Бах швырял в органиста париком, когда тот фальшивил.

    Если в чём-то одном человек достиг существенных успехов, то в другом у него обычно бывает недобор. Но человек ценен не столько отсутствием пороков, сколько наличием достоинств.

    Окружение влияет на то, каким станет человек. В медицине есть такое понятие: норма реакции. Очевидно, что кому-то предопределено быть стройнее, кому-то – полнее. Но даже и в пределах понятия о полноте можно быть полненьким симпатягой, а можно – обрюзгшим и распустившимся до уродства. При одной и той же генетике, заметьте. Это и называется нормой реакции. Даже если человек не рвёт звёзд с неба, то и у него есть некий запас этой самой нормы реакции. В одном окружении он станет развитым (пусть даже относительно), а в другом – примитивным. Окружение влияет на многое, если не на всё. Мы превращаемся в тех, кто рядом с нами, и гораздо реже превращаем окружающих в себя.

    Крест каждому даётся в строгом соответствии с его спиной.

    Талантливые люди всегда вызывают полярные реакции: либо восторг, либо ненависть. Их невозможно воспринимать равнодушно. Их невозможно не замечать, игнорировать. Их невозможно забыть. Их помнят, их любят, их ненавидят, о них думают, им завидуют. Поэтому, если вы талантливы, то не надейтесь на всеобщее одобрение. Враги будут уже потому, что не все таланты достались им.

    Больше всего людей связывает общая память на события и всякие там пуды соли. На общей памяти базируется привязанность и в изрядной мере спокойная стадия продолжающейся любви. Таким образом, попадание в память связывает людей. Хотите доброй привязанности – попадите в память добром.

    Человек, который находится поблизости от нас, заставляет думать о себе, даже если он нам не интересен. В этом опасность близости никчёмных людей.

    Во всём, что человек делает, он допускает промахи. Поэтому потери неизбежны. Потери – неизбежны, господа! Зная это, не следует огорчаться слишком сильно. На многое, но не на всё мы можем повлиять. Есть общие законы мироздания. Мы не можем быть идеальными, и наши действия – тоже. Неизбежность потерь принимайте со смирением. Пожалуй, оно нужно только здесь.

    Любую картину мира, любое дело можно символически разделить на половинки, которые взаимно дополняют друг друга. Половинки можно назвать начальными и конечными. Задать тон начальной половинке ещё возможно, а вот если она материализовалась, то конечная половинка начинает «дорисовываться» словно сама собою. В этом и суть управления ситуацией. Вы можете задавать начальную половинку, чтобы получить желаемый конечный результат.

    Для закрепления этой мысли приведу иллюстрацию. Вы, наверное, пытались понять, почему некоторые люди вызывают у окружающих реакции восхищения и обожания? Они ведут себя так, словно не могут не понравиться. Если нужно произносить речь, то весь их вид показывает: я готов к аплодисментам, и люди начинают аплодировать, дорисовывая вторую половинку. Они смотрят так, словно ждут реакции обожания, – и люди начинают вначале смотреть заинтересованно, потом влюбляются. Задавайте правильную начальную половинку, и успех гарантирован.

    Если человек поступает правильно, то его дела идут с каждым днём всё лучше и лучше.

    Кодекс профессиональной этики работников системы здравоохранения Российской Федерации является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов достойного поведения работников системы здравоохранения, выполняющих свои профессиональные функции, связанные с оказанием медицинской помощи населению, для представителей иных профессий, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере охраны здоровья населения, а также для обучающихся в высших и средних медицинских образовательных организациях.

    Настоящий Кодекс направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность работников, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере охраны здоровья населения.

    Под работником системы здравоохранения в настоящем Кодексе понимается физическое лицо, работающее в медицинской организации любой формы собственности в профессиональные обязанности которого входит осуществление деятельности в сфере охраны здоровья.

    Основной целью профессиональной деятельности работника системы здравоохранения является охрана и укрепление здоровья населения, уважение личности и достоинства человека. Работники системы здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Эти требования остаются обязательными даже после смерти человека.

    В своей профессиональной деятельности работники здравоохранения обязаны руководствоваться нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья, действующими на территории Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Работник системы здравоохранения обязан добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека.

    Каждый работник системы здравоохранения ответственен за свои решения и действия. Работник системы здравоохранения, выполняющий свои профессиональные функции, связанные с оказанием медицинской помощи, оказавшийся рядом с человеком вне медицинской организации, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему первую помощь и (или) удостовериться в возможности других лиц сделать все необходимое для спасения жизни и здоровья человека.

    Работник системы здравоохранения Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к своей профессиональной деятельности.

    Работник системы здравоохранения должен уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять уважительное и гуманное отношение к нему и его родственникам.

    Работник системы здравоохранения, вне зависимости от обстоятельств, обязан следовать принципам настоящего Кодекса, противодействовать совершению противоправных действий при осуществлении профессиональной деятельности и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

    Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском вмешательстве, составляют врачебную тайну.

    Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

    Каждый работник системы здравоохранения должен поддерживать общий культурный уровень, постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях, а также путем получения знаний из профессиональной литературы.

    Работник системы здравоохранения не вправе использовать свои знания с целью нанесения пациенту физического, нравственного или материального ущерба; навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды.

    Работник системы здравоохранения должен знать и соблюдать действующие нормативно-правовые акты, регулирующие его профессиональную деятельность.

    Работник системы здравоохранения должен воздерживаться от какой-либо формы предоставления недостоверной, необъективной, искаженной информации, относящейся к его профессиональной деятельности.

    Работник системы здравоохранения должен вести здоровый образ жизни и доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть «Интернет» (интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. Работник системы здравоохранения несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и профессиональным сообществом.

    Работник системы здравоохранения не должен допускать ситуаций, при которых у него возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, влияющего или способного повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей.

    Приоритетом для работников системы здравоохранения при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья является обеспечение права человека на получение безопасной, доступной и качественной медицинской помощи, а не извлечение выгоды для себя лично или для медицинской организации.

    Отказ пациента от получения платных услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности медицинской помощи, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых в рамках государственных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Работник системы здравоохранения имеет право на уважение своей свободы и достоинства, защиту своих прав и интересов. Защита прав работников системы здравоохранения может осуществляться при содействии профессиональных некоммерческих организаций всеми законными средствами и способами.

    Работник системы здравоохранения должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия, приоритета интересов пациента и взаимной ответственности.

    Взаимоотношения врача и пациента строятся на принципах информационной открытости. Информация о состоянии здоровья предоставляется в деликатной и доступной форме в порядке, установленном действующим законодательством.

    Предоставление информации должно основываться на принципах доброжелательности, уважительного отношения, вежливости, сострадания к состоянию пациента при оказании медицинской помощи.

    Если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, работник системы здравоохранения обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

    Работник системы здравоохранения не вправе препятствовать в реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации в установленном порядке.

    Работник системы здравоохранения должен направить пациента к другому специалисту, если не располагает возможностью для оказания необходимой медицинской помощи.

    Работник системы здравоохранения обязан облегчить страдания пациента всеми доступными и легитимными способами.

    Работник системы здравоохранения не должен препятствовать пациенту реализовать его право на свободу вероисповедания, способствовать возможности предоставления условий для отправления религиозных обрядов, если это не ущемляет свободу других лиц и не нарушает правила внутреннего распорядка медицинской организации.

    Работники системы здравоохранения обязаны охранять честь и благородные традиции профессионального сообщества.

    Взаимоотношения между работниками системы здравоохранения должны строится на взаимном уважении, доверии, бескорыстии.

    Работник системы здравоохранения должен с уважением относится к знаниям и опыту коллег, быть готовым передавать свой опыт и знания.

    Работники системы здравоохранения должны делать все зависящее для консолидации профессионального сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег.

    Работник системы здравоохранения не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах.

    Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, доброжелательными и определяться защитой интересов пациента.

    Требования настоящего кодекса обязательны для всех работников системы здравоохранения. Соблюдение работником системы здравоохранения положений Кодекса — один из критериев его профессионального поведения.

    Настоящий Этический кодекс действует на территории всех субъектов Российской Федерации и распространяется на все области профессиональной деятельности, осуществляемой работниками системы здравоохранения.

    Условия и порядок наступления ответственности за нарушение положений настоящего Кодекса определяется комиссией по этике Министерства здравоохранения Российской Федерации, комиссиями по этики организаций здравоохранения при участии профессиональных некоммерческих организаций.

    Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, работник системы здравоохранения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    pred64.ru