2Система арбитражных судов российской федерации

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Тема 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

1 Краткая история развития арбитражных судов
2 Система арбитражных судов Российской Федерации
3 Кто и как может стать судьей арбитражного суда?
4 Состав арбитражных судов Российской Федерации
5 Задачи и функции арбитражных судов

Краткая история развития арбитражных судов в России

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями
не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в
административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в
создании специального органа по разрешению споров между государственными
предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы
арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при
областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован
государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины
и хозяйственного расчета.
Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).
В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.
После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об
арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Система арбитражных судов Российской Федерации

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127
Конституции РФ):
— Конституционный Суд Российской Федерации;
— суды общей юрисдикции;
— арбитражные суды.
Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.
Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии
с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах
в Российской Федерации». Ее составляют:
— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
— федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных
округов создано на территории России);
— арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный
орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Кто и как может стать судьей арбитражного суда?

Судьей арбитражного суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей.
При этом судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и другие судьи
Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных
судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность
Президентом РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов в
порядке, установленном федеральным законом.

Состав арбитражных судов Российской Федерации

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.
Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной
коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).
В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).
Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики
применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию
законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.
Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием
лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях и проводит другую работу.

Задачи и функции арбитражных судов

Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.
Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.
На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.
Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой
функции:
1) разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной
экономической деятельности;
2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических
данных о своей деятельности;
4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

sinref.ru

2Система арбитражных судов российской федерации

Арбитражные суды в РФ составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе РФ». Согласно этому Закону в РФ действует Высший Арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), 20 арбитражных апелляционных судов, арбитражные суды субъектов РФ.

1) Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектом РФ.

2) Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

3) Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

4) Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, ВАС РФ действует в составе:

  • Пленума ВАС РФ;
  • Президиума ВАС РФ;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе ВАС РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ.

shporiforall.ru

2. Система арбитражных судов. Система судебных инстанций

в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев

Система судебных инстанций в арбитражных судах существенно отличается от той системы судебных инстанций, которая свойственна системе судов общей юрисдикции и которая сделалась привычной в нашей стране за годы, прошедшие после Октябрьской революции 1917 г. В 1917 г. апелляционная инстанция в России была отменена как черта буржуазного судопроизводства. В настоящий момент апелляционный порядок пересмотра дел частично возвращен в систему судебных инстанций РФ. Однако в апелляционном порядке в РФ в настоящее время могут рассматриваться, кроме решений арбитражных судов, лишь приговоры, решения, постановления и определения мировых судей. Причем согласно порядку, установленному в ГПК РФ, постановление апелляционной инстанции, принятое в результате рассмотрения жалобы, представления на решение или определение мирового судьи, не может быть пересмотрено в кассационном порядке. Таким образом, в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции дело может быть пересмотрено либо только в апелляционном порядке, либо только в порядке кассации.

В отличие от этого, в арбитражном процессе РФ апелляционная и кассационная инстанция представляют собой как бы два этапа, две ступени процесса проверки законности и обоснованности решения суда, принятого в результате рассмотрения дела по первой инстанции. В связи с указанными особенностями в арбитражном процессе более четко сформулированы и проведены различия между этими инстанциями.

Все это в совокупности с последовательной реализацией принципа, согласно которому пересматривать дело не должен тот же самый суд, который вынес подлежащее пересмотру решение, приводит к существенным отличиям в построении системы арбитражных судов РФ (по сравнению с системой судов общей юрисдикции). Отличающим признаком является и построение взаимоотношений между звеньями судебной системы арбитражных судов РФ и системой судебных инстанций в арбитражных судах.

Система арбитражных судов состоит в настоящее время из четырех звеньев (хотя второе звено системы арбитражных судов – апелляционные суды – созданы и действуют в настоящее время еще не во всех судебных округах).

Самым нижестоящим звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» такое соотношение, когда на один субъект РФ приходится один арбитражный суд нижнего звена, не должно соблюдаться безоговорочно, во всех случаях. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Районных судов в системе арбитражных судов нет.

В то же время в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

В соответствии со ст. 43.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

Арбитражный суд субъекта РФ вправе рассматривать в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Ранее арбитражный суд субъекта РФ также рассматривал в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции. Сейчас эти полномочия передаются создаваемым Арбитражным апелляционным судам. В соответствии со ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды субъектов Российской Федерации будут рассматривать в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этих судах в первой инстанции, впредь до начала деятельности арбитражных апелляционных судов, которые будут осуществлять проверку судебных актов, принятых соответствующими арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации действует 10 судебных округов, состав которых определен ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». В частности, в состав Западно-Сибирского округа входят: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Такое построение судебной системы ориентировано на то, чтобы исключить местные воздействия, влияния на суд, осуществляющий проверку решений и постановлений нижнего звена системы арбитражных судов и в то же время освободить Высший Арбитражный Суд РФ от непосильной нагрузки по пересмотру судебных актов судов субъектов РФ.

В каждом судебном округе создается два арбитражных апелляционных суда. Так, в Западно-Сибирском судебном округе будут созданы:

— Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;

— Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, арбитражный апелляционный суд будет являться арбитражным судом, вышестоящим по отношению к арбитражному суду субъекта Российской Федерации.

Как следует из самого названия, арбитражный апелляционный суд будет проверять в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции. В то же время этот суд не может рассматривать дела по первой инстанции или проверять решения нижестоящего суда в кассационном порядке.

Единственным звеном судебной системы арбитражных судов, уполномоченным на осуществление проверки в кассационной инстанции законности (а сейчас, частично, и обоснованности) решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции и решений апелляционной инстанции, является федеральный арбитражный суд округа.

Всего в РФ создано и действует 10 таких судов – по одному на каждый федеральный судебный округ. Эти суды не рассматривают дел по первой инстанции и в апелляционном порядке.

Наконец, возглавляет систему арбитражных судов РФ Высший Арбитражный Суд РФ.

Высший Арбитражный Суд рассматривает в первой инстанции:

дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

Таким образом, практически каждое из звеньев системы арбитражных судов РФ связано с осуществлением деятельности в рамках только одной судебной инстанции (кроме Высшего Арбитражного Суда РФ, который вправе осуществлять деятельность как по первой инстанции, так и в порядке надзора).

Как уже было отмечено выше, и содержание соответствующих видов судебной деятельности в арбитражных судах существенно отличается от системы судебных инстанций, свойственной системе судов общей юрисдикции. Некоторые из этих отличий уже отмечены в разделе, описывающем виды судебных инстанций в РФ. Здесь мы рассмотрим соответствующие отличия подробнее.

1. Апелляционная инстанция в арбитражном процессе

В апелляционном порядке в арбитражных судах пересматриваются лишь решения арбитражных судов субъектов РФ, вынесенные ими в результате рассмотрения дела по первой инстанции. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ не подлежат апелляционному пересмотру.

В апелляционном порядке обжалуется решение, не вступившее в законную силу. Апелляционную жалобу на решение арбитражного суда вправе подать лица, участвующие в деле, в течение месяца со дня принятия арбитражным судом решения. Возможность принесения протеста не предусмотрена, поэтому прокурор, если он участвовал в деле, также приносит апелляционную жалобу.

В соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с некоторыми особенностями. К их числу можно отнести следующее:

1) к рассмотрению дела в порядке апелляционного производства не привлекаются арбитражные заседатели;

2) в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.

3) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными;

4) обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном ст. 70 АПК РФ, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции;

5) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При этом вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

2. Кассационная инстанция в арбитражном процессе

Отличается от общепринятого и кассационный порядок пересмотра дел, действующий в арбитражных судах.

В частности, в кассационном порядке в арбитражных судах пересматриваются решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, уже вступившие в законную силу.

Решения Высшего Арбитражного Суда РФ кассационному пересмотру не подлежат. Таким образом, решения Высшего Арбитражного Суда РФ могут пересматриваться только в порядке надзора.

Предметом рассмотрения в кассационной инстанции может быть как решение суда первой инстанции, так и определение апелляционной инстанции (а также и то, и другое). В уголовном процессе пересматривается в кассационном порядке только постановление апелляционной инстанции, соответственно приговор, не обжалованный в апелляционном порядке, не может стать предметом рассмотрения в кассационной инстанции. В гражданском процессе, напротив, решение апелляционной инстанции ни при каких условиях не может стать предметом кассационного пересмотра, поскольку такое решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в кассационном порядке не подлежит.

Лица, участвующие в деле (истец, ответчик, третьи лица, прокурор), вправе подать кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции в течение двух месяцев с момента вступления этих актов в законную силу.

Представление дополнительных доказательств в кассационную инстанцию не допускается.

В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции, как правило, не выходит за пределы жалобы и проверяет только правильность применения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.

При этом независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

В то же время нельзя больше сказать, что арбитражный суд кассационной инстанции не обращает никакого внимания на ссылки на необоснованность предыдущих судебных актов, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции должен проверить, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (то есть проверить обоснованность решения).

3. Надзорная инстанция в арбитражном процессе

Вступившие в законную силу решения и постановления всех арбитражных судов РФ могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по представлению прокурора.

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (то есть, если дело уже не может быть пересмотрено по инициативе заинтересованных лиц в апелляционном или кассационном порядке).

Надзорное производство осуществляется в несколько этапов.

1) Оно возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

2) Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3) Заявление или представление после его принятия к производству рассматривается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора (либо может направить дело в федеральный арбитражный суд округа для пересмотра его в кассационном порядке – если нет оснований для пересмотра дела в порядке надзора, но имеются нарушения закона, а дело раньше не рассматривалось в кассационном порядке).

4) Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации непосредственно пересматривает судебные акты в порядке надзора.

В соответствии со ст. 304 АПК РФ надзорная инстанция может отменить или изменить судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) препятствует принятию законного решения по другому делу;

3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

www.vuzllib.su

Электронная библиотека

Судебная власть представляет собой деятельность уполномоченных специальных государственных органов по осуществлению правосудия. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных законами к их компетенции.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются:

· федеральным конституционным законом «О судебной системе в РФ»;

· федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ»;

· иными федеральными конституционными законами.

Порядок судопроизводства арбитражных судов в РФ определяется:

· Арбитражно-процессуальным кодексом РФ.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:

· равенства организаций и граждан перед законом и судом;

· состязательности и равноправия сторон;

· гласности разбирательства дел.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (рис. 1.1):

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

· федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе ВАС РФ по решению Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

· дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

· экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет следующие полномочия:

· в порядке надзора рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов;

· регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей кассационной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если имеются основания для пересмотра постановления, принятого по Существу заявленного спора

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

На территории Российской Федерации действует 10 федеральных арбитражных судов округов.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

На территории Российской Федерации действует 20 арбитражных апелляционных судов. Их территориальная юрисдикция определена ст. 33.1 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Судьи арбитражных апелляционных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации: республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. В настоящее время действует 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Судьи арбитражных судов субъекта РФ назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета.

Заинтересованное лицо (иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования (например, федеральными законами «О связи», «О федеральном железнодорожном транспорте», «О почтовой связи») либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

По соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного акта, заканчивающего дело по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Обращение в арбитражный суд оформляется в форме (рис. 1.2):

В ходе судебного разбирательства арбитражный суд может принять следующие судебные акты (рис. 1.3):

Все судебные акты арбитражного суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Неисполнение судебных актов, а также невыполение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами

Дела в арбитражном суде первой инстанции могут рассматриваться судьей единолично, а также коллегиально в зависимости от содержания дела (рис. 1.4).

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК РФ

Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть ими и рассмотрено.

Замена судьи или одного из судей (после замены рассмотрение начинается сначала) возможна в случаях:

· удовлетворенного самоотвода или отвода судьи;

· длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе.

Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу, если он:

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие недопустимо;

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя;

· заинтересован в исходе дела или имеются другие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности;

· находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле или его представителя;

· делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.

Если в результате самоотводов или отводов невозможно сформировать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же арбитражном суде, дело передается в другой арбитражный суд того же уровня.

libraryno.ru