Картины айвазовского высокого разрешения

Картины айвазовского высокого разрешения

Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Отец будущего художника занимался торговлей и владел несколькими языками. Мать была профессиональной портнихой и вышивальщицей. Помимо Ивана, в семье было еще четверо детей: два мальчика и две девочки.

С детства Иван очень любит рисовать. Из-за нехватки денег на дорогую в то время бумагу, мальчик рисует углем на побеленных стенах. Однажды его рисунок солдата в полный рост, нарисованный на стене, замечает один из феодосийских градоначальников – А.И. Казначеев, который разрешает Ивану брать уроки у городского архитектора. Впоследствии тот же Казначеев способствует поступлению Вани в симферопольскую гимназию, где Айвазовский подает успехи в рисовании.

В августе 1833 года Айвазовский приезжает в Петербург для поступления в Академию художеств. Учиться ему довелось у известного живописца М.Н. Воробьева. Позже в 1836 году Иван становится подмастерьем у французского художника Ф. Таннера. Но он не хочет быть простым помощником, и чувствует потребность писать свои картины. В свободное от работы время и втайне от Танера, Ваня создает пять картин, которые показывает на выставке в Академии художеств. Эти работы получили одобрение публики. Однако Айвазовский поплатился за свою самостоятельность – завистливый Тайннер, недовольный успехами своего подмастерья, пожаловался на него царю. Все работы Ивана были сняты с выставки. Лишь в 1837 году по просьбе профессора Академии художеств А.И. Заурвейда, Айвазовский смог продолжить обучение в классе ботанической живописи. В этом же году Иван получает Большую золотую медаль за картину «Штиль» и заслуживает право поездки в Крым.

С 1840 года Айвазовский трудится в Италии, где получает широкое признание и известность. Но, несмотря на успех, по-прежнему живет довольно бедно. Но это не мешает ему создавать шедевры, вызывавшие восторг даже у критиков. Ему, как ни кому другому удается изобразить воду так живо и достоверно. Его работы выставляются в Академии художеств в Париже, а сам Айвазовский избирается членом сразу четырех академий художеств: Российской, Римской, Амстердамской и Парижской.

В 1844 году по приглашению царя Николая I, Айвазовский возвращается в Россию, где получает должность живописца Главного морского штаба. В 1845 году Иван Константинович принимает участие в средиземноморской экспедиции, после которой в течение двух лет создает порядка двадцати произведений.

В 1848 году художник едет на родину в Феодосию, где полностью погружается в творчество. Именно здесь, в 1850 году создается картина Айвазовского Девятый вал, — пожалуй, одна из самых известных его работ.

Много работая, Иван Константинович не забывает и об общественной деятельности. Он устраивает благотворительные выставки, помогает нуждающимся ученикам и открывает свой художественный класс в Феодосии. В 1880 году в Феодосии создается картинная галерея, куда Айвазовский безвозмездно отдает 23 свои картины.

В 1887 году совместно с Репиным, Айвазовский создает картину «Прощание Пушкина с морем», где Репин пишет Пушкина, а Айвазовский пейзаж. В 1889 году Иван Константинович создает картину «Волна», которая считается одной из лучших в его творчестве.

В 1894 году с большим успехом проходит выставка Айвазовского в Америке, куда прибывает и сам художник.

Айвазовский скончался 19 апреля 1900 года на 83 году жизни.

Ниже Вы можете скачать наиболее известные картины Айвазовского фото в высоком разрешении.

bestfotoposter.ru

Светящиеся 3D фотообои (живопись) «Девятый вал» Айвазовский

Светящиеся 3D фотообои из серии живопись — «Девятый вал», имеют способность светиться в ПОЛНОЙ ТЕМНОТЕ в течении нескольких часов без электричества. Придавая эффект присутсвия трехмерного изображения (3D).
После «подзарядки» любым ярким источником света (солнце, лампы, дневной свет, УФ и т.д.), продолжают своё свечение. Ресурс работы свечения — не менее 50 лет.

Эти 3D фотообои изготовлены на специальном оборудовании из фотолюминесцентной пленки с использованием люминофоров.
При дневном освещении имеет обычные насыщенные и красочные цвета. А в темноте может светится желто-зеленым или бирюзовым светом. Краски на картине при этом исчезают и становятся черно-белыми, как при полной луне.

3D фотообои абсолютно безопасны для здоровья, не содержит фосфор. Ими можно украсить кафе, ресторан, офис, квартиру, дачу, коттедж. Внутри помещений — гостинную, детскую, прихожую, темные помещения (коридор, парадную и пр.)

Эти 3D фотообои можно крепить на твердую светлую поверхность, для более яркого свечения. После чего можно украсить ее рамкой (багетом)

Крепить 3D фотообои можно на клей «СВЕТЛЯЧОК», специально созданный для приклеивания на стены, потолки, полы.

Так же вы можете заказать свою картинку для фотообоев (ваши фотографии, пейзажи, портреты и т.д.) и прислать нам её на электронную почту [email protected] или принести к нам на флешке или другом электронном носителе.

После оплаты которую можно произвести через интернет-магазин, или по этой ссылке — ОПЛАТА ЗДЕСЬ, мы запускаем в производство изготовление вашей кратины или фотообоев. Срок изготовления от 2х часов до 3х рабочих дней в зависимости от выбранного размера.

После изготовления заказа, картину или фотообои можно забрать:

  • самовывозом в нашем магазине
  • заказать доставку по городу Санкт-Петербург (250 руб.)
  • заказать доставку в другой город России и СНГ транспортными компаниями: СДЭК, Деловые Линии, ПЭК, ЖелДорЭкспедиция, Автотрейдинг и т.д.

Внимание.

Размеры наших картин синхронизированы с пропорциями длины и ширины. Но тем не менее, если вы не нашли желаемый размер картины, и/или хотите заказать свой, то нажмите на кнопку внизу и закажите размер по вашему желанию.
В этом случае мы не несем отвтетственности за непропорциональность картины с вашими размерами.
То же самое относится и к качеству ваших изображений. Чем крупней размер фотообоев, тем качественней должно быть изображение. Присылайте нам ваши картины, их размер, мы их проанализируем и дадим ответ в самое ближайшее время.

Дилерская скидка на этот товар — 15%

Станьте нашим представителем в Вашем городе уже сейчас!

Наши партнёрские программы позволят вам получать до 100% выгоды!

Если вам не удалось найти нужную картину из нашего каталога, то можете зайти в базу данных картин и выбрать там любую понравившуюся.
Все картинки в базе имеют высокое разрешение и пригодные для широкоформатной печати.
Сообщите нам код выбранного изображения (он указан рядом с каждой картинкой справой стороны).

Все изображения из базы данных для вас бесплатны!

В базе несколько миллионов фотографий, иллюстраций и векторных изображений!

vestamir.ru

Тайны 5 мистических полотен Ивана Айвазовского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тайны пяти самых загадочных полотен Айвазовского раскрывает дипломированный историк искусства и лектор образовательного проекта Level One Наталья Игнатова. Три из них можно увидеть на выставке в Москве до 20 ноября.

Полотно с демонами, или «Сотворение мира» («Хаос») (1841)

В основу этого монументального полотна положен библейский сюжет о сотворении мира: художник изобразил на ней Дух Божий в виде света, пробивающегося сквозь мрачные тучи. Когда Айвазовский представлял свою работу в Италии, этот образ так впечатлил папу римского Григория XVI, что он захотел приобрести ее для своей коллекции. Но священнослужители разглядели на картине и нечистую силу, по их мнению, намеренно спрятанную художником в темных облаках. Чтобы узнать так это или нет, кардиналы созвали совет и подвергли ее тщательному осмотру на предмет присутствия демонов, но так их и не обнаружили. Так «Хаос» попал в Ватикан.

Между жизнью и смертью, или «Девятый вал» (1850)

Айвазовский написал эту картину после того, как сам чудом выжил в страшной буре. Однажды моряки рассказали художнику, что во время шторма волны идут по нарастанию и самым сильным и высоким всегда оказывается девятый вал, именно он губит корабли. Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить, потому что затем волны пойдут на спад. После окончания Академии художеств Айвазовский путешествовал по Европе и попал у берегов Испании в сильный шторм, где увидел воочию, что такое девятый вал. На берегу уже не верили, что корабль вернется, и начали готовиться к похоронам, но все закончилось благополучно. Как потом вспоминал художник, рискуя жизнью, он вышел на палубу, чтобы в мельчайших деталях запомнить этот роковой момент и ощутить всю мощь бушующей стихии. Эти впечатления он воплотил в своей самой известной картине «Девятый вал». Люди цепляются за оторванную мачту, а на них надвигается девятый вал, но яркое солнце, пробивающееся сквозь тучи, дает надежду, что им удастся пережить шторм, как когда-то удалось автору полотна.

Тревожная стихия или «Черное море» (1881)

Если романтичный «Девятый вал» наполнен светом надежды, то в картине «Черное море» мы видим тревожную стихию. Небо затянуто тучами, надвигается буря, одинокий парусник на горизонте спешит вернуться в порт. Это одно из самых драматичных полотен Айвазовского, которое ознаменовало новый реалистичный этап в творчестве художника. Глядя на картину, можно ощутить, как могучие темные волны надвигаются прямо на зрителя. Другой великий художник XIX века Иван Крамской считал эту работу самым сильным творением Айвазовского. Не случайно он изобразил фрагмент этого полотна на своей картине «Неутешное горе», разместив мрачный морской пейзаж над детским гробиком. Картина надвигающейся бури стала отражением внутреннего горя матери, потерявшей ребенка.

Найди убийцу, или «На смерть Александра III» (1894)

Свое самое мистическое полотно Иван Айвазовский написал после того, как получил известие о смерти императора Александра III, которого знал лично. Эта картина наполнена горем и скорбью, которые пережил художник. Она производит настолько гнетущее впечатление, что сейчас картина находится в отдельном зале Феодосийской галереи. Считается, что она приносит несчастье всем, кто на нее посмотрит. Если долго вглядываться в полотно, то в тумане можно разглядеть образы призраков. Сквозь мрачные очертания Петропавловской крепости и набережной Невы проступают воды реки мертвых Стикс. Образ женщины в черном, аллегории скорбящей вдовы, при определенном ракурсе может показаться мужчиной с усами. Одним он напоминает террориста, который покушался на Александра III, другим – последнего российского императора Николая II. Картину случайно обнаружили и представили публике в начале 2000-х годов, правда выставлялась она недолго.

Встреча на кладбище, или «Штиль у крымских берегов» (1899)

Эта картина отличается от остальных полотен Айвазовского, она пропитана духом спокойствия и безмятежности. Художник написал этот пейзаж в 82 года, когда наконец обрел семейное счастье. Однако встретил он свою последнюю любовь при весьма трагических обстоятельствах: Айвазовский увидел свою будущую супругу Анну Саркисову-Бурназян на похоронах ее мужа. Шел 1882 год, Анне в тот момент было всего 25 лет, а художнику – 65, но они полюбили друг друга с первого взгляда. Спустя год, когда молодая вдова выдержала положенный траур, они поженились. Несмотря на огромную разницу в возрасте, их брак оказался очень счастливым, а картина «Штиль у крымских берегов» стала отражением гармонии, любви и умиротворения, царивших в душе художника в последние годы его жизни. Он умер в возрасте 83 лет за работой.

За свою жизнь Айвазовский написал порядка 6 тысяч полотен на морскую тему, но самым известным среди них является пожалуй «Девятый вал». Полная история о том, как появился «Девятый вал» позволяет приблизиться к пониманию основных принципов работы художника над морскими пейзажами и приоткрыть завесу над тайнами его творческой мастерской.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

kulturologia.ru

Галереи живописи (скачать) около 40000 картин Русская итальянская французская и т.д

Здравствуйте Дорогие Братья и Сёстры.

Создал тут небольшие коллекции живописи и хочу поделиться с вами всеми.
Я брал всё в основном c поисковиков, Google, Яндекс, Википедия
и т.д.
Но когда всё в целостном архиве можно смотреть на любом носителе скачав это (за несколько минут). Хоть в дороге, хоть дома. Хоть на мобильном, хоть на КПК, хоть дома по телевизору (это вообще одно удовольствие), хоть дома на компьютере. Вообщем как душе угодно.

Тем более все файлы проименованы. (что очень важно) и рассортированы по именам художников с их биографиями в отдельной папке.подчёркнутый

В Третьяковке к примеру на сегодняшний день 521 картина.

Это же такое Счастье! не выходя из дому побывать в Третьяковке, Лувре, Эрмитаже, Прадо, музеях Толедо, Дрезденской картинной галереи, в Британском музеи, в Уффици и Сан Марко во Флоренции, Метрополитене в Нью-Йорке,
посетить Национальные музеи в Италии, Варшаве, Кракове, Берлине, Мюнхене, Стокгольме, Вашингтоне и.д. ….плюс окинуть взором множество Домов музеев посвящённых какому-нибудь одному художнику (прим. Дом-музей Клода Моне — Живерни, Музей Пикассо в Париже и.д.) и так же просто окунуться в ОГРОМНОЕ количество частных коллекций…. и т.д. и т.п.

У вас есть уникальная возможность прикоснуться к прекрасному и божественному.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Комментарии (7)

Малая галерея русской живописи. (примерно 5500 картин)

К примеру одного Айвазовского 134! Картины. Шишкин 112 картин.
Может чего и пропустил но все крупные работы мастеров старался не пропускать.


Русская живопись Размер: 493.46 МБ

Прим.
В разделе разные русские художники просто собраны картины которых набралось мало (1,2…) т.е недостаточно для галереи. Но это всё равно 409 картин 214ти художников. Их биографии в этой же папке. Это всегда можно поправить и расширить. Искать надо.
А так отдельно 267 галерей и примерно 5 с половиной тысяч картин. (всего около 6тыс файлов)

«Что такое искусство? или поближе: что такое художники? Часть нации, свободно и по влечению поставившая себе задачею удовлетворение эстетических потребностей своего народа.

А высшею судебною инстанциею для художника всегда было и будет то впечатление, которое выносят тысячи зрителей от его картин».
Иван Николаевич Крамской

Так же собраны галереи (далее обновление русская, мировая, итальянская, французская)


Русская живопись (свыше 15тыс. картин) 500художников и далее французская, итальянская и мировая живопись.

Обновление
Русская живопись (свыше 15тыс. картин!) 500художников!(Скачать!)Для удобства я сделал 2а архивных файла.

Ради примера
предлагаю Вам ознакомиться с внесёнными изменениями по качеству. (это уже в процессе просмотра) и количеству картин. (в последних скобках)

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) (550)
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824) (46)
Богаевский Константин Федорович (1872-1943) (111)
Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945) (210)
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896) (452)
Бронников Федор Андреевич (1827-1902) (105)
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) (165)
Васильев Федор Александрович (1850-1873) (103)
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) (148)
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) (173)
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) (190)
Врубель Михаил Александрович (1856-1910) (194)
Гау Эдуард Петрович (1807-1887) (136)
Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) (202)
Дейнека Александр Александрович (1899-1969) (532)
Доу Джордж (1781-1829)(в России 1819-1829) (346)
Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944) (197)
Зичи Михаил Александрович (1827-1906) (64)
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) (65)
Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924) (131)
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) (285)
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922) (127)
Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887) (137)
Крымов Николай Петрович (1884-1958) (161)
Куинджи Архип Иванович (1842-1910) (181)
Кустодиев Борис Михайлович(1878-1927) (669)
Лагорио Лев Феликсович(1827-1905) (41)
Левитан Исаак Ильич (1860-1900) (393)
Маковский Владимир Егорович(1846-1920) 113
Маковский Константин Егорович (1839-1915) (334)
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) (32)
Перов Василий Григорьевич 1834-1882 (167)
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) (234)
Репин Илья Ефимович (1844-1930) (479)
Рерих Николай Константинович (1874-1947) (425)
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) (228)
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967) (341)
Сомов Константин Андреевич (1869-1939) (217)
Суриков Василий Иванович (1848-1916) (220)
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) (512)

Это не просто по алфавиту (вернее по алфавиту) но то где произведены значительные изменения по качеству jpeg файлов и их количеству.

Переместил в раздел Документы. Так будет правильнее. Да и дольше продержится на первой странице. Уже скачал один архив. Потрудился ты на славу.

Что у тебя за проблемы с рукой? Может быть попросить помолиться соборно. Мы молимся ежедневно.


Мировая Живопись.rar СКАЧАТЬ! (обзорная галерея по стилям и направлениям)
примерно 5000 картин 150художников

Размер архива 438 МБ

Состав:
Примерно 150 художников разных стилей и направлений. (4329 картин JPEG), 130 Биографий не считая Фэнтази и Арт (их трудновато искать, но в inet всё есть)
ВСЕ ФАЙЛЫ ПРОИМЕНОВАНЫ. И РАССОРТИРОВАННЫ.
содержимое сего архива

Барокко: Аверкамп Хендрик, Веласкес Диего, Вермеер Ян, Йорданс Якоб, Караваджо,
Рейсдал Якоб, Рембрандт ван Рейн, Рени Гвидо, Рубенс Питер Пауль, Стен Ян

Классицизм: Никола Пуссен, Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Джованни Антонио Каналетто, Джованни Батиста Тьеполо

Романтизм: Уильям Блейк, Франсиско де Гойя, Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Джон Констебл, Каспар Фридрих, Генри Фузели, Франческо Хайес, Уильям Этти

Рококо: Помпео Батони, Франсуа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Ангелика Кауфман, Себастьяно Риччи, Жан Оноре Фрагонар

Ренессанс Итальянское Возрождение:Беллини Джованни, Боттичелли Сандро, Веронезе Паоло, Джорджоне, Карпаччо Витторе,
Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, Тициан

Северный Ренессанс: Альтдорфер Альбрехт, Бальдунг Грин Ганс, Босх Иероним, Брейгель Питер, Вейден Рогир ван дер, Дюрер Альбрехт, Кранах Лукас, Мемлинг Ханс,
Хольбейн Ханс, Эйк Ян ван

Историческая и мифологическая живопись: Лоуренс Альма-Тадема, Помпео Батони, Эдуард Бёрн-Джонс, Вильям-Адольф Бугеро, Виктор Васнецов, Фредерик Лейтон,
Гюстав Моро, Никола Пуссен, Джон Уильям Уотерхаус, Джордж Фредерик Уотс

Сюрреализм: Сальвадор Дали, Поль Дельво, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Рене Магритт, Майкл Паркес, Ив Танги, Дороти Таннинг, Макс Эрнст

Модерн: Густав Климт, Анри Матисс, Амедео Модильяни, Альфонс Муха, Пьер Пюви де Шаванн, Анри Руссо, Анри де Тулуз-Лотрек, Фердинанд Ходлер, Франц фон Штук

Импрессионизм: Эдгар Дега, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Жорж Сера, Альфред Сислей, Андерс Цорн

Маньеризм: Аахен Ханс фон, Аллори Алессандро, Бронзино Анджело, Вазари Джорджо, Пармиджанино, Тинторетто Якопо, Шпрангер Бартоломеус, Эйтевал Иоахим, Эль Греко

Экспрессионизм: Фернан Леже, Франц Марк, Эдвард Мунк, Пабло Пикассо, Эгон Шиле

Русское искусство (много взято из старого архива):
ПЕРЕДВИЖНИКИ: Васнецов Виктор Михайлович, Ге Николай Николаевич
Куинджи Архип Иванович, Крамской Иван Николаевич, Левитан Исаак Ильич,
Маковский Владимир Егорович, Нестеров Михаил Васильевич, Перов Василий Григорьевич, Прянишников Илларион Михайлович, Репин Илья Ефимович, Серов Валентин Александрович, Суриков Василий Иванович, Верещагин Василий Васильевич
МОДЕРН: Врубель Михаил Александрович
КЛАССИЦИЗМ: Брюллов Карл Павлович
РОМАНТИЗМ: Айвазовский Иван Константинович
ЭКСПРЕССИОНИЗМ: Кандинский Василий Васильевич, Шагал Марк Захарович
Современное искусство: Битструп (так для прикола)
И Фэнтази и Арт: Борис Валледжо, Луиса Ройо, Джулия Белл, Фредерик Поттер, Джим Бёрнс, Джон Пайтр, Джон Хоу, Лес Эдвардс, Крис Ахиллеос, Ровена Моррилл, Кен Келли, Беркли Шо, Денни Флинн, Тим Уайт и т.д. (отдельные галереи)

Итальянская живопись(скачать!)5031картин и фресок 282мастера+биографии


Итальянская живопись.rar

Состав архива:
5031 картин (jpeg) и фресок, всего 282 мастера
222 галереи + 185 картин и фресок 68 мастеров в разделе «!Разные итальянские художники» На каждого художника есть биография в соответствующий папке
«Биография» в формате html-документ.

Все картины проименованны.

Структура папки как везде, такова (прим.)
[Tициан Вечеллио (1488-1576) (118)]
автор; годы жизни; к-во работ

Охвачен огромный период с ХХIII – ХХ вв. От древнейших мастеров ещё византийской школы до Наттиса и Модильяни.
Помимо ТИТАНОВ итальянской да и мировой живописи, таких как, Тициан Вечеллио, Микеланджело Меризи де Караваджо, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Джованни Франческо Гверчино, Анджело ди Козимо, Помпео Джироламо Батони, Себастьяно Риччи, Андреа Мантенья, Гвидо Рени, Карпаччо, Корреджо, Веронезе Паоло, Джорджоне и конечно же Леонардо да Винчи. И многие многие другие Великие мастера, чьё творчество бесценно и вечно!
Так же Вы найдёте и художников пейзажистов таких как Франческо Гварди, Микеле Мариески, Лука Карлеварис, Джованни Антонио Каналетто и т.д. (с видами старой Италии…..Венеция, Рим, Милан, Флоренция)
Конечно большинство работ посвящено религии и библейским сюжетам. Житиё Иисуса (Рождество, распятие, пьета или Оплпкивание), Марии (Мадонны), Noli mi Tangere, Благовещение, Мадонна с младенцем и.т.д. Житиё святых Иеронима, Николая, Георгия, Иоанна Крестителя, Павла, Петра, св. Маргариты, св. Себастьяна, Франциска, Марии Магдалины, св. Евангелистов Иоанна и Луки, св Екатерины, Елизаветы, Анны, Августина Блаженного и многих других. Так же очень много сцен из ветхого завета. Есть и мифологические зарисовки. Да и потом есть уникальная возможность объездить всю Италию (виртуально) побывав в Риме, Флоренции, Венеции, Милане и.д. Побывать в церкви Санта Феличита, Увидеть своды капеллы папы Льва Х в Санта Мария Новелла во Флоренции, церкви Сан Петронио в Болонье, в церкви Архангела Рафаила в Венеции, увидеть цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции и фресок из Палаццо Пубблико в Сиене и незабываемые фрески Сикстинской капеллы в Риме…. И многое, многое другое.

Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи

Ab imo pectore — С полной искренностью, от души

www.logoslovo.ru

Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста

Море и Айвазовский вот уже полтора века — синонимы. Говорим «Айвазовский» — представляем море, а увидев морской закат или шторм, парусник или пенящийся прибой, штиль или морской бриз, произносим: «Чистый Айвазовский!»

Не узнать Айвазовского трудно. Но сегодня «Артхив» покажет вам Айвазовского редкого и малоизвестного. Айвазовского неожиданного и непривычного. Айвазовского, которого вы, возможно, даже не сразу узнаете. Короче, Айвазовского без моря.

Зимний пейзаж. Иван Константинович Айвазовский, 1880-е

Это графические автопортреты Айвазовского. Пожалуй, тут он неузнаваем. И больше похож не на собственные живописные изображения (смотрите ниже), а на доброго своего приятеля, вместе с которым в молодости колесил по Италии, — Николая Васильевича Гоголя. Автопортрет слева — ни дать ни взять Гоголь, сочиняющий «Мертвые души» за заваленным черновиками столом.

Еще занятнее — автопортрет справа. Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой? Потому что скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Никто не помнил, кто подарил ее 10-летнему Ованнесу, мальчику из многодетной и бедной семьи армянских переселенцев в Феодосии. Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Но это и не понадобилось. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. Слух у него оказался великолепный. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию.

Скрипку начинающий художник привез с собой в Петербург, играл «для души». Нередко в гостях, когда Ованнес завел полезные знакомства и начал бывать в свете, его просили сыграть на скрипке. Обладая покладистым характером, Айвазовский никогда не отказывался. В биографии композитора Михаила Глинки, написанной Всеволодом Успенским, есть такой фрагмент: «Однажды у Кукольника Глинка встретился с учеником Академии художеств Айвазовским. Он мастерски пел дикую крымскую песню, сидя по-татарски на полу, раскачиваясь и придерживая у подбородка скрипку. Татарские напевы Айвазовского очень понравились Глинке, его воображение с юности привлекал восток… Два напева вошли со временем в лезгинку, а третий — в сцену Ратмира в третьем акте оперы “Руслан и Людмила”».

Скрипку Айвазовский будет брать с собой всюду. На кораблях Балтийской эскадры его игра развлекала матросов, скрипка пела им о теплых морях и лучшей жизни. В Петербурге, впервые увидев свою будущую жену Юлию Гревс на светском приеме (она была всего лишь гувернанткой хозяйских малышей), Айвазовский не решился представиться — вместо этого он снова возьмет в руки скрипку и затянет серенаду на итальянском.

Интересный вопрос: почему на рисунке Айвазовский не упирает скрипку в подбородок, а держит ее наподобие виолончели? Биограф Юлия Андреева объясняет эту особенность так: «По многочисленным свидетельствам современников, скрипку он держал на восточный манер, уперев ее в левое колено. Таким образом он мог одновременно играть и петь».

Автопортрет Ивана Айвазовского, 1874 год

А этот автопортрет Айвазовского просто для сравнения: в отличие от не столь широко известных предыдущих, читателю он наверняка знаком. Но если на первых Айвазовский напомнил Гоголя, то на этом, с холеными бакенбардами — Пушкина. Кстати, именно такого мнения была и Наталья Николаевна, жена поэта. Когда чете Пушкиных на выставке в Академии художеств представили Айвазовского, Наталья Николаевна любезно заметила, что художник своим обликом очень напоминает ей портреты молодого Александра Сергеевича.

Петербург. Переправа через Неву. Иван Константинович Айвазовский, 1870-е

При первой (а если отбросить легенды — то и единственной) встрече Пушкин задал Айвазовскому два вопроса. Первый — при знакомстве более чем предсказуемый: откуда художник родом? А вот второй — неожиданный и даже несколько фамильярный. Пушкин спросил Айвазовского, не мерзнет ли он, южный человек, в Петербурге? Знал бы Пушкин, насколько оказался прав. Все зимы в Академии художеств юный Ованнес и вправду катастрофически мерз.

По холлам и классам гуляют сквозняки, преподаватели кутают в пуховые платки спины. У 16-летнего Ованнеса Айвазовского, принятого в класс профессора Максима Воробьева, от холода немеют резвые пальцы. Он зябнет, кутается в совсем не греющую, испачканную краской куртку, все время кашляет.

Особенно трудно по ночам. Траченное молью одеяло не позволяет согреться. Все члены сковывает озноб, зуб не попадает на зуб, отчего-то особенно мерзнут уши. Когда холод не дает уснуть, студент Айвазовский вспоминает Феодосию и теплое море.

Штаб-лекарь Оверлах строчит президенту Академии Оленину рапорты о неудовлетворительном здоровье Ованнеса: «Академист Айвазовский, был переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма, с самого пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете, страдая, как прежде сего, так и ныне, грудною болью, сухим кашлем, одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца».

Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода? Он написан в 1877-м, Академия давным-давно позади, а ощущение пронизывающей стужи Северной Пальмиры — осталось. Вздыбились гигантские льдины на Неве. Сквозь холодные мглистые краски пурпурного неба проступает Адмиралтейская игла. Холодно крошечным людям в повозке. Зябко, тревожно — но и весело. И кажется, так много нового, неизвестного, интересного — там, впереди, за пеленой заиндевевшего воздуха.

Предательство Иуды. Иван Константинович Айвазовский, 1834

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге бережно хранит эскиз Айвазовского «Предательство Иуды». Он выполнен на серой бумаге белилами и итальянским карандашом. В 1834-м Айвазовский готовил картину на библейскую тему по заданию Академии. Ованнес был по натуре довольно скрытен, любил работать в одиночестве и совершенно не постигал, как это его кумир Карл Брюллов в состоянии писать при любом скоплении народа.

Айвазовский, напротив, для работы предпочитал уединение, поэтому когда предъявил товарищам по академии «Предательство Иуды», оно оказалось для них полной неожиданностью. Многие просто не могли поверить, что 17-летний провинциал всего лишь на втором году обучения способен на такое.

И тогда его недоброжелатели придумали объяснение. Ведь пропадает же Айвазовский все время у коллекционера и мецената Алексея Романовича Томилова? А у того в собрании и Брюллов есть, и Пуссен, и Рембрандт, и мало ли еще кто. Наверняка хитромудрый Ованнес просто скопировал там картину какого-нибудь малоизвестного в России европейского мастера и выдал за свою.

К счастью для Айвазовского, президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин оказался о «Предательстве Иуды» другого мнения. Оленина настолько впечатлило мастерство Ованнеса, что он удостоил его высокой милости — пригласил погостить у него в усадьбе Приютино, где бывали Пушкин и Крылов, Боровиковский и Венецианов, Кипренский и братья Брюлловы. Честь для начинающего академиста неслыханная.

Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. Иван Константинович Айвазовский, 1846

К 1845 году 27-летнему Айвазовскому, чьи морские пейзажи уже гремят по всей Европе от Амстердама до Рима, отдают дань уважения и в России. Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное — официальный военно-морской мундир. Морское министерство за заслуги перед Отечеством назначает Айвазовского первым живописцем Главного Морского штаба. Теперь Айвазовского обязаны пропускать во все русские порты и на все корабли, куда бы только он ни пожелал попасть. А весной 1845 года по настоянию великого князя Константина Николаевича художника включили в состав морской экспедиции адмирала Литке в Турцию и Малую Азию.

К тому моменту Айвазовский уже исколесил всю Европу (в его заграничном паспорте больше 135 виз, и таможенники устали доклеивать туда новые страницы), но на землях османов еще не бывал. Впервые он видит Хиос и Патмос, Самос и Родос, Синоп и Смирну, Анатолию и Левант. А больше всего его впечатлил Константинополь: «Вояж мой, — писал Айвазовский, — с его императорским высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно в Константинополе, от которого я в восхищении. Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция».

«Кофейня у мечети Ортакей» — один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки. Вообще, отношения Айвазовского с Турцией — долгая и непростая история. Он будет посещать Турцию еще не раз. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II — алмазной медалью. Но между этими наградами была и русско-турецкая война 1877 года, во время которой снарядом был частично разрушен дом Айвазовского в Феодосии. Однако знаменательно, что мирный договор между Турцией и Россией подписывался в зале, украшенном картинами Айвазовского. Бывая в Турции, Айвазовский особенно тепло общался с живущими в Турции армянами, те уважительно звали его Айваз-эфенди. А когда в 1890-е годы турецкий султан учинит чудовищную резню, в которой погибнут тысячи армян, Айвазовский демонстративно швырнет османские награды в море, сказав, что то же самое советует сделать султану с его картинами.

«Кофейня у мечети Ортакей» Айвазовского — идеальный образ Турции. Идеальный — потому что мирный. Расслабленно восседая на расшитых подушках и погрузившись в созерцание, турки пьют кофе, вдыхают кальянный дым, внимают ненавязчивым мелодиям. Струится расплавленный воздух. Время протекает меж пальцев, как песок. Никто никуда не спешит — незачем спешить: все нужное для полноты бытия уже сосредоточено в настоящем моменте.

Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. Иван Константинович Айвазовский, 1862

Нельзя сказать, что Айвазовский в пейзаже «Ветряные мельницы в украинской степи…» неузнаваем. Пшеничное поле в закатных лучах — почти как зыблющаяся поверхность моря, а мельницы — те же фрегаты: у одних ветер надувает паруса, у других — вращает лопасти. Где и, главное, когда Айвазовский мог отвлечься от моря и заинтересоваться украинской степью?

Возвращение со свадьбы. Иван Константинович Айвазовский, 1891

Чумаки на отдыхе. Иван Константинович Айвазовский, 1885

Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков? Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал. В 1853 году Турция объявила войну России, в марте 1854-го к ней присоединились Англия и Франция — началась Крымская война. В сентябре неприятель был уже в Ялте. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных — жену, четырех дочек, старую мать. «С душевным прискорбием, — сообщал художник одному из корреспондентов, — мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни».

Биограф пишет, что и на новом месте жена Айвазовского Юлия Гревс, до этого активно помогавшая мужу в Крыму в его археологических раскопках и этнографических изысканиях, «пыталась увлечь Айвазовского археологией или сценками малороссийского быта». Ведь Юлия так хотела, чтобы муж и отец оставался с семьей подольше. Не вышло: Айвазовский помчался в осажденный Севастополь. Несколько дней под бомбардировками он с натуры писал морские бои, и лишь специальный приказ вице-адмирала Корнилова вынудил бесстрашного художника оставить театр военных действий. Тем не менее в наследии Айвазовского довольно много этнографически-жанровых сценок и украинских пейзажей: «Чумаки на отдыхе», «Свадьба на Украине», «Зимняя сцена в Малороссии» и другие.

Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева, предводителя дворянства Таврической губернии. Иван Константинович Айвазовский, 1848

Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Но вот этого господина он писал не раз. Впрочем, и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом». Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником. В конце 1820-х годов ему все чаще стали поступать жалобы: в городе кто-то шалит — разрисовывает заборы и беленые известкой стены домов. Градоначальник поехал осмотреть художества. На стенах красовались фигуры солдат, моряков и силуэты кораблей, наведенные самоварным углем, — нужно сказать, весьма и весьма правдоподобные. Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского.

«Рисуешь ты прекрасно, — согласился, встретившись с «преступником», Казначеев, — но почему на чужих заборах?!» Впрочем, он сходу понял: Айвазовские так бедствуют, что не могут купить сыну принадлежности для рисования. И Казначеев сделал это сам: вместо наказания он подарил Ованнесу стопку хорошей бумаги и ящик красок.

Ованнес стал бывать в доме градоначальника, подружился с его сыном Сашей. И когда в 1830 году Казначеев стал губернатором Таврии, он забрал Айвазовского, превратившегося в члена семьи, в Симферополь, чтобы там мальчик мог выучиться в гимназии, а еще три года спустя приложил все усилия, чтобы Ованнеса зачислили в Императорскую Академию художеств.

Когда выросший и прославившийся Айвазовский навсегда вернется жить в Крым, он будет поддерживать дружеские отношения с Александром Ивановичем. И даже в каком-то смысле станет подражать своему «названному отцу», усиленно опекая бедных и обездоленных и основав «Общую мастерскую» — художественную школу для местной талантливой молодежи. А еще Айвазовский по собственноручному проекту и за личные средства возведет в честь Казначеева в Феодосии фонтан.

Караван в оазисе. Египет. Иван Константинович Айвазовский, 1871

17 ноября 1869 года был открыт для судоходства Суэцкий канал. Проложенный через египетские пустыни, он соединил Средиземное и Красное моря и стал условной границей между Африкой и Евразией. Пропустить такое событие любознательный и все еще жадный до впечатлений 52-летний Айвазовский не мог. Он приехал в Египет в составе русской делегации и стал первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал.

«Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими», — был всегда убежден Айвазовский. А как раз солнца-то в Египте было в избытке — только работай. Пальмы, пески, пирамиды, верблюды, далекие пустынные горизонты и «Караван в оазисе» — все это осталось на картинах Айвазовского.

А еще художник оставил занятные воспоминания о первой встрече русской песни и египетской пустыни: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять.

Была прекрасная лунная ночь, придававшая какую-то величавую красоту пустынным берегам древней страны фараонов, отторгнутой каналом от азиатского берега.

Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанности запевалы, стройный хор подхватывал…

И вот на берегах Египта зазвучала песня о «матушке Волге», о «темном лесе», о «чистом поле» и понеслась по волнам, осеребренным луною, ярко светившей на рубеже двух частей света…»

Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. Иван Константинович Айвазовский, 1895

Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. Иван Константинович Айвазовский, 1883

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.) Иван Константинович Айвазовский, 1892

Возможно, кому-то будет в новинку узнать, что Иван Константинович Айвазовский был истинным ревнителем Армянской апостольской церкви, одной из древнейших, кстати, христианских церквей. Армянская христианская община была и в Феодосии, а Синод располагался в «сердце Армении» — городе Эчмиадзине.

Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) стал монахом, потом архиепископом и выдающимся армянским просветителем. Для самого же художника его религиозная принадлежность отнюдь не была пустой формальностью. О самых важных событиях своей жизни, например о свадьбе, он ставил в известность Эчмиадзинский Синод: «Женился 15 августа 1848 года на Джулии, дочери Якова Гревса, англичанина-лютеранина, однако венчался в армянской церкви и с условием, что дети мои от этого брака тоже будут крещены в армянской святой купели».

Когда семейная жизнь разладится, Айвазовскому придется там же испрашивать позволения на расторжение брака.

В 1895 году в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость — каталикос Хримян, глава Армянской церкви. Айвазовский возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новую и даже написал для нее алтарный образ. На торжественном обеде на 300 человек в Феодосии католикос пообещал художнику: «Я, Хримян Айрик, в одной руке — крест, в другой — Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ». В этом же году вдохновленный Айвазовский напишет картину «Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина».

Через пять лет 82-летнего Айвазовского не станет. Его могилу на подворье древнего храма украшает надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И.К. Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский, 1882

Было бы несправедливо по отношению к читателю окончить наш рассказ о картинах Айвазовского, где отсутствует море, фактом смерти художника. Тем более, затронув многие важные биографические вехи, мы так и не поговорили о любви.

Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Причем влюбился совсем по-мальчишески — с первого взгляда и в обстоятельствах, меньше всего располагавших к романтике. Он ехал в экипаже по улицам Феодосии и пересекся с похоронной процессией, в составе которой шла затянутая в черное молодая прекрасная женщина. Художник считал, что в родной Феодосии всех знает по именам, но ее он как будто видел впервые и даже не догадывался, кем она приходится покойному — дочкой, сестрой, женой. Навел справки: оказалось — вдовой. 25 лет. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.

Покойный муж оставил Анне имение с дивным садом и великим богатством для Крыма — источником с пресной водой. Вполне состоятельная, самодостаточная женщина, к тому же на 40 лет моложе Айвазовского. Но когда художник, трепеща и не веря в возможное счастье, сделал ей предложение, Саркизова приняла его.

Год спустя Айвазовский признавался другу в письме: «Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой. Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо. С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Пять лет тому назад Эчмиадзинский синод и католикос разрешили мне развод… Только вот очень страшился связать свою жизнь с женщиной другой нации, дабы слез не лить. Сие случилось Божьей милостью, и я сердечно благодарствую за поздравления».

17 лет они проживут в любви и согласии. Как и в юности, Айвазовский будет много и невероятно продуктивно писать. И еще он успеет показать любимой океан: на 10-м году брака они поплывут в Америку через Париж, и, по легенде, эта красивая пара часто будет единственными людьми на корабле, не подверженными морской болезни. Пока большинство пассажиров, укрывшись в каютах, пережидали качку и шторм, Айвазовский и Анна безмятежно любовались морскими просторами.

После смерти Айвазовского Анна более чем на 40 лет (а доживет она до 88-ми) станет добровольной затворницей: ни гостей, ни интервью, ни тем более попыток устроить личную жизнь. Есть что-то волевое и одновременно загадочное во взгляде женщины, чье лицо наполовину скрывает газовая вуаль, так похожая на полупрозрачную поверхность воды с морских пейзажей ее великого мужа, Ивана Айвазовского.

bigpicture.ru