Мошенничество с закупками

Мошенничество с закупками

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина Н.П. Мошеннические схемы в системе государственных закупок // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12096 (дата обращения: 07.06.2018).

Несмотря на принятие нового закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок №44-ФЗ, на предусмотренные в нем значительные изменения и нововведения, обеспечение открытости и гласности, создание значительных гарантийных положений и реестров, в системе государственных закупок по-прежнему существует высокая степень неэффективного использования бюджетных средств. [1, 2-4]. Неэффективное использование средств может быть связано как с корыстными целями, так и с обычной халатностью или невнимательностью лиц, участвующих в процессе закупок. Разумеется, случаи ошибок и халатности в системе закупок далеко не редкость, а с введение нового закона их уровень значительно повысился, но по-прежнему самый опасный риск неэффективности возникает именно из-за оппортунистического, безответственного и беззаконного поведения, как заказчиков, так и исполнителей государственного заказа. Существует несколько устоявшихся мошеннических схем поведения государственных организаторов торгов и участников, наиболее часто встречающихся при проведении государственных закупок. Вот пять таких видов мошенничества, неоднократно зарегистрированных в Российской Федерации: демпинг, применение орфографических ошибок, «фильтр», подтасовка котировок, поручительство. [4,5].

На мероприятиях по «розыгрышу» государственного контракта всегда имеет место соперничество по цене. Организатор закупки обычно должен выбрать самое дешевое предложение от тех компаний, которые будут допущены к конкурсу или аукциону в соответствии с законом и заранее установленными и обнародованными требованиями. Одно из основных условий закупки — экономия бюджетных средств, что в теории означает: госзаказчику достаточно сэкономить 1 рубль, чтобы условие было исполнено. Демпинг – это целенаправленное, необоснованное занижение цены одним из участников торгов; чаще всего применяется этот механизм мошенничества на аукционах.

В соответствии с законом №44-ФЗ все сообщения о предстоящих торгах должны публиковаться в единой информационной системе госзакупок и/или в СМИ, а потенциальные поставщики и подрядчики должны отслеживать эти данные для подачи заявок. Но бывают ситуации, когда проявляется оппортунистическое поведение и со стороны исполнителей и со стороны заказчика, когда чиновники организуют конкурс «для своих» или привлекают к участию в запросе котировок «нужные» фирмы.

Механизм этого мошенничества следующий: на сайте о госзакупках появляется извещение о проведении конкурса или иного способа закупки товаров, например, «шариковой ручки». Потенциальные поставщики – производители или просто продавцы таких ручек – будут искать соответствующий текст в единой информационной системе, и даже не будут догадываться о том, что в уведомлении о принятии заявок допущена ошибка. Например, извещение может содержать текст «ручъка шариковая» или «ручка шарековая».

На электронных торговых площадках уже не раз были обнаружены подобные «ляпы» чиновников, которые в понятных целях писали текст с использованием не только кириллицы, но и латиницы, что позволяло спрятать нужные объявления от посторонних поставщиков. В результате о замаскированном на сайте предложении узнает только «нужный» чиновнику поставщик. В будущем, избавиться от этой проблемы должен помочь единый регистрационный номер закупки, который будет присваиваться ей на стадии планирования и сохраняться за ней вплоть до осуществления закупки.

Частое мошенническое явление в государственных закупках – применение фильтров на исполнение заказа, т.е. установление особых, зачастую невозможных и невыполнимых, условий исполнения.

В соответствии с законом о государственных закупках бюджетные организации могут проводить запросы котировок, если они собираются заключить контракт на сумму до 500 тыс. рублей. Для этого организаторы торгов принимают заявки от потенциальных поставщиков или подрядчиков с желаемыми условиями контракта по определенной цене – это и есть прием котировок. Естественно, выбирают того, кто дал самую низкую цену. Но, госзаказчики имеют право специально запрашивать котировки цен у интересующих их фирм (например, у тех которые являются лидерами на рынке). Таким образом, результаты запроса котировок также довольно успешно подтасовываются.

Часто в госзакупках практикуется такое требование, как предоставление поручителей. Однако поручительство является и своеобразной формой взятки. Согласно новому закону о государственных закупках №44-ФЗ гарантом исполнения контракта выступают банки, заранее одобренные государством и, разумеется, согласные стать поручителем компании-поставщика. В будущем это должно избавить систему государственного заказа от преступного механизма «поручительство».

В настоящее время наша страна активно пытается бороться с жульническими схемами реализации госзаказов. [6-9]. В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято постановление о том, что большинство государственных закупок должно перейти в формат электронных аукционов и конкурсов. ФАС также заявляет, что «электронные конкурсы на госзакупки – наш привет жуликам и ворам». ФАС в рамках регулирования государственных закупок удовлетворила в 2013 году примерно 45% жалоб предпринимателей на заказчика, то есть на государство, что говорит о том, что оппортунистическое поведение заказчиков не только было выявлено, но и доказано и «наказано» ФАС [2, 11].

Основная проблема при проведении конкурсов – возможность использования субъективных факторов выбора победителя, содержание которых заказчик может определять самостоятельно (мошеннические схемы «фильтр» и «орфографические ошибки»). В связи с этим ФАС планирует установить вес субъективных критериев оценки участников торгов в размере 20% – в эту часть контролирующие органы вмешиваться не будут. Вторые 20% будут представлять объективную оценку – предполагается, что объективная оценка будет определяться исходя из точного количества аналогичных заказов, выполненных участником конкурса за последние 5 лет на деньги государственных заказчиков. Остальные 60% оценки будет приходиться на ценовое соперничество.

Интересно, что проблема потери средств при госзакупках была поднята даже на самом высоком уровне, и в правительстве верят, что новое законодательство, вступившее в силу с 1 января 2014 года, в будущем значительно улучшит ситуацию. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из-за коррупционных закупок государство теряет до 1 трлн. руб. ежегодно. В 2013 году не состоялись 46% всех аукционов и 51% конкурсов, а 38% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов. По информации Центра правовых и экономических исследований, потери от коррупции в сфере госзаказов и закупок в 2013 году составляют примерно 30% всех бюджетных затрат [2].

С принятием нового закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок изменились некоторые «правила игры». Теперь при публикации графика заказчик должен указать название товара, который он хочет закупить, перечислить его конкретные параметры, сроки размещения и начальную цену. Это даст достаточно «места для маневра» исполнителям, которые будут в курсе потребностей заказчиков и смогут строить долгосрочные планы, в том числе и финансовые. [10].

Новый закон о государственных закупках №44-ФЗ должен исключить «тендеры для своих», когда заказчик «прячет» закупку от посторонних исполнителей. После 1 января 2014 года благодаря идентификационному номеру, который будет присваиваться закупке еще на стадии внесения в план и сопровождать ее на протяжении всей «жизни», отследить закупку можно будет в единой федеральной системе. [12].

Увеличение массива информации о госзакупках потребует и новых аналитических сервисов, ведь «переварить» сведения от почти 600 тысяч поставщиков самостоятельно участникам системы госзакупок будет не так просто. Помимо государственной информационной системы, на рынке развиваются различные коммерческие информационные ресурсы по госзакупкам, где помимо официальных данных будут еще и аналитические, статистические сервисы, возможность расширенного поиска по ряду параметров. Это также будет способствовать повышению прозрачности и чистоты сделок.

По данным информационно-аналитической системы «СПАРК-Маркетинг», в 2012 году было проведено 2,1 млн. торгов на сумму 5,9 трлн.руб. Из них с признаками демпинга (когда цена предложения участника торгов была ниже начальной цены более чем на 25%) было проведено 26% от общего количества состоявшихся торгов или 15% от объема. Однако, как показывает практика, далеко не всегда у победившего в тендере с помощью демпинга участника получается обеспечить полноценное исполнение заказа. Новый закон защитит участников рынка от демпингеров. Снижать цену в ходе торгов более чем на 25% от начальной цены можно будет только в строго прописанных законом случаях. [5-7].

Еще один способ защиты от «случайных» исполнителей, предусмотренный новым законом, – предварительный отбор поставщиков, который позволит на первом этапе избавиться от исполнителей, чьи профессиональные качества не соответствуют заявленным условиям конкурса. Усложнение процедур закупок потребует большего профессионализма не только от исполнителей, но и от заказчиков. При новой системе заказчики уже не смогут регулировать весь процесс силами одного или нескольких сотрудников, как они это делали до 2014 года. В штате заказчика должен будет появиться контрактный управляющий или контрактная служба, либо же эти функции придется передать на аутсорсинг – в профессиональную централизованную организацию государственных закупок. [8].

Государство стремится свести к минимуму риски при финансовом обеспечении госзакупок. С 2012 года запрещены страхование ответственности и договор поручительства исполнителя, которые часто подделывались или не исполнялись. Сейчас в качестве обеспечения участник торгов может представить банковскую гарантию либо деньги в залог. Но банковские гарантии – тоже не самый безопасный инструмент, объем «левых» гарантий, как его оценивают сами банки, варьируется от 10% до 60% от объема их рынка. Поэтому новый закон ограничивает с 2014 года число банков, которые смогут выдавать банковские гарантии под госзаказ. Список банков определен правительством, в нем около 350 банков. Кроме того, будет вестись федеральный реестр гарантий [11]. Все это должно позволить избежать ситуаций, когда недобросовестные участники заявляют несуществующие или выданные для других торгов банковские гарантии. Посмотрев в реестр, заказчик сможет увидеть, существует ли в природе указанный участником торгов документ. Эти механизмы кардинально снизят риски заказчиков, связанные со злоупотреблениями со стороны недобросовестных участников закупки, повысят прозрачность взаимоотношений заказчиков с контрагентами.

human.snauka.ru

Как не стать жертвой мошенников в закупках

Речь пойдет о процедурах, которые проводятся по 223-ФЗ. Схема мошенничества, которую мы взяли в качестве примера, довольно простая: организация публикует серию извещений о проведении заказов, затем собирает с потенциальных участников деньги в качестве обеспечения заявки, и в итоге по юридическому адресу и адресу выполнения работы оказывается пустырь. Можно было бы сказать, что перед нами довольно классическая схема обмана, если бы действие не разворачивалось на просторах Единой информационной системы. Однако, при должной внимательности предприниматели могли как минимум не потерять собственные денежные средства, а как максимум — предотвратить преступления на этапе подготовки своего предложения.

Мы проанализируем одну из закупок, которую разместила преступная организация, и покажем, какие сигналы свидетельствовали о мошенничестве еще до участия. Используйте эти приемы для проверки процедур, в которых хотите участвовать.

Изучаем документацию

Для начала обращаем внимание на порядок приема заявок. Указано, что участник подает предложение в форме отсканированного документа на электронную почту. Хоть и формально 223-ФЗ не запрещает прием заявок на электронную почту, однако такой порядок практически не используется. Такой сценарий для участия не гарантирует конфиденциальность сведений участника, доставку его заявки, а также то, что заказчик не узнает предложение раньше окончания срока приема.

Проверяем Положение о закупках

Как известно, 223-ФЗ имеет рамочный характер. Одновременно с этим все основные условия, порядок проведения процедур и другие важные нюансы регулирует «Положение о проведении закупок заказчика». При анализе этого документа мы обращаем внимание на следующие важные моменты:

1. Возможность определять поставщика в электронном виде.

В нашем случае заказчик принимает заявки дистанционным способом. При этом Положение запрещает ему это делать.

2. Условия для проведения процедуры.

В Положении обязательно закрепляются условия для проведения процедуры.

Даже если мы не обратили внимание на то, что предметом может быть только серийно выпускаемый товар, то положение о предполагаемой цене договора нельзя пропустить. В нашем случае начальная максимальная цена договора — 1 620 610,00, а предмет торгов косметический ремонт. Следовательно, заказчик не имел права определять подрядчика таким способом.

3. Ссылки на другие нормативно-правовые акты.

Анализируем прежний опыт

Мы проанализировали документацию и Положение, отметили массу противоречий и нарушений. Финальным шагом мы можем проанализировать прежний опыт заказчика на предмет завершения хоть одной процедуры и заключения договора.

Все 12 опубликованных процедур до сих пор находятся в статусе «Подача заявок», несмотря на то, что прошел уже год.

В качестве вывода скажем, что такие факты, скорее, исключения, нежели правило. Однако, не стоит пренебрегать внимательностью при анализе закупок.

goscontract.info

Мошенничество в сфере государственных закупок по тендерам и аукционам

Мошенничество в сфере гос закупок: как с этим бороться и какие наказания предусмотрены

Существует несколько разновидностей мошенничества, которые могут предусматривать как уголовную, так и административную ответственность по отношению к мошенникам. Вот основные мошеннические действия и наказания в сфере государственных закупок, а также в сфере тендеров и аукционов, инициируемых мошенниками. По каждому из ниже перечисленных пунктов можно призвать инициаторов мошенничества к ответственности. Но для того, чтобы это сделать, рекомендуется воспользоваться помощью адвоката.

Расходование финансовых бюджетных средств не по целям их изначального использования

Если речь идет о мошенничество при проведении аукционов, а также при проведении гос. закупок и тендеров, необходимо отметить именно этот вид мошенничества – использование денежных средство не по целям их первоначальных целей.

За такие действия предусматривается уголовная ответственность. Данная уголовная ответственность попадает под статью УК России под номером 285.1. Более того, если речь идет о больших суммах, а именно о сумме выше в 1,5 миллиона рублей, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. Также наказанием будет лишение права занимаемой виновным должности до 3 лет. Следует отметить, что 2 года тюремного заключения и 3 года отстранения от должности – это самая крайняя и жесткая мера уголовного наказания согласно соответствующей статье 285.1 УК России.

Если же мошенником была потрачена более крупная сумма, которая выше 7,5 миллионов рублей, то здесь уже идет речь о той же статье – 285.1, но уже по ее второй части. Согласно этой части, мошенник в случае мошенничества при тендерах, государственных заказах, а также при аукционах, наказывается уголовным сроком на 5 лет. Что же касается лишения занимаемой должности, то виновное лицо не сможет занимать должность в течение 3 лет.

Еще один вид мошенничества при проведении аукционов – злоупотребление полномочиями

Злоупотребление своими основными первостепенными полномочиями по должности при мошенничестве в сфере гос. закупок, а также в сфере тендеров и аукционов.

Такое поведение, как злоупотребление полномочиями, данными по должности, квалифицируются согласно таким статьям, как 293 и 292, а также еще двум статьям – 285 и 286. Согласно данным статьям кодекса, мошенника в таком случае могут наказать материально, то есть штрафом в размере 80 тысяч рублей в лучшем случае. Что же касается наихудшего варианта, то это 4 года лишения свободы.

В том случае, если эти преступные действия мошенничества привели к каким-либо тяжким последствиям, наказание увеличивается до 10 лет. Также виновному нельзя будет занимать эту или похожие должности в течение 3 лет (согласно части третьей статьи №285 УК России.

Служебный подлог в сфере гос закупок – еще один распространенный вид мошенничества

В сфере государственных закупок очень сильно распространен и имеет свою популярность такой вид мошенничества, как служебный подлог. Также это может быть мошенничество при тендерах. При служебных подлогах во все официальные и регламентированные действующим законодательством документы вносятся заведомо неправильные, ложные информационные данные, а также те исправления, которые своим наличием в документах искажают их суть и действительность, а также искажают их содержание.

Мошенничество такого вида регламентируется в статье под номером 292 УК России. Согласно действию данной статьи, данный штраф является минимальными. Самая же максимальная мера наказания на подлог на работе – это 2 года лишения свободы.

Что же касается тех случаев, при которых были затронуты и сильно нарушены законные интересы, а также права граждан, различных организаций или законодательства, то виновные понесут наказание в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей, а также в виде лишения свободы на срок до 4 лет. Также виновные в мошенничестве в сфере гос закупок не смогут занимать свои должности или заниматься работами в данной сфере в течение 3 лет.

Халатность

Одним из нехарактерных для государственных закупок явлений считается халатность. Нехарактерность данного вида мошенничества заключается в том, что нецелевое использование финансовых расходуемых средств – это априори действие, которое направлено на личное пополнение денежных средств и обогащение. По этой причине такой вид мошенничества, как халатность – это преступление средней тяжести, наказание за которое регламентируется статьей 293 УК России. Максимальный штраф за такое преступление составляет 120 тысяч рублей, а также исправительные работы сроком в 3 месяца или же арест на тот же самый срок.

Помощь юриста

Квалифицированная помощь юриста, имеющего опыт работы и практику в области мошенничества в государственных закупках, тендеров или аукционов может стать полезной для всех участников мошенничества – как и для тех, кто виновен, так и для тех, кто пострадал от мошенничества. Только своевременное обращение к квалифицированному юридическому специалисту может стать гарантией возврата денежных средств, а также гарантией компетентного рассмотрения дела в суде.

Важно! По всем вопросам при нарушениях в сфере государственных закупок, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по тендерам и аукционам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

jur24pro.ru

Мошенничество на торгах. Советы поставщику: как избежать обмана

В статье разберем какие существуют схемы сговора на торгах и на что обращать внимание заказчикам и поставщикам, чтобы не стать жертвой мошенничества.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Мошенничество на торгах — это соглашение, которое ограничивает или снижает конкуренцию в ходе торгов. Может быть как письменным, так и устным.

Соглашения заключаются как между участниками закупки (картельный сговор или иное антиконкурентное соглашение), так и между участниками закупки и заказчиком (организатором торгов). При этом, соглашение может работать и действовать в течение длительного времени или заключаться под конкретную закупку.

Риск мошенничества на торгах наиболее высок на рынках с ограниченным количеством компаний, с высокими барьерами входа на рынок, с наличием отраслевых ассоциаций, на рынках простых товаров или услуг. По данным антимонопольных органов наиболее подвержены сговорам на торгах рынки строительных и ремонтных работ, в том числе и в области дорожного строительства (доля дел, связанных со строительством, составляет 40%) и рынки поставки медикаментов, медицинского оборудования и средств реабилитации для инвалидов.

Практика указывает на разнообразие схем мошенничества на торгах. Однако не стоит забывать, что все соглашения при закупках незаконны, а в некоторых случаях уголовно наказуемы.

Действующие мошеннические схемы на торгах

Для того, чтобы вы не попали на удочку мошенников, мы обобщили сведения о существующих схемах мошенничества на торгах.
Итак, соглашения при закупках можно классифицировать следующим образом:

  1. «Мнимая конкуренция»: участник-конкурент соглашается подать предложение с ценой выше, чем предложение «назначенного» участника-победителя, или соглашается подать предложение с условиями, заведомо неприемлемыми для заказчика. Это распространённая форма мошенничества, поскольку создаёт видимость конкуренции на торгах.
  2. «Пассивное участие в торгах»: один или несколько участников соглашаются воздержаться от подачи предложений или отозвать ранее поданное предложение, например, при условии заключения договора субподряда с победителем закупки.
  3. «Раздел закупок»: при наличии однородных закупок сговаривающиеся участники подают предложения в различных закупках по очереди. Контракты заключаются с минимальным снижением цены (0,5%).
  4. «Раздел рынка»: конкуренты делят рынок и соглашаются не конкурировать за определённых заказчиков или в определённых географических границах.
  5. «Таран»: участники сговора демпингуют, изображая активную игру на аукционе, цена опускается настолько, что добросовестные участники торгов отсекаются. При рассмотрении комиссией заказчика вторых частей заявок участники сговора отклоняются в из-за отсутствия части документов (копии лицензии, допуска СРО и т.п.), а «нужный» поставщик (также участник сговора) занимает третью позицию с минимальным снижением и после отклонения «подставных» участников становится победителем.
  6. «Сговор с заказчиком»: методов обеспечения заказчиком победы для определённого участника закупки достаточно много. При подготовке к участию в закупке детально изучается закупочная документация, поскольку нередки случаи, когда заказчики создают барьеры для участия в закупке.

Признаки наличия сговора между заказчиком и участником закупки

Закупочная документация размещается в единой информационной системе в нередактируемом формате, например, в форматах *.pdf, *.jpeg, которые не позволяют искать, копировать и печатать фрагменты документов. Это не только затрудняет поиск информации в документации, но и в случае, если текст документации необходим при заполнении заявки, участнику закупки потребуется самостоятельно перепечатать текст в ручном режиме, что в зависимости от объёма информации требует больших временных затрат, а также создаёт риск технических ошибок.

  • Заказчик создаёт условия, затрудняющие поиск закупки: допускает орфографические ошибки в наименовании предмета закупки (например, закупка притнера, вместо принтера), использует неточные синонимы предмета закупки (например, «приобретение малого лесопатрульного комплекса» вместо «автомобиля повышенной проходимости»), указывает неверную категорию закупки (код ОКПД), использует в русском слове латинские буквы («о», «а», «х» и т.д.).
  • Заказчик размещает требования к товарам, работам, услугам в закупочной документации, но при этом «забывает» продублировать их в техническом задании, на основании которого большинство участников закупки готовят заявки.
  • Заказчик при описании требований к закупке использует однотипные формулировки, однако в некоторых пунктах технического задания стандартные требования заменяются на похожие, но противоположные по значению. Например, сначала везде указывается «не более» или «не менее», а в одном или нескольких пунктах наоборот «более» или «менее».
  • Заказчик разбивает закупку, которую можно было бы произвести в рамках одного контракта, на несколько процедур. Например, если речь идёт о последовательных работах на одном объекте, когда следующий этап не может быть начат, пока не окончен предыдущий. Если контракты выигрывают разные поставщики, у второго и последующих высок риск нарушить условия собственного контракта или столкнуться с задержкой получения оплаты, так как предыдущий этап ещё не завершён.
  • Заказчик указывает минимальные или невозможные сроки исполнения условий контракта (например, строительство артезианской скважины для источника теплоснабжения в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта).
  • Заказчик использует в описании объекта закупки двусмысленные, неясные формулировки, а часть данных, необходимых для оценки рентабельности контракта, отсутствует.
  • Заказчик указывает в извещении меньший объём товаров, требуемых к поставке, чем в техническом задании.
  • Заказчик в аукционной документации формирует крупные лоты как по номенклатуре, так и по количеству поставляемых товаров. При этом многие поставщики не могут поставить весь требуемый ассортимент, но имеют возможность поставить часть требуемого к поставке товара.
  • В случае, если вы столкнулись с чем-то подобным при ознакомлении с документацией о закупке, не стоит отчаиваться. Если заказчик «спрятал» закупку, то можете мониторить новые его закупки, подписаться на закупки основных заказчиков.

    В случае манипуляций с документацией, внимательно изучите ее на предмет наличия скрытых требований или противоположных формулировок («не менее», «менее»), подайте запросы на разъяснение закупочной документации. При отсутствии в документации конкретных характеристик товаров, работ, услуг, учитывайте при расчёте рентабельности контракта товар с наименьшей стоимостью, но подпадающий под указанные в документации минимальные требования.

    В случае, если содержание документации не отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, обнаружены признаки сговора между заказчиком и участником закупки или сговора между участниками закупки, подается жалоба в Федеральную антимонопольную службу.

    Заявление в антимонопольный орган оформляется в письменной форме и должно содержать следующие сведения (ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»):

    • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица),
    • имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление,
    • описание нарушения антимонопольного законодательства,
    • существо требований, с которыми заявитель обращается,
    • перечень прилагаемых документов.

    В статье « Мошенничество на торгах. Схема «Таран» вместе с экспертом рассматриваем действие этой схемы и ответственность за ограничение конкуренции. Суть ее проста. Участники сговора демпингуют, изображая активную торговлю, цена опускается настолько, что добросовестные участники торгов отсекаются.

    school.kontur.ru

    ​ФАС советует остерегаться мошенников на официальном сайте закупок

    О необычном виде мошенничества сообщило Санкт-Петербургское управление ФАС России. Участники торгов, проводимых по Закону о закупках (№ 223-ФЗ), оказываются жертвами мошенников, которые присваивают обеспечение заявки, внесенное для участия в процедуре закупки, и исчезают.

    Комиссией УФАС 2 декабря была рассмотрена жалоба компании, пострадавшей от такой аферы. ООО «Линформ» обжаловало действия ООО «Водоочистные сооружения 3» («Водоочистные сооружения»), которое объявило запрос котировок на выполнение работ по косметическому ремонту, разместив документацию и положение о закупке на официальном сайте закупок.

    Начальная (максимальная) цена договора, который якобы планировали заключить «Водоочистные сооружения», составила 1 620 610 руб. Размер обеспечения заявок на участие в запросе котировок составил 5% от начальной максимальной цены, или 81 030 руб. Эту сумму «Линформ» перевел на счет «Водоочистных сооружений». Но торги не состоялись и обеспечение не вернулось на банковский счет «Линформа». Жалоба компании, рассмотренная УФАС в рамках полномочий антимонопольного органа, признана обоснованной.

    Аналогичная ситуация произошла с ООО «Сервис Плюс» и ИП Чесноковым Сергеем Владимировичем, которые также перечислили денежные средства в виде обеспечения заявки на участие в процедурах по заправке картриджей и разработке официального сайта на счет «Водоочистных сооружений». Жалобы на эти торги будут рассмотрены УФАС в ближайшие дни.

    Поскольку обстоятельства дел указывают на признаки экономического преступления, антимонопольное управление намерено передать материалы в УБЭП ГУ МВД по Санкт-Петербургу.

    По словам руководителя УФАС Вадима Владимирова, чтобы не стать жертвами мошенников, участникам торгов следует изучить всю без исключения информацию о заказчике, которую можно найти в интернете. Часто бывает, что организация буквально через неделю после регистрации уже проводит торги на крупные суммы. Также с особой осторожностью надо относиться к компаниям, в названиях которых каким-либо образом фигурируют известные бренды.

    В «черный список» заказчиков-мошенников, которые не вернули обеспечение по заявкам участников в 2015-2016 годах, УФАС уже занесло ООО «Водоочистные сооружения 3», ООО «Комплект климат» и ООО «НТК «Газстройсервис Северо-Запад».

    m.legal.report