Дети без родительской опеки

Устройство детей, оставшихся без родительской опеки, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

Временное устройство ребенка, который остался без родительской опеки, в пределах своей компетенции осуществляют служба по делам детей по месту обнаружения ребенка и криминальная милиция по делам детей ОВД.

Ребенок, который остался без родительской опеки, временно может быть устроена в:

— Приют для детей службы по делам детей (далее — убежище)

— Центр социально-психологической реабилитации детей (далее — центр)

— Социально-реабилитационный центр (детский городок)

— Заведение для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

Ребенок, у которого есть родственники или другие лица, с которыми у нее на момент оставления без родительской опеки сложились близкие отношения (соседи, знакомые) и желающих оставить его на воспитание в свою семью, может находиться в их семье до принятия решение об устройстве ребенка. Основанием для временного пребывания ребенка в семье родственников, других лиц, с которыми у нее сложились близкие отношения, является заявление этих лиц о согласии на его временное проживание, акт обследования жилищно-бытовых условий заявителей и решения службы по делам детей о временном устройстве ребенка .

Временное устройство подброшенной или найденного ребенка, а также ребенка с признаками насилия или жестокого обращения осуществляется после предоставления ему необходимой медицинской помощи, завершения медицинского обследования или лечения.

Беспризорные дети подлежат немедленному устройству в приют или центр по месту выявления в установленном законодательством порядке.

После временного устройства такого ребенка служба по делам детей по месту обнаружения ребенка и администрация приюта, центра принимают меры к установлению личности ребенка, ее родственных связей и тому подобное.

После установления личности ребенка рассматривается вопрос о ее возвращении на воспитание к родителям или лицам, их заменяющих. В случае невозможности или нецелесообразности возвращения ребенка на воспитание к родителям служба по делам детей по месту происхождения ребенка собирает соответствующие документы для подтверждения обстоятельств, при которых ребенок потерял родительское попечение.

После установления статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, районная, районная в гг.

Киеве и Севастополе госадминистрация, исполнительный орган городского, районного в городе совета по месту происхождения такого ребенка принимают исчерпывающие меры к устройству ее в семью граждан Украины (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа).

Не допускается одновременное применение к ребенку различных форм устройства.

При определении формы устройства в интересах ребенка должны быть учтены обстоятельства, при которых ребенок потерял родительское попечение, ее жизненный путь, родственные связи, наличие братьев и сестер, контакты с социальным окружением, состояние здоровья, образование, другие нужды.

Родные братья и сестры не могут быть разъединены при устройстве. В случае невозможности устроить их вместе по состоянию здоровья одного из братьев / сестер опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, руководители учреждений обязаны обеспечить постоянные контакты между детьми, в том числе периодические встречи, переписка, телефонные разговоры, обмен фотографиями и тому подобное. Если по возрасту или состоянию здоровья ребенок не может самостоятельно писать, сообщение от имени и по ее словам пишут лица, осуществляющие уход за ребенком. Периодичность встреч устанавливается в зависимости от обстоятельств пребывания детей, но не реже двух раз в год.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, не могут быть устроены в семьи лиц, которые:

— Признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

— Лишены родительских прав, если эти права не были восстановлены;

— Были усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями другого ребенка, но усыновление было отменено или признано недействительным, опеку, попечительство или деятельность приемной семьи или детского дома семейного типа было прекращено по их вине;

— Были осуждены за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, — в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 148, 150, 150-1, 164, 166, 167, 169, 181, 187, 324 и 442 УК Украины, или имеют непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение других преступлений;

— Находятся на учете или на лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере;

— Злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами;

— Страдают болезнями, перечень которых утвержден Минздравом в отношении лиц, которые не могут быть усыновителями;

— Являются инвалидами I и II группы, которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии нуждаются в постороннем уходе;

— Проживают на общей жилой площади с членами семьи, имеющими расстройства здоровья или поведение или образ жизни, что может негативно повлиять на здоровье ребенка, его физическое, психическое, моральное состояние или интеллектуальное развитие;

— Не имеют постоянного места жительства и постоянного заработка (дохода);

— Поведение и интересы которых противоречат интересам ребенка, которая может быть устроена в семью на воспитание.

С целью обеспечения полноценной жизни, всестороннего воспитания и развития детей, оставшихся без родительской опеки, государство реализует систему мер, направленных на защиту их прав и интересов и определяет формы устройства детей, лишенных родительской опеки. В Украине существует четыре формы семейного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. По их приоритетности перечень таков: усыновление, опека (попечительство), приемные семьи, детские дома семейного типа.

Усыновление предусматривает тайну. Усыновленные дети приобретают юридический статус родных детей по отношению к усыновителей со всеми правами и обязанностями для детей и родителей, закрепленными СК Украины.

Опека и попечительство может быть установлена как близкими или дальними родственниками ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и посторонними лицами. Если ожога устанавливают сторонние лица, они должны пройти специальное обучение. Опекунам выплачивается денежная помощь на ребенка в размере двух прожиточных минимумов.

Семья — это семья, которая добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от одного до четырех детей на воспитание и совместное проживание. Целью создания приемных семей является обеспечение надлежащих условий для воспитания в семейном окружении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Приемные дети устраиваются в семью до достижения 18-летнего возраста или до окончания обучения в профессионально-технических или высших учебных заведениях, но не позднее достижения ими 23-летнего возраста.

В отличие от усыновления и оформления опеки кандидаты на создание приемной семьи в обязательном порядке должны пройти курс подготовки, направленный на формирование у родителей осознанного отношения к социальной роли воспитателей ребенка-сироты. Организация и проведение обучения возлагаются на центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.

В случае успешного функционирования приемной семьи и получения рекомендации социального работника центра социальных служб, семьи может быть предложено создать детский дом семейного типа.

Любые действия по устройству детей, лишенных родительской опеки, должны совершаться исключительно в их интересах. Посредническая, коммерческая деятельность по усыновлению детей, передаче их под опеку, попечительство или на воспитание в семьи граждан Украины, иностранцев или лиц без гражданства запрещается законом.

studbooks.net

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Выявление и устройство детей, оставшихся без родительской опеки

Дети в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе со стороны государства и общества в целом.

Нормативно-правовое обеспечение по устройству детей, оставшихся без родительской опеки, составляет ряд международно-правовых актов, в частности: Женевская декларация прав ребенка 1924, Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959, Конвенция о правах ребенка 1989 г. . и др. Соответствующие нормы закрепляются в национальном законодательстве Украины — Конституции Украины, ЦК и СК Украины, специальных законах «Об охране детства», «О предупреждении насилия в семье», «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки «,» Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей «,» Об образовании «,» О социальных услугах «,» О социальной работе с семьями, детьми и молодежью «и других законодательных актах.

Дети, лишенные родительской опеки , — это дети, которые остались без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отнятием у родителей без лишения родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием наказания в местах лишения свободы и пребыванием под стражей на время следствия, розыском их ОВД, связанным с уклонением от уплаты алиментов и отсутствием сведений .о их местонахождение, длительной болезнью родителей, препятствующей им выполнять свои родительские обязанности, а также подброшенные дети, родители которых неизвестные, дети, от которых отказались родители, и беспризорные дети.

Ребенок-сирота — это ребенок, у которого умерли или погибли родители.

Выявлением и устройством детей, оставшихся без родительской опеки, занимаются органы опеки и попечительства в порядке, утвержденном Постановлением КМУ от 24 сентября 2008 № 866 «Вопросы деятельности, связанной с защитой прав ребенка».

Органами опеки и попечительства являются районные, районные в. Киеве и Севастополе госадминистрации, исполнительные органы городских, районных в городах, сельских, поселковых советов (далее органы опеки и попечительства), в соответствии с законодательством осуществляют деятельность по предоставлению статуса ребенка-сироты и ребенка , лишенного родительской опеки, устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, установления опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, по защите личных, имущественных и жилищных прав детей.

Непосредственное ведение дел и координация деятельности по защите прав детей, в частности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагаются на службы по делам детей.

Выявление детей, оставшихся без родительской опеки

Лица, которым стало известно о факте оставления ребенка без родительской опеки, обязаны немедленно сообщить об этом в службу по делам детей по месту обнаружения ребенка.

Служба по делам детей или исполнительный орган сельского, поселкового совета, в которых поступило сообщение о ребенке, который остался без родительской опеки, должны выяснить место нахождения ребенка, его возраст, сведения о родителях или лиц, их заменяющих, обстоятельства, при которых ребенок остался без родительской опеки, фамилия, имя, отчество и адрес лица, от которого поступило сообщение, и получить другую информацию, имеющую существенное значение.

В течение двух месяцев после обнаружения ребенка, который остался без родительской опеки, служба по делам детей по месту обнаружения ребенка вместе с администрацией заведения, к которому временно ее устроены, орган внутренних дел, здравоохранения принимает меры к установлению личности ребенка, места его обитания , сведений о родителях или лиц, их заменяющих, других родственников, места их жительства (пребывания) и организует работу по возвращению ребенка на воспитание в семью или учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, который она самовольно покинула, или обеспечивает подготовку документов для предоставления ей статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки.

Учет детей, оставшихся без родительской опеки, осуществляет служба по делам детей по месту жительства родителей ребенка или одного из них, с которым проживал ребенок до наступления обстоятельств, при которых она осталась без попечения родителей, независимо от места обнаружения ребенка, а детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, — служба по делам детей по месту происхождения ребенка.

В случае, когда родители ребенка или место их проживания не известны, ребенок, который остался без родительской опеки, берется на учет в службе по делам детей по месту обнаружения ребенка или местоположением заведения здравоохранения, в котором ребенка оставили.

Основанием для принятия решения о заключении ребенка на первичный учет является акт обследования условий пребывания ребенка, в котором отмечается факт отсутствия родительского попечения, или другие документы, подтверждающие факт оставления ребенка без родительской опеки.

Сведения о ребенке, которая поставлена на первичный учет, вносятся в единый электронный банк данных о детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей (далее — единый банк данных ).

Служба по делам детей по месту первичного учета ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, осуществляет ее сопровождение до достижения совершеннолетия или снятия ее с этого учета.

Служба по делам детей в случае изменения формы устройства ребенка передает ее личное дело с оригиналами документов по новому месту устройства. Перемещение ребенка, смена ее жизненных обстоятельств или состояния здоровья фиксируются в ее электронной учетно-статистической карточке.

На каждого ребенка-сироту и ребенка, лишенного родительской опеки, формируется личное дело, которое хранится в службе по делам детей в течение пяти лет после достижения ребенком совершеннолетия. По истечении этого срока личное дело передается в архив.

Решение о снятии ребенка с первичного учета принимается соответствующей службой по делам детей и оформляется приказом в случае:

— Возвращение ребенка на воспитание к родителям или одному из них;

— Достижение ребенком совершеннолетия;

— Приобретение ребенком или предоставлении ей полной гражданской дееспособности;

— Взятие ребенка на первичный учет по месту происхождения.

Ребенок считается снята с первичного учета,

с даты принятия соответствующего решения.

Информация о снятии ребенка с первичного учета вносится в книгу первичного учета детей, оставшихся без родительской опеки, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и единого банка данных.

2.2. Выявление, учет и защита детей, оставшихся без родительского попечения

Выявление детей, оставшихся без родительской опеки

Выявление детей, оставшихся без родительской опеки осуществляется таким образом (согласноПостановлению об осуществлении органами опеки и попечительства деятельности, связанной с защитой прав ребенка):

1. Лица, которым стало известно о факте оставления ребенка без родительского попечения, обязаны немедленно сообщить об этом в службу по делам детей по месту обнаружения ребенка.

2.Служба по делам детей или исполнительный орган сельского, поселкового или местного совета, куда поступило сообщение о ребенке, который остался без родительской опеки, должны выяснить местонахождение ребенка, его возраст, сведения о родителях или лицах, их заменяющих, обстоятельства, при которых ребенок остался без родительской опеки, фамилия, имя, отчество и адрес лица, от которого поступило сообщение, и другую информацию, имеющую существенное значение. Служба по делам детей в случае необходимости подает соответствующему центру социальных служб для семьи, детей и молодежи сведения о родителях ребенка или лиц, их заменяющих, и информацию об обстоятельствах, при которых ребенок остался без родительской опеки, для предоставления социальных услуг или осуществления социального сопровождение.

3.Председатель районного (городского, сельского, поселкового) совета или другое уполномоченное лицо исполнительного органа сельского, поселкового или местного совета в течение суток после поступления информации о ребенке, который остался без родительской опеки, передает ее службе по делам детей.

4. Все сообщения о детях, оставленных без родительской опеки, служба по делам детей регистрирует в журнале учета сообщений о детях, оставшихся без родительской опеки. Служба по делам детей, а в случае, когда ребенок обнаружен на территории города, села, поселка — исполнительный орган районного (городского, сельского, поселкового) совета совместно с работниками органов внутренних дел и здравоохранения в течение суток после поступления сообщения о ребенке, который остался без родительской опеки, проводят обследование условий его пребывания, состояния здоровья и выясняют обстоятельства, при которых ребенок остался без родительской опеки. По результатам обследования условий пребывания ребенка составляется акт, в котором указывается дата, место проведения обследования, сведения о ребенке, его родителей, других лиц, с которыми он проживает, условия содержания ребенка и состояние его здоровья, при каких обстоятельствах и по каким причинам ребенок остался без родительской опеки, а также меры, которые были приняты для защиты прав ребенка. Обследование условий пребывания не проводится в случае, если ребенок находится в учреждении здравоохранения, приюта для детей службы по делам детей, центре социально-психологической реабилитации детей.

5. Служба по делам детей направляет в течение семи дней со дня поступления уведомления запрос в отдел регистрации актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка с целью получения полного извлечения из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о регистрации рождения ребенка.

6. Если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства, которому стало известно об этом, принимает решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих. Для принятия решения о немедленном отобрании ребенка у родителей, служба по делам детей подает председателю районного, городского, сельского, поселкового совета соответствующее ходатайство. После поступления ходатайства председатель или другое уполномоченное лицо районного, городского, сельского, поселкового совета в течение одного дня рассматривает затронутый вопрос и принимает соответствующее решение. На основании решения районного, городского, сельского, поселкового совета, служба по делам детей вместе с криминальной милицией по делам детей, представителями учреждения здравоохранения принимают меры к отобранию ребенка у родителей и временно устраивают его в:

приют для детей службы по делам детей;

центр социально-психологической реабилитации детей;

социально-реабилитационный центр (учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки);

семьи граждан [15].

Выявление детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также несовершеннолетних, находящихся в неблагополучных условиях жизни, является одной из основных задач и обязанностей органов опеки и попечительства. Статья 24 Закона Украины «Об охране детства» распространяет такую ​​обязанность на всех граждан. Они устанавливают, что учреждения и лица, которым станет известно о несовершеннолетних сирот и оставшихся без родительской опеки, или о злоупотреблении родительскими правами, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по фактическому местонахождению лиц, подлежащих опеке и заботе. В свою очередь органы опеки и попечительства эту задачу должны выполнять в координации с другими заинтересованными органами и службами, то есть криминальной милицией по делам несовершеннолетних, службой по делам несовершеннолетних, учреждениями образования, здравоохранения, жилищно-коммунальными органами и т.п. Сейчас благодаря появлению криминальной милиции по делам несовершеннолетних серьезных изменения претерпевает и ситуация с профилактической работой среди несовершеннолетних. Школа и органы образования фактически отошли от работы с неблагополучными семьями, в частности по оздоровлению микроклимата данной категории семей, сбора и подготовки материалов на отобрание ребенка у родителей, злоупотребляющих родительскими правами, и лишения их родительских прав. Ослабили свои функции в этом отношении и участковые инспекторы районных отделов внутренних дел. Криминальная милиция по делам несовершеннолетних основное внимание сосредотачивается на работе с детьми и подростками, которые уже совершили правонарушения, преступления, то есть на фактах противоправной деятельности, а полномочия по выявлению функционально несостоятельных семей переведен на службы по делам несовершеннолетних [4].

Ведение учета детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения

В Украине осуществляется централизованный учет детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Законодательно определена обязанность руководителей учреждений, где находятся или воспитываются такие дети, о предоставлении информации о воспитанниках, оставшихся без попечения родителей, в местные органы по опеке га попечение с целью усыновления данной категории детей, передаче их под опеку или на воспитание в семье граждан. Относительно централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без опеки (попечительства) родителей, предусматривает, что руководители учреждений, в которых находятся, содержатся или воспитываются дети, обязаны в недельный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок осталась без опеки (попечительства) родителей, сообщить об этом отделы и управления государственных органов исполнительной власти, на которые возлагается непосредственное ведение дел по опеке и попечительству. Эти органы в месячный срок со дня поступления информации о указанных детей и в случае невозможности их усыновления, передачи под опеку (попечительство) или на воспитание в семьи граждан на территории данной или любой другой области Украины обязаны передать эту информацию Центра по усыновлению детей при Министерстве образования Украины для централизованного учета.

Учет детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки осуществляет служба по делам детей по месту происхождения ребенка. Сведения о ребенке, который остался без родительской опеки, собираются службой по делам детей в течение 10 дней после поступления сообщения о таком ребенке. Указанный срок может быть продлен по решению руководителя службы по делам детей, но не более чем на 25 дней. Служба по делам детей на основании собранных сведений о ребенке принимает решение, которое оформляется приказом, о постановке его на первичный учет детей, оставшихся без родительской опеки, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и вносит данные о таком ребенке в книгу первичного учета. Ребенок считается взятым на первичный учет, с даты принятия такого решения. Основанием для принятия решения о взятии ребенка на первичный учет является акт обследования условий пребывания ребенка, в котором отмечается факт отсутствия родительского попечения, или другие документы, подтверждающие факт оставления ребенка без родительского попечения.

Сведения о ребенке, который поставлен ​​на первичный учет, вносятся в единый электронный банк данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей. В едином банке данных сведения о каждом ребенке хранятся в электронной учетно-статистической карточке ребенка, составляется на основании документов, удостоверяющих личность ребенка. Служба по делам детей по месту первичного учета ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, осуществляет его сопровождение и снимает его с учета в случае:

возвращения ребенка на воспитание к родителям или одному из них;

достижения ребенком совершеннолетия;

приобретение ребенком или предоставление ему полной гражданской дееспособности;

взятия ребенка на первичный учет по месту происхождения.

Служба по делам детей в случае изменения формы устройства ребенка передает его личное дело с оригиналами документов по новому месту устройства. Перемещение ребенка, изменение его жизненных обстоятельств или состояния здоровья фиксируются в его электронной учетно-статистической карточке. На каждого ребенка-сироту и ребенка, лишенного родительской опеки, формируется личное дело, которое хранится в службе по делам детей на протяжении пяти лет после достижения ребенком совершеннолетия. По истечении этого срока личное дело передается в архив [15].

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в Украине

Законодательную базу по решению в Украине проблем детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляют положения Конституции Украины, Семейного кодекса Украины, Жилищного, Гражданского, Уголовного, Административного кодексов Украины, а также нормы Законов Украины «Об образовании», «О государственной помощи семьям с детьми» и «Об охране детства». В последние годы принят ряд Указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины, а именно:

1. Закон Украины «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей», 2005 г. (вступление в силу 01.01.2006 г.);

2. Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», 2005 г.;

3. Указ Президента Украины «О первоочередных мерах по защите прав детей», 2005;

4. Постановление Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1994 № 267 «Об утверждении положения о детском доме семейного типа»;

5. Постановление Кабинета Министров Украины от 28.01 2004 «Об утверждении Типичного положения о центре социально-психологической реабилитации детей».

Положения статьи 52 Конституции Украины указывает, что дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его. Любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются законом. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагается на государство. Государство поощряет и поддерживает благотворительную деятельность в отношении детей [13].

Одним из самых важных международных документов, которые подписала Украина является Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г. И Европейская Конвенция о признании и исполнении решений по опеки над детьми и о возобновлении опеки над детьми от 20.05.1980 года. Если Конвенция о правах ребенка носит общий характер, то Европейская Конвенция более узкую сферу действия – опека и попечительство над детьми. Но обе Конвенции определяют, что «ребенок, в последствие его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Однако пока что государственная система опеки и попечительства в Украине не соответствует реалиям сегодняшнего дня и не обеспечивает в полном объеме гарантии прав ребенка согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Европейской Конвенции. Конвенция ООН о правах ребенка подчеркивает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном кругу, в атмосфере счастья, любви и понимания. Более 50 тыс. таких детей пребывают в государственных воспитательных учреждениях, состояние которых за последние годы ухудшилось в следствие кризисной ситуации в экономике и нехватки средств в бюджете. К тому же морально-психологический климат в таких учреждениях не способствует полноценной социализации ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Специальными психологическими исследованиями подтверждено, что воспитанники интернатных учреждений отличаются от детей, которые воспитываются в семьях, по состоянию здоровья, развитию интеллекта и личности. Поэтому законодательство Украины нуждается в значительном усовершенствовании в части обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, семейным содержанием и воспитанием [12].

Следовательно, Украина принимает активное участие в международном сотрудничестве по вопросам опеки и попечительства. За время своей независимости Украина заключила много международных договоров с другими государствами о правовой помощи. Однако, большинство этих договоров, а также Конвенция ООН о правах ребенка носят декларативный характер. Ратифицировавши данную Конвенцию, Украина тем самым, обосновываясь на первостепенности общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, признала приоритет интересов ребенка в обществе и необходимость особенной заботы о социально незащищенных детях, в частности, детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

В последнее время в Украине происходят коренные изменения в системе опеки над детьми, которые имеют статус сирот. Новыми важными функциями социальных служб для детей, семьи и молодежи становится их участие в создании и обеспечении функционирования семейных форм воспитания для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. На этом новом направлении социальной работы много чего ещё не определено, проходит проверку практикой, нуждается в усовершенствовании. Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении, независимо от того, может ли его биологическая семья обеспечить нормальные условия жизни и воспитания, выполняют ли надлежащим образом родители свои обязанности. В отношении детей, которые по определенным жизненным обстоятельствам лишились родительского попечения, то обязанность обеспечения их развития и воспитания берет на себя государство. Приоритетом в устройстве таких детей Семейным кодексом Украины, законами Украины «Об охране детства», «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения» определено именно семейное воспитание. Развитие семейных институтов устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые в последние годы приобрел общегосударственного значения, является жизненно необходимым условием воспитания детей, которые лишены возможности воспитываться в биологической семье. Усыновление и оформление опеки (попечительства) в Украине были и остаются общепринятыми формами устройства судьбы ребенка-сироты. Вместе с тем приобретает развитие и альтернативные формы, в первую очередь это касается развития семейных форм устройства таких детей: детских домов семейного типа и приемных семей.

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов в организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями. В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье). По моему мнению, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеева Л.С. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Алексеева Л.С. — М., 2008. – 364 с.

Боровик В.Г. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей // Справочник руководителя образовательного учреждения / Боровик В.Г. – М., 2007. – 165 с.

Бреева Е.Б. Дети в современном обществе / Бреева Е.Б. — М., 2008. – 262 с.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей [Электронний ресурс] / Режим доступа: http://www.pravanet.ru/content/view/1384/159/

Декларація прав дитини [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_384

Державний комітет статистики України [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/

Житловий кодекс України [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5464-10

Закон України «Про основи соціального захисту бездомних осіб і безпритульних дітей» [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2623-15

Закон України «Про охорону дитинства» [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2402-14

Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – К., 2010. — 224 с.

Климантова Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособ. / Климантова Г.И. — М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 192 с.

Конвенція ООН про права дитини [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_021

Конституція України [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр

Лиханов А.П. Дети без родителей / Лиханов А.П. – К., 2010. – 592 с.

Наказ «Про затвердження правил опіки та піклування» [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0387-99

Повышение эффективности работы по сокращению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет увеличения количества семейных форм их устройства [Электронний ресурс] / Режим доступа: http://www.usynovite.ru/experience/efficiency/

Прихожан А.М. Дети без семьи / Прихожан А.М., Толстых Н.Н. – СПб.: Питер, 2009. — 400 с.

Прихожан А.М. Психология сиротства / Прихожан А.М., Толстых Н.Н. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.

studfiles.net