Налоги на субсидии по лизингу

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 августа 2016 г. N 03-07-11/45358 О применении НДС при получении из федерального бюджета лизинговой организацией субсидий при предоставлении лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств

Вопрос: ООО в целях правильного толкования статей Налогового кодекса и верного применения их в работе просит дать разъяснения по следующему вопросу.

Об учете при определении налоговой базы по НДС субсидий, полученных лизингодателем из бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 N 451 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2015-2016 году, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при получении из федерального бюджета лизинговой организацией субсидий при предоставлении лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно пункту 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2015-2016 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 451, субсидии предоставляются российским лизинговым организациям при условии приобретения и передачи по договору лизинга колесных транспортных средств в размере выпадающих доходов российской лизинговой организации, возникших вследствие предоставления единовременной скидки по уплате авансового платежа в размере до 10 процентов цены приобретения российской лизинговой организацией колесного транспортного средства, являющегося предметом лизинга, но не более 500 тыс. рублей на одно колесное транспортное средство.

Таким образом, оплата услуг по лизингу колесных транспортных средств поступает лизинговым организациям из двух источников — от лизингополучателей и федерального бюджета.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника оплаты.

В связи с этим указанные операции реализации услуг по передаче по договору лизинга колесных транспортных средств подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Обзор документа

Рассмотрен вопрос об НДС при получении из федерального бюджета лизинговой организацией субсидий при предоставлении лизингополучателям скидки по уплате аванса по договорам лизинга колесных транспортных средств.

Таким образом, оплата услуг по лизингу колесных транспортных средств поступает лизинговым организациям из двух источников — от лизингополучателей и из федерального бюджета.

Разъяснено, что указанные операции реализации услуг по передаче по договору лизинга колесных транспортных средств облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Организацией получена субсидия из областного бюджета на компенсацию части затрат субъектов малого предпринимательства на оплату платежей по договору лизинга. Объект договора находится на балансе организации (лизингополучателя). Расходы по приобретению предмета лизинга учитываются при налогообложении прибыли у организации в качестве амортизационных отчислений. Какими налогами облагается данная субсидия (налог на прибыль, НДС)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субсидии, полученные субъектом малого предпринимательства в целях возмещения расходов по приобретению лизингового имущества, не облагаются НДС. Поскольку расходы по приобретению предмета лизинга учитываются при налогообложении прибыли у лизингополучателя в качестве амортизационных отчислений, данные средства отражаются в составе налогооблагаемой прибыли лизингополучателя в качестве внереализационных доходов по мере отнесения на расходы сумм начисленной по этому имуществу амортизации.

Обоснование вывода:

Налог на добавленную стоимость

Операции, признаваемые объектом обложения налогом на добавленную стоимость, перечислены в ст. 146 НК РФ.
Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение затрат по приобретению товаров не относится ни к одной из этих операций. В частности, предоставление денежных средств в виде субсидий не связано с реализацией товаров (работ, услуг), признаваемой объектом обложения НДС на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Следует добавить также, что в этом случае не применим и пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС увеличивается на суммы платежей, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Это относится к случаям оплаты товаров (работ, услуг), реализуемых получателем субсидий, но не товаров, которые он приобретает за счет этих субсидий (смотрите письмо Минфина России от 09.06.2011 N 03-03-06/1/337).

Налог на прибыль

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации), определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ). При налогообложении прибыли не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ.
Пунктом 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным отнесены доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Порядок отражения в расходах налогоплательщика средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определен п. 4.3 ст. 271 НК РФ. В соответствии с этой нормой в случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.
Поскольку лизинговые платежи в рассматриваемом случае не учитываются в расходах у лизингополучателя отдельно от амортизационных отчислений, основанием чего является пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, исходя из нормы п. 4.3 ст. 271 НК РФ он должен учитывать доходы в виде полученной субсидии в целях налогообложения прибыли по мере начисления амортизации на стоимость предмета лизинга.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

12 сентября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Кому субсидию по лизингу?

Интерес российского малого и среднего бизнеса (МСБ) к такой форме государственной поддержки, как субсидирование лизинговых платежей, растет. Об этом свидетельствует как общая динамика объема госпомощи МСБ, поступающей по этому каналу, так и статистика компании «ВЭБ-лизинг». Между тем распределение субсидий по регионам крайне неравномерно, что может указывать на недостаточную осведомленность о них предпринимателей.

Для большинства российских предприятий вопрос обновления и поддержания эксплуатационной годности основных фондов неизменно актуален. Одним из основных инструментов решения данного вопроса для малого и среднего бизнеса является лизинг. Этот финансовый продукт, в отличие от банковского кредита, ориентирован именно на предпринимателей и имеет ряд значительных преимуществ: позволяет экономить на налогах, не требует залогового обеспечения, ускоряет амортизацию имущества, позволяет формировать индивидуальный график платежей, включает набор сервисных решений и так далее. В свою очередь государство, которое заинтересовано в повышении доли МСБ в экономике, рассматривает лизинг как одно из актуальных направлений поддержки предпринимателей, и, как показывает статистика, масштабы такой господдержки постепенно растут.

В частности, речь идет о поддержке лизингополучателей через субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам и авансового платежа по договору лизинга. Операторами программ по субсидированию лизинга выступают органы исполнительной власти субъектов РФ в лице региональных министерств и департаментов экономического развития, государственных центров поддержки и развития предпринимательства. Как правило, размер субсидии составляет порядка двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ, а субсидирование авансовых платежей осуществляется в размере до 100% от суммы первого взноса. Условия и суммы субсидий могут значительно разниться в зависимости от региона.

Как показывает опыт ОАО «ВЭБ-лизинг», интерес малого и среднего бизнеса к субсидиям по лизинговым платежам повышается. Если в 2012 году их получили 213 предпринимателей из числа клиентов лизинговой компании, то в 2013 году количество получателей увеличилось до 397, то есть на 86%.

Общий объем субсидий, направленных клиентам «ВЭБ-лизинга» в 2012 году, составил 232 млн рублей, а по итогам 2013 года эта сумма превысила 446 млн, то есть увеличилась практически в два раза. Средний размер субсидии (без учета Москвы) вырос с 709 тыс. до 767 тыс. рублей, по Москве — с 2,68 млн до 3,06 млн. Минимальная сумма субсидии, полученная клиентом «ВЭБ-лизинга» из числа представителей МСБ в 2013 году, составила 20,5 тыс. рублей, максимальная — 9,9 млн.

Финансирование программ по субсидированию лизинговых платежей осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и из региональных бюджетов по усмотрению администрации субъекта РФ. По данным федерального портала малого и среднего предпринимательства, в 2013 году в федеральном бюджете на эти цели было предусмотрено порядка 3,57 млрд рублей (без учета Москвы), что примерно на 500 млн больше, чем годом ранее. Из региональных бюджетов на субсидирование лизинговых платежей было выделено около 1,26 млрд рублей — на 90 млн больше, чем в 2012 году.

При этом субсидии между регионами распределяются крайне неравномерно. Например, на Татарстан из федерального и регионального бюджетов выделено 210 млн рублей, на Краснодарский край — 347,5 млн, на Нижегородскую область — 115 млн, на Ставропольский край — 190 млн рублей, на Архангельскую область — 141 млн. В то же время для Республики Адыгея предусмотрено только 8 млн рублей, для Томской и Иркутской областей — по 5 млн, для Липецкой — 3,75 млн рублей.

Объем средств, выделяемых субъекту из федерального бюджета, во многом зависит от того, насколько активно поддерживают своих предпринимателей местные власти. Кроме того, как показывает практика, далеко не во всех регионах и не все предприниматели в принципе знают о возможности получения государственных субсидий по договорам лизинга. Еще меньше доля тех, кто знает, какова процедура получения субсидий.

Напомню, претендовать на субсидию по лизингу может предприниматель, зарегистрированный и состоящий на налоговом учете в том регионе, в котором он эту субсидию рассчитывает получить. Численность работников должна быть менее 250 человек, выручка — менее 1 млрд рублей без НДС за предшествующий календарный год, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, российских государственных структур, российского крупного бизнеса в уставном капитале не может превышать 25%.

Также предприятие не должно иметь просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и по договору лизинга. Кроме того, на получение субсидии не могут претендовать предприятия, осуществляющие производство, реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (за некоторым исключением). Как правило, регионы при распределении субсидий по лизингу отдают предпочтение компаниям, работающим в области транспортных перевозок, производства, сельского хозяйства, ЖКХ, здравоохранения, образования, спорта, в инновационной и высокотехнологичной сферах.

Менеджеры лизинговых компаний, с которыми предприниматель заключает договор, должны быть ознакомлены с механизмом оформления документов для получения субсидий и порядком их передачи в уполномоченный орган. Руководство ведущих лизинговых компаний обязывает своих менеджеров по лизингу бесплатно оказывать клиентам помощь в сборе необходимых документов и их подаче в местный орган государственной власти для получения субсидии по договору лизинга.

Автор является заместителем генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг».

О компании

ОАО «ВЭБ-лизинг» — крупнейшая лизинговая компания России. С 2008 года входит в группу Внешэкономбанка. Одним из основных направлений деятельности компании является лизинг оборудования, грузового, легкового автотранспорта и спецтехники для российских малых и средних предприятий.

www.banki.ru

Субсидии: начисление, вычет и восстановление НДС

Многие сельскохозяйственные товаропроизводители и организации агропромышленного комплекса получают из бюджета субсидии на поддержку производства молока и мяса, растениеводства, пчеловодства, на приобретение производственного оборудования, строительство производственных комплексов и пр. Включаются ли субсидии в налоговую базу по НДС? Вправе ли налогоплательщик получить вычет по товарам (работам, услугам), оплаченным средствами субсидии? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)?

Согласно п. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юрлицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (исключение – подакцизные товары, кроме винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии могут предоставляться из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также из местного бюджета.

Для вычета и восстановления НДС важно, из какого бюджета бюджетной системы РФ организация (предприниматель) получает субсидию: из федерального или из регионального (местного). В связи с этим нужно иметь в виду: субсидии из федерального бюджета перечисляются в бюджеты субъектов РФ, и конечным получателям средства субсидии направляются через Минсельхоз региона, однако полученные субсидии являются именно федеральными субсидиями.

В каком случае при получении субсидии нужно начислить НДС?

Таким образом, если субсидии, предоставленные бюджетом, являются по существу платой за реализуемые организацией товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, то НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), с учетом НДС, то данные суммы субсидий в налоговую базу по налогу не включаются.

Приведенные разъяснения касаются субсидий, предоставляемых как региональными (местными), так и федеральным бюджетами (письма ФНС РФ от 28.02.2013 № ЕД-19-3/26 (п. 1), Минфина РФ от 18.04.2013 № 03‑07‑11/13330, от 18.04.2013 № 03‑07‑11/13370, от 09.06.2011 № 03‑03‑06/1/337, от 08.02.2013 № 03‑07‑11/3144, от 01.02.2013 № 03‑07‑11/2142, от 27.05.2011 № 03‑03‑06/1/313 (касается ситуации с предоставлением субсидий из федерального бюджета на приобретение средств химизации, дизельного топлива, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам)).

Можно ли получить вычет «входного» НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным субсидией?

В Налоговом кодексе не установлены ограничения для применения вычетов НДС в случае оплаты товаров (работ, услуг) средствами бюджетных субсидий. Между тем из разъяснений Минфина следует, что право на вычет НДС зависит от того, из какого бюджета бюджетной системы РФ выделены субсидии.

Субсидии из регионального и местного бюджетов

Субсидии из федерального бюджета

Следует сказать, что ФНС, давая разъяснения в части возможности применения вычетов НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным субсидиями федерального бюджета, хотя и дословно цитирует позицию Минфина, вместе с тем отмечает, что в сложившейся судебной практике (постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 № 13419/07, от 01.04.2008 № 12611/07) выражается позиция о том, что Налоговым кодексом не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализу­ющих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получа­ющих в связи с этим дотации, в случае приобретения товаров за счет бюджетных средств. Поэтому ФНС дает указание налоговым органам в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками руководствоваться сложившейся судебной практикой (письма ФНС РФ от 30.03.2011 № КЕ-4-3/5012, от 28.07.2009 № 3‑1‑11/[email protected]). То есть, по сути, ФНС соглашалась с Минфином, но предлагала налоговикам на местах действовать с оглядкой на арбитражную практику, чтобы исключить принятие решений не в пользу налоговых инспекций.

Если вычет в обозначенном случае применить невозможно, то вправе ли налогоплательщик отнести суммы «входного» НДС по оплаченным субсидией товарам (работам, услугам) к расходам в целях налогообложения прибыли? В Письме от 19.03.2012 № 03‑03‑06/4/20 Минфин указывает, что сделать это нельзя. Дело вот в чем. Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. В свою очередь, в п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости данных товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы. Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

В каком случае придется восстановить НДС?

Согласно Федеральному закону от 19.07.2011 № 245‑ФЗ 01.10.2011 вступил в силу пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. До обозначенного момента в ранее действовавшей редакции гл. 21 НК РФ восстановление сумм НДС в вышеуказанном случае не предусматривалось. Тем не менее и до этого данный подход практиковался налоговиками. Минфин также разъяснял, что необходимо восстановить НДС, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), в случае уплаты налога за счет средств федерального бюджета (письма Минфина РФ от 06.12.2011 № 03‑07‑11/337, от 27.05.2011 № 03‑03‑06/1/313, от 31.05.2011 № 03‑07‑15/55).

При уплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств субсидий, выделенных из регионального или местного бюджетов, оснований для восстановления налога, принятого к вычету по названным товарам (работам, услугам), исходя из пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не имеется (письма Минфина РФ от 18.04.2013 № 03‑07‑11/13330, от 30.10.2012 № 03‑07‑11/462). Аналогично в Письме Минфина РФ от 23.03.2012 № 03‑07‑11/78 указано, что суммы НДС, принятые к вычету по приобретенному технологическому оборудованию при получении из бюджета субъекта РФ субсидий на компенсацию части стоимости этого оборудования, восстановлению не подлежат.

Казалось бы, никаких особых сложностей трактовка пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ вызывать не должна. Восстановить НДС на основании поименованной нормы следует в случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Однако на практике некоторые эксперты и суды полагают, что во фразе «субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога» слова «с учетом налога» относятся к слову «субсидий», а не к словам «оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога», исходя из чего они считают, что восстанавливать принятый к вычету НДС нужно только в случае, если:

  • средства получены из федерального бюджета;
  • бюджетные средства выделены с учетом НДС.
  • Подобную позицию занимает АС Поволжского округа. Арбитры исследуют платежные поручения, которыми перечислены субсидии, и, не обнаруживая в них сведений о том, что субсидии перечислены с учетом НДС, делают вывод, что оснований для применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ и восстановления НДС нет. Эта позиция представлена в постановлениях ФАС ПО от 10.07.2014 по делу №А65-28197/2013, от 28.11.2013 по делу №А65-6789/2013 (субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений), от 01.07.2014 по делу №А65-22566/2013 (субсидия на компенсацию 40% затрат на строительство предприятия по забою скота и переработке мяса и приобретение технологического оборудования), от 10.06.2014 по делу №А65-22400/2013, от 26.11.2013 по делу №А65-7113/2013, от 26.11.2013 по делу №А65-7110/2013, от 21.11.2013 по делу №А65-6832/2013, от 19.11.2013 по делу №А65-6806/2013, от 18.11.2013 по делу №А65-7114/2013 (во всех случаях речь идет о субсидиях из федерального бюджета, выделенных на основании Постановления Правительства РФ от 17.03.2011 №178 по федеральной целевой программе сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов). В перечисленных судебных актах арбитры указывали, что исходя из буквального смысла пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ у налогоплательщика не возникает обязанность по восстановлению НДС к уплате в бюджет при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с формулировкой «без учета НДС». Доводы налоговой инспекции о том, что в платежном поручении не обязательно должны содержаться сведения о сумме НДС, а бюджет при выделении субсидии возмещает все затраты, в том числе на уплату налогов, суды отклоняли со ссылкой на Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное ЦБ РФ 19.06.2012 №383‑П, согласно которому в платежном поручении прописываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая НДС. Арбитры основывались также на том, что требование об указании в расчетных документах сведений об уплате или неуплате НДС установлено ч. 4 ст. 168 НК РФ, исходя из которого в расчетных документах (в том числе в реестрах чеков и ре­естрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах) соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

    Позицию «если платежное поручение не содержит сведений о получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат с учетом сумм НДС, то восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам) не нужно» занимает АС ЗСО в постановлениях от 02.12.2014 по делу № А67-6916/2013 (субсидии на приобретение химических средств защиты растений, минеральных удобрений и на поддержку экономически значимой региональной программы развития мясного скотоводства), от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (субсидии на приобретение элитных семян пшеницы, гороха, ячменя).

    Мы убеждены, что слова «с учетом налога» в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ относятся к оплате товаров (работ, услуг), а не к субсидии. Ведь порядок восстановления НДС, предусмотренный пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, не применяется при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС (Письмо Минфина РФ от 16.10.2012 № 03‑07‑11/430). Указание в поле «Назначение платежа» платежных поручений слов «Без НДС» и «НДС не облагается» означает, что операция по предоставлению субсидии НДС не облагается и что в сумму предоставленной субсидии этот налог не входит (п. 5 ст. 168 НК РФ). Наличие такой записи никак не влияет на обязанность по восстановлению НДС, закрепленную в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

    Данной позиции придерживается АС Центрального округа. В Постановлении от 03.12.2014 по делу № А35-2212/2014 (субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства) АС ЦО разъяснил: если налогоплательщик понес затраты, связанные с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, и сумма субсидий из федерального бюджета соответствует этим затратам, то НДС подлежит восстановлению. Причем в случае, если право на налоговый вычет и обязанность восстановления НДС по пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ возникли в одном и том же налоговом периоде, налоговый вычет применению не подлежит. В Постановлении АС ЦО от 26.09.2014 по делу № А09-9194/2013 (субсидии на возмещение затрат на приобретение специализированной сельскохозяйственной техники для возделывания и уборки картофеля) арбитры исходили из того, что размер субсидий рассчитывался от фактических затрат на оборудование, включая НДС. Суд не принял довод о том, что в платежных поручениях, которыми субсидии были перечислены обществу, не выделялся НДС, поскольку положения гл. 21 НК РФ предусматривают обязательное выделение суммы НДС в счетах-фактурах, выставляемых продавцом, и в платежных документах покупателя лишь при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Спорная сумма денежных средств является именно субсидией из федерального бюджета, полученной обществом на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после пери­ода, в котором был заявлен вычет НДС по товарам (работам, услугам), стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). В Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 (субсидии на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования) тоже было установлено, что размер субсидий рассчитан от фактических затрат общества, включая НДС. Справки-расчеты, представленные обществом в областное управление сельского хозяйства, также содержали расчет запрошенных сумм субсидий с учетом НДС, уплаченного обществом поставщику. При этих обстоятельствах суд пришел к выводу, что полученная обществом субсидия является именно субсидией из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. При получении данной субсидии в ином налоговом периоде общество в силу требований пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ обязано было бы восстановить сумму НДС, ранее предъявленную к вычету. Но поскольку в рассматриваемом деле право общества на налоговый вычет и право восстановить сумму НДС в связи с получением субсидии из федерального бюджета возникли в одном и том же налоговом периоде, налоговый вычет применению не подлежит.

    Субсидии «на 1 гектар пашни» и «на 1 килограмм молока»

  • на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур;
  • на 1 литр (килограмм) реализованного молока;
  • на 1 кг реализованного мяса птицы, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней в живом весе;
  • на 1 тыс. шт. реализованных яиц;
  • на 1 условную голову крупного рогатого скота;
  • на 1 пчелосемью; и т. д.

Например, согласно п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий на молоко субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей:

  • на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока высшего сорта;
  • на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока первого сорта (в течение 2013 – 2014 годов).
  • В силу п. 5 названных правил средства на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку молока по ставкам, определя­емым уполномоченным органом власти субъекта РФ.

    В соответствии с п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией реги­ональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым уполномоченным органом власти субъекта РФ (п. 8 указанных правил). Порядок предоставления названных субсидий конкретизируется постановлениями регионального правительства.

    Возникает вопрос: следует ли организациям и предпринимателям, получившим субсидии «на 1 кг», «на 1 га», «на 1 условную голову» и т. д. восстанавливать НДС, предъявленный контрагентами по товарам (работам, услугам)? Полагаем, что в случае получения таких субсидий восстанавливать НДС не требуется. Дело в том, что правила предоставления и распределения данных субсидий не содержат конкретного перечня затрат, на возмещение которых предоставляются субсидии, и в этом их принципиальное отличие от субсидий, которые предоставляются на затраты на приобретение определенных материальных ресурсов (молодняка КРС, минеральных удобрений, семян и т. д.). Указанное отличие отчетливо видно при сравнении справок-расчетов на предоставление субсидий.

    Например, справка-расчет на предоставление субсидии на поддержку производства товарного молока высшего и первого сорта организации или ИП – получателю субсидии содержит следующие данные за квартал:

    www.klerk.ru