Чем различаются право и закон

Понятие права

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

Общеобязательность

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Системность и иерархичность строения

Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

Регулирующее воздействие права

Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Установление и обеспечение права государством

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Однако было бы неверным связывать обеспечение права только с государственным принуждением. Его абсолютизация принижает значимость права как меры свободы человека, способного в рамках общественно необходимых границ и ориентиров инициативно преобразовывать окружающую действительность, создавая материальные, духовные и социальные ценности. Ведь основное назначение права состоит в предупреждении и преодолении критических состояний на основе справедливой, на началах равенства, организации общественной жизни. Принуждение используется лишь в крайнем случае. Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением не добьешься реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Кроме внешних, необходимо выделить внутренние факторы, обеспечивающие реализацию правовых установлений (самообеспечение нрава). К ним относятся различного рода правовые стимулирующие средства (поощрения, рекомендации и т. д.). Устанавливая их, государство оценивает определенное поведение как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права сказывается на потребностях, интересах, мотивах и установках человека, меняется ценностная ориентация личности. Кроме того, внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.

Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Право в конечном счете есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.

Понятие и признаки права

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тог далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

  • необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;
  • необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;
  • необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.
  • Праву присущи следующие специфические признаки.

    1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.

    2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

    Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

    3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

    4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

    5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

    Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

    Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

    Рис. 1. Соотношение права и закона

    «Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

    • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
    • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

    www.grandars.ru

    Право и закон

    Реферат по дисциплине «Философия права»

    Работу выполнил студент Захаров Д.В.

    Профессиональный институт управления

    Введение

    Идея права является одним из фундаментальных ценностных оснований современной цивилизации. Основное отличие права от закона можно проследить не только качественно, но и количественно. Объем содержания права (ius) всегда будет шире закона (lex). Закон только лишь санкционирует право придавая тем самым ему общеобязательную юридическую силу, но право не ограничивается законами.

    Как писал М.Т. Цицерон «Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из неправа или благо из зла, честное из позорного».[1]

    Даже самый совершенный закон работает только тогда, когда он реализовывается, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”. Законность, в свою очередь, является одной из важнейших категорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его всех его граждан.

    В первой части реферата рассматривается роль и принципы права в современном обществе. Во второй рассматривается сущность правопорядка как цели и результата правового регулирования общественных отношений. В третьей части определяется соотношение законности, правопорядка и демократии, исходя из того, что правопорядок является результатом действия законности, реализованной свободы участников правоотношений.

    Глава 1. Роль права в современном обществе

    Сегодняшнее общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, взаимообуславливающую, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, ценностными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его частей оно не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые напрямую связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, безусловно является право.

    Право возникает в обществе как результат его развития и объективной потребности усложнившейся внутренней организации и проявившихся противоречий. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает правовой порядок, устойчивое развитие, стабильность и организованность.

    Возникнув в силу объективных исторических причин, право начинает активно взаимодействовать с человеческим обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие и совершенствование. Поэтому право не может быть развито выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним в исторической перспективе. Вместе с тем право включает в себя все социально значимое от обычаев, господствующих в обществе морали, принципов и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и в определенный момент получает возможность активно воздействовать на него.

    Современные тенденции развития нашей страны придают особое значение ценности права. Изменение системы социальных ориентиров, ценностей и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни общества. Изменяется и право, роль которого возрастает. Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой – само активно выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно осуществить назревшие преобразования.

    Ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально значимых, справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

    Можно перечислить следующие основные проявления ценности права для общества.

    Право обладает самодостаточной инструментальной ценностью. Оно придает действиям граждан организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность не только со стороны власти, но и в ряде случаев самого общества. Право вносит элементы упорядочения и предсказуемости в общественные отношения, делает их более цивилизованными. Современное общество не может полноценно без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение и потребление. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи природе данного политического строя. Оно выступает мощным средством государственного управления и воздействия.

    Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию таких отношений, в которых заинтересованы не только отдельные индивиды, но и всё общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов и потребностей. Право ни в коем случае не нивелирует частный интерес отдельно взятого индивида, не подавляет его, а сообразует с общим интересом всего общества. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием интересы.

    Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы отдельно взятой личности в обществе. При этом ценность самого права состоит в том, что оно не свободу обозначает вообще, но определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, самоуправства, бесконтрольности отдельных индивидов и групп.

    Право и свободы неотделимы друг от друга. Справедливым считается утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, необходимая и достаточная мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода, ограниченная лишь свободой других.

    Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости в данном обществе на данном отрезке его истории. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, социального статуса и достатка. Значимость права для утверждения принципов справедливости очевидна. Это дает основание для вывода о том, что право есть не что иное, как нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Право по своему назначению и природе противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение.

    Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубочайший личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и общества в целом.

    Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманистическими началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей. » является максимой в праве.[2]Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности от произвола других. В нынешних условиях именно на право возлагают надежды многие слои населения в плане защиты своих интересов от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений.

    Ценность права заключается и в том, что оно выступает одним из факторов его прогресса, источником обновления общества в соответствии с текущим историческим ходом общественного развития. Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов, демократии. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения, взаимодействия и деятельности.

    Очевидно, что в существующих условиях право приобретает поистине глобальное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного, межнационального и межэтнического характера. Обладая свойствами социального регулятора, право является эффективным инструментом достижения мира и согласия, снятия напряженности в социуме.

    В заключении хотелось бы отметить, что кардинальное демократическое преобразование нашего государства, достижение в нем мира, согласия, общественно спокойствия и справедливости люди все чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами и свободами человека. Убежденность гражданина в справедливости права предопределяет существенным образом его гражданскую активность, которая является высшим структурным элементом правовой культуры современного гражданского общества.

    1.1. Понятие права

    Право — это система, состоящая из норм (привил поведения, обычаев), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений, допустимых при повседневном использовании в обществе.

    К основным признакам права можно отнести:

    Нормативность. Диктуемые государством властные предписания можно разделить на две группы — индивидуально-правовые и нормативные. Первые являются конкретными указаниями, вторые — правилами общего характера. Право является системой норм, то есть не конкретных указаний — кому, что, когда и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения в типичных же ситуациях. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, векторами правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение отдельно взятого индивида, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, единообразием и повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

    Общеобязательность. Не правовые социальные нормы носят региональных характер, замыкаясь своим действием в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого отдельно взятого индивида, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права, все находятся в его поле. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования, все субъекты несут ответственность. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию государства, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для самого государства. Иногда нормы права регулируют очень узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени, или только на определенной территории. Общеобязательность права создает основу для ликвидации какой-либо дискриминации, неравенства перед судом. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, порядка, единства, единообразия, равенства, принципиальной одинаковости.

    Императивность. Обязательность права не зависит от усмотрения, взглядов, убеждений или согласия отдельных граждан подчиняться правовому воздействию. Кроме того, право обладает безусловным приоратом в системе социальных норм общества. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно существующие правовые нормы.

    Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, приказах, постановлениях, распоряжениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица, название и т.п.).

    1.2. Основные принципы права

    В существующей правовой системе принципы права играют определяющую роль:

    Принципы права можно представить как костяк права. Принципы права обеспечивают непротиворечивость самого права и его логики, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие этим принципам.

    Значение принципов в правовой системе определяется тем, что конкретно они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды среди граждан. Такие принципы права позволяют хорошо ориентироваться в правовой системе.

    В некоторых случаях принципы права могут служить основанием и ориентиром для разрешения конкретных юридических дел, устранения конфликтов. Судебный орган может сослаться при рассмотрении дела на определенные принципы права, а не на конкретный нормативный документ(закон, постановление и пр.), который не описывает поведение субъектов в той или иной ситуации.

    Сам перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права как правило изучаются общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права.

    Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические.

    Общесоциальные принципы права характеризуют общество в общем, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом как субъекта, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества. К ним можно отнести:

    Политические начала права (например, принципы демократии, разделения и независимости властей);

    Экономические начала права (например, свобода экономической деятельности, невмешательство органов государственной власти в управление коммерческих организаций и пр.);

    Нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

    Специально-юридические принципы характеризуют право с чисто юридической стороны, представляют собой базисы правового регулирования. К ним относят:

    Принцип равенства лиц перед законом;

    Принцип неотвратимости ответственности за вину и презумпцию невиновности;

    Принцип судебной защиты прав и свобод субъектов взаимоотношений;

    Принцип единства прав и обязанностей;

    Принцип сочетания убеждения и принуждения.

    Глава 2. Законность, как механизм правового регулирования отношений в современном обществе

    Прежде всего необходимо дать определение закону. Закон — нормативно-правовой акт, принимаемый законодательной властью, регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий отправные начала правового регулирования.[3]

    Интересно отметить характеристику, который дал закону античный мыслитель и философ Демокрит, он пишет «Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется».[4]

    К основным признакам Закона можно отнести следующие:

    Закон это разновидность нормативно-правовых актов. Он обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

    Первичный характер закона означает, что он происходит от представительного правотворческого органа власти, соответственно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе и не должны ему противоречить. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

    Высшая юридическая сила — один из ключевых признаков закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, в целях исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

    Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта, его не легитимности. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество и отличается от иных видов правотворчества.

    Закон регулирует самые важные общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация, права и обязанности граждан и т. д.

    Закон призван быть ведущим источником права в правовом демократическом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа государства. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного управления и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства.

    В этой связи особое внимание стоит уделить термину «законность», который является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права — от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике.

    В специальной юридической литературе законность рассматривается по-разному. Законность определяют как режим, принцип, способ, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.

    Так, Л.И. Спиридонов определяет законность как «. правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении правовых норм всеми ее участниками».[5]

    2.1. Понятие общественного и правового порядка

    Большое распространение получил взгляд на то, что правопорядок является реализованной законностью, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны, но есть определенные различия. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности субъектов правоотношений. Но сам «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего. Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок проявляется как результат реализации всех правовых указаний и предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а именно право, как более широкое понятие. Законность же — условие правопорядка.

    Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок — это порядок, организованность, устойчивость, стабильность, предсказуемость, предопределенность. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности определенных общественных отношений и устоев, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Правопорядок это по своей сути правовой порядок, состояние общественных отношений, которое запрограммировано правом.

    Правопорядок – это часть системы общественных отношений между членами общества, утвердившаяся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования урегулированных нормами права. Это такая же реальность, как всякие фактические отношения, существующие в обществе. Поэтому правопорядок – его социальная ценность. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве господствующего и тем самым «воспроизводится».

    Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следует режиму законности.

    Глава 3. Взаимосвязь правопорядка и законности

    Развертывание всего комплекса институтов государства в современном демократическом обществе значительно снижает отрицательное влияние и доминирование политической власти. Среди широкого комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо отметить, в частности, такие: мандат широких слоев общества на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие развитого муниципального самоуправления; подчиненность всех без исключения подразделений власти закону; независимое, сильное, правосудие.

    В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, или общественная организация, ни один человек не вправе посягать и ставить под сомнение исполнение законов. За его нарушение они несут неотвратимую и порой строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду прежде всего то, что все подзаконные акты должны строго соответствовать этому закону, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.

    Также недопустимо «нагружать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен изначально законодателем. Кроме того и все рядовые граждане страны должны в своем поведении руководствоваться законом и его нормами, его духом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

    Правовое государство также предполагает правовую устойчивость основного закона — Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение, уточнение и обновление. Именно по этой причине бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе.

    Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, так как это — основная категория правового государства. Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла соответствующие коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.

    С позиций личности человека и гражданина законность выступает прежде всего как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства, его органов и должностных лиц, так и от противоправных действий со стороны других лиц(обычных граждан). От состояния законности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии в целом. Поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности. Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как о ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры.

    Заключение

    Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор, как стали появляться первые зачатки права. Рассматривалась эта проблема множество раз как в рамках зарубежного, так и в рамках отечественной правовой мысли Последние, весьма острые и в такой же мере бесплодные по своим результатам споры в нашей стране приходились на 60-80-е годы, когда дисциплина и научная деятельность в области философии права велась не так активно и продуктивно, как на западе.

    Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но периодически, особенно в переходные периоды развития общества(авторитарное-переходное-демократическое), значительно обостряется. Причина этого усиления внимания заключается в том, что эта, проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

    Разумеется, эта значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы, суть которой кратко сводится к тому, что не все нормативные акты — законы исходят (издаются или санкционируются) от соответствующих правотворческих государственных структур и являются правовыми законами. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов — сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон полностью совпадают. Но есть также и законы, которые на первый взгляд не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.

    Каков же основной критерий «правового закона»? Какие законы можно рассматривать как соотносящиеся с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других — к разряду не правовых? Что делает одни законы правовыми, а другие — не правовыми?

    Эти и другие им подобные вопросы издавна занимали внимание отечественных и зарубежных юристов и философов. Однако однозначного ответа до сих пор не было найдено. Учеными-юристами и философами предлагались различные основания — критерии для разграничения права и закона, правовых законов и не правовых, но все они вызывали и вызывают лишь дальнейшие вопросы и дискуссии.

    Проблема остается не только не решенной, но и еще более усугубленной, приводящей к возникновению множества дискуссий в кругах учетны-юристов. Очевидно, ее удовлетворительное решение возможно лишь при использовании принципиально новой методологической и мировоззренческой парадигме и является делом отдаленного будущего.

    Список литературы

    Теория государства и права./ Мелехин А.В., М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009, 2-е изд.

    История философии./ Под ред. В.В. Васильева. — М.: Академический Проект, 2005. — 680 с.

    Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под.ред. О.Г. Данильяна. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 416 с.

    Дмитриев М.Э. Обзор и перспективы реформ в РФ // Леонтьевские чтения, выпуск 3 – 2005.

    Гегель Г.В.Ф. Философия права. С.247

    Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования.— Л.: Наука, 1970., — 664 с.

    Спиридонов Л.И. Теория государства и права.- М., 2001.- 304 c.

    [1] Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994.

    1. [2] История философии./ Под ред. В.В. Васильева. — М.: Академический Проект, 2005. С. 430

    [3] Философия права:Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под ред. О.Г. Данильяна. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 387

    [4] Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. — Л.: Наука, 1970. C. 254

    [5] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: 2001., С.135

    www.km.ru