Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!
Налоговое право
1. Налоговые поступления в федеральном бюджете составляют:
2. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:
а) штрафы, пени, другие принудительные изъятия;
б) штрафы, пени за налоговые правонарушения;
в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
3. Государственные регалии—это:
а) освобождение от налогообложения за особые заслуги;
б) доходные прерогативы казны;
в) полномочия по сбору доходов (налогов).
4. Сословные представительные учреждения созывались с целью:
а) утверждения государственных расходов;
б) одобрения взимания налогов;
в) одобрения бюджета в целом.
5. Налоги характеризуются следующими признаками:
а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;
б) индивидуальная безвозмездность, безэквивалентность, обязательность;
в) индивидуальная безвозмездность, обязательность, обеспеченность государственным принуждением.
6. Отличительной чертой парафискалитетов является:
а) принудительный характер взимания;
б) взимание в пользу лиц, не являющихся органами власти или управления;
7. Отличительной чертой сбора является:
а) возмездный характер платежа;
б) единовременный характер платежа;
в) возвратный характер платежа.
8. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:
а) пошлинам присуща специальная цель, а налогам — нет;
б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездность), а налогам—нет;
в) пошлины устанавливаются в твердой сумме, а налоги могут устанавливаться в процентах от налоговой базы.
9. Реальные налоги — это:
а) налоги, учитывающие условную доходность;
б) налоги, учитывающие фактическую доходность;
в) налоги, учитывающие фактически произведенные плательщиком расходы.
10. Налог, твердая сумма которого устанавливается исходя из потребности покрыть определенный расход и доводится до каждого налогоплательщика, называется:
11. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:
а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;
б) представительные органы местного самоуправления вправе определять ставку налога и/или льготы;
в) представительные органы местного самоуправления вправе принимать решение о введении налога на своей территории.
12. В отличие от местных налогов федеральные налоги:
а) зачисляются только в федеральный бюджет;
б) устанавливаются федеральным органом государственной власти;
в) вводятся федеральным органом власти.
13. Установление целевых налогов:
а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюджета;
б) допускается, если введение целевого налога обосновано с конституционных позиций;
в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обосновано с конституционных позиций.
14. Существом принципа «справедливость по вертикали» является:
а) перераспределение дохода путем установления повышенных ставок налога;
б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый на-логооблагаемый доход;
в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.
15. Согласно принципу нейтральности налогообложение:
а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;
б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;
в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других оснований, носящих дискриминационный характер.
16. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:
а) федеральным законом РФ;
б) Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) федеральным конституционным законом РФ.
17. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:
а) эти принципы закреплены в федеральном законодательстве;
б) эти принципы закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или законодательстве;
в) эти принципы закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или законодательстве.
18. Как соотносятся понятия «общие принципы налогообложения и сборов» и «основные принципы налогообложения и сборов»:
а) основные принципы — это часть общих принципов;
б) общие принципы — это часть основных принципов;
в) это самостоятельные понятия.
19. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
а) к ведению Федерации;
б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;
в) к ведению субъектов Федерации.
20. Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:
а) целевые налоги недопустимы;
б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно значимыми целями;
в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном уровне, но не на федеральном.
21. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:
а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;
б) приоритет фискальной функции налогообложения над регулирующей;
в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
22. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:
а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;
б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;
в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.
23. Принцип равного налогового бремени означает, что:
а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований;
б) необходимо учитывать фактическую способность к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;
в) не допускается предоставления индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.
24. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:
а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;
б) не допускается установление дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;
в) не допускается установление дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.
25. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает что:
а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию — с другой;
в) полномочия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
26. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:
а) только федеральными законами;
б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ;
в) законами, постановлениями, другими актами, принятыми Федеральным Собранием РФ.
27. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:
а) не учитывают результатов хозяйственной деятельности различных налогоплательщиков;
б) не учитывают социально-политических особенностей различных налогоплательщиков;
в) не учитывают организационно-правовой формы юридического лица.
28. Налоговые органы субъектов Федерации:
а) не могут создаваться;
б) могут создаваться безо всяких ограничений;
в) могут создаваться исключительно в целях контроля за порядком исчисления и взимания региональных и местных налогов, но не федеральных.
29. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:
а) государство должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере;
б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;
в) государство должно стремиться к тому, чтобы налоги уплачивались по единым для всех налогоплательщиков ставкам.
30. Дифференциация условий налогообложения в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности (места регистрации) нарушает:
а) принцип равного налогового бремени;
б) принцип равноправия налогоплательщиков;
в) оба указанных выше принципа.
31. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:
а) размер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика;
б) налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами своих конституционных прав;
в) налогообложение должно быть соразмерно бюджетным потребностям государства.
32. Налоговые льготы являются:
а) основным элементом юридического состава налога;
в) факультативным элементом юридического состава налога.
33. Согласно Закону о дорожных фондах «налог уплачивают лица, реализующие горюче-смазочные материалы». Данной фразой предмет налогообложения:
а) установлен и определен;
б) установлен,но не определен;
34. Лицо, которое несет экономическую тяжесть налогообложения, называют:
35. Включение в договоры налоговой оговорки в отношении прямых налогов:
36. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
а) являются гражданами Российской Федерации;
в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации.
37. Налоговый статус юридического лица может зависеть от:
а) формы собственности;
38. В налоге с владельцев автотранспортных средств автомобиль является:
а) объектом налогообложения;
б) предметом налогообложения;
в) базой налогообложения.
39. Установить масштаб налога необходимо для того, чтобы:
а) избрать параметр для измерения предмета налогообложения;
б) количественно выразить налоговую базу;
в) установить связь между объектом и предметом налогообложения.
40. Территориальный принцип налогообложения предусматривает учет:
а) места регистрации налогоплательщика;
в) местонахождения (регистрации) объекта (предмета) налогообложения.
41. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за:
в) календарный год.
42. Возрастание рыночной стоимости акций не создает налого-облагаемого дохода до момента их физической реализации по возросшей стоимости. Этот метод учета базы налогообложения называется:
а) кассовый метод;
б) накопительный метод;
в) метод чистого дохода.
43. Отношение налога к налоговой базе определяет:
44. Владелец таксы и владелец дога уплачивают налог с владельцев собак в размере 1/7 части минимального размера оплаты труда (из расчета на одно животное). Такой метод налогообложения называется:
45. Фактическая ставка налога может быть равна маргинальной при:
46. Религиозные организации освобождены от налогообложения прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности. Эта льгота является:
47. Налоги, суммы которых исчисляются налоговыми органами, называются:
48. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:
а) обязан погасить недоимку;
49. Необходимости подавать налоговую декларацию нет при:
50. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:
lawbook.online
Тема 5. Обязательства по уплате налога;
1. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора.
2. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.
3. Момент, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком
4. Изменение срока уплаты налога и сбора
5. Требования об уплате налогов и сборов
6. Способы обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.
7. Залог имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов
8. Поручительство, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов
9. Пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов
10. Приостановление операций по счетам в банке, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов
11. Наложение ареста на имущество налогоплательщика, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов
12. Зачисление и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм
13. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога.
Гражданин В. не уплатил в установленный срок налог на имущество физических лиц и транспортный налог. Налоговая инспекция, выяснив, что у гражданина В. есть счет в банке, на который зачисляется его заработная плата, направила в банк инкассовое поручение, по которому банк списал сумму задолженности гражданина В. перед бюджетом.
Оцените действия налогового органа и банка. Каким образом возможно взыскание сумм налогов с физического лица? Может ли гражданин В. привлечь налоговый орган и банк к ответственности за совершенные ими действия?
Гражданин М. подарил сыну, его жене и их дочери квартиру стоимостью 900 000 рублей в общую собственность. В договоре дарения установлено, что стоимость подарка распределяется между сыном, его женой и дочерью как 40, 20 и 40 процентов соответственно. Кроме того, гражданин М. подарил принадлежащую ему машину своему внучатому племяннику.
Определите, кто из одаряемых должен будет заплатить налог и в каком размере.
Юридическое лицо перечислило по платежному поручению денежные средства в счет уплаты налога. Платеж осуществлен через банк путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, что подтверждается выпиской банка и платежным поручением, на котором имеется отметка о его принятии к исполнению. Денежных средств на счете было достаточно, однако в бюджет деньги не поступили.
С какого момента считается исполненной обязанность по уплате налога налогоплательщиком? На какой принцип налогового права должен ссылаться в данном случае налогоплательщик? Должен ли налогоплательщик доказывать свою добросовестность сам?
В сентябре 2008года налогоплательщик подал в налоговую инспекцию заявление о возврате из бюджета суммы переплаченного им налога на добавленную стоимость. Налоговая инспекция приняла решение о возврате налога в апреле 2009года, что и было исполнено органами Федерального казначейства в установленный срок. Налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и потребовал начислить и уплатить проценты за несвоевременный возврат из бюджета сумм переплаченного НДС.
Имеет ли налогоплательщик право предъявить подобное требование? Какими нормами налогового права регулируется возврат переплаченного НДС из бюджета и начисление процентов на несвоевременный возврат переплаченного налога?
1. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за:
а) определенный законодательством период налогообложения;
б) установленный законом о конкретном налоге отчетный период;
2. Возрастание рыночной стоимости акций не создаст налогооблагаемого дохода до момента их физической реализации по возросшей стоимости. Этот метод учета базы налогообложения называется:
3. Отношение налога к налоговой базе определяет:
б) фактическую ставку;
в) маргинальную ставку,
4.Владелец таксы и владелец дога уплачивают налог с владельцев собак в размере 1/7 части минимального размера оплаты труда (из расчета на одно животное). Такой метод налогообложения называется:
б) пропорциональное налогообложение;
в) метод простой профессии.
5. Фактическая ставка налога может быть равна маргинальной при:
б) простой относительной прогрессии;
в) сложной прогрессии.
6. Религиозные организации освобождены от налогообложения прибыли, направленной ни веление уставной деятельности. Эта льгота является:
7. Налоги, суммы которых исчисляются налоговыми органами, называются:
8. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:
б) обязан погасить недоимку и заплатить пени;
9. Необходимости подавать налоговую декларацию нет при:
а) некумулятивной системе исчисления налога;
10. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:
Контрольные тесты;
1. Налоговые льготы являются:
б) существенным элементом юридического состава налога;
2. Согласно Закону о дорожных фондах “налог уплачивают лица, реализующие горюче-смазочные материалы”. Данной фразой предмет налогообложения:
б) установлен, но не определен;
в) определен, но не установлен.
3. Лицо, которое несет экономическую тяжесть налогообложения, называют:
а) носитель налога;
б) субъект налога;
4. Включение в договоры налоговой оговорки в отношении прямых налогов:
а) допускается в строго установленных законодательством случаях;
б) допускается без ограничений;
в) не допускается.
5. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
а) граждане Российской Федерации;
б) зарегистрированы в Российской Федерации независимо от гражданства;
6. Налоговый статус юридического лица может зависеть от:
б) организационно-правовой формы;
в) юридического адреса.
7. В налоге с владельцев автотранспортных средств автомобиль:
а) объект налогообложения;
б) предмет налогообложения;
в) база налогообложения.
8. Установить масштаб налога необходимо для того, чтобы:
в) установить связь между объектом и предметом налогообложения.
9. Территориальный принцип налогообложения предусматривает учет:
б) места фактического пребывания налогоплательщика;
в) местонахождения (регистрации) объекта (предмета) налогообложения.
10. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за:
11. Возрастание рыночной стоимости акций не создает налогооблагаемого дохода до момента их физической реализации по возросшей стоимости. Этот метод учета базы налогообложения называется:
12. Отношение налога к налоговой базе определяет:
а) экономическую ставку;
в) маргинальную ставку.
13. Владелец таксы и владелец дога уплачивают налог с владельцев собак в размере 1/7 части минимального размера оплаты труда (из расчета на одно животное). Такой метод налогообложения называется:
а) равное налогообложение;
в) метод простой прогрессии.
14. Фактическая ставка налога может быть равна маргинальной при:
а) простой поразрядной прогрессии;
15. Религиозные организации освобождены от налогообложения прибыли, направленной на ведение уставной деятельности. Эта льгота является:
16. Налоги, суммы которых исчисляются налоговыми органами, называются:
17. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:
18. Необходимости подавать налоговую декларацию нет при:
б) кумулятивной системе исчисления налога;
в) смешанной системе исчисления налога.
19. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:
а) по декларации;
б) удержание у источника выплаты;
Задания
1. Назовите конституционные положения, обязывающие законодателя установить и определить все существенные элементы юридического состава налога. Раскройте их содержание с учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Объясните, почему выделяют существенные и факультативные элементы юридического состава налога.
3. Приведите примеры, когда элемент юридического состава налога установлен, но не определен.
4. Объясните различия между понятиями «субъект налога», «носитель налога», «налоговый агент».
5. Расскажите о содержании принципа «о налогах не договариваются». Как этот принцип совмещается с налоговыми оговорками в договорах?
6. Каковы подходы законодателя и высших судебных органов к вопросу о самостоятельной уплате налогов?
7. Объясните, через какие правовые институты проводится учет экономической связи налогоплательщика и государства.
8. Представьте различия между понятиями «источник дохода» и «источник выплаты».
9. Перечислите признаки, которые применяются для определения налогового статуса физических лиц.
10. Раскройте содержание тестов, применяемых для определения налогового статуса юридических лиц.
11. Объясните разницу между понятиями «объект налогообложения» и «предмет налогообложения».
12. Укажите, в каких формах налогоплательщиком может быть получен доход и приведите соответствующие примеры.
13. Докажите, что налоговая база не является элементом юридического состава налога.
14. Объясните, почему по одному и тому же предмету налога могут быть различные налоговые базы.
15. Расскажите, в каких случаях понятие «источник налога» является экономическим, а в каких – правовым.
16. Приведите примеры разидентских и территориальных налогов и объясните, по каким основаниям проводится выделение этих групп налогов.
17. Какое может быть различие в налогообложении самого имущества и дохода от эксплуатации этого имущества в зависимости от статуса налогоплательщика?
18. Какие обязанности возникают у налогоплательщика по итогам отчетного периода? Каковы правовые последствия занижения суммы, подлежащей уплате в бюджет по итогам отчетного периода? Тоже – по итогам налогового периода?
19. Определите, каким методом учитывается налоговая база по налогу на доходы физических лиц (глава 23 Части II НК РФ) и по налогу на прибыль организаций (глава 25 Части II НК РФ).
20. Объясните связь понятий «масштаб налога» и «единица налогообложения».
21. Расскажите, почему сравнение ставок одного и того же налога, установленных в законодательстве различных стран, не дает возможности судить о величине налогового бремени. Как корректно провести сравнение тяжести налогообложения?
22. Расскажите, как эволюционировали представление о налоговой демократии в отношении метода налогообложения.
23. На практических примерах продемонстрируйте различия простой поразрядной, простой относительной и сложной прогрессий.
24. Определите, по каким из налогов, установленных частью II НК РФ, не предусмотрено предоставление налоговых льгот.
25. Расскажите, какие доводы лежат в основе законодательного запрета предоставлять индивидуальные налоговые льготы.
26. Объясните, какие основания применяются для выделения трех форм налоговых льгот.
27. Охарактеризуйте основные виды освобождений от уплаты налога. Почему льготы в этой форме точнее учитывают имущественное состояние налогоплательщика?
28. Что должно исполнить лицо, обязанное исчислить окладный налог?
29. Расскажите о требованиях закона к содержанию налогового уведомления и порядку его направления налогоплательщику.
30. Продемонстрируйте основные отличия правовых обязанностей налогоплательщика и налогового агента.
31. Докажите наличие преимуществ применения кумулятивного метода исчисления налога. Какие технические условия сопутствуют внедрению этого метода?
32. Объясните, каковы правовые последствия подачи налогоплательщиком «расчетной» и «отчетной» налоговых деклараций. Определите, к какому из указанных видов относятся декларации, подаваемые плательщиками налога на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ).
33. Объясните, в чем состоят преимущества и недостатки исчисления авансовых платежей налога методом «от достигнутого» и методом «от ожидаемого».
34. Продемонстрируйте отличие термина «авансовый налог» от понятия «авансовый платеж налога».
35. Расскажите о понятии кадастра и видах кадастров. В чем состоят особенности уплаты налога «кадастровым способом»?
36. Расскажите о применяемых в законодательстве способах установления сроков уплаты налогов. Приведите примеры, используя для этого текущую редакцию части II НК РФ.
37. Что считается недоимкой? Какой порядок взыскания недоимок устанавливает действующее законодательство?
38. Какие средства уплаты налога теоретически возможны? Какие из них предусмотрены законодательством Российской Федерации?
39. В каких случаях законодательство предусматривает уплату налога путем приобретения специальных марок? Каковы требования закона в отношении этой процедуры?
40. Какие обязанности возложены НК РФ на банки как платежные агенты в отношениях с налогоплательщиками, с налоговыми агентами и налоговыми органами?
studopedia.su
Налогоплательщик 2 страница
б)скидкой; в) освобождением.
47. Налоги, суммы которых исчисляются налоговыми органами, называются:
43. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:
в) не несет никакой обязанности.
а) не кумулятивной системе исчисления налога;
50. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в
том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:
а) по декларации;-
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Все начиналось с десятины: Пер. с нем. / Обил ред. Б.Е. Панина. Мл Прогресс, 1992.
2. Гаджиев ГЛ., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Феде-рации:.Учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 1998. С. 181-349.
3. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и прак-■ тики.’М.: Манускрипт, 1993. С. 3—37.
4. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрЙнфорР, 2001.
5. Кучерявснко Н.П, Налоговое право: Учебник. Харьков: Легас, 2001.
6. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп.
■ М. Финансы и статистика, 1996. Гл. 1. С. 3-38; Гл. 2. С. 38—86..
7. Налоги и налоговое праао: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. Гл. 1-3. С. 16-115.
8. И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов и др. / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник
. для вузов. М.: Книжный мир, 1993. С. 56—75.
10. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб.
пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
] 40 Список рекомендуемой литературы
П. Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. М., 1993. Гл. 1—6. С. 4—33 V-
43-51. ‘.:’;/;
12. Толкушкия А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. ‘..; у .
13. ТолкушкинА.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь — • Юристъ, 2000. ‘;’.;,•
14. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права, в
■Сер. «Золотые страницы российского финансового права». М.: СтатуГ) «\
15. Хшичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М’.: БЕК, 1997. ;; : f;
Раздел II НАЛОГОВЫЕПРАВООТНОШЕНИЯ
Глава 5
I • ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
5.1. Понятие налоговых правоотношений
Статья 2 части первой. НК РФ определяет, .что законодательство о ;, налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, ■■ .«ведению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, ;’ возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов на-:; лотовых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и при-;>. влечения к ответственности за совершение налогового правонаруще-
Отношения по установлению налогов, т.е. по определению существенных элементов юридического состава тех или иных налогов, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.
Отношения по установлению и введению налогов возникают также между Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Правовыми актами регулируются вопросы о разграничении полномочий в налоговой сфере, о праве конкретизировать и уточнять условия взимания ■ налогов, вводить или отменять взимание того или иного фискального платежа.
Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это — самые массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей.
Основные участники отношений — налогоплательщики. Благодаря
их взносам государственная машина получает «горючее», приводящее
» в движение весь механизм государственного управления.
142 Глава 5. Понятие и обшие характеристики налоговых правоотношений
Другим обязательным участником натоговых отношений выступает ;’;
государство, представленное налоговыми органами. — ;>£
Налоги — это необходимое условие существования государства. В ••.••
соответствии с Конституцией РФ государство выступает выразителем •;
суверенитета народов Российской Федерации, обеспечивает проведе- •
ние политики демократической, правовой и социальной направлен-. *»-:
ности. Уплата налогов в этом случае удовлетворяет интересы всех чле- X.
нов общества. Поэтому обязанность платить налога имеет публично-пра- >;;
вовой, а не частноправовой характер. ;*Й
Это проявляется в том, что обязанность платить налоги распростра- Г.
няется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требова- -^
ния государства. Это, в свою очередь, определяет б езэкв и валентность i:;
платежа налога, односторонний характер обязательства и обусловли- V?
вает использование принуждения как гарантии выполнения обязан-/;!;
ности платить налоги. Налоговые правоотношения основаны на вдаст-‘ : Л/
ном подчинении одной стороны другой. Налоговым органам, дейст-»»‘_’.
вующим от имени государства, принадлежат властные полномочия, ;;j
основанные на законе. Границы этих властных полномочий определя- ,:> 1 . Именно соблюдение этого требова- ‘%
‘ния является чертой демократического правового государства и отди-»’/:
чает его от предшествующих ему форм правления и способов осущест-.;;ф
вления государственной власти. ;>:/
Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законода- ‘J\ тедьства о налогах и сборам. Налоговые органы контролируют выпол-../ нение этой обязанности. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе. В соответ- ••»‘:• ствии со ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики имеют право .’• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и : ихдолжностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Таким образом, суть позиции участников налоговых отношений со- ‘. стоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординации), а в подчинении обеих сторон закону. При этом налоговые ор- ‘. ганы контролируют выполнение налогоплательщиками требований налогового законодательства и имеют право действовать властно-обязывающим образом. Налогоплательщики имеют право оспаривать за-
5,1. Понятие налоговых правоотношений 143
сонность действий налогового органа в административном или судебном порядке.
Природой налоговых правоотношений обусловлен метод их регулирования — метод властных предписаний. Он выражается в том, что Права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных органов. Конечно, налогоплательщик самостоятельно выбирает вид деятельности, приносящей ему доход, но он не определяет налоговых последствий своего выбора.
Для метода властных предписаний характерно преобладание обя-зываний, а не дозволений (как, например, в гражданском праве) или запретов (как в уголовном праве). Это не исключает наделения налогоплательщиков правами, которые выступают гарантиями соблюдения социальных, экономических и других прав физических и юридических лиц при выполнении ими обязанностей по уплате налогов. Иными словами, права обусловлены обязанностями.
Наряду с властными предписаниями налоговому праву известны и договорные отношения, допускающие некоторую инициативу обязанных субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. НК РФ, например, допускает возможность заключения договоров между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При этом Кодекс ограничивает усмотрение сторон, вводит строгие рамки возможных соглашений (ст. 65—68 части первой НК РФ).
Характеристика налоговых отношений была бы неполной, если бы мы не указали на право налогоплательщика оспаривать конституционность законодательных установлений. А.С. Пушкин в одном из стихотворений писал: «Я не ропщу о том, что отказали бога мне в сладкой участи оспоривать налоги» 1 . В,демократическом правовом государстве налогоплательщик обязан выполнять требования действующего законодательства, но он обладает правом обратиться в органы конституционной юстиции с требованием проверить соответствие нормы закона о налоге конституции государства. Право государства облагать граждан налогами не является безусловным (оно не дано от Бога). Именно конституционные ограничения свободы государства в области налогообложения и возможность налогоплательщиков контролировать соответствие практики налогообложения этим нормам позволяют использовать термин «налогоплательщик» в качестве синонима слову «гражданин».
1 Пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. № 1″. Ст. 197.
Душкин АС Соч. в 3-х т. М.: Худ. лит., 1974. Т. 1. С. 376.
J44 Глава 5. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений
Такой взгляд на налоговые правоотношения не был присущ налоговому Праву советского периода. В условиях тоталитарного режима в налоговом законодательстве принято было видеть прежде всего администрирование, выражение односторонней воли государства. В этих условиях налогоплательщик находился в положении «второсортного» субъекта, а превалировали престиж и гипертрофированный интерес государства и государственного аппарата.
Учение о налогах, получившее официальное признание в советский период, можно охарактеризовать как этатистское (государствен ничес-Кое). Этой теории присущ приоритет интересов государства. Потребностями государства объяснялись все процессы, происходящие в налоговом праве. Правовое положение налогоплательщиков зависело от государственной политики. Государство рассматривалось как монополист публичной власти, ничем не связанный в своем одностороннем волеизъявлении. Считали, что в отношениях с гражданами государство выполняет мессианскую роль, выступает «благодетелем», выполняющим общественные функции в порядке одолжения подвластным.
Если попечение об общем благе с этатистской точки зрения обеспечивалось альтруистическими соображениями, граждане ко-нравственным поведением власть имущих и т.п., то строжайшее выполнение гражданами своих обязанностей обеспечивалось силой закона, армией чиновников, идеологической мощью государства, военным и карательным аппаратом.
В налоговых отношениях превалировали обязанности граждан над их правами, признавалась абсолютная свобода государства в определении круга прав, свобод и обязанностей граждан, отсутствие границ для вмешательства государства в жизнь индивида. Высказывалось мнение, что «в тех пределах, в каких действия государства обосновываются исключительно целями общего блага, ему нельзя противопоставлять личность как равноправного субъекта права, здесь может идти речь только о правовом нормировании обязанностей»’. Поэтому только «самоограничение» государства приводит к законодательному регулированию финансовой деятельности, замене властеотношения государства к гражданам правоотношением.
Согласно этатистскому подходу основные права и свободы граждан ни в коем случае не служат гарантиями от вмешательства государства, пределами его нормотворчества, они, скорее, выступают в качестве направлений деятельности законодателя, направлений, в которых та или Другая отрасль продвигается затем в большей или меньшей степени
i Зягряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы б теории и законодательстве. М., 1925. С. 76.
в зависимости от текущей политики государства в данной сфере. Принцип равенства выступал наделе равенством в бесправии.’Финансово-правовое положение налогоплательщика определялось предписаниями исключительно обязывающими, которым адресат должен был подчиняться.
Таким образом, возможность государства налагать долговые обязательства на граждан, не ограниченная формально, ограничивалась только их платежеспособностью, степенью развития производительных сил.
Подобная теория представляется не более как наукообразным вариантом выражения принципа «добыча — победителю». Подобным принципом руководствовался, например, киевский князь Игорь при обложении древлян. Тогда пределы вмешательства в налоговую сферу были определены угрозой физического уничтожения вмешивающегося. С формальной же стороны пределы никак не определялись, что доказала княгиня Ольга, пришедшая к древлянам с большой дружиной, что, конечно, значительно уменьшало перспективы быть убитой и тем самым увеличивало размер взыскиваемой дани.
Обобщая сказанное, надо отметить, что принципы взаимосвязи налогоплательщика и государства, на которых основывалось советское финансовое право., отчасти перешедшие по наследству к российскому
Во-первых, приоритеты во взаимоотношениях личности и государства по поводу финансов были целиком отданы интересам государства. -Сами финансовые отношения были проникнуты идеями патернализма и государственного монополизма. Личность налогоплательщика рассматривалась как «второсортный» пассивный субъект финансовых правоотношений, адресат властной компетенции.
Во-вторых, поскольку финансовое законодательство выступало лишь средством реализации государственной политики, отличавшейся динамизмом и нестабильностью, объективно за принятием любого финансового закона следовало обилие подзаконных актов, корректирующих, объясняющих особенности его применения, а фактически изменявших закон.
В-третьих, права граждан в области финансовых, в частности налоговых, правоотношений были явно потеснены обязанностями. Публично-правовые права налогоплательщика не находили отражения в
5. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений
5.2. Признаки налоговых правоотношений 147
В-пятых, поскольку правовое регулирование в области финансов
было результатом «самоограничения» государства, не существовало
юридической ответственности государства перед личностью.» Речь
можно было вести лишь о недопущении индивидуального произвола’
чиновников. «■
В-шестых, порядок выполнения гражданином своих финансовых обязанностей перед государством и ответственность за нарушение фи-; нансовых законов были наиболее детально разработанной частью финансового законодательства.
Изучая налоговое право Российской Федерации, необходимо учи
тывать, что многие его недостатки связаны именно с прежней идеоло
гией- Совершенствование налогового права немыслимо без коренного —
изменения точки зрения на характер отношений налогоплательщика
и государства. » •
5.2. Признаки налоговых правоотношений ;
Какие отношения можно назвать отношениями по установлению, введению и взиманию налогов? Какие проблемы подлежат урегулиро-» ванию именно налоговым законодательством? На эти вопросы необ-У. ходимо дать четкие ответы.
Во-первых, правоприменительная практика выявила проблему кон- •;
куренции различных отраслей законодательства, так или иначе связан-..
ньгх с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в четком разгра-‘
ничении сферы регулирования гражданским и налоговым законода
тельством. » . . «
Налоговые отношения являются имущественными, как и гражданско- ‘
правовые отношения. Необходимо выделить среди имущественных от-
ношений именно те, которые должны быть урегулированы налоговым
законодательством. Эта задача очень непроста и ответственна, так как
регулирование налоговым ■законодательством не свойственных ему от- —
ношений может создать угрозу стабильности правовой системы в •
целом, чревато нарушениями прав и законных .интересов граждан’и .
организаций’. ■ ■ .
Во-вторых, необходимо иметь четкое представление о компетенции . контрольных и правоохранительных органов, реализующих свои права
1 По этой проблеме см.: Витрянский В.В.. Герасименко С.А. Налоговые органы, на
логоплательщик и гражданский кодекс. М.: МЦФЭР, 1995: Курбатов Л.Я. Основные
Ьормы взаимодействия гражданского и налогового законодательства // Хозяйство и
пав»’ 1996. № 6; Витрянский В,В. Парадоксы нормотворчества // Экономика и
^внь.199б.№4К. ‘
в налоговой сфере. Границы реализации прав этих органов очерчены их задачами и функциями. Любые права налоговых органов — проводить проверки, изымать документы, предъявлять иски и т.п. могут быть реализованы только в пределах выполнения задач налогового органа: контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и ‘своевременностью внесения в бюджеты налогов и других платежей^
Любому властному органу свойственна тенденция расширять, свои полномочия, распространять их на смежные области. Поэтому понятие «отношения в области налогообложения* может на практике трактоваться бесконечно широко, чему имеются многочисленные примеры.
Определение рассматриваемых нами понятий — одно из непременных условий конкретизации задач и функций налоговых органов,
Налоговые отношения обязательственны. Суть обязательства состоит в уплате налога: «каждый, обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.. 57 Конституции РФ).
Понятие «обязательство» — традиционно понятие гражданско-правовое. Однако налоговые и гражданские отношения имеют экономическую общность. Налоговое право, как и гражданское, регулирует отношения, связанные с распределением благ. Поэтому налоговое законодательство заимствует цивилистический технико-юридический инструментарий. Это необходимо для создания четкой и стройной системы налогообложения, отвечающей потребностям современного общества. Так достигается строгое определение прав и обязанностей участников налоговых отношений.
Понятие «налоговое обязательство» не подменяет понятия «гражданско-правовое обязательство», а позволяет наиболее точно выразить специфику и экономическое содержание налоговых отношений*.
Можно назвать характеристики налогового обязательства., свойственные и гражданско-правовым обязательствам.
Как уже отмечалось, налоговое обязательство является имущественным и связано с передачей в пользу субъекта публичной власти денежных (как правило) средств.
Налоговое обязательство является относительным, т.е. имеет строго определенный, состав участников. Платеж налога всегда проводится адресно.
Налоговое обязательство — правоотношение, активного типа. Налогоплательщик-обязан совершить действие — заплатить налог, а налоговый орган имеет право требовать выполнения этой обязанности.
1 Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж: Изд-во Воронежского гос.
■ ун-та, 1997. С. 283. —
148 Глава 5. Понятие и общие характеристик!! налоговых правоотношений
6.1, Экономическая деятельность и налогообложение 149
Налоговое обязательство целенаправленно. Налогоплательщик вносит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти.
Налоговое обязательство является гарантированным. Побуждением к его выполнению выступают санкции, установленные законодательством.
Но у налогового обязательства есть существенные формальные отличия от обязательства гражданско-правового. Налоговое обязательство предусматривает обязанность совершить определенные действия (представить отчетность, заплатить налог и т.н.). Ему не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий. Поэтому говорят, что налоговому обязательству присуще только положительное содержание 1 .
Налоговое обязательство является односторонним. Обязательству заплатить налог не противостоит встречное удовлетворение. Право кредитора (государства) требовать уплаты налога — это властное веление, а не результат договоренности. Эти формальные различия —
— проявления более глубоких сущностных различий налоговых и гражданско-правовых обязательств (схема.И—1).
studopedia.org