Налоги и налоговая система шпаргалки

Шпаргалки по Налоги и налогообложение

Билеты 2010 г. по предмету: «Налоги и налогообложение».

Налоги, как экономическая категория.

Налоги, такая же экономическая категория, как цена, кредит, прибыль. Налоги выполняют целый ряд функций в государстве. Налоги как ни одна экономическая категория подвергаются критике, отрицанию, изменениям. С позиции государственности налоги есть необходимый элемент существования государственных структур и выполнения ими своих задач.

Известно, что с первых шагов своего существования государство выполняет определенные услуги: охраняет границы; развивает экономику; оказывает помощь населению; развивает науку, культуру, здравоохранение, образование. Налоги — это плата за эти услуги.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном счете на экономику общества.

Французский философ-социал ист Пьер Прудон верно определял сущность налога — это вопрос о государстве. Налоги — это более поздняя форма государственных доходов.

Еще в первой половине XVI [ в. английский Парламент не хотел признавать постоянство налогов. Но уже в XVIII в. Президент США Франклин сказал знаменитые слова: «Платить налоги и умереть должен каждый!».

Карл Маркс характеризовал налоги как материнскую грудь, кормящую правительство. Затем начинают создаваться теории, оправдывающие налоги как плату за услуги государства. Налог — плата каждого гражданина за охрану его жизни и собственности, социальную помощь, развитие экономики. Эту точку зрения разделял Адам Смит.

Но уже СЮ. Витте — министр финансов при Александре III — определил налоги, как принудительные сборы с дохода и имущества подданных ради осуществления государственной системы. Но если у государства есть желание больше привлечь налогов, то у налогоплательщиков нет желания их платить. На этом фоне идут дебаты, споры, и достигается определенный оптимум.

При определении налогового бремени учитываются следующие факторы:

1) стоимость услуг государства;
2) экономический уровень общества;
3) прожиточный минимум;
4) политика государства;
5) социальные факторы.

У налогов есть определенные позитивные характеристики. Это инструмент:

■ позволяющий собирать доходы государства;
■ помогающий более справедливо распределять налоговое бремя;
■ обладающий стимулирующим воздействием;
■ через систему налогового обложения государство воздействует на личное потребление и регулирует спрос.

Следует отметить, что во всем мире доля налогового обложения возрастает.
Так, примерная доля налогов в ВВП составляет: в конце IX в. — 15 %; в середине XX в. — 25 % в начале XXI в. — 40 %.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, одно из главных мест отводится налогам.

Налоговая политика используется в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка (продажа алкоголя, табака, казино). Применение налогов позволяет сочетать общегосударственные интересы с коммерческими интересами предпринимателей.

Отход от директивных методов управления делает налоги одним из действенных методов воздействия на субъекты рынка, поэтому знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Известно, что кривая Лаффера тесно увязывает налоговые выплаты с тенденцией экономического развития, и если налоговое бремя переходит объективные границы, начинается спад производства, инвестиций, спроса.

Всякие непродуманные налоговые изменения самым неожиданным образом могут сказаться на экономике страны и жизненном уровне населения. Прежде всего начинается поиск ухода от налогов, переложение налоговой нагрузки на потребителей, клиентов и т.д.

Опыт построения налоговых систем развитых зарубежных стран позволяет сделать выводы, что налогообложение строится на следующих принципах:

1) простоте и ясности построения налога;
2) однократности обложения;
3) социальной справедливости;
4) адресности обложения;
5) дифференциале ставок;
6) льготном обложении.

Задача состоит не только в том, чтобы больше собрать налогов, но и чтобы дать возможность предпринимателю развивать и расширять сюю предпринимательскую деятельность. Чем богаче страна, тем больше будет и налогов.

Величина налогов должна соответствовать объему государственных услуг. Сравнение прямых и косвенных налогов говорит о преимуществе прямых — адресных. Но тенденция Запада, а также и России нацелена на усиление налоговых платежей физических лиц через косвенное обложение.

Налоги выполняют функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую.Фискальная — основная функция. Она направлена на перераспределение первичных доходов юридических и физических лиц согласно существующей налоговой системе. Чем лучше она выполняется, тем успешнее осуществляются расходы. В бюджете РФ налоги составляют 80—90 % всех поступлений.

Регулирующая — нацелена на более дифференцированное налоговое обложение различных доходов, а также юридических и физических лиц. Налоговое обложение использует различные ставки налоговых сборов (производство товаров — 30%, казино — 90%). Физические лица с высокими доходами платят больше, чем малоимущие.

Стимулирующая — наличие льгот, налогового кредита, пониженных ставок — способствует более успешному развитию отдельного предприятия, отраслей, регионов.

Так, например, в США около 100 видов льгот, в Великобритании — 80. Во второй половине 1980-х гг. ведущие страны: Англия, Германия — провели крупномасштабные налоговые реформы, направленные на стимулирование деловой активности.

Развитие системы налогообложения.+

Первый признак – денежный характер налогов. В XVIII в. в казне российского государства преобладала денежная форма внесённых платежей, в настоящее время налоги уплачиваются только в денежном выражении.

Вторым признаком можно выделить то, что налоговые отношения связаны со сменой форм собственности, т.е. передача прав пользования от одного участника этих отношений к другому. Известно, что существуют три основные формы собственности: частная, государственная и коллективная (т.е. долевая собственность, где каждый имеет лишь часть её), а налоговые отношения возникают на стадии перераспределения и, как говорилось выше, являются частью НД. Отсюда видно, что через «обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи» мы передаём государству часть своей собственности в денежном выражении, т.е. частная собственность переходит в государственную.

Третий признак – регулярность взимания налоговых платежей, т.е. все лица обязаны регулярно уплачивать в установленные сроки налоговые платежи.

Четвёртым признаком является всеобщий характер налогов. В соответствии со ст.№3 НК РФ п.1,2 (Федеральный закон от 9 июля 1999г. №154-ФЗ) этот признак звучит так:

1.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.

Теперь у нас есть более-менее чёткое понятие налога в РФ. Перейдём тогда уже к элементам налогов и посмотрим, как и чем отличаются прямые и косвенные налоги (см. Приложение №1).

Сущность и понятие налогов.

Налог — форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж.

В статье 2 Закона Украины «О системе налогообложения» определяется понятие налога и сбора (обязательного платежа), отдельного же определения налога законодатель не дает ни в одном акте. Избирается упрощенный, формальный путь закрепления исчерпывающего перечня налогов и сборов. И в этом перечне обязательных платежей чисто на формальном уровне разделяются налоги и сборы. В чем кроется их существенное отличие — не понятно, чем они отличаются от обязательных платежей — также не ясно. Видимо, необходимо при этом исходить из того, что обязательные платежи — родовое понятие, а налоги и сборы — его видовые формы.

Определение, данное в Законе, представляется неудачным, поскольку не раскрывает важных правовых признаков налога и не дает никаких юридических критериев для отличия налогового платежа от неналогового. В частности, если сравнить правовую природу налогов в общепринятом их понимании (налог на доход, налог на землю и другие) и, например, отчисление в Пенсионный фонд, таможенную пошлину, экологические платежи и финансовые санкции, то любые принципиальные отличия между ними в свете ст.2 Закона будут более чем относительными.

Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

1) объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению;

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога — т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта обложения;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп

транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации. Декларация — документ, в котором налогоплательщик приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и непосредственно лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника. Этот налог вносится лицом, получающим доход. Поэтому, оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

works.doklad.ru

Оглавление

  • 2. Источники налогового права
  • 3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений
  • 4. Налоговое правоотношение и его характеристика
  • 5. Виды налоговых правоотношений
  • 6. Участники налоговых отношений
  • 7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения
  • 8. Лица, привлекаемые налоговыми органами для проведения контрольных мероприятий. Общие положения
  • 10. Принципы налогового права, его отраслей
  • 12. Классификация налогово-правовых норм
  • 16. Система налогов и сборов. Общие понятия
  • 17. Налоговая система РФ и элементы налогообложения
  • 19. Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах
  • 21. Классификация налогов. Общие положения
  • 22. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (начало)
  • 23. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (окончание)
  • 10. Принципы налогового права, его отраслей

    Принципы налогового права, его отраслей – это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

    Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

    Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

    Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.

    Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

    Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

    Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК.

    При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Налоговое право. Шпаргалки (П. Ю. Смирнов, 2009)

    В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоговое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

    • 1. Основные этапы становления и развития налогообложения
    • 9. Метод налогового права
    • 11. Налогово-правовые нормы
    • 13. Принцип законности налогообложения
    • 14. Принцип соразмерности налогообложения
    • 15. Понятие, сущность, признаки налогов
    • 18. Налоговое законодательство РФ
    • 20. Признание нормативных правовых актов о налогах не соответствующими НК РФ
    • 24. Объекты налогообложения
    • 25. Что не признается объектом налогообложения в соответствии с НК
    • 26. Налоговая ставка
    • 27. Понятие налогового периода
    • 28. Сроки уплаты налогов и сборов
    • 29. Изменения сроков уплаты налога и сбора

    16. Система налогов и сборов. Общие понятия

    Система налогов и сборов – определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

    Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

    Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство РФ, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Шпаргалки (П. Ю. Смирнов, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    kartaslov.ru

    57. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

    Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

    В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

    Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

    Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Использую эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

    Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов.

    Различают следующие виды ставок:

    твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода;

    пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном соотношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

    прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;

    регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

    Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

    Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

    Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. Принципы налоговой системы Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.

    Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

    Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства, интересы предприятий, отраслей, регионов, граждан.

    В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

    Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот.

    www.e-reading.mobi

    Налоги и налоговая система шпаргалки

    Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

    Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

    Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Использую эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

    Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов.

    Различают следующие виды ставок:

    твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода;

    пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном соотношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

    прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;

    регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

    Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

    Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

    Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. Принципы налоговой системы Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.

    Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

    Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства, интересы предприятий, отраслей, регионов, граждан.

    Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот.

    www.redov.ru