Федеральному закону о погребении и похоронном деле российской федерации

Новый закон о похоронном деле может быть принят в следующем году

До 1 декабря текущего года Правительство РФ должно обеспечить доработку и внесение в Госдуму законопроекта о похоронном деле, направленного на регулирование отношений, связанных с погребением умерших, и призванного заменить действующий закон (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; далее – Закон № 8-ФЗ). Соответствующее поручение было дано кабинету министров главой государства Владимиром Путиным по итогам проведенной Контрольным управлением Президента РФ проверки исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела (перечень поручений от 9 июля 2017 года № Пр-1330).

Среди наиболее существенных проблем указанной отрасли, выявленных в ходе проверки, можно выделить:

  • избыточность документов, необходимых для погребения, и отсутствие межведомственного взаимодействия инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
  • ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти. Напомним, каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (п. 1 ст. 7 Закона № 8-ФЗ), а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить умершего, – безвозмездное оказание ряда услуг (гарантированный перечень услуг по погребению закреплен в п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) или выплата компенсации, если погребение было осуществлено за счет средств этого лица (ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Незнание соответствующих норм приводит к тому, что в ряде регионов за предоставление участков для захоронения взимается плата, а безвозмездными услугами и правом на компенсацию пользуются лишь около 20% родственников или законных представителей умерших;
  • отсутствие законодательного регулирования оказания услуг по погребению умерших не специализированными службами по вопросам похоронного дела, а иными коммерческими организациями и ИП, что приводит к появлению незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги ненадлежащего качества по завышенным ценам. Примерный объем годового оборота теневого рынка ритуальных услуг, по оценке экспертов, составляет 120-150 млрд руб.;
  • неисполнение органами местного самоуправления обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг (п. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) и отсутствие единой методики ее определения. В результате стоимость и качество оказываемых услуг существенно различается даже в пределах одного региона. Кроме того, в некоторых муниципалитетах размер социального пособия на погребение и стоимость гарантированных услуг существенно различаются;
  • значительное количество заброшенных и бесхозяйных кладбищ по причине отсутствия механизма проведения инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов выявлены факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
  • Предполагается, что часть указанных проблем будет решена после принятия нового закона о похоронном деле. Соответствующий законопроект 1 , разработанный Минстроем России, в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами и, скорее всего, будет представлен на рассмотрение Госдумы уже в рамках весенней сессии следующего года, сообщила заместитель директора Департамента городской среды министерства Маргарита Поспелова в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ круглого стола «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование».

    Каков порядок назначения и выплаты единовременного пособия на погребение и отражения его в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Одним из ключевых нововведений, предусмотренных законопроектом, является положение о том, что услуги по организации похорон могут предоставляться только специализированными службами по вопросам похоронного дела – юридическими лицами, отвечающими установленным требованиям (наличие помещений и оборудования, катафального транспорта, работников, имеющих профессиональное образование в области похоронного дела, и др.) и заключившими соглашение об осуществлении соответствующей деятельности с органом местного самоуправления. Кроме того, все заключившие указанные соглашения организации будут включаться в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела, и исключение из него по предусмотренным законопроектом основаниям станет препятствием для заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с другим созданным тем же учредителем юридическим лицом.

    Крайне важным, по мнению экспертов, является предусмотренный законопроектом прямой запрет на раскрытие медицинскими работниками, должностными лицами органов власти, учреждений и организаций информации о смерти третьим лицам (разумеется, к ним не относятся родственники и лица, взявшие на себя обязанность по организации похорон) – за его несоблюдение предлагается штрафовать и тех, кто распространил, и тех, кто получил сведения. Это мера положительно скажется на состоянии конкуренции в данной сфере, так как действия ритуальных агентов, оперативно получающих информацию о смерти от перечисленных выше субъектов за определенную плату (в среднем – 20 тыс. руб.) и предлагающих свои услуги родственникам умерших, будут официально признаваться незаконными. С этой же целью предлагается установить, что услуга по организации похорон оказывается только по инициативе лица, взявшего на себя обязанность похоронить умершего, которое самостоятельно обратилось в пункт приема заказов или диспетчерский центр приема заказов.

    Планируется также определить, какие деяния можно рассматривать как нарушение законодательства в сфере похоронного дела и какие санкции должны применяться к нарушителям, и включить соответствующие положения в КоАП РФ.

    Все участники круглого стола подтвердили необходимость принятия нового закона о похоронном деле, но отметили, что подготовленный Минстроем России законопроект требует доработки. Один из самых главных его недостатков – отсутствие норм, предусматривающих осуществление общественного контроля в сфере оказания ритуальных услуг. По словам экспертов, именно введение механизма общественного контроля позволит исправить сложившуюся на данный момент во многих муниципалитетах практику монополизации рынка похоронных услуг одной организацией «с разрешения» органов исполнительной власти.

    Так, например, в Москве ГБУ «Ритуал» фактически наделено функциями по контролю за установкой надмогильных сооружений (надгробий) на территории всех столичных кладбищ: необходимость получения разрешений на их установку у администрации кладбища, работники которой утверждаются приказом руководителя указанного бюджетного учреждения, введена распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 2 июня 2017 г. № 170. Данная норма, по мнению Управления ФАС России по г. Москве, является дискриминационной для всех остальных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг и нарушает п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Правительству Москвы выдано предупреждение о необходимости ее отмены (предупреждение № АХ/41474/17 от 17 августа 2017 г.). Кроме того, с 2015 года столичные власти перестали заключать с городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела договоры аренды помещений в моргах для оказания ритуальных услуг, передавая эти помещения в безвозмездное пользование ГБУ «Ритуал», что также ставит последнее в привилегированное положение, подчеркивают эксперты.

    Действующим законодательством, напомним, предусмотрена возможность создания при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела (ст. 27 Закона № 8-ФЗ), однако большинство муниципалитетов этой возможностью не пользуются. По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, общественный контроль должен осуществляться все-таки структурами, создаваемыми при ОП РФ и региональных общественных палатах, так как, они, во-первых, являются субъектами общественного контроля по закону, а во-вторых, не зависят от органов власти.

    Общественной палаты РФ по итогам круглого стола на тему: «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование»

    Кроме того, необходимо подумать о создании системы комплексного мониторинга отрасли, отметил президент НКО «Верум» Владимир Горелов. Используемая сейчас форма статистической отчетности, по мнению эксперта, неэффективна, так как предполагает представление сведений за прошедший год и не позволяет оценить состояние рынка ритуальных услуг в данный момент.

    Еще одно предложение к обсуждению – о возможности введения в России института ритуального страхования. Единого мнения по этому вопросу в экспертном сообществе пока нет.

    Таким образом, можно предположить, что в текст законопроекта будет внесена не одна правка. Стоит отметить, что ОП РФ планирует еще раз обсудить проект – в ходе так называемого нулевого чтения – до внесения его в Госдуму.

    www.garant.ru

    Федеральному закону о погребении и похоронном деле российской федерации

    ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    «О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛА»

    ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНА

    Глава 1. Общие положения.

    Задачи настоящего Федерального закона.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

    1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

    2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

    3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

    4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

    Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

    1.Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти.

    1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее – волеизъявление умершего) – пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

    о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

    быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

    быть подвергнутым кремации;

    о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

    2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

    www.med-pravo.ru

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

    • Главная
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.96 N 8-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 12.01.96 — «Российская газета», N 12, 20.01.96,
  • «Собрание законодательства РФ», 1996, N 3, ст. 146)
  • Статья 10. Социальное пособие на погребение

    1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

    В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

    органом, в котором умерший получал пенсию;

    организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;

    органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

    территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

    Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).

    zakonbase.ru

    Глава I. Общие положения (статьи 1-6)

    Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

    1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    Статья 3. Погребение

    Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

    Статья 4. Места погребения

    1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

    2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

    1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

    о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;

    Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

    Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

    Глава II. Гарантии осуществления погребения (статьи 7-14_1)

    Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

    1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

    3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 годаФедеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ.

    Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

    Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

    1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

    2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

    3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

    4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

    Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

    1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

    1) оформление документов, необходимых для погребения;

    2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

    3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

    4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

    Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств (абзац в редакции, введенной в действие с 21 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 263-ФЗ; дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ:

    Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (абзац в редакции, введенной в действие со 2 июля 1997 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ;

    федерального бюджета — на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом (абзац дополнительно включен с 1 января 1998 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ; ____________________________________________________________________ Абзацы третий и четвертый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами четвертым и пятым настоящей редакции — Федеральный закон от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ. ____________________________________________________________________

    Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ;

    бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 138-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

    Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (абзац дополнительно включен со 2 июля 1997 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 238-ФЗ. ____________________________________________________________________ Действие абзаца шестого пункта 3 настоящей статьи приостановлено до 1 января 2018 года в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ, Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ). ____________________________________________________________________

    Абзац, дополнительно включенный со 2 июля 1997 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ; утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ)..

    В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента (абзац дополнительно включен с 1 января 1998 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ.

    Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).

    4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

    5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

    Статья 10. Социальное пособие на погребение

    1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 238-ФЗ. ____________________________________________________________________ Действие абзаца первого пункта 1 настоящей статьи приостановлено до 1 января 2018 года в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ, Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ). ____________________________________________________________________

    В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ.

    (Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 1997 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ

    2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

    организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ;

    органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 138-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

    территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).

    3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии) (абзац в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ.

    (Пункт дополнительно включен со 2 июля 1997 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ; абзац второй вводится в действие с 1 января 1998 года)

    Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны

    (Наименование в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

    1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

    Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации. (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

    Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу). (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ.

    Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы в соответствии с заслугами умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похоронного дела о погребении умершего (погибшего) на поименованном месте погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего), пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников умершего (погибшего). (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ.

    Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 21 апреля 2005 года N 36-ФЗ).

    2. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

    3. Погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат:

    1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет (подпункт дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;

    2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

    3) ветераны военной службы;

    4) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), независимо от общей продолжительности военной службы (службы). (Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции Федерального закона от 17 октября 2006 года N 162-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

    Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.

    5. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

    (Пункт дополнительно включен с 1 января 2002 года Федеральным законом от 30

    gosritual.su